- Преподавателю
- Биология
- Доклад Диалогическое обучение средство развития потенциала учащихся
Доклад Диалогическое обучение средство развития потенциала учащихся
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ахметжанова К.Т. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«В человеке заключено много задатков и наша задача -
развивать природные способности и раскрывать свойства
человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения»
Канта.
Каждый ученик имеет богатый личный потенциал, но, к сожалению, порой в школе они не могут раскрыть и реализовать свои способности. И перед учителем стоит огромная задача - раскрыть способности ученика, помочь ему познать мир своим путем. И основная цель современной школы: - это создание условий для развития потенциала молодого человека, самореализации личности, создание условия для самоопределения, выбора профессии для свободной адаптации в жизни. Выпускники школы должны обладать такими качествами, как деловитость, дисциплина, ответственность, самостоятельность, конкурентоспособность. И на своих уроках биологии внедряя идей семи модули, я считаю очень важной реализацию идей диалогового обучения. А что такое диалог? Какова роль диалога на уроке? Какое место оно занимает в обучении? Как, в какой форме выступает диалог?
Диалог осуществляется в форме разговора, происходит обмен мнениями между учениками. Сущность школьного диалога определено целями, и конечно обстоятельствами их отношения. Результаты исследовании показывают, что диалог находится на уроке в центральном месте. «Мерсер и Литлтон(2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. ( Руководство для учителя, с.145) Ученик приходит на урок учиться. И теперь, я должна отойти от тех стереотипов, применявших на традиционных уроках, когда учитель, предоставляя детям готовую информацию, не полностью давал возможности на развитие навыков критического мышления. Теперь я понимаю, что урок, построенный на диалоговом обучении, это урок сотрудничества, построенное на доверии и взаимопонимании. И я, как учитель, должна построить диалог таким образом, чтобы ученик стал более свободным, раскрепощенным, проявляя свою собственную инициативу.
Какие формы диалога я должна использовать на уроках биологии? Какие вопросы способствуют логическому мышлению? Если в традиционных уроках большое место занимает диалог учитель-ученик, а форма ученик-ученик практический не рассматривалась, голос ученика не всегда брался во внимание то при новых подходах преподавания и обучения формы диалога тесно интегрируются, находятся в одинаковой степени важности.
Диалог - это среда, общение, где дети чувствуют себя более свободно. В атмосфере непринужденности, доброжелательности, взаимопонимания, ученики делятся идеями, раскрывая свой творческий потенциал. Диалогическая атмосфера помогает детям развивать интеллектуальные свойства личности, при этом идет осмысленное усвоение темы.
И вновь обращаясь в источники «постановка вопросов является ключевым навыком, при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение ученика.» ( Руководство для учителя с.146). Поэтому на уроках я использую приемы критического мышления « тонкие и толстые вопросы. Постановка вопросов высокого порядка способствует формированию у детей мышления. Сочетая разные формы работы: парная, груповая я стараюсь всегда использовать беседу, диалог.
Наблюдая за детьми, вижу, что лучше воспринимается тот учебный материал, который он сам приобрел и выразил своими словами. Я, как учитель только направляю деятельность учеников, применяя разные приемы и в конце, подвожу итог. Думаю, на таких уроках учащиеся, больше думают, больше говорят, активнее формируют мышление и речь. Дети учатся выражать собственную позицию. На уроках «можно использовать различные техники постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников, такие как побуждение, апробирование и переориентация» (Руководство для учителя с.146) Отходя от традиционных методов, когда учитель был в центре учебного процесса, полностью контролировал беседу, мало предоставляя свободу детям, я перестраивая себя, даю возможность учащимся быть в центре, активно участвовать в диалоге, учу правильно рассуждать, высказывать без стеснения свои мысли и выступаю в качестве помощника. Наблюдая, я , убеждаюсь, что дети стали проявлять интерес к процессу обучения, принимать участие не всегда активное, но осмысленное и неравнодушное. Применяя вопросы высокого порядка, ставя задачу активизировать познавательную деятельность учеников, стимулировать учащихся к вспоминанию того, что знают, побуждаю к действию познания.
Наблюдая за парной работой, «в момент, когда учеников обучают более взрослым способам мышления путем их общения с более способными учениками, убеждаюсь, что оно является наиболее комфортной, эффективной формой. Я заметила как ученики со слабой мотивацией, стали более уверенные, появились убеждения « Я сам». Я, уверенна что, правильно поставленная работа помогает менее уверенным в себе и своих знаниях детям раскрыться, выражать мысли и даже где-то их оспаривать.
Анализируя уроки, для себя отмечаю, что прослеживаются такие умения учащихся, как: улучшается речь, пополняется словарный запас, грамотно используют термины, умело передают информацию, могут свободно составить вопросы, уверенно вступают в диалог. Хочу сказать, что в результате диалогового обучения ученики решают проблемы, вырабатывают навыки критический мыслить.
Диалог как я поняла - это один из уникальных способов познания мира. Его правильная организация дает большие возможности общению с помощью знания, в свою очередь знания получать посредством общения. Думаю, в диалоге происходит развитие рефлексивных, творческих, коммуникативных способностей, а главное поиск к новым решениям.
В дальнейшем, на своих уроках я постоянно буду внедрять диалог, развивая у учащихся навыки коммуникативного подхода. Думаю, при систематической работе будет результат. Методика диалогового обучения позволит активизировать интеллектуальный потенциал каждого ученика.