Рабочая программа для 11 класса (профиль)

   Рабочая программа составлена на основе Федерального  Государственного стандарта,  Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11  классов (профильный уровень) под ред. И.Н. Пономаревой (Общая биология: Программы: 10-11 классы/ Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2012 гг.).    На изучение биологии на профильном уровне отводится 210 часов, в том числе в 10 классе -105 часов, в 11 к...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) под ред. И.Н. Пономаревой (Общая биология: Программы: 10-11 классы/ Под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2012 гг.). На изучение биологии на профильном уровне отводится 210 часов, в том числе в 10 классе -105 часов, в 11 классе - 105 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю в 10 и 3 часов в неделю в 11 класс е и проведение практических работ по темам, предусмотренным программой.

Основные идеи и содержание курса представлено в виде УМК по биологии:

1.Биология: 10 класс; профильный уровень: учебник для учащихся ОУ /Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.. под ред. Пономаревой И.Н. .- 2 е изд., перераб.- М.: Вентана - Граф,2013.- 400с.

2.Рабочая тетрадь. Биология. Профильный уровень 10 класс/Козлова Т.А., Пономарёва И.Н/. - М.: Вентана - Граф, 2012.

3.Биология :10 класс: профильный уровень: методическое пособие/ Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.. под ред. Пономаревой И.Н. .- М.: Вентана - Граф,2012

Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002г №2783;

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;

3. Приказ Минобрнауки РФ от от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

5. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Общая характеристика

Программа направлена на выработку учащимися основных компетенций в области биологии; на развитие у школьников понимания величайшей ценности жизни и важной роли биологического разнообразия; на формирование экологической культуры и понимания важной роли биологического образования в обществе. Программа направлена на оказание помощи школьникам в выработке индивидуальных образовательных маршрутов, в определении направления дальнейшего образовательного и профессионального пути, связанного с биологической наукой. Программа построена с учётом следующих ведущих ориентиров:

  • культурологическая парадигма образования, системный интегративно-дифференцированный и личностно-деятельностный подходы; -

  • принцип развивающего личностно-ориентированного обучения;

  • концепция компетентностного подхода в обучении;

  • концепция единства биологического и экологического образования в общеобразовательной школе, основанная на гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы;

  • тенденция развития знаний о закономерностях живой природы, многомерности структурных форм жизни, ценности биологического разнообразия, историзме явлений в природе и понимание биологии как науки, как явления культуры и практико-ориентированной деятельности человечества;

  • ориентация образовательного процесса на воспитание экологической культуры: усвоение системы эколого-биологических знаний, формирование природосообразных способов деятельности и привитие ценностных отношений к живому и к природе в целом.

Программа ориентирует на подготовку компетентностных людей, способных к активной творческой деятельности; развитие самостоятельности и натуралистической инициативности; формирование современной природоосообразной картины мира в мировоззрении, гражданской ответственности, духовности и культуры.

Программа направлена на решение следующих задач изучения курса «Биология» в 10-11 классах:

  • системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте её исторического развития и на уровне современного её состояния в аспекте профильного обучения школьников; овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;

  • раскрытие культурологического значения биологии в познании законов живой природы и материальном обеспечении развития цивилизации и жизни общества; роли общего биологического образования для повышения культуры учащейся молодёжи и самостоятельного выбора правильных приоритетов и ориетиров в маршруте будущей образовательной и профессиональной деятельности;

  • формирование научного миропонимания как компонента научного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;

  • раскрытие красоты процесса самостоятельного познания живой природы, его возвышающего смысла, направленного на развитие интереса к познанию, к науке биологии и развитие внутренней мотивации учения как личностной предметно-биологической компетенции и ценности;

  • развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на достаточно высоком компетентностном уровне.

Программа учебного курса биологии для 10-11 классов является продолжением программ для 6-9 классов, созданных авторским коллективом под руководством И.Н.Пономарёвой.

