Рабочая программа по природоведению 5 класс

Программа составлена на основе ФКГОС, утвержденной приказом МОиНРФ №1089 от 5.03.2004г примерной программе по природоведению и программы основного общего образования по природоведению 5 класса, В.И. Сивоглазов, С.В. Суматохин (2-е издание, стереотип, М:Дрофа, 2008). Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение природоведения 2 часа в неделю (68 часов).Основная задача курса:освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи ...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на заседании МО

«____»____________________

Составлена на основе рекомендованной

Государственной программы и

Требований к минимуму содержания





Принято на заседании

Педагогического совета

«____»________________

Утверждено: приказом №____ от «____»________________

Директор школы: Насырова В.Г.


Рабочая программа

По естествознанию 5 класса




Составитель: Шутова А.И. учитель школы № 1 г. Можги






2014-2015 учебный год






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа составлена на основе ФКГОС, утвержденной приказом МОиНРФ №1089 от 5.03.2004г примерной программе по природоведению и программы основного общего образования по природоведению 5 класса, В.И. Сивоглазов, С.В. Суматохин (2-е издание, стереотип, М:Дрофа, 2008). Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение природоведения 2 часа в неделю (68 часов).

Основная задача курса:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Поэтому авторы строят курс, акцентируя внимание не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира, опираясь на наиболее общие понятия, применимые как в живой, так и не живой природе. Это физические характеристики тел живой и не живой природы, физические силы, возникающие при взаимодействии тел неживой и живой природы; строение вещества, молекул и атомов; виды энергии и превращение одного вида энергии в другой.

В целях формирования представлений о целостности мира все перечисленные аспекты представлены блоками знаний, построенными на установлении анологий между объектами живой и неживой природы, их сравнении и сопоставлении. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем нас мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и не живой природы. Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере, системы жизнеобеспечения при космических полетах и работах на глубине и др.).

Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения, такие как: реализация принципа « от целого к частям», концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для всего природоведения понятий; учет возрастных особенностей учащихся их конкретно- образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников - задания по выбору, опыты в домашних условиях.

Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира. Работа над ведущими понятиями строится по «спирали».

Все блоки основываются на развитии общих для живой и не живой природы понятий, что позволяет логически завершить курс 5 класса блоком «Единство и взаимосвязи материального мира». Значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т.е. единство материального мира.

С целью формирования умений проводить наблюдения в природе, в конце курса предусмотрены задания на лето, а также опыты в лабораторных и домашних условиях.

Перечень практических работ и экскурсий носит рекомендательный характер. Экскурсии проводятся учителем за счет резервного времени.

Требования к уровню подготовки учащихся

знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

На реализацию национально-регионального компонента в 5 а класее отводится 6 часов на материале НРК.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по природоведению


Общедидактические
Оценка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:
1. Знания всего изученного программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание. - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.



Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётам и являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
- орфографические и пунктационные ошибки.














Структура учебно-тематического плана


раздел

тема

Кол-во часов

Вид занятий (кол-во часов)

Л.р,П.р.

Экскурсии

Контр.

1

Предмет изучения естествознания

1.Что такое природа?Погодныеявления.Основные характеристики погоды.

6 ч




2.Единство живой и неживой природы.


0.5

0.5

3.Различные физические явления и их использование в повседневной жизни.

0.5



4-5 Макро и микромир

0.5



6.Обобщение по теме «Предмет изучения естествознания»



0.5

2

Познание природы человеком

7.Представления о природе в древности

7 ч




8.Науки о пррироде




9. Наблюдения, опыты и измерения , их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы




10-11 Эксперимент

1



12-13 Обобщение по теме «Познание природы человеком»



0.5

3.

Тела в природе. Небесные тела

14 Свойство тел


0.5



15 Звездное небо





16 Ближайшая к Земле звезда





17 Строение Солнечной системы


0.5



18 Астероиды,кометы,метеоры и метеориты





19-20 Обобщение по теме «Тела в природе.Небесные тела»




0.5

4

Природное тело Земля

21 Что у Земли внутри

0.5



22 Внешняя оболочка Земли

0.5



23 Материки и океаны

0.5



24 Строение земной коры

0.5



25Полезные ископаемые.Полезные ископаемые Удмуртии




26Почва.Почвы Удмуртии

0.5



27-28 Обобщение по тем «Природное тело-Земля»



0.5






5





Тела живой природы.Организм

29Разнообразие живых организмов и причины их сокращения

0.5



30Царство Животные.Краснокнижные животные Удмуртии




31 Царство Растения. Краснокнижные растения Удмуртии

0.5



32 Царство Грибы. Многообразие грибов, встречающиеся на территории Удмуртии

0.5



33 Царство Простейшие

0.5



34 Царство Бактерии

0.5



35 Вирусы




36-37 Примеры приспособленности растений и животных в разных условиях среды обитания



0,5

6

Вещества

38Свойства веществ

0.5



39Вещества в окружающем мире и их использование человеком.

0.5



40Изменения состояния вещества. Примеры явлений превращения вещества.

0.5



41Чистые вещества и смеси

0.5



42-43Обобщение по теме «Вещества»



1

7

Строение веществ

44 Атом

0.5



45 Как устроен атом

0.5



46Химические элементы




47Многообразие веществ

0.5



48Простые и сложные вещества




49Органические и неорганические вещества

0.5



50-51Обобщение по теме «Строение веществ»




8


Клетка

52 Элементарные частицы жизни

0.5



53-54Строение клетки

1



55 Многоклеточный организм

0.5



56-57Обобщение по теме «Клетка»



0.5

9

Единство и взаимосвязь окружающего мира

58 Материя




59Круговорот воды

0.5



60-61 Обобщение по теме «Единство и взаимосвязь окружающего мира»



0.5

10

Здоровье человека и безопасность жизнедеятельности

62-63 Взаимосвязь здоровья и образа жизни.Профилактика вредных привычек.




