• Преподавателю
  • Биология
  • Методическая разработка раздела учебной программы по биологии «Царство Прокариоты» (7 класс)

Методическая разработка раздела учебной программы по биологии «Царство Прокариоты» (7 класс)

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание:

  1. Пояснительная записка. 3-4

  2. Цели и задачи раздела. 5-6

  3. Психолого - педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения7-8 учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

  4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы. 9-10

  5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся. 11-13

  6. Система знаний и система деятельности. 14-16

  7. Тематическое планирование по разделу. 17

  8. Разработка урока. 18-25

  9. Список литературы.





2

1 Пояснительная записка

Программа основного общего образования по биологии 7класса «Биология. Многообразие живых организмов» (авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова) является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А. Плешакова и Н.И. Сонина и учебником «Живой организм» Н.И. Сонина для учащихся 6 класса. Программа рассчитана на 68 часов и предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждого раздела содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.

В результате изучения курса биологии 6 класса ученики знают:

- строение бактериальной, животной и растительной клетки, их главные части;

- строение цитоплазмы, органоидов и их функции.

Умеют:

- определять и показывать на рисунках и схемах основные части и органоиды бактериальной, растительной и животной клеток, называть их функции;

- сравнивать бактериальную, растительную и животную клетки и называть их отличительные признаки;

- перечислять царства живой природы;

- приводить примеры представителей различных царств природы;

- работать с микроскопом с готовыми микропрепаратами.

Таким образом, учащиеся подготовлены к восприятию и осмыслению основных понятий по разделу: «Царство Прокариот».

Учащимся предстоит познакомиться:

с происхождением и эволюцией бактерий;

3

  1. общими свойствами прокариотических организмов;

  2. многообразием форм бактерий;

  3. особенностями строения бактериальной клетки;

  4. понятием о типах обмена у прокариот;

  5. особенностями организации и жизнедеятельности прокариот;

  6. распространенностью и ролью в биоценозах;

  7. с ролью бактерий в медицине и других отраслях производства.

На формирование основных понятий по данному разделу отводится 3 часа.

Актуальность заключается в том, что изучение данного раздела вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Раздел «Царство Прокариоты» направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции. Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Знания, полученные в разделе «Царство Прокариоты» помогут учащимся полнее и глубже усвоить материал курса 8 класса, такие темы, как: «Место человека в системе органического мира», «Внутренняя среда организма», «Человек и его здоровье». А также немаловажную роль эта тема играет при усвоении знаний в 9 классе при изучении темы «Эволюция живого мира на Земле». В дальнейшем это позволит учащимся пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека.



4

  1. Цель и задачи раздела «Царство Прокариот».

Цель: изучить особенности строения, происхождения, многообразие и значение прокариотических организмов в природе и жизни человека

Задачи:

Образовательные:

Познакомить учащихся с:

  1. происхождением и эволюцией бактерий;

  2. общими свойствами прокариотических организмов;

  3. многообразием форм бактерий;

  4. особенностями строения бактериальной клетки;

  5. различными способами питания, дыхания и размножения прокариот;

  6. особенностями распространения и ролью в биоценозах;

  7. значением бактерий в жизни человека (науке, медицине, промышленности).

Развивающие:

Формирование у учащихся умений:

  1. характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах;

  2. приводить примеры распространенности прокариот;

  3. давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  4. работать с учебной и научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, выделять главные мысли;

  5. составлять план, конспект, реферат, презентацию;

  6. развивать у учащихся навыки исследовательской, проектной и творческой деятельности, а также навыков выступления перед аудиторией.

Воспитательные:

Продолжить формировать:

5

  1. представление о научной картине мира, убеждаться в познаваемости мира, в необратимости и направленном историческом развитии живой природы;

  2. использовать знания об особенностях строения, типах обмена веществ у прокариот в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде и соблюдения личной гигиены.

  1. продолжить формировать коммуникативные умения и навыки.









6

3 Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов обучением в начальной школе не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.

После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Л.В. Выгодский отмечал, что «творчество - норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.

В 7 классе учащиеся учатся использовать аппарат учебника, дидактических материалов, нормативно-правовых актов, уметь работать в группах, парах, уметь устанавливать причинно - следственные связи, анализировать, сравнивать, выражать свои взгляды, обладать способностью осознавать проблему, выдвигать гипотезы.