В 10 классе изложение учебного содержания проводится на примере биосферного, биогеоценотического и популяционно-видового уровней организации жизни, а в11 классе - на примере организменного, клеточного и молекулярного уровней. Отказ от традиционной последовательности в изучении биологии в старшей школе сделан по следующим соображениям. Усвоение десятиклассниками материалов по молекулярному уровню жизни осложняется отсутствием у них необходимых для этого химических знаний , т.к. только в 11 классе они приступают к изучению органической и общей химии. К тому же программа курса географии в 6-9 классах включает много материалов о биосфере. Такая последовательность изучения содержания общей биологии позволяет обеспечить более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса, с курсом географии 9-10 классов и с курсом химии 10-11 классов.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к поступлению в вузы и освоению программ высшего профессионального образования.

В курсе «Общая биология» для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом в программу
(в новой ситуации) включаются рассмотренные в предшествующих классах основополагающие материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации ранее приобретённых знаний так и для их углубления в соответствии с требованиями обязательного содержания среднего (полного) образования.

Программа по биологии для 10-11 классов позволяет школьникам не только продвинуться в усвоении обязательного
образовательного минимума, но и реализовать свой творческий потенциал, получить необходимую базу для выбора будущей профессии. Поэтому в программе специально учитывалось, что образование старшей школе призвано обеспечить профильное обучение с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся. Содержание программы позволяет достаточно четко представить образовательный маршрут и его альтернативные варианты изучения биологии в полной средней школе. Такой подход исключает перегрузку старшеклассников и в то же время предоставляет возможность развивать их с учетом интересов и ориентации в выборе будущей профессии Раскрытие учебного содержания в курсе «Общая биология» для 10-11 классов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. В том числе рассматриваются структурные уровни молекулярный, клеточный, организменный, популяционный уровень биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание курса «Общая биология» для 10-11 классов. Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9- 10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений - тесную связь с курсом химии. Последовательность поурочно - тематического планирования курса учителем не изменена, но внесена корректировка в почасовое распределение тем. Как показывает опыт работы, такое распределение часов оказывает лучшее и более полное понимание и усвоение материала учащимися.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках Требования на профильном уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Виды универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Это, во-первых, действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

2. Регулятивные УУД: действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

3. Познавательные УУД: общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблемы

А) Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (при выполнении лабораторных работ); поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование, умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации;

Б) Логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

В) Постановка и решение проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

4. Коммуникативные УУД: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации. В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен знать и понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  • современную биологическую терминологию и символику;

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен уметь:

  • объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макроэволюцию и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для грамотного оформления результатов биологических исследований; обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Список литературы:

  • Анастасова, Л.П.Общая биология :дидактический материал:10-11 классы / Л.П.Анастасова.-М. :Вентана-Граф,1997.

  • Биологический энциклопедический словарь. - М. : Большая российская энциклопедия, 1995.

  • Валовая, М.А. Биология: Полный курс общеобразовательной средней школы / М.А.Валовая, Н.А.Соколова, А.А.Каменский. - М. :Экзамен, 2002.

  • ЕГЭ: Биология : контрольные измерительные материалы / авт.-сост. Г.С.Калинова, В.З.Резникова, А.Н.Мягкова. -М.: Экзамен, 2010-2014 .

  • Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2001.

  • Левитин М.Г. Общая биология. В помощь выпускнику школы и абитуриенту / М.Г. Левитин, Т.П. Левитина. - СПб. : Паритет , 2003.

  • Лемез, Н.А. Биология в вопросах и ответах / Н.А. Лемез, Л.В. Камлюк, Н.Д.Лисов. -Минск: Экоперспектива, 1997.

  • Мамзин, А.С. Биология в системе культуры / А.С.Мамзин. - СПб. : Лань, 1998.

  • Пасечник, В.В. Биология: сборник тестов , задач и заданий с ответами / В.В.Пасечник , В.С.Кучменко. - М. : Мнемозина,2010.

  • Пономарёва, И.Н. Экология : книга для учителя / И.Н.Пономарёва . - М. : Вентана-Граф,2006.

