• Преподавателю
  • Биология
  • Разработка занятия по экологическому направлению внеурочной деятельности Пищевые цепи (5 класс, ФГОС)

Разработка занятия по экологическому направлению внеурочной деятельности Пищевые цепи (5 класс, ФГОС)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по внеурочной деятельности

на тему «Пищевые цепи»

Экологическое направление

5 класс

Разработал:

Орлова Ольга Евгеньевна

( учитель биологии и химии, 1 КК)

Тип занятия: получение новых знаний

Содержание: Цепи питания, взаимосвязь их со средой обитания живых организмов

Личностные УУД: Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях

Предметные УУД:

- ученик научится: Рассматривать взаимосвязь живых организмов в пищевых цепях

- ученик получит возможность научиться : Рассматривать пищевые цепи своего региона

Метапредметные УУД:

Познавательные : умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы,

Личностные : умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

Регулятивные : умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Характеристика деятельности учащихся: работают как в группах, так и индивидуально, самостоятельно пытаются понять неизвестные ранее термины, участвуют в игре, отвечают на вопросы в ходе эвристической беседы, проводят рефлексию.

Формы организации деятельности обучающихся: ролевая игра, индивидуальная работа, работа в группах, беседа.

Оборудование: компьютерная презентация, доска, раздаточный материал.



Ход занятия.

1 Этап. Приветствие.

На мониторе изображение залитого солнечным светом леса. Звучат звуки леса. Школьники входят в класс, где их встречает учитель.

-Здравствуйте, ребята, как ваше настроение? (надеюсь, хорошее) сл.1

Я рада приветствовать вас на очередном собрании нашего экологического общества ЭЛЛАДО.

Сегодня собрание необычное, оно проходит в смешанном лесу, я являюсь хранителем этого леса. А вы, как я вижу, энергия, поступившая от солнца, каждый из вас - это квант света, который сейчас наполнит мой лес жизненными силами. Я попрошу вас проникнуть в лес и распределиться по всем живым существам этого уголка природы.

Прошу подойти к столу и взять распределительные номерки.

Школьники проходят к первому столу, берут номерки и рассаживаются каждый за определенный стол

2 Этап. Получение новых знаний.

Итак, вы теперь являетесь энергией этого леса. Только вот в чём вопрос: почему вы распределились по разным уровням, и вас на них неравное количество?

(отвечают, или затрудняются)

В таком случае давайте выполним задание и приблизимся к отгадке этого явления. На каждом столе лежат карточки. Прошу вас ответить на них.

Карточка первому уровню.

Пищевая цепь это -

Продуценты это -

Примеры организмов, являющихся продуцентами:

В чем смысл Правила экологической пирамиды?

Какова тема заседания? Цели заседания?

Карточка второму уровню.

Пищевая цепь это -

Консументы I порядка это -

Примеры организмов, являющихся консументами I порядка :

В чем смысл Правила экологической пирамиды?

Карточка третьему уровню.

Пищевая цепь это -

Консументы II порядка это -

Примеры организмов, являющихся консументами II порядка:

В чем смысл Правила экологической пирамиды?

Какова тема заседания? Цели заседания?

Карточка четвертому уровню.

Пищевая цепь это -

Консументы III порядка это -

Примеры организмов, являющихся консументами III порядка:

В чем смысл Правила экологической пирамиды?

Какова тема заседания? Цели заседания?

(дети отвечают на вопросы вслух, причем независимо от группы) сл. 2

КАКОВА ТЕМА ЗАСЕДАНИЯ «ПИЩЕВАЯ ПИРАМИДА» сл. 3

3 этап. Закрепление полученных знаний

А) Итак, вы - энергия, которая распределилась по трофический уровням. Предложите любую пищевую цепь, в которой вы распределены, среди обитателей широколиственного леса.

(трава (заячья капуста) --- заяц ---- лиса --- медведь)

В) Отлично, а теперь давайте поиграем. Игра будет основываться на ваших знаниях о пищевой цепи.

Игра «Пищевая пирамида»

15 игроков получают листочки.

