РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Суховой Татьяны Валерьевны, первая категория


по биологии, 9 класс









2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Раздел «Общие закономерности жизни» включает материал, завершающий курс биологии основного общего образования. В основу его построения положено представление об уровнях организации живой материи и процессах, происходящих на этих уровнях. Учебный материал расположен в восходящем порядке - от молекулярно-генетического уровня организации жизни до биосферно-биогеоценотического. При этом на каждом уровне организации жизни рассматриваются основные структуры живого: ген, клетка, организм, вид, сообщество, экосистема, биосфера и биологические процессы: реализация генетической информации, клеточный метаболизм и деление, размножение и жизнедеятельность организмов, генетико-эволюционные процессы, происходящие внутри видов, круговорот веществ и поток энергии в природных сообществах и биосфере. Материал каждой крупной темы раздела подводит к выводам о биологическом значении структурной организации живого и процессах, происходящих на каждом ее уровне. В рабочей программе расширен раздел «Организменный уровень организации жизни» до 16 часов, дополнительное время используется на изучение вопросов наследственности и изменчивости, наиболее сложных и важных вопросов данного курса. В разделе прослеживаются преемственность с предыдущими разделами курса биологии и устанавливаются межпредметные связи с другими учебными дисциплинами естественно-научного цикла. Предлагаемая программа основного биологического образования обеспечит подготовку школьников к овладению в старших классах профильной средней школы углубленным курсом биологии или интегрированным курсом. Материал программы ориентирован на развитие у школьников познавательного интереса к изучению биологии, естественно-научного мировоззрения и решение других воспитательных и развивающих задач, способствующих всестороннему развитию личности школьника.

Программа включает необходимые демонстрации, лабораторные работы, экскурсии.

9 КЛАСС (68 ч, 2 ч в неделю) БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЖИЗНИ

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Разделы биологии, раскрывающие общие закономерности организации, функционирования и развития жизни на нашей планете: молекулярная биология, цитология, генетика, селекция, биология развития, эмбриология, экология. Значение биологических знаний для познания окружающего мира и его рационального использования.

1. ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 ч)

Основные признаки (критерии) живого. Определение понятия «жизнь». Сходство и отличие неживой и живой природы: единство химического состава, специфичность структуры, обмен веществ и превращение энергии, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость, развитие и рост, раздражимость, прерывистость, саморегуляция, ритмичность.

Уровни организации жизни и происходящие на них процессы. Молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотичес-кий, биосферный. Понятие о структурно-функциональных единицах уровней организации жизни на Земле. Понятие об основных явлениях уровней организации жизни на Земле как закономерных изменениях структурно-функциональных единиц.

Демонстрации: рисунков, схем и фотографий, иллюстрирующих уровни организации жизни и происходящие на них процессы.

2. МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ (9 ч)

Химический состав живого. Элементы в телах живой природы. Неорганические компоненты живого: вода и минеральные соли. Биологическая роль воды и минеральных солей в поддержании структуры и функционировании живого. Органические компоненты живого: белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ. Биологическая роль органических веществ в поддержании структуры и функционировании живого.

Наследственная информация и генетический код. Ген как единица наследственности и структурно-функциональная единица молекулярно-генетического уровня организации жизни на Земле. Матричные реакции как основа передачи и реализации генетической информации в живых системах.

Наследственность и изменчивость наследственного материала. Мутации - наследственные изменения генетического материала. Причины и значение мутаций. Наследственность и изменчивость как основные явления на молекулярно-генетическом уровне жизни. Биологическое значение проявления свойств живого на молекулярно-клеточном уровне.

Демонстрации: таблиц, модели молекулы ДНК, фотоснимков хромосом организмов с расположенными в них генами (генетические карты).

3. ОРГАНОИДНО-КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ (10 ч)


Клетка как единица живого. История открытия клетки. Методы изучения строения клетки. Клеточная теория. Прокариотные и эукариотные клетки. Строение эукариотной клетки. Цитоплазма и ее органоиды. Ядро как регуляторный центр клетки. Взаимосвязь органоидов клетки как основа поддержания ее целостности.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Диссимиляция и ассимиляция как две стороны процесса обмена веществ. Типы обмена веществ: автотрофное и гетеротрофное питание, аэробные и анаэробные процессы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Особенности распада в клетке органических веществ. Биосинтез белка в клетке.