64-65Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре,во время грозы,под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями)Сбережем природу Удмуртии!




66-68 Овладение простейшими способами оказания первой помощи















Структура учебной программы



Сроки изучения учебной программы

Раздел, тема, урок, практические и контрольные работы.

Ученик должен знать

Ученик должен уметь

Повторение ключевых моментов курса. Межпредметные связи

Раздел 1 Предмет изучения естествознания



1. Что такое природа?Погодные явления.Основные характеристики погоды

Понятия « естествознание», природа,погода».

Заполнять календарь природы

Связь с географией


2. Единство неживой и живой природы.

Признаки живых организмов.

Сравнивать объекты живой и неживой природы

Связь с биологией,географией


3Различные физические явления и их использование в повседневной жизни

Опыт № 1

Виды природных явлений; определение химических и физических явлений; правила безопасности при проведении практических работ

Различать физические и химические изменения; сравнивать химические и физические явления. Описывать ход опыта.




Связь с химией,физикой



4-5.Макро- и микромир

Опыт № 2

Понятия «макромир», «микромир»; увеличительные приборы, правила работы с микроскопом;

Характеризовать назначение микроскопа и других увеличительных приборов; применять на практике полученные знания.



Связь с астрономией



6. Обобщение по теме « Предмет изучения естествознания».




Раздел №2 Познание природы человеком.



7. Представление о природе древности.

Представление о мире в древности; основные этапы познания планеты;


Связь с историей


8. Науки о природе.

Роль современной науки в жизни человека.


Связь с астрономией,физикой,биологией,химией,географией


9. Наблюдения,опыты и измерения,их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы

Отдельные методы изучения природы.

Описывать личные наблюдения и опыты; различать в них цель, условия проведения, полученные результаты.

Связь с биологией,химией,географией,физикой,астрономией


10. Эксперимент.

Опыт № 3,4

Определение терминов: «гипотеза», «эксперимент», «закономерности».

Объяснять проведенные опыты


Связь с биологией,географией


11. Эксперимент.

Опыт № 5

О химических процессах в окружающей среде.

Объяснять превращение одних веществ в другие; описывать ход опыта.

Связь с биологией,географией


12-13. Обобщение по теме « Познание природы человеком».

Термины по теме; методы изучения природы.

Уметь применять на практике полученные знания.


Раздел № 3 Тела в природе. Небесные тела.


14. Свойства тел.

Опыт№6

Определения терминов: « тела», «свойства тел», «форма тела», «объем, масса».

Определять массу тела, сравнивать массы тел, работать с весами.

Связь с математикой


15. Звездное небо

Определения терминов : «звезды», «созвездия».

Определять созвездия на небосклоне северного полушария.

Связь с астрономией


16. Ближайшая к Земле звезда.

Значение солнечного света в жизни планеты.


Связь с астрономией


17. Строение Солнечной системы. Опыт № 7

Определение понятия «планета». Порядок расположения планет.

Характеризовать притяжение, движение планет.


Связь с астрономией



18. Астероиды, кометы, метеоры и метеориты.

Определение понятий: « астероид», «комета», «метеорное тело».

Определять падающие звезды, метеоритные дожди.

Связь с астрономией


19-20. обобщение по теме «Тела в природе. Небесные тела».


Применять на практике полученные знания.


Раздел № 4 Природное тело - Земля.


21. Что у Земли внутри.

Опыт № 8

Внутреннее строение Земли, причины движения литосферных плит.

Характеризовать строение планеты, объяснять причины выхода магмы.


Связь с географией,химией


22. Внешние оболочки Земли.

Опыт № 9

Определение понятий «литосфера», «гидросфера», «атмосфера».

Характеризовать литосферу, значение атмосферы, определять влажность воздуха.


Связь с географией,физикой


23. Материки и океаны.

Опыт № 10

«биосфера», части света, материки, океаны.

Показывать материки, части света, океаны.


Связь с географией


24. Строение земной коры.

Опыт № 11

Строение земной коры, основные примеры горных пород биогенного происхождения.

Характеризовать горные породы.

Связь с географией,химией


25. Полезные ископаемые. Полезные ископаемые Удмуртии.

Понятия: «полезные ископаемые», «месторождения».

Называть и показывать месторождения полезных ископаемых, объяснять причины размещения месторождений полезных ископаемых,

Связь с географией,историей


26. Почва.Почвы Удмуртии

Опыт № 12

Понятие « почва», образование и формирование почвы.

Применять на практике полученные знания. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Связь с географией,биологией


27-28. обобщение по теме « Природное тело-Земля».




Раздел № 5 Тела живой природы. Организмы.


29Разнообразие живых организмов и причины их сокращения

Опыт № 13

Понятие « вид», «царства», разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

Объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле.




Связь с ботаникой,зоологией


30. Царство животных.

Краснокнижные животные Удмуртии

О многообразии животного мира, основные отличительные признаки животных, среды жизни животных и места обитания животных.

Характеризовать черты многообразия животного мира, приводить примеры местных животных, обитающих в различных средах жизни.

Связь с зоологией


31. Царство Растения.Краснокнижные растения Удмуртии Опыт № 14

Признаки растений: сущность процессов питания, понятие «фотосинтез».

