Модуль по биологии Тип Членистоногие

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внешнее и внутреннее строение речного рака.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

5 минут

Интегрирующая цель: в процессе работы над учебным материалом модуля Вы должны:

  1. Изучить внешнее строение речного рака в связи с образом жизни;

  2. Рассмотреть особенности покровов;

  3. Изучить внутреннее строение речного рака: пищеварительную, кровеносную, дыхательную, нервную и выделительную систему;

  4. Совершенствовать свои умения самостоятельной работы с учебником;

  5. Сравнивать, делать выводы и выделять главное.

Самостоятельно ознакомьтесь с целями модуля.

УЭ-1

5-7 минут

Цель: Определить исходный уровень знаний по теме: «Беззубка и другие двустворчатые моллюски».

Ответьте на вопросы:

  1. Из чего состоит раковина беззубки? Опишите ее.

  2. С помощью чего двигается беззубка?

  3. Как происходит питание моллюсков?

  4. Назовите особенности нервной системы.

Работать самостоятельно.

Сверьте с эталоном правильности ответов у учителя(приложение 1). Узнайте количество баллов за свои ответы.

Если набрали 6 баллов продолжай работу дальше; если 4-5 баллов прочтите правильные ответы на вопросы на которые не ответили; если меньше 4 баллов прочтите заново параграф 18 (беззубка и другие двустворчатые моллюски).

УЭ-2

10-15 минут

Цель: Изучить особенности внешнего строения речного рака.

Задание 1. Внимательно прочитайте обобщающий доклад про ракообразных.

Ракообразные - многочисленная и многообразная группа в основном

водных членистоногих. К ним относится около 40 тыс. современных видов. Ракообразные занимают практически все типы водоемов: моря и

океаны до самых больших глубин, реки, озера, пересыхающие лужи,

подземные воды. Большинство ракообразных обитают на дне или входят

в состав планктона. Это в основном активно плавающие или ползающие

животные. Но среди них встречаются и неподвижные прикрепленные

формы - морские желуди и уточки. Некоторые ракообразные приспосо-

бились к жизни на суше. Во влажных тропических районах суши встреча-

ются в почве бокоплавы и наземные формы крабов и крабоидов. Среди

ракообразных немало паразитов водных беспозвоночных и рыб. Велика роль ракообразных в биологическом круговороте в водных

экосистемах. Планктонные рачки питаются в основном одноклеточными

водорослями и взвешенными в воде органическими частицами, а ими в

свою очередь питаются рыбы. Основу пищи для рыб во всех водоемах

составляют ракообразные или животные, питающиеся ими. Даже такие

крупные морские животные, как беззубые киты, питаются мелкими рачками, которых выцеживают из воды в огромном количестве.

Важна роль ракообразных в биологической очистке вод. Они представляют одну из самых многочисленных групп биофильтраторов и детритофагов. Ракообразные - важный объект промысла и используются

человеком в пищу. Особенно развит промысел креветок, крабов, лангустов. На рыбоводных заводах разводят мелких рачков в качестве корма

для рыб.

Задание 2. Изучить текст учебника Зоология Б.Е.Быховский параграф 20 на странице 57.


Задание 3. Прочитав параграф, завершите следующие предложения:

  1. Речной рак имеет твердый покров, состоящий из органического вещества - ….

  2. Тело рака подразделяется на два отдела…..

  3. У рака ….грудных членистых ног.

  4. Происходит …..- старый покров лопается, и из него выходит рак, покрытый мягким и бесцветным хитином.

  5. С нижней стороны брюшка видны четыре пары коротких …….

  6. Клешня -это орган …….

Сделайте записи в тетради.












Составить краткий конспект параграфа.

Зарисовать рисунок 51 на странице 57 с обозначением.

Работать самостоятельно.

Проверь себя по эталону учителя (приложение 2). За каждый правильный ответ 1 балл.