Исходя их специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися данного возраста, учитывая систему деятельности учителя по формированию творческой личности обучающегося, в освоении данного раздела программы используются деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный и социокультурный подходы, лежащие в основе проблемного обучения, исследовательского и проектного метода, игровых технологий.

Для учащихся 7 классов, продолжающих изучение биологии, актуальной является задача, связанная с развитием и поддержанием устойчивого интереса к предмету. По отношению ко всем учащимся важно решение задач, связанных с развитием таких

7

качеств, как самостоятельность, инициативность, самооценка, умение работать в коллективе позволяет решить данную задачу.













8

  1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

В результате изучения раздела «Царство Прокариоты» учащиеся должны

знать:

  1. происхождение и эволюцию бактерий;

  2. общие свойства прокариотических организмов;

  3. многообразие форм бактерий;

  4. особенности строения бактериальной клетки;

  5. различные способы питания, дыхания и размножения прокариот;

  6. особенности распространения и роль в биоценозах;

  7. значение бактерий в жизни человека (науке, медицине, промышленности);

  8. и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Должны определять сущность понятий:

  1. «клетка», «безъядерные» (прокариотические) клетки, «ядерные» (эукариотические клетки),

  2. «микробиология»,

  3. «гетеротрофы», «сапротрофы» (сапрофиты), «автотрофы»,

  4. «хемосинтез», «фотосинтез»,

  5. «аэробы», «анаэробы», «смешанное дыхание»,

  6. «бактерии-симбионты», «патогенные бактерии», «галобактерии», «серобактерии», «метанобразующие бактерии», «цианобактерии».

Учащиеся должны уметь:

  1. объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом;

  2. характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах;

  3. приводить примеры распространенности прокариот;

  4. различать бактериальные клетки по форме и особенностям объединения клеток (кокки, диплококки, стрептококки, сарцины, стафилококки, бациллы (палочки), вибрионы, спириллы и т.д.);

9

  1. давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  2. выделять главное, логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме;

  3. работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  4. работать с учебной и научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, выделять главные мысли, делать краткий конспект в форме таблицы;

  5. составлять план, конспект, реферат, презентацию;

  6. владеть языком предмета.

В ходе изучения раздела программы «Царство Прокариоты» учащиеся разовьют на конкретном материале умение получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. Сформируются умения адекватно оценивать собственные возможности и достижения. Научатся искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности. Дети будут готовы: применять биологические знания в повседневной жизни, организовывать «презентацию» информации, адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефлексивно - оценочную деятельность. В ходе исследовательской деятельности приобретут умение: различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, научатся мотивированно отказываться от образца и искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности, овладеют способами и навыками ведения дискуссии, организации совместной деятельности.



10

  1. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

Для развития творческих способностей учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приемов нескольких, что дает большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.

Метод проектов.

Одним из действенных способов организации учебной и воспитательной деятельности учащиеся на уроках биологии в 7 классе является проектная методика. Учащимся предлагается определенная, взятая из реальной жизни, проблема, знакомая и значимая для них. Чтобы решить ее, учащиеся должны приложить имеющиеся у них знания и сформированные умения и навыки, а также новые, которыми еще предстоит овладеть. При работе над проектом знания по биологии выступают как средство, с помощью которого учащиеся получают необходимые им сведения, и как способ общения друг с другом.

Проектная методика, как способ организации исследовательской деятельности может быть использована на любом этапе обучения. В зависимости от сформированных у учащихся коммуникативных умений и навыков на уроках по биологии будут варьировать типы и содержание проектов. Можно выполнить следующие виды проектов:

- творческие (выпустить совместную презентацию, коллаж, устроить праздник для своего класса);

- ролевые, игровые, которые предлагают участникам принять на себя роли, определенные содержанием проекта;

- исследовательские;

- природоохранные проекты.

Использование проектной методики на уроках биологии и в воспитательной работе в разделе «Царство Прокариоты» позволяет соблюсти деятельный характер обучения, сделать процесс обучения интересным и увлекательным для учащихся. Данный метод в целом и в частности на каждом из своих этапов включает воображение, творческую активность учащихся.

11

Игровые технологии.

В качестве примера приведу употребляемые мной игровые приёмы на отдельных этапах урока. Приём имитации различных форм и особенностей объединения клеток бактерий (одна группа учащихся имитируют кокки, диплококки, стрептококки, сарцины, стафилококки, бациллы, вибрионы , спириллы и т.п., а другая группа учащихся называет их и обосновывает свой ответ). Пример сюжетной игры: история открытия А. Левенгуком простейших (готовится с учащимися заранее).