Объяснять взаимосвязь растения с окружающей средой.


Связь с ботаникой



32. Царство Грибы.Многообразиегрибов,встречающиеся на территории Удмуртии Опыт № 15

Признаки грибов, строение грибов, многообразие грибов, значение грибов.

Объяснять роль грибов в природе и в жизни человека, распознавать съедобные и ядовитые грибы своей местности.




Связь с ботаникой


33. Царство Простейшие

Опыт № 16

Строение и место обитания простейших, роль простейших в природе и жизни человека.

Объяснить роль одноклеточных животных в природе и в жизни человека.



Связь с биологией


34. Царство Бактерий.

Опыт № 17

Признаки бактерий, основные виды бактерий,

Находить отличительные признаки царства бактерий, объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.




Связь с биологией


35. Вирусы.

Строение вирусов, роль вирусов в природе и жизни человека.

Объяснять роль вирусов в природе и жизни человека.

Связь с биологией


36-37. Примеры приспособленности растений и животных в разных условиях среды

Адаптация,среда обитания

Характеризовать адаптационный период растений и животных.

Связь с ботаникой,зоологией

Раздел № 6 Вещества


38. Свойства веществ. Опыт № 18

Понятие «вещества», «свойства».

Определять вещества и свойства.

Связь с химией


39. Вещества в окружающем мире и их использование человеком Опыт № 19

Состояние веществ.

Сравнивать вещества и определять состояние веществ.

Связь с химией


40. Изменение состояния вещества.Примеры явлений превращения вещества

Опыт № 20

Понятие «температура плавления», «температура кипения», «температура застывания».

Наблюдать за изменением состояния вещества, приводить примеры явлений превращения веществ.




Связь с физикой,химией


41. Чистые вещества и смеси.

Опыт №21, 22, 23

Понятие «чистое вещество».

Описывать состав воды, применять на практике полученные знания.


Связь с физикой,химией


42-43. Обобщение по теме « Вещества».


Применять на практике полученные знания


Раздел № 7 Строение веществ


44. Атом.

Опыт № 24

Понятие « Атом»;ученых изучавших строение веществ

Описывать ход опыта.


Связь с химией


45. Как устроен атом.

Опыт № 25

Строение атома, понятие «ядро атома», «электроны».




Связь с химией


46. Химические элементы.

Понятие «химический элемент», « химический знак».



Связь с химией


47. Многообразие веществ.

Опыт № 26

Понятие «химическая формула».

Применять на практике полученные знания.


Связь с химией


48. Простые и сложные вещества.

Простые и сложные вещества.

Сравнивать понятие « химический элемент», «простое вещество».


Связь с химией


49. Органические и неорганические вещества.

Опыт № 27

Понятие «органические вещества», «белки», «неорганические вещества», признаки органических и неорганических веществ.

Описывать ход опыта; отличать органические от неорганических веществ;



Связь с химией,биологией





50-51. Обобщение по теме «Строение веществ».


Применять на практике полученные знания.



Раздел №8 Клетка


52. Элементарные частицы жизни.

Опыт № 28

Историю открытия клеток.

Объяснять, почему клетку называют элементарной частицей жизни, описывать ход опыта и делать вывод.


Связь с биологией




53-54. Строение клеток.

Опыт № 29

Понятие «цитоплазма», «ядро», «оболочка». Клеточные структуры и их функции.

Описывать ход опыта, сравнивать строение клеток кожицы лука и мякоти томата.


Связь с биологией





55. Многоклеточный организм.

Опыт № 30

Особенности строения клеток многоклеточного организма.

Описывать ход опыта и формулировать вывод.


Связь с биологией




56-57. Обобщение по теме: « клетка».


Применять на практике полученные знания.


Раздел № 9 Единство и взаимопомощь окружающего мира.


58. Материя.

Научную картину мира.

Сравнивать микромир и макромир.

Связь с биологией



59. Круговорот воды.

Опыт № 31

Значение круговорота воды в природе.

Объяснять изменения, которые происходят с водой в природе.

Связь с биологией



60-61. Обобщение по теме « Единство и взаимосвязь окружающего мира».


Применять на практике полученные знания.


Раздел № 10 Повторение.


62-63.Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек

ЗОЖ, вредные привычки

Составлять режим дня, сбалансированный рацион питания

Связь с анатомией


64-65. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы,под градом,при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями)Сбережем природу Удмуртии!

Правила безопасного поведения в трудных жизненных ситуациях

Применять на практике полученные знания

Связь с ОБЖ


66-68. Овладение простейшими способами оказания первой помощи

Понятие первой медицинской помощи

Применять полученные знания на практике

Связь с ОБЖ







Контрольно-измерительные материалы

к рабочей программе по природоведению5 класс

  1. Проверочная работа «Единство живой и неживой природы»

1 вариант:

  • Что такое природа? 0,5 балла

  • Что такое естествознание? 0,5 балла

  • Назовите признаки живой природы.(5 штук) 0,5 балла

  • Приведите примеры живой природы.(5 штук ) 0,5 балла

  • Приведите примеры неживой природы. 1 балл

  • Приведите примеры взаимосвязи живой и неживой природы.1 балл

  • В чем заключается польза природы для человека? 1балла

Критерии оценивания:

0-1балл - «2»

2 балла - «3»

3-4 балла -«4»

5 баллов «5»

  1. Контрольная работа «Предмет изучения естествознания»


  1. Природа - это… 1 балл

  2. Нас окружает … и … природа. 1 балл

  3. В отличие от неживой природы , живые организмы ….,…,… 2 балла

  4. В природе постоянно происходят … .Примеры… 2 балла

  5. Живые организмы и неживая природа неразрывно связаны. Приведите примеры, подтверждающие эту мысль. 2 балла