Самовоспроизведение клетки. Жизненный цикл клетки и его периоды. Хромосомный набор клетки (кариотип) как основа специфичности живого на органоидно-клеточном уровне жизни. Диплоидный и гаплоидный хромосомные наборы. Строение хромосомы.

Деление клетки как самовоспроизведение живого на органоидно-клеточном уровне жизни. Передача наследственной информации на клеточном уровне. Митоз и его фазы. Биологическое значение митоза.

Демонстрации: таблиц, моделей клетки и ее органоидов, микропрепаратов митоза, строения хромосом; диафильмов и видеофильмов.

Лабораторные работы: 1 .Каталитическая активность ферментов в живых тканях. 2. Изучение строения различных типов клеток под микроскопом, лука.

4. ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ (16 ч)
Организм как структурно-функциональная единица организменного

уровня организации жизни.

Многообразие организмов. Одноклеточные, колониальные, многоклеточные организмы. Ткани многоклеточного организма. Неклеточные формы жизни - вирусы. Особенности строения вирусов.

Основные явления организменного уровня жизни. Размножение организмов как основа самовоспроизведения жизни на организменном уровне. Формы размножения организмов: бесполое и половое. Мейоз как основа полового размножения организмов. Основные фазы мейоза. Образование половых клеток у животных. Оплодотворение. Зародышевое развитие у животных, его основные стадии (на примере хордовых). Влияние различных факторов на развитие зародыша. Типы постэмбрионального развития у животных. Рост, старение и смерть организма. Образование половых клеток и половое размножение у растений. Чередование поколений: гаметофит и спорофит. Размножение цветковых растений.

Развертывание генетической программы организма. Генотип и фенотип организма. Факторы наследственности и закономерности их передачи в поколениях.

Наследственность и изменчивость признаков организмов. Взаимодействие генотипа с условиями среды. Ненаследственная (модификационная) изменчивость организмов. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная.

Демонстрации: таблиц, моделей деления клетки и развития ланцетника, коллекции непрямого развития насекомых;

влажных препаратов, иллюстрирующих эмбриональное развитие лягушки; микропрепаратов: дробление яйца беззубки; гербариев растений и коллекций насекомых, иллюстрирующих изменчивость организмов; слайдов и видеофильмов.

5. ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ (12ч)


Развитие представлений о виде и эволюции. Система природы К. Линнея. Креационизм и трансформизм (Ж.Л. Бюффон). Первая эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Вид как основная систематическая категория живого. Критерии (признаки) вида. Популяция как структурно-функциональная единица популяционно-видового уровня жизни. Основные характеристики популяций организмов. Регуляции численности популяций. Генофонд популяции. Элементарные эволюционные материал и явление.

Основные движущие силы и результаты эволюции. Изоляция как фактор видообразования. Борьба за существование. Естественный отбор - главный фактор эволюции видов в природе. Приспособленность организмов к условиям обитания и ее относительный характер. Видообразование.

Селекция. Селекция как создание и направленное изменение человеком культурных форм организмов. Понятие «сорт» и «порода». Центры происхождения культурных форм организмов. Методы селекции. Искусственный отбор как основной метод селекции.

Демонстрации: гербариев растений, коллекций насекомых, муляжей плодов, корнеплодов культурных растений; таблиц, портретов ученых-эволюционистов и селекционеров; диафильмов и видеофильмов.

Лабораторные работы: 3. Изучение морфологического и экологического критериев видов растений. 4. Изучение приспособленности организмов и выявление ее относительного характера.

Экскурсии: 1. Естественный отбор и его результаты (в биологический или палеонтологический музей).

6. БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ (3 ч)

Биогеоценоз. Биогеоценоз как структурно-функциональная единица биогеоценотического уровня организации жизни. Биоценоз как природное сообщество организмов. Основные формы взаимоотношений между организмами биоценоза: хищничество, паразитизм, конкуренция, нахлебничество, квартиранство, сотрудничество, нейтрализм. Структура биоценоза как основа поддержания его целостности. Основные структурные компоненты биогеоценозов. Функциональные группы организмов в биогеоценозах и основные связи между ними.