Дети получают свои роли, вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действие участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

В данном случае школьники получают возможность двигаться, менять позы, что немаловажно для уроков биологии.

Последнее время огромное внимание уделяется применению в школе здоровьесберегающих технологий и поэтому важно использовать на уроках физкультминутки с музыкальным и визуальным сопровождением. Методику проведения некоторых антистрессовых комплексов упражнений я предлагаю вашему вниманию.

Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 с.

Минутный массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком как лошадка 15-20 с. Упражнение подготовит к напряженной работе.

«Ленивая восьмерка». Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом - сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом. Упражнение не только «заряжает мозги» - это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере.

Я считаю, что игровые технологии являются эффективными приемами в изучении языка. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей

12

равнодушными. А где интерес, там и дети. Поэтому на каждом уроке у меня присутствуют элементы игры, и тем самым происходит внедрение в обучение здоровье сберегающих технологий, а это ведет к снижению показателей заболеваемости детей.

Проблемное обучение.

Использование данного метода обучения позволяет развивать творческую, мыслительную деятельность (беглость, гибкость, оригинальность и точность) на этапе: введения проблемной ситуации необходимы «беглость» и «беглость» на этапе выдвижения гипотеза - «оригинальность», на этапе проверка произведенного решения - «точность».

Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предлагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Я использую дифференцированный подход при проведении самостоятельных работ, фронтальных опросов, тестов, биологических диктантов и т.п.







13

  1. Система знаний и система деятельности.

Ведущим способом обучения при работе с разделом становится технология управления процессом самостоятельной деятельности школьников.

Эта технология предполагает, что постепенно (по мере освоения учениками способов учебной деятельности) учитель перестает быть главным носителем новой учебной информации и организует работу учеников таким образом, чтобы они сами извлекали новые сведения из различных учебных источников биологических знаний.

Вместо вопросов и заданий на освоение собственно-биологического содержания: например, как называется источник, из которого мы узнаем о бактериях, каковы особенности строения представителей царства прокариот и т.д., учитель будет ставить вопросы, связанные с управлением действиями учеников:

  1. для выбора (поиска) учениками источников своей учебной познавательной деятельности, например: по какому источнику лучше всего изучать бактерий;

  2. для планирования, выбора или проговаривания способов своей деятельности: по какому плану следует изучать строение и особенности обмена веществ у прокариот, каковы причины широкого распространения бактерий в природе;

  3. для рецензирования результатов работы одноклассников или самоанализа школьниками результатов своей деятельности, учитель предлагает сделать анализ правильности выполнения задания и при необходимости объяснить, какие ошибочные действия вы (одноклассники) совершили.

В итоге нужно стремиться к тому, чтобы к концу обучения логика освоения нового материала сводилась к:

  1. постановке учителем заданий на определение учениками целей, планов (а иногда и темы) своей учебной работы и их выполнение;

  2. постановке заданий на выбор источников для выполнения работы, их отбор и предъявление;

  3. постановке заданий на уяснение школьниками способов изучения материала на основе избранных источников и осуществление ими соответствующих приемов работы;

14

  1. постановке заданий на анализ школьниками результатов своей деятельности, их оценка - анализ и коррекция учителем результатов работы.

В разделе также рекомендуется использование технологий, связанных с поэтапным освоением учащимися новых умений. Шаг за шагом ученики осваивают правила выполнения тех или иных учебных действий, учитель показывает им образцы правильного осуществления действий (например, как делать сравнение биологических объектов), далее ученики выполняют учебные действия с опорой на правило, а затем учатся использовать осваиваемые умения в нестандартных ситуациях.

При освоении сложных умений, состоящих из нескольких операций (например, умения работать с источником), используется прием пошагового освоения способов учебной деятельности.

При освоении несложных умений используется прием подведения учащихся к самостоятельному определению правил выполнения учебных действий, когда сначала школьники под руководством учителя интуитивно выполняют действия, затем анализируют свои операции и формулируют правило их рационального выполнения.

Для развития мыслительных умений предлагается широкий круг проблемно-познавательных заданий: на самостоятельное определение понятий по изученным признакам, на анализ, сравнение, обобщение, на критический анализ источников информации, на умение различать мифологические и биологические факты, на выявление оценочных суждений и т. д.

