- Преподавателю
- Биология
- Дневник здоровья
Дневник здоровья
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сукачева Н.А. |
Дата | 21.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Станция юных натуралистов Сальского района.
Дневник здоровья.
г. Сальск
2013г.
«Дневник здоровья» составлен на основе «Дневника здоровья школьника», составленного в Учебно-методическом центре охраны здоровья и физического воспитания ГБОУ ДПО «Пензенский институт развития образования» - Давыдовой А.П. и Кузиной С.С. и дополнен адаптированным материалом к образовательной программе «Планета здоровья» составленной педагогом Сукачевой Н.А. под руководством методиста Сотниковой Л.В.
Данный Дневник имеет информационно-практическое значение, и предназначен непосредственно для заполнения в ходе занятий.
Личные данные
ФОТО
Фамилия__________________________________
Имя__________________________________
Отчество__________________________________
Дата рождения_________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________
_____________________________________________________
Номер телефона_____________________________________________________
ФИО родителей
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Школа _____________
Класс _____________
-1-
Дорогие, друзья!!!
Предлагаем Вам познакомиться с Дневником здоровья.
В нём содержатся:
- информация об особенностях роста и развития детей и подростков;
- оздоровительные методики и оценочные тесты;
- рекомендации и задания по укреплению здоровья;
- вопросы и «мудрые» мысли.
Заполняя дневник, вы сможете:
- наблюдать за развитием собственного здоровья;
- научиться выполнять гигиенические рекомендации и правила, понимать их физиологическое значение и влияние на здоровье.
Здоровье человека - огромное богатство.
На страницах дневника:
- читайте о здоровье, думайте о здоровье;
- выбирайте из разных оздоровительных методик и рекомендаций то, что приносит вам удовлетворение и радость;
- записывайте рецепты здоровья;
- записывайте и выполняйте советы врачей, учителей биологии, физического воспитания о нормах и правилах здорового образа жизни;
- создавайте собственный режим труда и отдыха, повышающий уровень здоровья;
- создавайте свою оздоровительную систему!
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия (определение Всемирной организации здравоохранения)
«Здоров будешь - всё добудешь», «Здоровье не купишь - его разум дарит» (русские пословицы).
Какие пословицы, поговорки, загадки о здоровье вам известны?
Запишите и объясните их физиологическую сущность.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-34-
ДОПОЛНЕНИЯ
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-33-
-2-
ЗДОРОВЬЯ И Я ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ.
Рассмотрите рисунок и составь рассказ о здоровом образе жизни
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучите предложенный вариант режима дня, внесите в него дополнения или изменения, определите для себя лучший вариант режима дня.
-3-
Мой режим дня
Месяц_________________________________________
Режим дня
Время (начало и окончание),
дни недели
Замечания
по выполнению режима дня
Пн.
Вт.
Ср.
Чт.
Пт.
Сб.
Вс.
Подъём
Зарядка
Утренний туалет
Завтрак (1, 2)
Занятия в школе
Прогулка
Обед (Полдник)
Прогулка
Занятия спортом
Отдых
Подготовка уроков
Ужин
Отдых
Сон
Свободное время использую для:
- встречи с друзьями;
- занятий спортом;
- участия в подвижных играх (лапта, прятки, салки, казаки-разбойники, городки и другие);
- чтения, занятий с компьютером;
- другое.
-32-
Учебный план для учащихся ________ класса
№
Предмет
Кол-во
часов
Желаемое
кол-во часов
Почему?
1
Русский язык
2
Литература
3
Математика
4
Английский язык
5
Природоведение
6
Физическая культура
7
ИЗО
8
Музыка
9
Трудовое воспитание
10
11
12
13
14
15
-31-
Желание учиться
Инструкция для учащихся
Для того чтобы сделать обучение в школе лучше, просим вас составить свой собственный учебный план. Ваша задача - сделать этот учебный план таким, чтобы вам было интересно и приятно учиться. Вы видите перед собой перечень предметов, которые утверждены в уже имеющемся учебном плане, а также время, отведенное на каждый из предметов. Определите, сколько времени вы сами бы хотели отвести на каждый предмет, и запишите нужную цифру в четвертый столбик. Определите, какие предметы, помимо перечисленных, вы также хотели бы изучить в этом классе. Запишите эти предметы в пустые строки. Какие из перечисленных предметов, по вашему мнению, вообще не стоило бы изучать? В столбике «Почему?» напишите максимально подробно, почему вы выбрали этот предмет, почему отвели на его изучение столько времени.
