Урок по теме Питание и пищеварение

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Питание и пищеварение.

Цель: Познакомить учащихся с особенностями строения и функциями пищеварительной системы, раскрыть понятия «пищеварение», «ферменты», «пищеварительный канал», «пищеварительные железы»; развивать мышление, речь, умения и навыки выделять главное, сравнивать, делать выводы, осмысленно применять знания в нестандартной ситуации; продолжить формировать познавательные и творческие интересы, память и внимание.

Оборудование: модель торса человека, таблицы «Схема строения органов пищеварения», «Зубы».

Тип урока: изучения нового материала

Ход урока

I. Организация класса

II. Мотивация учебной деятельности

У двух мудрецов спросили, что такое знания. Первый мудрец ответил, что знания - это сосуд, в который мы бросаем монеты и собираем их. Так и мы накапливаем знания всю свою жизнь.

Второй мудрец ответил, что знания - это вода, её всегда не хватает, и мы не можем утолить жажду, потому и пьём каждый день. Так и знаний всегда мало, всегда хочется большего.

Вывод: знаний никогда не бывает много. Нельзя полностью выпить сосуд знаний. Познавая новое, хочется познать ещё больше. Нам кажется, что сосуд переполнился и с последней каплей вода выльется из него. Не бойтесь! Капли знаний не переполнят ваш мозг через край! Мы уже многое знаем о строении и функциях систем нашего организма, но новые знания нам никогда не помешают.

III. Изучение нового материала

Сообщение темы, запись в тетрадь

Сформулируйте задачи нашего урока. (Учитель дополняет ответы, систематизирует цели урока.)

Постановка проблемы

Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введённые прямо в кровь, вызывают гибель человека?

Учитель обобщает, дополняет ответы учащихся и даёт определение пищеварению.

Рассказ учителя с элементами беседы о полостном и пристеночном пищеварении, о механической и химической обработке пищи.

Учитель характеризует ферменты, даёт определение термину, объясняет механизм действия ферментов.

Вспомнив знания, полученные при изучении зоологии, о внутреннем строении млекопитающих животных, ответьте на следующие вопросы:

1) Какие отделы присутствуют в пищеварительной системе млекопитающих животных?

На основании ответов учащихся, их дополнении учитель рисует на доске схему строения пищеварительной системы млекопитающих.

2) Рассмотрите таблицу «Схема строения органов пищеварения», выясните, в чём сходство строения пищеварительной системы млекопитающих и человека?

3) Как вы думаете, почему имеется столь большое сходство?

Учитель подводит итог, что пищеварительная система человека состоит из пищеварительного канала и пищеварительных желёз.

4) Назовите органы пищеварительного канала. (Учащиеся называют, учитель характеризует и демонстрирует на модели «Торс человека»).

Рассказ учителя (с использованием таблицы) о строении стенок пищеварительного канала и о пищеварительных железах. Самостоятельная работа учащихся с учебником

Используя материал статьи «Какие функции пищеварительной системы?» соотнесите с помощью стрелок функции пищеварительной системы с сущностью каждой из них.

Секреторная

Выведение из организма некоторых продуктов обмена веществ.

Двигательная

Переход питательных веществ в кровь и лимфу

Всасывательная

Образование пищеварительных соков и их выделение в пищеварительный канал.

Выделительная

Жевание, глотание, перемещение пищи по пищеварительной системе и выделение неусвоенных остатков.

Рассказ учителя об основателе современной физиологии пищеварения, лауреате Нобелевской премии И.П. Павлове, об используемых им и современных методах исследования органов пищеварения.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Ролевая игра

Учитель - пациент, ученики поочерёдно выступают в роли врача. «Пациент» жалуется на проблемы органов пищеварения, характеризует симптомы, а «врач» назначает соответствующее исследование.

Конкурс «Что это такое?»

На столе разложены карточки с терминами: брюшина, слизистая оболочка, желудок, печень, ферменты, пищеварение, пищевод.

Один из учащихся выбирает карточку с термином и, не называя его, объясняет термин всем учащимся так, чтобы ребята догадались, о чём идёт речь.

V. Рефлексия

Вопросы классу

Как вы считаете, решили ли мы все задачи, которые были перед нами поставлены в начале урока?

Что помогло ответить вам на сложные вопросы?

Узнали ли вы что-то новое?

Какая часть урока вам понравилась больше всего?

Довольны ли вы результатом работы?

VI. Подведение итогов урока

VII. Домашнее задание: выучить параграф, выполнить задания в тетради.

Учитель. Дорогие ребята! В очередной раз вы показали желание и возможности знать больше. Мне очень приятно было провести с вами этот урок. Всем спасибо за работу. Урок окончен. До свидания, можете быть свободны.


© 2010-2022