Рабочая программа 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Антонины Ивановны Исаевой»



Согласована: Утверждена:

Руководитель МО / _____________ / Директор / Линник И.А. /

Согласована: Приказ № …. от ……….2014г.

Зам. директора / ____________ /

Рабочая программа

по _биологии_9_а, б, г


количество недель 35, количество часов в год - ___70____ часов, количество часов в неделю __2__ часов

методическое объединение учителей ___биологии, химии, географии________________________

авторы - составители: ___Шаяхметова Надежда Евгеньевна_____________________________________



2014-2015 учебный год

Согласовано на заседании методического совета школы. Протокол от __________________

Рассмотрено на заседании методического объединения. Протокол от ___________________

г.Нефтеюганск

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» . Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Р.Ф., утвержденного приказом Минобразования Р.Ф.; федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Основная цель курса Биология: общие закономерности освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменение природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачи

Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письм через систему заданий,выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы

Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной,эмоциональной,

мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников, моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей,продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:

• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь:

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках - значение биологических терминов; в различных источниках - необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),

Структура курса

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Введение в основы общей биологии.

3

2

Основы учения о клетке.

11

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

5

4

Основы учения о наследственности и изменчивости.

11

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

4

6

Происхождение жизни и развитие органического мира.

4

7

Учение об эволюции.

11

8

Происхождение человека (антропогенез).

5

9

Основы экологии.

12

10

Заключение.

1



Перечень лабораторных работ



Л.р.№1 «Сравнение растительной и животной клеток»

Л.р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

Л.р. № 3. Решение генетических задач

Л.р. № 4. Изучение изменчивости у организмов



Перечень контрольных работ



Контрольная работа №1 Основы учения о клетке.

Контрольная работа №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов

Контрольная работа №3 Основы наследственности и изменчивости

Контрольная работа №4 Учение об эволюции

Контрольная работа №5 Происхождение человека

Контрольная работа №6 Основы экологии



Список литературы:

И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова Биология: 9 класс: учебник- М.:Вентана-Граф,2008г.

Т.А.Козлова, В.С.Кучменко Биология: 9класс: рабочая тетрадь-М.: Вентана-Граф,2008г.

И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова Биология: 9 класс: методическое пособие для учителя- М.:Вентана-Граф,2008

Г.В.Чередникова Биология: 9 класс: Поурочные планы: изд. «Учитель»,Волгоград,2009г.

Региональный компонент

Номер урока

Тема

3

Видовое многообразие в ХМАО

18

Влияние образа жизни на здоровье учащихся в ХМАО

29

Распространенность генетических заболеваний в ХМАО

34

Достижения селекционеров в ХМАО

40

История живой природы в ХМАО

53

Стоянки древнего человека на Южном Урале в ХМАО.

66

Меры по охране природы в ХМАО.











Календарно-тематическое планирование

№ уроков

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид

контроля

Корректировка

1.Введение в основы общей биологии (4 ч) 1- четверть

1.

1.Биология - наука о живом мире.

§1, вопросы 1 - 3

1

1-я неделя сентября

Урок актуализации знаний и умений

Биофизика, биохимия, генетика, бионика.

Научное исследование, научный факт, наблюдение.

Становление биологии как науки.

Знать:

Комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы.

Уметь:

Самостоятельно проводить научное исследование.

Текущий, фронтальный устный опрос

2.

2. Общие свойства живых организмов.

§ 2, заполнить таблицу

1

1-я неделя сентября

Комбинир. урок

Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность. Изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых: единый принцип организации, обмен веществ и энергии.

Особенности развития: упорядоченность. Постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.

Знать:

Свойства живого

Уметь выделять:

Особенности развития живых организмов

Текущий, фронтальный устный опрос

3.

3.Многообразие форм живых организмов.

§ 3, вопросы 1-3

Видовое многообразие (рег.ком)

1

2-я неделя сентября

Комбинир. урок

Основные понятия: таксон ,система, иерархия.

Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной классификации живых организмов. Царства живой природы

Знать:

Комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы.

