Конспект занятия детского объединения по теме План проведения учебного исследования

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект занятия детского объединения

Тема занятия: Планирование работы при проведении учебного исследования.


Цель: Познакомить обучающихся с примерной последовательностью действий при проведении исследовательской работы.

Задачи:

1. формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

2. обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

3. формировать и развивать универсальные учебные действия исследовательского поиска;

4. осваивать способы комфортного межличностного взаимодействия.

Планируемые результаты: построение плана самостоятельных действий при изучении учениками основ исследовательской деятельности.

Тип занятия: изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой.

Оборудование: ранее выполненные другими учащимися исследовательские работы, слайд - презентации к ним, задания для практической части.


Структура занятия.

  1. Актуализация знаний.

Представьте себе, что сегодня вы присутствуете на заседании клуба «Что, где, когда?» Готовы ли вы ответить на вопросы?

Что такое природа?

Существуют различные науки: история, ботаника, география, искусствоведение.

Что такое наука?

Система знаний, логически взаимосвязанных понятий о чём либо.

Какие науки изучают природу?

Знаете ли вы, какая наука изучает живую природу?

Что изучает геология, экология, химия, физика?

  1. Мотивация учебной деятельности.

На занятиях мы с вами чаще всего говорим о растениях и животных и о том, какие изменения происходят в их жизни под влиянием природных факторов или при воздействии человека. Растения и животные - это часть живой природы, изучением которой занимается наука биология.

Если наука - это система знаний, то как же были накоплены эти знания, как возникли науки?

Как узнали люди о том, что такое звёзды и планеты, какую форму имеет наша Земля, какие живые организмы её населяют, и что может произойти, если какая - либо группа организмов (например, растения) погибнет? (С помощью наблюдений, путешествий, экспедиций, экспериментов, предположений, которые в дальнейшем подтвердились или нет)


  1. Изучение нового материала.

1. Основные методы познания:

наблюдение (накопление знаний о чем либо),

анализ (разделение на составляющие),

синтез (объединение в целое знаний и фактов),

классификация (классификация придаёт нашему мышлению строгость и точность, устанавливает определённый порядок),

исследование, эксперимент.

Одним из основных способов познания является эксперимент. Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» и переводится на русский как «проба», «опыт». Так именуют метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества. Эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования.

Но эксперименты бывают и мысленные.

2. С чего начать? Область исследования.

Вы когда- либо проводили эксперимент?

Безусловно, простые, несложные эксперименты вам доводилось проводить, и не раз. Наверняка вы задавались мыслью: «Что будет, если…»

Для того, чтобы эксперимент был удачным, к его проведению нужно подготовиться. Давайте наметим основные этапы пути.

Задумайтесь, какая область знаний вас интересует.

Какая наука, или какой вид искусства вам наиболее интересны?

Что бы вам было интересно узнать?

  1. Выбор темы исследования.

Проанализировав литературу по выбранной вами области исследования, посоветовавшись со взрослыми, поработав со справочной литературой, составьте список наиболее интересных вопросов, которые вам хотелось бы изучить. Такие вопросы могут стать темами исследований.

Внимательно прочтите список тем, исключите те из них, для изучения которых в настоящее время нет условий и возможностей. Из оставшегося списка постарайтесь найти наиболее интересную вам тему.

  1. Проблема.

Определившись с темой, найдите существующие в выбранной области знаний проблемы, противоречия, то, что для вас пока непонятно и неизвестно.

  1. Гипотеза, или предположение.

Предложите возможный ответ на вопрос или наиболее правильный, на ваш взгляд, вариант решения проблемы. Гипотеза в ходе эксперимента может быть подтверждена или опровергнута. Но и в том, и в другом случае вы найдёте правильный ответ. Цель эксперимента будет достигнута.

  1. Методы работы.

Что необходимо сделать, чтобы проверить ваше предположение? Каким способом можно это сделать?

Основные методы познания:

наблюдение (сбор информации, накопление знаний о чем либо),

анализ (разделение на составляющие), синтез (объединение в целое знаний и фактов), классификация (классификация придаёт нашему мышлению строгость и точность, устанавливает определённый порядок),

исследование, эксперимент.


  1. Знакомство с планами проведения ранее выполненных исследований.

Так как мы с вами только учимся проводить исследования, предлагаю вам ознакомиться с возможными вариантами составления плана. План отражает последовательность действий. Темы исследований разные, отличаются друг от друга. Именно поэтому последовательность их проведения не может быть абсолютно одинакова. Но общий алгоритм в выполненных ранее работах можно найти. Познакомьтесь с этими работами, найдите сходство в планах их выполнения.

(Учащимся выдаются для ознакомления исследовательские работы, выполненные старшими детьми)

  1. Составление плана собственного исследования.

