• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа элективного курса для 10 класса «ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Рабочая программа элективного курса для 10 класса «ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

«ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ» ДЛЯ 10 КЛАССА

НАЗИПОВА ГАБИТА ГАБДУЛМАЛИКОВИЧА,

УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

МБОУ «СОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ с. БОЛЬШОЙ КУКМОР»



























Пояснительная записка


Я прекрасно понимаю, чего не хватает

для того чтобы действительно начать

борьбу за охрану окружающей среды:

общего сознания опасности.

Жак Ив Кусто.

Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10-х классов, проявляющих интерес к экологии

«Природа не храм, а мастерская»,- утверждал герой знаменитого романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуха. Опасность происходящих в природе изменений заставила нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной личности.

Сохранение природных систем, поддержание соответствующего качества окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов должно стать повседневной заботой не только органов государственной власти, но и всего населения.
Элективный курс «Экология: глобальные проблемы окружающей среды и природопользования» рассчитан на 34 ч. (1час в неделю). Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии и экологии.

Для повышения общеобразовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается лекционная форма обучения, представленная наряду с освоением учебного материала на семинарских занятиях.


Цель курса: углубить знания учащихся старших классов биологии, экологии и проблемам охраны природы и природопользования, формируя у школьников экологическое мышление.

Задачи курса: развивать у школьников интерес к изучению живой природы, получению глубоких знаний по экологии и проблемам охраны биологических систем; продолжить развитие умения реферировать научные источники; развивать потребность личного участия в охране окружающей среды.

Элективный курс «Экология: глобальные проблемы окружающей среды и природопользования» основан на принципах доступности, научности, преемственности, актуальности, наглядности, проблемности.



Основные требования к учащимся после изучения данного элективного курса


Учащиеся должны знать:
- термины и понятия курса;
- факторы окружающей среды и исследующие их науки;
- свойства популяции: плотность, рождаемость, смертность, выживаемость, возрастной состав, условия жизни;
- экологические компоненты, экологические взаимодействия, экологические противоречия; - классификация живого вещества; - космические условия, обеспечивающие жизнь на планете Земля; - химические основы круговорота веществ и преобразования энергии; - причины разнообразия живого вещества и единых экосистем; - исторические типы взаимодействия общества и природы; - социоэкосистемы, их компоненты; - предпосылки, сущность и основные проявления экологической проблемы; - учение о ноосфере и биосфере В.И.Вернадского.

Учащиеся должны уметь: - практический смысл закона толерантности; - что такое адаптации; - причинно-следственные связи экологических влияние человека на экологические связи и явления; - связи компонентов экосистемы; - роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере; - законы Барри Коммонера, идеи устойчивого развития, экологической культуры и деятельности человека; - свойства экологически комфортной среды; - различия в образе жизни человека городского и сельского.

Ожидаемый результат

­ Учащиеся должны свободно владеть навыками организации экосистем; различать особенности факторов различных мест обитания, регионов; уметь давать характеристики особенностям физиологических процессов и приспособленности живых организмов; уметь использовать полученные знания и методы исследований в объяснении биологических закономерностей Природы; усвоить основные механизмы функционирования и устойчивости природы; иметь представления о целостности человеческого общества и природы Земли; ориентироваться в особенностях различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды; уметь использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.





Содержание курса

Организм и окружающая среда ( 6ч )

Понятия «среда обитания» и «местообитание», основные среды жизни, их особенности. Понятие «экологическая ниша». Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Ограничивающий фактор. Экспериментальные условия. Общие законы зависимости организмов от факторов среды: закон толерантности и закон оптимума, критические точки, геометрическая прогрессия размножения. Экологические ресурсы: энергетические и пищевые. Энергетический бюджет и тепловой баланс организма. Эктотермные и эндотермные организмы. Основные пути приспособления организмов к среде: анабиоз, скрытая жизнь, постоянство внутренней среды, избегание неблагоприятных факторов, специализация, миграции, паразитизм. Адаптивные биологические ритмы организмов: суточные, сезонные, годовые. Фотопериодизм.

Экосистемы и популяции ( 4ч )

Основные характеристики популяции: ареал, численность, плотность, рождаемость, смертность, иммиграция, эмиграция, демографическая структура, пирамида возрастов и возрастной спектр. Разнообразие популяций в экосистеме. Структура биоценоза: продуценты, консументы и редуценты. Видовая структура. Виды-доминанты и виды- средообразователи. Ярусность. Типы экологических взаимодействий: конкуренция, мутуализм, симбиоз, нейтрализм, комменсализм, протокооперация, аменсализм, хищничество, паразитизм. Биотические связи и трофические отношения. Следствия пищевых отношений: экологический бумеранг, конкурентное вытеснение. Экологическая инженерия.