Уметь:

Самостоятельно проводить научное исследование.

Текущий, фронтальный устный опрос

4.

4.Биологическое разнообразие вокруг нас.

Отчет по экскурсии, с.11 -12

1

2-я неделя сентября

Комбинир. урок

Знать:

Свойства живого

Уметь выделять:

Особенности развития живых организмов

Текущий, фронтальный устный опрос

Тема 2. Основы учения о клетке (10 часов)

5.

1.Цитология - наука о клетке. Многообразие клеток.

§4

1

3-я неделя сентября

Комбинир. урок

Клетка-основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы .

Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена.

Уметь:

Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

Текущий, фронтальный устный опрос

6.

2.Химический состав клетки.

§5, вопросы 1- 3

1

3-я неделя сентября

ИНМ и перв. закр.

Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны.

Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических молекул живого вещества.

Роль неорганических веществ: вода,минер.соли.

Уметь:

Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам

Называть неорганич и органич вещества клетки.

Характеризовать биологич значение микро и макроэлементов, биологич роль воды, солей неорганических кислот.

Текущий, фронтальный устный опрос

7.

3.Белки и нуклеиновые кислоты.

§6

1

4-я неделя сентября

ИНМ и перв. закр.

Белки, аминокислоты, их роль в организме.

Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура.

Уметь:

Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот.

Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.

Перечислять виды молекул РНК.

Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот.

Текущий, фронтальный устный опрос

8.

4. Строение клетки.

§7

1

4-я неделя сентября

Комбинир. урок

Органоиды, цпл, эу- и прокариоты.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Клеточное строение организмов как док-во их родства , единства живой природы. Вирусы - неклеточная форма жизни.

Уметь:

Различать по немому рисунку прокариот и эукариот.

Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки.

Текущий, фронтальный устный опрос

9.

5.Органоиды клетки и их функции.

§8 Лаб. раб. № 1 «Сравнение строения клеток растений, животных, бактерий»

Лаб. раб. №2

«Изучение клеток бактерий»

1

1-я неделя октября

Урок компл. применения ЗУН.

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, реснички, жгутики. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Уметь:

Называть функции основных органоидов клетки.

Текущий, фронтальный устный опрос

10.

6.Обмен веществ и превращение энергии.

§9

1

1-я неделя октября

ИНМ и перв. закр.

Ассимиляция, диссимиляция, фермент.

Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция - противоположные процессы.

Уметь:

Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.

Называть этапы обмена веществ, роль ,АТф и ферментов в о\в.

Характеризовать сущность процесса о\в

Текущий, фронтальный устный опрос

11.

7.Биосинтез белков в живой клетке.

§10

1

2-я неделя октября

ИНМ и перв. закр.

Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.

Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплиментарности. Реализация наследственной информации в клетке.

Уметь:

Давать определения понятиям ген, ассимиляция.

Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции.

Текущий, фронтальный устный опрос

12.

8.Биосинтез углеводов- фотосинтез.

§11

1

2-я неделя октября

Комбинир. урок

Питание, фотосинтез, фотолиз.

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза.

Уметь:

Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез.

Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла.

Характеризовать фазы фотосинтеза.

Текущий, фронтальный устный опрос

13.

9.Обеспечение клетки энергией.

§12, подготовиться к зачету

1

3-я неделя октября

Комбинир. урок

Гликолиз, брожение, дыхание.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.

Этапы энергетического обмена

Уметь:

Давать определение понятию диссимиляция.

Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание.

Перечислять этапы процесса диссимиляции.

Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ.

Описывать роль АТФ в обмене веществ.

Текущий, фронтальный устный опрос

14.

10.Обобщение по теме «Основы учения о клетке»

1

3-я неделя октября

Урок контроля и оценки знаний

Текущий, фронтальный устный опрос

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов)

15.

1.Типы размножения организмов.

§13

1

4-я неделя октября

Урок актуализации знаний и умений

Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты.

Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение - древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения

Уметь:

Давать определение понятию размножение.

Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

Текущий, фронтальный устный опрос

16.

