Технологическая карта по теме «Органы. Системы органов»

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта по теме «Органы. Системы органов»Технологическая карта по теме «Органы. Системы органов»Технологическая карта по теме «Органы. Системы органов»Технологическая карта по теме «Органы. Системы органов»Технологическая карта по теме «Органы. Системы органов»Технологическая карта по теме «Органы. Системы органов»Технологическая карта по теме «Органы. Системы органов»Технологическая карта по теме «Органы. Системы органов»Урок 14 (§14).

(Слайд 1) Тема урока: Органы. Системы органов.

Целевые ориентации урока

Личностные: сформировать ценностное отношение жизни во всех ее проявлениях, воспитание здорового образа жизни.

Метапредметные: развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий.

Предметные: формирование знаний, об органах и системах органов и выполняемых ими функциях

в организме человека.

Планируемые результаты (Слайд 2)

Личностные УУД: осознание ценностного отношения жизни во всех ее проявлениях, воспитание здорового образа жизни, владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности.

Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Развитие навыков самостоятельной деятельности.

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; умение объяснять свой выбор при работе с одноклассниками и учителем, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

Предметные умения

Ученик должен знать: определить сущность понятий «система органов», «организм»; функции основных физиологических систем и органов, их образующих; функционирование органов, систем, аппаратов организма как единого целого

Ученик должен уметь: определить сущность понятий «система органов», «организм»; функции основных физиологических систем и органов, их образующих; функционирование органов, систем, аппаратов организма как единого целого

Средства обучения:

Информационный материал: рисунки и текст учебника.

Демонстрационный материал: таблицы с изображением органов, различных систем органов человека, макеты скелета и торса человека.

Интерактивный материал: мультимедийная презентация, мультимедийное оборудование.

Раздаточный материал: тексты для смыслового чтения; учебник «Биология. Человек».

Формы работы

  1. Работа в группах/парах

  2. Индивидуальная работа

Ключевые точки содержания урока: органы, системы органов: пищеварительная система, опорно - двигательная система (ОДА), эндокринная система (ЭА), дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная.

Технология урока, направленная на реализацию системно - деятельностного подхода


I этап. Актуализация и проверка д/з.


  • Работа в парах с тестом «Типы тканей», (взаимопроверка в парах) (Приложение 1)

  • Работа со схемой «Клетка, ткань, орган, система органов, организм». По этой схеме учащиеся дают определения и обобщают пройденный материал.

Слайд 3-7

Внешне люди отличаются друг от друга. Большие и маленькие, высокие и низкие, светлокожие и темнокожие… Каждый человек индивидуален. И все же в главном мы похожи: наши тела построены и функционируют по общим законам. Наше тело, как и всех многоклеточных организмов, состоит из клеток. Это его главный структурный и функциональный элемент. (Это структурная и функциональная единица организма). Из клеток мы с вами знаем, состоят ткани.

Что такое ткани? (Группы клеток, имеющие сходное строение и выполняемые функции), из тканей состоят органы, из органов системы органов, из систем органов организм.

- А что вы уже знаете об органах и системах органов? (учащиеся пытаются высказать свое мнение, но затрудняются ответить)

II этап. Мотивация к деятельности и целеполагание.

(Слайд 8) Эпиграф:

«В организме все связано, нельзя забывать об этом,

затягиваясь сигаретой или употребляя наркотики».

Наш организм нам кажется настолько простым, что мы порой не задумываемся над его сутью. И поэтому на вопрос, что такое организм, мы затрудняемся ответить.

( Слайд 9) Проблемные вопросы:

Что же такое организм?

Можно ли назвать организм человека системой?

Является ли организм человека открытой и саморегулирующей системой?

Что мы должны узнать на уроке?

Целеполагание

III этап. Учебно-познавательная деятельность

Работа с информацией.

-Что такое орган? Найдите определение в учебнике и сравните с определением на слайде.

Слайд 10

Орган - это часть тела имеющая, определенную форму и строение, занимающая в организме определенную функцию.

- Обычно в образовании органа принимают участие все виды тканей, но одна из них всегда является главной «рабочей».

- А какие вы знаете органы? Определите по этим фотографиям и рисункам, какие бывают органы?

Слайд 11

- Органы бывают наружные и внутренние.

Задание 1. Индивидуальная работа в рабочих листах.

Перед вами даны функции различных органов. Напишите органы, выполняющие те или иные функции в таблице «Функции органов человека»

Слайд 12.

