Удивительная природа прикладной курс по естествознанию

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа прикладного курса по естествознанию для учащихся 5 классов

Составила Немчинова Елена Григорьевна Учитель химии, биологии КГУ «Средняя школа с.Танбалытас с ДМЦ»


Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь.

Поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

…………………………………………………

Из одной и той же черного цвета земли

Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой! В.Солоухин.



Пояснительная записка.


Мы очень мало знаем о растениях и животных, сопровождающих нашу жизнь. Хочется, чтобы учащиеся во время прогулок и экскурсий более внимательно смотрели бы на знакомые деревья и травы, стремясь понять суть увиденных явлений; чтобы чувствовали себя частицей окружающей природы и старшими братьями всех существ, живущих рядом.

Предложенный прикладной курс покажет, что в жизни наших самых живых существ, мимо которых мы пробегаем не глядя, есть много интересного и даже загадочного.

Цель данного курса:

- развивать познавательную активность учащихся в области естественных дисциплин, умение

наблюдать, вести исследовательскую работу, объяснять явления и процессы в природе,

анализировать и делать выводы.

Задачами данного прикладного курса являются:

-раскрытие многообразия растительного мира и жизненно важных процессов, протекающих

в организме растений:

-раскрытие роли зеленых насаждений;

-знакомство с возможным применением знаний бионики.

Программа рассчитана на 34 часа занятий.

Форма обучения:

-классные занятия;

-исследовательская работа в природе.

Методы обучения:

-лекция;

-беседа;

-практическая работа;

-лабораторные опыты.

Разумеется, в прикладном курсе невозможно рассказать обо всех сторонах жизни растений.

Однако, особенностью данного курса является то, что он позволит учащимся не только вспомнить строение, процессы жизнедеятельности в организме растений и животных, но и рассмотреть некоторые закономерности в развитии растений, сравнивая при этом их с таковыми у животных, например, способы защиты, питания, координации, регуляции. Все это в свою очередь позволит учащимся сформировать знания об органическом мире в целом, о единстве живой природы, о явлениях, происходящих в ней и закономерностях, управляющих ими. Предлагаемый прикладной курс в образовательном процессе разработан в рамках изучения разделов «Растения», «Животные» но предусматривает более детальное изучение некоторых вопросов и дает много увлекательной информации.

Природа, ревниво охраняющая от человека свои маленькие и большие тайны, настолько необъятна и многообразна, что понять ее до конца невозможно. Во все времена она служила и будет вечно служить источником все новых и новых удивительных открытий.

Материал прикладного курса носит познавательный характер и не смотря на то, кем бы учащиеся не стали в будущей жизни, привьет интерес и любовь к природе, покажет необходимость по-хозяйски беречь ее и изучать.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с:

-отличительными признаками растений друг от друга;

-многообразием растений разных природных зон;

-многообразием животных;

-особенностями жизнедеятельности животных;

-периодичностью в природе и ее значением;

-ролью растений и животных в природе и жизни человека, в частности, для сохранения здоровья человека.

В процессе обучения учащиеся могут приобрести конкретные умения:

-проводить сравнение способов защиты и типов питания у растений и животных;

-самостоятельно добывать знания, обрабатывать полученный информационный материал и

представлять его на обсуждение;

-изготавливать гербарии растений;

-исследовать зеленые насаждения пришкольной территории, определять их фильтрационную способность, роль в увлажнении воздуха и снижении шума, а также определять степень озеленения территории;

-проектировать озеленение пришкольной территории с учетом улучшения микроклимата

микрорайона.

Для выявления качества усвоения материала учащимся предлагается выполнение творческих работ или написание рефератов по изученным темам с их последующей защитой на итоговом занятии.








Учебно-тематическое планирование




Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведен.

1

Введение.Многообразие растений.

1


2

Комнатные растения.

1


3

Уход за растениями.

1


4

Растения леса.

1


5

Растения степи и пустыни.

1


6

Растения луга.

1


7

Правила сбора растений.

1


8

Изготовление гербариев.

1


9

Многообразие животного мира.

1


10

Домашние питомцы - кошки, собаки.

1


11

Мир насекомых.

1


12

Восьмиглазые хищники.

1


13

Десятиногие обитатели вод.

1


14

Перламутр и известняк.

1


15

Птицы - наши пернатые друзья.

1


16

Пингвины.

1


17

Исчезнувшие навсегда птицы.

1


18

Рыбы - гиганты и карлики.

1


19

Рыбы в морских глубинах.

1


20

В воде и на суше.