Круговорот веществ и поток энергии. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозе как основа поддержания его целостности. Трофические цепи и сети. Основные свойства биогеоценозов. Биогеоценоз как открытая, саморегулирующаяся и развивающаяся система. Устойчивость и саморегуляция биогеоценозов. Смена биогеоценозов.

Агробиоценозы как искусственные сообщества организмов, созданные человеком. Основные отличия агробиоценозов от биогеоценозов.

Демонстрации: таблиц, рисунков, схем и фотографий биогеоценозов и агробиоценозов; видеофильмов и диафильмов.

Лабораторная работа: 5. Составление трофических цепей и сетей в биогеоценозе.

7. БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ (10 ч)

Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Структура биосферы и функции ее живого вещества. Биогеохимические круговороты биогенных элементов в биосфере. Поток энергии в биосфере. Единство жизни в биосферном круговороте.

Возникновение биосферы и начало ее эволюции. Теории возникновения жизни на Земле. Химическая эволюция. Краткая история эволюции биосферы. Геохронологическая летопись Земли. Главные эволюционные события архея, протерозоя, палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Растительный и животный мир прошлого и настоящего.

Появление человека как важнейший этап в эволюции биосферы. Сходство и отличие человека и животных. Особенности эволюции человека. Биологические и социальные движущие силы антропогенеза. Ноосфера как оболочка Земли. Человечество как глобальная сила биосферы.

Воздействие человека на биосферу и ее охрана. Современные экологические проблемы: рост народонаселения, истощение природных ресурсов, изменение человеком природных биоценозов, загрязнение окружающей среды. Нарушения круговорота веществ и потока энергии в биосфере в связи с деятельностью человека. Основные принципы охраны биосферы. Мероприятия по охране биосферы. Управление эволюцией культурных форм организмов. Значение охраны биосферы в современном мире.

Демонстрации: портретов ученых, таблиц, слайдов, видеофильмов и диафильмов, показывающих влияние человека на биосферу.

Тематический план


1

Введение

Признаки и структурная организация жизни на Земле.

2

Основные признаки живого -его отличие от неживого.

3

Уровни организации живой материи.

Молекулярно-генетический уровень организации жизни

4

Химический состав живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества.

5

Органические вещества, входящие в состав живых организмов.

6

Нуклеиновые кислоты. АТФ.

7

Наследственная информация и генетический код.

8

Матричные реакции как основа передачи и реализации генетической информации в живом.

9

Наследственность и изменчивость на молекулярно-генетическом уровне организации жизни.

10

Урок повторения и систематизации по теме: «Молекулярно-генетический уровень организации жизни»

11

Зачет по теме: «Молекулярно-генетический уровень организации жизни»

Органоидно - клеточный уровень организации жизни.

12

История и методы изучения клетки. Клеточная теория.

13

Типы клеток. Строение прокариотной клетки.

14

Строение эукариотной клетки.

15

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

16

Автотрофное питание.

17

Гетеротрофное питание.

18

Биосинтез белка.

19

Жизненный цикл клетки.

20

Урок-семинар по теме: «Клетка - структурно-функциональная единица живой материи».

21

Зачет по теме: «Органоидно -клеточный уровень организации жизни».

Организменный уровень организации жизни( 16 ч.)

22

Многообразие организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни.

23

Самовоспроизведение организмов.

24

Образование половых клеток у животных. Мейоз.

25

Оплодотворение и зародышевое развитие у животных.

26

Развитие животных после рождения.

27

Образование половых клеток и половое размножение у растений.

28

Наследование признаков у организмов. Основные положения генетики.

29

Моногибридное скрещивание. Законы Менделя.

30

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования.

31

Хромосомная теория наследственности.

32

Наследование признаков, сцепленных с полом.

33

Урок-практикум по решению генетических задач.

34

Изменчивость признаков у организмов.

35

Обобщение материала по теме: «Организменный уровень организации жизни».

36

Зачет по теме: «Организменный уровень организации жизни».

