Ландшафтный проект школьного участка

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ландшафтный проект школьного участка.

В практике биологического и экологического образования учитель использует широкий диапазон методов и методических приемов. Проектная деятельность как один из методов развивающего (личностно ориентированного) обучения должна быть направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Она способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает школьников к необходимости решения жизненно важных проблем. Проектирование сегодня - важнейший фактор развития образования. Что касается школы и образования, то в настоящее время широко обсуждается вопрос о модернизации образования, цель которого- создание условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Одним из методов учебно-воспитательного воздействия на школьников является внеклассная работа по биологии и экологии. Достаточно убедительным показателем экологической культуры является реальная деятельность учащихся: недопущение действий, наносящих ущерб природе, посильный вклад в преодоление негативных влияний на природу, разъяснение и пропаганда законов об охране природы. Сегодня экологическая культура становится важным проявлением социальной и гражданской зрелости выпускника школы.

Знакомство с экологией у школьников начинается уже с первых уроков биологии. Чтобы заинтересовать учащихся этой наукой, нужно проводить исследовательские работы практического характера. Времени для исследовательской деятельности на уроках по программе недостаточно, поэтому ее можно выполнять как внеклассную работу. Экологическое воспитание школьников должно быть целенаправленным. Для этого учащиеся могут принимать активное участие в экологических акциях: сотрудничать с Международным фондом защиты животных, собирать подписи в защиту животных, проводить разъяснительную работу среди учащихся, принимать участие в подготовке классных часов, конкурсах рисунков и плакатов. Также учащиеся школы могут составлять проекты, озеленения школьного участка, разводить цветники, озеленять школьный двор.

Целенаправленное изучение во внеклассной работе экологической ситуации, которая сложилась на территории, например в микрорайоне, поможет учащимся освоить моральные нормы отношения к природе, норме запретов (не причинять умышленного вреда живому, не загрязнять природу и т.п.). Исследование учащимися реальной жизни в процессе внеклассной работы дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций, особенно поведения людей в природной среде, где результат часто не соответствует желаемому. Это позволит школьникам извлечь урок на будущее, изменить цели своей деятельности, научить принимать решения в соответствии с убеждениями. Школьник, как и каждый человек, имеет относительную свободу выбора, зависящего от уровня культуры, целей и мотивов его деятельности.

Актуальность проблемы.

В условиях нашего района с его резко континентальным климатом и бедными по составу почвами работа по выполнению предлагаемого дизайн- проекта очень важна. Грамотно спланированный, засаженный деревьями, декоративными кустарниками, цветниками пришкольный участок может стать оазисом экологической культуры для всего города. Вопросы приобщения школьников к природе, воспитания чувства гармонии с ней на данный момент очень актуальны. Именно этим целям и призван послужить проект. Художественное оформление участка, выполненное руками самих ребят, возможность проведения на его территории уроков естественно -научного и художественно- эстетического цикла, релаксация после напряженного учебного процесса - все это, несомненно, придает большую значимость роли школьного участка в жизни детей.

Велика роль внеклассной работы в приобщении учащихся к самостоятельной работе, которую они могут проводить индивидуально или группами. При этом учащиеся могут обратиться к эксперименту, практической деятельности, исследованию с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования привлекательными и интересными. Но прежде чем начать исследование, необходимо поставить цели.

Итак, целями могут быть:

1 Разработка индивидуального стиля школьного участка и его ландшафтную организацию с учетом экономной эксплуатации школьной территории и рационального ее использования.

2..Изучение биологических методов, освоение некоторых из них, использование их в процессе изучения биологии и экологии.

3..Активизация внимания школьников к экологическому состоянию пришкольного участка.

4..Развитие у детей чувства причастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению пришкольного участка.

5..Проведение элементарных экологических исследований, овладение методами обработки научной информации.

Реализация следующих задач:

1.Актуализация биологических знаний о живых объектах и методах познания.

2.Освоение простейших методов биологических наук, постановки опытов, мониторинговых исследований, развитие исследовательских навыков.

3.Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций, удовлетворение интереса к изучению природы.