Таблица 1. Функции органов человека. (Приложение 2)

Орган

Функция

1.

Главный орган дыхания, в котором происходит газообмен.

2.

Благодаря этому органу кровь движется по сосудам. (Кровь доставляет к клеткам и тканям кислород и необходимые вещества).

3.

В этом органе начинается переваривание белков пищи.

4.

С помощью этих органов выводятся из организма продукты обмена.

5.

Парный орган, состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

6.

Полый мышечный орган, при сокращении стенки происходит мочеиспускание

Оценка, за каждый правильный ответ 1 балл, всего 6 баллов, выставляют баллы на ступени «Лестницы успеха» (Приложение 4)

Задание 3. Определить контуры органов.

Слайд 13-14.

Оценка, за каждый правильный ответ 1 балл, всего 5 балла, выставляют баллы на ступени «Лестницы успеха»

- Что называют системой органов? Найдите определение в учебнике и сравните с определением слайде.

Слайд 15-16.

Система органов - называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.

- Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, т.е. все органы, объединены в системы органов.

Слайд 17.

Работа в группах с текстом учебника и иллюстрациями по функциям систем органов.

Задание 4. Прочитать текст учебника и заполнить таблицу 2 «Системы органов» в рабочих листах

1 группа описывает - пищеварительную и выделительную системы

2 группа описывает - кровеносную и дыхательную системы

3 группа описывает - нервную и гуморальную системы.

Слайд 17. Таблица 2. «Системы органов»

Система органов

Органы

Функции




Оценка

За каждую описанную систему органов, ставится 2 балла, если нет ошибок, если есть незначительные ошибки - 1балл, всего за таблицу 4 балла, выставляют баллы на ступень «Лестницы успеха».

Физкультминутка

Проверяем задание по таблице, игра «Угадай систему»

  • Перед вами какая система органов? Каково значение этой системы для организма?

Слайд 18.

В пищеварительной системе пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества. Она состоит из ротовой полости с ее органами, глотки, пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы.


  • Отгадайте систему органов. Каково значение этой системы для организма?

Слайд 19.

Кровеносная система состоит из сердца и сосудов, по которым течет кровь, доставляющая питательные вещества всем органам нашего тела и удаляющая из них продукты обмена веществ.

  • Отгадайте систему органов. Каково значение этой системы для организма?

Слайд 20.

Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды. К ней относятся носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие.

  • Отгадайте систему органов. Каково значение этой системы для организма?

Слайд 21.

Нервная система координирует работу всех органов нашего тела. Она состоит из головного и спинного мозга и нервов.

  • Отгадайте систему органов. Каково значение этой системы для организма?

Слайд 22.

Скелетная система состоит из костей, которые поддерживают тело, служат местом крепления мышц, выполняют защитную функцию.

  • Отгадайте систему органов. Каково значение этой системы для организма?

Слайд 23.

Мышечная система или опорно-двигательный аппарат образован скелетными мышцами, которые, сокращаясь, приводят в движение кости скелета, благодаря чему мы можем перемещаться в пространстве.

- Есть и другие системы органов как, мочевыделительная, половая.

В теле выделяют также и аппараты органов, разных по происхождению и строению, но объединенных общей функцией. Например: ОДА (опорно-двигательный аппарат) относят скелетную и мышечную системы. Эндокринный аппарат объединяет различные железы внутренней секреции, вырабатывающие активные соединения, влияющие на обмен веществ в организме.

Слайд 24

Задание 4. Распределите органы в колонке справа по соответствующим системам в колонке слева. (Работу выполняют в «Рабочих листах»)

Слайд 25.

Учащимся дается время для задания, потом взаимопроверка (самопроверка).

Оценка:

1 ошибки - «5» баллов

3-2 ошибок- «4» баллов

4 ошибки - «3» баллов, всего 8 баллов

Вывод. (учащиеся делают сами опираясь на информацию учебника)

Таким образом, организм состоит из многих систем органов. Все системы органов образует целый организм и регулируется нервно-гуморальной деятельностью.

Слайд 26.

IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Итак, вернемся к эпиграфу нашего урока.

Слайд27.

Работа с информационным текстом по осмыслению чтения

Прочитайте текст «Влияние наркотиков на организм». (см. Приложение 3)

Слайд28. Решение проблемного вопроса.

Беседа с учащимся.