В разделе предусмотрено использование исследовательских технологий, связанных с приобщением семиклассников к элементам научного творчества. Задания этих видов не являются обязательными для учащихся, они выполняются на добровольной основе, вместе с тем именно они позволяют дифференцированно подходить к удовлетворению личностно значимых интересов семиклассников, раскрывать их индивидуальные возможности.

Задача учителя заключается в том, чтобы каждый ученик нашел те темы и виды деятельности, которые позволят ему реализовать свой потенциал наилучшим образом. При этом в равной степени следует поощрять тех, кто уже приобретает вкус к научной деятельности (пишет сообщения), и тех, кто успешно проявляет себя в исследовательской, природоохранной и других видах работ.

15

Для организации исследований предлагается использование групповых проектных технологий и индивидуальных сообщений. Для работы над проектами, которые выполняются на протяжении учебного года, ученикам предлагается по группам, в зависимости от индивидуальных интересов, приступить к работе по расширенному изучению одной из тем: «С чем связано широкое распространение бактерий в природе», «Использование бактерий в жизни человека», «Бактериальные заболевания и их профилактика». В ходе реализации исследовательских, компьютерных, творческих проектов происходит пошаговая преобразующая деятельность, направленная не только на решение конкретной ситуации или проблемы, но и личностное приращение обучающегося. Дети овладевают целым рядом биологических понятий, которые также встречаются и в других дисциплинах, например в медицине и экологии. Знания по данной теме позволяют лучше понять значимость представителей этого царства для жизни и здоровья человека и их глобальное значение для поддержания жизни на Земле.

В дальнейшем знания, полученные при изучении «Царства Прокариот», помогут учащимся в повседневной жизни для поддержания иммунитета, его восстановлении. В современном мире отводится значимое место такому процессу как иммунизация населения, где знания полученные учащимися о бактериальной клетке играют немаловажную роль. Все это позволяет расширить связи биологической науки с другими учебными предметами (химия, история, краеведение, литература, география, биология), способствует общению школьников с учащимися из других школ, например, в ходе проектной деятельности, в том числе через Интернет, содействует их социальной адаптации в современном мире.

Помимо групповых форм работы можно предложить ученикам подготовку индивидуальных сообщений по тематике, не входящей в указанный перечень проектов. Например: «История открытия бактериальной клетки», «Отечественные микробиологи и их вклад в развитие науки».

Система знаний по разделу «Царство Прокариоты» готовит учащихся к пониманию эволюции живого мира на Земле.



16

  1. Тематическое планирование по разделу.

Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся

Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов(3ч.)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки. Размножение. Многообразие форм бактерий. Понятие о типах обмена прокариот.

Выделяют основные признаки бактерий. Дают общую характеристику прокариот. Определяют значение внутриклеточных структур. Дают оценку роли бактерий в природе и жизни человека.

Составляют кластеры, синквейны, зарисовки различных форм бактериальных клеток. Готовят презентации.

Особенности организации и жизнедеятельности прокариот подцарств Архебактерии, Настоящие бактерии, Оксифотобактерии. Распространенность, роль в биоценозах, экологическая роль и практическое значение.







17

  1. Разработка урока.

Разработка урока в 7-м классе по теме "Общая характеристика прокариот"

Цель урока: познакомить учащихся с представителями прокариот, их строением, жизнедеятельностью, распространением.

Задачи:

Образовательная:

Познакомить учащихся с:

- происхождением и эволюцией бактерий;

- особенностями строения бактериальной клетки;

- многообразием форм бактерий;

- типами обмена у прокариот;

- особенностями размножения

Развивающие:

Формирование у учащихся умений и навыков:

- исследовательской работы;

- поиска информации и работы с учебником;

- умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

- умения устанавливать причинно-следственные связи;

- навыки работы в группах

Воспитательные:

Продолжить формировать у учащихся:

- коммуникативные и исследовательские умения и навыки;

- способность использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни;

- формировать представление о научной картине мира

Оборудование:

  • портрет Антонии Ван Левенгука,

18

  • интерактивная доска,

  • пробирки с водой, почвой,

  • чашки Петри

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приемы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, творческий

Ход урока 1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Многим приходилось слышать вопросы: Почему скисает молоко? А вот прыщик, самый обыкновенный прыщик, почему он вскочил на шее? Чтобы ответить на эти бесхитростные вопросы, необходимо познакомиться с деятельностью мельчайших организмов. Догадались, о чем пойдет речь?

