- Преподавателю
- Биология
- Технологическая карта урока Особенности строения и жизнедеятельности земноводных в двух средах обитания
Технологическая карта урока Особенности строения и жизнедеятельности земноводных в двух средах обитания
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Стрижнева Н.В. |
Дата | 08.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Стрижнева Нина Васильевна
Предмет: биология
Класс:7
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Тема
Особенности строения и жизнедеятельности земноводных в двух средах обитания
Цель
-Формирование знаний об особенностях строения и жизнедеятельности земноводных, связанных с выходом животных на сушу и размножением в воде.
- Организация самостоятельной деятельности по изучению строения земноводных.
-Формирование умений работать с различными источниками информации. -Формирование познавательной активности, эстетического отношения к живым объектам
Задачи
Образовательные:
-Формировать знания о представителях класса земноводных, особенностях их внешнего строения, связанных с двойной средой обитания;
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы.
- Учить решать логические задачи, умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.
Воспитательные:
- Способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним.
УУД
ЛичностныеУУД:
-Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
-Участие в коллективном обсуждении проблем
-Формирование экологического сознания.
-Умение вести диалог
Регулятивные УУД:
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Планирование путей достижения цели, составление алгоритма действий
Коммуникативные УУД:
-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
-Готовность работать в коллективе
-Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
-Владение монологической и диалогической формами речи при выступлении
-Познавательные УУД:
-Способность выбирать целевые и смысловые установки
-Аргументировать проблему, её актуальность;
-Поиск и выделение необходимой информации
-Осуществлении выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Планируемые результаты
Предметные:
-
Знать
-
Особенности строения и жизнедеятельности земноводных в двух средах обитания
-
Уметь объяснять взаимосвязь строения животных с водной и наземно-воздушной средой обитания.
Личностные:
Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Метапредметные:
Реализация знаний о значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним;
-Воспитание коммуникативных качеств, умения работать в группе,
Основные понятия
Амфибии, земноводные, лёгочное дыхание, кожное дыхание, мигательная перепонка ,плавательные перепонки ,слизь, липкий язык, слюнные железы, , головастик, метаморфоз
Межпредметные связи
Экология ,бионика, география ,анатомия, физиология.
Ресурсы:
-
основные
-
дополнительные
Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина "Биология. Многообразие живых организмов 7 класс". - М,: Дрофа 2008.,
муляжи лягушки, образцы скелетов лягушки,
Презентация к уроку.
Таблицы для заполнения учащимися, задания для самостоятельной работы с учебником,
Карточки с логическими задачами, карточки с дополнительным материалом
компьютеры, экран, медиапроектор. презентация "Строение земноводных"; презентация
Формы урока
фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая
Технология
Технология проблемного обучения, развитие критического мышления
Дидактическая
структура
урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Организационный момент
Время: 1-2 мин
1. этап:
Включение в деловой ритм, настрой на урок.
2 этап
Время: 5 мин
Актуализация знаний. Выдвижение гипотез
Проверяют готовность рабочего места.
Отвечают на вопросы учителя.
Выдвигают гипотезы по решению проблемы
Приветствует учеников, создает доброжелательную атмосферу в классе.
Ставит проблему
Проверить готовность к уроку
Объектом нашего исследования будет животное, внешний облик и образ жизни которого, позволил людям изобрести эти 3 необходимые в обиходе вещи: (ласты, фары, камуфляжная форма).
О каком животном идет речь?
Слайд презентации (изображение лягушки)
Установление взаимосвязи между особенностями строения лягушки и изобретениями человека
Познавательные УУД.
Способность выбирать целевые и смысловые установки
Коммуникативные УУД.
Положительный эмоциональный настрой на урок
Регулятивные УУД
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Познавательные УУД.
Осуществление самостоятельного выбора основания и критерии для указанных логических операций;
Коммуникативные УУД
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные УУД
Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению определение цели
Изучение нового материала
Время: 5 мин
1. этап:
Определение и формулировка темы и задач урока,выдвижение гипотезы.
