Внеклассное мероприятие по биологии День птиц

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 19 сельского поселения «Поселок Алонка»

Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края



«День птиц»

Внеклассное мероприятие в рамках недели естественных наук



Из опыта работы

учителя биологии и химии

Шевляковой О.Ю.




Цель: Развивать интерес к предмету через внеклассную работу по биологии

Задачи: 1) Воспитывать творчески развитую личность через изучение произведений художников, композиторов.

2) Воспитывать гуманное отношение к природе, любовь к природе родного края.

Учитель: Ребята! Сегодня у нас не совсем обычная встреча. Давайте

посмотрим на тему нашего занятия, как вы думаете о ком мы

будем говорить сегодня?


Весна. Пробуждается природа, наполняются живым соком деревья - всюду жизнь.

Давайте послушаем бессмертную музыку Вивальди из серии "Времена года"
(включается видеоклип).

Всюду жизнь! Птичий гомон приветствует возрождение природы. И нам хочется говорить стихами… .

1 Учащийся: Весна идёт, весна идёт,

И тихих тёплых майских дней

Румяный светлый хоровод,
Толпится весело за ней.

2 Учащийся: Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною… .

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

3 Учащийся: На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет звонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны… .


Учитель: Благодаря поэтичному отношению человека к природе, к пернатому миру, было создано множество музыкальных, художественных, поэтических, сказочных произведений, в которых воспеваются птицы. И даже на заре цивилизации о птицах слагали легенды, сказы… Какие вы знаете сказки, легенды про птиц?

(Ответы учащихся.)

Учитель: Если мы посмотрим на ночное небо, то и среди звезд увидим птиц - они вознеслись благодаря человеку и его поэтичному отношению ко всему живому. (Внимание на звездную карту!)

Есть на небе созвездие Райской птицы, Тукана, Журавля и Павлина. Но мы не видим эти созвездия - они на южном полушарии. А вот на нашем небе парят созвездия Орла и Лебедя. Послушайте, как легенды вознесли этих птиц на небо.
(Демонстрация мультфильма "Прометей")

Ученик: Созвездие Орла связано с мифом о Прометее. Когда в результате борьбы за власть Зевс взошёл на Олимп и стал верховным правителем мира, боги установили, какие почести им должны воздавать смертные. Но люди, наученные Прометеем, стали хитрить, сжигая на алтарях худшие части животных, а лучшие брать себе. За это Зевс лишил людей огня, но Прометей похитил огонь у богов и вернул его людям. Зевс приковал Прометея к скале и ежедневно посылал орла клевать его печень, которая отрастала вновь. Прометей был освобождён Гераклом.

Ученик: Орёл - птица сильная, могучая, с острым клювом и не менее острыми когтями - настоящий хищник. Символ власти и могущества. Именно поэтому Россия, Польша и США поместили орла на свои гербы.

Учитель: Обратите ваше внимание на картину Васнецова "После побоища" Игоря Святославича с половцами. Орлы показывают силу, величие и героизм картины.

Учитель: А вот вдоль Млечного пути летит созвездие Лебедя. Оно большое и очень красивое. Часть его известна под названием Северный крест. А как же лебедь взлетел на небо?

Ученик: Жила в Этолии красавица Леда. Зевс, пленённый её красотой, явился к ней в образе лебедя, когда она купалась в Эвроте. От этого союза родились близнецы Кастор и Поллукс. Древние греки считали, что в образе созвездия Лебедя запечатлен сам громовержец, Зевс. Скрываясь от ревности своей жены Геры, летит он на свидание к красавице Леде.

На фоне музыки "Танец маленьких лебедей"

Ученик: Лебедь - птица очень красивая, с длинной грациозной шеей. Большую часть своей жизни проводит на воде. Встречается несколько видов лебедей, но наиболее распространены Шупун и черный.

(Обращает внимание на созвездие Ворона)

Учитель: Что мы знаем о воронах? Давайте выясним это не совсем обычным способом. Про птиц существует много поговорок, какие вам известны?

(Ответы учащихся).

А сейчас поговорки про ворон.

-- Ворон ворону глаз не выклюет.

-- Смолоду ворона по поднебесью не летала, не полетит и в старость.

-- Метил в ворону, а попал в корову.

