- Преподавателю
- Биология
- Внеклассное мероприятие по биологии День птиц
Внеклассное мероприятие по биологии День птиц
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шевлякова О.Ю. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19 сельского поселения «Поселок Алонка»
Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
«День птиц»
Внеклассное мероприятие в рамках недели естественных наук
Из опыта работы
учителя биологии и химии
Шевляковой О.Ю.
Цель: Развивать интерес к предмету через внеклассную работу по биологии
Задачи: 1) Воспитывать творчески развитую личность через изучение произведений художников, композиторов.
2) Воспитывать гуманное отношение к природе, любовь к природе родного края.
Учитель: Ребята! Сегодня у нас не совсем обычная встреча. Давайте
посмотрим на тему нашего занятия, как вы думаете о ком мы
будем говорить сегодня?
Весна. Пробуждается природа, наполняются живым соком деревья - всюду жизнь.
Давайте послушаем бессмертную музыку Вивальди из серии "Времена года"
(включается видеоклип).
Всюду жизнь! Птичий гомон приветствует возрождение природы. И нам хочется говорить стихами… .
1 Учащийся: Весна идёт, весна идёт,
И тихих тёплых майских дней
Румяный светлый хоровод,
Толпится весело за ней.
2 Учащийся: Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною… .
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
3 Учащийся: На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет звонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны… .
Учитель: Благодаря поэтичному отношению человека к природе, к пернатому миру, было создано множество музыкальных, художественных, поэтических, сказочных произведений, в которых воспеваются птицы. И даже на заре цивилизации о птицах слагали легенды, сказы… Какие вы знаете сказки, легенды про птиц?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Если мы посмотрим на ночное небо, то и среди звезд увидим птиц - они вознеслись благодаря человеку и его поэтичному отношению ко всему живому. (Внимание на звездную карту!)
Есть на небе созвездие Райской птицы, Тукана, Журавля и Павлина. Но мы не видим эти созвездия - они на южном полушарии. А вот на нашем небе парят созвездия Орла и Лебедя. Послушайте, как легенды вознесли этих птиц на небо.
(Демонстрация мультфильма "Прометей")
Ученик: Созвездие Орла связано с мифом о Прометее. Когда в результате борьбы за власть Зевс взошёл на Олимп и стал верховным правителем мира, боги установили, какие почести им должны воздавать смертные. Но люди, наученные Прометеем, стали хитрить, сжигая на алтарях худшие части животных, а лучшие брать себе. За это Зевс лишил людей огня, но Прометей похитил огонь у богов и вернул его людям. Зевс приковал Прометея к скале и ежедневно посылал орла клевать его печень, которая отрастала вновь. Прометей был освобождён Гераклом.
Ученик: Орёл - птица сильная, могучая, с острым клювом и не менее острыми когтями - настоящий хищник. Символ власти и могущества. Именно поэтому Россия, Польша и США поместили орла на свои гербы.
Учитель: Обратите ваше внимание на картину Васнецова "После побоища" Игоря Святославича с половцами. Орлы показывают силу, величие и героизм картины.
Учитель: А вот вдоль Млечного пути летит созвездие Лебедя. Оно большое и очень красивое. Часть его известна под названием Северный крест. А как же лебедь взлетел на небо?
Ученик: Жила в Этолии красавица Леда. Зевс, пленённый её красотой, явился к ней в образе лебедя, когда она купалась в Эвроте. От этого союза родились близнецы Кастор и Поллукс. Древние греки считали, что в образе созвездия Лебедя запечатлен сам громовержец, Зевс. Скрываясь от ревности своей жены Геры, летит он на свидание к красавице Леде.
На фоне музыки "Танец маленьких лебедей"
Ученик: Лебедь - птица очень красивая, с длинной грациозной шеей. Большую часть своей жизни проводит на воде. Встречается несколько видов лебедей, но наиболее распространены Шупун и черный.
(Обращает внимание на созвездие Ворона)
Учитель: Что мы знаем о воронах? Давайте выясним это не совсем обычным способом. Про птиц существует много поговорок, какие вам известны?
(Ответы учащихся).
А сейчас поговорки про ворон.
-- Ворон ворону глаз не выклюет.
-- Смолоду ворона по поднебесью не летала, не полетит и в старость.