3.Интеграция предметов естественно научных дисциплин.

Планируемые результаты:

-учащиеся должны знать: признаки биологических объектов-клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; многообразие и сложность живых объектов; элементарные методы экологических исследований; методы и значение статистической обработки результатов, круг проблем, которые решают экологи.

-учащиеся должны уметь: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты, сравнивать и делать выводы; проводить самостоятельный поиск биологической информации; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Исследовательская работа может быть реализована при минимальном наборе материальных средств. Из оборудования требуется химическая посуда (пробирки, колбы, чашки Петри) , биологические бинокли, линейки, штангенциркули, микрокалькуляторы, лупы биологические, микроскопы (лучше системы МБС или МБИ, компас, рулетка, оборудование для сушки почвенных образцов, оборудование для определения рH воды, цилиндры, электронный термометр, психрометр аспирационный, шумомер, люксметр Ю-116, морилки, энтомологический сачок.

Проектирование - специфический индивидуально- творческий процесс, требующий от каждого участника оригинальных новых решений, и в то же время процесс коллективного творчества. Для обеспечения условий творческой деятельности главное значение имеет не объем знаний, а тип их усвоения, который в свою очередь предопределяет способы использования и широту переноса усвоенных знаний. Проектная деятельность школьников представляет как раз тот тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности их использования в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, обеспечивая возможность применения школьных знаний в реальных жизненных ситуациях

Общий обзор вопроса.

В настоящее время в городах преобладает агрессивно- визуальная среда. Это проявляется в современной архитектуре, ландшафтном строительстве, агрессивной тематике фильмов, а также в цвете, ритме, музыке, темпе жизни. Такая среда способна вызвать у человека различные болезни, расстройства, иные негативные последствия. И к сожалению, в первую очередь страдают дети. Что можно сделать для изменения этой ситуации, имея минимум материальных средств, находясь вдали от лесных массивов и парковых зон, но обладая знаниями и желанием изменить окружающий мир к лучшему?

Пришкольный участок декоративно украшаем и используем с максимальной отдачей, разместив на нем лекарственный отдел. Растения группируем по разным темам, например: травы, используемые для лечения определенного лечения, лекарственно- пищевые культуры и т.д. В старинной аптекарской книге, посвященной истории медицины, написано: «Если посмотреть на природу глазами врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать: мы живем в мире лекарств». Действительно, целебные растения окружают нас буквально повсюду. Они встречаются на клумбе, в огороде, в поле на лугу, в лесу…Их компонуем по систематическому принципу (например:»Лекарственные растения семейства розоцветных», «Лекарственные растения семейства зонтичных), либо объединяя по фармакологическому действию («Противовоспалительные», «Кровоостанавливающие» и т.д.). Из лекарственных растений составляем декоративные композиции, способные стать хорошим иллюстративным материалом на уроках биологии, местом проведения тематических экскурсий, кружковых занятий и фенологических наблюдений. Наконец, они просто оживляют и украшают школьный двор.

Городской воздух загрязняется целым комплексом различных химических веществ. Зеленые насаждения пришкольного участка способны поглощать многие вещества, тем самым играя роль живых фильтров. Разные виды растений по - разному поглощают вещества. Многие токсические газы поглощаются листьями, а часть веществ накапливается в побегах, плодах, клубнях, корнях, луковицах. Растения в городе можно назвать своеобразными «пылесосами», так как они во многих случаях очень эффективно очищают воздух, особенно летом. Лучше задерживают пыль растения с шершавыми, морщинистыми, складчатыми, покрытыми волосками и липкими листьями. Одним из лучших пылеуловителей считается вяз, который задерживает пыль в шесть раз интенсивнее, чем, например, тополь с его гладкими листьями. Эти растения растут вблизи нашего пришкольного участка. На территории участка растут около 150 хвойных пород - такие как ель, лиственница, туя и лиственных растений , которые различаются по своим способностям поглощать пыль. Например - у хвойных пород на единицу веса хвои оседает в 1,5 раза больше пыли, чем на единицу веса листьев. К тому же защитные свойства хвойных пород деревьев сохраняются круглый год. Одним из широко распространенных в городской среде тяжелых металлов является свинец. Он хорошо поглощается желтой акацией, липой, березой, поэтому в 2010-2011 учебном году целенаправленно посадили молодые саженцы желтой и белой акаций. Среди видов растений наиболее выносливых к загрязнению, специалисты отмечают тополь канадский, клен американский, белую акацию, облепиху обыкновенную, смородину золотистую, одни из них растут на самом участке, другие встречаются вблизи территории нашего школьного двора. Наиболее чувствительными к газам и дыму считаются ель обыкновенная, береза пушистая, рябина обыкновенная, каштан конский.

