- Преподавателю
- Биология
- Задания для подготовки к ЕГЭ
Задания для подготовки к ЕГЭ
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Черкашина Л.А. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Задания для подготовки к ЕГЭ.
Часть С 1.
-
Докажите, что разделение органического мира по уровням организации имеет под собой научные основания.
-
Каковы преимущества и недостатки метода моделирования перед методами исследования, применяемыми для изучения живых объектов?
-
Какие особенности строения молекулы позволяют воде выполнять ее функции в организме?
-
Несколько ученых в 1954 и 1972 г. получили Нобелевскую премию за установление природы химической связи в молекуле белка и за расшифровку структуры белка (рибонуклеазы). В чем заключался смысл их работы? Что они установили?
-
Какие общие функции выполняют белки, липиды и углеводы в клетке?
-
Какие особенности строения ДНК подтверждают гипотезу о том, что ДНК хранит и передает наследственную информацию?
-
Чем объясняются различия в названиях нуклеиновых кислот?
-
Каково значение клеточной теории в развитии науки?
-
Какими путями вещества проникают в клетку?
-
По каким признакам различаются клетки прокариотных и эукариотных организмов?
-
Какую информацию об организме млекопитающего несет его хромосомный набор?
-
Назовите три структурных элемента комплекса Гольджи.
-
Представьте, что амебу разрезали на две части - ядерную и безъядерную. Чем будут отличаться процессы жизнедеятельности у этих частей?
-
Какие особенности строения позволяют ядру выполнять его функцию?
-
Назовите основные признаки сходства и различия клеток?
-
Чем отличаются реакции синтеза от реакций распада в процессе обмена веществ?
-
В какие виды энергии превращается световая энергия при фотосинтезе и где происходит это превращение?
-
Как вы понимаете фразу «Код ДНК триплетен, однозначен, вырожден»?
-
Приведите примеры организмов, в жизненном цикле которых присутствуют половое и бесполое поколения. Назовите их стадии развития.
-
Что такое клеточные культуры и зачем их создают?
-
В чем заключается биологический смысл интерфазы в жизненном цикле клетки?
Ответы к заданиям для подготовки к ЕГЭ.
Часть С 1.
-
Докажите, что разделение органического мира по уровням организации имеет под собой научные основания.
Элементы правильного ответа:
Научными основаниями для разделения живых систем на уровни служат следующие положения:
1.Живые системы усложняются по мере развития: клетка-ткань-организм-популяция-вид и т.д.
2.Каждая более высокоорганизованная живая система включает в себя предыдущие системы. Ткани состоят из клеток, органы из тканей. Организм из органов и т.д.
-
Каковы преимущества и недостатки метода моделирования перед методами исследования, применяемыми для изучения живых объектов?
Элементы правильного ответа:
1.К модели можно применить воздействия, неприменимые к живым телам.
2.Моделирование позволяет изменять любые характеристики объекта.
-
Какие особенности строения молекулы позволяют воде выполнять ее функции в организме?
Элементы правильного ответа:
1.Полярность молекулы воды определяет ее способность растворять другие гидрофильные вещества.
2.Способность молекул воды к образованию и разрыву водородных связей между ними обеспечивает воде теплоемкость и теплопроводность, переход из одного агрегатного состояния в другие.
3.Малые размеры молекул обеспечивают их способность проникать между молекулами других веществ.
-
Несколько ученых в 1954 и 1972 г. получили Нобелевскую премию за установление природы химической связи в молекуле белка и за расшифровку структуры белка (рибонуклеазы). В чем заключался смысл их работы? Что они установили?
Элементы правильного ответа:
1.Ученые выяснили, что молекула белка имеет первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры.
2.Ученые выяснили, что молекула белка состоит из множества различных аминокислот, связанных пептидными связями.
3.Ученые установили последовательность аминокислотных остатков в молекуле рибонуклеазы, т.е. ее первичную структуру.
-
Какие общие функции выполняют белки, липиды и углеводы в клетке?
Элементы правильного ответа:
1.Указанные органические соединения выполняют строительную (структурную) функцию.
2. Указанные органические соединения выполняют энергетическую функцию.
-
Какие особенности строения ДНК подтверждают гипотезу о том, что ДНК хранит и передает наследственную информацию?
Элементы правильного ответа:
1.ДНК построена по принципу двойной спирали в соответствии с правилом комплементарности.
2.ДНК состоит из повторяющихся элементов - 4 видов нуклеотидов. Разная последовательность нуклеотидов кодирует различную информации.
3.Молекула ДНК способна к самовоспроизведению, а следовательно, к копированию информации и ее передаче.
-
Чем объясняются различия в названиях нуклеиновых кислот?
Элементы правильного ответа:
1.Различия в названия ДНК и РНК объясняются составом их нуклеотидов: в нуклеотидах ДНК углевод дезоксирибоза, а в РНК - рибоза.