1


21

Тритоны и саламандры.

1


22

Ящерицы и змеи.

1


23

Век пресмыкающихся.

1


24

Бегуны и прыгуны.

1


25

Сумчатые Австралии.

1


26

Удивительный мир крылатых зверьков.

1


27

Звери - строители.

1


28

Полосатый хищник.

1


29

Соболь - пушное сокровище.

1


30

Морские великаны.

1


31

Исчезнувшие млекопитающие.

1


32

Редкие птицы.

1


33

Редкие животные.

1


34

Защита проектов.

1









Литература

Акимушкин И.И. Мир животных - Москва, Молодая гвардия, 1971.

Дмитриев Ю. Соседи по планете - Москва, Детская литература, 1977.

Молис С.А.Книга для чтения по зоологии - Москва, Просвещение, 1986.

Кусто Ж.-И. Жизнь и смерть кораллов - Ленинград, 1975.


















































Учебно-тематическое планирование



















СОДЕРЖАНИЕ.


ЗАНЯТИЕ № 1: «Введение. Многообразие растительного мира».

Лекция (1 ч)

Признаки отличия растений друг от друга. Растения самые большие, высокие,

мелкие, толстые, удивительные, с самыми большими органами, долгожители…

ЗАНЯТИЕ № 2: «Открытия, подсказанные растениями».

Лекция (1 ч)

Защитные приспособления растений, растения - строители и инженеры,

экспансия и размножение и их аналоги среди изобретений человека.

ЗАНЯТИЕ № 3: «Защита у растений».

Лекция (1 ч)

Способы обеспечения выживаемости в суровом климате у растений. «Вторичные

метаболиты» у растений для защиты от насекомых. Механизмы защиты у растений

от грибных заболеваний. Защита растений от болезней. Защита от других членов

растительного сообщества.

ЗАНЯТИЕ № 4: «Иммунные системы у растений».

Лекция (1 ч)

Формы проявления иммунитета у растений. Уровни проявления сопротивляемости болезням

у растений. Способы проявления сопротивляемости вредителям у растений. Значение

иммунизации растений.

ЗАНЯТИЕ № 5: «Слух и память у растений - это миф или реальность?»

Лекция (1 ч)

«Музыкальные вкусы» у растений. Воздействие звуковых волн на растительные клетки.

Форма памяти у растений.

ЗАНЯТИЕ № 6: «Координация у растений».

Лекция (1 ч)

Типы движения у растений. Тропизмы и их классификация. Таксисы. Настии и их виды.

Влияние магнитного и электрического полей на растения.

ЗАНЯТИЕ № 7: «Регуляция у растений».

Лекция (1 ч)

Ростовые вещества и их классификация: ауксины, гиббереллины, цитокинины, абсцизовая

кислота, этилен. Механизмы действия и практическое применение ростовых веществ.

ЗАНЯТИЕ № 8: «Изучение координации у растений».

Практическое занятие (1 ч)

Опыт № 1 «Получение большой кривой роста. Наблюдение за геотропизмом корней».

Опыт № 2 «Получение большой кривой роста на стебле».

Опыт № 3 «Наблюдение фототропических изгибов».

Опыт № 4 «Гигроскопическое движение мхов».


ЗАНЯТИЕ № 9: «Особенности питания растений».

Лекция (1 ч)

Способы питания у растений. Растения-паразиты, их примеры и особенности биологии.

Полупаразиты, примеры растений и особенности их биологии. Растения-хищники, примеры

ловчих механизмов: коварные кувшинчики, захлопывающиеся капканы, липкие листья.

ЗАНЯТИЕ № 10: «Обнаружение нитратов в растениях».

Практическое занятие (1 ч)

Практическая работа.

ЗАНЯТИЕ № 11: «Биологические ритмы у растений».

Лекция (1 ч)

Ритм - универсальное свойство всех живых систем. Биоритмы и их значение в жизни

организмов. Виды ритмов: суточные, месячные, сезонные, 11 - летний цикл солнечной

активности, природный ритм продолжительностью в 1850 лет. Цветочные часы.

Лесной календарь.

ЗАНЯТИЕ № 12: «Компасы. Барометры. Геологи среди растений».

Лекция (1 ч)

Растения в роли компасов. Работа растений-барометров. Использование растений для

поиска полезных ископаемых.

ЗАНЯТИЕ № 13: «О роли зеленых насаждений».

