• Преподавателю
  • Биология
  • Технологическая карта урока Особенности строения и жизнедеятельности земноводных в двух средах обитания

Технологическая карта урока Особенности строения и жизнедеятельности земноводных в двух средах обитания

Тема  Особенности строения и жизнедеятельности земноводных в двух средах обитания Цель  -Формирование знаний об особенностях стро­ения и жизнедеятельности земноводных,  связанных с выходом животных на сушу и размножением в воде. - Организация  самостоятельной деятельности по изучению строения земноводных.  -Формирование умений работать с различными источниками информации. -Формирование  познавательной активности, эстетического отношения к живым объектам Задачи Образовательные: -Формировать  знания о представителях класса земноводных, особенностях их внешнего строения, связанных с двойной средой обитания; Развивающие:     - Развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение рассуждать, анализировать, сравнивать,  делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы.      -  Учить решать логические задачи,  умение высказывать собственное мнение и его обосновывать. Воспитательные:     - Способствовать экологиче... УУД ЛичностныеУУД: -Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. -Участие в коллективном обсуждении проблем -Формирование  экологического сознания.  -Умение вести диалог  Регулятивные УУД: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Планирование  путей достижения цели, составление  алгоритма действий  Коммуникативные УУД: -Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -Готовность работать в коллективе -Задавать во... Планируемые результаты Предметные: Знать Особенности строения и жизнедеятельности земноводных в двух средах обитания Уметь объяснять взаимосвязь строения животных с водной и наземно-воздушной средой обитания. Личностные: Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках  анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; Метапредметные: Реализация знаний о значения земноводных в природе и необходимости бережн... Основные понятия Амфибии, земноводные, лёгочное дыхание, кожное дыхание, мигательная перепонка ,плавательные перепонки ,слизь, липкий язык, слюнные железы, , головастик,  метаморфоз Межпредметные связи  Экология ,бионика, география ,анатомия, физиология. Ресурсы:  основные  дополнительные Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина “Биология. Многообразие живых организмов 7 класс”. — М,: Дрофа 2008.,  муляжи лягушки, образцы скелетов лягушки,  Презентация к уроку.  Таблицы для заполнения учащимися, задания  для самостоятельной работы с учебником,  Карточки с  логическими задачами, карточки с дополнительным материалом компьютеры, экран, медиапроектор. презентация “Строение земноводных”; презентация Формы урока фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая Технология  Технология проблемного обучения, развитие критического мышления
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Ф.И.О. Стрижнева Нина Васильевна
Предмет: биология
Класс:7
Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Тема

Особенности строения и жизнедеятельности земноводных в двух средах обитания

Цель

-Формирование знаний об особенностях строения и жизнедеятельности земноводных, связанных с выходом животных на сушу и размножением в воде.

- Организация самостоятельной деятельности по изучению строения земноводных.

-Формирование умений работать с различными источниками информации. -Формирование познавательной активности, эстетического отношения к живым объектам

Задачи

Образовательные:

-Формировать знания о представителях класса земноводных, особенностях их внешнего строения, связанных с двойной средой обитания;

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы.

- Учить решать логические задачи, умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные:

- Способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним.

УУД

ЛичностныеУУД:

-Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

-Участие в коллективном обсуждении проблем

-Формирование экологического сознания.

-Умение вести диалог

Регулятивные УУД:

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Планирование путей достижения цели, составление алгоритма действий

Коммуникативные УУД:

-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

-Готовность работать в коллективе

-Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

-Владение монологической и диалогической формами речи при выступлении

-Познавательные УУД:

-Способность выбирать целевые и смысловые установки

-Аргументировать проблему, её актуальность;

-Поиск и выделение необходимой информации

-Осуществлении выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать

  • Особенности строения и жизнедеятельности земноводных в двух средах обитания

  • Уметь объяснять взаимосвязь строения животных с водной и наземно-воздушной средой обитания.

Личностные:

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Метапредметные:

Реализация знаний о значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним;

-Воспитание коммуникативных качеств, умения работать в группе,

Основные понятия

Амфибии, земноводные, лёгочное дыхание, кожное дыхание, мигательная перепонка ,плавательные перепонки ,слизь, липкий язык, слюнные железы, , головастик, метаморфоз

Межпредметные связи

Экология ,бионика, география ,анатомия, физиология.

Ресурсы:

  • основные

  • дополнительные

Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина "Биология. Многообразие живых организмов 7 класс". - М,: Дрофа 2008.,

муляжи лягушки, образцы скелетов лягушки,

Презентация к уроку.