2.Различия в названиях видов РНК (информационная, транспортная, рибосомальная) связаны с выполняемыми ими функциями.
-
Каково значение клеточной теории в развитии науки?
Элементы правильного ответа:
1.Клеточная теория установила структурную и функциональную единицу живого.
2. Клеточная теория установила единицу размножения и развития живого.
3. Клеточная теория подтвердила общность строения и происхождения живых систем.
-
Какими путями вещества проникают в клетку?
Элементы правильного ответа:
1.Вещества проникают в клетку путем диффузии.
2. Вещества проникают в клетку благодаря активному транспорту.
3. Вещества проникают в клетку путем пиноцитоза и фагоцитоза.
-
По каким признакам различаются клетки прокариотных и эукариотных организмов?
Элементы правильного ответа:
1.У прокариот в клетке отсутствует ядро. Митохондрии, аппарат Гольджи и эндоплазматическая сеть.
2. У прокариот нет подлинного полового размножения.
-
Какую информацию об организме млекопитающего несет его хромосомный набор?
Элементы правильного ответа:
1.По хромосомному набору животного можно определить его вид.
2. По хромосомному набору животного можно определить его пол.
3. По хромосомному набору животного можно определить наличие или отсутствие наследственных заболеваний.
-
Назовите три структурных элемента комплекса Гольджи.
Элементы правильного ответа:
Структурными элементами комплекса Гольджи являются:
1.трубочки
2.полости
3.пузырьки.
-
Представьте, что амебу разрезали на две части - ядерную и безъядерную. Чем будут отличаться процессы жизнедеятельности у этих частей?
Элементы правильного ответа:
Следует отметить различия в:
1.характере обмена веществ
2.сроках жизни
3.размножении.
-
Какие особенности строения позволяют ядру выполнять его функцию?
Элементы правильного ответа:
1.Наличие двойной мембраны с характерными ядерными порами, за счет чего обеспечивается связь ядра с цитоплазмой.
2.Наличие ядрышек, в которых синтезируется РНК и формируются рибосомы.
3.Наличие хромосом. Являющихся наследственным аппаратом клетки и обеспечивающих деление ядра.
-
Назовите основные признаки сходства и различия клеток?
Элементы правильного ответа:
1.Большинство клеток сходно по основным элементам строения, жизненным свойствам и процессу деления.
2.Клетки отличаются друг от друга наличием органоидов, специализацией по выполняемым функциям, интенсивностью обмена веществ.
-
Чем отличаются реакции синтеза от реакций распада в процессе обмена веществ?
Элементы правильного ответа:
1.В результате синтеза образуются более сложные вещества, чем вступившие в реакцию; реакция идет с поглощением энергии.
2.При распаде образуются более простые вещества. Чем вступившие в реакцию; реакция идет с выделением энергии.
-
В какие виды энергии превращается световая энергия при фотосинтезе и где происходит это превращение?
Элементы правильного ответа:
1.Световая энергия преобразуется в химическую и тепловую энергию.
2.Все превращения происходят в тилакоидах гран хлоропластов и в их матриксе (у растений); в других фотосинтезирующих пигментах (у бактерий).
-
Как вы понимаете фразу «Код ДНК триплетен, однозначен, вырожден»?
Элементы правильного ответа:
1.Код «триплетен» означает, что каждая из аминокислот кодируется тремя нуклеотидами.
2.Код «однозначен» - каждый триплет (кодон) кодирует только одну аминокислоту.
3.Код «вырожден» означает, что каждая аминокислота может кодироваться более чем одним кодоном.
-
Приведите примеры организмов, в жизненном цикле которых присутствуют половое и бесполое поколения. Назовите их стадии развития.
Элементы правильного ответа:
1.примерами организмов, у которых происходит чередование поколений. Могут быть мхи, папоротники, медузы и другие.
2.У растений происходит смена гаметофита и спорофита. У медуз чередуются стадии полипа и медузы.
-
Что такое клеточные культуры и зачем их создают?
Элементы правильного ответа:
1.Изолированные клетки организма, живущие в искусственной среде. Называются клеточной культурой (или культурой клеток).
2.Клеточные культуры используют для получения антител. Лекарственных веществ, а также для диагностики заболеваний.
-
В чем заключается биологический смысл интерфазы в жизненном цикле клетки?
Элементы правильного ответа:
1.Интерфаза необходима для запасания веществ и энергии при подготовке к митозу.
2.В интерфазе происходит удвоение наследственного материала, что впоследствии обеспечивает его равномерное распределение по дочерним клеткам.
Задания для подготовки к ЕГЭ.
Часть С 2.
-
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1.В составе клетки обнаружено около 80 химических элементов, входящих в таблицу Д.И.Менделеева.