Популяционно-видовой уровень организации жизни (12 ч.)

37

История развития представлений о виде и эволюции.

38

Дарвинизм и его основные идеи.

39

Вид как основная систематическая категория живого.

40

Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции.

41

Приспособление организмов к условиям обитания как результат эволюции. *

42

Образование новых видов организмов как результат эволюции.

43

Селекция как изменение человеком культурных форм организмов.

44

Основные методы селекции растений и животных.

45

Обобщающий урок: «Биологическое значение эволюции и селекции организмов».

46

Зачет по теме: «Популяционно-видовой уровень организации жизни».

Биогеоценотический уровень организации жизни.

47

Биоценоз как природное сообщество организмов.

48

Биогеоценоз и его основные компоненты. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Продукция биогеоценозов.

49

Основные свойства биогеоценозов. Смена биогеоценозов.

Биосферный уровень организации жизни (10 ч.)

50

Структура биосферы и функции ее живого вещества.

51

Биогеохимический круговорот как основа существования биосферы.

52

Возникновение биосферы и начало ее эволюции.

53

Краткая история эволюции биосферы.

54

Появление человека как важнейший этап эволюции биосферы.

55

Человечество как глобальная сила биосферы. Ноосфера.

56

Современные экологические проблемы.

57

Значение охраны биосферы для жизни на Земле.

58

Урок повторения и систематизации по теме: «Биосферный уровень организации жизни».

Итого: 64ч (6-резерв)

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОСТИЖЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА ПО БИОЛОГИИ

Знать и понимать:

  • отличие живого от неживого, основные уровни организации жизни и происходящие на них процессы;

  • роль химических элементов в образовании неорганических и органических веществ живого; химическую организацию гена;

  • механизмы матричных реакций передачи и реализации генетической информации в живых системах;

  • строение клетки и ее органелл, методы изучения строения клеток, отличия в строении растительных, животных, грибных клеток, клеток прокариот и эукариот; общие черты строения вирусов как неклеточных форм жизни;

  • основные процессы клеточного метаболизма, стадии жизненного цикла клетки, фазы клеточного деления;

  • признаки организма как самостоятельной живой системы, основные закономерности наследственности и изменчивости организмов, форм их размножения;

  • основные характеристики популяции как внутривидовой группировки организмов и основной единицы эволюции видов, факторы видообразования в природе и факторы эволюции культурных форм организмов;

  • методы селекции культурных форм организмов;

структуру и свойства биогеоценозов, закономерности круговорота веществ и потока энергии в биогеоценозах и биосфере;

структуру и границы биосферы, роль живого вещества в биосфере и главные этапы ее эволюции

Уметь:

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и структурно-функциональными единицами уровней организации жизни; формулировать законы и теории, объясняющие организацию, функционирование и развитие живого на различных уровнях организации жизни; сравнивать структурно-функциональную организацию и основные явления живого на различных уровнях организации жизни;

приводить примеры отрицательного и положительного воздействия человека на биосферу, а также мер ее охраны;

доказывать: родство человека с животными, историческое развитие органического мира и планетарную роль, выполняемую человечеством в сохранении жизни на нашей планете;

оценивать изменения в окружающей среде, вызванные хозяйственной деятельностью человека в конкретных условиях местности;

проводить наблюдения за природными сообществами, взаимоотношениями в них между организмами, сезонными изменениями в природе; получать и оценивать значение информации из разных источников о состоянии окружающей среды, мероприятиях по охране биогеоценозов, биосферы и др.

Применять знания и умения: соблюдать правила бережного отношения к природным объектам, имеющим важное значение для дальнейшего устойчивого сосуществования человека и природы; прогнозировать возможные последствия своей деятельности для существования отдельных видов растений, животных, встречающихся в данной местности, нуждающихся в охране по причине изменения мест обитания и сокращающейся численности.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

-правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

-степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

-самостоятельность ответа;

-речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

-полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

-четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

-для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

-ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»: -раскрыто основное содержание материала;

-в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

-ответ самостоятельный;

-определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

-усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

-определения понятий недостаточно четкие;

-не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

-основное содержание учебного материала не раскрыто; -не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; -допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Отметка «1»: -ответ на вопрос не дан.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Оценка умений ставить опыты Учитель должен учитывать: -правильность определения цели опыта; -самостоятельность подбора оборудования и объектов; -последовательность в выполнении работы по закладке опыта; -логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

Отметка «5»: -правильно определена цель опыта;

-самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

-научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»: -правильно определена цель опыта;

-самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки;

-в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;

-в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

-• правильно определена цель опыта; -подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

-допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.