2 этап
Время:8 мин
Самостоятельная (исследовательская)работа в группах по изучению приспособленности земноводных к жизни в 2х средах обитания.
3 этап
Время: 8 мин
Проверка результата самостоятельной учебной деятельности, достижения цели.
Отвечают на вопросы учителя:
Записывают тему урока
Объясняют состав слова
земноводные
Охарактеризовывают водную и воздушную среды
Выдвигают гипотезы об особенностях строения земноводных
Читают текст слайда
Самостоятельно работают в группах по карточкам
Выступление одного участника группы, остальные записывают соответствующие выводы в сводную таблицу.
Заполняют итоговую таблицу
Выявление уровня знаний биологических понятий.
Задаёт наводящие вопросы по характеристике сред обитания
Заслушивает ответы Корректирует ответы учащихся:
Знакомит с правилами работы в группе.
Предлагает участникам каждой группы рассказать о ходе своей работы и озвучить выводы
Обращает внимание учеников на слайд с правильными ответ Помогает сформулировать вывод.
Где можно встретить лягушку?
Слайд презентации№2
К какому классу можно отнести животных, обитающих на земле и в воде?
Каким будет название нашего урока?
Запишите тему урока:
Земноводные. Среда обитания и внешнее строение.
Прочитайте определение понятия «Земноводные» В этом предложении есть слова с противоположным значением, определите, какие это слова.
Давайте познакомимся с данными таблицы и сравним показатели воды и суши.
(показ таблицы на слайде)
Приложение 1
Ребята, как вы считаете, какие задачи, связанные с особенностями строения, должны были решать земноводные при выходе на сушу?
Молодцы, а теперь обратите внимание на слайд.
Все ли задачи мы перечислили?
Таким образом, мы сформулировали гипотезу: У земноводных должны были возникнуть особые приспособления для жизни в новой среде.
Работа со слайдами презентации:
С помощью чего дышать? Кислородом воздуха?
Проблема высыхания кожи.
Изменение характера передвижения. Как передвигаться по суше?
Размножение на суше? Как оплодотворяться? Необходимы способы защиты отложенных яиц от высыхания.
Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.
Перенесение неблагоприятных факторов среды.
Сейчас мы проведём исследовательскую работу по выявлению приспособлений у земноводных
Ребята, на ваших столах лежат учебники и карточки с заданиями, в которые вы будете вписывать результаты своей работы. Результатом исследования будет таблица, которую мы должны заполнить, исходя из выводов, которые вы сформулируете сами.
Класс делится на 5 групп, каждой группе даётся задание по исследованию приспособлений
( карточки с заданиями в приложении 2)
А сейчас ребята, один участник исследования от каждой группы, познакомит нас с ходом исследования и его результатом, остальные должны внимательно выслушать выступающего и записать соответствующие выводы в сводную таблицу.
(таблица в приложении 3)
Сравнивают заполнение таблицы со слайдом презентации
Формулировка вывода:
Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше!
Определение особенностей водной и воздушной среды обитания и приспособление к ним земноводных
Уметь объяснять взаимосвязь строения животных с водной и наземно-воздушной средой обитания.
.
Познавательные УУД.
Аргументировать проблему, её актуальность
Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные УУД
Планировать пути достижения целей;
Познавательные УУД.
Поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные УУД
Умение работать в группе
Регулятивные УУД
Умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные УУД.
Умение структурировать знания
Коммуникативные УУД
Владение монологической и диалогической формами речи при выступлении
Регулятивные УУД
Планирование путей достижения цели.
Закрепление нового материала
Время: 5 мин
Этапы:
1.Деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации.
Решают логические задачи
Предлагает логические задачи
На слайде презентации даны логические задачи:
-
Немецкая пословица гласит: «Посади лягушку хоть на золотой стул, всё равно опять в лужу прыгнет». Каков биологический смысл задачи?
-
Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки? Почему?
-
Лягушка опущенная в кувшин с молоком, предохраняет молоко от скисания. Как можно объяснить этот факе?
-
Почему говорят, что у лягушки язык «шиворот навыворот»?
