- Преподавателю
- Биология
- Разработка урока по биологии Круглые черви 7 класс
Разработка урока по биологии Круглые черви 7 класс
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ондар Ч.К. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок на тему « Круглые черви»
Цели урока:
-
раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности Круглых червей на примере - человеческой аскариды, связанные с ее паразитическим образом жизни; показать вред аскариды;
-
углубить понятие о филогении животного мира.
-
меры профилактики заражений ею; дать необходимые знания для гигиенического воспитания учащихся, обобщить и систематизировать знания о паразитических червях;
Оборудование: влажный препарат «Аскарида», «Печеночный сосальщик», таблица «Тип Круглые черви», видеофрагмент «Паразиты».
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать особенности внешнего и внутреннего строения круглых червей;
- на рисунке находить и называть круглых червей;- знать особенности жизнедеятельности паразитических круглых червей;
- усвоить цикл развития человеческой аскариды, меры профилактики заражения ею.
Ход урока
-
Организационный момент (1-2 мин).
-
Проверка усвоения материала прошлого урока.
Пресс - конференция «Размножение и развитие плоских червей»
У доски 4 ученика, которые будут отвечать на вопросы. Условие для отвечающих: ответ полным предложением; условие для задающих вопросы: вопрос четкий корректный, требующий ответа в 1-2 предложения. Работа идет с использованием таблиц: «Бычий цепень», «Печеночный сосальщик».
Вопросы: 1. Какие классы относятся к типу плоских червей??
2. Какое строение имеют плоские черви?
3 Кто является промежуточным хозяином печеночного сосальщика?
4. Кто является основным хозяином бычьего цепня?
Вопросы последующие были логическим предложением предыдущих , т.е. из ответов должен сложиться связный последовательный рассказ. Прием логической цепочки.
-
Изучение нового материала.
Советский ученый академик Алексей Николаевич Северцов, исследовал эволюцию животных и установил, что круглые черви имеют признаки биологического прогресса:
-
Увеличением численности особей»
-
Прогрессирующим расселением;
-
Многообразие форм.
Нематоды - самая многочисленная и многообразная группа круглых червей. Слово «нематода» произошло от греческого слова nemas, что означает нить. Именно о них пойдет речь сегодня на уроке.
-
Среда обитания. Нематоды овладели всеми известными в науке местообитаниями: дно морей и океанов от северного до южного полюса, пресные и солоноватые водоемы, почвенные компоненты почвенных сообществ, органы и ткани всех животных и человека, от водорослей до высших растений, также грибов.
Из сказанного выше можно видеть, что все животные и растения оказались средой обитания нематод. Общее число видов в настоящее время не выяснено наукой. В учебной литературе 20 тыс. видов, специалисты предполагают около 500 тыс. форм. Американский специалист Н.А.Кобб считает их около 1 миллиона.
Одно из свидетельств многообразия тех сред жизни, которыми овладели нематоды, являются колебания длины их тела.
-
Размеры тела. Среди нематод очень мелкие формы до 1мм,
Гиганты - самки лошадиной аскариды достигают 37 см в длину, а свайник до 1 м, самки плацентонемы , обитающая в организме кашалота до 8 м в длину, напоминает удава.
Попробуем и мы разобраться в причинах биологического прогресса этих животных. Как вы думаете, с чего необходимо начать поиски причин? Конечно, с организации червей и их биологии.
-
Характеристика круглых червей.
-
Длинное, не разделенное на членики тело.
-
В поперечном разрезе тело круглое.
-
Двустороннесимметричные животные.
-
Трехслойные животные.
-
Есть полость тела.
-
Кишечник начинается ротовым отверстием и заканчивается анальным.
-
Один слой продольных мышечных волокон.
-
При движении могут лишь изгибаться.
-
Тело плотное, упругое, снаружи покрыто плотной оболочкой (кутикулой).
-
Строение тела Круглые черви движутся как змеи. Тело покрыто прочной и эластичной оболочкой - кутикулой, которая имеет защитное значение. Кутикула поддерживает высокое давление плотной жидкости, поэтому нематоды имеют струнообразную вытянутую форму. Под покровами расположена продольная мускулатура, расположены в одном направлении. Полость заполнена жидкостью, которая выполняет функцию внутренней среды: обмен и транспорт веществ.