Заключение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-4-
Оценка индивидуального здоровья кружковца
Показатели
Начало учебного года (сентябрь)
Середина учебного года (январь)
Конец учебного года (май)
-
Физические качества
Длина тела, см
Масса тела, кг
Окружность грудной клетки, см
-
в покое
-
при вдохе
-
при выдохе
Окружность, см:
-
шеи
-
талии
-
плеча
-
бедра
-
голени
ЧСС (пульс) уд./мин:
-
в покое
-
после нагрузки
Дыхание: число вдохов за 30 с.
Задержка дыхания, с.
Артериальное давление, мм рт. ст.
-
Самочувствие
Сон
Аппетит
Настроение
Желание заниматься
Работоспособность
Боли в мышцах
-5-
Тест «Как я отношусь к своему здоровью»
Для того чтобы выяснить, на что, прежде всего, нужно обратить внимание, чтобы организм верой и правдой служил вам долгие годы, пройдите этот тест.
Подумайте, насколько соответствуют действительности, приведенные ниже высказывания. После чего подсчитайте набранные баллы (сначала по группам, а потом все вместе).
I. Подвижность
1. Я занимаюсь спортом:
- не более раза в месяц (1)
- обычно раз в неделю (2)
- в среднем два-три раза в неделю (3)
2. Я могу подняться без одышки:
- максимум на один этаж (1)
- на два-три этажа (2)
- столько этажей, сколько необходимо, потому что я всегда пользуюсь лестницей (3)
3. Такие физические упражнения на выносливость, как бег, езда на велосипеде, продолжительные забеги на лыжах или плавание:
- не интересуют меня (1)
- практикуются мной только тогда, когда это необходимо (2)
- практикуются мной постоянно (3)
4. Физические упражнения за рабочим столом:
- это чепуха: как это вообще выглядит? (1)
- знаю о них, хотя редко применяю на практике (2)
-30-
Бланк опросника «Мой класс»
Помни, что ты характеризуешь свой нынешний класс, каким он есть сегодня
Обведи кружочком свой ответ
1. Ребятам нравится учиться в нашем классе
Да
Нет
2. Дети в классе всегда дерутся друг с другом
Да
Нет
3. В нашем классе каждый ученик - мой друг
Да
Нет
4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы
Да
Нет
5. Некоторые дети о нашем классе являются середнячками
Да
Нет
6. С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу
Да
Нет
7. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу
Да
Нет
8. Многие дети в нашем классе любят драться
Да
Нет
9. Все ученики в нашем классе - друзья
Да
Нет
10. Некоторые ученики не любят свой класс
Да
Нет
11. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем
Да
Нет
12. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу
Да
Нет
13. Наш класс веселый
Да
Нет
14. Дети в нашем классе много ссорятся
Да
15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья
Да
Нет
-29-
34-48 баллов. Ты принадлежишь к редкой категории людей - к "аритмикам". (Не пугайся умного слова, ваш тип еще именуют ласково "голуби"). У тебя нет четких установок только рано вставать или, наоборот, всегда просыпаться ближе к обеду. Ты легко можешь приспособиться к обстоятельствам, и это твой огромный плюс!
