Коучинг А ларчик просто открывался

Коучинг представлен для актуализации философии критического мышления во внедрении нововведений в школе. Коучинг-сессия построена с применением модулей Программы ИКТ, критическое мышление. Критерии успешности коучинга: 1. Педагоги научатся использовать философию критического мышления в рефлексировании собственной деятельности.   2. Убедятся в необходимости внедрения модуля КМ в практику преподавания и обучения   3. Научатся определять траекторию движения в решении проблем, не смещая фокуса. 4. См...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект коучинг-сессии «А ларчик просто открывался…»

Организационная информация

Дата проведения

11. 11. 2014

Организатор мероприятия:

Коуч: Колесникова Ирина Евгеньевна

учитель первого /продвинутого/ уровня

специализация: учитель начальных классов

Площадка для проведения мероприятия:

КГУ «Урицкой средней школы отдела

образования акимата Сарыкольского района»

Костанайской области

Целевая аудитория:

  • сертифицированные учителя всех уровней,

  • учителя, работающие над проблемой внедрения критического мышления в учебный процесс

  • психологи школы

Актуализация проблемы в рамках коучинг-сессии

Критическое мышление, как инструмент повышения профессионализма педагога для формирования творческой активности учащихся в решении учебных и жизненных проблем

Регламентирующие рамки коучинг-сессии

1 час

Количество участников:

24 участника



Актуализация и разработка коучинг - сессии

Тема

А ларчик просто открывался

Цель

Визуализация техник критического мышления как главное условие профессионального совершенствования педагогов для формирования творческой активности учащихся в решении учебных и жизненных проблем

Задачи

1. Актуализировать техник критического мышления для использования возможности их интерпретации в практике преподавания и обучения относительно контекста реализуемой проблемы.

2. Создать условия для совершенствования педагогов в определении фокуса существующих в практике проблем.

3. Стимулировать интерес педагогов в использовании вариативности инструментария КМ для рефлексирования собственной деятельности

Результативность обучения

1. Педагоги научатся использовать философию критического мышления в рефлексировании собственной деятельности.

2. Убедятся в необходимости внедрения модуля КМ в практику преподавания и обучения

3. Научатся определять траекторию движения в решении проблем, не смещая фокуса.

4. Смогут интерпретировать техники КМ относительно контекста проблемы

Критерии успешности

Продукты деятельности учителей:

1. Постеры и концептуальная карта «Техники КМ/ интепретация техник»,

2.План урока с использованием новых приемов КМ

3. Рефлексивная карта педагога

Ключевая идея

Внедрение философии критического мышления, как инструмента повышения профессионализма педагога для формирования творческой активности учащихся в решении учебных и жизненных проблем.

Ресурсы, материалы и оборудование

Флипчарт «Стратегии критического мышления»,

Рудик Г.А. «Культура умственного труда или 101 техника учения»

маркеры, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания.

Ресурс «Критическое мышление в повседневной жизни: 9 стратегий научения и развития»

evolkov.net/critic.think/basics/9.strategies.html

Видеоресурс «Ларчик» youtube.com/watch?v=LnS9Hwea7-Q#t=22

Непосредственная реализация коучинг-сессии

Этапы

Время

Содержание

1. Индуктор

Вызов

7 мин

1. Променад по музею

Техника «Театр-Мим» /Пантомима без озвучки/

Участники изображают экскурсию по музею. Гид подводит участников от одного экспоната к другому. Каждый участники старается изобразить мимикой отношение к определённому экспонату.

Переход участников в реальное состояние. Коуч предлагает участникам поделиться впечатлениями об увиденном /включается воображение/

- Понравилось ли вам в музее?

- Что больше всего вам понравилось?

- Что больше всего удивило?

- Какие новшества вы бы внедрили?

2. Прогнозирование ситуации

_Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается одна вещь. Что вы можете о ней рассказать?

/на подставке выставлен ларец/

- Что может находиться внутри?

- Как убедиться в правильности ваших предположений?

- Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы его открыть? Много ли усилий нужно приложить?

/участники предлагают идеи/

А теперь, уважаемые коллеги, обратите внимание на экран.

/Демонстрация мультфильма по произведению И.А. Крылова «Ларчик»/

Участники приходят к выводу, что нужно познакомиться с инструкцией, а затем по инструкции его открыть. Открывают ларчик.

- Насколько сбылись ваши прогнозы?

/участники выбирают содержимое ларца на память о променаде по музею/

- А ларчик, действительно, просто открывался. Нужно просто знать инструкцию по решению данной проблемы.

3. Интерпретация ситуации

- Можно ли данную ситуацию перенести в наше современное образование?

/мнения педагогов, аргументация мнений/

Определяются случайные группы, по наличию единых идей в объявленном направлении.

4. Афиширование

Вывод: любую проблему можно решить, разрабатывая в этом направлении стратегический план.

Какие модули Программы будут актуальны для работы в данном направлении?

/единогласно принято решение о применении модуля «Критическое мышление»/

Ротация участников

2 мин

1. Деление на группы по определённым признакам.

/предметы из ларца указывают на принадлежность участников той или иной группе/

Образовано 4 группы.