Оздоровительная роль растений на пришкольном участке проявляется - прежде всего в том, что они выделяют специфические вещества- фитонциды. Эти вещества могут подавлять развитие вредных болезнетворных бактерий, микроорганизмов. Известно более 500 растений, которые обладают фитонцидными свойствами. На территории нашего участка растут ель обыкновенная, рябина, акация желтая, туя, тополь.

Важен и противошумовой эффект зеленых насаждений на пришкольном участке. По степени шумозащитной эффективности растения располагаются в следующем порядке: тополя, ели, кустарники, они хорошо задерживают шум, так как имеют густую крону, смыкающиеся между собой.

В настоящее время все более популярным становится направление ландшафтного дизайна, называемое натургартен, или экостиль. В переводе с немецкого «натургартен» означает «природный сад» или «естественный сад». Идея натургартена напрямую связана с экономическими проблемами. Почему рукотворные сады требуют дорогостоящего ухода, в то время как в дикой природе растения развиваются и цветут без полива. компоста и прополок? Не секрет, что при составлении растительных композиций в традиционных садах в первую очередь учитывают декоративный эффект. Это увеличивает затраты на поддержание посадок в декоративном состоянии.

Чтобы создать долгоживущий цветник, учитываем факторы, способствующие успешному сосуществованию растений в природных растительных сообществах. На участке ежегодно высаживаем злаковые растения, такие как: пшеницу, овес, кукурузу, которые создают благоприятную микроклиматическую среду для роста других видов - затеняют почву, сохраняют влагу в рыхлых дернинах. Представители семейства- бобовых, такие как: бобы, фасоль, горох обогащают почву азотом. Семена этих растений служат раздаточным материалом при выполнении лабораторных работ. Чтобы сад стал экологически устойчивым сообществом, все факторы жизни растений учитываем в комплексе.

План исследования.

1.Место исследования. Город Лениногорск РТ, пришкольный участок МБОУ лицея 12

2.Планировка пришкольной территории лицея 12

Оборудование: рулетка, компас.

Перед лицеем стоят ответственные задачи- дать учащимся прочные знания основ наук, привить интерес и любовь к природе, формировать гуманистическое отношение к ней; научить правильно применять биологические знания на практике, выполняя сельскохозяйственные работы, воспитывать трудолюбие, общение с природой. Чтобы любить природу, надо хорошо знать ее. Поэтому важное место в познании природы отводится внеурочной работе на пришкольном участке. Школьный участок- своего рода зеленая лаборатория под открытом небом для практических занятий, наблюдений, многообразное натуральное наглядное пособие и источник раздаточного материала. Учащиеся, работая на школьном участке, закрепляют свои знания по биологии на живых растениях. Они получают ясные представления о главнейших агрономических приемах. возделывания сельскохозяйственных растений. На школьном участке должны быть растения, изучаемые в школе: полевые, овощные, плодово-ягодные, декоративные и дикорастущие. Соответственно этому участок имеет отделы: полевой, овощной, плодов ягодный, декоративный, биологический.

3. Видовой состав растений основных отделов пришкольного участка.

Цель: закрепить знания об основных систематических группах растениях; составлять морфологическое описание растений, сравнивать растения разных систематических групп, о многообразии цветковых растений и их хозяйственном значении.

Оборудование: определители растений, колышки, шпагат, линейка.

Методы: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение, статистическая обработка.