2.Деление клетки. Митоз. л/р №2

§14

1

4-я неделя октября

Комбинир. урок

Митотический цикл, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды.

Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Деление клетки прокариот.

Уметь:

Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла.

Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза.

Текущий, фронтальный устный опрос

17.

3.Образование половых клеток. Мейоз.



§15

1

5-я неделя октября

ИНМ и перв. закр.

Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.

Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.

Уметь:

Узнавать и описывать по рисунку половые клетки.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения.

Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

Текущий, фронтальный устный опрос

18.

4. Индивидуальное развитие организма - онтогенез.

§16, с. 58 -59

Влияние образа жизни на здоровье учащихся (рег.ком)

1

5-я неделя октября

ИНМ и перв. закр.

Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Дробление, гаструляция, органогенез.

Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра)

Уметь:

Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития.

Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек.

Текущий, фронтальный устный опрос

19.

Обобщение по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

1

3-я неделя

ноября

Урок контроля и оценки знаний

Текущий, фронтальный устный опрос

Тема 4. Основы наследственности и изменчивости (11 часов)

20.

1. Из истории развития генетики

§17 .

1

3-я неделя

ноября

ИНМ и перв. закр.

Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Уметь:

Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип

Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

Текущий, фронтальный устный опрос

21.

2.Основные понятия генетики.

§ 18

1

4-я неделя

ноября

ИНМ и перв. закр.

Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей

Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет.

Уметь:

Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования.

Текущий, фронтальный устный опрос

22.

3.Генетические опыты

Г. Менделя.

§19, вопросы 1 - 4

1

4-я неделя

ноября

Комбинир. урок

Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип.

Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1.

Закон независимого наследования.

Уметь:

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания.

Текущий, фронтальный устный опрос

23.

4. Дигибридное скрещивание. л/р №3

§20, задачи в тетради

1

5-я неделя

ноября

Комбинир. урок

Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены.

Расположение генов : в одной или разных хромосомах. Линейное расположение генов.

Условие выполнения закона Т.Моргана.

Перекрест хромосом - источник генетической изменчивости.

Уметь:

Давать определения понятиям Гомологичные хромосомы, конъюгация.

Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.

Текущий, фронтальный устный опрос

24.

5.Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

§21

1

5-я неделя

ноября

Комбинир. урок

Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип.

Генотип - система взаимодействующих генов. Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков.

Уметь:

Приводит примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов.

Называть характер взаимодействия генов.

Описывать проявление множественного действия гена.

Текущий, фронтальный устный опрос

25.

6.Взаимодействие генов и их множественное действие.

§22

1

1-я неделя

декабря

ИНМ и перв. закр.

Гетеро- и гомогаметный пол, половые хролмосомы.

Наследственные заболевания , сцепленные с полом.

Расщепление фенотипа по признаку определения пола.

Закон сцепленного наследования.

Уметь:

Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Решать простейшие генетические задачи.

Текущий, фронтальный устный опрос

26.

7. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

§23

1

1-я неделя

декабря

ИНМ и перв. закр.

Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.

Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные.

Синдром Дауна. виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости.

Уметь:

Называть причины ,обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости.

Приводить примеры генных и геномных мутаций.

Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций.

Текущий, фронтальный устный опрос

27.

8.Наследственная изменчивость.

§24

1

2-я неделя

декабря

Комбинир. урок

Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции.

Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.

Уметь:

Давать определение термину изменчивость.

Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Анализировать содержание основных понятий.

Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов.

Текущий, фронтальный устный опрос

28.

9. Другие типы изменчивости. Лаб. раб. №5«Выявление генотипических и фенотипических изменчивости у организмов»

§25, сообщения

1

2-я неделя

декабря

Комбинир. урок

Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции.

Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.

Текущий, фронтальный устный опрос

29.

10.Наследственные болезни, сцепленные с полом.

§26

Распространенность генетических заболеваний (рег.ком)

1

3-я неделя

декабря

Комбинир. урок

Текущий, фронтальный устный опрос

30.

11.Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

1

3-я неделя

декабря

Урок обобщение и систематизации знаний,

контроля и оценки знаний

Текущий, фронтальный устный опрос

Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 часа)

31.