Если набрано 5-6 баллов выполняй следующее задание; если меньше 5 вернитесь к заданию 2.

УЭ-3

20 минут


Цель: Изучить особенности строения систем внутренних органов и их функционирование в связи с особенностями образа жизни речного рака.

Задание 1. :

1.1. Изучить текст учебника на странице 59-60 1 подзаголовок ( пищеварительная система);

1.2. Рассмотреть схему строения пищеварительной системы;

1.3. Составьте логическую схему пищеварительной системы речного рака.

Задание 2. :

2.1. Рассмотрите схему строения дыхательной и кровеносной системы;

2.2. Изучить текст учебника на странице 60 ( кровеносная и дыхательная система);

2.3. Ответьте на вопрос: Как осуществляется у рака газообмен?

2.4. Выпишите в указанном порядке название элементов кровеносной системы.

Модуль по биологии Тип Членистоногие

Задание 3. :

3.1. Изучить текст учебника на странице 60 ( выделительная система);

3.2. Рассмотреть схему строения выделительной системы;

3.3. В чем заключается функция выделительной системы?

Задание 4. :

4.1. Изучить текст учебника на странице 60-61 (нервная система и органы чувств)

4.2. Рассмотреть схему строения нервной системы;

4.3.Ответьте на вопросы:

Чем представлена нервная система речного рака?

Какие органы чувств есть у рака и каково их значение?

Задание 5. :

  1. Выберите верные утверждения:

  1. Пища через рот, глотку и пищевод попадает в желудок;

  2. Движение крови - замкнутая ;

  3. Орган выделения рака - пара зеленых желез;

  4. Нервные узлы у рака развиты слабо;

  5. Длинные усики служат раку органами слуха;

  6. Глаза рака сложные;

5.2. Продолжите предложения:

  1. С помощью клешней рак ……

  2. Пища поступает в кишку, а затем в ….

  3. Через зеленые железы из организма рака удаляются…..

  4. В основании коротких усиков находиться ….

  5. Кровеносная система рака, как у всех членистоногих -…..



Работать самостоятельно


Правильность схемы проверьте у учителя ( приложение 3).

Работать самостоятельно


Ответить на вопрос письменно. Проверь свой ответ у учителя (приложение 3).



Работать самостоятельно

Ответить на вопрос письменно. Проверь свой ответ у учителя (приложение 3).

Работать самостоятельно


Ответить на вопрос письменно. Проверь свой ответ у учителя (приложение 3).

Работать самостоятельно.

Проверь ответы у учителя (приложение 3). За каждый правильный ответ 1 балл.




если набрано 8-7 баллов то можешь продолжить работу, если меньше 7 вернись к началу учебного элемента 3.

УЭ-4

10-15 минут


Цель: Выявить характерные отличия между речным раком и беззубкой.

Задание 1. : Заполните таблицу.

Признаки

Беззубка

Речной рак

Строение тела

Покровы тела

Конечности

Полость тела

Пищеварительная система

Органы дыхания

Кровеносная система

Выделительная система

Нервная система

Органы чувств


Работать парами.

Проверь у учителя (приложение 4).

УЭ-5

5-7 минут

Резюме:

самостоятельно оцените достигли вы цели, для этого вернитесь к началу модуля и прочтите какие цели стояли перед вами.

УЭ-6

15 минут

Цель: проверить знание по теме, подвести итоги и определить домашнее задание.

Задание 1. : Выберите правильные ответы на вопросы.

1. Тело рака состоит из:

а) головы,

б) головогруди,

в) брюшка.

2. Наружный покров рака состоит из:

а) костного панциря,

б) хитина,

в) кутикулы.

3.Самые крупные конечности раков носит название:

а) клешней,

б) ходильных ног,

в) мандибул.

4.Линька - это:

а) замена наружного скелета на внутренней,

б) замена внутреннего скелета на наружный,

в) замена наружного скелета на новый.

