Разработка урока по биологии Круглые черви 7 класс

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему « Круглые черви»

Цели урока:

  1. раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности Круглых червей на примере - человеческой аскариды, связанные с ее паразитическим образом жизни; показать вред аскариды;

  2. углубить понятие о филогении животного мира.

  3. меры профилактики заражений ею; дать необходимые знания для гигиенического воспитания учащихся, обобщить и систематизировать знания о паразитических червях;

Оборудование: влажный препарат «Аскарида», «Печеночный сосальщик», таблица «Тип Круглые черви», видеофрагмент «Паразиты».

Планируемые результаты:

- учащиеся должны знать особенности внешнего и внутреннего строения круглых червей;

- на рисунке находить и называть круглых червей;- знать особенности жизнедеятельности паразитических круглых червей;

- усвоить цикл развития человеческой аскариды, меры профилактики заражения ею.

Ход урока

  1. Организационный момент (1-2 мин).

  2. Проверка усвоения материала прошлого урока.

Пресс - конференция «Размножение и развитие плоских червей»

У доски 4 ученика, которые будут отвечать на вопросы. Условие для отвечающих: ответ полным предложением; условие для задающих вопросы: вопрос четкий корректный, требующий ответа в 1-2 предложения. Работа идет с использованием таблиц: «Бычий цепень», «Печеночный сосальщик».

Вопросы: 1. Какие классы относятся к типу плоских червей??

2. Какое строение имеют плоские черви?

3 Кто является промежуточным хозяином печеночного сосальщика?

4. Кто является основным хозяином бычьего цепня?

Вопросы последующие были логическим предложением предыдущих , т.е. из ответов должен сложиться связный последовательный рассказ. Прием логической цепочки.

  1. Изучение нового материала.

Советский ученый академик Алексей Николаевич Северцов, исследовал эволюцию животных и установил, что круглые черви имеют признаки биологического прогресса:

  1. Увеличением численности особей»

  2. Прогрессирующим расселением;

  3. Многообразие форм.

Нематоды - самая многочисленная и многообразная группа круглых червей. Слово «нематода» произошло от греческого слова nemas, что означает нить. Именно о них пойдет речь сегодня на уроке.

  1. Среда обитания. Нематоды овладели всеми известными в науке местообитаниями: дно морей и океанов от северного до южного полюса, пресные и солоноватые водоемы, почвенные компоненты почвенных сообществ, органы и ткани всех животных и человека, от водорослей до высших растений, также грибов.

Из сказанного выше можно видеть, что все животные и растения оказались средой обитания нематод. Общее число видов в настоящее время не выяснено наукой. В учебной литературе 20 тыс. видов, специалисты предполагают около 500 тыс. форм. Американский специалист Н.А.Кобб считает их около 1 миллиона.

Одно из свидетельств многообразия тех сред жизни, которыми овладели нематоды, являются колебания длины их тела.

  1. Размеры тела. Среди нематод очень мелкие формы до 1мм,

Гиганты - самки лошадиной аскариды достигают 37 см в длину, а свайник до 1 м, самки плацентонемы , обитающая в организме кашалота до 8 м в длину, напоминает удава.

Попробуем и мы разобраться в причинах биологического прогресса этих животных. Как вы думаете, с чего необходимо начать поиски причин? Конечно, с организации червей и их биологии.

  1. Характеристика круглых червей.

  • Длинное, не разделенное на членики тело.

  • В поперечном разрезе тело круглое.

  • Двустороннесимметричные животные.

  • Трехслойные животные.

  • Есть полость тела.

  • Кишечник начинается ротовым отверстием и заканчивается анальным.

  • Один слой продольных мышечных волокон.

  • При движении могут лишь изгибаться.

  • Тело плотное, упругое, снаружи покрыто плотной оболочкой (кутикулой).

  1. Строение тела Круглые черви движутся как змеи. Тело покрыто прочной и эластичной оболочкой - кутикулой, которая имеет защитное значение. Кутикула поддерживает высокое давление плотной жидкости, поэтому нематоды имеют струнообразную вытянутую форму. Под покровами расположена продольная мускулатура, расположены в одном направлении. Полость заполнена жидкостью, которая выполняет функцию внутренней среды: обмен и транспорт веществ.

