КТП к программе по биологии 5 кл

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование Биология. Введение в биологию 5 класс 34 часа - 1 час в неделю

п\п

Раздел

Тема учебного занятия

(урока)





Сроки

Планируемые результаты





Практическая часть



Основные виды учебной

деятельности



Личностные

Метапредметные (УУД, работа с текстом, проекты, ИКТ)



Предметные

1.1

Живой организм: строение и изучение

8 часов


1

Что такое живой организм

Решаемые проблемы

Что такое живой организм? Что общего в строении всех живых организмов? В чём сходство и различие между растениями животными?

1-я неделя сентября

Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового предмета

К:слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы

П:выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации

Научиться выделять признаки живых организмов, черты сходства и отличия растений и животных; приобретать навыки чтения биологического текста

Фронтальная беседа с классом о живом организме, знакомство со структурой и иллюстрациями учебника, с некоторыми биологическими терминами

2

Наука о живой природе

Решаемые проблемы

Что изучает биология? Какие ещё есть науки, изучающие природу? Какой ученый внёс вклад в изучение биологии?

2-я неделя сентября

Формирование навыков, способствующих применению биологических знаний в современном мире

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Р: применять поисковую деятельность при помощи компьютерных средств.

П:преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

Познакомиться с предметом изучения биологии, узнать какие ещё науки относятся к биологическим; научиться применят биологические знания в современном мире

Фронтальная беседа с классом, изучение содержания параграфа учебника, работа с биологическими терминами и иллюстрациями учебника, выполнение интерактивного задания

3

Методы изучения живой природы

Лаб . раб № 1/Пр. р № 1

Решаемые проблемы

Какие методы применяют для изучения природы? В каких случаях применяются наблюдение, эксперимент, измерение? Знакомство с оборудованием для научных исследований?

3-я неделя сентября

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

К:проявлять исследовательскую деятельность, распределять роли в группе

Р:работать по плану, сверять свои действия с целью

П:преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

Научиться выделять особенности основных методов, применяемых в биологии; научиться различать оборудование для научных исследований

Лаб . раб № 1 «Знакомство с оборудованием для новых исследований»

Пр р № 1 Измерение листьев древесных растенийПрактическая работа по растворению CuSO4 и мела

Комбинированный опрос: фронтальная беседа и работа по карточкам; демонстрация лабораторного оборудования, выполнение лабораторной работы

4

Увеличительные приборы

Лаб. раб. № 2

Решаемые проблемы

Какие существуют увеличительные приборы?

Как устроен микроскоп? В чём заключаются правила работы со световым микроскопом?

4-я неделя сентября

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

К:устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности

Р:самостоятельно обнаруживать учебную проблему.

П:выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Научиться различать основные части микроскопа и их предназначение; освоить правила работы с микроскопом

Лаб. раб. № 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

Фронтальная беседа, демонстрация увеличительных приборов, выполнение лабораторной работы

5

Живые клетки

Лаб.раб № 3

Решаемые проблемы

Что является основой строения всех живых организмов? Какое строение имеет клетка? В чём состоят отличия в строении

растительной и животной клетки?

5-я неделя сентября

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

К: устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности

Р: самостоятельно обнаруживать учебную проблему

П: вычитывать все уровни текстовой информации; преобразовывать информацию в форму рисунка

Научиться различать на рисунках различные структуры клетки; определять отличия растительной и животной клеток

Лаб.раб № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Фронтальная беседа, выполнение лабораторной работы

6

Химический состав клетки

Лаб.раб № 4

Решаемые проблемы

Какие химические элементы входят в состав клетки? Какие вещества входят в состав клетки? Какова роль жиров, белков, углеводов, нуклеиновых кислот, воды и минеральных солей в живом организме?

1-я неделя октября

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

К: устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности

Р: самостоятельно обнаруживать учебную проблему

П: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условиях

Научиться при помощи простых опытов определять наличие белков, жиров и углеводов в семенах растений?

