• Преподавателю
  • Биология
  • Статья Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии-необходимое условие развития метапредметных результататов

Статья Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии-необходимое условие развития метапредметных результататов

Одной из важнейших целей образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) является формирование учебной деятельности. Глобальные процессы информатизации общества: увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению....
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии - необходимое условие развития метапредметных результатов


Исаева Жанна Николаевна,

учитель биологии,

МБОУ СОШ № 10 г. Апатиты

Мурманская область

Одной из важнейших целей образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) является формирование учебной деятельности. Глобальные процессы информатизации общества: увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки - поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный», характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Очевидно, что умение читать одинаково важно для обучающихся, находящихся на различных ступенях образования. Но обладают ли школьники, получившие основное общее образование, вышеперечисленными умениями? Ответом на этот вопрос можно считать, в том числе и исследования Международной программы PISA(Programme for International Student Assessment). В России в данном исследовании участвовали 213 образовательных учреждений из 45 субъектов РФ. В международных исследованиях оцениваются учебные достижения, в том числе функциональная грамотность 15-летних школьников в области чтения и понимания текстов (грамотность чтения). И хотя эти исследования не дают полной картины учебной подготовленности школьников, они позволяют выявить общие тенденции, сильные и слабые стороны Российского образования, наметить пути более эффективного достижения поставленных целей.

В декабре 2010 г. стали известны итоги ее 4-го цикла (PISA-2009): результаты России в турнирной таблице из 65 стран - участниц оказались статистически ниже среднего балла: 41 - 44 место. Измерялись успехи и неудачи наших школьников по читательской грамотности - способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.

Анализ результатов международных тестирований показывает, что пока отечественная система обучения не обеспечивает отвечающую современным мировым требованиям достаточную готовность школьников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Российские учащиеся в своем большинстве не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний, во всяком случае, на уровне тех требований, которые предъявляются в международных обследованиях.

В условиях современной модернизации образования одной из главных дидактических проблем обучения (независимо от преподаваемого предмета) в свете реализации ФГОС основного общего образования (ООО) становится формирование умений смыслового чтения. Во ФГОС основного общего образования данная позиция отражена в концепции универсальных учебных действий (УУД).

Блок познавательных УУД включает общеучебные умения, составной часть которых является и смысловое чтение. На ступени ООО установлены планируемые результаты освоения 4 междиплинарных учебных программ, в том числе программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом», направленной на достижение метапредметных результатов и включающей следующие направления работы с текстом:

  • Поиск информации и понимание прочитанного;

  • Преобразование и интерпретация информации;

  • Оценка информации.

Умения смыслового чтения тесно связаны с умениями работать с информацией. Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критические), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста.

Каждое из обозначенных в программе направлений работы с текстом вмещает в себя ряд умений смыслового чтения, которые необходимо формировать поэтапно, на базе рационально организованной учебной деятельности. Основные особенности организации смыслового чтения представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Особенности организации смыслового чтения

Этапы формирования умений смыслового чтения

Смысло - ориентирующий

Содержательно - смысловой

Рефлексивно - личностный

Основные приемы организации учебной деятельности

Поиск, выявление, сопоставление информации

Обобщение, интепритация, преобразование информации

Оценка и использование информации для решения практико - ориентированных задач

Основные умения смыслового чтения

  • Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде.

  • Определять из текста значение терминов.

  • Сопоставлять информацию из разных частей текста.

  • Устанавливать в тексте последовательность дейтвий.

  • Выделять главную мысль отдельных частей текста.

  • Делать выводы на основе информации из текста.

  • Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот.

  • Ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте.

  • Выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.

  • Применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации.

  • Интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации из текстов.

  • Самостоятельно конструировать новую (или существенно измененную) по отношению к тексту ситуацию.

Результаты смыслового чтения

Общая ориентация в тексте

Глубокое понимание текста

Применение полученной информации в практической деятельности


Учителям биологии предстоит работа, для осуществления которой необходимо понимать, что грамотное - в широком смысле слова - чтение лежит в основе всей деятельности человека как в период его обучения в школе, так и в будущем.