  2. Органы чувств. Органы чувств развиты слабо. Головной конец тела нематод снабжен головной капсулой. На переднем конце ее расположено, посередине, ротовое отверстие., окруженные губами. На головной капсуле расположены органы чувств: органы осязания, обоняния, а у некоторых свободноживущих и глаза - пигментные пятна.

  3. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и нескольких нервных стволов.

  4. Пищеварительная система представлена прямой трубкой, в которой выделяют рот, глотку, пищевод, среднюю и заднюю кишку, анальное отверстие. Некоторые круглые черви имеют рот, снабженный губами (часто тремя) для захвата пищи, или колющий ротовой аппарат (у растительноядных нематод).

  5. Питание. Большинство круглых червей питаются разлагающимися органическими веществами. Для свободноживущих нематод пищей служит мелкие организмы. Паразитические круглые черви питаются соками и кровью животного-хозяина,

  6. Кровеносная и дыхательная системы у нематод отсутствуют. Дышат всей поверхностью тела (посредством диффузии).

  7. Половая система .Круглые черви раздельнополы. У них ясно выражены половые различия(диморфизм). У самцов развиты семенники, семяпроводы и семяизвергательный канал. Женские половые органы состоят из яичников, яйцепроводов и матки.

  8. Размножение. Большинство круглых червей откладывают яйца, но и встречаются живородящие формы. Оплодотворение у круглых червей внутреннее, происходит в теле самки. Оплодотворенные яйца выделяются наружу через половое отверстие самки. Яйца нематод заключены в яйцевые оболочки, предохраняющие их от физических и химических воздействий.

  9. Представители круглых червей: почвенные и морские нематоды, власоглав, свайник, острица, аскарида, ришта, трихинелла, филярия и другие.

Большой интерес для человека представляют паразитические черви, обитающие в организмах человека и животных - аскарида и острица. Аскарида - один из самых обычных паразитов человека. Заболевание, вызываемое аскаридами носит название аскаридоз. При аскаридозе отмечаются головные боли, общая слабость, головокружение, раздражительность, снижение работоспособности и памяти, непроходимость кишечника.

Острица паразитирует чаще всего у детей в нижнем отделе тонкого кишечника. Острицы вызывают заболевание энтеребиоз, при котором наблюдается неспокойный сон, недосыпание, ухудшение самочувствия, трудоспособности и даже нервные расстройства, вызывает воспаление аппендицита.

  1. Пути заражения. Большую роль в распространении яиц аскариды и заражении играют обычные мухи. Человек может заразиться с немытых рук, с загрязненной водой, немытыми овощами, фруктами т.д.

  2. Профилактика заражения круглыми червями.

  • Мытье рук, овощей и фруктов.

  • Кипячение воды из открытых водоемов.

  • Тщательное проваривание и прожаривание мяса, рыбы.

  • Соблюдать личную гигиену.

Интересен цикл развития круглых червей, отличный от циклов развития плоских червей. Из каких этапов он состоит и какие условия необходимы для развития паразитических круглых червей? Это предстоит узнать вам из видеофрагмента «Паразиты».

  1. Закрепление материала, изученного на уроке.

  1. Где живут круглые черви, т.е. среда обитания круглых червей?

  2. Какими характерными признаками обладают круглые черви?

  3. Как устроена нервная система нематод?

  4. Какие отделы составляют пищеварительную систему круглых червей?

  5. Какие органы чувств развиты у нематод?

  6. Как дышат круглые черви?

  7. Какая половая система у круглых червей?

  8. Назовите представителей круглых червей?

  9. Как можно заразиться аскаридами?

  10. Какую профилактику можно провести чтобы предотвратить заболевание аскаридозом и энтнребиозом?

  1. Домашнее задание.

Вопросы после параграфа на странице 126, работа с терминами. Индивидуальное задание: подготовить общения «Трубочник»; «Серпула», «Афродита».

Заполнить таблицу

Название паразита

описание паразита

Способы заражения.

Симптомы






  1. Итог урока. Выставление оценок учащимся.

© 2010-2022