Лаб.раб № 4

«Определение состава семян пшеницы и подсолнечника»

Фронтальная беседа, демонстрация опытов, выполнение лабораторной работы

7

Вещества и явления в окружающей среде

Решаемые проблемы

В каких состояниях в природе могут находиться вещества? Из каких элементарных физических частиц состоят вещества?

2-я неделя октября

Формирование навыков, позволяющих проводить анализ и сравнивать различные явления

К: формировать навыки учебного сотрудничества в оде индивидуальной работы

Р: выдвигать версии решения проблемы

П: выявлять причины и следствия простых явлений

Познакомиться с отличиями чистых веществ от смесей, простых веществ от сложных; иметь представление об основных физических и химических природных явлений

Фронтальная беседа, работа с учебником, демонстрация опытов

8

Великие естествоиспытатели

Решаемые проблемы

Каких ученых называют естествоиспытателями? Когда впервые возник интерес к изучению природы? Какой вклад в изучение биологии внесли Аристотель, Линней, Дарвин, Вернадский?

3-я неделя октября

Формирование умения логически выстраивать рассказ по предложенному плану

К:добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

П:составлять тезисы

Познакомиться с именами некоторых знаменитых естествоиспытателей; иметь представление о том, какой вклад в изучение биологии внесли Аристотель, Линней, Дарвин, Вернадский

Рассказ учащихся о великих естествоиспытателях; работа с учебником и электронной энциклопедией, тест

2

Многообразие живых организмов 14 часов


9

Как развивалась жизнь на Земле

Пр р № 2

Решаемые проблемы

Как давно и где возникла жизнь на Земле? Какие животные и растения господствовали в разные периоды на Земле? Какие полезные ископаемые

образовались на Земле в далекие времена?

4-я неделя октября

Формирование интереса учащихся к проблемам, связанным с развитием жизни на Земле

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

П: уметь преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы

Познакомиться с основами научных представлениях о том, когда появилась жизнь на Земле, иметь представление об основных этапах развития жизни на планете

Пр р № 2

«Изучение ископаемых останков организмов»

Фронтальная беседа, видеофильм, знакомство с содержанием и иллюстрациями параграфа, преобразование материала в форму таблицы, выполнение интерактивного задания

10

Разнообразие живого

Пр раб № 3

Решаемые проблемы

Почему возникла необходимость в классификации живых организмов? Какая единица является основной в классификации живых организмов?

2-я неделя ноября

Формирование у учащихся навыков составления рассказа по выработанному алгоритму

К: слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

П: уметь составлять рассказ по алгоритму рассуждения

Познакомиться с основными единицами биологической классификации в порядке возрастания и убывания; научится выделать царства живых организмов и их признаков

Пр работа

№ 3

Разнообразие живого

11

Бактерии

Решаемые проблемы

Почему бактерии выделяют в отдельное царство? В чём заключается положительная и отрицательная роль бактерий? Какое строение имеют бактерии?

3-я неделя ноября

Формирование у учащихся умений выделять положительные и отрицательные качества, а также определять их относительность в изменяющихся условиях

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Р:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: уметь сопоставлять биологический текст и иллюстрациями учебника

Научиться выделять основные характеристики царства Бактерии; представлять значение бактерий в природе, а также их положительную и отрицательную роль в жизни человека

Фронтальный опрос, работа по карточкам; рассказ учителя, демонстрация видеороликов, таблиц, выполнение интерактивного задания

12

Грибы

Лаб раб № 5

Решаемые проблемы

Каковы особенности строения шляпочных грибов? Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека?

4-я неделя ноября

Формирование и развитие у учащихся умений выделять положительные и отрицательные качества, а также определять их относительность в изменяющихся условиях

К:формировать навыки алгоритма построения и реализации новых знаний.

Р:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

П: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.

