Урок биологии по теме «Земноводные»

"Описание материала: основными целями урока является повторение и систематизация знаний учащихся о земноводных. развития самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся, умение анализировать, обобщать, развитие теоретической речи учащихся, коммуникативных способностей. рассмотреть основные особенности строения и жизни земноводных. их значение в окружающей среде. изучить исчезающие виды земноводных, способы их охраны.в процессе урока использовались плакаты, выствка рисунков...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республика Казахстан

г. Астана

средняя школа № 41

Кударбекова Динара Сериковна

учитель химии и биологии


Урок биологии по теме: «Земноводные»

Учащиеся должны быть:

- особенности воды и суши как среды обитания земноводных;

- характерные черты внешнего и внутреннего строения земноводных

в связи со средой обитания;

- черты приспособленности земноводных к различным условиям

существования на суше;

- усложнение строения систем органов (пищеварительной, дыхательной,

кровеносной, нервной, органов чувств, системы размножения) по

сравнению с рыбами;

- взаимосвязь земноводных в природе с другими животными;

- значение земноводных в природе и жизни человека, основные меры по их

охране;

- распространение земноводных, редкие охраняемые виды;

Оборудование:

Таблица «Класс Земноводные»;

На доске:

- плакат «Как их зовут?»

- выставка «Лягушкины рекорды»

- ребусы

- чайнворд;

- плакат на тему: «Защита Земноводных»

- девиз дня: «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по

голове» (С.Есенин)

Ход урока

Класс делится 3 команды.

Ведущий: Наступило время нашего видеоканала. Сегодня в программе: 1) аукцион терминов; 2) репортаж с выставки «Лягушкины рекорды»; 3) прямые включения из Академии наук; 4) рубрика «А ну-ка отгадай!» 5) конкурс на сообразительность; 6) викторина; 7) ребусы; 8) головоломка «Как их зовут!»

  1. Аукцион терминов.

Термины: Клоака, резонатор, головастик, метаморфоз, амбистома,

аксолотль, червяга, стелоцефал, икра, инстинкт.

При правильном ответе ученик получает по 1 баллу.


  1. Выставка «Лягушкины рекорды»

Учащиеся показывают рисунки, на которых изображены лягушки и другие земноводные, рассказывают про них.

Лягушка-голиаф - самая крупная лягушка. Встречается в Африке. Тело длиной до 25см, масса до 3,25 м. обитает в труднодоступных метах. Обладает хорошим слухом, очень осторожна, ведет дневной образ жизни, охотится на тритонов, лягушек, головастиков, мелких рыб.

Лягушка-бык - самая крупная из североамериканских лягушек, длина ее тела до 20 см, масса около 600 г. Эти лягушки съедобны.

Жаба-ага - обитает в Центральной и южной Америке, длина которой достигает 26 см, а масса до 1 кг. Она была специально завезена на Гавайские острова и в Австрию для борьбы с вредителями сахарного тростника.

Исполинская саламандра чемпион по величине среди земноводных, достигающая в длину 1,5 м. живет в быстротекущих реках Японии и Южного Китая. Она редко выходит на сушу, ведет ночной образ жизни.

Кокои самая маленькая лягушка. Она может уместиться на ногте большого пальца. Водится в тропических джунглей, обитают эти черные с желтыми полосам лягушки. Они обладают самым сильным ядом в мире животных. Брать их голыми руками очень опасно. Яда 1 лягушки достаточно для того, чтобы обработать 50 стрел. Яд на наконечниках стрел сохраняет токсичность 15 лет.

Волосатая лягушка. В Западной Африке самцы одного вида лягушки в период размножения обрастают «волосами» длиной -1,5 см. для чего лягушке волосы? Это дополнительные органы кожного дыхания тонкие волосовидные выростки кожи, густо пронизанные кровеносными сосудами.

Ведущий. Большое спасибо за интересные рассказы, а теперь ответим на вопросы.

3. Академия наук.

Учащиеся отвечают на вопросы.

  1. Правда ли, что существуют лягушки «Оркестры»? (Амфибии первыми из наземных животных приобрели голосовой аппарат. Их вокальные таланты получили широкую известность. Например, квакши образуют дуэты, трио, квартеты, квинтеты. По разнообразию голосов лягушки могут соперничать с птицами).

  2. Правда ли, что весной можно увидеть синих лягушек? (Правда. Весной в период размножения, самцы остромордой лягушки, находясь в воде, приобретают лазурно-голубую окраску, но стоит вынуть из воды, и они снова быстро станут бурыми).