2. Осмысление содержания

20 мин

1. Изучение новой информации

/Работа в группе/

Каждой группе предложено выбрать наиболее актуальную по их мнению технику КМ в решении проблем.

Изучение материала по ресурсу Рудик Г.А. «Культура умственного труда или 101 техника учения»

/Составление ментальной карты по данной технике/

2. Интерпретация

Далее предлагается участникам интерпретировать выбранную технику в рамках собственных убеждений.

/Составление ментальной карты/

- Сравните две ментальные карты. Определите плюсы и минусы.

3. Афиширование

4. Разрыв

После выступления участники приходят к выводу:

не важно, какая техника критического мышления используется для решения той или иной проблемы, важна сама философия критического мышления. Поэтому каждый педагог может создавать техники /стратегии/ критического мышления самостоятельно, исходя из индивидуальных факторов.

Ротация участников

2 мин

Деление на группы по определённым признакам.

/цвет предмета из ларца указывают на принадлежность участников той или иной группе/

Образовано 4 группы.

Разрыв

20 мин

1. Техника «Содержательная картинка»

Работа в группах

Проблема:

- Существует мнение о том, что научить творить человека может кто угодно, а вот формировать творческого человека способен только мастер.

- Как дело обстоит на самом деле? Прав ли автор данного утверждения? Изобразите на постере.

2. Создание проекта

3. Афиширование

Разрыв: Педагог постоянно совершенствующийся способен творить. Совершенствуясь, он становится мастером. Именно он может формировать творчески активного человека, способного осуществлять креативный подход на основе осмысления проблемы извне.

3. Рефлексия

9 мин

1. Рефлексивная мишень

Участники рефлексируют собственную деятельность на коучинге и определяют своё место на табло мишени, поделённое на 4 сферы.

- Желание работать

- понимание материала

- настроение на коучинге

- работоспособность

Затем подсчитывается результативность коучинга, объявляются результаты

2. Эссе «Значение коучинга для меня»

Участники записывают свои ожидания от коучинга и оправданы ли они, станет ли полученная информация ценностью для каждого педагога, способной перерасти в убеждение.

3. Легко ли открыть ларчик, который просто открывался?

Рефлексивный круг.

Вывод: Уважаемые коллеги!

Закончить коучинг мне хотелось бы словами Л. Ландау

«Метод важнее открытия, ибо правильный метод исследования приводит к новым более ценным открытиям»

Совершенствуйте собственное педагогическое мастерство, ибо воспитать человека 21 века, способного осуществить творческий подход к решению жизненных проблем, может только мастер.



Рефлексивный отчёт по проведению коучинга по проблеме

«Критическое мышление, как инструмент повышения профессионализма педагога для формирования творческой активности учащихся в решении учебных и жизненных проблем»

«А ларчик просто открывался…»

1. Обоснование актуальности выбора предлагаемой проблемы.

Педагоги района обратились с существующей в их школах проблемой формирования творческой активности учащихся в решении учебных и жизненных проблем. Определились несколько школ с подобной проблемой. Мы предложили провести диагностику среди учителей для того, чтобы найти конструктивный инструментарий для решения названной проблемы. Решили опереться на тот модуль Программы, с которым учителя наиболее теоретически знакомы.

Для этого предлагаем педагогическим коллективам района анкетирование.

После обработки 25 анкет, единогласно было решено выбрать совершенствование деятельности педагога по направлению критического мышления. В назначенное время желающие педагоги прибыли на площадку школы, где проводился коучинг. 24 педагога приняли участие в работе коучинга. Перед непосредственной реализацией коучинг-сесии нами был проведён опрос с целью выяснения ожиданий от данного коучинга. Резюмируя сказанное, можно привести ряд тезисов:

- надеемся получить рекомендации по улучшению качества преподавания

- советы по применению новых технологий

- надеемся на конструктивный разговор по поводу повышения уровня преподавания

- хотим сравнить, насколько успешно мы применяем новые технологии, хотим поделиться своими наработками, хотим пригласить заинтересованных педагогов к сотрудничеству.

2. Непосредственная реализация коучинга.

Начался коучинг с озвучивания темы и целей, плавно переходя к погружению в проблему сегодняшнего разговора. А разговор начался с ларчика, который, по мнению Крылова, просто открывался… Для начала педагоги проявили своё воображение и посетили воображаемый музей, где выставлялись экспонаты. После променада для педагогов было предложено озвучить мнение о променаде. Этот приём весьма непрост. Так как очень сложно охарактеризовать предмет своего воображения. Данный приём позволяет не только развивать воображение, но и включать логический и синтетический анализ с разных сторон. Учителя прореагировали по-разному на данное задание. Кто-то с энтузиазмом, кто-то настороженно, а кто-то отметил для себя актуальность данного приёма на уроке.