Организация и функционирование экосистем (4ч)

Структура организации экосистем: продуценты, консументы, редуценты. Законы организации экосистем: потоки вещества и энергии, биологический круговорот, биогенные элементы. Трофические сети и цепи: пастбищная, детритная. Законы биологической продуктивности. Экологические пирамиды: пирамида биомассы, численности и энергии. Пирамида биологической продукции. Трофические уровни. Саморегуляция - основа устойчивости экосистем. Изменения в экосистемах. Экологическая сукцессия. Типы сообществ. Агроэкосистемы, их разнообразие, отличия от природных экосистем. Биосфера - глобальная экосистема. Вклад В.И.Вернадского в разработку учения о биосфере. Роль живого вещества в биосфере. Особенности распределения биомассы. Биогенная миграция атомов.

Промежуточный контроль знаний (контрольная работа или тестирование) ( 1ч )

Глобальные экологические проблемы (11 ч )

«Демографический взрыв» как ведущий фактор. Возникновения глобальных проблем человечества. Демографические перспективы. Техногенные воздействия в системе биосфера-человек: загрязнение атмосферы, «парниковый эффект» и «озоновые дыры», «кислотные дожди» и выбросы автотранспорта, истощение природных ресурсов и проблема отходов, эрозия почв и последствия внесения минеральных удобрений, загрязнение Мирового океана, радиоактивность в биосфере, проблема сохранения биоразнообразия. Деградация биосферы. Биотический перенос загрязнения. Фотохимический смог. Дефицит пресной воды. Антропогенные последствия техногенных воздействий в системе биосфера-человек: белый смог, шум, вибрация, инфразвук, эрозия, пыльные бури, оползни, сели, дефицит пресной воды, поверхностно активные вещества

Основы экономики природопользования. Экологизация промышленности и сельского хозяйства: безотходные технологии, предупреждение ядовитых выбросов, лесомелиорация, вторичное сырьё, рекультивация земель, разбавление отходов, химическая и биологическая очистка, биофильтры. Экономический ущерб. Мониторинг окружающей среды и экологический прогноз. Международные экологические движения и сотрудничества: ООН, ЮНЕСКО.

Урбанизация и здоровье населения. Заключение ( 8 ч )

Качество жизни, здоровье и окружающая среда. Комфортность и дискомфортность. Метеочувствительность. Наследственность - фактор здоровья человека. Наследственные болезни, инфекционные болезни - эпцдемии, природноочаговые болезни. Виды загрязнений и заболеваемость населения. Экстремальные условия. Стресс - реакция на экстремальные условия. Невесомость. Ландшафт - фактор здоровья. Городской ландшафт. Экосистема города. Адаптация. Валеология - наука о здоровом образе жизни. Гиподинамия. Гипоксия. Физическая нагрузка. Защита рефератов на выбранную тему. Подведение общего итога прохождения курса.





Учебно-тематический план


п/п

Название раздела

Количество часов

1

Организм и окружающая среда

6

2

Экосистемы и популяции

4

3

Организация и функционирование экосистем

5

4

Глобальные экологические проблемы

11

5

Урбанизация и здоровье населения

8

Итого:

34



Календарно - тематический план


№ п∕п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

Планируемая

Фактическая

Организм и окружающая среда (6 ч.)

1 (1)

Понятия «среда обитания» и «местообитание», основные среды жизни, их особенности. Понятие «экологическая ниша».

2 (2)

Экологические факторы. Ограничивающий фактор. Экспериментальные условия.

3 (3)

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

4 (4)

Экологические ресурсы. Энергетический бюджет и тепловой баланс организма.

5 (5)

Основные пути приспособления организмов к среде.

6 (6)

Адаптивные биологические ритмы организмов. Фотопериодизм.

Экосистемы и популяции (4ч.)

1 (7)

Основные характеристики популяции.

2 (8)

Разнообразие популяций в экосистеме. Структура биоценоза: Видовая структура. Виды-доминанты и виды- средо образователи. Ярусность. Опушечный эффект.

3 (9)

Типы экологических взаимодействий. Биотические связи и трофические отношения.

4 (10)

Следствия пищевых отношений. Экологическая инженерия.

Организация и функционирование экосистем (5 ч.)

1 (11)

Структура организации экосистем. Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Пирамида биологической продукции. Трофические уровни.

2 (12)

Саморегуляция - основа устойчивости экосистем. Изменения в экосистемах. Экологическая сукцессия. Типы сообществ.

3 (13)

Агроэкосистемы, их разнообразие, отличия от природных экосистем.

4 (14)

Биосфера - глобальная экосистема. Вклад В.И.Вернадского в разработку учения о биосфере. Роль живого вещества в биосфере. Особенности распределения биомассы. Биогенная миграция атомов.

5 (15)

Промежуточный контроль знаний (тестирование)

Глобальные экологические проблемы (11ч.)

1-2

(16 -17)

«Демографический взрыв» как ведущий фактор. Возникновения глобальных проблем человечества. Демографические перспективы.