Лекция (1 ч)

Значение растений в природе и жизни человека. Роль зеленых насаждений для здоровья

человека. Растения в роли фильтров. Радиационная температура и деревья. Роль

зеленых насаждений в увлажнении воздуха. Шум и растения. Типы зеленых

насаждений в городе.

ЗАНЯТИЕ № 14: «Защита творческих работ по изучению растительности пришкольной территории».

Семинар - практикум (1 ч).

Задание № 1: а) изучите растительность пришкольной территории, начиная с защитной полосы,

расположенной на границе участка школы.

б) определите видовой состав деревьев и их встречаемость в % от общего числа

деревьев

в) подсчитайте количество деревьев и определите площадь растительности (по

периметру кроны), произрастающих на территории школы.

подсчитайте количество деревьев и площадь растительности, приходящуюся на 1

учащегося вашей школы.

г) определите степень озеленения пришкольной территории.

Задание № 2: а) определите, на каком расстоянии от здания школы расположены деревья и

кустарники. Сопоставьте полученные результаты с требованиями к озеленению

школы.

б) определите, на каком расстоянии друг от друга растут на вашем участке деревья.

Задание № 3: а) изучите фильтрационную роль зеленых насаждений пришкольной территории.

Для этого определите видовой состав и количество деревьев.

Задание № 4: а) измерьте уровень шума у зеленой полосы со стороны дороги, а затем за зеленой

полосой со стороны школы

Задание № 5: а) изучите роль зеленых насаждений в увлажнении воздуха для этого определите

площадь газонов вблизи вашей школы. Опишите их состояние и ухоженность.

Задание № 6: (выполняется всеми группами после отчета по своим заданиям)

а) предложите свой проект озеленения пришкольной территории с учетом роли

зеленых насаждений территории школы в улучшении микроклимата микрорайона

б) проект представьте в виде схемы с пояснениями. Защитите свой проект, описав

его положительные стороны.


ЗАНЯТИЕ № 15-16: «Итоговое занятие: защита творческих работ и рефератов».

Семинар (2 ч)

Предлагаемые темы творческих работ и докладов (рефератов):

  1. Интересные растения Тамбовской области, например, семиствольный дуб «7 братьев» из Моршанского района, «дерево любви» (сросшийся дуб и сосна) из Тулиновского лестничества, дуб - патриарх с территории Кардиологического санатория и др.

  2. Музей растений, где запечатлено неповторимое: музей хлеба, картофеля,

красного перца, розы, макаронных изделий, спаржи, запахов,

декоративного печенья… (18 мая Международный день музеев).

  1. Защитные приспособления растений с таковым у животных в сравнении.

  2. Применения знаний об иммунитете у растений при выращивании культурных растений;

  3. Применения знаний об иммунитете у растений при выведении новых сортов культурных растений.

  4. Примеры одновременного влияния нескольких ростовых веществ на процессы, протекающие в организме растений.

  5. Влияние гиббереллинов на проявление пола у растений, цветение и прорастания зерна

  6. Регуляция роста и листопада у растений

  7. Этилен и заживление ран у растений

  8. Этилен как гормон механического стресса

  9. Цитокинины и паразиты растений

  10. Предложить список растений для создания клумбы «Ботанические часы».

  11. Мое любимое дерево (растение).
































Литература


  1. Алексейчик М.М. «Путешествие в мир растений». Минск «Народная асвета» 1968г.

  2. Батлер К. «Хочу все знать». Германия. «Ридерз Дайджест» 2001г.

  3. Большаков А.П. «Биология. Занимательные факты и тесты» С.-Петербург «Паритет» 2000г.

  4. Варосова Н.Н., Шустова А.П. «Физиология растений». Ленинград «Колос» 1969г.

  5. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология». Том 2. Москва «Мир» 1990г.

  6. Гэлстон А., Девис П., Сэттер Р. «Жизнь зеленого растения». Москва «Мир» 1983г.

  7. Денисова Г.А. «Удивительный мир растений». Москва «Просвещение» 1983г.

  8. Дмитриев Ю.Д. «Занимательная биология». Москва «Дрофа» 1996г.

  9. Измайлова С. «Энциклопедия для детей» т. 1, 2. Москва. «Аванта+» 1995г.

  10. Яковлев Г.П. , Аверьянов Л. В. «Ботаника для учителя» в двух частях. Москва «Просвещение» 1996г.

  11. Ярошенко Н. «Все тайны мира». Франция. «Ридерз Дайджест» 2001г.

  12. Ярошенко Н. «Секреты природы». Италия. «Ридерз Дайджест» 1999г.








© 2010-2022