  6. Любое живое существо - это единый организм. Какие признаки свойственны живым организмам? 2 балла

  7. Что такое макромир? 1 балл

  8. Что такое микромир?1 балл

  9. Приведите примеры микро - и макромира. 2 балла

  10. Для чего человек изучает природу? 2 балла

Критерии оценивания:

0-5 баллов «2»

6-8 баллов «3»

9-12 баллов «4»

13-16 баллов «5»


  1. Контрольная работа по теме «Познание природы человеком»

  1. Расскажи, как древние люди представляли окружающий мир.(2 балла)

  2. Науки о природе называют… , к ним относятся…(2балла)

  3. Что изучает каждая из естественных наук ? Найди ответ в правой колонке. (2 балла)

Название науки

Что изучает

астрономия

Вещества и их превращения

физика

Живую природу

химия

Небесные тела

биология

Природу земной поверхности

география

Движение тел, электричество,звук,свет


  1. Наблюдение- это…(1 балл)

  2. Эксперимент - это…(1балл)

  3. Подумай, как поставить эксперименты, чтобы получить ответы на вопросы:

Какой снег быстрее тает весной - грязный или чистый? Что быстрее закипит вода или сахарный сироп?(2 балла)

  1. Для выяснения значения света в жизни растений девочка посеяла в два вазона семена пшеницы. Один вазон с проростками она поставила на подоконник, а другой - в темный шкаф. Девочка наблюдала за развитием проростков. Назови методы, которые она использовала.(3балла)

Критерии оценивания:

0-2 балла «2»

3-6 баллов «3»

7-9 баллов «4»

10-13 баллов «5»


  1. Контрольная работа по теме «Тела в природе. Небесные тела»

  1. Все предметы вокруг нас называют - … (1 балл)

  2. Килограмм - это единица…(1 балл)

  3. Звезды- это..(1 балл)

  4. Участок неба с расположенными на нем звездами называют - …(1 балл)

  5. Ближайшая к Солнцу звезда - это..(1 балл)

  6. Солнце и вращающиеся вокруг него планеты образуют - ..(1 балл)

  7. В Солнечную систему входит 9 крупных планет:… (2 балла)

  8. Астероиды- это..(1 балл)

  9. Кометы- это..(1 балл)

  10. Метеоры - это..(1 балл)

  11. Перечислите планеты Солнечной системы в порядке увеличения расстояния от них до Солнца.(2 балла)

  12. Между какими двумя соседними планетами Солнечной системы самое большое расстояние?(2 балла)

  13. Что такое метеорит?(1 балл)

  14. Подбери особенности,характерные для каждой планеты:(2 балла)

Меркурий

Населена живыми организмами

Венера

Не имеет атмосферы

Земля

Имеет белые полярные шапки

Марс

Имеет плотную ,облачную атмосферу из углекислого газа


  1. Подбери к образным выражениям соответствующие научные названия:(2 балла)

Падающая звезда

комета

Хвостатая звезда

метеор

Космический камень,упавший на Землю

метеорит

Критерии оценивания:

0-4 балла «2»

5-9 баллов «3»

10-15 баллов «4»

16-20 баллов «5»


  1. Контрольная работа теме : «Природное тело -Земля»


  1. Перечислите слои Земли. (1 балл)

  2. Назовите составные части гидросферы. (2балла)

  3. Сколько материков на Земле? Как они называются? (2балла)

  4. Заполните таблицу: (2балла)

Группа горных пород и минералов

Как образовались горные породы и минералы

Примеры горных пород и минералов

магматические

осадочные

метаморфические


  1. Почему необходимо бережно использовать полезные ископаемые? (2балла)

  2. Перечислите составные части почвы. (1 балл)

  3. Какими свойствами обладать почва, чтобы считаться плодородной? (2балла)

  4. Перечисли известные тебе способы повышения плодородия почвы…(2балла)

Критерии оценивания:

0-2 балла «2»

3-6 баллов «3»

7-9 баллов «4»

10-14 баллов «5»


  1. Контрольная работа по теме «Тела живой природы.Организм»

1.Почему необходимо давать организмам научные названия ,а также классифицировать их?(2 балла)

2. Заполните таблицу(2 балла)

Царства живой природы

Характерные особенности организмов

Представители

животные

растения

грибы

простейшие

бактерии

вирусы


3. Укажи сходства и различия растений и животных.(1 балл)

4. Закончи утверждения:Жизнь человека и животных зависит от растений так как….

Жизнь растений зависит от человека и животных .Например…(2 балла)

5.Почему бактерии считают наиболее просто устроенными организмами?(1 балл)

6.Что общего у бактерий и простейших?Чем они отличаются?(2 балла)

7.Найди ошибки в следующем утверждении:(2 балла)

«К растениям относят следующие из перечисленных живых организмов:кувшинку,ель ,подберезовик,мох,сыроежку,папоротник, водоросль.