Далее перед учителями возник следующий экспонат - ларец. Он, как говорится, стал символом сегодняшнего мероприятия или гвоздём программы. Педагогам было предложено составить прогноз, для чего он сегодня в студии? После некоторых идей, разных по своей сюжетной линии, педагогам был продемонстрирован видеоресурс мультфильм по мотивам басни И.А. Крылова «Ларчик». В процессе обсуждения педагоги пришли к выводу: не всё непонятное и незнакомое непременно должно иметь сложное разрешение. Нужно просто-напросто изучить новую информацию и проблема сама по себе может быть разрешённой… Каждый участник получил сюрприз из ларца.

Для дальнейшего осмысления проблемы участникам было предложено распределиться в группы по форме предмета из ларца. Таким образом, было сформировано 4 группы. Учителям было предложено задание для работы в группах. Изучить ресурс Рудика Г.А. «Культура умственного труда или 101 техника учения». Выбрать одну из техник и, интерпретировав, создать свою собственную технику развития критического мышления. Данное задание учителей воодушевило. Побыть автором новой стратегии - это дорогого стоит. В работе сразу определились лидеры, исполнители и идейные вдохновители. В стадии афиширования мы отметили, насколько продуктивна данная работа. После афиширования произошёл разрыв. Педагоги пришли к выводу, что После выступления участники приходят к выводу:

«… не важно, какая техника критического мышления используется для решения той или иной проблемы, важна сама философия критического мышления. Поэтому каждый педагог может создавать техники /стратегии/ критического мышления самостоятельно, исходя из индивидуальных факторов». Данной работой остались довольны и участники, и в том числе я, как коуч. Учителя даже и не предполагали до коучинга, что стратегии критического мышления можно составлять самим. Ведь в развитии критически мыслящего человека важна сама философия критического мышления, а стратегии - это, своего рода инструмент, позволяющий работать над собой. Для дальнейшей работы необходимо произвести ротацию в группах для того, чтобы сменить состав группы.

Следующее задание на первый взгляд показалось для участников очень простым, но в процессе обсуждения многие испытали сложность в моделировании ситуации. Учителям была предложена цитата: «Существует мнение о том, что научить творить человека может кто угодно, а вот формировать творческого человека способен только мастер» Как дело обстоит на самом деле? Прав ли автор данного утверждения? Изобразите свою идею на постере. При этом проект должен быть выполнении в стиле «Содержательной картинки». Долгие размышления, споры, разрозненные идей сопутствовали работе над проектом. Затратили на этот проект больше времени, нежели было отведено. В итоге были представлены 4 интересных проекта. После обсуждения произошёл разрыв: «Педагог постоянно совершенствующийся способен творить. Это нелегко. Но мы не ищем лёгких путей. Совершенствуясь, учитель становится мастером. Именно он может формировать творчески активного человека, способного осуществлять креативный подход на основе осмысления проблемы извне».

3. Рефлексия.

На этапе рефлексии мы запустили технику «Рефлексивная мишень» с целью определения результативности работы каждого участника и команды в целом. Максимальный балл 10.

В целом по реализации коучинга следующие результаты:

Желание работать:

Работоспособность:

Понимание информации:

Настроение

20 х 10 = 200

4 х 8 = 32

В сумме 232

15 х 10 = 150

4 х 9 = 36

1 х 8 = 8

4 х 7 = 28

в сумме 222

10 х 10 = 100

6 х 9 = 54

4 х 8 = 32

4 х 7 = 28

в сумме 214

23 х 10 = 230

1 х 7 = 7

в сумме 237

Средний балл - 9.6

Средний балл - 9.2

Средний балл - 8.9

Средний балл - 9.8

В целом результативность работы коучинга составляет 9.4 балла

Далее участникам коучинга было предложено написать эссе «Значение коучинга для меня». Резюмируя мысли педагогов можно сделать вывод о том, что работа давалась некоторым нелегко, но очень было интересно. Ожидания оправдались. Конструктивный разговор состоялся, который позволил изменить собственное видение на практику преподавания и обучения. В некоторых работах красной нитью проходило, что невозможно формировать творческую личность учащегося, не будучи сам творцом. Было предложено участниками продолжить данную работу и почаще встречаться в профессиональных сообществах для совместного решения проблем. Также я принимала благодарности за такой нелёгкий труд в организации непростой, но очень нужно работы. Завершая коучинг, участники пришли к выводу, что действительно ларчик, как и любая жизненная ситуация, просто открывался, нужно только этого очень захотеть и открыть для этого, по словам Шульмана, голову, руку и сердце.

P.S

Я, как коуч, довольна работой. Хотя не всё было так гладко. Были свои плюсы и минусы. Минус в том, что при регламентации времени нужно учитывать характер задания и примерно просчитывать ходы, мысли участников. Планируемое время коучинга 1 час, а реальная продолжительность коучинг-сессии составила1 час 20 мин. Но плюсов больше, нежели минусов. Во-первых, участники получили уверенность в том, что любую проблему можно решить, нужно только правильно распределить собственные возможности, привлечь единомышленников, найти необходимое ресурсное оснащение. Во- вторых, уметь создать реальный стратегический план. В-третьих, рефлексировать свою деятельность. Минусы всегда можно свои исправить. Поэтому считаю, что мероприятие цели достигло, я, как коуч выполнила свою миссию. Теперь ожидаю дальнейших запросов.




© 2010-2022