3. Изучение нового материала.

Тема сегодняшнего урока: царство Прокариоты, или доядерные, объединяющих самых древних обитателей нашей планеты. Возникли они около 3,5 млрд. лет назад.(учащиеся записывают тему урока в тетрадях)

3.1. Среда обитания бактерий.

Где же распространены бактерии?

В 1 мл воды содержится 6 тыс. бактерий (демонстрация пробирки с аквариумной водой), в 1 г почвы - 2,5 млрд. (демонстрация пробирки с почвой), а 1 м3 воздуха может содержать до 280 тыс. бактерий. Даже на ваших руках содержатся бактерии. Давайте проверим. В биологии для доказательств принято проводить опыты. Такой опыт мы заложили на прошлом уроке. А сейчас посмотрим его результат.

Методика опыта.1 Простерилизовать чашки Петри.

2.Приготовить питательную среду: вымытый клубень картофеля очистите, разрежьте пополам и вымочите 2 -3 ч в 1-процентном растворе соды (чайную ложку соды растворить в 500 мл воды), затем сварить его и разрезать на ломтики, положить их на фильтровальную бумагу в чашки Петри. На предыдущем уроке (за 2 - 3 дня до урока "Общая характеристика прокариот) учащиеся прикасаются к пластинкам пальцами рук.3. Закрыть чашку Петри крышкой и поставить в темное теплое место на 2-3 дня.

19



Вырастают колонии, которые различимы невооруженным глазом.

Этот метод называют бактериологический посев. Это простейший метод бактериологического исследования.

На практике питательной средой для бактерий является агар - агар. Он очень часто используется в медицине для выявления заболевания, в пищевой промышленности, для оценки санитарного состояния воздуха. Ученые-микробиологи определяют виды бактерий по формам их колоний

Есть еще одна среда обитания бактерий. Еще бактерии могу обитать в организме. человека, например, когда он болеет. Как тогда можно назвать такую среду обитания? (живой организм)

(На интерактивной доске показать схему)

Методическая разработка раздела учебной программы по биологии « Царство Прокариоты» (7 класс)

3.2. История открытия бактерий (презентация учащегося)

Бактерии - это очень древние организмы, занявшие все среды обитания. Но открыты они были сравнительно недавно, в XYII в. первым увидел и зарисовал бактерии замечательный голландский естествоиспытатель Антонии Ван Левенгук. Он делал великолепные, очень сильные линзы. Эти линзы Левенгук вставлял в оправы из серебра, золота и меди. Теперь мы называем такие увеличительные приборы лупами. И с помощью такой лупы Левенгук впервые увидел бактерий. Вот выдержка из его письма в Лондонское Королевское общество: "24 апреля 1676 г. я посмотрел на воду…и с большим удивлением увидел в ней огромное количество мельчайших живых существ…"

3.3. Форма бактерий.

А сейчас давайте познакомимся с формами бактерий.

(учащиеся заполняют в тетрадях кластер « Формы бактерий», делают рисунки, и при необходимости корректируют)

3.4. Работа с учебником.

20

Прочитайте текст в учебнике на стр. 10-11. Нарисуйте в тетради бактериальную клетку и подпишите ее органоиды.

3.5. Работа с интерактивной доской.

Показать строение бактериальной клетки.

Назовите основные органоиды бактериальной клетки

3.6. Работа в группах.

(Учащиеся класса делятся по 4 человека - 2 парты. Фломастерами выполняют задания на больших листах бумаги.)

1-я группа. На стр.11 учебника прочитайте, как передвигаются бактерии. Составьте кластер.

2-я группа. Определите по рисунку тип размножения у бактерий.

Методическая разработка раздела учебной программы по биологии « Царство Прокариоты» (7 класс)

Подсчитайте, сколько бактериальных клеток образуется из одной за сутки, если известно, что бактерии делятся каждые 20 мин.

3-я группа. Рассмотрите в учебнике на стр. 12-13 схему спорообразования. Проанализируйте значение этого процесса для бактерий.

4-я группа. На стр.12 учебника прочитайте "Способы питания бактерий". Составьте кластер.

5-я группа. На стр.12 учебника прочитайте "Способы дыхания бактерий". Составьте кластер.

3.7. Отчет групп о своей работе

4. Закрепление.

4.1. Тест.

21

1 вариант

1. Какой буквой обозначены бациллы?