А. Отдел цветочно-декоративных растений

В школе цветочно-декоративные растения должны служить прежде всего, для эстетического воспитания. Пожалуй, невозможно представить себе нашу жизнь без удивительных творений природы- цветов. Они радуют нас изяществом форм и линий, богатством красок, нежностью аромата и всегда ассоциируются с красотой, покоем, счастьем, уютом. Цветы с давних пор украшают жизнь человека, пленяя его своей красотой и ароматом. Общение с цветами всегда облагораживает человека, учит его понимать и ценить прекрасное. Любовь к цветам, привитая с детства, остается у человека на всю жизнь. Лучшим украшением нашего участка стали цветники. На территории лицея 10 цветников различной формы- круглые, прямоугольные, квадратные. При создании композиций обязательно учитываем высоту растений: высокие- размещаем на заднем плане, а более низкие ближе к краю. Но самое главное при создании цветников ведем правильный подбор растений по цвету. Ведь цветочные растения, обладающие самой разнообразной окраской цветков, влияют на формирование колористической среды участка, а цвет воздействует на психику и эмоции человека. Одним из важнейших направлений лицея, является вопрос об оздоровления учащихся. Психологами установлено, что одним из факторов, воздействующий на психику человека является цвет. Поэтому сажаем цветочные растения самой разнообразной окраски и создаем гармоничную колористическую среду участка.

Красный- это цвет действия, он увеличивает, мускульное напряжение, кровяное давление, ритм дыхания, стимулирует работу мозга. Окраску красных растений обеспечивают- циннии, однолетние георгины, астры, вербена, космея, портулак.

Оранжевый цвет улучшает пищеварение, вызывает радость, но может как успокаивать, так и раздражать. Оранжевые тона представлены- ноготками, бархатцами, настурциями, рудбекиями.

Желтый цвет стимулирует зрение, работу мозга, успокаивает психоневрозы, вызывает хорошее настроение, бодрость .Окраску желтую имеют- георгины, бархатцы, циннии, эшшольции.

Фиолетовый цвет увеличивает выносливость, но вызывает печаль, депрессию. Фиолетовую окраску растений создают- агератум, астры, люпин.

Разнообразие цветочно-декоративных растений способствуют развитию эстетического воспитания, являются незаменимым материалом для привития учащимся практических навыков по уходу за растениями, управлению их ростом и развитием. В соответствии с программой в этом отделе работают учащиеся 6,9,10-х классов. С лучших растений учащиеся собирают семена. С декоративными растениями проводим следующие опыты: размножение многолетников черенками и отводками, влияние длины дня (астры, хризантемы), удлинение цветения обрыванием бутонов (многолетние георгины).

Б. Отдел полевых культур.

Полевой отдел делим на две части: коллекционную и опытную. В этом отделе учащиеся выращивают пшеницу, овес, кукурузу, картофель. В полевом отделе проводим следующие опыты: фазы развития яровой пшеницы, влияние окучивания и способы размножения картофеля. Экспонаты этого отдела используем на уроках при изучении сельскохозяйственных растений. В полевом отделе работают учащиеся 6-х классов, знакомясь с представителями важнейших семейств, изучаемых в курсе ботаники. Учащиеся 10-11 классов изучают проявление ряда общебиологических закономерностей: дивергенцию признаков, видообразование, полиплоидию, изменчивость.

В. Овощной отдел.

В этом отделе выращиваем основные растения в открытом грунте в условиях севооборота. В соответствии с программами по биологии и сельскохозяйственному труду с ними работают учащиеся 6-х классов. Важное условие- расположить коллекционные и опытные посевы так, чтобы учащиеся могли делать сравнения растений как на опытных и контрольных делянках. Опыты с овощными растениями проводим следующие: влияние подкормки (капуста, огурцы), размножение черенками томатов, влияние прищипки побегов (огурцов, томатов). В этом отделе выращиваем: кабачки, капусту, томаты, морковь, свеклу, лук, фасоль, огурцы, картофель. Собранный урожай реализуем в школьную столовую.

Опыт с картофелем.