Отметка «2»: -не определена самостоятельно цель опыта; -не подготовлено нужное оборудование;

-допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

2. Оценка умений проводить наблюдения Учитель должен учитывать: -правильность проведения наблюдений по заданию; -умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

-логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение; -выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

-логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

Отметка «4»:

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

- допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов. Отметка «3»:

-допущены неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

, - при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;

-допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:

-допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя;


-неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);

-допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Учебно-методическое обеспечение.

Учебные пособия:

ЬКучменко B.C.".Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии.-М.:Дрофа,2005г.

  1. ЛернерГ.И.Биология. « Сборник заданий:9класс»(ГИА по новой форме: 9 класс): М.; Эксмо,2008г.

  2. НикишовА.И.,Теремов А.В.,Петросова Р.А.Программы для общеобразовательных учреждений.Естествознание.Биология.5-11 классы.-М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС,2009г

4. ПепеляеваО.А.,Сунцова И.В.Поурочные разработки по общей биолгии:9 кл.
пособие для учителей биологии , Москва.:, Вако,2009.

  1. Рохлов B.C.,Теремов А.В.,Лернер Г.И.,ТрофимовС.Б.Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме.Биология.2010 ФИПИ.-М.:»Интеллект -Центр,

  2. ТеремовА.В.,Петросова Р.А.,Никишов А.И. Биология.Общие закономерности жизни: 9кл.Учебник для уч-ся 9 кл. общеобразовательных учреждений. -М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,любое издание начиная с2007г..

  3. Яковлева А.В..Лабораторные и практические занятия по биологии : Общая биология :9кл.-М.:Гуманитарный центр ВЛАДОС ,2007.

Оборудование.

Гербарии раздаточные

Гербарий по курсу основ общей биологии. 1комп. Модели

Модель ДНК 1шт. Муляжи

Набор муляжей плодов и корнеплодов

полиплоидных и гибридных растений. 1наб.


Печатные пособия 2сер. Таблицы по общей биологии. Диафильмы

Искусственный 1шт Диапозитивы

Происхождение 1шт. Видеофильмы

Земля .История планеты 1шт.

Литература.

Основная литература:

  1. НикишовА.И.,Теремов А.В.,Петросова Р.А.Программы для общеобразовательных учреждений.Естествознание.Биология.5-11 классы.-М: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС,2009г.

  2. ТеремовА.В.,Петросова Р.А.,Никишов А.И. Биология.Общие закономерности жизни: 9кл.Учебник для уч-ся 9 кл. общеобразовательных учреждений. -

М. .-Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,любое издание начиная с2007г..

Дополнительная и научно-популярная литература

  1. Биология: Школьная энциклопедия. М: Большая Российская энциклопедия, 2004.

  2. Кучменко В.С.Юценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии.-М.:Дрофа,2005г.

  3. ЛернерГ.И.Биология. « Сборник заданий:9класс»(ГИА по новой форме: 9 класс): М.; Эксмо,2008г..

  4. Рохлов В.С.,Теремов А.В.,Лернер Г.И.,ТрофимовС.Б.Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме.Биология.2010 ФИПИ.-М.:>>Интеллект -Центр,

5. ПепеляеваО.А.,Сунцова И.В.Поурочные разработки по общей биолгии:9 кл.
пособие для учителей биологии , Москва .:, Вако,2009.

7.Яковлева А.В..Лабораторные и практические занятия по биологии : Общая биология:9кл.-М.:Гуманитарный центр ВЛАДОС,2007.




Календарно - тематическое планирование по курсу биологии 9 класс.

