• Преподавателю
  • Биология
  • Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии. Углубленное изучение биологии»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии. Углубленное изучение биологии»

Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–9 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением к нему, рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).Данный курс предусматривает изучение наиболее важных и сложных вопросов программы биологии. Он рассчитан на учащихся старшей сту...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный университет путей сообщения»

Гимназия



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета

протокол №__от ______20__ года

Председатель педсовета

_______________________







Программа элективного курса



«Подготовка к ЕГЭ по биологии. Углубленное изучение биологии»

Ступень обучения (класс) __10___

Количество часов ___68_____

Уровень ___профильный___

Учитель Лепёхина Елена Владимировна



Москва 2013-2014

Пояснительная записка.

Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6-9 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением к нему, рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Данный курс предусматривает изучение наиболее важных и сложных вопросов программы биологии. Он рассчитан на учащихся старшей ступени обучения и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. Основное внимание в курсе уделено изучению вопросов курса 6-9 классов. В ходе обучения учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг и дополнительной литературы и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков, творческих работ. В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических работ. Закрепление изученного материала идет через составленные схемы, рисунки и таблицы. При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть полезны при организации исследовательской работы.

Место курса в системе профильной подготовки.

Элективный курс "Основные вопросы биологической науки" предназначен для углубленной подготовки учащихся 10 классов. Данный курс рассматривает наиболее важные вопросы биологической науки школьной программы гораздо шире и глубже. Это дает возможность учащимся 10-х классов лучше подготовиться к государственной итоговой аттестации и иметь базу знаний при обучении в вузе. Занятие предусмотрено проводить два раза в неделю. Курс рассчитан на 68 учебных часов. При необходимости общее количество может быть увеличено.

Цель курса:


  • повышение качества биологического образования. Формирование, обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного представления о живых организмах и их месте в биосфере.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

Задачи курса:

  1. Повторение, расширение и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии. Развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования.

  2. Обеспечение условий для нахождения необходимого материала по изучаемой теме. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации.

  3. Формирование умений отбора необходимого материала и составление схем, таблиц и рисунков.

  4. Развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

  5. Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;

  6. Развитие коммуникативной активности учащихся.

  7. Содействие профессиональной ориентации учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • строение клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • особенности тканей растительного и животного организма;

  • основные способы питания организмов;

  • механизм процесса фотосинтеза и его роль;

  • строение корня и механизм всасывания воды и минеральных веществ;

  • механизм перемещения питательных веществ по организму;

  • основные эволюционные изменения у растений и животных и их причины;

  • обмен веществ и его роль.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять причину эволюционных изменений;

  • уметь сравнивать строение организмов, клеток и устанавливать черты сходства и различия;

  • работать с дополнительной литературой и сетью Интернет и отбирать необходимый материал;

  • приготовить микропрепарат и работать с микроскопом;

  • проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы на основе полученных результатов.

Основные средства обучения:

  • электронные учебные пособия;

  • учебно-методические и учебно-наглядные пособия.

  • теоретические материалы в электронном и печатном формате;

  • презентации уроков;

  • видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;

  • материалы и оборудования для проведения лабораторных и практических работ;

  • различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;

  • типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам (задания части А,В и С);

  • другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).

Методы организации обучения:

  • словесный;

  • наглядный;

  • практическая деятельность;

  • познавательный;

  • исследовательский.

Формы организации обучения:

  • лекционно-семинарская форма занятий;

  • самостоятельная работа с дополнительной литературой;

  • проведение лабораторных работ;

  • работа в малых и больших группах;

  • подготовка докладов, презентаций;

  • защита творческих работ.

Формы контроля:

  • текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);

  • тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);

  • итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)




























Содержание программы (68 часов)


Раздел 1. Биология - наука о живой природе (3 часа + 1ч. лаб. раб. + 2ч. практ.раб.)

Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие.

Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

Лабораторные работы.

№ 1 "Знакомство с многообразием органического мира".