Методическая разработка раздела учебной программы по биологии « Царство Прокариоты» (7 класс)

2. Клетка бактерий отличается от растительных клеток:

а) отсутствием клеточной оболочки;

в) отсутствием ядра;

б) отсутствием цитоплазмы;

г) отсутствием ядерного вещества.

3. Бактерии перенося неблагоприятные условия в состоянии:

а) зиготы;

в) цисты;

б) споры;

г) активного организма.

4. Бактерии, живущие на Земле питаются:

а) только готовыми органическими веществами;

б) только созданными ими органическими веществами;

в) как готовыми, так и созданными органическими веществами;

г) только минеральными веществами.

5. Какой из приемов стерилизации операционных наиболее эффективно действует на бактерии?

22

а) мытье полов;

в) облучение ультрафиолетовыми лучами;

б) проветривание;

г) нагрев воздуха до температуры + 300.

2 вариант

1. Какой буквой обозначены кокки?

Методическая разработка раздела учебной программы по биологии « Царство Прокариоты» (7 класс)

2. Бактерии размножаются путем:

а) слияния половых клеток;

в) делением надвое;

б) образованием спор;

г) половым путем.

3. Бактерии относят к прокариотам, так как они:

а) имеют одну хромосому, расположенную в ядре;

б) имеют одну кольцевую ДНК;

в) размножаются делением надвое;

г) питаются только готовыми органическими веществами.

4. Спора отличается от свободной бактерии тем, что:

а) у споры толстая многослойная капсула;

б) в споре несколько бактериальных клеток;

в) спора менее долговечна, чем свободная бактерия;

23

г) спора питается автотрофно, а свободная бактерия - гетеротрофно.

5. Между двумя предложенными понятиями существует определенная связь. Найдите такую же связь между третьим и одним из предложенных понятий?

Водоросли: фотосинтез = бактерии:_________________

а) спора;

в) гетеротрофы;

б) хроматофор;

г) симбиоз

4.2. Взаимопроверка теста

4.3. Игра « Имитация различных форм и особенностей объединения клеток бактерий» (учащиеся объединяются в группы, одна из которых имитирует формы бактериальных клеток, а другая называет и обосновывает свой ответ)

Итог урока

Сделайте выводы об общих признаках прокариот.

( демонстрация слайда презентации, учащиеся делают записи в тетрадях)

5. Домашнее задание

5.1. Учебник стр. 10-13 пересказ.

5.2. Подготовить презентации:

« Роль бактерий в жизни человека»;

"Настоящие бактерии в природе: разрушители органических веществ";

"Бактерии в кишечнике человека";

"Болезнетворные бактерии".

5.3. Проделайте опыт, доказывающий необходимость мыть руки перед едой ( ориентировано на мотивированных учащихся).

Простерилизуйте блюдца первого сорта. Приготовьте питательную смесь: вымытый клубень картофеля очистите, разрежьте пополам и вымочите 2 -3 ч в 1-процентном растворе соды (чайную ложку соды растворить в 500 мл воды), затем сварите его и разрежьте на ломтики, положите их на фильтровальную бумагу в блюдца. Прикоснитесь к одной пластинке пальцем немытой руки, к другой - пальцем вымытой руки, но без мыла, а к третьей прикоснитесь, предварительно хорошо вымыв руки с мылом. Оставьте опыт на

24

два дня, сравните результаты, сделайте вывод и расскажите об этом на уроке биологии, оформив результаты опыта в виде презентации.













25

  1. Список литературы.

1. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2014;

2. Учебник. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. В.Б. Захарова, Н.И .Сонин. М.: Дрофа, 2011;

3. Рабочая тетрадь. Биология. Многообразие живых организмов. В.Б. Захарова, Н.И. Сонин. М.: Дрофа, 2011;

4. Биология. Поурочные планы к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина 7 класс. М. Дрофа, 2009;

5.Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники. Учебное пособие. Нижний - Новгород. 2007;

6. Человек и его здоровье. Курс лекций. Нижний - Новгород. 2003;

8. Занимательная микробиология. В.М. Жданов, Г.В. Выгодчиков, Ф.И. Ершов, А.А. Ежов, Н.Б. Коростелев. Издательство «Знание». М.: 1983;

9. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. Биология 7 класс.







26



Методическая разработка раздела учебной программы по биологии

« Царство Прокариоты»



Автор:

учитель биологии

МБОУ СОШ №156

Белякова Н.Ю.





Нижний Новгород

2014 г

© 2010-2022