Таблицы для заполнения учащимися, задания для самостоятельной работы с учебником,

Карточки с логическими задачами, карточки с дополнительным материалом

компьютеры, экран, медиапроектор. презентация "Строение земноводных"; презентация

Формы урока

фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая

Технология

Технология проблемного обучения, развитие критического мышления

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент
Время: 1-2 мин
1. этап:

Включение в деловой ритм, настрой на урок.




2 этап

Время: 5 мин

Актуализация знаний. Выдвижение гипотез


Проверяют готовность рабочего места.













Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигают гипотезы по решению проблемы

Приветствует учеников, создает доброжелательную атмосферу в классе.





Ставит проблему



Проверить готовность к уроку



















Объектом нашего исследования будет животное, внешний облик и образ жизни которого, позволил людям изобрести эти 3 необходимые в обиходе вещи: (ласты, фары, камуфляжная форма).

О каком животном идет речь?

Слайд презентации (изображение лягушки)







Установление взаимосвязи между особенностями строения лягушки и изобретениями человека

Познавательные УУД.

Способность выбирать целевые и смысловые установки
Коммуникативные УУД.

Положительный эмоциональный настрой на урок
Регулятивные УУД

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;


Познавательные УУД.

Осуществление самостоятельного выбора основания и критерии для указанных логических операций;

Коммуникативные УУД

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению определение цели

Изучение нового материала
Время: 5 мин
1. этап:

Определение и формулировка темы и задач урока,выдвижение гипотезы.


























2 этап

Время:8 мин

Самостоятельная (исследовательская)работа в группах по изучению приспособленности земноводных к жизни в 2х средах обитания.










3 этап

Время: 8 мин

Проверка результата самостоятельной учебной деятельности, достижения цели.




















Отвечают на вопросы учителя:

Записывают тему урока

Объясняют состав слова

земноводные


Охарактеризовывают водную и воздушную среды


Выдвигают гипотезы об особенностях строения земноводных

Читают текст слайда


Самостоятельно работают в группах по карточкам








Выступление одного участника группы, остальные записывают соответствующие выводы в сводную таблицу.

Заполняют итоговую таблицу


Выявление уровня знаний биологических понятий.





Задаёт наводящие вопросы по характеристике сред обитания


Заслушивает ответы Корректирует ответы учащихся:




Знакомит с правилами работы в группе.




Предлагает участникам каждой группы рассказать о ходе своей работы и озвучить выводы

Обращает внимание учеников на слайд с правильными ответ Помогает сформулировать вывод.

Где можно встретить лягушку?

Слайд презентации№2

К какому классу можно отнести животных, обитающих на земле и в воде?

Каким будет название нашего урока?

Запишите тему урока:

Земноводные. Среда обитания и внешнее строение.

Прочитайте определение понятия «Земноводные» В этом предложении есть слова с противоположным значением, определите, какие это слова.

Давайте познакомимся с данными таблицы и сравним показатели воды и суши.

(показ таблицы на слайде)

Приложение 1

Ребята, как вы считаете, какие задачи, связанные с особенностями строения, должны были решать земноводные при выходе на сушу?

Молодцы, а теперь обратите внимание на слайд.

Все ли задачи мы перечислили?

Таким образом, мы сформулировали гипотезу: У земноводных должны были возникнуть особые приспособления для жизни в новой среде.

Работа со слайдами презентации:

С помощью чего дышать? Кислородом воздуха?

Проблема высыхания кожи.

Изменение характера передвижения. Как передвигаться по суше?

Размножение на суше? Как оплодотворяться? Необходимы способы защиты отложенных яиц от высыхания.

Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.

Перенесение неблагоприятных факторов среды.






Сейчас мы проведём исследовательскую работу по выявлению приспособлений у земноводных


Ребята, на ваших столах лежат учебники и карточки с заданиями, в которые вы будете вписывать результаты своей работы. Результатом исследования будет таблица, которую мы должны заполнить, исходя из выводов, которые вы сформулируете сами.

Класс делится на 5 групп, каждой группе даётся задание по исследованию приспособлений


( карточки с заданиями в приложении 2)






А сейчас ребята, один участник исследования от каждой группы, познакомит нас с ходом исследования и его результатом, остальные должны внимательно выслушать выступающего и записать соответствующие выводы в сводную таблицу.

(таблица в приложении 3)

Сравнивают заполнение таблицы со слайдом презентации

Формулировка вывода:

Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше!





Определение особенностей водной и воздушной среды обитания и приспособление к ним земноводных










Уметь объяснять взаимосвязь строения животных с водной и наземно-воздушной средой обитания.