Практическая работа.

№1. Разбор заданий, аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ.

Раздел 2. Клетка как биологическая система (12 часов + 6ч. лаб. раб. + 5ч. практ.раб.)

Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов - основа единства органического мира, доказательства родства живой природы.

Особенности клеток грибов, бактерий и животных. Понятие о тканях и их происхождение и развитие. Разнообразие тканей растений и животных, их особенности и значение для организма. Жизнедеятельность клеток. Рост, развитие и деление клеток. Способы деления клеток. Дыхание и питание клеток. Обмен веществ.

Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток.

Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотической клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез.

Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Гены, генетический код и его свойства.

Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Определение набора хромосом в соматических и половых клетках. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов.

Лабораторные работы:

№ 2 Рассматривание клеток бактерий, кожицу лука, элодеи, клетки слизистой ротовой полости человека.
№ 3 Рассматривание клетки гриба мухомора.

№ 4 Знакомство с тканями растительного организма
№ 5 Знакомство с тканями животного организма
№ 6 Митоз клеток корешка лука.
№ 7 Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука

Практические работы.

№ 2. Решение задач по молекулярной биологии (1ч.).

№ 3. Решение задач по общей биологии (1ч.).

№4. Решение задач на определения набора хромосом (1ч.).

№5. Решение задач с использованием таблицы генетического кода (2ч.).

№6. Разбор заданий, аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ (4ч.).



Резервное время - 1 час (для проведения итоговой контрольной работы)

Раздел 3. Организм как биологическая система (19 часов + 1ч. лаб.раб. + 21ч. практ.раб.)

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы - неклеточные формы. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных.

Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Причины нарушения развития организмов.

Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Основные генетические понятия. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека.

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т. Моргана. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. Полигибридное скрещивание.

Основные закономерности функционирования генов. Проявление генов в развитии. Экспрессивность и пенетрантность генов. Плейтропное действие генов. Особенности проявления х-хромосомы. Наследование дифференцированного состояние клеток. Химерные и трансгенные гены. Иммуногенетика. Генетические основы разнообразия иммуноглобулинов.

Индивидуальное развитие и проблемы рака. Генетические основы поведения.

Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Норма реакции.

Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика.

Хромосомные изменения и хромосомные болезни человека и животных. Хромосомные и генетические карты. Генеалогический метод и составление родословных. Аутосомное наследования и виды аутосомных наследований. Наследования сцепленное с х-хромосомой. Популяционный и цитогенетический методы.

Селекция, её задачи и практическое значение. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.

Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).

Лабораторные работы:

№8. Изучение фенотипических признаков дрозофил.

Практическая работа.

№6. Решение задач на моногибридное скрещивание (2ч.).

№7. Решение задач на дигибридное скрещивание (2ч.).

№8. Решение задач на взаимодействие аллельных генов (2ч.).

№9. Решение задач на сцепленное наследование (2ч.).

№10. Решение задач на разные типы наследования признаков (1ч.).

№11. Решение задач на полигибридное скрещивание (1ч.).

№11. Решение задач на составление и анализ родословных (2ч.).

№12. Решение задач с использованием закона Харди-Вайнберга (1ч.).

№13. Разбор заданий, аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ (5ч.).

Резервное время - 1 час (для проведения итоговой контрольной работы)

Используемая литература

  1. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1989.

  2. Лемеза М.А. Пособие по биологии для поступающих в вузы. - Минск: Университетское, 1993.

  3. Рувинский А.О. Общая биология. - М.: Просвещение, 2002.

  4. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочное пособие для старшеклассников. - М.: АСТ-Пресс Школа, 2002.

  5. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. М.: ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2005.

  6. Захаров В.Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. - М.: Просвещение, 2003.

  7. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.

  8. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. М.: Просвещение, 1981.

  9. Пименов А.В. Для поступающих в ВУЗы. Задания по биологии. 6-9 класс. - Ярославль: Академия развития, 2006.

  10. Захаров В.Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2002.



© 2010-2022