Не бывает универсальных, всеобщих путей решения. Исследование - это всегда творческий процесс. План вашего исследования не должен непременно быть в точности таким - же.

Последовательность ваших действий зависит от выбранной вами темы и методов.

Как правило, исследование состоит из теоретической и практической части.

  1. Сбор информации по теме.

Где найти ответы на вопрсы?

Знакомство с источниками литературы и интернет-ресурсами.

Источники информации: книги, справочники, энциклопедии, интернет, статьи в тематических газетах и журналах.

К кому обратиться за помощью при работе над темой: учитель по данному предмету, родители, специалист, чья профессия связана с вашей темой исследования, лаборант, научный консультант, преподаватель ВУЗа.

  1. Систематизация теоретического материала.

Оформление теоретической части работы.

Методы работы для теоретической части: анализ литературных источников, статистических или лабораторных данных, консультация специалиста, анкетирование, взятие интервью, социологический опрос.

Физкультминутка

Продолжение работы по теме занятия.


  1. Опытно-экспериментальная часть исследования.

Самая важная и интересная часть работы. Эксперимент предполагает воздействие человека - исследователя на объект. Вы не просто наблюдаете со стороны за чем или кем - либо, а задаёте себе вопрос «Что будет, если?»

Экспериментальной части работы предшествует подготовка. Необходимо предусмотреть и подготовить необходимые материалы, реактивы, лабораторное оборудование. При выполнении некоторых видов работ нужно заранее ознакомиться с правилами техники безопасности.

Вам может потребоваться помощь взрослых (руководителя или родителей).

  1. Анализ полученных результатов опыта.

Нужно зафиксировать результаты всех вариантов вашего опыта.

  1. Выводы по результатам проделанной работы.

В этой части исследования даётся объяснение, почему были получены именно такие результаты, что этому способствовало, как улучшить результативность работы, где в повседневной жизни могут быть полезны полученные в опыте знания.

  1. Составление презентации к работе и доклада для публичного выступления.

Важно не только провести эксперимент, но и уметь правильно представить свою работу. Этому нужно научиться. Для того, чтобы вы смогли заинтересовать слушателей, ваш доклад должен быть информативным, кратким, чётко отражающим основные этапы работы, результаты и ваши выводы по теме исследования. Слайд - презентация сопровождает рассказ докладчика, с помощью фотографий, схем, графиков, иллюстраций помогает восприятию звуковой информации. Существуют определённые требования по оформлению презентаций. На последующих занятиях мы познакомимся с ними подробнее и будем учиться их составлять. Сегодня мы знакомимся с некоторыми вариантами их оформления и общим правилом: презентация не должна быть очень большой по числу слайдов и не должна быть перегружена текстом.

  1. Отчет о выполненной работе.

Формой отчета может быть участие в НПК, защита проекта, участие в конкурсе, выставке технических или творческих работ.

  1. Анализ выполненной работы, её результативность для самого исследователя.

Занять призовое место, конечно приятно. Удаётся это, безусловно, не всегда. Все не могут быть победителями. Как вы считаете, почему тогда сейчас так часто привлекают детей к исследовательской и проектной деятельности? Зачем мы изучаем этапы исследования?

Самое сложное - не обойти конкурентов, а победить самого себя: своё незнание, свои сомнения и неуверенность в собственных силах, преодолеть ограниченность своих знаний и развить заложенные природой способности.

Если вы прошли этот путь, то вы многое узнали, сумели сами сделать, получили опыт самостоятельных исследований, вы преодолели трудности.

И значит, вы уже держали очень важную победу!


  1. Закрепление знаний. Практическая часть занятия.

Задание для групповой работы.

Каждая группа из 4 - 5 учащихся выбирает из предложенных картинку с символом или фотографией природного объекта, и придумывает тему исследования, каким либо образом связанную с этим объектом. Группе предлагается разработать примерный план проведения своего исследования и обосновать его.

Подведение итогов самостоятельной работы.

Краткий отчёт каждой группы по итогам выполненной работы.

Заключительная часть урока. Рефлексия.

- Какие цели мы ставили на занятии? Удалось ли их достичь?

- Что показалось вам наиболее сложным? Какие трудности были в работе?

- Дополните предложение «Теперь я знаю, что…»

- Где и когда вам может пригодиться то, о чём мы сегодня говорили?

Надеюсь, вы хорошо запомнили всё, о чём узнали сегодня на занятии, и в будущем сможете быть юными исследователями природы, любознательными и находчивыми, бережно относящимися ко всему, что нас окружает.

Спасибо, мне было очень приятно общаться с вами! Жду вас наследующее занятие.


© 2010-2022