.


Познавательные УУД.

Аргументировать проблему, её актуальность

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД

Планировать пути достижения целей;







Познавательные УУД.

Поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные УУД

Умение работать в группе

Регулятивные УУД

Умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные УУД.

Умение структурировать знания

Коммуникативные УУД

Владение монологической и диалогической формами речи при выступлении

Регулятивные УУД

Планирование путей достижения цели.

Закрепление нового материала
Время: 5 мин
Этапы:

1.Деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации.







Решают логические задачи

Предлагает логические задачи

На слайде презентации даны логические задачи:

  1. Немецкая пословица гласит: «Посади лягушку хоть на золотой стул, всё равно опять в лужу прыгнет». Каков биологический смысл задачи?

  2. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки? Почему?

  3. Лягушка опущенная в кувшин с молоком, предохраняет молоко от скисания. Как можно объяснить этот факе?

  4. Почему говорят, что у лягушки язык «шиворот навыворот»?

  5. Где установлены памятники лягушкам и почему?

Способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним.

Познавательные УУД.

Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях

Коммуникативные УУД

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Контроль
Время: 3 мин


Этап:

Заполнение таблицы самооценивания.

Заполняют

таблицу самооценивания.

Предлагает заполнить таблицу самооценивания.

Таблица самооценивания.

Шкала оценивания.

«+», участвовал в работе - 1 балл,

«0», не участвовал в работе - 0 баллов,

«-», мешал работе - минус 1 балл.

Таблица в приложении 4

Уметь оценивать сой знания

Познавательные УУД.

Коммуникативные УУД

Оценка действий партнёра

Регулятивные УУД

Заполнение таблицы самооценивания. Формирование

адекватной позитивной самооценки

Рефлексия
Время: 3 мин
Этап:

Заполнение ПОПС- формулы:

Заканчивают предложения

ПОПС- формулы

Предлагает написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС- формулы:

Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС- формулы:

П-позиция(Я считаю, что Земноводные

О-объяснение-обоснование(Потому что ….

П-пример.Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере...»

С-следствие. Четвёртое предложение ( следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...»

.

оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников;

Познавательные УУД.

Построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД

Саморегуляция

эмоционального состояния

Регулятивные УУД

Осознание качества и уровня усвоения.

Домашнее задание

Время: 3-4 мин

Записывают варианты домашнего задания

Инструктирует выполнение

Домашнего задания

Разноуровневое домашнее задание:



  1. Нарисовать плакат «В защиту незаслуженно гонимых животных»

  2. Приготовить сообщение о земноводных, живущих в нашей местности,

  3. Задание из рабочей тетради стр 108 №144

Реализация знаний о значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним

Коммуникативные УУД

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Регулятивные УУД

Составление алгоритма действий по составлению

задания.

Познавательные УУД.

Готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых к составлению заданий







Приложение 1.

Таблица сравнения показателей воды и суши.

Показатели среды.

Вода.

Суша.

Доступность кислорода.

Количество растворенного в воде кислорода относительно невелико.

Количество кислорода постоянное, а доступность неограниченна.

Испарение воды с поверхности тела.

Испарения нет, избыток влаги.

Существенное испарение, особенно при низкой температуре.

Температурный режим.

Температура практически не изменяется.

Температура изменяется в течении суток и по сезонам года.

Прозрачность среды

( видимость).

Небольшая.

Большая.

Вес тела в воде.

Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой.

Вес тела в полной мере определяется силой тяжести.

Приложение 2

Карточки с заданиями для каждой группы:

Карточка №1.

Рассмотрите внешний вид лягушки.(муляж) Прочитайте текст ( стр.189-192, внешнее строение лягушки), ответьте на вопросы, подготовьте выступление.

1). На какие отделы можно поделить тело животного?

2). Проследите за тем, как передвигается лягушка в воде.

3). Почему задние ноги лягушки больше передних? Как передвигается лягушка на суше? Найдите плавательные перепонки между пальцами ног, какова их роль?

4). Приспособлением, к какой среде обитания является наличие массивных задних ног? Приспособлением, к какой среде обитания, является наличие плавательных перепонок между пальцами ног?

Внесите свой ответ в таблицу: (впишите особенности строения, которые вы выявили).

Приспособление к водной среде обитания.

Приспособление к наземной среде обитания.

Наличие плавательных перепонок.

Наличие массивных задних ног.

Карточка №2.