-- Метил в ворону, а попал в корову.
-- Пуганная ворона и куста боится.
-- Бешенного сокола и ворона бьёт.
Учитель: Какие биологические особенности вороны отметила народная мудрость?
Ответы: ( Ум, осторожность).
Учитель: Эта умная, осторожная птица издавна считалась на Руси предвестником беды. Накаркал - накликал беду. Поэтому русские художники не раз использовали ворона в своих произведениях, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации.
Демонстрация картины Василия Верещагина «Апофеоз войны».
Учитель: На картине слова художника «Посвящается всем великим завоевателям - прошлым, настоящим, будущим».
Учитель: Много литературных произведений посвящены птицам. Мы поговорим о тех, которые обитают в наших лесах.
Ученик в костюме дятла:
Я - черный дятел! Мой клюв как долото. Под корой деревьев я нахожу себе пищу - усачей, короедов. Поедая их, я приношу большую пользу лесу.
2 учащихся разыгрывают басню Г. Ладонщикова «Сорока и дятел».
Сорока и дятел
(басня)
--Тебе, наверно, делать нечего, сосед?
Сорока дятлу затрещала.
Ты каждый день встаешь чуть свет,
Хоть от твоей работы пользы мало.
Доставши короедного жука,
Ей дятел говорит в ответ:
--Пусть польза от труда невелика,
Но есть.
От болтовни же - только вред!
Г.Ладонщиков
Ученик: А я снегирь. Всю зиму я кормился рябиной и сорняками, кочуя с места на место. А теперь я улетаю дальше на север. Скоро и там будет весна. До будущего снега.
Снегири
Тихо, тихо сидят снегири на снегу
Меж стеблей прошлогодней крапивы.
Я тебе до конца описать не могу,
Как они и бедны, и красивы!
Тихо, тихо клюют на крапиве зерно,
Без кормёжки прожить не шутка!
Пусть крапивье зерно, хоть не сытно оно,
Да хоть что - нибудь будет в желудке.
Тихо, тихо сидят на снегу снегири -
На головках бобровые шапочки,
У самца на груди отраженье зари,
Скромно - серые перья на самочке.
Поскакали вприпрыжку один за другой
По своей подкрапивенской улице;
Небо взмыло над ними высокой дугой,
Снег последней поземкою крутится.
И такая вокруг снегирей тишина,
Так они никого не пугаются,
И так явен ихпоиск скупого зерна,
Что понятно: весна надвигается.
Н.Асеев
Ученик: Я - птичка-синичка. Клюв у меня тоненький, как иголочка. Мне легко вытаскивать насекомых из разных щёлочек.
Синица
Слышу я: звенит синица
Средь желтеющих ветвей.
Здравствуй, маленькая птица,
Вестница осенних дней!
Хоть грозит он нам ненастьем,
Хоть зимы он нам пророк,
Дышит благодатным, светлым счастьем
Твой веселый голосок.
А.Барто
Ученик: Как перестанет кукушка куковать, так и превратится в ястреба - говорят в народе. На самом деле похожи мы, просто улетаем на юг раньше, к концу августа. А подросшие ястребки чаще попадаются. В полете нас даже птицы путают, а что про людей говорить! Мы, кукушки, единственные из птиц едим мохнатых гусениц. И вообще покушать любим, потому и польза от нас большая.
Учащийся: Солнцем залита опушка,
Разгорелся летний день,
А проказница кукушка
Куковать уселась в тень.
Где она - никто не знает,
На каком сидит суку,
В прятки с солнышком играет
И кричит ему: ку -- ку!
Учащийся: Ребята, узнайте, кто я?
« Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки подбирает, по полям ночует, коноплю ворует.» (Воробей)
Воробышки
Воробышки игривые, как детки сиротливые,
Прижались у окна. А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Да больно холодна.
Озябли пташки малые, голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешенным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
Г.Ладонщиков
Учитель: Ребята, мы сегодня много говорили о птицах, все они очень интересны своими повадками. В природе и в жизни человека значение птиц огромно. Я призываю вас, ребята, радуйтесь птицам, никогда не обижайте их!
Ученик: Птицы все - мои друзья.
Их оберегаю я.
Честное даю я слово,
Что нигде и никогда
Им не сделаю плохого
И не трону их гнезда.