- Преподавателю
- Биология
- Урок по теме Питание и пищеварение
Урок по теме Питание и пищеварение
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Полевик В.А. |
Дата | 05.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Питание и пищеварение.
Цель: Познакомить учащихся с особенностями строения и функциями пищеварительной системы, раскрыть понятия «пищеварение», «ферменты», «пищеварительный канал», «пищеварительные железы»; развивать мышление, речь, умения и навыки выделять главное, сравнивать, делать выводы, осмысленно применять знания в нестандартной ситуации; продолжить формировать познавательные и творческие интересы, память и внимание.
Оборудование: модель торса человека, таблицы «Схема строения органов пищеварения», «Зубы».
Тип урока: изучения нового материала
Ход урока
I. Организация класса
II. Мотивация учебной деятельности
У двух мудрецов спросили, что такое знания. Первый мудрец ответил, что знания - это сосуд, в который мы бросаем монеты и собираем их. Так и мы накапливаем знания всю свою жизнь.
Второй мудрец ответил, что знания - это вода, её всегда не хватает, и мы не можем утолить жажду, потому и пьём каждый день. Так и знаний всегда мало, всегда хочется большего.
Вывод: знаний никогда не бывает много. Нельзя полностью выпить сосуд знаний. Познавая новое, хочется познать ещё больше. Нам кажется, что сосуд переполнился и с последней каплей вода выльется из него. Не бойтесь! Капли знаний не переполнят ваш мозг через край! Мы уже многое знаем о строении и функциях систем нашего организма, но новые знания нам никогда не помешают.
III. Изучение нового материала
Сообщение темы, запись в тетрадь
Сформулируйте задачи нашего урока. (Учитель дополняет ответы, систематизирует цели урока.)
Постановка проблемы
Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введённые прямо в кровь, вызывают гибель человека?
Учитель обобщает, дополняет ответы учащихся и даёт определение пищеварению.
Рассказ учителя с элементами беседы о полостном и пристеночном пищеварении, о механической и химической обработке пищи.
Учитель характеризует ферменты, даёт определение термину, объясняет механизм действия ферментов.
Вспомнив знания, полученные при изучении зоологии, о внутреннем строении млекопитающих животных, ответьте на следующие вопросы:
1) Какие отделы присутствуют в пищеварительной системе млекопитающих животных?
На основании ответов учащихся, их дополнении учитель рисует на доске схему строения пищеварительной системы млекопитающих.
2) Рассмотрите таблицу «Схема строения органов пищеварения», выясните, в чём сходство строения пищеварительной системы млекопитающих и человека?
3) Как вы думаете, почему имеется столь большое сходство?
Учитель подводит итог, что пищеварительная система человека состоит из пищеварительного канала и пищеварительных желёз.
4) Назовите органы пищеварительного канала. (Учащиеся называют, учитель характеризует и демонстрирует на модели «Торс человека»).
Рассказ учителя (с использованием таблицы) о строении стенок пищеварительного канала и о пищеварительных железах. Самостоятельная работа учащихся с учебником
Используя материал статьи «Какие функции пищеварительной системы?» соотнесите с помощью стрелок функции пищеварительной системы с сущностью каждой из них.
Секреторная
Выведение из организма некоторых продуктов обмена веществ.
Двигательная
Переход питательных веществ в кровь и лимфу
Всасывательная
Образование пищеварительных соков и их выделение в пищеварительный канал.
Выделительная
Жевание, глотание, перемещение пищи по пищеварительной системе и выделение неусвоенных остатков.
Рассказ учителя об основателе современной физиологии пищеварения, лауреате Нобелевской премии И.П. Павлове, об используемых им и современных методах исследования органов пищеварения.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Ролевая игра
Учитель - пациент, ученики поочерёдно выступают в роли врача. «Пациент» жалуется на проблемы органов пищеварения, характеризует симптомы, а «врач» назначает соответствующее исследование.
Конкурс «Что это такое?»
На столе разложены карточки с терминами: брюшина, слизистая оболочка, желудок, печень, ферменты, пищеварение, пищевод.
Один из учащихся выбирает карточку с термином и, не называя его, объясняет термин всем учащимся так, чтобы ребята догадались, о чём идёт речь.
V. Рефлексия
Вопросы классу
Как вы считаете, решили ли мы все задачи, которые были перед нами поставлены в начале урока?
Что помогло ответить вам на сложные вопросы?
Узнали ли вы что-то новое?
Какая часть урока вам понравилась больше всего?
Довольны ли вы результатом работы?
VI. Подведение итогов урока
VII. Домашнее задание: выучить параграф, выполнить задания в тетради.
Учитель. Дорогие ребята! В очередной раз вы показали желание и возможности знать больше. Мне очень приятно было провести с вами этот урок. Всем спасибо за работу. Урок окончен. До свидания, можете быть свободны.