5. На брюшке у ракообразных находятся:

а) хватательные конечности;

б) ходильные ноги;

в) плавательные ноги;

г) ногочелюсти.

6.Сколько пар грудных конечностей у ракообразных:

а) пять;

б) шесть;

в) семь;

г ) восемь.

7.Жабры у ракообразных находятся на:

а) голове;

б) груди;

в) брюшке;

г) конечностях.

8. Органы выделения рака представлены:

  1. почками

  2. мальпигиевыми сосудами

  3. зелеными железами

  4. извитые трубочки

Задание 2. : Домашнее задание

Посчитайте общее количество баллов за модуль.

количество баллов

оценка

дифференцированное домашнее задание

28-27

5

составить кроссворд

26-22

4

выучит §20-21 и записи

21-17

3

повторить §18, выучить §20-21 и записи

16-0

2

разобрать еще раз модуль и повторить §18, выучить §20-21 и записи

Работать самостоятельно.










Проверь ответы у учителя (приложение 5). За каждый правильный ответ 1 балл.



Приложение 1.


  1. Из чего состоит раковина беззубки? Опишите ее.

Раковина беззубки состоит из извести. Снаружи она покрыта слоем рогоподобного вещества коричневато-зеленого цвета. Внутренняя поверхность раковины покрыта светлым, переливающимся различными цветами радуги перламутром. Раковина около 10 см, овальной формы. Раковина состоит из двух симметричных створок - правой и левой. ( За правильность ответа дается 2 балла).


  1. С помощью чего двигается беззубка?

На брюшной стороне створки могут раскрываться, и в образовавшуюся щель высовываться нога моллюска. При помощи ноги беззубка может медленно ползать по дну. Потревоженная беззубка быстро втягивает ногу. ( За правильность ответа дается 1 балла).


  1. Как происходит питание моллюсков?

У живой беззубки в задней части раковины правая и левая складки мантии тесно прижимаются друг другу, но между ними остаются два отверстия - сифоны. Жабры и внутреннее стороны мантийных складок покрыты ресничками. Они непрерывно движутся и втягивают воду через нижний сифон. Вместе с водой заносятся различные простейшие и мелкие рачки. Током воды они подносятся ко рту, который расположен на туловище животного вблизи основания ноги. Вода выводится наружу через верхний сифон. ( За правильность ответа дается 2 балла).


  1. Назовите особенности нервной системы.

Нервная система состоит из трех пар нервных узлов. Одна пара расположена над пищеводом, другая- в туловище, а третья - в ноге. Нервные узлы связаны между собой нервными перемычками. ( За правильность ответа дается 1 балла).

Приложение 2.


  1. Речной рак имеет твердый покров, состоящий из органического вещества - хитин.

  2. Тело рака подразделяется на два отдела передний(головной) и задней (грудной).

  3. У рака 5 грудных членистых ног.

  4. Происходит линька - старый покров лопается, и из него выходит рак, покрытый мягким и бесцветным хитином.

  5. С нижней стороны брюшка видны четыре пары коротких брюшных плавательных ножек.

  6. Клешня -это орган защита, нападения и захвата пищи.

Приложение 3.

Логическая схема пищеварительной системы речного рака.

Ротовые органы

Верхние и нижние челюсти, ногочелюсти

Глотка

Пищевод

Желудок →Жевательный и пилорический отдел

Кишка →Средний и задний отдел

Пищеварительная железа

анальное отверстие

Как осуществляется у рака газообмен?

Жабры рака представляют собой выросты кожных покровов. Вода постоянно омывает их. Растворенный в воде кислород проникает через жабры в кровь, а накопившийся в крови углекислый газ через жабры выводится наружу. Обогащенная кислородом кровь попадет в полость сердца через отверстия в нем.

Выпишите в указанном порядке название элементов кровеносной системы.