Познакомиться с основами строения шляпочных грибов, научиться называть представителей съедобных, несъедобных, ядовитых и плесневых грибов; определять значение грибов в природе, а также их положительную и отрицательную роль в жизни человека

Лаб раб № 5 Строение шляпочных грибов

Фронтальный опрос, сопровождающийся демонстрацией рисунков, прослушивание сообщений; рассказ учителя с демонстрацией видеороликов, выполнение заданий в рабочей тетради

13

Водоросли

Решаемые проблемы

Чем растения отличаются от других царств? Почему водоросли называют низшими растениями? Где обитают водоросли? Чем одноклеточные водоросли отличаются от многоклеточных? Какое строение имеет хламидомонада?

1-я неделя декабря

Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

К:добывать недостающую информацию при помощи вопросов.

Р:в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

П:уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника

Научиться проводить сравнительную характеристику представителей различных царств живой природы; выделять особенности царства Растения; иметь представление об одноклеточных и многоклеточных организмах

Работа с карточками, выполнение интерактивного задания; рассказ учителя с демонстрацией видеороликов, выполнение заданий с рабочей тетради

14

Мхи

Решаемые проблемы

Каковы отличия мхов и водорослей? В чём состоят отличия кукушкина льна от сфагнума? Какое значение имеют мхи в природе и в жизни человека?

2-я неделя декабря

Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире; формирование умений давать характеристику, логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П:уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника

Продолжить формирование у учащихся навыки сравнительной характеристики различных групп растений; научиться определять значение мхов в природе и в жизни человека

Работа по карточкам, показ видеофильма, фронтальная беседа, составление кроссворда

15

Папоротники

Лаб раб № 6

Решаемые проблемы

В каких природных условиях растут папоротники? Каково внешнее строение папоротников? С чем было связано господство папоротников в юрский период? Каково значение древних папоротников для человека?

3-я неделя декабря

Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире; формирование умений давать характеристику, логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Р:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, преобразовывать информацию в схему

Научиться выделять и сравнивать особенности условий существования современных и древних папоротников; выявлять значение современных и древних папоротников

Лаб раб № 6 Строение папоротника

Фронтальный опрос, показ видеофильма, выполнение заданий в рабочей тетради

16

Голосеменные растения

Решаемые проблемы

Каковы особенности голосеменных растений? Какое строение имеют голосеменные растения? Чем представлены листья у голосеменных растений? Каково значение голосеменных для природы и для человека?

4-я неделя декабря

Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, объяснять их причины, а также их относительность в изменяющемся мире; формирование навыков использования полученных знаний в санитарных целях

К:добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий.

Р:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П:уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей

Научиться выделять признаки приспособленности к изменившимся условиям среды в строении голосеменных растений и объяснять причины их возникновения; научиться узнавать голосеменные растения на рисунках и называть их; выявлять значение голосеменных для природы и для человека.

Фронтальный опрос, работа с учебником, выполнение заданий в рабочей тетради

17

Покрытосеменные (цветковые) растения

Лаб раб № 7

Решаемые проблемы

Какие растения получили название «цветковые»? почему их называют покрытосеменными? Каково значение плода для покрытосеменных? Каковы преимущества покрытосеменных по сравнению с голосеменными?

5-я неделя декабря

Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным уловим, объяснять их причины, а также их относительность в изменяющемся мире

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий.

Р:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей

Научиться выделять особенности покрытосеменных растений, связанные с их образом жизни, особенности строения, связанные с их более высокой организацией; заполнять таблицы и проводить сравнительный анализ

Лаб раб № 7

Органы цветкового растения

Фронтальный опрос, работа по карточкам, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, выполнение интерактивного задания

18

Значение растений в природе и жизни человека

Решаемые проблемы

Какова роль зеленых растений в природе? Чем дикорастущие растения отличаются от культурных? На какие группы делит человек растения в зависимости от пользы, которую они ему приносят? Какие растения вашего края занесения в Красную книгу?

3-я неделя января

Формирование мотивации к изучению различных систематических групп растений, знакомство с правилами поведения в лесу.

К:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками

Р:изучать материал чрез включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П:уметь выделать особенности различных групп растений, проводить классификацию растений

Представлять значение зеленых растений в природе и жизни человека, научиться выделять отличительные особенности дикорастущих и культурных растений; освоить правила поведения в лесу.

Биологический диктант, работа с дидактическим материалом, фронтальная беседа, выполнение заданий в рабочей тетради

19

Простейшие

Решаемые проблемы

Каковы основные признаки животных? Какие животные называют простейшими и почему? В чём сходства и отличия между простейшими и бактериями?

4-я неделя января

Формирование мотивации к изучению темы «Царство Животные»; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

К:формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П:уметь читать биологический текст и соотносить его с иллюстрациями

Научиться выделять признаки животных; особенности строения одноклеточных организмов, находить их на рисунках; научиться находить сходства и отличия между простейшими и бактериями

Фронтальный опрос, прослушивание сообщений, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с микроскопом, выполнение интерактивного задания

20

Беспозвоночные животные

Решаемые проблемы

По какому принципу животные делятся на позвоночных и беспозвоночных? Какие группы животных относятся к

беспозвоночным?

5-я неделя января

Формирование мотивации к изучению темы «Царство Животные»;формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, интерактивных заданий.

Р:изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П:уметь выделять отличительные признаки беспозвоночных животных

Научиться выделять основной признак, по которому животных разделили на позвоночных и беспозвоночных; выделять представителей беспозвоночных животных и узнавать их по рисункам

Комбинированный опрос: опрос учащихся у доски, работа по карточкам; рассказ учителя сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, выполнение интерактивного задания

21

Позвоночные животные

Решаемые проблемы

Какие группы животных относят к позвоночным животным? Назовите по несколько представителей из разных групп позвоночных?

1-я неделя февраля

Формирование мотивации учащихся к более подробному изучению зоологии в дальнейшем; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, интерактивных заданий.

Р:изучить материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П:уметь правильно определять по рисункам представителей разных классов

Научиться выделять представителей позвоночных животных и узнавать их на рисунках; приводить примеры видов - представителей разных классов

Фронтальная беседа, прослушивание сообщений, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с учебником

22

Значение животных в природе и жизни человека

Решаемые проблемы

Каково значение животных в природе и в жизни человека? Выделить значение животных в жизни человека, а также их роль в природе?

2-я неделя февраля

Формирование интереса учащихся к изучению взаимосвязей в экосистемах и в биосфере в целом

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Р: применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств.

П: уметь четко преобразовывать текстовую информацию в схему

Представлять значение животных в природе и в жизни человека

Фронтальная беседа, прослушивание сообщений, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с учебником

3

Среда обитания живых организмов 6 часов


23

Среды обитания живых организмов

Решаемые проблемы

Каковы основные среды обитания живых организмов? Каковы особенности строения живых организмов, сформированные средой их обитания

3-я неделя февраля

Формирование мотивации учащихся к изучению биологии с использованием компьютерных средств.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Р: применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств.

П:уметь логически рассуждать и анализировать видеофильм

Научиться перечислять среды обитания; выделять особенности живых организмов, сформированные средой их обитания

Выполнение теста, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, выполнение заданий в рабочей тетради

24

Приспособленность организмов к разным средам обитания

Решаемые проблемы

Каковы особенности строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой обитания?

4-я неделя февраля

Формирование у учащихся логического мышления и умения рассуждать; способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, интерактивных заданий.

Р:изучить материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей

Научиться выделять признаки приспособленности живых организмов в зависимости от среды их обитания

Фронтальная беседа, работа с дидактическим материалом, выполнение интерактивных заданий

25

Жизнь на разных материках (Евразия, Северная Америка, Африка) Пр. р № 4

Решаемые проблемы

С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков

1-я неделя марта

Формирование у учащихся мотивации к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

К: добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи (география)

Р:изучить материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков

Познакомиться с растениями и животными разных материков; научиться видеть различия животного и растительного мира разных материков

Пр. р № 4 «Определение наиболее распространенных растений и животных»

Фронтальный опрос, работа по карточкам, демонстрация видеоматериала, работа с учебником, составление таблицы

26

Жизнь на разных материках (Южная Америка, Австралия, Антарктида)

Пр. р № 4

Решаемые проблемы

С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков? Какие животные и растения населяют различные материки?