Попросите каждого втайне от других написать название какого-нибудь животного или растения вашей местности. Игроки должны будут сделать пирамиду, но не говорите им об этом до тех пор, пока не соберете все листочки. Теперь начинается самое интересное: «Откуда Земля получает энергию? - От Солнца! - Правильно. А какие формы жизни первыми используют эту энергию? - Растения! - Правильно. А сейчас мы построим с вами пирамиду. Растения будут располагаться внизу, потому что все животные прямо или косвенно используют их для своего питания. Все «растения» должны встать на четвереньки и выстроиться в линию - близко друг к другу. Теперь я прочитаю вам названия животных, написанные на листочках, а вы скажите мне - кто из них травоядное, а кто - плотоядное. Все «травоядные» становятся в ряд, расположенный позади «растений». А все «плотоядные» - встают на скамейку и образуют ряд позади «травоядных».

Почти всегда в группах верхнего уровня бывает больше детей, чем в группе растений; гораздо интереснее быть медведем или лосем, чем одуванчиком или мышкой. Однако, при таком большом количестве желающих быть наверху пирамиды (и, соответственно, незначительном количестве желающих быть у ее основания!) очень трудно построить устойчивую пирамиду. (Собственно говоря, образовавшуюся геометрическую фигуру вообще нельзя назвать пирамидой!) Предложите некоторым хищникам «понизить свой статус». Пусть дети сами перестроят свою пирамиду так, чтобы она могла обеспечить пищей всех своих членов. Естественно, чем выше уровень пищевой пирамиды, тем меньше там должно быть число членов этого уровня. Продемонстрируйте важность растений, убрав одно из них из основания пирамиды.

Должна получиться пирамида: 10 растений, 4 растительноядных, 1 хищник. Рисуем получившуюся пирамиду на доске.

Итак, продолжим! Возвращаемся на свои трофические уровни.

В) 1 Вариант.

Вы усвоили, как составляются пищевые цепи. А теперь я предлагаю закрепить материал в творческом виде. Вашему вниманию представляется логическая задача Чарльза Дарвина. Именно её он задал коллегам-учёным на заседании научного общества для того, чтобы проиллюстрировать, что всё в природе взаимосвязано:

- Какая существует связь между числом старых дев, проживающих в Англии, и удоем коров (количеством молока, которое дают коровы)? Сл.5


Больше старых дев, больше одомашненных кошек, меньше истребляется мышей, больше разоряют мыши гнёзда шмелей на полях, меньше опыляется клевера, меньше качественного корма для коров, меньше молока.

Постройте пищевые цепи на основе текста решения задачи.

Клевер --> Шмели --> Мыши --> Кошки.

Клевер --> Коровы.

Из данных схем легко заключить, что клевер (продуценты) может являться пищей для нескольких животных. В природе, действительно, работают чаще не пищевые цепи, а пищевые сети, состоящие из нескольких цепей. Сл. 6

2 Вариант.

Можно также выполнить задание (оно лежит на столах). Составить пищевую цепь на основе организмов представленных в тексте.

Хулиганы-воробьишки - превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай - поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали, сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет - воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд, ждут - каков же результат?
Поначалу, в самом деле, закрома их пополнели.
А потом пришла беда - отворяйте ворота!
Все посевы, урожай насекомые сожрали.
Их в таком большом числе прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно - надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев из чужих вести краев.
Если все с плеча рубить, можно дело загубить! Сл. 7

Урожай/зёрна -> насекомые-вредители -> воробьи (в основном насекомых, иногда зёрна)

Г) Беседа.

- Скажите, может ли человек влиять на состав трофических уровней?

- Можно ли это делать?

- К чему может привести изменение естественного биоценоза человеком?

- Что нужно делать человеку, чтобы избежать нарушений пищевых цепей в природе?

4 Этап. Рефлексия.

Молодцы, вы очень правильно и разумно размышляете, а сейчас мысленно ответьте на вопрос:

- Что на заседании было главным? Желающий проговаривает вслух.
- Что было интересным? Желающий проговаривает вслух.
- Что вы узнали нового? Желающий проговаривает вслух.

Итак. Наше необычное заседание прошу считать оконченным. Всем спасибо!

Звучит гимн экологов! Сл.8




© 2010-2022