№ п/п

Тема урока

Основные понятия

Форма организации учебных занятий.

Домашнее задание

Дата планируемая и фактическая

Введение (1 ч.)

Эволюционное учение. Биоценология.


Признании структурная организация жизни на Земле (2 ч)


1

Основные признаки живого -его отличие от неживого.

Обмен веществ и превращение энергии. Саморегуляция. Наследственность. Изменчивость.

§1

2

Уровни организации живой материи.

Молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный уровни организации.

§2

Молекулярно-генетический уровень организации жизни (9ч)


1

Химический состав живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества.

Биогенные элементы. Гидрофильные и гидрофобные вещества.

§3

2-3

Органические вещества, входящие в состав живых организмов.

Мономеры. Полимеры. Липиды. Жиры. Масла. Воски. Моно- и полисахара. Протеины. Аминокислоты. Пептидная связь. Денатурация. Ренатурация. Ферменты.

Л.р.№1 Катал

итическая

активность

ферментов в

живых

тканях.

§4,5

4

Нуклеиновые кислоты. АТФ.

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК, Нуклеотид. Нуклеозид. Комплементарность. Макроэргическая связь.

§6

5

Наследственная информация и генетический код.

Ген. Генетический код. Триплет (кодон). Стоп-кодон.

§7

6

Матричные реакции как основа передачи и реализации генетической информации в живом.

Матрица. Матричные реакции. Редупликация ДНК. Биосинтез РНК.

§8

7

Наследственность и изменчивость на молекулярно-генетическом уровне организации жизни.

Изменчивость. Мутации. Мутагены.

§9

8

Урок повторения и систематизации по теме: «Молекулярно- генетический уровень организации жизни»

§1-9

9

Зачет по теме: «Молекулярно-генетический уровень организации жизни»

§1-9

Органоидно- клеточный уровень организации жизни (10 ч.)


1

История и методы изучения клетки. Клеточная теория.

Клетка. Клеточная теория. Микроскопия.

§10

2

Типы клеток. Строение прокариотной клетки.

Прокариоты и эукариоты. Жидкостно-мозаичная структура. Диффузия. Активный транспорт.

§11

3

Строение эукариотной клетки.

Органоиды.

Л.р. Строение

эукариотной

клетки.

§12

4

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Ассимиляция. Диссимиляция. Автотрофы и гетеротрофы. Анаэробы и аэробы.

§13

5

Автотрофное питание.

Фотосинтез. Хемосинтез.

§14

6

Гетеротрофное питание.

Анаэробное

расщепление. Брожение. Клеточное дыхание.

§15

7

Биосинтез белка.

Трансляция.

Транскрипция.

Антикодон.

§16

8

Жизненный цикл клетки.

Клеточный цикл. Интерфаза. Хроматиды. Кариотип. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Митоз. Амитоз.

§17,

18

9

Урок-семинар по теме: «Клетка - структурно-функциональная единица живой материи».

§10-18

10

Зачет по теме: «Органоидно -клеточный уровень организации жизни».

§10-18

Организменный уровень организации жизни (16 ч)



1

Многообразие организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни.

Одноклеточные, многоклеточные, колониальные организмы. Вирус. Вибрион. ВИЧ. СПИД.

§19

2

Самовоспроизведение организмов.

Размножение. Клонирование. Гаметы.

§20

3

Образование половых клеток у животных. Мейоз.

Мейоз. Конъюгация.

Кроссинговер.

Гаметогенез.

§21

4

Оплодотворение и зародышевое развитие у животных.

Оплодотворение. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриогенез. Органогенез.

§22

5

Развитие животных после рождения.

Постэмбриональный период. Прямое и непрямое развитие. Полный и неполный метаморфоз. Геронтология.

§23

6

Образование половых клеток и половое размножение у растений.

Спорофит. Гаметофит. Семязачаток. Зародышевый мешок. Двойное оплодотворение.

§24

7

Наследование признаков у организмов. Основные положения генетики.

Генотип. Фенотип. Гомо-и гетерозигота. Альтернативные признаки. Аллель. Доминантный и рецессивный ген.

§25,записи в тетради

8-9

Моногибридное скрещивание. Законы Менделя.