Тест простых поручений
-6-
- выполняю регулярно (3)
Сумма в данной группе ______ баллов
II. Питание
5. Еда:
- это неизбежное зло (1)
- не так уж и важна, однако я все же уделяю внимание витаминам (2)
- должна быть вкусной и, прежде всего, здоровой (3)
6. Время приема пищи:
- наступает тогда, когда я проголодаюсь, нерегулярно (1)
- строго определенное, я стараюсь его придерживаться (2)
7. Если вдруг мне запретят, есть какие-то определенные вещи, то это будет:
- катастрофа! Ведь всегда самая вкусная пища - нездоровая! (1)
- неприятно, но нельзя же делать из этого проблему! (2)
- первым шагом к здоровью (3)
Сумма в данной группе _____ баллов
III . Стиль жизни
8. Я курю:
- регулярно (1)
- только в особых случаях (2)
- никогда (3)
9. Алкоголь:
-7-
- вполне привычная вещь для меня (почти ежедневно) (1)
- не употребляю спиртное (2)
10. Кофе, кола и другие энергетические напитки:
- без них я не продержусь и дня (1)
- пью их от случая к случаю (2)
- обычно не нуждаюсь в них (3)
11. Мой жизненный ритм:
- чрезвычайно изменчив (1)
- в некоторой мере можно назвать упорядоченным, однако учеба (работа) занимает у меня слишком много времени (2)
- в полном порядке, я регулярно питаюсь и соблюдаю режим сна (3)
Сумма в данной группе _____ баллов
IV . Рабочая нагрузка
12. На моем письменном столе:
- постоянный беспорядок, я никогда ничего не успеваю (1)
- в большинстве случаев царит беспорядок, но все достаточно понятно (2)
- по вечерам обычно чисто, я убираюсь перед следующим днем (3)
13. Мои учителя и одноклассники:
- с гораздо большим удовольствием любуюсь ими со спины (1)
- отношусь к ним с безразличием (2)
- считаю, что мы отличная команда (3)
-28-
8. Попытайся без часов определить промежуток времени, равной одной минуте (можно с чье-то помощью). Как точно тебе это удалось?
а) получилось меньше минуты;
б) получилось больше минуты;
в) попал (а) почти в точку.
Оценка результатов теста:
Вопросы
а
б
в
1
0
3
6
2
6
0
3
3
3
6
0
4
6
3
0
5
0
6
3
6
6
3
0
7
3
0
6
8
6
3
0
0-18 баллов. Ты - "жаворонок, причем ярко выраженный! Тебя можно поздравить, потому что это редкая категория людей. И как это ни странно, им по жизни сопутствует удача, везение. Может, по поговорке "Кто рано встает, тому Бог дает?" Пока другие потягиваются в постели, ты успеваешь переделать уйму дел!
21-33 балла. Ты, наверное, и сам(а) чувствуешь, что - ты типичная "сова"... Тебя легче расстрелять, чем заставить вскочить спозаранку. А знаешь ли ты, что люди твоего типа гораздо меньше других подвержены, например, панике в критических ситуациях? Поэтому из них получаются отличные летчики и даже космонавты.
-27-
4. Подумай, от чего бы ты мог(ла) отказаться с большей легкостью, чтобы не чувствовать при этом дискомфорта?
а) от утреннего чая или кофе;
б) от вечернего чаепития;
в) мне в общем-то все равно, когда пить чай...
5. Если ты знаешь, что на другой день тебе обязательно нужно встать рано, то постараешься уснуть раньше обычного?
а) обязательно - часа на полтора-два;
б) по-моему, это не обязательно...
в) нет.
6. Попытайся прикинуть, трудно ли тебе бывает просыпаться по будильнику? Что ты чувствуешь, когда он трезвонить спозаранку?
а) я иногда готов(а) его разбить;
б) в принципе нет;
в) это зависит только от того, во сколько я лягу спать накануне.
7. Задумайся, а во время каникул (отпуска) ты встаешь так же рано, как обычно, когда собираешься идти в школу (на работу)?
а) сплю, сколько хочу;
б) да, так уж получается: я делаю это как бы по привычке;
в) сложно сказать.
-8-
14. Обычно я иду с утра на учебу:
- в дурном настроении (1)
- с удовольствием (2)
15. Каникулы:
- это мое спасение: только ради них и живу (1)
- идут мне на пользу: наконец-то я снова смогу поправить свое здоровье (2)
Сумма в данной группе___ _ баллов
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
15-23 балла
Вы не уделяете должного внимания здоровью и активному образу жизни. Чтобы лучше себя чувствовать, постарайтесь поработать над каждой из областей, обозначенных в тесте. О своем наиболее слабом звене вы узнаете, подведя итоги по группам.
24-32 балла
В некоторых областях вы вполне заботитесь о своем здоровье, однако всегда можно что-то улучшить. Подведя итоги по группам, вы узнаете, какие сферы больше всего нуждаются в вашем внимании.
33-41 балл
Поздравляем! Забота о здоровье и регулярная физическая активность - для вас первоочередные задачи. Однако никто не совершенен - научиться еще паре-тройке приемов вам будет только полезно. Проведя итоги по группам, вы узнаете, какой из областей необходимо уделить наибольшее внимание.