- Действительно организм является системой, которая состоит из систем органов, а они из органов? А может ли существовать каждая система отдельно друг от друга?

Кто же координирует всю работу органов? (нервная и эндокринная системы).

Слайд29-30.

Поэтому живой организм существует как единое целое.

V.Рефлексивная деятельность

-Исследование, какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить проблемные вопросы?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Какой вывод можно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. (подводят итоги по «Лестнице успеха»)

- «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока и подчеркните:

интересно - не интересно

не волнуюсь - волнуюсь (уверен в себе - не уверен в себе)

не устал - устал

Слайд31.

Домашнее задание.

Обязательно для всех: § 14, рабочая тетрадь стр. 28

По выбору:

  1. составить кроссворд на эту тему: «Органы. Системы органов» (не менее 15 слов)

  2. составить мини-проект «Роль гормонов на организме человека».



















Приложение 1

Тест по теме «Ткани»

Уровень А.

А1. Ткань

состоит из

  1. Органоидов и мембран

  2. Органов и полостей

  3. Органов и межклеточного вещества

  4. Клеток и межклеточного вещества

А2. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению, функциям, называют

  1. органом 3) органоидом

  2. тканью 4) системой органов

А3. Ткани изучает наука

  1. эмбриология 3) цитология

  2. гистология 4) гигиена

А4. Существует эпителий

  1. железистый 3) жировой

  2. хрящевой 4) мышечный

А5. Какая особенность строения характерна для соединительной ткани

  1. Наличие большого количества межклеточного вещества

  2. Крупные веретеновидные клетки

  3. Клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало

  4. Клетки способны сокращаться

А6. Работу всех органов тела человека координирует система

  1. нервная 3) пищеварительная

  2. кровеносная 4) дыхательная

А7. Трахея относится к системе

  1. кровеносной 3) пищеварительной

  2. дыхательной 4) выделительной

А8. К соединительной ткани относится ткань

  1. железистая 3) гладкая

  2. хрящевая 4) поперечнополосатая

А9. Слизистые оболочки внутренних органов образованы тканью

  1. мышечной 3) соединительной

  2. эпителиальной 4) нервной

А10. Кровь относится к ткани

  1. эпителиальной 3) мышечной

  2. соединительной 4) железистой

Уровень В.

Выберите три правильных ответа

В1. К группе соединительных тканей относятся

  1. костная ткань 3) кровь 5) хрящ

  2. гладкие мышцы 4) железистая ткань 6) эпидермис

В2. Эпителиальная ткань

  1. Образует железы

  2. Обладает сократимостью

  3. Не способна к регенерации

  4. Выстилает полость кишечника

  5. Образует эпидермис

  6. Состоит из клеток с длинными отростками

В3. Установите соответствие между функцией ткани и её типом

  1. Регуляция процессов жизнедеятельности 1) мышечная

  2. Движение человека 2) соединительная

  3. Передвижение веществ в организме 3) нервная

  4. Возбуждение и сокращение

  5. Сокращение стенок кишечника

  6. Отложение питательных веществ в запас

В4. Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и её видом

  1. Образует средний слой клеток кровеносных сосудов 1) гладкая мышечная ткань

  2. Состоит из веретеновидных клеток 2) поперечнополосатая мышечная

  3. Образует скелетные мышцы ткань

  4. Имеет поперечную исчерченность

  5. Сокращается быстро

  6. Быстро утомляется

Оценка:

«5» - 18-16

«4» -15-12

«3» - 11-9

«2» - 8 и меньше

Приложение 2



Рабочий лист

Задание 1.

Перед вами даны функции различных органов. Напишите органы,

выполняющие те или иные функции.

Орган

Функция

Главный орган дыхания, в котором происходит газообмен.

Благодаря этому органу кровь движется по сосудам. (Кровь доставляет к клеткам и тканям кислород и необходимые вещества).

В этом органе начинается переваривание белков пищи.

С помощью этих органов выводятся из организма продукты обмена.

Парный орган, состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

Полый мышечный орган, при сокращении стенки происходит мочеиспускание

Ваши баллы:_______

Задание 2. Задание 3

Заполните таблицу 2 «Системы органов»

Системы органов

Органы

Функции







Рефлексия

«Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока и подчеркните.

интересно - не интересно

не волнуюсь - волнуюсь (уверен в себе - не уверен в себе)

не устал - устал




Технологическая карта по теме «Органы. Системы органов» Укажите стрелками.

