- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по экологии
Рабочая программа по экологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Игнашева В.А. |
Дата | 07.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Кулешовский филиал
государственного бюджетного образовательного учреждения
среднего профессионального образования Ростовской области
«Азовский гуманитарно-технический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДб.11 Экология
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии СПО 260807.01 Повар, кондитер
2014
ОДОБРЕНА
ЦМК общеобразовательной и профессиональной подготовки
Протокол №____от_________________
Председатель ЦМК
_______________ С.М. Закалюжная
подпись ФИО
УТВЕРЖДАЮ
Зав. Кулешовским филиалом
_______________ Т.В. Радченко
подпись ФИО
«____»_________________ 20____г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2012 г.№ 24480)
Организация-разработчик: Кулешовский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Азовский гуманитарно-технический колледж».
Разработчик: _____________ Игнашева В.А., преподаватель, Кулешовский филиал ГБОУ СПО РО «АГТК»
Рецензенты: ______________ _____________________________________
подпись ФИО, должность, уровень квалификации, место работы
МП
______________ _____________________________________
подпись ФИО, должность, уровень квалификации, место работы
МП
Пояснительная записка
-
Область применения
Настоящая рабочая программа учебной дисциплины «Экология» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 260807.01 «Повар, кондитер».
Учебная дисциплина «Экология» относится к общеобразовательному циклу.
-
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
Классификацию факторов окружающей среды;
-
Черты приспособленности организмов к окружающей среде;
-
Закономерности взаимодействия человека с окружающей средой;
-
Классификацию отходов промышленного производства и способы их утилизации.
-
Строение атмосферы и значение каждого слоя для планеты, животного и растительного мира;
-
Способы физического, физико-химического и биологического методов очистки сточных вод;
-
Способы защиты и предупреждения от ветровой и водной эрозии почвы;
-
Принципы зонирования антропогенных ландшафтов;
-
Цели и задачи создания заповедников, национальных парков и заказников.
-
Основные статьи конституции РФ в области охраны окружающей среды;
-
Формы административной, материальной, дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушения состояния окружающей среды;
-
Основные международные организации, занимающиеся вопросами охраны природы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
Характеризовать проблемы экологии;
-
Различать понятия экологии как науки и этического движения;
-
Давать оценку состояния окружающей среды и прогнозировать возможные последствия негативного влияния на неё деятельностью человека.
-
Характеризовать состояние биосферы с учетом её освоения человеком;
-
Объяснять значение охраны животных и растений;
-
Давать оценку действиям человека, нарушающего благоприятное состояние окружающей среды;
-
Называть цели и задачи международных организаций, занимающихся вопросами охраны природы.
-
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 50 часов, включая: лабораторные работы - 5 часов;
Практические работы - 5 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 22 часа.
Дисциплина изучается на 2 и 3 курсе.
-
Виды и формы контроля
Предусмотрены следующие виды контроля:
- текущий контроль;
- промежуточная аттестация.
Формами текущего контроля знаний обучающихся являются:
- устный контроль (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, проверка выполнения домашнего задания);
- тестирование;
- письменный контроль (письменное выполнение заданий, выполнение самостоятельной работы и практических работ);
- тематический контроль.
В целях управления учебной деятельностью обучающихся осуществляется рубежный контроль усвоения учебного материала по результатам текущей успеваемости на конкретную дату, определенную приказом директора учебного заведения, а также по окончанию семестра, если промежуточная аттестация по учебному курсу не предусмотрена учебным планом.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов, тем
Максимальная нагрузка
Обязательные учебные занятия
Лабораторные занятия
Контрольные работы
1
Экология: предмет, основные понятия, законы.
7
3
1
1
2
Основы экологии.
15
8
2
1
3
Общие вопросы природопользования.
20
10
3
1
4
Антропогенные воздействия на биосферу и ее защита.
12
6
1
1
5
Экология питания человека.
17
7
3
1
Дифференцированный зачет
1
1
-
Итого:
72
35
10
5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Экология: предмет, основные понятия, законы
Обучающийся должен:
знать:
-
общую характеристику экологии;
-
направления и научные дисциплины экологии;
-
классификацию факторов среды;
-
краткую характеристику экологических ниш;
уметь:
-
давать определения экологическим терминам: экология, среда обитания, фактор среды, биологический вид, биоценоз, биогеоценоз, биотоп, биота, экосистема;
-
характеризовать различные виды сред обитания, факторы среды, природные сообщества; экосистемы;
-
сравнивать между собой среды обитания;
-
давать экологическую характеристику виду.
Основные понятия экологии. Общая характеристика экологии как раздела общей биологии и комплексной науки. Среды обитания организмов, их разновидности и краткая характеристика. Факторы среды, их общая характеристика и классификация. Экологические ниши. Вид, его критерии и экологическая характеристика. Общая характеристика природных сообществ и их структуры. Общая характеристика экосистем, их градаций и устойчивости.
Практическая работа №1 «Описание экологических ниш двух-трех организмов».