-
Где установлены памятники лягушкам и почему?
Способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним.
Познавательные УУД.
Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях
Коммуникативные УУД
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные УУД
Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Контроль
Время: 3 мин
Этап:
Заполнение таблицы самооценивания.
Заполняют
таблицу самооценивания.
Предлагает заполнить таблицу самооценивания.
Таблица самооценивания.
Шкала оценивания.
«+», участвовал в работе - 1 балл,
«0», не участвовал в работе - 0 баллов,
«-», мешал работе - минус 1 балл.
Таблица в приложении 4
Уметь оценивать сой знания
Познавательные УУД.
Коммуникативные УУД
Оценка действий партнёра
Регулятивные УУД
Заполнение таблицы самооценивания. Формирование
адекватной позитивной самооценки
Рефлексия
Время: 3 мин
Этап:
Заполнение ПОПС- формулы:
Заканчивают предложения
ПОПС- формулы
Предлагает написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС- формулы:
Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС- формулы:
П-позиция(Я считаю, что Земноводные …
О-объяснение-обоснование(Потому что ….
П-пример.Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере...»
С-следствие. Четвёртое предложение ( следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...»
.
оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников;
Познавательные УУД.
Построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД
Саморегуляция
эмоционального состояния
Регулятивные УУД
Осознание качества и уровня усвоения.
Домашнее задание
Время: 3-4 мин
Записывают варианты домашнего задания
Инструктирует выполнение
Домашнего задания
Разноуровневое домашнее задание:
-
Нарисовать плакат «В защиту незаслуженно гонимых животных»
-
Приготовить сообщение о земноводных, живущих в нашей местности,
-
Задание из рабочей тетради стр 108 №144
Реализация знаний о значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним
Коммуникативные УУД
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
Регулятивные УУД
Составление алгоритма действий по составлению
задания.
Познавательные УУД.
Готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых к составлению заданий
Приложение 1.
Таблица сравнения показателей воды и суши.
Показатели среды.
Вода.
Суша.
Доступность кислорода.
Количество растворенного в воде кислорода относительно невелико.
Количество кислорода постоянное, а доступность неограниченна.
Испарение воды с поверхности тела.
Испарения нет, избыток влаги.
Существенное испарение, особенно при низкой температуре.
Температурный режим.
Температура практически не изменяется.
Температура изменяется в течении суток и по сезонам года.
Прозрачность среды
( видимость).
Небольшая.
Большая.
Вес тела в воде.
Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой.
Вес тела в полной мере определяется силой тяжести.
Приложение 2
Карточки с заданиями для каждой группы:
Карточка №1.
Рассмотрите внешний вид лягушки.(муляж) Прочитайте текст ( стр.189-192, внешнее строение лягушки), ответьте на вопросы, подготовьте выступление.
1). На какие отделы можно поделить тело животного?
2). Проследите за тем, как передвигается лягушка в воде.
3). Почему задние ноги лягушки больше передних? Как передвигается лягушка на суше? Найдите плавательные перепонки между пальцами ног, какова их роль?
4). Приспособлением, к какой среде обитания является наличие массивных задних ног? Приспособлением, к какой среде обитания, является наличие плавательных перепонок между пальцами ног?
Внесите свой ответ в таблицу: (впишите особенности строения, которые вы выявили).
Приспособление к водной среде обитания.
Приспособление к наземной среде обитания.
Наличие плавательных перепонок.
Наличие массивных задних ног.
Карточка №2.
Изучите внешнее строение лягушки.(муляж) Найдите голову, туловище, конечности. Прочитайте текст учебника ( 194-195, места обитания, внешнее строение).
1) Широкое и короткое тело лягушки лишено хвоста. Голова плавно переходит в туловище. Приспособлением, к какой среде обитания, является обтекаемая форма тела животного?
2). Рассмотрите голову лягушки, найдите рот. Какой у нее язык? Как питается лягушка?
