Технологическая карта урока Живые царства. Животные (5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Живые царства. Животные»

(К учебнику Э.Л. Введенского и А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию»)

Тема

Живые царства. Животные.

Целевые ориентации урока


  1. Предметные: создать условия для реализации образовательных достижений по теме «Живые царства. Животные», дать определения ключевым понятиям темы, способствовать осознанию основных особенностей царства Животные, определить черты сходства и различия царств живых организмов.

  2. Метапредметные: способствовать развитию умений сравнивать, сопоставлять, находить взаимосвязи, в ходе изучения темы «Живые царства. Животные», анализировать полученную информацию, составлять общую характеристику царств живой природы, развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).

  3. Личностные: воспитывать у учащихся культуру общения в ходе беседы, просмотра презентации и видеофильма, вызвать личностное отношение учащихся к вопросам охраны животных, воспитывать бережное отношение к природе.

Основное содержание темы

Термины и понятия

Животные. Простейшие (одноклеточные) животные. Многоклеточные животные. Типы: Кишечнополостные, Моллюски, Иглокожие, Кольчатые черви, Членистоногие, Хордовые.


Планируемые результаты

Личностные умения:

- Формирование познавательных интересов к данной теме;

- Формирование личностного отношения к изучению материала;

- Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека.


Метапредметные умения

Познавательные УУД:

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний, смысловое чтение, как осмысление цели чтения, поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, проводить самооценку своей деятельности, использовать в работе ИКТ.

Коммуникативные: Умение объяснять свой выбор при выполнении учебных заданий, аргументация своего ответа, формирование умений работать в парах и малых группах.

Предметные умения

Ученик научится:

- выделять существенные признаки представителей царства Животные, определять основные систематические единицы царства Животные (типы) пользоваться терминологией.

Ученик получит возможность

-выполнять творческие задания;

- находить дополнительную информацию по данной теме.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Биология, экология, математика, информатика.

Информационный материал: информационные тексты, таблицы, рисунки учебника, видеофрагмент.

Демонстрационный материал: изображение различных животных, чучела.

Интерактивный материал: Презентация Microsoft Office Power Point к уроку; видеофильм «Смешные животные».

Раздаточный материал: маршрутные листы.

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода

I этап. Мотивация к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

Мотивация учащихся к изучению темы «Живые царства. Животные»

Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации на примере познавательной задачи.

Задание 1.

Просмотр презентации.

Учитель: «Ребята, сегодня я хочу поздравить вас с праздником. Кто-то догадывается с каким?» Учитель говорит о разных праздниках, в том числе экологических. На слайдах демонстрируются праздники: День белого медведя, День черепахи, День нерпенка, День журавля и День снежного барса.

12 ноября - Синичкин день.

Что объединяет все эти организмы?

Ответ детей - «Это животные»

Дети формулируют тему урока «Живые царства. Животные».

«Сундучок идей, понятий, имен …» Групповая работа.

Этот прием позволяет выяснять, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисуем сундучок, в который собираем все то, что учащиеся знают об изучаемой теме.

Учитель кратко, в виде тезисов заносит все сведения в сундучок (без комментариев), даже если они ошибочны.

Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании учащихся сведения, понятия связываются в логические цепи, а ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Вопросы целеполагания: (групповое задание) Обсуждение целей урока

  1. Что представляет собой животные?

  2. Какие признаки характерны для животных?

  3. Почему их выделяют в отдельное царство?

  4. Какую роль они играют в природе и в жизни человека?

Учитель: Итак, сформулируйте цели нашего урока.

Личностные умения:

Вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика.

Регулятивные умения:

Ставить учебные цели самостоятельно.


II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Результат

деятельности

Блок А.

Цели:

  • Проверить качество знаний, умений и навыков по теме «Царство Растения»

  • Способствовать развитию умений извлекать информацию на память, работать в группе.

Актуализация знаний:

Проверка домашнего задания по теме «Царство Растения».

3 человека - работа в рабочей тетради.

1 ученик - работа у доски - составление схемы «Систематика Животных»

Весь класс выполняет тестовые задания в ходе просмотра презентации.

Взаимопроверка, на слайде - верные ответы.

Критерии оценки:

Каждый верный ответ - 1 балл.

9-10 баллов - «5»

7-8 баллов - «4»

5-6 баллов - «3»

Познавательные умения:

Формирование навыков самоорганизации и самореализации.

Регулятивные умения:

Оценка своих знаний по теме.

Коммуникативные умения:

Формирование умений работать в группах.

Предметные умения:

Обобщение и систематизация знаний по теме «Царство Растения»

Блок Б.

Цели:

  • Актуализировать знания о царстве Животные.