Не относятся к царству растений…,так как они не имеют…»

Критерии оценивания:

0-2 балла «2»

3-5 баллов «3»

6-8 баллов «4»

9-12 баллов «5»


  1. Контрольная работа по теме: «Вещества»


  1. Распредели тела и вещества на группы: стол, стакан, кислород, ключ, льдина, ртуть, известь, свеча, самолет, вода, аист, гипс, железо, дерево. Тела:… Вещества:….( 2 балла)

  2. Как устанавливают свойство того или иного вещества? (1 балл)

  3. Какие вещества называются чистыми? Приведи примеры чистых веществ. (2 балла)

  4. Что в природе больше тел или веществ? Почему? (1 балл)

  5. Заполни таблицу: (2 балла)

    смеси

    вещества



  6. Предложи методы разделения следующих смесей: поваренной соли и древесных опилок; сахара , металлических опилок и древесных опилок. (2 балла)

  7. Предложи способ разделения молока на составные части в бытовых условиях. (1 балл)

  8. Раздели предложенные слова по группам: сахар, морская вода, почва, кислород, воздух, молоко, алюминий, гранит, глина, серебро, туман, дым. Чистые вещества:… Смеси:..(2 балла)

Критерии оценивания:

0-2 балла «2»

3-5 баллов «3»

6-8 баллов «4»

9-13 баллов «5»


  1. Контрольная работа по теме: «Строение веществ»


  1. Какие виды атомов входят в состав сахарозы?(1 балл)

  2. Как объясняется многообразие веществ?(1 балл)

  3. Что является мельчайшей частицей кислорода: как химического элемента и как простого вещества?(2балла)

  4. Раздели вещества на группы(простые и сложные) : вода, алюминий,соляная кислота, сера, кислород, метан.(2 балла)

  5. Перепиши предложения, вставив вместо пропусков слова «молекула», «атом»(2 балла)

А. Воздух- смесь, в состав которой входят…. Кислорода.

Б. При растворении кислорода в воде...кислорода распределяются между ... воды.

В. … воды состоят из … водорода и кислорода.

Г. Запах йодной настойки обуславливается испарением из нее … йода.

6. Закончи заполнение таблицы (1 балл)

вещества

состав

примеры

Сложные

Простые

7.Что выражает химический символ и химическая формула?(1 балл)

8. Какие ты знаешь органические вещества? Чем отличаются органические вещества от неорганических?(2 балла)

9. Напиши химическую формулу озона, если известно, что его молекулы состоят из трех атомов кислорода.(1 балл)

Критерии оценивания:

0-2 балла «2»

3-5 баллов «3»

6-8 баллов «4»

9-13 баллов «5»



  1. Контрольная работа по теме «Клетка»


  1. Кем и когда впервые был введен в науку термин «клетка»?(1 балл)

  2. Почему наименьшие частицы жизни были названы клетками?(1 балл)

  3. Из каких основных частей состоит живая клетка?(1 балл)

  4. Вставь пропущенные слова в тексте: «Каждая клетка имеет плотную…Под оболочкой находится вязкое вещество- … .Плотное тельце в цитоплазме клетки - это … .Клетка обладает всеми признаками живого .Она …,…,…,….»(2 балла)

  5. Клетки ,каких растений можно увидеть невооруженным глазом?(1 балл)

  6. Почему многоклеточные организмы состоят из разных типов клеток? Ответ поясни примерами .(2 балла)

Критерии оценивания:

0-2 балла «2»

3-4 балла «3»

5-6 баллов «4»

7-8 баллов «5»


  1. Контрольная работа по теме «Единство и взаимосвязь окружающего мира»


  1. Почему туман образуется по ночам мили рано утром? (1 балл)

  2. Объясни, что приводит в движение круговорот воды в природе?(1 балл)

  3. Что такое материя?(1 балл)

  4. Чем вызвано изменение состояний воды в процессе ее круговорота в природе?(2 балла)

  5. Подготовь небольшой рассказ о круговороте воды в природе. В рассказе используй следующие слова: круговорот воды, пар, испарение, осадки, грунтовые воды, лед. (2 балла)

  6. Прочитай отрывок из стихотворения П.Дудника. (1 балл)

Говорят, что на восемьдесят процентов

Из воды состоит человек.Из воды - добавлю - родных его рек.

Из воды - добавлю -дождей, что его напоили.

Из воды - добавлю - из древней воды родников, Из которых его и деды и прадеды пили…

Как ты понимаешь эти стихи с точки зрения своих знаний о единстве и взаимосвязи материи?

  1. Отгадай загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.(1 балл)



  1. Ответь на вопросы: Когда вода летает? Когда она бежит? Когда она стеклянной бывает? (1 балл)

Критерии оценивания:

0-2 балла «2»

3-5 баллов «3»

5-6 баллов «4»

7-8 баллов «5»








ПРИЛОЖЕНИЕ

П.Р. №1 Явления природы и их взаимосвязь

  1. Два литровых химических стакана заполнили водой на две трети.

  2. В один стакан насыпь 3-4 столовые ложки поваренной соли и, раствори ее.

  3. В стакан с несоленой водой опусти куриное яйцо. Что наблюдаешь?

  4. Опусти куриное яйцо в стакан с соленой водой. Что наблюдаешь?

  5. Зарисуй увиденное в рабочей тетради. Подумай, как можно объяснить причины наблюдаемых различий, и сделай выводы.

П.Р. №2 Микро и макромир

  1. Подготовь микроскоп к работе.

  2. Рассмотри под микроскопом выданные тебе микропрепараты.

  3. Определи, во сколько раз были увеличены рассматриваемые микрообъекты.

  4. Зарисуй увиденные микроорганизмы.

  5. Сделай выводы по результатам наблюдений и запиши их в тетрадь.

П.Р. №3Эксперимент

  1. Возьми стакан с водой и опусти в него ложку. Посмотри на ложку. Что наблюдаешь? Да, ложка у поверхности воды кажется переломленной. Но ты точно знаешь, что в действительности никакого излома у ложки нет.