Ваши баллы: ______

Приложение 3

К уроку по теме «Органы. Системы органов», 8 класс.

Внимательно прочитайте текст, останавливаясь на значке /, ответьте на вопросы (1-3) и выполните задания (1)

Текст «Влияние наркотиков на организм»

Наркотические препараты пагубно влияют на все органы и системы человека, вызывая необратимые изменения.

Влияние на дыхательную систему. Дыхание является одним из основных условий жизни. Во время вдоха организм получает кислород, во время выдоха выделяет углекислый газ. Глубина и частота дыхания регулируется потребностями организма. В механизмах регуляции участвуют хеморецепторы, возбуждающиеся углекислым газом. Если концентрация углекислого газа повышается, то эти рецепторы возбуждаются, а от них возбуждение по нервам передается в дыхательный центр. Дыхательный центр повышает глубину и частоту дыханий. Так бывает в норме./ Наркотики «анальгезируют» (делают нечувствительными) хеморецепторы, вследствие этого при накоплении углекислого газа эти рецепторы до нормального уровня не возбуждаются. Неизбежно снижается, а затем угнетается возбудимость дыхательного центра. Наркоман уже никогда не сможет дышать досыта. Он обрекает себя на пожизненное кислородное голодание (гипоксию). Гипоксия является непосредственной причиной смерти при большинстве заболеваний. Наркоманы чаще всего умирают от остановки дыхания при случайной передозировке наркотиков. Смерть наступает уже через пять минут после внутривенного введения наркотика. Помощь обычно не могут и не успевают оказать./

Влияние на сердечно-сосудистую систему. Значение сердца и кровеносных сосудов всем хорошо известно. Механизмы регуляции кровообращения похожи на механизмы регуляции дыхания. Давлением крови на стенки сосудов возбуждаются барорецепторы. Углекислым газом возбуждаются хеморецепторы. От этих структур идут нервные волокна к сосудодвигательному центру и возбуждают его. Наркотики «анальгезируя» баро- и хеморецепторы, способствуют угнетению сосудодвигательного центра, а вследствие этого снижение кровяного давления и замедлению пульса./ По этой причине в организме наркомана всегда возникает снижение функций сердечно-сосудистой системы, уменьшение снабжения клеток необходимыми им веществами, а так же очистка клеток и тканей. Функции всех клеток слабеют, они дряхлеют, как в глубокой старости. Наркоман уже не может развить достаточно больших усилий, справляться с обычным объемом работы. Старческие изменения в юном возрасте никак не могут добавить радости в жизни./

Влияние на пищеварительную систему. У наркоманов уменьшаются все вкусовые и обонятельные ощущения. Они уже не могут в полной мере получать удовольствие от пищи. Снижается аппетит. Обычно наркоманы имеют дефицит веса. Наркотики вызывают спазм гладкомышечных сфинктеров кишечника. В результате этого задерживается переход каловых масс из одного отдела в другой, возникают запоры на 5-10 дней. Нужно совсем немного воображения, чтобы представить себе засоренный унитаз, в котором 10 дней находятся каловые массы, и перенести этот отвратительный образ на область живота наркомана. Процессы разложения и гниения все время продолжаются. Образующиеся токсины всасываются в кровь и разносятся по всему организму, повреждают клетки, вызывают их старение и гибель./ В палатах, где находятся наркоманы, стоит неприятный, специфический запах. Все наркоманы имеют запоры, но до их ума не доходит, что они превращают свой кишечник в непромываемый унитаз, который носят в себе, пока наслаждаются наркотиками. Зачем им это нужно? Почему они об этом не думают? Кто их заставляет?/

Влияние на половую систему. По многим механизмам при наркомании угнетаются возможности и потребности. Врачи-гинекологи отмечают, что у девушек-наркоманок отмечаются атрофические процессы в наружных и внутренних половых органах. По состоянию половой сферы эти девушки напоминают старушек. Они не пригодны даже для проституции из-за потери «товарных качеств. У наркоманов обычно не бывает детей, часто рождаются дети с уродствами./

Наркоманы очень часто заражаются гепатитом и ВИЧ-инфекцией. Хроническая гипоксия и интоксикация собственными кишечными ядами - неизбежные спутники наркотического кайфа - стремительно сокращают жизнь. Наркоманы живут на 5 лет меньше, чем больные ВИЧ-инфицированные и больные раком. И как живут! Легкие - как переполненная урна, кишечник - как засоренный унитаз, половые органы - как у стариков. Есть от чего кайфовать, за что бороться и платить огромные деньги? Средняя продолжительность жизни человека, употребляющего наркотики, примерно 7-10 лет. Но есть такие, которые погибают через 6-8 месяцев после начала регулярного приема./ Неужели можно свободно и сознательно выбрать наркотик, как средство для удовольствия? Почему эти элементарные знания о наркотиках не доступны молодым людям? Почему молодые люди не хотят знать и не хотят думать?