Итоги по группам
-9-
Подвижность: 4-12 баллов
Если в этой области набрано меньше восьми баллов, вы испытываете недостаток движения, и это может угрожать здоровью. Физическая активность не обязательно означает занятия спортом. Если вы будете ходить быстрее и чаще подниматься по лестнице, то эти меры также будут способствовать кровообращению. А если вы освоите комплекс упражнений на рабочем месте, то оздоровитесь гораздо быстрее. Ну а регулярные занятия фитнесом - бесспорно оптимальный вариант.
Питание: 3-8 баллов
Сбалансированное питание - основа хорошего самочувствия. Если в этой области вы набрали менее пяти баллов, надо тщательно проанализировать свой рацион: скорее всего, он в основном состоит из фастфуда и кока-колы. Постарайтесь сбалансировать свое меню, обогатив его живыми витаминами. Поверьте, полезная еда может быть при этом и вкусной.
Стиль жизни: 4-11 баллов
Курение, алкоголь и ненормированный режим - мы не задумываемся об этом, пока молоды. Однако со временем и с возрастающей рабочей нагрузкой отрицательное влияние этих факторов на здоровье все более ощутимо. Если вы набрали менее восьми баллов, пора снижать потребление табака и алкоголя.
Рабочая нагрузка: 4-10 баллов
Вы считаете свою работу обременительной? Испытываете на службе слишком большое давление или возвращаетесь домой выжатыми, как лимон? Если вы набрали меньше восьми баллов, значит, у вас серьезные проблемы. Постарайтесь подобрать и освоить способы борьбы со стрессом на работе. При каких-либо сложностях, можете воспользоваться помощью психолога.
-26-
Я ПОЗНАЮ СЕБЯ И ОКРУЖАЮЩИХ
Тест 1. ТЫ "СОВА" ИЛИ "ЖАВОРОНОК"?
Тех, кто встает рано и успевает с утра многое сделать, называют "жаворонками". А вот люди - "совы" деятельны все больше по вечерам, а с утра ходят как сонные мухи. А ты из какой категории?
1. Если бы тебе предложили выбрать (независимо от занятий в школе и все такое прочее), во сколько бы ты ложился(ась) спать?
а) после часа ночи;
б) до десяти;
в) скорее всего, где-нибудь около двенадцати.
2. Чем подкрепиться с утра - дело вкуса. Какой завтрак ты предпочитаешь в первый час после пробуждения?
а) что-то существенное, и побольше;
б) Стакан сока или чая;
в) Можно вареное яйцо или бутерброд.
3. Если попытаться вспомнить всякие напряги и разборки с приятелями, то в какое время они чаще всего происходят?
а) конечно, с утра, когда я еще туго соображаю!
б) ближе к вечеру;
в) не могу точно вспомнить.
-25-
Дата
Т воздуха
Ветер
Осадки
Облачность
Самочувствие
день, ºС
ночь, ºС
скорость м/с.
направление
-10-
Соотношение массы тела и роста здорового человека
( по Ю.А. Князеву и А.В. Картелишеву)
Возраст
Масса тела, кг
Рост, см
мальчики
девочки
мальчики
девочки
6 лет
19,7 - 24,1
24,1 - 23,5
111 - 121
11 - 120
7 лет
21,6 - 27,9
21,5 - 27,5
118 - 129
118 -129
8 лет
24,1 - 31,3
24,2 - 30,8
125 - 135
124 -134
9 лет
26,1 - 34,9
26,6 - 35,6
128 - 141
128 -140
10 лет
30,0 - 38,4
30,2 - 38,7
135 - 147
134 -147
11 лет
32,1 - 40,9
31,7 - 42,5
138 -149
138 - 152
12 лет
36,7 - 49,1
38,4 - 50,0
143 - 158
146 -160
13 лет
39,3 - 53,0
43,3 - 54,4
149 - 165
151 - 163
14 лет
45,4 - 56,8
46 - 55,5
155 -170
154 -167
15 лет
50,4 - 62,7
50,3 - 58,5
159 -175
156 - 167
-11-
Определи гибкость позвоночника
Работа проводится вдвоём.
Оборудование: линейка.
Цель работы: определить эластичность связок и хрящевых соединений в полуподвижных соединениях позвоночника.
