Технологическая карта урока биологии в 8 классе «Кожа - наружный покровный орган»

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шипилова Ольга Ивановна, учитель биологии.

МКОУ « Веретенинская ООШ Железногорского района Курской области».

Технологическая карта урока биологии в 8 классе «Кожа - наружный покровный орган».

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - Биология

Класс - 8

Учитель: Шипилова Ольга Ивановна

Тема урока «Кожа- наружный покровный орган».

Ресурсы урока:

  1. Биология . Человек.8 класс. Д.В.Колесов.

Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М; « Дрофа», 2014 г.

  1. Таблица «Кожа»,

  2. Информационные листы.

  3. Лупы, листы бумаги, фломастеры.

  4. ПК.

  5. Мультимедийный проектор

  6. Презентация к уроку.

  7. Оценочные листы.

Познавательные УУД(условное обозначение - П) -совершенствование умения оценивать информацию,

выделять в ней главное, развитие познавательной активности ; создание условий для открытия

обучающимися знаний о строении и функциях кожи

Регулятивные УУД действия (условное обозначение -Р ) - развитие навыков самооценки и самоанализа ,

выполнение самонаблюдения "Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти".

Коммуникативные УУД: (условное обозначение - К) - формирование умений работать в группе,

совершенствовать навыки сотрудничества.

Личностные УУД: (условное обозначение - Л ) - воспитание чувства ответственности за результаты

своего труда, формирование познавательного интереса, потребности в справедливом оценивании

своей работы и работы одноклассников, воспитание культуры общения, эстетических взглядов.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Учитель проверяет готовность к уроку, эмоционально

настраивает . Добрый день!

Все готовы к уроку!

Проверьте своё рабочее мес-

то. Я рада видеть вас сегодня

на уроке.

Думаю, что наша совместная

Работа будет полезной и

интересной . Давайте

улыбнёмся друг другу,

настроимся на поиск и

творчество и начнём наш урок.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Л - умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Р - умение организовать выполнение заданий учителя.

2. Актуализация (повторение) знаний

Стадия вызова

Разминка: у одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?».

Слайд 1.

Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Беседа по вопросам:

- Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?

- Что же является главным в жизни каждого человека?

- Что значит, по-вашему, быть здоровым?

Обобщение ответов.

- Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласованно функционируют все органы и системы органов организма.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм человека. А о каком органе пойдёт речь вы определите сами при помощи подсказок (Слайд 2)

- Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.

- Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.

- Это самый тяжёлый орган человеческого тела.

- Этот орган не только от тепла, но и от стыда - краснеет, от испуга - потеет, а от страха - бледнеет.

- Итак, вы уже догадались, о каком органе идёт речь- Сегодня на уроке мы начинаем изучать кожу. Кожа не является незнакомым для вас органом.

Что-то о ней вы уже знаете. Поэтому вначале урока я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Верите ли вы, что…». Откройте тетради, запишите число, поставьте 9 номеров в столбик. Ваша задача: ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться - «-». Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других ребят. Помним «Кто ищет истины - не чужд и заблуждениям». Эти слова Вольфганга Иоганна Гёте будут являться эпиграфом нашего урока (Слайд 3)

Задание «Верите ли вы, что…» (Слайд 4)

… кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».

… секрет потовых желёз не имеет запаха.

… кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.

… кожа - сложный орган со многими функциями.

… этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

… кожа тесно связана с нервной системой.

… в коже происходит образование витамина Д.

… 2% кислорода в организм поступает через кожу.

… молочные железы - это изменённые потовые железы.

- Зачитываем по цепочке по одному суждению и высказываем своё мнение.

- К этим утверждениям мы ещё вернёмся в конце урока.

- Кто не согласен с предположениями поднимите руки.

- Итак, в ходе обсуждения появились разногласия. Сегодня мы с вами должны таким образом построить работу, чтобы разрешить эти противоречия. Предположите формулировку темы нашего урока. (Слайд 5)

Учитель обобщает их и определяет тему: «Строение и кожи». функции





Обучающиеся

высказывают свои мнения и делают вывод о важности иметь хорошее здоровье.