Чтобы смысловое чтение и работа с текстами на уроках биологии и во внеурочной деятельности способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей (а для этого следует разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним); включить учащихся в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; дать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу в учебной деятельности.

Проблема обучения смысловому чтению и работы с текстом на уроках биологии и во внеурочной деятельности действительно актуальна и требует особого внимания.

Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи всех школьных предметов. Немаловажную роль в данном процессе играет предмет биология. В примерной программе: «Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: … умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую…».

Среди заданий ГИА есть такие, которые проверяют эти умения. Однако, как показывает практика, зачастую эти учебные действия у учащихся недостаточно сформированы. Примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения.


  1. Прием «Дополни определение»

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение (например, «живой организм», «питание», «раздражимость», «выделение», «развитие» и др.) Дополнить это определение основными признаками, перечисленными в тексте.


  1. Прием «Сконструируй определение»

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Учащимся предлагается возможность самим «сконструировать» понятие (например, предложить сконструировать понятие «обмен веществ», сопоставив информацию из нескольких предложений текста.


  1. Прием «Установление соответствие»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте.

Более простой вариант работы с понятиями и их определениями представлен в виде упражнения на установление соответствия между понятием и его определением (таблица 2).

Таблица 2

Пример задания на установление соответствия

Понятие

Определение понятия

  1. Выделение

А. Способность живых организмов реагировать на изменения в окружающей среде

  1. Раздражимость

Б. Поступление в организм кислорода и использование его для расщепления сложных веществ с высвобождением энергии

  1. Размножение

В. Изменение в строении организма или его отдельных частей

  1. Развитие

Г. Процесс воспроизведения организмом себе подобных

  1. Дыхание

Д. Процесс поступления, преобразования и выделения веществ в организме с образованием энергии

  1. Обмен веществ

Е. Процесс удаления вредных веществ, образуемых в процессе жизнедеятельности организма


  1. Прием «Ответы на вопросы»

Цель: сформировать умение грамотно строить ответ, исключив «излишнюю многословность», научить давать краткие и точные формулировки.

Учащимся предлагается задания следующего типа: «Изучите текст учебника. Самостоятельно сформулируйте точные ответы на вопросы (левый столбик таблицы). Запишите ответы в тетрадь, используя «подсказки» (правый столбик таблицы)». Пример задания приведен в таблице 3.

Таблица 3

Примеры заданий для самостоятельной работы

Вопросы

Частичные ответы

Какие изменения происходят с веществами, поступающими в живой организм?

Какое значение эти преобразования имеют для организма?

Какую роль выполняет дыхание в процессе обмена веществ?

В организме из ___________________ веществ образуются ___________________, которые нужны для ____________________________. Сложные вещества ____________ на ___________, при этом освобождается ____________________ для _________________.

В процессе _________________________ в организм поступает _________________, который необходим для распада _____________ веществ и выделения ______________________.


  1. Прием «Составь задание».

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Для проектирования таких заданий ученик должен хорошо потрудиться. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики или минигруппы могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.


  1. Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.

Этот прием может быть использован на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии - для демонстрации понимания пройденного. (см. таблицу 4)

Таблица 4

"Тонкие" вопросы

"Толстые" вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Что?

Кто?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...?


Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?


  1. Прием «Кластер»

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Учащимся предлагается составить кластер вначале из выделенных слов, а затем - дополняя его недостающими понятиями по мере изучения темы. Например, при изучении темы «Царства живой природы» учащиеся сначала вписывают названия царств, а затем краткую характеристику. Пример кластера представлен в схеме 1.

Схема 1.

Кластер по теме «Царства живой природы»




Кластеры - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры - это графический приём систематизации материала. Вот как описывают данный приём С. И. Заир-Бек и И. В. Муштавинская: «Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре - это наша тема, вокруг неё планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты - спутники, у них - свои спутники». Этот приём можно использовать на стадии вызова и рефлексии


  1. Прием «Усовершенствование учебника»

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Данные задания носят творческий характер. Отличительной чертой этой группы заданий является их конструирование на основе нетекстовых ситуаций. Используются новые и чаще всего практико - ориентированные ситуации, к анализу которых необходимо применить знания., полученные из соответствующих информационных блоков. Учащимся предлагается обратить внимание на рисунки учебника и предложить свой (более полный) вариант иллюстраций к данной теме.