Ход работы
-
Встаньте на ступеньку и, не сгибая колени, наклонитесь вперёд и попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры.
2. Измерьте расстояние от кончиков пальцев до плоскости опоры (ступеньки, на которой вы стоите). Если пальцы ниже неё, поставьте знак «+», если до плоскости опоры не дотянулись - знак «-».
3. Оцените гибкость позвоночника. Результаты считаются хорошими, если у юношей получится +6…+9 см, а у девушек - +7…+9 см. Удовлетворительными считаются более низкие положительные результаты. Отрицательные результаты свидетельствуют о недостаточной гибкости позвоночника.
Оцени свой образ жизни
Здоровье человека зависит от множества факторов, в том числе и от образа жизни.
Оцените по пятибалльной системе:
1 - достаточно ли внимания вы уделяете физической нагрузке; ____
2 - правильно ли питаетесь; ____
3 - замечаете ли у себя какие-нибудь вредные привычки; ____
4 - умеете ли вы уменьшать проявления болезни. ____
Полученную сумму баллов разделите на 4. Какая получилась средняя оценка? Сделайте вывод, на что вам надо обратить внимание, чтобы быть здоровым?
-24-
Календарь наблюдения за погодой.
Месяц_______________________ Год________________
Дата
Т воздуха
Ветер
Осадки
Облачность
Самочувствие
день, ºС
ночь, ºС
скорость м/с.
направление
-23-
Рекомендации по заполнению Календаря погоды.
-
Дневная температура фиксируется с 12.00 до 15.00 часов, ночная - с 20.00 до 24.00.
-
Скорость ветра определяется визуально согласно таблице.
Шкала для визуальной оценки силы ветра.
(Наставления гидрометеорологическим станциям и постам, 1969г.)
-
Название
Скорость ветра, м/с.
Признаки для определения силы ветра
Штиль
0
Дым поднимается отвесно; листья на деревьях неподвижны.
Тихий ветер
0-1,5
Колышутся отдельные листья; дым поднимается наклонно, указывая направление ветра.
Легкий ветер
1,5-3,5
Слегка колеблются флаги и вымпела, листья временами шевелятся.
Слабый ветер
3,5-5,5
Листья и тонкие ветви постоянно колышутся; постоянно развиваются шлаги.
Умеренный ветер
5,5-8
Ветер приводит в движение тонкие ветви деревьев, поднимает пыль с земли.
Свежий ветер
8-10
Качаются ветви и тонкие стволы деревьев, вытягиваются большие флаги.
Сильный ветер
10-14
Качаются толстые сучья деревьев, высокая трава временами ложиться на землю; «гудят» провода.
Крепкий ветер
14-17
Качаются стволы деревьев, гнутся большие ветви и сучья; ходьба против ветра заметно затруднена.
Шторм
17-21
Качаются большие деревья, ломаются тонкие ветви и сучья; движение против ветра заметно задерживается.
Шкала оценки самочувствия.
0 - ничего не беспокоит;
1 - боли в голове;
2 - боли в мышцах;
3 - общее недомогание, сонливость;
4 - другое.
-12-
Например: 4+4+4+4=16:4=4
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самооценка здоровья
Ежемесячно оценивайте по пятибалльной системе своё самочувствие, работоспособность и настроение в течение учебного года.
Данные занесите в таблицу.
Показатели
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Средний балл
Самочувствие
(5,4,3,2,1)
Работоспособность
(5,4,3,2,1)
Настроение
(5,4,3,2,1)
Рассчитайте среднюю годовую оценку. Если за последний год вы болели 4 раза и больше, уменьшите полученную цифру на 1 балл. Если вы оценили своё здоровье на 5 баллов, постарайтесь не терять достигнутого уровня. Если оценка ниже 5 баллов, ищите причину отклонений в здоровье.
-13-
«Размер здоровья» (по Н.М. Амосову)
Если вы не болели в течение учебного года, у вас самый высокий уровень здоровья. Если заболевание возникло во время эпидемии или экзаменов - средний уровень здоровья. А если вы болеете во время обычных учебных нагрузок - уровень вашего здоровья самый низкий. Проанализируйте своё здоровье за последний год и сделайте выводы.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определение уровня физического развития
Формулы оценки веса 1. Показатель Поля Брока
Показатель Поля Брока - наиболее простой метод определения оптимального веса.