  3. Глаза лягушек часто называют удивительными, необычными. Почему? (глаза лягушек действительно необычные. Во-первых, их масса 2 раза превышает массу мозга. Во-вторых, глаза участвуют в проглатывании пищи. Когда пища попадает лягушки в рот, специальные мышцы вытягивают глазные яблоки в ротовую полость и они проталкивают пищу в глотку. В-третьих, принцип работы лягушачьего глаза используется при создании радиолокационных устройств).

  4. Правильно ли говорят, что если возьмешь жабу в руки, появятся бородавки? (Нет, не правильно. Кожа жаб выделяет слизь, которая для кожи людей совершенно не опасна. Только попав в глаза, она может вызвать жжение).

  5. Говорят, что жабы полезны. В чем их польза? (Жабы выходят на охоту ночью, когда птицы спят, и поедают огромное количество вредителей городов, садов и полей-насекомых, слизней, червей).

  6. Каково происхождение слов «амфибии» и «земноводные»? (Слово «амфибии» греческого происхождения и означает «двоякодымащие», а «земноводные» - русского происхождения и включает в себя название сред обитания).

  7. Насекомыми (комары, москиты и т.д.) никогда не кусают земноводных, хотя кожа у них голая. Почему? (Насекомые не кусают земноводных из-за ядовитого секрета, которые вырабатывают ядовитые железы. Эти железы образуют скопления по бокам головы (жабы, некоторые саламандры) ими разбросаны по спине в виде бугорков (тритоны, лягушки).

  8. Лягушка, опущенная в кувшин с молоком, предохраняет молоко от скисания. Как можно объяснить этот факт? (слизь которая выделяется кожными железами лягушки, содержит 2 вещества: одно убивает бактерии (бактерицидная), другая прекращает их разложение (бактериостатическая).

  9. Лягушки- первые «слюнтяи» планеты. Почему? (каковы особенности слюни лягушки? (в отличие от рыб у лягушек первые появляются слюнные железы, секрет которых смачивает сухую пищу и ротовую полость. Смола не содержит ферментов и не оказывает химического воздействия на пищу).

  10. Как по «посадке» можно различить жабу и лягушку? (объект охоты у жабоползающие и бегающие по земле насекомые, а у лягушек летающие. Ввиду этого голова жабы наклонена ближе к земле, а у лягушки приподнята вверх).

  11. А.Э.Брем писал: «Жаба - настоящее благословение для места, где она поселилась». Почему? (Жабы - полезные животные, заслуживают защиты и охраны. Охотятся жабы в сумеречное и ночное время, поедая вредные гусениц, слизней, жуков, мух и бабочек).








4. А ну-ка, отгадай!

  1. Чайнворд.

В клетках нужно написать названия земноводных, оканчивающиеся буквой «а».


АУрок биологии по теме «Земноводные»Урок биологии по теме «Земноводные»Урок биологии по теме «Земноводные»

Урок биологии по теме «Земноводные»Урок биологии по теме «Земноводные»

Урок биологии по теме «Земноводные»Урок биологии по теме «Земноводные»Урок биологии по теме «Земноводные»Урок биологии по теме «Земноводные»


Урок биологии по теме «Земноводные»

Урок биологии по теме «Земноводные»

ЖУрок биологии по теме «Земноводные»Урок биологии по теме «Земноводные»Урок биологии по теме «Земноводные»Урок биологии по теме «Земноводные»Урок биологии по теме «Земноводные»Урок биологии по теме «Земноводные»Урок биологии по теме «Земноводные»


  1. Составь слово. Дано несколько слов. Из букв, образующих эти слова, нужно составить названия земноводных или их личинок:

- кол, ива, стог (головастик); я, шаг, лук (лягушка)

- ваш, как (квакша); рама, сад, моя (саламандра)

- сальто, кол (аксолотяк)

- тон, три (тритон)

5. Конкурс плакатов

Плакаты на тему: «Защита Земноводных». Кто больше назовет примет и загадок про лягушек.

Приметы. Лягушки - это настоящее «живые барометры».

Кожа лягушки серого цвета - к дождю, желтого к хорошей погоде.

Лягушка прыгает на берегу и квакает - к дождю.

Зашумит река и закричит лягушка - будет дождь.

Лягушка квакает вечером с приятной трелью - к ясной погоде.

Лягушка держится на поверхности воды и квакает, выставляя мордочку - к ненастью.

Рефлексия. Как вы понимаете слова С. Есенина «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове»? Какую проблему поднимает поэт?

В конце урока видеоролик «Как прекрасен этот мир»

© 2010-2022