- Преподавателю
- Биология
- Конспект интегрированного урока Строение цветка (6 класс)
Конспект интегрированного урока Строение цветка (6 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Михайленко Н.А. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок биологии и самопознания и литературы
Тема: «Нет в мире ничего нежней и краше…»
Цель урока: углубить знания детей о цветах.
Задачи урока:
Рассказать о строении цветка, функциях, значении в природе и жизни человека.
Развивать наблюдательность, внимание, память, фантазию и воображение, навыки выразительного чтения.
Воспитывать в детях культуру поведения, любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Позитивный настрой.
Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского. На фоне музыки демонстрируется видео-ролик о цветах, читается стихотворение.
ЦВЕТЫ И АНГЕЛЫ
Цветы и ангелы - небесные созданья…
Цветы подобны ангелам крылатым,
А ангелы, как белые цветы,
Достойны восхищенья, обожанья,
Не ждут они возмездья и расплаты
Небес, они божественно чисты.
Цветы и ангелы - небесные созданья…
Нас радуют своею красотой,
Их место обитания- сады
В огромном доме мирозданья,
Над ними свет сияет золотой
Далекой неизвестной нам звезды.
Учитель: Цветы украшают Землю уже 125 миллионов лет. Они вызывают разные настроения у человека. Так возник язык цветов. Например, астра стойкость и отвагу, гвоздика - страсть, васильки - доверие, лилия - чистоту дел и помыслов, незабудка - память, роза - любовь.
Красота растений, их краски, запахи, многообразие форм создают жизнерадостность, хорошее настроение.
- Как цветы связаны с жизнью человека?
В зависимости от числа и месяца рождения есть цветок - талисман.
(Учитель, предлагает учащимся коротко рассказать о своем цветке-талисмане.
Учащимся было дано опережающее задание: «Найти свой цветок-талисман».
Учитель. Все согласятся, что растения изобрели цветы не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них были другие цели, направленные на выживание.
- Что же такое цветок? Как бы вы ответили на этот вопрос?
(Учащиеся высказывают свое мнение, что можно назвать цветком)
- Цветок - видоизмененный укороченный побег.
- Цветок - это генеративная часть побега покрытосеменных растений.
Цветы необычайно разнообразны, но есть набор структур, общий для всех цветков.
3.Изучение нового материала.
- Каково же строение цветка?
Рассматривание схемы строения цветка.
С помощью рисунка учитель вместе с учащимися называют главные части цветка:
Главные части цветка - пестик и тычинки
Пестик состоит из 3-х частей.
( Учитель предлагает учащимся с помощью учебника с.125 найти из каких частей состоит пестик).
Тычинка состоит из двух частей ( определить с помощью учебника).
Все, что окружает цветок, называется околоцветником - венчик и чашелистики
Венчик служит для защиты главных частей цветка и для привлечения насекомых. Чашелистики в совокупности образуют чашечку и защищают цветок снаружи
Чашечка и венчик составляют двойной околоцветник
Цветок держится на цветоножке, а её верхняя расширенная часть образует цветоложе, куда крепятся все части цветка.
Работа с рисунком.
Околоцветник двойной и простой.
Если есть венчик и чашелистики, то такой цветок называется с двойным околоцветником
А если только лепестки венчика или только чашелистики - с простым околоцветником.
- Самая заметная часть цветка - венчик. Именно он бывает раскрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным. Если все его лепестки срастаются, то он называется сростнолепестным.
- Рассмотрите рисунок и определите типы венчиков.
- Не у всех цветов можно четко выделить чашечку и венчик.
. Чашечка состоит из чашелистиков и может быть раздельнолистной и сростнолистной. Она, как правило, зеленого цвета.
Цветки правильные и неправильные по форме.
Обоеполые цветы, тычиночные и пестичные.
Если растение имеет пестик и тычинки, то такой цветок называется обоеполым.
Но у некоторых растений одни цветки имеют только пестики - пестичные, а другие только тычинки - тычиночные. Такие цветки называются раздельнополые.