Нормальный вес (кг) вычисляется по формуле:
Вес (кг) = Росту (см) - 100 (при росте до 165 см);
Вес (кг) = Росту (см) - 105 (при росте 166-175 см);
Вес (кг) = Росту (см) - 110 (при росте свыше 176 см).
_________________________________________________________________________________________________________________________
Отклонения от нормы указывают на избыточный или недостаточный вес. Показатели веса, например, у вполне здоровых детей могут отклоняться в ту и другую сторону на 3-5 кг. Превышение средней нормы на одну треть - явление ненормальное. Так, если у 10-летнего ребёнка при росте 126 см вес больше нормы (30 кг), то можно заподозрить развитие ожирения.
Индекс пропорциональности роста (длины тела) и массы
Индекс пропорциональности роста (длины тела) и массы рассчитывается по формуле:
-22-
Рецепт моего любимого блюда.
Ингредиенты:
1.________________________
2.________________________
3.________________________
4.________________________
5.________________________
6.________________________
7.________________________
8.________________________
9.________________________
10_______________________
Приготовление:
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
ФОТО (рисунок) любимого блюда
-21-
МОЕ МЕНЮ
Мой завтрак ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мой обед:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мой полдник:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мой ужин:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-14-
К = масса тела (кг): длина тела (см) х 100.
_______________________________________________________________________________________________________________________
Критерии:
индекс К - 35-24 - истощение; менее 37 - достаточная упитанность;
более 40 - повышенная упитанность; 45-54 - ожирение.
Соотношение обхвата живота и грудной клетки
Обхват живота на высоте пупка не должен быть больше обхвата грудной клетки.
Увеличение объема живота крайне негативно отражается на различных системах организма, вызывает изменение положения сердца, опущение желудка и кишечника, нарушение функций пищеварительного тракта, дряблость передней брюшной стенки и т.д.
Люди, допускающие переедание, не следящие за своим весом, нарушают гармонию своего тела, искажают телесную и физиологическую организацию, быстро утомляются, испытывают неудобства и часто неловкость из-за своей полноты, наносят вред своему здоровью и ухудшают свою жизнь.
Изучи и выполняй следующие комплексы упражнений
Снять утомление помогут:
Упражнения для глаз
-
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
-
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
-
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
-15-
-
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перенести взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
-
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же - в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 1-2 раза.
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
-
И.п. - сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
-
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
-
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-20-
Примерный суточный рацион для детей 11-18 лет
Хлеб - 120 г масло сливочное - 35 г,
Крупы - 50 г масло растительное - 18 г
Картофель - 250 г фрукты свежие - 200 г
Мясо - 105 г соки плодоовощные - 200 г
Рыба - 80 г кондитерские изделия - 15 г
Молоко - 300 г сахар - 45 г
Творог - 60 г соль - 7 г.
Кисломолочные
продукты - 180 г сыр - 12 г
Овощи свежие - 400 г
Оптимальный режим питания - это...
4 -5 - разовое питание с интервалами приёма пищи в 3-4 часа. Приём пищи в одни и те же часы.
Продолжительность обеденной трапезы - не менее 20 минут. Соответствие основных пищевых продуктов в суточном рационе в пропорции: 1 часть белков, 1 часть жиров и 4 части углеводов.
Распределение калорийности питания в течение дня соответствует следующей пропорции: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник - 15%, ужин - 25%.
Используя выше представленные данные, составь свое меню здорового питания.
-19-
Ребёнок школьного возраста должен ежедневно получать:
Хлеб (пшеничный и ржаной): 200-300 г.
Крупы и макаронные изделия: 40-60 г.
Картофель: 200-300 г
Фрукты свежие: 200-300 г.
Сахар: 50-70 г.
Мясо птицы (филе): 100-130 г.
Соль - 7г.
Растительное масло: 15-20 г.
Сливочное масло: 30-40 г.
Овощи: 300-400 г.
Сок: 150-200 мл.
Кондитерские изделия: 20-30 г
Молоко, молочные продукты: 300-400 г. Рыба (филе): 100-130 г.
Проанализируй свой рацион питания и сделай вывод!!!