Самостоятельная работа:
Подготовка рефератов по теме: «Ученые - экологи». Составить таблицу: «Сравнительная характеристика экосистемы и биогеоценоза».
Тема2. Основы экологии
Обучающийся должен:
знать:
-
классификацию популяций и способы регулирования их численности;
-
различные типы связей между организмами;
-
типы пищевых цепей;
-
значение озонового экрана для биосферы;
-
понятия: «ноосфера», « антропосфера», «техносфера»;
уметь:
-
объяснять статические и динамические показатели популяции;
-
описывать биологический круговорот веществ в экосистемах;
-
давать определения основным геологическим сферам Земли;
-
характеризовать структуру атмосферы.
Экология организмов. Среды жизни и экологические факторы. Закономерности действия экологических факторов. Экологическая классификация живых организмов по типу питания. Биологические ритмы. Экология популяций. Понятие популяции. Статические показатели популяции. Динамические показатели популяции. Регуляция численности популяции. Экология сообществ и экосистем. Понятия биоценоза, биогеоценоза, экосистемы. Типы связей и взаимоотношений между организмами. Структура и функционирование экосистем. Природные экосистемы. Антропогенные экосистемы. Биосфера. Геосферы (оболочки) Земли. Структура и границы биосферы. Круговорот веществ в биосфере. Превращение биосферы в ноосферу.
Лабораторная работа №1 «Подсчет индексов плотности для определенных видов растений».
Практическая работа №2 «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума)».
Самостоятельная работа:
Ответы на вопросы по теме: «Основы экологии». Подготовка к лабораторным работам по методическим рекомендациям преподавателя.
Тема3. Общие вопросы природопользования
Обучающийся должен:
знать:
-
отличия рационального и нерационального природопользования;
-
виды природопользования;
-
мотивы и принципы рационального природопользования и охраны природы;
-
классификацию природных ресурсов, воздействий человека на окружающую среду, загрязнений окружающей природной среды;
-
разницу между экологическим кризисом и экологической катастрофой;
-
знать понятие, причины и последствия демографического взрыва;
-
экологические проблемы современности;
уметь:
-
различать понятия природопользование и охрана природы;
-
приводить примеры природных ресурсов и природных условий;
-
характеризовать изменение численности мирового населения.
Предмет и задачи природопользования и охраны природы. Понятие о природопользовании. Понятие об охране природы. Виды природопользования. Мотивы рационального природопользования и охраны природы. Правила (принципы) рационального природопользования и охраны природы. Природа как материальная основа природопользования. Природная среда. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Взаимодействие общества и природы. Виды взаимодействия человек на природу. Степень воздействия человека на природу. Экологический кризис и экологическая катастрофа. История взаимоотношений общества и природы. Загрязнение окружающей среды. Малоотходные и «безотходные» технологии. Проблема перенаселения. Рост численности мирового населения в историческом аспекте. Демографический взрыв: причины и последствия. Рост численности населения емкость среды. Урбанизация. Глобальные прогностические модели и концепции устойчивого развития человечества. Деятельность Римского клуба. Результаты глобального моделирования. Коэволюция общества и природы. Концепция устойчивого развития.
Практическая работа №3 «Проблемы рационального природопользования».
Практическая работа №4 «Комплексное использование природных ресурсов области».
Практическая работа №5 «Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»».
Самостоятельная работа:
Подготовка к лабораторным работам по методическим рекомендациям преподавателя. Подготовка рефератов по теме: «Достижения биотехнологии», «Экологический кризис».
Тема4. Антропогенный воздействия на биосферу и ее защита
Обучающийся должен:
знать:
-
основные антропогенные воздействия на атмосферу, гидросферу, почву;
-
причины, негативного последствия и пути предотвращения парникового эффекта, озонового слоя, кислотных дождей, водной, промышленной и ветровой эрозии почв, дегумификации почв, почвоутомления и истощения почв, деградации растительного покрова и животного мира;
-
основные виды загрязнения вод;
-
основные виды воздействия на биосферу;
уметь:
-
характеризовать основные мероприятия, направленные на защиту атмосферы, гидросферы, литосферы, биотических сообществ.
Антропогенные воздействия на атмосферу и ее защита. Загрязнение атмосферного воздуха. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Экологические последствия загрязнения атмосферы. Защита атмосферы. Антропогенные воздействия на гидросферу и ее защита. Загрязнение гидросферы. Источники загрязнения гидросферы. Экологические последствия загрязнения гидросферы. Экологические последствия истощения вод. Защита гидросферы. Антропогенные воздействия на почву и ее защита. Антропогенные воздействия на биотические сообщества и их защита. Деградация растительного покрова. Деградация животного мира. Защита биотических сообществ. Особые виды воздействия на биосферу. Загрязнения отходами производства и потребления. Защита от отходов производства и потребления. Шумовое загрязнение. Защита от шумового загрязнения. Электромагнитное загрязнение. Защита от электромагнитного загрязнения. Биологическое загрязнение. Защита от биологического загрязнения.
Лабораторная работа №2 «Составление экологической карты местности».