-Подумайте и скажите, по какому принципу растения можно разделить
на однодомные и двудомные?
Тополь и иву называют двудомными растениями, так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а на других - пестичные
- Но есть и другие примеры. Весной на веточках ивы появляются красивые желтые шарики - это расцветают мужские цветки, на которых нет пестиков, а только одни тычинки. Но если посмотреть внимательно, то где-нибудь рядом можно увидеть растение ивы с менее красивыми цветками: они будут зеленого цвета и похожи на «ершики для мытья посуды». Это женские цветки. Два растения : на одном располагаются только женские цветки, на другом - только мужские. Такие цветки называют раздельнополыми двудомными. Можно привести еще один интересный пример: нам всем в мае надоедает белый пух, он летит с растения, которое называют тополь черный. У тополя черного на одном растении только мужские цветки, на другом - только женские. Об этом явлении было известно в Древней Греции. Древние греки широко использовали это растение в посадках, так как оно прекрасно задерживает пыль в своей кроне, быстро растет и неприхотливо. Но знали они и об этой особенности данного растения, поэтому сначала высаживали тополь в питомники. Как только тополь зацветал, греки вырубали женские растения, так как именно женские растения «пылят» расселяя семена, а мужские растения высаживали в городах и парках.
Если на одном растении могут цвести сразу два вида цветов (пестичные и тычиночные), такое растение называется однодомным. (например, огурцы, кукуруза).
Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении например, тыква, огурец, кабачок. И тогда они называются раздельнополыми однодомными, так как растут на одном растении. У вас наверняка дома в огороде мамы выращивают эти растения. И вы слышите, как мама иногда говорит: «Ну вот, опять одни пустоцветы на огурцах». Как вы думаете, что обозначают эти слова? (Дети отвечают). Правильно: у огурцов на одном растении образуются и женские и мужские цветки. Женские цветки имеют пестик и поэтому образуют завязь. А мужские цветки пестика не имеют, у них одни тычинки. Они цветут, но не плодоносят, поэтому ваши мамы их называют пустоцветами.
Цветы пахнут, потому что содержат в железках - специальных вместилищах эфирные масла, которые при выделении сообщают растению какой-либо аромат. Эфирные железки очень малы и только у некоторых растений, к примеру, у зверобоя и лимона, их можно увидеть без микроскопа.
Эфирные масла представляют собой летучие, большей частью жидкие смеси органических веществ, которые вырабатывают растения. Эфирное масло - сложное соединение, состоящее из десятков или сотен компонентов, участвующих в создании запаха.
Лишены запаха яркие и заметные цветки гладиолуса, камелий, адониса, амариллисов, а также цветки васильков, горечавок и некоторых видов мытника.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие тёплые костры.
К. Жанэ
А почему растения цветут? Что представляет собой это прекрасное творение природы - цветок?
Ответы
Учитель
Растения начинают цвести, когда в органах роста скапливается достаточное количество питательных веществ. Наличие цветка характерно только для цветковых растений. Из цветка развиваются плод и семя.
Цветок - это укороченный видоизменённый побег, имеющий половые органы, необходимые для размножения.
Цветок состоит из цветоножки, цветоложе, чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестика. Также учитель рассказывает о функциях частей цветка. (Для демонстрации используется макет цветка).
4.Закрепление изученного материала
Индивидуальная работа. Учащимся раздаются рисованные модели цветка и задание, которое выполняют каждый самостоятельно:
Обозначьте части цветка на схеме «цветок»
Работа в парах. Учащимся предлагают образовать пары, всего 4пары. Распределить роли внутри групп. Каждой группе раздаются задания и оценочные листы.
ГРУППА №1. ВЫПОЛНЯЕТ ЗАДАНИЕ:
Соедините стрелками соответствующие термины и предложения
Задание для группы№2
Угадайте слова (название растения и частей цветка) по отдельным слогам.
1. Ты_ _ _ ка. 6. Цве _ _ нож _ _.