2.Группу макроэлементов образуют водород, кислород, углерод и натрий.
3.В меньших количествах в состав клетки входят калий. Азот, кальций и хлор.
4.Кальций и фосфор участвуют в формировании костной ткани.
5.Кроме того, фосфор - элемент, от которого зависит нормальная свертываемость крови.
6.Железо входит в состав гемоглобина - белка эритроцитов.
-
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1.Белки - это нерегулярные биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды.
2.Остатки мономеров соединены между собой пептидными связями.
3.Последовательность мономеров, поддерживаемая этими связями. Формирует первичную структуру белковой молекулы.
4.Следующая структура - вторичная, поддерживается слабыми гидрофобными связями.
5.Третичная структура белка представляет собой скрученную молекулу в виде глобулы (шара).
6.Поддерживается такая структура водородными связями.
-
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1.Быстрое протекание химических реакций в организме обеспечивают ферменты.
2.Один фермент катализирует несколько разных реакций.
3.Так, например, фермент, расщепляющий белки, может расщеплять и жиры.
4.Это обусловлено тем, что молекула фермента может пространственно изменяться в зависимости от вещества, с которым он взаимодействует.
5.Сам фермент не изменяется по своему химическому составу в результате реакции.
6.Каждая молекула фермента может осуществлять несколько тысяч операций в минуту.
Задания для подготовки к ЕГЭ.
Часть С 2.
-
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1.Углеводы - органические соединения, в состав которых входят углерод, кислород и вода.
2.Углеводы делятся на моно-, ди- и полисахариды.
3.Они выполняют в организме энергетическую, структурную и ферментативную функции.
4.Крахмал откладывается в запас в клетках животных.
5.Гликоген входит в состав растительных тканей.
6.Углеводы могут выполнять и защитную функцию, т.к. жидкости, защищающие слизистые оболочки органов, богаты углеводами.
-
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1.Липиды - органические соединения, растворимые в воде и органических растворителях.
2.По химической структуре липиды - это соединения глицерина и аминокислот.
3.Липиды выполняют структурную, энергетическую, защитную, двигательную функции.
4.Жиры плохо проводят тепло.
5.У многих млекопитающих образуется «бурый жир», играющий роль терморегулятора.
6.Многие липиды входят в состав гормонов.
-
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1.Молекула ДНК состоит из мономеров - нуклеотидов.
2.Каждый нуклеотид ДНК состоит из азотистого основания, углевода рибозы и остатка фосфорной кислоты.
3.Нуклеотидыдвух цепей ДНК связаны нековалентными водородными связями по правилу комплементарности.
4.Четыре нуклеотида в цепи молекулы ДНК кодируют одну аминокислоту в молекуле белка, информация о строении которого заложена в гене.
5.ДНК контролирует синтез иРНК на одной из своих цепей.
6.Процесс синтеза иРНК на матрице ДНК называется трансляцией.
Задания для подготовки к ЕГЭ.
Часть С 2.
-
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
Ниже перечислены имена ученых и их открытия.
1.Джемс Уотсон и Френсис Крик - расшифровали структуру молекулы ДНК и генетический код.
2.Теодор Шванн - открыл клеточное строение организмов.
3.Рудольф Вирхов - создал вакцины против бешенства и сибирской язвы.
4.Матиас Шлейден - один из создателей клеточной теории.
5.К.А.Тимирязев - доказал, что при фотосинтезе растения выделяют кислород.
6.Д.Ф.Ивановский - открыл вирус табачной мозаики.
-
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1.Клетки зеленых растений, используя энергию солнечного света, способны синтезировать органические вещества.
2.Исходными веществами для фотосинтеза служат углекислый газ и азот атмосферы.
3.Процесс фотосинтеза как в прокариотических, так и в эукариотических клетках происходит в хлоропластах.
4.В световой стадии фотосинтеза происходит синтез АТФ и разложение воды - фотолиз.
5.В темновой стадии фотосинтеза образуются глюкоза и кислород.
6.Энергия АТФ, запасенная в световой стадии, расходуется на синтез углеводов.
Ответы к заданиям для подготовки к ЕГЭ.
Часть С 2.
1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1.В составе клетки обнаружено около 80 химических элементов, входящих в таблицу Д.И.Менделеева.
2.Группу макроэлементов образуют водород, кислород, углерод и натрий.
3.В меньших количествах в состав клетки входят калий. Азот, кальций и хлор.
4.Кальций и фосфор участвуют в формировании костной ткани.
5.Кроме того, фосфор - элемент, от которого зависит нормальная свертываемость крови.
6.Железо входит в состав гемоглобина - белка эритроцитов.
Элементы правильного ответа:
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5.
В предложении 2 один из элементов _ натрий не относится к макроэлементам.
В предложении 3 - азот ошибочно отнесен к микроэлементам.