-- Пуганная ворона и куста боится.

-- Бешенного сокола и ворона бьёт.

Учитель: Какие биологические особенности вороны отметила народная мудрость?

Ответы: ( Ум, осторожность).

Учитель: Эта умная, осторожная птица издавна считалась на Руси предвестником беды. Накаркал - накликал беду. Поэтому русские художники не раз использовали ворона в своих произведениях, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации.

Демонстрация картины Василия Верещагина «Апофеоз войны».

Учитель: На картине слова художника «Посвящается всем великим завоевателям - прошлым, настоящим, будущим».

Учитель: Много литературных произведений посвящены птицам. Мы поговорим о тех, которые обитают в наших лесах.

Ученик в костюме дятла:

Я - черный дятел! Мой клюв как долото. Под корой деревьев я нахожу себе пищу - усачей, короедов. Поедая их, я приношу большую пользу лесу.

2 учащихся разыгрывают басню Г. Ладонщикова «Сорока и дятел».

Сорока и дятел

(басня)

--Тебе, наверно, делать нечего, сосед?

Сорока дятлу затрещала.

Ты каждый день встаешь чуть свет,

Хоть от твоей работы пользы мало.

Доставши короедного жука,

Ей дятел говорит в ответ:

--Пусть польза от труда невелика,

Но есть.

От болтовни же - только вред!

Г.Ладонщиков

Ученик: А я снегирь. Всю зиму я кормился рябиной и сорняками, кочуя с места на место. А теперь я улетаю дальше на север. Скоро и там будет весна. До будущего снега.

Снегири

Тихо, тихо сидят снегири на снегу

Меж стеблей прошлогодней крапивы.

Я тебе до конца описать не могу,

Как они и бедны, и красивы!

Тихо, тихо клюют на крапиве зерно,

Без кормёжки прожить не шутка!

Пусть крапивье зерно, хоть не сытно оно,

Да хоть что - нибудь будет в желудке.

Тихо, тихо сидят на снегу снегири -

На головках бобровые шапочки,

У самца на груди отраженье зари,

Скромно - серые перья на самочке.

Поскакали вприпрыжку один за другой

По своей подкрапивенской улице;

Небо взмыло над ними высокой дугой,

Снег последней поземкою крутится.

И такая вокруг снегирей тишина,

Так они никого не пугаются,

И так явен ихпоиск скупого зерна,

Что понятно: весна надвигается.

Н.Асеев

Ученик: Я - птичка-синичка. Клюв у меня тоненький, как иголочка. Мне легко вытаскивать насекомых из разных щёлочек.

Синица

Слышу я: звенит синица

Средь желтеющих ветвей.

Здравствуй, маленькая птица,

Вестница осенних дней!

Хоть грозит он нам ненастьем,

Хоть зимы он нам пророк,

Дышит благодатным, светлым счастьем

Твой веселый голосок.

А.Барто

Ученик: Как перестанет кукушка куковать, так и превратится в ястреба - говорят в народе. На самом деле похожи мы, просто улетаем на юг раньше, к концу августа. А подросшие ястребки чаще попадаются. В полете нас даже птицы путают, а что про людей говорить! Мы, кукушки, единственные из птиц едим мохнатых гусениц. И вообще покушать любим, потому и польза от нас большая.

Учащийся: Солнцем залита опушка,

Разгорелся летний день,

А проказница кукушка

Куковать уселась в тень.

Где она - никто не знает,

На каком сидит суку,

В прятки с солнышком играет

И кричит ему: ку -- ку!

Учащийся: Ребята, узнайте, кто я?

« Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки подбирает, по полям ночует, коноплю ворует.» (Воробей)

Воробышки

Воробышки игривые, как детки сиротливые,

Прижались у окна. А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Да больно холодна.

Озябли пташки малые, голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешенным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

Г.Ладонщиков

Учитель: Ребята, мы сегодня много говорили о птицах, все они очень интересны своими повадками. В природе и в жизни человека значение птиц огромно. Я призываю вас, ребята, радуйтесь птицам, никогда не обижайте их!

Ученик: Птицы все - мои друзья.

Их оберегаю я.

Честное даю я слово,

Что нигде и никогда

Им не сделаю плохого

И не трону их гнезда.

© 2010-2022