1. Генетические основы селекции организмов.

§27

1

4-я неделя

декабря

ИНМ и перв. закр.

Селекция.

Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений.

Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах.

Уметь:

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.

Анализировать содержание основных понятий.

Характеризовать роль учения Вавилова для развития селекции.

Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов.

Текущий, фронтальный устный опрос

32.

2.Особенности селекции у растений.

§28

1

4-я неделя

декабря

ИНМ и перв. закр.

Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, сорт.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методов селекции: гибридизация и отбор.

Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная , межсортовая и межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных растений.

Уметь:

Давать определение термину порода, сорт.

Называть методы селекции.

Приводить примеры сортов культурных растений.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Текущий, фронтальный устный опрос

33.

3. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

§29

1

5-я неделя

декабря

Комбинир. урок

Мутагенез, порода.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методов селекции животных: гибридизация и отбор. Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная , межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения домашних животных..

Уметь:

Давать определение термину порода, сорт.

Называть методы селекции животных.

Приводить примеры пород домашних животных.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Текущий, фронтальный устный опрос

34.

4.Особенности селекции животных.

§30

Достижения селекционеров (рег.ком)

1

3-я неделя

января

Комбинир. урок

Биотехнология, штамм.

Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х.,медицины,

Микробиологический синтез.

Уметь:

Давать определение термину биотехнология, штамм

Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Текущий, фронтальный устный опрос

35.

Основные направления селекции микроорганизмов.

§31

1

3-я неделя

января

ИНМ и перв. закр.

Текущий, фронтальный устный опрос

Тема 6.Происхождение жизни и развитие органического мира (4 часа)

36.

1.Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

§32, сообщения

1

4-я неделя

января

ИНМ и перв. закр.

Гипотеза, коацерваты, пробионты.

Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина.

Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Уметь:

Давать определение термину гипотеза

Называть этапы развития жизни

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.

Текущий, фронтальный устный опрос

37.

2.Современные представления о возникновении жизни на Земле .

§33

1

4-я неделя

января

Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты.

Этапы развития жизни Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Происхождение эукариотической клетки.

Уметь:

Давать определение термину гипотеза

Называть этапы развития жизни

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.

Текущий, фронтальный устный опрос

38.

3.Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

§34

1

5-я неделя

января

ИНМ и перв. закр.

Ароморфоз, идиоадаптация.

Изменение животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира в процессе эволюции

Уметь:

Давать определение термину Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты

Описывать начальные этапы биолгической эволюции

Текущий, фронтальный устный опрос

39.

4.Этапы развития жизни на Земле.

§35, создать презентацию «Этапы развития жизни на Земле»

1

5-я неделя

января

Комбинир. урок

Ароморфоз, идиоадаптация.

Изменение животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира в процессе эволюции

Уметь:

Давать определение термину Ароморфоз, идиоадаптация.

приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли.

Текущий, фронтальный устный опрос

40.

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

С. 131 - 132

История живой природы (рег.ком)

1

1-я неделя

февраля

Комбинир. урок

Текущий, фронтальный устный опрос

Тема 7. Учение об эволюции (11 часов.)

41.

1.Идея развития органического мира в биологии.

§36

1

1-я неделя

февраля

ИНМ и перв. закр.

Эволюция, искусственный отбор.

Предпосылки возникновения теории Дарвина.

Уметь:

Давать определение термину эволюция.

Выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина

Текущий, фронтальный устный опрос

42.

2.Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

§ 37

1

2-я неделя

февраля

ИНМ и перв. закр.

Наследственность, изменчивость, борьба за существование.

Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - движущие силы эволюции. Форы борьбы за существование.

Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора.

Уметь:

Давать определение термину Наследственность, изменчивость, борьба за существование.

Называть основные положения эволюционной теории Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование.

Текущий, фронтальный устный опрос

43.

3. Современные представления об эволюции органического мира.

§38

1

2-я неделя

февраля

Комбинир. урок

Адаптация, мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска.

Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптаций.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды - результат естественного отбора.