1- антеннальная артерия, 2-передняя аорта, 3-сердце, 4-перикардий

5-выносящие жаберные сосуды, 6-нисходящая артерия, 7- задняя (брюшная) артерия, 8-поднервная артерия, 9- брюшной венозный сосуд

В чем заключается функция выделительной системы?

Через зеленые железы из организма рака удаляются растворенные в крови вредные продукты жизнедеятельности.

Чем представлена нервная система речного рака?

Нервная система ракообразных, как и у всех членистоногих, представлена парными надглоточными ганглиями, окологлоточным кольцом и брюшной нервной цепочкой. У речного рака, тело которого состоит из акрона, 18 сегментов и тельсона, имеется лишь 12 нервных узлов в цепочке: один подглоточный, пять грудных и шесть брюшных. Головной мозг ракообразных состоит из парных долей протоцеребрума с грибовидными телами и дейтоцеребрума. Протоцеребрум иннервирует акрон и глаза, дейтоцеребрум - антеннулы. В состав ганглиев у ракообразных входят еще нейросекреторные клетки, которые выделяют гормоны, поступающие в гемолимфу и влияющие на обменные процессы в организме, линьку и развитие.

Какие органы чувств есть у рака и каково их значение?

Длинные усики служат раку органами осязания и обоняния. Ими он ощупывает окружающие предметы. В основании коротких усиков находится орган равновесия и слуха. Органы зрения - выпуклые глаза- сидят на подвижных стебельках. Глаза сложные. Они состоят из объединенных вместе отдельных глазков. Каждый глазок воспринимает только небольшую часть окружающего рака пространства, а вместе воспринимают целое изображение.

Выберите верные утверждения:

  1. Пища через рот, глотку и пищевод попадает в желудок;

в) Орган выделения рака - пара зеленых желез;

е) Глаза рака сложные;

Продолжите предложения:

  1. С помощью клешней рак захватывает добычу, разрывает ее и подносит ко рту.

  2. Пища поступает в кишку, а затем в пищевую железу.

  3. Через зеленые железы из организма рака удаляются растворенные в крови вредные продукты жизнедеятельности.

  4. В основании коротких усиков находиться орган равновесия и слуха.

  5. Кровеносная система рака, как у всех членистоногих - незамкнутая.

Приложение 4.

Признаки

Беззубка

Речной рак

Строение тела

Размеры от нескольких миллиметров до десятков сантиметров. Тело подразделяется на голову, туловище и ногу.

Тело ракообразных разделяется на головогрудь и

брюшко

Покровы тела

Головогрудь покрыта хитиновым щитом-карапаксом. Кутикула выполняет функцию наружного скелета

Конечности

Головогрудь: 1 пара антеннул, 1 пара антенн, 3 пары ротовых конечностей, 1-3 пары ногочелюстей, ходильные и плавательные ноги. Брюшко: плавательные, дыхательные, для спаривания и вынашивание яиц

Полость тела

Смешанная полость тела

Пищеварительная система

Терка или радула. Имеются слюнные железы. Проток печени открываются в среднею кишку. Пищевод. Желудок. Тонкая и задняя кишка.

Кишечный канал состоит из передней и задней кишок. Печень. Желудок разделен на два отдела: жевательный и фильтрующий

Органы дыхания

Кожные жабры

Жабры расположены на грудных конечностях

Кровеносная система

незамкнутая

Незамкнутая

Выделительная система

Представлена почками

Органами выделения служат одна или две пары видоизмененных метанефридий-«зеленые железы»

Нервная система

Построена по разбросонно-узловому типу. Имеется 5 пар ганглий.

Состоит из парного надглоточного ганглия, подглоточной ганглия, окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки с парным ганглием в каждом сегментов

Органы чувств

Одна пара глаз. Органы осязания, и химических чувства

Органы осязания хорошо развиты на поверхности антеннул и антенн. Органы равновесия встречаются редко. Пара сложных или фасеточных глаз, часто сидящих на специальных выростах головы-стебельках

Приложение 5.

Ответы на тест.


© 2010-2022