Высказывают предположения

и делают вывод, что этот орган - кожа.





О коже.






Работают в тетрадях, выражают своё мнение(« согласен», « не согласен»)










Выполняют задание "Верите ли вы , что..." на слайде4 , зачитывают по одному суждению и высказывают своё мнение, при этом возникают разногласия и обучающиеся делают вывод о необходимости разрешить эти противоречия.









Поднимают руки, высказывают свои мнения.



Обучающиеся предлагают свои формулировки

Записывают тему в тетрадях.

К -использование средств языка и речи для получения и передачи

информации (самовыражение, монологические высказывания).


П-

подведение под понятие, вывод следствия

Л-

самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация; опора на жизненный опыт

К-

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение, монологические высказывания.











К-

умение выражать свои мысли, слушать.











П - задачи на смысловое чтение, анализ, сравнение

К - умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя











П- анализ, обобщение,использование знаково- символических средств;

К- учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

























- Ключевое слово нашего урока - кожа. Вокруг этого слова находятся неизвестные или малоизвестные термины и словосочетания, которые подсказывают нам о том, что мы сегодня должны изучить на уроке. (Слайд 6) Какова цель нашего урока?

Учитель обобщает.

- Целью нашего урока является выяснить особенности строения кожи в связи с выполняемыми функциями.

3Стадия осмысления.

- По какому критерию мы можем судить о здоровье человека при первом взгляде на него? Что мы оцениваем?

Врачи-дерматологи справедливо утверждают, что «никаких кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже». (Слайд 7) У здорового человека кожа очень красива. Неслучайно этой части тела уделяли огромное внимание замечательные художники всего мира. Перед вами картины Леонардо Да Винчи. (Слайд 8) Обратите внимание на цвет лица, рук этого портрета. Они нежно розового цвета, кажутся прозрачными. О чём это говорит? А теперь посмотрите на другой портрет (слайд 9), что вы здесь видите ? Взгляните на свои руки. Какая у вас молодая и красивая кожа на руках. Когда сегодня придёте домой посмотрите на руки ваших родителей, бабушек, дедушек. Какой стала у них кожа после долгих лет работы и воспитания вас?

- Кожа как орган человеческого организма равномерно покрывает всё тело, но это не просто оболочка, это сложный орган со многими функциями. Чтобы разобраться в этом обратимся к тексту.

Итак, следующий этап нашего урока - работа с учебником. Внимательно прочитайте текст учебника на странице 200-203учебник «Биология. Человек. 8 класс» Авторы: Д.В.Колесов, Р.Д. Маш и карандашом на полях поставьте соответствующие знаки, помечая отдельные абзацы и предложения (слайд 10):

- Вы прочитали особенности строения и функции кожи, оценили её для себя. Теперь вы получаете информационные листы (Приложение 1). Внимательно их рассмотрите и вернитесь к нашему тексту. Поставьте карандашом на полях учебника цифры тех характеристик из информационного листа, которые соответствуют информации в ваших учебниках.

- К этому этапу урока вы уже не только познакомились с информацией, но критически её оценили и знаете, как сформулировать кратко особенности строения и функции кожи.

Вам предлагается индивидуально каждому систематизировать информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу (слайд 11):«!» - знакомая информация «+» - новая информация «-» - думал иначе «?» - непонятно

- Работаем в группах (по 4 человека): последовательно обсудите каждую графу таблицы и представьте сводную таблицу по вашей группе.


4. Первичное закрепление знаний.

-А теперь проведём самонаблюдение(задание на странице № 204 учебника)





Ученики формулируют цель урока ( -изучить строение кожи;

-изучить функции кожи;

-заболевания кожи).





Отвечают : «Мы оцениваем состояние его кожи.»

Делают вывод о том, что кожа- это зеркало здоровья человека.








Отвечают: « Это говорит о здоровье и душевном покое изображаемого человека.»