  • Пономарёва ,И.Н. Общая методика обучения биологии / И.Н.Пономарёва, В.П.Соломин, Г.Д.Сидельникова. - М. : Академия, 2007

Поурочно - тематическое планирование курса «Общая биология» 11 класса (105ч ) профильный уровень

11 класс (105 ч)

дата

Задачи темы

Количество часов

Название темы и урока

Основные понятия темы

Кодификатор ЕГЭ

Система диагностики

Подготовка к ЕГЭ

т

п

-Охарактеризовать организм как открытую биосистему;

-раскрыть процессы жизнедеятельности как свойства живого организма;

- показать многообразие форм организмов: многоклеточных, одноклеточных. вирусов

46

1

Раздел I.

Тема 1.Живой организм как биологическая система

1.Организм как биосистема

2.Организм как открытая биосистема.

3.Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов

4.Свойства многоклеточных организмов

Л.р. 1. Свойства живых организмов.

5.Транспорт веществ в живом организме

6.Системы органов многоклеточного организма

7.Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

8. Решение заданий ЕГЭ.

9.Обобщающий и контрольный урок.

Биосистема

Организм

Орган

Органоид

Нейрогуморальная регуляция

Пиноцитоз

Фагоцитоз

Метаболизм

Анаболизм

Катаболизм

Эндобионты

Симбионты

5.1-5.3

5.4-5.5

4.6





Тест 1.4

Л.р.№1

Тест 1.5

Тест 1.8.

КИМ ЕГЭ - задания

К.р.№1

-охарактеризовать типы размножения организмов и их значение в органическом мире;

-раскрыть особенности индивидуального развития организмов

Тема 2.Размножение и развитие организмов.

1.Размножение организмов

2.Оплодотворение и его значение

3.Индивидуальное развитие многоклеточного организма - онтогенез.

4.Рост и развитие организма.

5.Обобщающий и контрольный урок.

Размножение

Оплодотворение

Зигота

Онтогенез

Дробление

Бластула

Гатрула

Морфогенез -дифференциация

Эктодерма

Мезодерма

Трофобласт

Плацента



5.2

2.7

3.2

3.3

Тест «формы размножения»

Кюр.№2

КИМ ЕГЭ

-охарактеризовать закономерности наследственности:

-раскрыть суть хромосомной теории наследственности;

-объяснить роль гена в наследовании признаков и причины наследственных заболеваний;

Научить сравнивать между собой понятия генотип и фенотип, генотип и геном;

- показать значение ЗОЖ для человека;

- объяснить, как используя в практической деятельности приобретённые знания и умения, сформулировать правильную позицию по отношению к своему здоровью и здоровью своих близких

11ч

Тема 3. Основные закономерности наследования признаков.

1.Генетика - наука о наследовании свойств организма.

2.Гибридологический метод исследования наследственности.

3.Генетические закономерности , открытые Г.Менделем.

4.Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании.

5.Наследование при взаимодействии генов.

6.Ген и хромосомная теория наследственности.

7.Генетика пола и наследование ,сцепленное с полом.

8.Наследственные болезни человека.

9.Этические аспекты медицинской генетики. Факторы, определяющие здоровье человека.

10. Решений заданий ЕГЭ ( блок С 6 - генетические задачи)

11.Обобщающий и контрольный урок.

Аллель

Ген

Генотип

Генетика

Генофонд

Гибрид

Гетерозигота

Гомозигота

Группа сцепления

Доминантный

Изменчивость

Наследственность

Рецессивный

Фенотип

хромосома

3.4

3.5

3.6

3.7

Тест «Основы генетики»

Тест «Моногибридное и дигибридное скрещивание»



Генетические задачи на моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, сцепленное наследование - кроссинговер, сцепленное наследование с полом, на группы крови.

КИМ ЕГЭ - часть С задания 6

К.р.№ 3

- охарактеризовать закономерности изменчивости;

-раскрыть признаки изменчивости;

-привести примеры модификационной и наследственной изменчтвости у растений и животных;

-Описать норму реакции организмов;

1

Тема 4.Основные закономерности изменчивости.

1.Изменчивость - важнейшее свойство организмов.

2.3.Многообразие форм изменчивости у организмов. Л.р.№2 Модификационная изменчивость.

4.Наследственная изменчивость и её типы.

5.Многообразие типов мутаций.

6.Мутагены и их влияние на живую природу и человека Развития знания о наследственной изменчивости.

7.Решение заданий ЕГЭ.

8.Обобщающий и контрольный урок.