Самостоятельная работа:
Подготовка к лабораторным работам по методическим рекомендациям преподавателя. Составление кроссворда по теме: «Антропогенный воздействия на биосферу».
Тема5. Экология питания человека
Обучающийся должен:
уметь:
-
рассчитывать основной, рабочий и общий обмены;
-
составлять, анализировать, корректировать рацион питания;
-
выявлять признаки и опознавать тот или иной вид алиментарной недостаточности;
-
характеризовать основные загрязнители пищевых продуктов их действие на организм;
-
обнаруживать лабораторными методами соланин в картофеле и сахарозу в меде;
-
характеризовать порядок нормирования содержания вредных веществ в продуктах питания
-
характеризовать основные типы пищевых отравлений.
Значение питания в жизни человека. История появления экологии питания. Пища как экологический фактор, действующий на человека. Связь экологии питания с экологической антропологией, экологией человека, гигиеной питания. Адаптация человека. Механизм, этапы, последствия адаптации человека. Адаптация человека к пище. Рациональное питание в современном мире. Сбалансированное, рациональное питание. Питание современного человека. Биологически активные добавки как способ решения проблемы не совершенности рациона современного человека. Энергетика питания. Энергетическая ценность (калорийность) пищи. Общий, основной и рабочий обмен веществ. Компоненты пищи и последствия их недостаточности. Классификация пищевых веществ по А. А. Покровскому. Нутриенты. Белки. Жиры. Углеводы. Минеральные вещества и витамины. Биологические функции белков. Понятие об азотном балансе. Биологическая ценность белка по аминокислотному составу. Усвоение животных и растительных белков организмом человека. Дефицит белка - глобальная проблема человечества. Сырье для получения искусственного белка. Пути повышения пищевой ценности продуктов питания. Состав, строение, классификация жиров. Растительные и животные жиры. Функции жиров в живом организме. Пищевая ценность жиров и масел; проблемы со здоровьем, возникающие при недостаточном или избыточном потреблении жиров. Физиологическая роль холестерина. Биологическая роль углеводов. Источники углеводов в питании. Роль балластных веществ (целлюлоза, пектиновые вещества и др.) в процессе пищеварения и регуляции общего физиологического состояния организма. Патологические состояния организма как следствия избыточного потребления углеводов. Биологическая роль макро- и микроэлементов. Минеральные вещества в продуктах питания, суточные нормы, последствия алиментарной недостаточности. Биологическая роль витаминов. Классификация: жирорастворимые и водорастворимые витамины. Минимальная суточная доза витаминов, содержание в продуктах питания. Гипо-, гипервитаминоз, борьба с авитоминозом. Медицинские препараты, содержащие витамины. Режим питания. Распределение рациона в течение суток. Общие рекомендации и правила для людей, борющихся с лишним весом. Диетическое питание. Кремлевская диета, лечебное голодание, вегетарианство, раздельное питание. Классификация загрязняющих веществ. Радионуклиды, тяжелые металлы, микотоксины, пестициды и гербициды, нитраты, нитриты и их производные нитрозамины, детергенты антибиотики, антимикробные вещества и успокаивающие средства, антиоксиданты и консерванты соединения, образующиеся при длительном хранении или в результате высокотемпературной обработки пищевых продуктов. Нитраты в продуктах питания. Признаки присутствия нитратов в овощах и фруктах. Рациональное использование удобрений при выращивании сельскохозяйственной продукции. Рекомендации по снижению содержания нитратов во время переработки и использования в сыром виде овощей и фруктов.
Канцерогены в пище. Пищевые добавки как загрязнители продуктов питания. Пищевые отравления. Причины, этимология пищевых отравлений.
Лабораторная работа №3 «Вычисление значений общего, энергетического, основного обменов всех членов семьи».
Лабораторная работа №4 «Качественное определение жиров, катионов натрия, хлорид ионов, крахмала в чипсах. Обнаружение белков и углеводов в продуктах питания. Цветная реакция на холестерин».
Лабораторная работа №5 «Комплексный анализ собственного рациона, обнаружение симптомов алиментарной недостаточности».
Самостоятельная работа:
Подготовка к лабораторным работам по методическим рекомендациям преподавателя. Подготовка рефератов по теме: «Экология пищи».
Литература (основная)
-
Колесников С.И. Экологические основы природопользования: Учебник - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 304 с.
Литература (дополнительная)
-
Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 384 с.
-
Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие для образоват. Учреждений сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 240 с.
-
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 320 с.
-
Роева Н.Н., Стрельникова Е.В. Экология. Курс лекций. - М.: МГТА, 2001. - 156 с.
интернет - ресурсы
-
ecocoop.ru - дистанционный детский исследовательский проект "Экологическое содружество", 01.09.2014.
-
ecoportal.ru/dict.php - Справочники по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, 01.09.2014.
-
rosdnh.narod.ru/ekolslov.htm - Экологический словарь-справочник, 01.09.2014.
Перечень материально-технического оснащения и средств обучения
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологических основ природопользования. Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: мультимедиа проектор и мультимедийная доска.