Когда предлагают попробовать «косячок» или «уколоться», уверяя, что ничего страшного в этом нет, многие думают, что так оно и есть. Но… употребление простейшей «травки» чревато тем, что через год-другой она перестанет доставлять удовольствие, захочется чего-нибудь «покруче». И рядом обязательно окажется «добрая душа», которая предложит более сильно действующее средство - героин, кокаин или морфий.

Прежде чем встать на путь, ведущий к смерти - ПОДУМАЙ!

Вопросы:

1. выберите правильные ответы, наркоманы чаще всего умирают от:

а) остановки сердца

б) гипоксии

в) гипертонии

г) СПИД/ВИЧ - инфекции

2. Что такое гипоксия?

3. Объясните, почему у наркоманов происходит дряхление организма?

Задания:

1. Переведите текста в таблицу: «Влияние наркотиков на организм»

Влияние наркотиков на организм

Таблица

Системы органов человека

Влияние наркотиков на организм

Деятельность учеников по работе с текстом и критерии оценивания

Ответы

Критерии оценивания

Вопрос 1

Деятельность: Выявление информации в тексте

Ответ: б) гипоксия, г) СПИД/ВИЧ- инфекция

2 балла - за правильные ответы.

Вопрос 2

Деятельность: находят термин в тексе и дают ему определение.

Ответ: Гипоксия - это кислородное голодание и угнетается возбудимость дыхательного центра, что приводит к смерти.

1 балла - при правильном ответе с обоснованием.

Комментарии: во втором абзаце текста есть термин гипоксия и его определение.

Вопрос 3

Деятельность: выявление информации в тесте.

Ответ: снижаются функции сердечно-сосудистой системы, и уменьшается снабжение клеток необходимыми им веществами, а так же очистка клеток и тканей. Функции всех клеток слабеют, они дряхлеют, как в глубокой старости.

2 балла - правильный ответ.

Комментарии: во втором абзаце текста есть указание на то, как происходит дряхление организма.

Задание 1. Поиск информации в тексте

Системы органов

Влияние наркотиков

Дыхательная система

Наркотики «анальгезируют» (делают нечувствительными) хеморецепторы, вследствие этого при накоплении углекислого газа эти рецепторы до нормального уровня не возбуждаются. Неизбежно снижается, а затем угнетается возбудимость дыхательного центра. Возникает гипоксия при передозировки наркотиков.

Сердечно - сосудистая система

Наркотики «анальгезируя» баро- и хеморецепторы, способствуют угнетению сосудодвигательного центра, а вследствие этого снижение кровяного давления и замедлению пульса. Что тоже приводит к смерти.

Пищеварительная система

У наркоманов уменьшаются все вкусовые и обонятельные ощущения.

Снижается аппетит, имеют дефицит веса.

Наркотики вызывают спазм гладкомышечных сфинктеров кишечника. В результате этого задерживается переход каловых масс из одного отдела в другой, возникают запоры на 5-10 дней. Процессы разложения и гниения все время продолжаются. Образующиеся токсины всасываются в кровь и разносятся по всему организму, повреждают клетки, вызывают их старение и гибель.

Половая система

У девушек-наркоманок отмечаются атрофические процессы в наружных и внутренних половых органах. У наркоманов обычно не бывает детей, часто рождаются дети с уродствами.

Всего за таблицу 4 балла, один балл за каждую описанную систему.

Комментарий: В абзацах первом, втором, третьем, четвертом, есть необходимая информация.

Максимальное количество баллов

8

Оценка за выполнение заданий:

«5» - 8 баллов

«4» - 7-6 баллов

«3» - 5-4 баллов










Приложение 4

Лестница «Успеха»

Максимальное количество баллов за урок 31.

Оценка «5» - 29-31 балл

Оценка «4» - 21-28 баллов

Оценка «3» -15-20 баллов



Моя оценка за урок __________


© 2010-2022