Изменчивость -

Генотипическая

Комбинативная

Мутационная

Модификационная

Онтогенетическая;

Норма реакции

Мутация

Мутаген

Мутант

Полимерия

3.4

3.5

3.6

3.7

Тест «Изменчивость»

Л.р №2



КИМ ЕГЭ

К.р.№4

- охарактеризовать селекцию и биотехнологию;

- раскрыть взаимосвязи генетики и селекции, генетики и биотехнологии

-познакомить с достижениями селекции растений и животных, с достижениями биотехнологии

- показать роль творчества в жизни человека

Тема 5.Селекция и биотехнология на службе человечества.

1.Генетические основы селекции.

2.Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции.

3.Селекция растений и её достижения.

4.Селекция животных и её достижения.

5.Биотехнология, её направления и значение. Этические аспекты исследований по биотехнологии.

6. Обобщающий и контрольный урок.

Селекция

Центр происхождения

Гибридизация

Скрещивание

Инбридинг аутбридинг

Полиплоидия

Гетерозис

Генная и геномная инженерия

Биотехнология

Клонирование

ГМО

Сорт

штамм

порода

3.8-3.9

Тест

Тест «Селекция растений»

Тест «Селекция животных и микроорганизмов»

К.р.№5

- охарактеризовать разнообразие вирусов и их значение

- систематизировать знания об организменном уровне жизни

Раскрыть роль организменного уровня в природе

- раскрыть особенности строения и свойств вирусов

1

Тема 6.Царство Вирусы, его разнообразие и значение.

1.Неклеточные организмы - вирусы.

2.Строение и свойства вирусов

3.4.Вирусные заболевания . Лабораторная работа №3 Вирусные заболевания растений

5.Организменный уровень жизни и его роль в природе.

6. Обобщающий и контрольный урок.

Вирус

Вирион

Капсид

ВИЧ инфекция

СПИД

бактериофаг

3.1

4.1-4.7

Тест «Вирусы»



Задания КИМ ЕГЭ

К.р.№6

- охарактеризовать клетку как открытую биосистему, процессы жизнедеятельности как свойства живой клетки

- раскрыть особенности строения клетки, её эволюционное значение

-показать строение и свойства хромосом, типы деления клеток

- познакомить учащихся с применением на практике элементарных методов исследования клетки

27ч

17ч

1

Раздел II.Клеточный уровень организации жизни.

Тема7.Строение живой клетки

1.История развития науки цитологии.

2.Клеточная теория и её основные положения.

3.Современные методы цитологических исследований.

4.Основные части клетки.

5.Поверхностный комплекс клетки.

6.Цитоплазма и её структурные клетки.

7.Немембранные органоиды клетки.

8.Мембранные органоиды.

9.Двухмембранные органоиды клетки.

10.Ядерная система клетки.

11.Хромосомы, их строение и функции.

12.Особенности клеток прокариот.

13.Гипотезы происхождения эукариот.

14.Клетка как этап эволюции в истории Земли.

15.Лабораторная работа №4.Изучение многообразия в строении клеток

16.Решение заданий ЕГЭ по теме.

17.Обобщающий и контрольный урок.

Цитология

Эукариота

Прокариота

Плазмалемма

Ядро

Цитоплазма

Органоид

Хромосома

Хроматин

кариотип

2.1-2.7

3.1-3.8

2.1-7.5

Тест «Клеточная теория»

Тест «Строение клетки»





Л.р.№4

Задания КИМ

К.р № 7



- охарактеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки

- раскрыть механизмы деления клетки

- показать этапы гаметогенеза и значение его результатов

10ч

1

Тема 8. Процессы жизнедеятельности клетки.

1.Клеточный цикл

2.Деление клетки - митоз.

3.Изучение свойств клетки.

4.Лабораторная работа №5. Изучение свойств клетки

5.Мейоз.

6.Образование мужских гамет - сперматогенез.

7.Образование женских половых гамет - овогенез.

8.Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.

9.Решение заданий ЕГЭ по теме.

10. Обобщающий и контрольный урок.