Тема опыта. Влияние осветления клубней на урожай картофеля.

Цель опыта. Показать, что осветление ускоряет развитие растений и повышает урожай.

Начало осветления. За 35-40 дней до посадки клубни картофеля массой по 60-70г раскладываем в теплом светлом помещении.

Посадка клубней. Осветленные клубни высаживаем рядами 60 на 30см.

На контрольной делянке высаживаем не яровизированные клубни.

Рыхление почвы. Через 10-15 дней после посадки производим рыхление почвы.

Поливка. В засушливую погоду производим поливку (2-3 ведра на один квадратный метр). При зацветании картофеля поливку прекращаем.

Окучивание. Приваливаем почву к нижней части стеблей и одновременно удаляем сорняки.

Подкормка. Раствор минеральных удобрений (на ведро воды 30г сульфата аммония, 40г суперфосфата и 70г калийной соли) вносим в борозды из расчета ведро раствора на 10-12 кустов.

Уборка клубней. Клубни просушиваем, сортируем на крупные, средние, мелкие.

Результаты. С опытной делянки получили с 10 квадратных метров 20кг картофеля по сравнению с контрольной-12кг.

Г.Плодово-ягодный отдел.

В сентябре 1993 года на учебно-опытном участке был заложен плодово - ягодный сад. . В саду высажены яблони (135 штук) вишня, слива, смородина крыжовник, малина, облепиха. Ежегодно площадь сада расширяется и пополняется новыми растениями, так как особое внимание обращаем на навыки вегетативного размножения (черенками, отводками). Плоды и ягоды, выращенные в саду, используются для приготовления компотов в период работы летнего оздоровительного лагеря. В плодово- ягодном саду работают учащиеся 6-11 классов.

Опыт с крыжовником.

Тема опыта. Способы размножения крыжовника.

Цель опыта. Выяснить, какой из способов размножения крыжовника- горизонтальными или дуговидными- является лучшим.

Размножение горизонтальными отводками. Все слабые побеги вырезаем, а все сильные побеги пригибаем к разрыхленной почве в разных направлениях и пришпиливаем развилками. Пригнутые побеги засыпаем рыхлой землей.

Размножение дуговидными отводками. Делаем канавки глубиной 12-15см. Однолетние побеги пригибаем ко дну канавок, пришпиливаем развилками и присыпаем землей. Концы побегов, оставшиеся не засыпанными, подвязываем к колышку.

Уход за кустами. Когда почки дадут побеги высотой 15-20см , окучиваем рыхлой землей. В течение всего вегетационного периода почву поддерживаем в рыхлом, влажном состоянии.

Выкопка отводков. Когда растения закончат рост и у них опадут листья, побеги отрезаем от материнского растения и делим на отдельные кустики.

Результаты. При размножении горизонтальными отводками можно получить 20-25 отводков, при размножении дуговидными 10-15 отводков.

Д. Экологический отдел.

В этом отделе имеются растения, приспособленные к различным экологическим условиям (светолюбивые, теневыносливые). На территории школьного участка посажены 150 хвойных деревьев: ель, лиственница, туя. На уроках биологии учащиеся получают знания о свойствах этих деревьев, все знают, что они содержат специфические вещества- фитонциды. Воздух вокруг школы почти стерилен, так как летучие вещества убивают микробы. Дети наши знают, что еловая хвоя в шесть раз богаче витамина С, чем апельсин и лимон. Поэтому дети особое внимание уделяют этим растениям.

Выводы. Работая над проектом определили видовой состав деревьев, кустарников, травянистых растений на пришкольной территории. Результаты оказались следующими:

1.Подбор зеленых насаждений произведен в целом правильно, видовой состав разнообразен, преобладают многолетние растения. Широко представлены - туя, ель, лиственница, которые выделяют фитонциды и поглощают пыль; яблоня, плоды которых реализуем в школьную столовую.

2.Из числа растений- поглотителей свинца произрастает акция желтая, рябина.

3. Из растений, наиболее устойчивых к загрязнению газами, представлены тополями.