-
Органы чувств. Органы чувств развиты слабо. Головной конец тела нематод снабжен головной капсулой. На переднем конце ее расположено, посередине, ротовое отверстие., окруженные губами. На головной капсуле расположены органы чувств: органы осязания, обоняния, а у некоторых свободноживущих и глаза - пигментные пятна.
-
Нервная система состоит из окологлоточного кольца и нескольких нервных стволов.
-
Пищеварительная система представлена прямой трубкой, в которой выделяют рот, глотку, пищевод, среднюю и заднюю кишку, анальное отверстие. Некоторые круглые черви имеют рот, снабженный губами (часто тремя) для захвата пищи, или колющий ротовой аппарат (у растительноядных нематод).
-
Питание. Большинство круглых червей питаются разлагающимися органическими веществами. Для свободноживущих нематод пищей служит мелкие организмы. Паразитические круглые черви питаются соками и кровью животного-хозяина,
-
Кровеносная и дыхательная системы у нематод отсутствуют. Дышат всей поверхностью тела (посредством диффузии).
-
Половая система .Круглые черви раздельнополы. У них ясно выражены половые различия(диморфизм). У самцов развиты семенники, семяпроводы и семяизвергательный канал. Женские половые органы состоят из яичников, яйцепроводов и матки.
-
Размножение. Большинство круглых червей откладывают яйца, но и встречаются живородящие формы. Оплодотворение у круглых червей внутреннее, происходит в теле самки. Оплодотворенные яйца выделяются наружу через половое отверстие самки. Яйца нематод заключены в яйцевые оболочки, предохраняющие их от физических и химических воздействий.
-
Представители круглых червей: почвенные и морские нематоды, власоглав, свайник, острица, аскарида, ришта, трихинелла, филярия и другие.
Большой интерес для человека представляют паразитические черви, обитающие в организмах человека и животных - аскарида и острица. Аскарида - один из самых обычных паразитов человека. Заболевание, вызываемое аскаридами носит название аскаридоз. При аскаридозе отмечаются головные боли, общая слабость, головокружение, раздражительность, снижение работоспособности и памяти, непроходимость кишечника.
Острица паразитирует чаще всего у детей в нижнем отделе тонкого кишечника. Острицы вызывают заболевание энтеребиоз, при котором наблюдается неспокойный сон, недосыпание, ухудшение самочувствия, трудоспособности и даже нервные расстройства, вызывает воспаление аппендицита.
-
Пути заражения. Большую роль в распространении яиц аскариды и заражении играют обычные мухи. Человек может заразиться с немытых рук, с загрязненной водой, немытыми овощами, фруктами т.д.
-
Профилактика заражения круглыми червями.
-
Мытье рук, овощей и фруктов.
-
Кипячение воды из открытых водоемов.
-
Тщательное проваривание и прожаривание мяса, рыбы.
-
Соблюдать личную гигиену.
Интересен цикл развития круглых червей, отличный от циклов развития плоских червей. Из каких этапов он состоит и какие условия необходимы для развития паразитических круглых червей? Это предстоит узнать вам из видеофрагмента «Паразиты».
-
Закрепление материала, изученного на уроке.
-
Где живут круглые черви, т.е. среда обитания круглых червей?
-
Какими характерными признаками обладают круглые черви?
-
Как устроена нервная система нематод?
-
Какие отделы составляют пищеварительную систему круглых червей?
-
Какие органы чувств развиты у нематод?
-
Как дышат круглые черви?
-
Какая половая система у круглых червей?
-
Назовите представителей круглых червей?
-
Как можно заразиться аскаридами?
-
Какую профилактику можно провести чтобы предотвратить заболевание аскаридозом и энтнребиозом?
-
Домашнее задание.
Вопросы после параграфа на странице 126, работа с терминами. Индивидуальное задание: подготовить общения «Трубочник»; «Серпула», «Афродита».
Заполнить таблицу
Название паразита
описание паразита
Способы заражения.
Симптомы
-
Итог урока. Выставление оценок учащимся.