Доклад Диалогическое обучение средство развития потенциала учащихся

Докладе отражены способы развития критического мышления на уроке. Основную роль на уроке отводися диалогическому обучению как средству развития речи, мышления, интелектуальному развитию.    Диалог осуществляется в форме разговора, происходит обмен мнениями между учениками. Сущность школьного диалога определено целями, и конечно обстоятельствами их отношения.В атмосфере непринужденности, доброжелательности, взаимопонимания, ученики делятся идеями, раскрывая свой творческий потенциал. Диалогическа...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«В человеке заключено много задатков и наша задача -

развивать природные способности и раскрывать свойства

человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения»

Канта.

Каждый ученик имеет богатый личный потенциал, но, к сожалению, порой в школе они не могут раскрыть и реализовать свои способности. И перед учителем стоит огромная задача - раскрыть способности ученика, помочь ему познать мир своим путем. И основная цель современной школы: - это создание условий для развития потенциала молодого человека, самореализации личности, создание условия для самоопределения, выбора профессии для свободной адаптации в жизни. Выпускники школы должны обладать такими качествами, как деловитость, дисциплина, ответственность, самостоятельность, конкурентоспособность. И на своих уроках биологии внедряя идей семи модули, я считаю очень важной реализацию идей диалогового обучения. А что такое диалог? Какова роль диалога на уроке? Какое место оно занимает в обучении? Как, в какой форме выступает диалог?

Диалог осуществляется в форме разговора, происходит обмен мнениями между учениками. Сущность школьного диалога определено целями, и конечно обстоятельствами их отношения. Результаты исследовании показывают, что диалог находится на уроке в центральном месте. «Мерсер и Литлтон(2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. ( Руководство для учителя, с.145) Ученик приходит на урок учиться. И теперь, я должна отойти от тех стереотипов, применявших на традиционных уроках, когда учитель, предоставляя детям готовую информацию, не полностью давал возможности на развитие навыков критического мышления. Теперь я понимаю, что урок, построенный на диалоговом обучении, это урок сотрудничества, построенное на доверии и взаимопонимании. И я, как учитель, должна построить диалог таким образом, чтобы ученик стал более свободным, раскрепощенным, проявляя свою собственную инициативу.

Какие формы диалога я должна использовать на уроках биологии? Какие вопросы способствуют логическому мышлению? Если в традиционных уроках большое место занимает диалог учитель-ученик, а форма ученик-ученик практический не рассматривалась, голос ученика не всегда брался во внимание то при новых подходах преподавания и обучения формы диалога тесно интегрируются, находятся в одинаковой степени важности.

Диалог - это среда, общение, где дети чувствуют себя более свободно. В атмосфере непринужденности, доброжелательности, взаимопонимания, ученики делятся идеями, раскрывая свой творческий потенциал. Диалогическая атмосфера помогает детям развивать интеллектуальные свойства личности, при этом идет осмысленное усвоение темы.

И вновь обращаясь в источники «постановка вопросов является ключевым навыком, при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение ученика.» ( Руководство для учителя с.146). Поэтому на уроках я использую приемы критического мышления « тонкие и толстые вопросы. Постановка вопросов высокого порядка способствует формированию у детей мышления. Сочетая разные формы работы: парная, груповая я стараюсь всегда использовать беседу, диалог.

Наблюдая за детьми, вижу, что лучше воспринимается тот учебный материал, который он сам приобрел и выразил своими словами. Я, как учитель только направляю деятельность учеников, применяя разные приемы и в конце, подвожу итог. Думаю, на таких уроках учащиеся, больше думают, больше говорят, активнее формируют мышление и речь. Дети учатся выражать собственную позицию. На уроках «можно использовать различные техники постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников, такие как побуждение, апробирование и переориентация» (Руководство для учителя с.146) Отходя от традиционных методов, когда учитель был в центре учебного процесса, полностью контролировал беседу, мало предоставляя свободу детям, я перестраивая себя, даю возможность учащимся быть в центре, активно участвовать в диалоге, учу правильно рассуждать, высказывать без стеснения свои мысли и выступаю в качестве помощника. Наблюдая, я , убеждаюсь, что дети стали проявлять интерес к процессу обучения, принимать участие не всегда активное, но осмысленное и неравнодушное. Применяя вопросы высокого порядка, ставя задачу активизировать познавательную деятельность учеников, стимулировать учащихся к вспоминанию того, что знают, побуждаю к действию познания.

Наблюдая за парной работой, «в момент, когда учеников обучают более взрослым способам мышления путем их общения с более способными учениками, убеждаюсь, что оно является наиболее комфортной, эффективной формой. Я заметила как ученики со слабой мотивацией, стали более уверенные, появились убеждения « Я сам». Я, уверенна что, правильно поставленная работа помогает менее уверенным в себе и своих знаниях детям раскрыться, выражать мысли и даже где-то их оспаривать.

Анализируя уроки, для себя отмечаю, что прослеживаются такие умения учащихся, как: улучшается речь, пополняется словарный запас, грамотно используют термины, умело передают информацию, могут свободно составить вопросы, уверенно вступают в диалог. Хочу сказать, что в результате диалогового обучения ученики решают проблемы, вырабатывают навыки критический мыслить.

Диалог как я поняла - это один из уникальных способов познания мира. Его правильная организация дает большие возможности общению с помощью знания, в свою очередь знания получать посредством общения. Думаю, в диалоге происходит развитие рефлексивных, творческих, коммуникативных способностей, а главное поиск к новым решениям.

В дальнейшем, на своих уроках я постоянно буду внедрять диалог, развивая у учащихся навыки коммуникативного подхода. Думаю, при систематической работе будет результат. Методика диалогового обучения позволит активизировать интеллектуальный потенциал каждого ученика.



© 2010-2022