4. Кроме этих растений, произрастают шиповник, жасмин, смородина, крыжовник, малина, облепиха.

5.Видовой травянистый фитоценоз многообразен. Здесь в наличии разнообразные овощные, лекарственные и декоративно-цветочные культуры.

Видовой состав растений на учебно- опытном участке.

1.Однолетние растения: астра, агератум, бархатцы, васильки, георгины, лобелия, партулак, цинния, космея.

2.Многолетние растения: флоксы, люпин, рудбекия, гвоздика, хризантема, сентябринки, мальва, лилия, ромашка, ирис, тюльпан, нарцисс, пион.

3.Овощные культуры: томаты, огурцы, тыква, капуста, морковь, свекла, фасоль, лук, кабачки.

4.Пряно- вкусовые овощи: петрушка, укроп, базилик.

5.Полевые растения: пшеница, овес, рожь, кукуруза, подсолнух.

6. Цветы- часы: шиповник, ноготки, картофель, одуванчик, осот, цикорий, эшшольция.

7.Хвойные растения: ель, лиственница, туя.

8. Плодово-ягодные растения: яблоня, вишня, слива, облепиха, смородина, малина, крыжовник, арония.

9.Кустарники: жасмин, барбарис.

Всего на пришкольном участке лицея около 60 разнообразных видов растений.

4.Оценка экологического состояния почвы по кислотности солевой вытяжки.

Цель: научиться определять кислотность почвы.

Оборудование: весы технические, лопатка, оборудование для сушки почвенных образцов, оборудование и приборы определения рH воды, раствор хлорида натрия, стакан на 200мл, цилиндр мерный на 50мл.

Методы: наблюдение, сравнение, эксперимент.

1.Высушили отобранный образец.

2.В стакан поместили 20-50г высушенной почвы и взвесили его.

3.Добавили к почве раствор хлорид натрия 5мл на 2г почвы.

4.Перемешивали содержимое стакана в течение 3-5 минут с помощью лопатки.

5.Отфильтровали содержимое стакана через бумажный складчатый фильтр, собирая готовую вытяжку в нижнем стакане. Обратили внимание на ее внешний вид (цвет, мутность).

6.Определили рH солевой вытяжки.

Нами были исследованы почвы трех участков. Результаты исследования занесены в таблицу.

Nпробы

Место отбора пробы

Внешний вид солевой

вытяжки

рH солевой

вытяжки

1.

Плодово-ягодный отдел

Прозрачная, бесцветная

рH 7

нейтральная \

среда

2.

Круглый цветник

Прозрачная, бесцветная

рH6

слабая

кислотность

3.

Прямоугольный цветник

Прозрачная, бесцветная

рH7 нейтральная

среда

Выводы. Кислотность почвы - важный экологический фактор, определяющий условия жизнедеятельности почвенных организмов и высших растений. При высокой кислотности угнетаются рост и развитие многих растений, подавляется жизнедеятельность микроорганизмов. В этом случае необходимо делать известкование почвы. На исследованных участках почва имеет слабокислую и нейтральную среду и в известковании не нуждается.



Заключение

Изучив состояние пришкольного участка нашего лицея, мы разработали свой ландшафтный дизайн- проект нашего школьного двора. В этом проекте мы пытались решить вопросы создания индивидуального стиля, экономной эксплуатации территории, подбора видового состава растений, приобщения школьников к природе.

Пришкольный участок мы решили разработать в стиле натургартена. Ассортимент растений для композиций- цветников подбираем с учетом доминирования весеннее- и осеннецветущих видов. Приступая к оформлению участка, биолог представляет, какое впечатление хочет получить. Возможно, это будет сад «утопающий в разнообразной цветности». В любом случае создает гармоничную цветовую композицию, на которую можно смотреть бесконечно.

Озеленение школы, создание индивидуального стиля школьного двора- работа не простая. Требуются совместные усилия школьников, педагогов, родителей, консультации архитекторов.











Проектная работа



Ландшафтный проект школьного участка























Выполнила учитель биологии МБОУ лицея12

Митяева А.К.

© 2010-2022