  2. Излом ложки в стакане с водой вызван физическим явлением - рефракцией света. Луч света, переходя из одной среды в другую (например, из воздуха в воду), преломляется, изменяя первоначальное направление. Из-за рефракции дно реки или озера кажется менее глубоким, чем в действительности.

П.Р.№4 Эксперимент

  1. Наблюдал ли ты за растворением сахара в воде?

  2. Предположи (выскажи гипотезу), что может ускорить растворение сахара.

  3. Экспериментально докажи правильность выдвинутой тобой гипотезы.

  4. Оформи результаты исследования в тетради.

П.Р.№5 Эксперимент

Допустим ,наблюдая за насекомыми ,мы заметили ,что кроме обычных серых мух есть полосатые мухи. Они своей окраской напоминают ос. Нам стало интересно,зачем мухам такая окраска? Мы выдвинули гипотезу:полосатая окраска защищает их от хищников, которые принимают мух за жалящих ос и поэтому их не ловят.

П.Р. №6 Свойство тел

  1. Ознакомься с устройством рычажных весов. Найди основные части весов: подставку, штатив, чашки, стрелку.

  2. Рассмотри набор гирь. Обрати внимание на то, что в наборе гири имеют определенную массу и форму. На каждой гире обозначена ее масса. Гири, массы которых меньше грамма, сделаны в виде пластинок. Край каждой пластинки, и ее берут пинцетом. Гири, массы которых больше грамма, имеют цилиндрическую форму.

  3. Убедись, что весы находятся в равновесии. Если весы не в равновесии, уравновесь их с помощью полоски бумаги.

  4. Сравни значения масс тел: у какого тела масса наибольшая, у какого наименьшая.

  5. Определи массу цилиндра, кубика тела неправильной формы. Результаты измерений запиши в рабочей тетради в виде таблице

Масса тел

Тело

Масса в граммах

Цилиндр


Кубик


Тело неправильной формы




П.Р.№7 Строение Солнечной системы

  1. Приготовь бумажную полоску шириной 5 см и длиной 60 см, клей, линейку, цветные карандаши.

  2. Познакомься с таблицей.

Удаленность планет от Солнца

Планета

Удаленность, млн км

Планета

Удаленность, млн км

Меркурий

58

Юпитер

773

Венера

108

Сатурн

1427

Земля

150

Уран

2869

Марс

228

Нептун

4497



Плутон

5900



  1. Раздели данные в таблице расстояния на 10 и возьми за единицу измерения миллиметр. У тебя получится, что Меркурий находится на расстоянии 5,8 мм, округленно 6 мм; Венера - на расстоянии 10,8 мм, округленно 11 мм и т.д. Продолжи сам.

  2. С помощью линейки отметь на бумажной полоске полученные данные.

  3. У тебя получилась модель-шкала удаленности планет от Солнца. Согни полоску и конец ее приклей в рабочую тетрадь.

П.Р. №8 Что у Земли внутри

  1. Приготовь огнеупорный химический стакан с водой, спиртовку или электроплитку, чайную ложку рисовых зерен и немного растительного масла.

  2. Налей половину стакана воды, положи в него рис и тонким слоем налей растительное масло.

Представим, что вода - это расплавленная порода мантии, а масло - земная кора. Зернышки риса помогут лучше рассмотреть происходящее.

  1. С помощью учителя, соблюдая меры предосторожности, поставь стакан на огонь и наблюдай за происходящими изменениями.

  2. Опиши свои наблюдения в рабочей тетради.


П.Р.№9 Внешние оболочки Земли

  1. Прикрепи волос к верхней стороне пакета.

  2. Снизу наклей на пакет полоску миллиметровой бумаги.

  3. Приклей к свободному концу волоса маленькую бумажную стрелку.

  4. Измерь влажность воздуха в разных помещениях у себя дома (в ванной комнате, в спальне, на кухне, в прихожей и т.д.). Для этого поставь измеритель влажности на полчаса на стол или на шкаф, затем отметь на миллиметровой бумаге положение стрелки.

  5. Измерив, влажность воздуха в разных комнатах, ответь на вопросы:

Когда волос удлиняется?

Когда волос укорачивается?

В какой комнате у тебя самый сухой, а в какой - самый влажный воздух?

Как объяснить, что в разных комнатах различная влажность воздуха?

П.Р.№10 Материки и океаны

  1. Приготовь атлас мира, карандаш, копировальную бумагу, лист кальки, тонкий картон и ножницы.

  2. Положи кальку поверх карты и обведи очертания всех материков.

  3. Положи на картон копировальную бумагу и накрой ее сверху калькой.

  4. Еще раз обведи контурные линии материков.

  5. Вырежи изображения материков, которые опечатались на картоне.

  6. Посмотри на рисунки и постарайся так же плотно уложить вырезанные тобой очертания материков.

П.Р.№11 Строение земной коры

  1. Соблюдая правила техники безопасности, под руководством учителя накали кусочек гранита в пламени спиртовки и быстро опусти его в стакан с холодной водой.

  2. Через одну-две минуты вынь кусочек из воды, снова нагрей его и опять опусти в холодную воду.

  3. Еще несколько раз нагрей и охлади гранит.

  4. Попробуй разломить охлажденный кусочек гранита. Почему он начинает крошиться на мелкие части?


П.Р.№12 Почва

  1. Рассмотри почву. Какого она цвета? Из чего состоит?

  2. Опусти небольшой комочек почвы в воду. Что наблюдаешь? О чем это свидетельствует?

  3. Положи немного почвы в жестяную банку и, соблюдая правила техники безопасности, под руководством учителя нагревай ее. С помощью зажима подержи над почвой стекло. Что наблюдаешь? Объясни увиденное.