Сравнивают и отвечают( наблюдают

противоположную картину. Кожа потеряла свою свежесть, сморщилась, меняется её цвет).

Проводят самонаблюдение(

рассматривают кожу на руках.)









Обучающиеся работают с текстом учебника ,карандашом на полях ставят соответствующие знаки, помечая отдельные абзацы и предложения (слайд 10):


Рассматривают информационные листы.

Работают с текстом учебника стр.200-203, изучают строение и функции кожи, оценивают информацию, работают с информационными листами (приложение 1); критически оценивают её и находят соответствия , кратко формулируют особенности строения и функции кожи.



Каждый обучающийся индивидуально систематизирует информацию

, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу (слайд 11):

«!»- знакомая информация;

«+» - новая информация;

«- « - думал иначе;

«?»- не понятно

Заполняют таблицу(слайд 11), работают в группах по 4 человека, последовательно обсуждают каждую графу таблицы и представляют сводную таблицу по своей группе

Выполняют лабораторную работу по инструкции учебника на стр. 204 "Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти", отвечают на вопросы.





К-

учёт разных мнений, выражение своих мыслей с учётом разных мнений

Р-целеполагание







П- постановка и формулирование проблемы, подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации, сравнение

К- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью






П- анализ, сравнение,

К- аргументация своего мнения

и позиции в коммуникации












П- смысловое чтение, анализ, сравнение, структурирование знаний, обобщение, определение основной и второстепенной информации






П- анализ, структурирование знаний, определение основной и второстепенной информации,


К-учёт разных мнений , координирование в сотрудничестве разных позиций




П- анализ, сравнение, структурирование знаний

Р- волевая саморегуляция ( способность к мобилизации сил и энергии)

К- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций





П- анализ, сравнение, обобщение, выполнение действий по алгоритму

К-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5. Рефлексия.

- Вы справились с заданием,

теперь обобщим полученную информацию.

Беседа по вопросам:

- Что было вам известно о коже?

- Что было новым для вас?

- О чём думали иначе?

- Какие у вас остались вопросы?

- Вы видите, что одну и ту же информацию вы воспринимаете по-разному. Одна и та же информация была для кого-то новой, другие о ней уже знали, третьи думали о ней совсем по-другому. Каждый из вас смог обобщить имеющиеся знания, дополнить их новыми, исправить ложные мнения и прийти к общему решению.

- Вернёмся к верным - неверным суждениям. Зачитываем суждение по цепочке и высказываем правильный ответ. Сравниваем с первоначальными данными. (Слайд 12)

Упражнение на понимание и запоминание (Слайд 13)

- Вернёмся к ключевому слову нашего урока - коже и к тем терминам, которые находятся вокруг него. Попробуйте сгруппировать эти сведения и дополнительные идеи по теме, установить логические связи и составить структурно-логическую схему. Работаем в группах, составляем кластер на отдельном листе бумаги, чтобы у доски объяснить свои выводы и размышления. По изученному материалу составляем синквейн.

- Теперь есть возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками.


Беседа по вопросам:

- Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?

- В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал? (Слайд 14)

Врач-дерматолог, врач-косметолог, пластический хирург, визажист, консультант по косметике, парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, массажист и другие специальности.

- Скажите, специалист имеет право на ошибку?

- Хотели бы вы обратиться, например, к врачу-косметологу, который может допустить ошибку?

- Значит, профессионал не имеет право на ошибку. Цена такой ошибки может быть слишком высока. Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Кто ищет истины - не чужд и заблуждениям» Вольфганг Иоганн Гёте. (Слайд 3) Значит, заблуждаться можно лишь на пути к истине, но постигнув её ты несёшь ответственность.

-Спасибо, сегодня вы хорошо работали. Заполняем оценочные листы.



Отвечают на вопросы учителя, обобщают имеющиеся знания, исправляют ложные мнения, дополняют их новыми и приходят к общему решению.








Зачитывают суждения по цепочке и высказывают правильный ответ. Сравнивают с первоначальными данными. (Слайд 12)

Выполняют упражнение на понимание и запоминание (Слайд 13)

Группируют сведения и дополнительные идеи по теме, устанавливают логические связи и составляют структурно-логическую схему.