Моногибридное скрещивание. Гибриды. Доминирование. Чистая линия. Неполное доминирование. Расщепление признаков. Закон чистоты гамет.

Записи в тетради

10

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования.

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования.

§26,записи в тетради

11

Хромосомная теория наследственности.

Хромосомная теория

наследственности.

Кроссинговер.

§25

12

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Половые хромосомы и аутосомы. Гомо-гетерогаметный пол.

Записи в тетради

13

Урок-практикум по решению генетических задач.

Анализирующее скрещивание.

Записи в тетради

14

Изменчивость признаков у организмов.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Л.р. №3 Выявление изменчивости организмов

§27

15

Обобщение материала по теме: «Организменный уровень организации жизни».

Комбинативная изменчивость. Спорофит. Гаметофит.

§19-27

16

Зачет по теме: «Организменный уровень организации жизни».


Популяционно-видовой уровень организации жизни (12 ч.)


1

История развития представлений о виде и эволюции.

Систематика. Трансформизм. Ламаркизм. Креационизм.

§28

2

Дарвинизм и его основные идеи.

Естественный и искусственный отбор. Наследственная изменчивость. Борьба за существование. Дивергенция.

§29

3

Вид как основная систематическая категория живого.

Критерии вида. Ареал. Вид. Популяция.

§30

4

Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции.

Численность, рождаемость, смертность, прирост популяции. Структура популяции. Генофонд.

§31,

32

5

Основные движущие силы (элементарные факторы) эволюции видов в природе.

Мутационный процесс. Популяционные волны. Изоляция.

§33

6

Естественный отбор -главный фактор эволюции видов в природе.

Борьба за существование. Естественный отбор.

§34

7

Приспособление организмов к условиям-обитания как результат эволюции.

|

§35

8

Образование новых видов организмов как результат эволюции.

Видообразование.

§36

9

Селекция как изменение человеком культурных форм организмов.

Селекция. Copт, порода, штамм.

§37

10

Основные методы селекции растений и животных.

Искусственный отбор,

гибридизация.

Гетерозис.

Производители.

Искусственный

мутагенез.

§38

11

Обобщающий урок: «Биологическое значение эволюции и селекции организмов».

Управляемая селекция. Постепенное усложнение органов.

§39

12

Зачет по теме: «Популяционно-видовой уровень организации жизни».

§28-39

Биогеоценотический уровень организации жизни (3 ч.)


1

Биоценоз как природное сообщество организмов.

Биоценоз. Мутуализм.

Симбиоз.

Нахлебничество.

Квартиранство.

Паразитизм.

Хищничество,

конкуренция.

§40

2

Биогеоценоз и его основные компоненты. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Продукция биогеоценозов.

Биогеоценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Сети питания.

§42,

43

3

Основные свойства биогеоценозов. Смена биогеоценозов.

Сукцессия.

Устойчивость,

целостность,

самопроизводство,

саморегуляция

биогеоценоза.

§44,

45

Биосферный уровень организации жизни (10 ч.)


1

Структура биосферы и функции ее живого вещества.

Биосфера. Биогенное, биокосное, косное, космогенное вещество биосферы.

§46

2

Биогеохимический круговорот как основа существования биосферы.

Биогеохимический круговорот. Поток энергии.

§47

3

Возникновение биосферы и начало ее эволюции.

Креационизм. Панспермия. Биопоэз. Коацервация. Протобионты.

§48

4

Краткая история эволюции биосферы.

Эра. Период.

§49

5

Появление человека как важнейший этап эволюции биосферы.

Антропология. Биосоциальный отбор.

§50

6

Человечество как глобальная сила биосферы. Ноосфера.

Урбанизация. Ноосфера.

§51

7

Современные экологические проблемы.

Экологический кризис. «Парниковый эффект», «кислотные дожди», «озоновые дыры».

§52

8

Значение охраны биосферы для жизни на Земле.

Особо охраняемые природные территории.

§53

9

Урок повторения и систематизации по теме: «Биосферный уровень организации жизни».

§46-

53

10

Зачет по теме: «Биосферный уровень организации жизни».

§46-

53



© 2010-2022