Ва _ _ лек. 7. Ро _ _ _ ка.
Цве _ _ ло _ _. 8. Ге _ _ гин.
Оду _ _ _ чик. 9. Ле _ _ с _ _ к.
Ми _ _ за. 10.Ши _ _ _ ник.
Задание для группы №3
Прочитайте зашифрованные слова и исключите «лишнее». Учащиеся записывают на доске правильные слова и зачеркивают лишнее слово с объяснением. ( Ответ: рыльце, пыльник, завязь, столбик. Лишнее - пыльник, так как это часть тычинки).
Задание для группы №4
Подготовить сообщение о самом крупном и самом маленьком цветами на Земле. (Учащиеся готовят короткое сообщение о самом большом и самом маленьком цветах, пользуясь дополнительной литературой. )
Сообщение о результатах работы в группах. Подведение итогов группового задания.(работа с оценочными листами).
Учитель. Любовь к цветам понятна и естественна, но она не должна выражаться в истреблении растений. Надо уметь запечатлевать красоту в душе. Ведь цветок в вазе - пленник, приговоренный к скорой гибели. При постоянном сборе цветов в одних и тех же местах некоторые виды могут просто исчезнуть.
«Медуница» растение нашей местности - на грани исчезновения.
Это ценное лекарственное и декоративное растение, замечательный ранний медонос. Интересная особенность её цветков - изменение цвета венчика в процессе цветения
Весной можно видеть картину, когда из леса выходят девочки с большими букетами цветов медуницы. Чаще всего эти букеты до дома не доносятся, так как быстро вянут цветы и их тут же выбрасывают. С каждым годом их становиться все меньше и меньше. Многие красивые растения стали сегодня редкостью и поэтому внесены в Красную книгу, хотя еще недавно они были широко распространены в природе. Зачитать стихотворение В.Викторова «Цветок».
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем -
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял - и завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?
- Что сделать, чтобы предотвратить исчезновение цветов медуницы?
Ответы детей
«На земле произрастают десятки тысяч растений. Но у людей особое благоговейное отношение к цветам. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, затерянном во ржи васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться или вспоминать о чем-то своем. Сколь бедны мы оказались бы, не будь на Земле цветов. И не мог бы, наверное, человек без них глубоко чувствовать, радоваться и любить, потому что его сердце не ведало бы подлинной красоты».
Герцен.
Мы должны сберечь эту красоту. К природе надо относиться с исключительной бережливостью, однако порой беззаботно, расточительно ведём себя мы по отношению к ней. Попадутся нам на глаза красивые цветы - спешим сорвать их. Отправились дальше, а на поляне есть ещё цветы, кажется, красивее прежних, сорвём и их. Мы грабим, уничтожаем природу своим отношением к ней.
Учащиеся читают стихотворения:
Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат наполнит воздух ада!
Они так красят сад!
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном строю,
Лететь в одном полёте.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинки на реке.
Фиалки, ландыши для нас
Весёлый май в садах припас,
Но мы их рвать не будем-
Пускай цветут на радость людям!
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы -
Опустеют все поляны и не будет красоты!
Групповое пение.
Учащиеся вместе с учителем исполняют песню Ю.Антонова «Не рвите цветы…»
В конце занятия учащиеся-участники урока дарят присутствующим гостям цветы, сделанные из бумаги.
- Скажите, достигли ли вы своей поставленной цели на уроке?
( Анализ учащимися своих целей и подведение к выводу урока).
Заключительный этап урока, на котором обычно спрашивается:
- Что понравилось на уроке, что нет?
- Какие будут пожелания, замечания, и в итоге обобщается пройденное и побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.
Вывод урока: Цветок - это видоизмененный побег, служащий для семенного размножения.
Выставление оценок за урок - важный стимулирующий компонент урока.
Домашнее задание.
Изучить тему «Цветок» и ответить на вопросы в конце параграфа 28.
Составить кроссворд о цветке.