Работают в группах, составляют кластер на отдельном листе бумаги ,составляют синквейн по изученному материалу.

Защищают кластеры у доски. Зачитывают синквейны.

Отвечают на вопросы, опираясь на содержание слайда 14 положительно или отрицательно.














Заполняют оценочные листы.



П- рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Л-

самооценка на основе критерия успешности;

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

К-

обоснования своего суждения;

планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей с достаточной полнотой.





П-

синтез, обобщение, классификация, установление логических связей, выведение следствий




П- структурирование знаний, синтез

К-

Умение выражать свои мысли





П-рефлексия способов и условий действия;

К- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Л- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
















П--

контроль и оценка процесса и результатов деятельности




6. Домашнее задание.

Всем: прочитать материал учебника на странице 174-175.

По желанию:

1. Составить более полную структурно-логическую схему,

украсить её рисунком или картинкой.

2. Составить кроссворд по теме.

3. Написать стихотворение о пользе закаливания.

4. Задание для группы: подобрать материал и

оформить презентацию по темам:

«Закаливание организма»;

«Заболевание кожи»;

«Гигиена одежды и обуви»;

«Дактилоскопическое исследование».

Записывают домашнее задание.



Приложение 1.

Информационный лист по теме «Строение и функции кожи».



1.Кожа - внешний покров тела человека, состоит из 2 слоёв: эпидермиса и дермы. Площадь кожи среднего человека = 1,5-2 м2, масса кожи среднего человека = 2,7кг.

2.Функции кожи:

А) защитная - защита от механических повреждений, ультрафиолетовых лучей, микробов, высыхания,

Б) рецепторная - воспринимает холод, тепло, прикосновения,

В) выделительная - водный, солевой, углеводный, жировой и витаминный обмен (образование витамина Д)

Г) терморегуляторная - защита от переохлаждения и перегрева,

Д) дыхательная - 2% от общего газообмена.

3.Кожа, её строение и функции.

Слои, образующие кожу

Особенности строения

Функции

1.Эпидермис- наружный, эпителиальный слой кожи

А) поверхностный (роговой) слой, состоит из плотно прилегающих друг к другу погибших клеток. Клетки постоянно слущиваются и заменяются новыми.

Защитная от внешних воздействий, от проникновения инфекции

Б) более глубокий слой образован живыми клетками. В них находиться пигмент, от его количества зависит цвет кожи

Защитная от ультрафиолетовых лучей

2.Дерма -собственно-кожа, внутренний слой

А) образован соединительной тканью, много эластических волокон

Придаёт коже упругость, она легко растягивается при движении

Б) Рецепторы - нервные окончания

Воспринимают холод, тепло, прикосновения, боль

В) Кровеносные сосуды

Питают клетки кожи, участвуют в терморегуляции

Г) Потовые железы - имеют вид трубочек, свёрнутых на концах в клубочки. Пот содержит воду, мочевину, минеральные соли. Сам по себе секрет потовых желёз не пахнет, запах появляется в результате деятельности бактерий, которые живут на поверхности кожи.

Молочные железы являются видоизменёнными потовыми железами, вырабатывают молоко (только у женщин)

Выделительная функция, терморегуляция

Д) Сальные железы - имеют микроскопические размеры. Каждый см кожи насчитывает несколько десятков, а на коже носа, лба и верхней губе - более сотни сальных желёз. Их нет на коже ладоней и подошв

Предохраняют кожу от высыхания, образования трещин, разрывов и подавляют развитие вредных микробов

Е) Волосяные луковицы. Волосы на теле развиты слабо, обильнее на голове

Защита от воздействия лучей солнца

4.Гиподерма = жировая клетчатка - обеспечивает подвижное прикрепление кожи к подлежащим тканям. Функция: предохраняет кожу от механических повреждений и разрывов, запасающая.

5. Производные эпидермиса: волосы и ногти.




© 2010-2022