  4. Продолжай прокаливать почву. Что видишь и чувствуешь?

  5. Внимательно рассмотри остывшую почву. Изменился ли ее цвет? Почему?

  6. Помести прокаленную почву в стеклянный сосуд, залей водой и размешай. Какой цвет приобрела вода? Почему? Что оседает на дне?

  7. Профильтруй немного отстоявшейся воды. Несколько капель профильтрованной воды помести на чистое стекло и подержи его над огнем. Что видишь на стекле после испарения воды? Почему?

  8. На основании проведенных опытов сделай выводы о составе и свойствах почвы.

П.Р.№ 13 Разнообразие живых организмов и причины их сокращения

  1. 1.Возьми 10 разных предметов.

  2. 2Распредели эти предметы по двум или трем группам. Какие предметы оказались в одной группе? Почему ты объеденил их?

  3. 3Рассмотри рисунки. Как ты распределишь по группам изображенные на них живые организмы.

П.Р.№14 Царство Растения

  1. 1посей в ящик с почвой семена редиса. Поставь ящик в теплое и светлое место и следи за тем, чтобы почва постоянно была влажной.

  2. Вскоре появятся всходы, и молодые растения начнут развиваться. Накрой часть растений небольшой коробкой.

  3. Через три дня сними коробку. Как выглядят растения, которые были скрыты от света? Отличаются ли они чем-нибудь от остальных? Как ты думаешь, почему?

П.Р. №15 Царство Грибы

  1. Положи в банку на влажную бумагу кусочек хлеба. Закрой банку сухим листом бумаги и поставь в теплое место.

  2. Ежедневно осматривай хлеб, и через несколько дней ты увидишь выросшую на хлебе плесень

  3. Подожди, когда на белой плесени появится черный налет.

  4. Принеси выросшую плесень в класс и рассмотри под микроскопом.

П.Р. №16 Царство Простейшие

  1. 1 рассмотри невооруженным глазом пробирку с водой взятой со дна аквариума, озера или пруда. Видишь ли ты в ней двигающиеся точки? Что это такое?

  2. Рассмотри содержимое пробирки с помощью лупы. Найди уже знакомых тебе простейших. Обрати внимание на увиденных впервые.

  3. Возьми из пробирки каплю воды и, поместив ее на предметное стекло, рассмотри под микроскопом. Посмотри, как передвигаются различные простейшие. Отметь их внешний вид,размеры,окраску.

  4. На основе собственных наблюдений постарайся назвать признаки, характерные для представителей царства Простейшие.

П.Р.№ 17 Царство Бактерий

  1. Чистый клубень картофеля, не очищая от кожуры, нарежь ломтиками.

  2. Натри ломтики картофеля мелом и положи в чашку Петри.

  3. Поставь чашку с картофелем в теплое место с температурой 25-30 градусов С

  4. Через 2-3 суток осмотри картофель и обрати внимание на образовавшуюся на ломтиках плотную морщинистую пленку.

  5. Препаровальной иглой возьми маленький кусочек пленки и разотри его в капле воды на предметном стекле.

  6. Приготовленный микропрепарат рассмотри под микроскопом. Что наблюдаешь? Зарисуй увиденное в тетради.

П.Р. №18 Свойства веществ

Выполни практическую работу: опиши свойства воды, сахара, парафина.

П.Р. №19 Вещества в окружающем мире и их использование человеком

  1. Рассмотри кубик льда, лежащий в чашке Петри, обрати внимание на его форму. Переложи лед из чашки в стакан. Изменилась ли форма льда? Изменился ли его объем?

  2. Переложи лед в огнеупорную пробирку и растопи над пламенем спиртовки. Перелей получившуюся воду в стакан. Изменилась ли форма льда? Изменился ли объем воды?

  3. Перелей воду из стакана обратно в пробирку. Соблюдая правила техники безопасности, под руководством учителя нагревай пробирку с водой до тех пор, пока воды не станет заметно меньше. Куда исчезла часть воды?

  4. Оформи результаты наблюдений в рабочей тетради в виде таблицы.







Состояние вещества

Различные состояния воды

Состояния вещества

Объем

Форма

Лед

Твердое



Вода


Сохраняет


Водяной пар



Не сохраняет


П.Р. №20 Изменение состояний веществ

  1. С помощью лабораторного термометра (от -10до +110С)измерь температуру льда во время таяния. Смотри на термометр так, чтобы верхний уровень столбика находился на высоте твоих глаз. При какой температуре тает лед?

  2. Продолжай наблюдать за показаниями термометра после таяния льда. Как изменилась температура после того как лед растаял?

  3. Осторожно соблюдая правила ТБ нагрей воду до кипения, продолжая ее температуру. При какой температуре вода закипает? Что происходит с водой при кипении?

  4. Нарисуй в рабочей тетради схему перехода воды из одного состояния в другое. На схеме укажи температуры, при которых вода изменяет свое состояние.

П.Р.№21 Чистые вещества и смеси

  1. Насыпь смесь на лист бумаги.

  2. Возьми магнит. Снизу приложи к нему толстый лист бумаги.

  3. Поднеси магнит вместе с листом бумаги к смеси.

  4. Подними магнит вместе с листом бумаги к смеси.

  5. Опиши ход опыта и результаты своих наблюдений в рабочей тетради. Отметь, какое различие в свойствах серы и железа ты использовал при разделении смеси.

П.Р. №22 Чистые вещества и смеси

  1. Убедись в том, что кран длительной воронки закрыт.

  2. Вылей смесь в длительную воронку.

  3. Дождись, когда находящаяся в воронке смесь масла и воды четко расслоится.