Уметь:

Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.

Приводить примеры приспособлений организмов к окружающей среде.

Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.

Текущий, фронтальный устный опрос

44.

4.Вид, его критерии и структура.

§39, заполнить таблицу

1

3-я неделя

февраля

ИНМ и перв. закр.

Факторы эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе.

Уметь:

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Текущий, фронтальный устный опрос

45.

5. Процессы видообразования

§40

1

3-я неделя

февраля

ИНМ и перв. закр.

Вид, виды-двойники, ареал, популяция.

Критерии вида. Совокупность критериев -условия обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.

Уметь:

Называть признаки популяции

Перечислять критерии вида

Анализировать содержание определения понятий вид, популяция.

Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции

Текущий, фронтальный устный опрос

46.

6.Макроэволюция результат микроэволюции.

§41

1

4-я неделя

февраля

ИНМ и перв. закр.

Микроэволюция.

Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы.

Виды изоляции.

Уметь:

Приводить примеры различных видов изоляции

Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования.

Текущий, фронтальный устный опрос

47.

7.Основные направления эволюции.

§42

1

4-я неделя

февраля

Комбинир. урок

Биологический прогресс и регресс.

Уметь:

Давать определения понятиям прогресс и регресс.

Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

Текущий, фронтальный устный опрос

48

8.Основные закономерности эволюции.л.р 6

§43, сообщения

1

1-я неделя

марта

Комбинир. урок

Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Уметь:

Давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Называть основные направления эволюции.

Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Различать понятия микро - и макроэволюция.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Текущий, фронтальный устный опрос

49.

9.Влияние деятельности человека на процессы эволюции видов. Лаб. раб. № 5 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы»

С. 160 - 161, подготовиться к обобщению.

1

1-я неделя

марта

Комбинир. урок

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Сохранение биологического разнообразия.

Уметь:

Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Текущий, фронтальный устный опрос

50.

10.Обобщение по теме «Учение об эволюции»

1

2-я неделя

марта

Урок контроля и оценки знаний

Текущий, фронтальный устный опрос

Тема 8. Происхождение человека (антропогенез) (5 часов)

51.

1. Эволюция приматов.

1

2-я неделя

марта

Урок компл. применения ЗУН.

Антропология, антропогенез.

Место и особенности человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличия от них.

Уметь:

Давать определения понятиям Антропология, антропогенез

Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными

Текущий, фронтальный устный опрос

52.

2.Доказательства эволюционного происхождения человека.

§45

1

3-я неделя

марта

Комбинир. урок

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными.

Уметь:

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

Текущий, фронтальный устный опрос

53.

3.Ранние этапы эволюции человека.

§46, заполнить таблицу

Стоянки древнего человека на Южном Урале. (рег.ком)

1

3-я неделя

марта

Комбинир. урок

Движущие силы антропогенеза.

Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая роль и социальная сущность человека.

Уметь:

Называть признаки биологического объекта - человека.

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

Перечислять факторы антропогенеза.

Текущий, фронтальный устный опрос

54

4.Поздние этапы эволюции человека.

§ 47,заполнить таблицу

1

1-я неделя

апреля

Комбинир. урок

Человеческие расы.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.

Уметь:

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.

Текущий, фронтальный устный опрос

55.

5.Человеческие расы, их родство и происхождение.

§48 , 49, с.183 - 184

1

1-я неделя

апреля

Комбинир. урок

Человеческие расы.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.

Уметь:

Доказывать единство человеческих рас.

Текущий, фронтальный устный опрос

56

6.Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

§48 , 49, с.183 - 184

1

2-я неделя

апреля

Комбинир. урок

Текущий, фронтальный устный опрос

.

Обобщение по теме «Происхождение человека (антропогенез)»

1

2-я неделя

апреля

Урок контроля и оценки знаний

Текущий, фронтальный устный опрос

Тема 9. Основы экологии (12часов)

57.

1.Условия жизни. Среды жизни и экологические факторы.

§50

1

3-я неделя

апреля

Комбинир. урок

Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации.

Взаимодействие факторов.

Уметь:

Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы.

Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

Текущий, фронтальный устный опрос

58.

2. Общие законы действия факторов среды на организмы.

§51

1

3-я неделя

апреля

ИНМ и перв. закр.

Абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Уметь:

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Текущий, фронтальный устный опрос

59.

3. Приспособленность организмов к действию факторов среды. Лаб. раб. №6 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

§52, сообщения

1

4-я неделя

апреля

Комбинир. урок

Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Уметь:

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Текущий, фронтальный устный опрос

60.

4.Биотические связи в природе.

§53

1

4-я неделя

апреля

Комбинир. урок

Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты.

Уметь:

Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Называть типы взаимодействия организмов.

Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп

Текущий, фронтальный устный опрос

61.

5.Популяции как форма существования видов в природе.

§54

1

5-я неделя

апреля

ИНМ и перв. закр.

Популяция.

Популяция - элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура

Уметь:

Называть признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяции.

Изучать процессы, происходящие в популяции.

Текущий, фронтальный устный опрос

62.

6.Функционирование популяции во времени.

§55

1

5-я неделя

апреля

ИНМ и перв. закр.

Популяция.

Популяция - элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе.

Уметь:

Называть признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяции.

Изучать процессы, происходящие в популяции.

Текущий, фронтальный устный опрос

63.

7.Сообщества .

§56

1

2-я неделя

мая

Комбинир. урок

Популяция, биоценоз, экосистема.

Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем. Классификация наземных экосистем.

Свойства экосистем: обмен и круговорот веществ. Видовое разнообразие - признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие.

Уметь:

Давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема.

Называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы.

Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.

Характеризовать структуру наземных и водных экосистем.

Текущий, фронтальный устный опрос

64.

8. Биогеоценозы, экосистемы и бирсфера.

§57 Лаб. раб. №7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

1

2-я неделя

мая

Урок комплекс. применения ЗУН

Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Средообразующая деятельность организмов.

Уметь:

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

Описывать биохимич циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду.

Объяснять значение круговорота веществ

Составлять схемы пищевых цепей.

Текущий, фронтальный устный опрос

65.

9.Развитие и смена биогеоценозов.

§58

1

3-я неделя

мая

ИНМ и перв. закр.

Экологическая сукцессия, агроэкосистемы.

Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессия.

Продолжительность и значение экологической сукцессии. Особенности агроэкосистем.

Уметь:

Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии.

Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях.

Описывать свойства сукцессии.

Текущий, фронтальный устный опрос

66.

10 Основные законы устойчивости живой природы.

§59

Меры по охране природы (рег.ком)

1

3-я неделя

мая

Комбинир. урок

Биосфера.

Биосфера - глобальная экосистема. Границы, компоненты и свойства биосферы.

Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Уметь:

Давать определения понятиям биосфера.

Называть признаки , структурные компоненты и свойства биосферы.

Характеризовать живое, косное и биокосное вещество биосферы.

Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Текущий, фронтальный устный опрос

67.

11.Биосфера как глобальная экосистема. Экологические проблемы.

§60 Лаб. раб. №10«Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»»

Записи в тетради

1

4-я неделя

мая

ИНМ и перв. закр.

Природные ресурсы.

Последствия хоз деятельности человека в экосистемах. Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологического разнообразия. Классификация природных ресурсов.

Уметь:

Называть антропогенные факторы влияния на биогеоценозы

Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых при родных ресурсов

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы

Текущий, фронтальный устный опрос

68.

Биосфера как глобальная экосистема. Экологические проблемы.

§60 Лаб. раб. №10«Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»»

Записи в тетради

1

4-я неделя

мая

ИНМ и перв. закр.

Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.

Уметь:

Называть современные экологические глобальные проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы.

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы

Текущий, фронтальный устный опрос

69

1. Заключение по курсу «Основы общей биологии».

1

5-я неделя

мая

Урок контроля

Текущий, фронтальный устный опрос

70.

1. Заключение по курсу «Основы общей биологии».

1

5-я неделя

мая

Урок контроля

Текущий, фронтальный устный опрос







© 2010-2022