В предложении 5 ошибочно указан элемент, выполняющий названную функцию.
2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1.Белки - это нерегулярные биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды.
2.Остатки мономеров соединены между собой пептидными связями.
3.Последовательность мономеров, поддерживаемая этими связями. Формирует первичную структуру белковой молекулы.
4.Следующая структура - вторичная, поддерживается слабыми гидрофобными связями.
5.Третичная структура белка представляет собой скрученную молекулу в виде глобулы (шара).
6.Поддерживается такая структура водородными связями.
Элементы правильного ответа:
Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6.
В предложении 1 неверно указаны мономеры белковой молекулы.
В предложении 4 неверно указаны химические связи, поддерживающие вторичную структуру белка.
В предложении 6 неверно указаны химические связи, поддерживающие третичную структуру белка.
3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1.Быстрое протекание химических реакций в организме обеспечивают ферменты.
2.Один фермент катализирует несколько разных реакций.
3.Так, например, фермент, расщепляющий белки, может расщеплять и жиры.
4.Это обусловлено тем, что молекула фермента может пространственно изменяться в зависимости от вещества, с которым он взаимодействует.
5.Сам фермент не изменяется по своему химическому составу в результате реакции.
6.Каждая молекула фермента может осуществлять несколько тысяч операций в минуту.
Элементы правильного ответа:
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4, 6.
В предложении 2 неверно указано одно из свойств ферментов.
В предложении 3 ошибочно указана способность одного фермента участвовать в реакциях разных типов.
В предложении 4 неверно указана особенность взаимодействия фермента с субстратом.
В предложении 6 неверно указаны кинетические характеристики ферментов в общем случае.
4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1.Углеводы - органические соединения, в состав которых входят углерод, кислород и вода.
2.Углеводы делятся на моно-, ди- и полисахариды.
3.Они выполняют в организме энергетическую, структурную и ферментативную функции.
4.Крахмал откладывается в запас в клетках животных.
5.Гликоген входит в состав растительных тканей.
6.Углеводы могут выполнять и защитную функцию, т.к. жидкости, защищающие слизистые оболочки органов, богаты углеводами.
Элементы правильного ответа:
Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 4, 5.
В предложении 1 неверно указан состав углеводов.
В предложении 3 одна из функций углеводов указана ошибочно.
В предложении 4 и 5 неверно указаны запасающие вещества в клетках растений и животных.
5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1.Липиды - органические соединения, растворимые в воде и органических растворителях.
2.По химической структуре липиды - это соединения глицерина и аминокислот.
3.Липиды выполняют структурную, энергетическую, защитную, двигательную функции.
4.Жиры плохо проводят тепло.
5.У многих млекопитающих образуется «бурый жир», играющий роль терморегулятора.
6.Многие липиды входят в состав гормонов.
Элементы правильного ответа:
Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 3.
В предложении 1 неверно указан один из растворителей липидов.
В предложении 2 неверно указана химическая структура липидов.
В предложении 3 одна из функций указана неправильно и одна не названа.
6. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1.Молекула ДНК состоит из мономеров - нуклеотидов.
2.Каждый нуклеотид ДНК состоит из азотистого основания, углевода рибозы и остатка фосфорной кислоты.
3.Нуклеотидыдвух цепей ДНК связаны нековалентными водородными связями по правилу комплементарности.
4.Четыре нуклеотида в цепи молекулы ДНК кодируют одну аминокислоту в молекуле белка, информация о строении которого заложена в гене.
5.ДНК контролирует синтез иРНК на одной из своих цепей.
6.Процесс синтеза иРНК на матрице ДНК называется трансляцией.
Элементы правильного ответа:
Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 3.
7. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
Ниже перечислены имена ученых и их открытия.
1.Джемс Уотсон и Френсис Крик - расшифровали структуру молекулы ДНК и генетический код.
2.Теодор Шванн - открыл клеточное строение организмов.
3.Рудольф Вирхов - создал вакцины против бешенства и сибирской язвы.
4.Матиас Шлейден - один из создателей клеточной теории.
5.К.А.Тимирязев - доказал, что при фотосинтезе растения выделяют кислород.
6.Д.Ф.Ивановский - открыл вирус табачной мозаики.
8. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1.Клетки зеленых растений, используя энергию солнечного света, способны синтезировать органические вещества.
2.Исходными веществами для фотосинтеза служат углекислый газ и азот атмосферы.
3.Процесс фотосинтеза как в прокариотических, так и в эукариотических клетках происходит в хлоропластах.
4.В световой стадии фотосинтеза происходит синтез АТФ и разложение воды - фотолиз.
5.В темновой стадии фотосинтеза образуются глюкоза и кислород.
6.Энергия АТФ, запасенная в световой стадии, расходуется на синтез углеводов.
Элементы правильного ответа:
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5.
В предложении 2