  4. Открой кран и выпусти воду из длительной воронки в стакан.

П.Р.№23 Чистые вещества и смеси

  1. Сложи фильтр, как показано на рисунке. Помести фильтр в воронку. Налей в фильтр несколько капель воды, чтобы он плотно прилегал к стенкам воронки.

  2. Вставь воронку с фильтром в чистую колбу.

  3. Пропусти мутную воду сквозь фильтр, как показано на рисунке.

  4. После того как вся вода пройдет сквозь фильтр, разверни его и посмотри, есть ли в фильтре частички вещества. Изменился ли цвет воды после фильтрования? Как ты думаешь, отфильтрованная тобой вода - чистое вещество или смесь? Можешь ли ты доказать свое мнение?

  5. Соблюдая правила техники безопасности, под руководством учителя нагревай колбу с отфильтрованной водой на пламени спиртовки (или на электроплитке) до полного испарения воды. Что ты увидел на стенках колбы после испарения воды? О чем это свидетельствует?








П.Р. №24 Атом

  1. Отмерь по полстакана гороха и манной купы. Горошины и крупинки условно будем считать частицами двух разных веществ.

  2. Всыпь манную крупу в стакан с горохом и перемешай их. Как расположились горошины и частицы манной крупы? Какой объем заняла смесь? Почему смесь не заняла полный стакан, хотя ты ссыпал вместе полстакана гороха и полстакана манной крупы?

П.Р. №25 Как устроен атом

  1. Возьми простой карандаш. Грифель простого карандаша состоит из графита - вещества, образованного атомами углерода.

  2. Начерти карандашом прямую линию длиной 3 см. Полученная линия содержит примерно 100 млн атомов в длину и около 1 млн атомов в ширину.

П.Р. №26 Многообразие веществ

  1. Попробуй самостоятельно изготовить модели атомов и молекул.

  2. Вылепи из разноцветного пластилина шарики - модели атомов кислорода, углерода, водорода. Соедини шарики-атомы в молекулы разных веществ: углекислого газа - СО2, воды - Н2О, кислорода - О2, метана - СН4, водорода - Н2.

П.Р.№27 Органические и неорганические вещества

  1. Каплю настойки йода разбавь водой примерно в 10 раз.

  2. В чашку Петри положи испытываемый продукт: а) вареный картофель; б) сырой картофель; в) белый хлеб; г) кусочек сахара-рафинада; д) поваренную соль.

  3. С помощью пипетки капни приготовленную настойку на испытываемый продукт.

  4. Посмотри, изменилась ли окраска. Как?

  5. Можешь ли ты сказать, есть ли в этом продукте крахмал или нет?


П.Р. № 28 Элементарные частицы жизни

1.Внимательно рассмотри невооруженным глазом мякоть полуспелого томата, арбуза, яблока. Что характерно для их структуры?

  1. Рассмотри кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуй увиденное в тетради.

  2. Сделай вывод о разнообразии формы и размеров клеток.

П.Р. №29 Строение клетки

  1. Подготовь микроскоп к работе.

  2. Тщательно протри марлей предметное стекло.

  3. Рассмотри на рисунке последовательность приготовления препарата кожицы лукаю.

  4. На предметное стекло нанеси пипеткой 1 - 2 капли воды.

  5. С внутренней вогнутой поверхности чешуи лука препаровальной иглой отдели кусочек прозрачной кожицы.

  6. Небольшой кусочек кожицы аккуратно накрой предметным стеклом.

  7. У края покровного стекла пипеткой нанеси небольшую каплю раствора йода.

  8. С противоположной стороны покровного стекла фильтрованной бумагой удали излишки воды.

  9. Приготовленный препарат помести на предметный столик и рассмотри. Видишь ли ты клетки? Какие части клеток ты можешь выделить?

  10. Зарисуй в тетради 2 - 3 клетки кожицы лука. Обозначь увиденные части клетки.






П.Р. №30 Многоклеточный организм.

  1. Рассмотри под микроскопом выданные учителем микропрепараты.

  2. Сравни строение рассматриваемых клеток. Можешь ли ты сказать, почему клетки имеют разное строение?

  3. Зарисуй рассмотренные клетки и подпиши их названия.

  4. Сделай вывод об особенностях строения клеток.


П.Р. №31 Круговорот воды

  1. Начерти на листе бумаги отрезок длиной 2,5 см.

  2. Остро отточенным карандашом поставь на этом отрезке столько точек, сколько может на нем поместиться. Какое количество точек тебе удалось разместить на отрезке?

  3. Капельки в облаке намного меньше по величине, чем даже самая маленькая из нарисованных тобой точек. На отрезке длиной 2,5 см поместилось бы свыше 3000 капелек.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

  • Сивоглазов В.И. Естествознание. 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, С.В. Суматохин. -2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008.-239.

  • Программы курса «Природоведение», авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов, М.: «Вентана-Граф», 2009 год

  • «Природоведение» 5 кл. , авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов, М.: «Вентана-Граф», 2009 года

  • Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

Для учащихся:

  • Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. - М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

  • Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. - Мн.: Валев, 1995. - 528с.: ил.

  • Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 1994. - 218с.

  • Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. - 556с.

  • Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. - М.: Аванта +, 2001.

  • Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. - Гл. ред. М.Д. Аксенова. - М.: Аванта +, 2001.

  • «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;

  • «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; - М.: Аванта +, 2001.

  • tana.ucoz.ru/

  • biolicey2vrn.ucoz.ru/

  • biology-online.ru/

  • biologymoscow.ucoz.ru/


© 2010-2022