3). Можно ли проглотить сухую еду? У лягушки в отличие от рыб есть слюнные железы, выделяющие слюну. Какова их роль в процессе питания? Приспособлением, к какой среде обитания, является наличие длинного липкого языка и слюны в ротовой полости лягушки?
Выясните, какие особенности строения помогли лягушке приспособиться к водной и наземной среде обитания. Занесите ответ в таблицу: ( впишите признаки, особенности строения, которые вы выявили).
Приспособления к водной среде обитания.
Приспособления к наземной среде обитания.
Обтекаемая форма тела.
Длинный липкий язык, слюнные железы.
Карточка №3.
Прочитайте текст учебника ( стр. 189-190, ). Изучите кожу лягушки.
1). Чем покрыта кожа лягушки? Как изменился внешний вид кожи лягушки в связи с выходом на сушу?
2). Какие органы на теле лягушки выделяют слизь? Вспомните, какую роль играет слизь на теле рыб в воде? Какую роль играет слизь на теле лягушки? Почему лягушка обитает в местах повышенной влажности?
3). Докажите, что слизь на коже - это признак водного животного. Какие органы лягушки принимают участие в дыхании на суше? Приспособлением, к какой среде обитания они являются?
Выясните, какие органы лягушки указывают на приспособление к водной и наземной среде обитания. Занесите ответ в таблицу:
Приспособления к водной среде обитания.
Приспособления к наземной среде обитания.
Голая кожа, покрытая слизью.
Кожное дыхание, легкие.
Карточка №4.
Прочитайте текст ( стр.192-194, ). Изучите органы чувств лягушки.
1). Найдите глаза. Какие они? Какую функцию выполняют веки и слезные железы?
2). Ухо земноводных состоит из 2 отделов: внутреннего и среднего. В среднем ухе находится барабанная перепонка. Роль барабанной перепонки заключается в передаче вибрации воздуха, звука. Какова роль усложнения в строении уха, в связи с выходом на сушу?
3). Почему глаза и ноздри лягушки находятся на возвышении? Приспособлением, к какой среде обитания относится данный признак?
( §36.стр. 175,раздел: места обитания). Приспособлением, к какой среде обитания является появление барабанной перепонки, подвижного века и слезных желез?
Определите признаки водного и наземного существования животного. Занесите ответ в таблицу: ( впишите названия органов).
Приспособления к водной среде обитания.
Приспособления к наземной среде обитания.
Глаза и ноздри на возвышении.
Слезные железы, подвижные веки, среднее ухо и барабанная перепонка.
Карточка №5.
Прочитайте текст учебника ( стр. 195 -197, общая характеристика земноводных). Изучите внешний вид лягушки.
1).Рассмотрите рисунок с изображением рыбы, головастика и взрослого земноводного. Кем является головастик? Черты строения, какого животного он сохранил? В чем это проявляется? О чем это может свидетельствовать?
2). Прочитайте дополнительную информацию о способах развития животных (карточка), какой тип развития характерен для земноводных? Почему?
3). Выясните, какая особенность земноводных, касающаяся размножения является приспособлением к водному существованию? Ответ внесите в соответствующую колонку таблицы.
Занесите ответ в таблицу: (впишите признак, приспособления к водной среде обитания).
Приспособление к водной среде обитания.
Приспособление к наземной среде обитания.
Развитие личинок происходит в воде.
Приложение 3
Сводная таблица
Приспособления к водной среде обитания.
Приспособления к наземной среде обитания.
Наличие плавательных перепонок.
Наличие массивных задних ног.
Обтекаемая форма тела.
Длинный липкий язык, слюнные железы.
Голая кожа, покрытая слизью.
Кожное дыхание, легкие.
Глаза и ноздри на возвышении.
Слезные железы, подвижные веки, барабанные перепонки, среднее ухо.
Развитие личинок происходит в воде.
Приложение 4
Таблица самооценивания
Фамилия, имя
Критерии
Участвовал в общем обсуждении (предлагал идеи, критиковал высказывания).
Формулировал ответы, выводы.
Выступал от группы.
Задавал вопросы (в группе, классу, учителю).
Оформлял (запись, рисунок, график)