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-16-
Изучи и выполняй основные правила рационального питания
Учащимся необходимо:
- ежедневно употреблять 1-2 стакана молока или кисломолочных продуктов, творог (30-50 г) или сыр (5-10 г или 10-20 г через день);
- ограничить потребление соли и заменить поваренную соль на йодированную;
- сочетать в рационе сливочное масло с растительным (подсолнечным, кукурузным, соевым, оливковым и др.- до 10-15 г в день);
- ограничивать потребление сахара, конфет (особенно шоколадных), шоколада, жирных тортов и пирожных;
- использовать в питании рыбу и морепродукты;
- ежедневно включать в свой рацион мясо или рыбу (лучше нежирных сортов);
- стремиться использовать в питании не колбасы, сосиски, сардельки, а блюда из натурального мяса;
- широко использовать в питании все доступные овощи, фрукты, ягоды, соки;
- стремиться к ограничению в рационе воздушной кукурузы, чипсов, сухих завтраков, прохладительных напитков, хот-догов, гамбургеров и др. форм «fast-foods».
Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и подростков РФ (в день) в энергии (ккал)
(Институт питания РАМН)
От 3 до 7 лет
От 7 до 11 лет
От 11до 14 лет
От 14 до 18 лет
Мал.
Дев.
Юн.
Дев.
1800
2100
2500
2300
2900
2500
-17-
Суточная потребность, функции и пищевые источники некоторых витаминов и микроэлементов.
Витамин
Потребность детей старше 4 лет
Функции в организме
Пищевые источники
Витамин А
5000 ME
-
Важен для зрения;
-
Для функции кожи;
-
Необходим для иммунной системы.
Печень, темно - зеленые листовые овощи, фрукты и овощи красного, или оранжевого цвета (Например, морковь),яйца.
Витамин D
400 ME
-
Важен для усвоения кальция в организме;´
-
Важен для иммунной системы.
Основной источник получения Витамина D - это непосредственное нахождение под солнцем. Жирная рыба.
Витамин Е
30 МЕ
-
Защита клетки от повреждения.
Растительные масла. Орехи и зерна. Яичный желток. Некоторые сорта жирной рыбы
Витамин С
60 мг
-
Способствует усвоению железа;
-
Важен для иммунной системы
Фрукты и овощи, цитрусовые фрукты и их соки, зеленые овощи, помидоры и картофель
Витамин В1
1,5 мг
-
Превращение еды в энергию;
Каши и крупы. Молочные продукты. Мясо, и мясные продукты
Витамин B2
1,7мг
-
Важен для функции головного мозга
Молоко и молочные продукты. Мясо и мясные продукты.
Витамин В6
2 мг
-
Важен для функции головного мозга;
-
Важен для формирования крови
Рыба и мясо. Картофель. Отруби
Витамин B12
6 мкг
-
Важен для иммунной системы
Продукты животного происхождения.
Фолиевая кислота
0,4 мг
-
формирования клеток крови;
-
для иммунной системы.
Зерновые продукты (включая хлеб). Фрукты и зеленые овощи. Молочные продукты
Пантотеновая кислота
10 мг
-
Помогает снизить усталость и повысить выносливость
-
Функции головного мозга
Молоко и сыр. Каши. Мясо. Овощи.
Биотин
0,3 мг
-
Превращение еды в энергию;
-
Для головного мозга
Мясные отруби (печень и почки). Яичный желток.
Кальций
1 г
-
Помогает поддерживать кости и зубы в здоровом состоянии.
-
Важен для нормального функционирования мышц
Молочные продукты (основной источник). Крупы.
Железо
18 мг
-
Транспортировка кислорода в организме, помогает снизить усталость и повысить выносливость.
-
Важно для развития и формирования памяти и внимания у детей.
Каши. Мясо.
Иод
150 мг
-
Важен для нормального развития интеллекта детей.
Соль, обогащенная йодом. Морская рыба и моллюски.
Магний
400 мг
-
Превращения еды в энергию
-
Поддерживание костей в здоровом состоянии
Неочищенные каши, орехи и листовые овощи. Чай.
Цинк
15 мг
-
Важен для иммунной системы
-
Важен для поддержания здоровой кожи, волос и ногтей.
Моллюски, говядина, и другое красное мясо. Каши крупного помола, относительно, богаты цинком
Медь
2 мг
-
Важна для иммунной системы
-
Важна для пигментации кожи и волос.
Моллюски. Орехи. Стручковые растения. Печень и мясо органов. Зерновые продукты