2-я неделя марта

Формирование у учащихся мотивации к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

К: добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать меж предметные связи (география)

Р: изучить материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков

Научиться видеть различия животного и растительного мира разных материков; научиться работать с атласом-определителем

Пр. р № 4 «Определение наиболее распространенных растений и животных»

Работа с дидактическим материалом (фотографии, атлас-определитель и др.), демонстрация видеоматериалов, работа с учебником, составление таблицы, выполнение практической работы

27

Природные зоны Земли

Решаемые проблемы

Что такое природная зона? От чего зависит распределение природных зон на Земле? Что общего у травянистых равнин нашей планеты? Почему влажный тропический лес - самое богатое видами природное сообщество?

3-я неделя марта

Формирование у учащихся мотивации к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

К: добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи (география)

Р: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков

Научиться видеть различия животного и растительного мира разных материков; научиться работать с атласом-определителем

Работа по карточкам, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с дидактическими материалами, выполнение интерактивных заданий

28

Жизнь в морях и океанах

Пр р № 5

Решаемые проблемы

Как распределяются живые организмы в морях и океанах? Почему растения не растут на больших глубинах?

1-я неделя апреля

Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Р: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: уметь сравнивать, объяснять условия существования живых организмов в разных водных сообществах

Научиться распознавать природные сообщества морей и океанов, а также некоторые организмы, входящие в данные сообщества; сравнивать условия существования живых организмов в разных сообществах

Пр р № 5

Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания

Работа по карточкам на соотношение, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с дидактическим материалом, выполнение интерактивных заданий

4

Человек на Земле 5 часов


29

Как человек появился на Земле

Решаемые проблемы

Какие существа ученые считают предками человекообразных обезьян и человек? Каковы черты сходства и отличия человекообразных обезьян, древних людей и современного человека? Какое значение для древних людей имело умение изготавливать орудия труда?

2-я неделя апреля

Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы; формирование научного мировоззрения

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и компьютерных источников

Р: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей

Научиться давать сравнительную характеристику человекообразным обезьянам, древним людям и современному человеку; познакомиться с основными этапами эволюции человека; видеть взаимосвязь между появлением, совершенствованием орудий труда и этапами развития человека.

Тестовый контроль, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, работа учебником

30

Как человек изменил Землю

Решаемые проблемы

Как влияли на природу земли древние люди? К каким экологическим последствиям привело открытие и освоение людьми новых земель? К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных природе веществ? Каковы способы решения экологических проблем?

3-я неделя апреля

Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и компьютерных источников

Р: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей

Научиться видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле, экологические последствия, связанные с применением новых, неизвестных в природе веществ, предлагать свои пути решения экологических проблем

Фронтальный опрос, прослушивание сообщений, беседа с учащимися, выполнение заданий в рабочей тетради

31

Жизнь под угрозой

Решаемые проблемы

Что такое биологическое разнообразие? Как сохранить биологическое разнообразие? С чем связано исчезновение некоторых видов растений и животных и грибов?

4-я неделя апреля

Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли).

Р: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей

Научиться видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле; экологические последствия, связанные с применением новых, неизвестных в природе веществ, предлагать свои

пути решения экологических проблем

Фронтальный опрос, прослушивание сообщений, беседа с учащимися, выполнение заданий в рабочей тетради.

32

Не станет ли Земля пустыней?

Решаемые проблемы

Что такое

опустынивание?

Какие действия людей способствуют опустыниванию земель?

5-я неделя апреля

Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли).