  • Развивать навыки техники смыслового чтения.

Животные - самая разнообразная группа живых организмов. В настоящее время насчитывается более 1,5 млн. видов животных.

Смысловое чтение и работа с текстом.

Задание 1(З, П) Внимательно прочитайте текст учебника стр. 36. При помощи текста заполните таблицу:

Признаки

Растения

Животные

Питание

Сами создают органические вещества

1

Движение

2

3

Особенности строения

Органы растений (корень, стебель, лист, цветок, плод)

4

Проверка заполнения таблицы по презентации (слайды 12-13). За каждый верный ответ 1 балл, всего 4 балла

Познавательные умения:

Поиск и выделение необходимой информации в тексте.

Регулятивные умения:

Умение работать по плану (алгоритму).

Предметные умения:

Установление существенных признаков животных.

Блок В.

Цель:

- расширить представления о живых царствах, о представителях царства Хивотные.

- Совершенствовать творческие способности каждого ученика.

Задание 1

В своих микрогруппах после просмотра презентации составьте кластер «Царство Животные». Графически, при помощи рисунков сделайте соответствующие подписи.

Критерии оценивания кластера:

Итого: 6 баллов

Задание 2 Заполните схемы:

Простейшие - это ________________________________________________

_________________________________



Амеба

Эвглена

Инфузория туфелька

Способы передвижения




Значение животных в природе и жизни человека.

Значение в природе

Значение в жизни человека





Проверка правильности заполнения таблицы производится по слайду №26.

За каждый верный элемент ответа - 0,5 балла.

За составление таблицы - 4 балла

Познавательные умения:

Структурирование знаний, моделирование. Формирование умений синтеза (восполнение недостающих компонентов)

Регулятивные умения: Использование в работе ИКТ.

Коммуникативные умения:

Формирование умений объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

Предметные умения: Систематика животных, типы животных, их многообразие. Особенности передвижения простейших.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цели

- проверить качество усвоения темы,

- совершенствовать умения оценивания своих действий

Первичное закрепление знаний - карточки с заданиями. Выполнение 5 минут.

Карточка:
Задание №1 К каким классам относятся перечисленные животные:

- мышь - жаба - черепаха

- страус - ящерица - лягушка

- носорог - крокодил - дятел

- воробей - волк


Задание № 2 Игра «Веселая компания»

К трем лягушкам у болота

Прибежали два енота

Прискакала тетя жаба

И пришла наседка Ряба

Вскоре к ним приплыл тритон

Следом сетчатый питон

Три веселые подружки -

Мышки серые норушки.

Сколько в камышах болотных

Оказалось земноводных?

Познавательные умения

Работа со знако-символическими средствами

Регулятивные умения:

Оценивание своих действий

Предметные умения: умения определять систематическую принадлежность различных видов животных.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Цель деятельности

научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- способствовать развитию воображения, мышления, самостоятельности.

Варианты заданий

Возвращение к началу урока, к слайду №2

Заглянем в нашу корзину.

Что объединяет этих животных?

Дети называют признаки животных.

Подведение итогов работы на уроке.

42-36 баллов - «5»

35 - 29 баллов - «4»

28 - 21 балл - «3»

Результат деятельности

Личностные умения: использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. Определение успешности своей деятельности.

Познавательные умения:

Регулятивное умение Корректировать свои знания.

Коммуникативное умение: приобретение навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

IV этап. Рефлексивная деятельность


Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

- оценивать результат своей деятельности;

Совершенствовать процессы рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности

формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Самоанализ

  1. Задание на самоанализ

Закончите предложения:

- У меня хорошо получилось ...

- Серьезные трудности я ощутил…

- На следующем уроке я хочу…

- На уроке я очень удивился, узнав про ….

Самооценка

II. Задание на самооценку. Закончите предложения:

- Сегодня на уроке я ...

- Самым полезным интересным для меня было ...

- Я не умел. А теперь умею…

- В течении урока я работал ...

Учитель оценивает работу всего класса, комментирует.

Домашнее задание: §10 читать, отвечать на вопросы стр. 38 учебника.

Выполните творческие задания, выбрав для себя уровень сложности:

Задание №2 на стр. 39 учебника.

Задание - составьте кроссворд по теме «Царство Животные»

Задание - Используя газеты, журналы, Интернет-ресурсы подберите народные приметы, связанные с жизнью синиц.

- определение удовлетворенности уроком.

Регулятивное умение: соотношение полученного результата с поставленными целями,

формирование умений давать оценку своей деятельности

Познавательные умения:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативное умение:

Формирование умений объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.


МОАУ «Гимназия №4» Гаврилова Марина Михайловна.

© 2010-2022