Клеточный цикл

Митоз

Мейоз

Интерфаза

Оогенез

Сперматогенез

Диплоидный набор

Гаплоидный набор

Гомологичные хромосомы

2.1-2.7

3.1-3.8

2.1-7.5

Тест «Митоз и мейоз»

Л.р.№5

Тест «Овогенез и сперматогенез»

Задания КИМ

К.р.№8

- охарактеризовать молекулярные комплексы клетки и молекулярные процессы её жизнедеятельности

- раскрыть особенности молекулярного уровня организации жизни

- показать значение молекулярного уровня организации жизни

Показать основные химические соединения живой материи

-раскрыть молекулярные основы гена и генетического кода

- познакомить учащихся с функциями различных типов молекул в клетке

32ч

12ч

1

Молекулярный уровень организации жизни

Тема 9.Молекулярный состав живых клеток

1.Основные химические соединения живой материи

2.Химические соединения в живой клетке.

3.Органические соединения клетки - углеводы.

4.Органические соединения клетки - липиды.

5.Органические соединения клетки - белки.

6.Лабораторная работа №6. Органические вещества клетки

7.Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты. ДНК.

8.Рибонуклеиновые кислоты : многообразие, структура и свойства.

9.Наследственная информация. Молекулярные основы гена и генетический код.

10. 11.Решение заданий ЕГЭ по теме.

12. Обобщающий и контрольный урок.

Мономер

Полимер

Нуклеотид

ДНК

РНК

Комплиментарность

ДНП

Хроматин

Репликация

Спирализация

Антипараллельность

Компактизация

Нуклеосома

Генетический код

2.1-2.7

3.1-3.9



Тест «Химический состав клетки»»

Тест «Белки»

Тест «Углеводы. Липиды»

Л.р.№6

Тест «Нуклеиновые кислоты»

Решение задач на нуклеиновые кислоты - часть С - задание 5

Задания КИМ(блок С)

К.р №9

- показать многообразие химических процессов в молекулярных системах

- охарактеризовать особенности протекания химических процессов в живой клетке

-раскрыть механизмы протекания химических процессов

13ч

1

Тема 10.Химические процессы в молекулярных системах.

1.Биосинтез белков в живой клетке.

2.Трансляция как этап биосинтеза белков.

3.Молекулярные процессы синтеза у растений.

4.Энергетический этап фотосинтеза у растений.

5.Пути ассимиляции углекислого газа.

6.Ферментативные процессы в клетке.

7.Лабораторная работа №7.Ферментативные процессы в клетке

8.Бактериальный фотосинтез и хемосинтез.

9.Молекулярные энергетические процессы.

10.Кислородный этап биологического окисления.

11.Молекулярные основы обмена веществ живой клетки.

12.Решение заданий ЕГЭ по теме

13. Обобщающий и контрольный урок.

Биосинтез

Триплет - кодон

Оперон

Транскрипция

Трансляция

Матрица

Фотосистема

Реакционный центр

Антенный комплекс

Пигменты

Цикл Кальвина

Протонная помпа

Цикл Кребса

Электрон- транспортная цепь

Окислительное фосфорилирование

гликолиз

2,5-2.6

2.1-2.7

3.1-3.8



Решение задач на «Биосинтез белка» - часть С задание 5

Л.р.№7

Рещение задач на энергетический обмен - часть С - задание 5



Задания КИМ ЕГЭ

К.р. № 10

- показать значение в жизни организмов химических элементов оболочек Земли

-охарактеризовать химическое загрязнение окружающей среды как глобальную экологическую проблему

-способствовать развитию у них чувства ответственности за судьбу нашей планеты

Тема 11.Время экологической культуры.

1.Химические элементы в оболочках Земли и их значение в жизни организмов.

2.Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

3. Обобщающий урок, подготовка к ЕГЭ.

4.Обобщающий урок .подготовка к ЕГЭ.

5.Обобщающий урок, подготовка к ЕГЭ.

6.7 .Обобщающий урок, подготовка ЕГЭ

Экологическая культура

Устойчивое развитие

Экологическое образование

6.1-7.5

Тест

КИМ ЕГЭ

КИМ ЕГЭ

КИМ ЕГЭ

КИМ ЕГЭ

КИМ ЕГЭ

18


© 2010-2022