  1. Прием «Задай вопрос»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.

Учитель провоцирует ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос - это уже наполовину полученный ответ. А. Гин предлагает следующий алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Можно дать ученикам несколько иное задание. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Или - используя словесную формулу Цицерона: «КТО? ЧТО? ГДЕ? ЧЕМ? ЗАЧЕМ? КАК? КОГДА?», составьте вопросы к параграфу.

Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал. Зачастую оценка за красивый и лаконичный вопрос гораздо весомее, чем вызубренный по учебнику ответ. Согласитесь, составить вопрос не так уж и просто.


  1. Прием памятки на полях «Инсерт»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте.

Данный прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.

ИНСЕРТ - это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. Учащиеся в ходе чтения отмечают на полях знакомую информацию, новую информацию, а также ту информацию, которая противоречит имеющимся знаниям. После чтения рекомендуется заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Работа с таблицей позволяет проанализировать текст повторно и развивает у школьников такие умения, как перевод обширной информации в лаконичную табличную форму. Этот приём применяется на стадии осмысления. Важным этапом работы станет обсуждение в классе записей в таблице.

По мере изучения текста учащиеся ставят карандашом пометки на полях:

+ Я это уже знал

- Я это не знал

? У меня возник вопрос

! Меня это удивило


  1. Прием «Верные и неверные утверждения».

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания. Например, при изучении темы «Классы рыб»:

  • Говоря об уверенном в себе человеке, мы говорим: чувствует себя " как рыба в воде".

  • Имеют обтекаемую форму тела.

  • Рыба может поворачивать голову вправо и влево.

  • Тело рыбы покрыто чешуей и слизью.

  • Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема.

  • Рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких.

  • Грудные и брюшные плавники рыб парные.

  • Форма тела рыбы зависит от способа питания.

  • Рыба - символ молчания.

  • Рыбы слышат шаги рыболова.

Затем учитель просит учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.


  1. Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.


  1. Приём «Восстанови текст».

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.


  1. Сопоставление / нахождение сходств и различий - приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов. Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.


  1. Прием «Инфо - карусель»

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст и структурировать прочитанный материал.

Данный прием может заменить работу с таблицей. Учителем заранее готовится раздаточный материал: на листе А4 чертится круг с определенным количеством секторов (по количеству изучаемых разделов темы). В центре круга записывается изучаемая тема. Секторы заполняются учащимися по ходу изучения материала. Возможна как индивидуальная, так и парная или групповая работа. Пример «Инфо - карусели» представлен в схеме 2.

Схема 2

«Инфо - карусель» по теме «Земноводные. Общая характеристика»

Статья Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии-необходимое условие развития метапредметных результататов

Формирование УУД смыслового чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста, в диалоге с другими, иногда в споре, происходит не простое усвоение информации, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Когда человек вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами происходит обдумывание текста, интеграцию его с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным миром. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Осуществляя смысловое чтение, учащиеся организуют учебно-познавательную деятельность в соответствии с целями и задачами, формируются регулятивные УУД. Обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме - способствуют формированию коммуникативных УУД.

Список использованной литературы

  1. Асмолов Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др./под ред. А.Г. Асмолова. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2010. - с 103.

  2. Владимирова О.Ю. Методические аспекты текстовой деятельности. МИТС-НАУКА № 2 - М.: 2007. - с. 67

  3. Бондарко Л.В., Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. М.: УРСС, 2001, - 207 с.

  4. Валгина Н.С. Теория текста. - М., 2003. - с 280 с.

  5. Гин А.А.. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя - 5-е изд. - М: Вита-Пресс, 2004. - 88 с.

  6. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М., 1982. - с 176с.

  7. Лернер Г.И. Работа с учебными текстами на уроках биологии. /Биология в школе, - 2011, № 6, - 2011, с.28 - 34.

  8. Максимович О. Второй уровень. Дальше поезд не идет [Электронный ресурс]//Учительская газета. - 2011 № 01 - Режим доступа:

ug.ru/archive/38520

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 221 с.


© 2010-2022