Р: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей

Научиться рассуждать о причинах опустынивания и на основе этого прогнозировать, какие районы могут быть подвержен этому явлению; научиться решать элементарные экологические задачи

Круглый стол, прослушивание сообщений, показ видеороликов.

33

Здоровье человека и безопасность жизни

Пр р № 6

Решаемые проблемы

Что такое здоровый образ жизни? Какие правила безопасности надо соблюдать при действии природных стихий? Как оказать первую помощь при кровотечениях,

при повреждении опорно-двигательной системы?

Какие животные опасны для человека? Какие растения ядовиты для человека?

1-я неделя мая

Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

К: проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе

Р: работать по плану, сверять свои действия с целью

П: преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

Научиться обосновывать необходимость соблюдения правил поведения в природе, а также выполнении гигиенических требовании и правил поведения, направленных на сохранение здоровья

Пр р № 6

«Измерение своего роста и массы тела»

Фронтальная беседа, практическая работа

Обобщение 2 часа


34

Растительный и животный мир НСО

Решаемые проблемы

Какие животные обитают в НСО? Какие растения обитают в НСО?

2-я неделя мая

Формирование и развитие мотивации к изучению природы своего региона (НСО)

К: добывать недостающую информацию с помощью информационно0коммуникационных технологий

Р: добывать знания через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: научиться выделять представителей животного и растительного мира своего региона

Научиться узнавать некоторых представителей растительного и животного мира своего региона

Фронтальная беседа, демонстрация видеофильма, прослушивание сообщений

35

Биология как наука о живом организме

Решаемые проблемы

Что изучает биология? Что такое живой организм?

3-я неделя мая

Формирование и развитие мотивации к дальнейшему изучению биологии, а также умения обобщать полученные знании, сравнивать и делать выводы

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Р: добывать знания через включение в новые виды деятельности и форм сотрудничества

П: анализировать , сравнивать, классифицировать факты и явления

Научиться обобщать ранее изученный материал

Биологический диктант с взаимопроверкой, фронтальная беседа



















Практическая часть 5 класс

Примерная программа ФГОС ООО

Программа

Тема урока

Тема лабораторной работы

Знакомство с оборудованием дл научных исследований

Методы изучения живой природы

Лаб . раб № 1 «Знакомство с оборудованием для новых исследований»

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы

Методы изучения живой природы

Пр р № 1 Измерение листьев древесных растений Практическая работа по растворению CuSO4 и мела

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними

Устройство лупы, светового микроскопа

Увеличительные приборы

Лаб. раб. № 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

Приготовление микропрепаратов кожицы чешуи лука

Строение клеток кожицы лука

Живые клетки

Лаб.раб № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука», «Изготовление препарата клеток кожицы лука»,

Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов

Химический состав клетки

Лаб.раб № 4

«Определение состава семян пшеницы и подсолнечника»

Приготовление микропрепаратов кожицы чешуи лука

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)

Вещества и явления в окружающем мире

Лаб раб № 3 «Рассматривание клеток листа зеленых растений»

Как развивалась жизнь на Земле

Пр работа № 2 «Изучение ископаемых останков организмов»

Разнообразие живого

Пр раб № 3 Разнообразие живого

Грибы

Лаб раб № 5 Строение шляпочных грибов

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев).

Папоротники

Лаб раб № 6 Строение папоротника

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений

Изучение строения позвоночного животного

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев).

Покрытосеменные (цветковые) растения

Л р № 7 Органы цветкового растения


Изучение строения семян однодольных и двудольных растений

Изучение строения позвоночного животного

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев).

Жизнь на разных материках (Южная Америка, Австралия, Антарктида)

Пр. р № 4 «Определение наиболее распространенных растений и животных»

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений

Изучение строения позвоночного животного

Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания

Жизнь в морях и океанах

Пр р № 5 Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания

Здоровье человека и безопасность жизни

Пр р № 6«Измерение своего роста и массы тела»


Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения

Пр 6 лр 7


© 2010-2022