Изучите внешнее строение лягушки.(муляж) Найдите голову, туловище, конечности. Прочитайте текст учебника ( 194-195, места обитания, внешнее строение).

1) Широкое и короткое тело лягушки лишено хвоста. Голова плавно переходит в туловище. Приспособлением, к какой среде обитания, является обтекаемая форма тела животного?

2). Рассмотрите голову лягушки, найдите рот. Какой у нее язык? Как питается лягушка?

3). Можно ли проглотить сухую еду? У лягушки в отличие от рыб есть слюнные железы, выделяющие слюну. Какова их роль в процессе питания? Приспособлением, к какой среде обитания, является наличие длинного липкого языка и слюны в ротовой полости лягушки?

Выясните, какие особенности строения помогли лягушке приспособиться к водной и наземной среде обитания. Занесите ответ в таблицу: ( впишите признаки, особенности строения, которые вы выявили).

Приспособления к водной среде обитания.

Приспособления к наземной среде обитания.

Обтекаемая форма тела.

Длинный липкий язык, слюнные железы.

Карточка №3.

Прочитайте текст учебника ( стр. 189-190, ). Изучите кожу лягушки.

1). Чем покрыта кожа лягушки? Как изменился внешний вид кожи лягушки в связи с выходом на сушу?

2). Какие органы на теле лягушки выделяют слизь? Вспомните, какую роль играет слизь на теле рыб в воде? Какую роль играет слизь на теле лягушки? Почему лягушка обитает в местах повышенной влажности?

3). Докажите, что слизь на коже - это признак водного животного. Какие органы лягушки принимают участие в дыхании на суше? Приспособлением, к какой среде обитания они являются?

Выясните, какие органы лягушки указывают на приспособление к водной и наземной среде обитания. Занесите ответ в таблицу:

Приспособления к водной среде обитания.

Приспособления к наземной среде обитания.

Голая кожа, покрытая слизью.

Кожное дыхание, легкие.

Карточка №4.

Прочитайте текст ( стр.192-194, ). Изучите органы чувств лягушки.

1). Найдите глаза. Какие они? Какую функцию выполняют веки и слезные железы?

2). Ухо земноводных состоит из 2 отделов: внутреннего и среднего. В среднем ухе находится барабанная перепонка. Роль барабанной перепонки заключается в передаче вибрации воздуха, звука. Какова роль усложнения в строении уха, в связи с выходом на сушу?

3). Почему глаза и ноздри лягушки находятся на возвышении? Приспособлением, к какой среде обитания относится данный признак?

( §36.стр. 175,раздел: места обитания). Приспособлением, к какой среде обитания является появление барабанной перепонки, подвижного века и слезных желез?

Определите признаки водного и наземного существования животного. Занесите ответ в таблицу: ( впишите названия органов).

Приспособления к водной среде обитания.

Приспособления к наземной среде обитания.

Глаза и ноздри на возвышении.

Слезные железы, подвижные веки, среднее ухо и барабанная перепонка.

Карточка №5.

Прочитайте текст учебника ( стр. 195 -197, общая характеристика земноводных). Изучите внешний вид лягушки.

1).Рассмотрите рисунок с изображением рыбы, головастика и взрослого земноводного. Кем является головастик? Черты строения, какого животного он сохранил? В чем это проявляется? О чем это может свидетельствовать?

2). Прочитайте дополнительную информацию о способах развития животных (карточка), какой тип развития характерен для земноводных? Почему?

3). Выясните, какая особенность земноводных, касающаяся размножения является приспособлением к водному существованию? Ответ внесите в соответствующую колонку таблицы.

Занесите ответ в таблицу: (впишите признак, приспособления к водной среде обитания).

Приспособление к водной среде обитания.

Приспособление к наземной среде обитания.

Развитие личинок происходит в воде.


Приложение 3

Сводная таблица

Приспособления к водной среде обитания.

Приспособления к наземной среде обитания.

Наличие плавательных перепонок.

Наличие массивных задних ног.

Обтекаемая форма тела.

Длинный липкий язык, слюнные железы.

Голая кожа, покрытая слизью.

Кожное дыхание, легкие.

Глаза и ноздри на возвышении.

Слезные железы, подвижные веки, барабанные перепонки, среднее ухо.

Развитие личинок происходит в воде.

Приложение 4

Таблица самооценивания

Фамилия, имя

Критерии

Участвовал в общем обсуждении (предлагал идеи, критиковал высказывания).

Формулировал ответы, выводы.

Выступал от группы.

Задавал вопросы (в группе, классу, учителю).

Оформлял (запись, рисунок, график)









© 2010-2022