3 (18)

Техногенные воздействия в системе «биосфера-человек».

4 (19)

Загрязнение и самоочищение атмосферы. «Парниковый эффект» и «озоновые дыры»

5 (20)

Истощение природных ресурсов и проблема отходов

6 (21)

Эрозия почв. Минеральные удобрения и окружающая среда

7 (22)

Водные ресурсы и человек Дефицит пресной воды.


8 (23)

Радиоактивность в биосфере


9 (24)

Охрана гидроресурсов

10(25)

Проблема сохранения биоразнообразия: флора и фауна

11(26)

Мониторинг окружающей среды, основы экономики природопользования.

Урбанизация и здоро5вье населения (8ч.)

1 (27)

Качество жизни, здоровье и окружающая среда

2 (28)

Наследственность- фактор здоровья человека

3 (29)

Виды загрязнений и заболеваемость населения

4 (30)

Экстремальные условия. Стресс.

5 (31)

Физические факторы среды и самочувствие человека.

6 (32)

Ландшафт как фактор здоровья. Проблема адаптации человека к окружающей среде

7 (33)

Здоровый образ жизни. Труд и здоровье человека

8 (34)

Заключительный урок по теме «Человек и биосфера». Работа над проектами

Контроль знаний

  • Проведение тестов;

  • Выполнение проектных работ;

  • Защита проекта;

  • Составление рефератов и сообщений;

  • Защита рефератов;

  • Презентации;

  • Выполнение проектных презентаций;







Темы проектов и рефератов

ПРОЕКТЫ

  • Общие законы природы;

  • Почва - биокосная система;

  • Особенности взаимоотношений между популяциями;

  • Популяционные волны, их значение в природе;

  • Демографические колебания живых организмов в биоценозах;

  • Вода - основа жизни в биосфере;







РЕФЕРАТЫ

  • Законы организации экосистем и наши анализы;

  • Основные жизненные формы;

  • Устойчивость биоценозов;

  • Основные среды обитании;

  • Законы биологической продуктивности и человеческий аспект;

  • Физические факторы природы и физическое состояние человека;

  • Рациональное природопользование;

  • Шумовое воздействие на человека.

  • Радиоактивность и человечество;

  • Приспособленность - относительная, почему?;

  • Законы пищевых отношений;

Литература для учителей

  1. Алексеев, С.В. Экология. Ученые в области наук об окружающей среде: книга для чтения / С. В. Алексеев, Н. Д. Андреева. - СПб.: СМИО Пресс, 2000.

  2. Криксунов Е.А., Пасечник В.В, Сидорин А.П. Экология: - М.: дрофа, 1995.

  3. Криксунов, Е. А. Экология: методическое пособие. 10 (11) класс/Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. - М.: дрофа, 2001.

  4. Основы экологии: Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов. - М.: «Просвещение, 1997.

  5. Пономарева, О. Н. Методическое пособие к учебнику под ред. Н. М. Черновой «Основы экологии». 10 (11) класс /О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова. - М.: дрофа, 200

  6. Плешаков А.А. Экология для учащихся: Факультативный курс. - М.: Просвещение, 1995

  7. Зеленый мир: методическое пособие в помощь школьным экологическим объединениям / сост. М.Г. Рябова, Л.В. Пурнурова, К.А. Бычкова.- Волгоград, 1994.

  8. Настольная книга учителя биологии. Нормативные документы, метод. рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя.- М.: АСТ Артель, 2003.

  9. Экология. Глобальные проблемы окружающей среды и природопользования: разработка: доктор хим. н., проф. В. Ю. Конюхов, науч. редактирование: доктор биол. н. Т. И. Сергеева, канд. биол. н. Т. П. Крапивко. - М.: Современный Гуманитарный Университет, 2003.

  10. Экология. Биосфера и человек / разработано: Ю. М. Полищуком, д. ф.-м. н., проф. - М.: Современный Гуманитарный Университет, 2003.

Литература для учащихся

  1. Криксунов, Е. А. Экология. 10 (11) класс: 5-е изд./ Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2001.

  2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России: / Учебник из Федерального компонента для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: АО МДС, 1996

  3. Новиков, Ю. В. Охрана окружающей среды / Ю. В. Новиков. - М.: Высшая школа, 1997.

  4. Ошмарин А.П., Ошмарина В.И. Экология: Школьный справочник / - Ярославль: «Академия развития», 1998.

  5. Черновой. Н. М.,Галушина В.М, Константинова В. М. Основы экологии. 10 (11) класс / под ред. проф. 6-е изд. - М.: Дрофа. 2002.

  6. Общество и проблемы охраны природы / под ред. А. Б. Цыганкова, Н. И. Косторниченко, М. Г. Рябова, Г. Б. Нумцева, рецензент док. экон. н. И. М. Шабунина. - Волгоград. 1994.

© 2010-2022