Урок

Конспект урока по предмету «Живой мир» в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида. Тема урока «Лекарственные растения». На данном уроке ребята знакомятся с наиболее часто встречающимися в нашей местности лекарственными растениями-- ромашке, подорожнике и липе. Новый материал ребята получают  из рассказа учителя, одноклассников (доклад ученика), самостоятельно -- из карточки и личного опыта. В ходе урока составляется сводная таблица. Этой таблицей ребята пользуются на этапе закрепления ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УрокУрокКонспект урока

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Основная дидактическая цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового материала.

Тема урока: «Лекарственные растения»

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с лекарственными растениями, правилами сбора лекарственных растений.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать связную речь учащихся, путем построения полных ответов на вопросы, составление предложений, работы с текстом

  • развивать внимание через формирование его устойчивости, концентрации, переключения при выполнении различных упражнений

  • развивать память путем припоминания, воспроизведения изученного материала

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к растениям

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная

  • индивидуальная

Оборудование:

  • карточки

  • интерактивная доска

Структура урока:

  1. Организация начала занятия

  2. Подготовка к основному этапу

  3. Усвоение новых знаний и способов действий.

  4. Первичная проверка понимания.

  5. Закрепление знаний и способов действий.

  6. Подведение итогов. Рефлексия.




















Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала урока.

-- Урок живого мира.

2. Подготовка к основному этапу.

-- Вспоминайте, какую тему мы изучали на прошлых уроках?

-- Сегодня мы продолжим изучать эту тему.

--Давайте вспомним, из каких частей состоит растение. Подойдите к доске и подпишите части растения.

-- Мы с вами говорили, что все растения делятся на три большие группы. Прочитайте и подумайте, о какой группе растений говорится. Подберите картинку.



-- Посмотрите на картинку, какая трава здесь изображена?

-- Что вы знаете об этом растении?

-- Мы изучали тему «Растения».

Работа с интерактивной доской.

Работа с интерактивной доской.

-- у кустарника стволов несколько, ветви начинаются сразу от земли;

-- у дерева один толстый ствол, ветви начинаются на небольшом расстоянии от земли;

-- у трав стебель мягкий зеленый, они ниже кустарников и деревьев.

-- Это ромашка.

-- Это лекарственное растение.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

-- Сегодня на уроке мы будем говорить о лекарственных растениях.

Вы узнаете о некоторых лекарственных растениях, их свойствах и правилах сбора лекарственных растений.

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

--Если знать лекарственные растения и уметь их правильно применять, то это поможет сохранить здоровье.

-- Какие лекарственные растения вы знаете?

-- Когда вы их применяли?


  1. 1. -- Мы с вами начали говорить о РОМАШКЕ.

  2. Я вам расскажу, слушайте внимательно, потом я спрошу, что вы запомнили.

Растение широко применяется в медицине.

Для приготовления лекарства собирают цветы ромашки.

Настой ромашки применяют для полоскания горла и промывания ран и нарывов. Если заболел живот, тоже поможет ромашка.

Чай из ромашки с сахаром и молоком вызывает крепкий сон. А если настоем ромашки мыть светлые волосы, то они приобретут красивый золотистый оттенок.

Собирают растение все лето с мая по август.

-- Скажите, когда применяют ромашку.

--Прочитайте, правильно ли вы запомнили.


-- Скажите, какие части растения собирают для приготовления лекарства?

-- Проверьте, правильно ли вы запомнили.

-- Когда можно собирать цветы ромашки?

-- Итак, мы с вами узнали об очень полезном лекарственном растении-- РОМАШКЕ


  1. -- Попробуйте угадать, о каком растении мы будем говорить дальше.

Путник часто ранит ноги -

Вот и лекарь у дороги.

Его мнут сапогом,

Ему все нипочем.

-- Об этом лекарственном растении нам расскажет Лиза, вы слушайте внимательно, потом я спрошу, как вы запомнили.

ПОДОРОЖНИК- старинное лекарственное средство. Растет подорожник около дорог и домов, на пустырях и лугах.

С лечебной целью применяют листья, семена и сок подорожника.

Настой листьев помогает при сильном кашле. Отвар применяют при болях в животе. Листья подорожника применяют при ранениях, нарывах, ушибах, ожогах, при укусах насекомых.

Заготавливают подорожник все лето.

-- Прочитайте, подумайте, какие слова нужно вставить вместо пропусков.

-- когда применяют растение?

-- какую часть растения собирают?

-- когда можно собирать растение?

-- о каком растении вы узнали?


  1. Отгадайте следующее растение.


В старину бывало -

Дерево людей обувало.

Даст резную посуду

И полечит простуду.

--прочитайте о липе, постарайтесь запомнить, я вас спрошу.

ЛИПА

На улицах города и в окрестных лесах можно встретить красивое дерево с темным стволом, которое распускает свои нежно-зеленые листочки позже всех,- это липа. Цветет липа в июне - июле. Цветы у липы душистые, бледно- жёлтые. Листочки похожи на сердечки.

Цветы липы или липовый цвет - старинное народное средство.

Липовый цвет употребляется в виде настоя при различных простудных заболеваниях. Порошок из листьев останавливает кровотечение. Разваренная кора дерева применяется при лечении ожогов.

Цветы липы собирают в начале лета, а листья можно собирать все лето.

--Прочитайте предложения и подберите подходящие

--Когда применяют?

--Какие части растения используют?

--Когда заготавливают?

-- мы с вами говорили о лекарственном растении -- ЛИПЕ




Ответы детей.





Ответы учеников.

Работа с интерактивной доской.

Ученик читает запись на доске.

Ответы учеников.

Ученик читает запись на доске.



-- подорожник


Рассказ ученика.



Работа с интерактивной доской.


-- о подорожнике


-- это липа

Читают карточки.




Работа с интерактивной доской.

Подбирают подходящие предложения.


4. Первичная проверка понимания.

--Сегодня мы с вами говорим о лекарственных растениях.

-- Проверим, как вы запомнили.

  • -- Я описываю растение, а вы отгадываете

1. Листья этого дерева имеют форму сердечка, его душистые цветы привлекают пчел, чай из его цветков помогает при простуде. (липа)

2. Лечебный цветок, применяется для лечения ран, полоскания горла, лечения болей в животе.

3.Трава- лекарь, которая растет у дороги, около дорог и домов, на пустырях и лугах, лечит кашель, боли в животе и раны. (подорожник)


  • --Прочитайте слова на доске. Подумайте, у какого растения собирают эти части. Соедините стрелочками картинку и части растения.

Работа с интерактивной доской.

Проверяют правильность ответа, отодвигая круг, закрывающий картинку.

5. Закрепление знаний и способов действий.


  • -- Заполните таблицу на доске и на листочках.


  • -- Мы с вами узнали, когда можно собирать лекарственные растения. Как вы думаете, есть ли правила сбора лекарственных растений?

-- посмотрите на доску. Сейчас мы будем читать предложения, и думать, можно так делать или нет.

-- Прочитайте правила, что можно делать

--Прочитайте правила, чего делать нельзя

-- Запомните самое главное правило-- растения нужно беречь!

--Как можно беречь растения? (не вытаптывать, не рвать растения, если оно не нужно, не вырывать с корнем, выращивать растения у себя в саду)

  • -- Расскажите о лекарственном растении по плану.

Работа с интерактивной доской.

Заполняют таблицу на доске и на листочках.



Ответы детей.

Работа с интерактивной доской.

Распределяют предложения по группам

Работа с интерактивной доской.

Рассказ по плану.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

-- О чем мы говорили на уроке живого мира?


© 2010-2022