- Преподавателю
- Биология
- Корень и корневая система
Корень и корневая система
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Крылова Н.А. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Класс: 6 «А»
Тема: Корень. Корневая система. Лабораторная работа № 6.
Цель урока: Изучить внешнее строение корня, корневых систем и функций корня.
Задачи урока:
-
Научиться находить различные виды корней и корневых систем, находить черты сходства и различия между различными корневыми системами, приводить примеры растений с той или иной корневой системой.
-
Установить функции корня.
-
Развивать аналитические навыки работы с различными источниками биологической информации, выделяя главное; работы с биологической терминологией.
Критерии успешности:
-
Я знаю, как расположены различные виды корней;
-
Я умею сравнивать типы корневых систем, выявлять черты сходства и различия между ними;
-
Я умею делать выводы о значении корня в жизни растения.
-
Я могу привести примеры растений, имеющие различные корневые системы.
-
Я могу правильно использовать биологическую терминологию данной темы.
Обеспечение урока: гербарии растений с различными корневыми системами,
трафареты терминов, карточки-задания для работы групп. Результаты
опережающего задания (выкопать корни 4-х травянистых растений),
руководство к лабораторной работе №6, дескрипторы оценивания.
Ход урока:
-
Организационная часть урока.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
Деление на группы при помощи разных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, зигзаг) Параллельно проводится психодиагностика.
(Материал для учителя)
КВАДРАТ:
Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, в упорстве, позволяющее добиваться завершения работы - вот чем знамениты истинные Квадраты.
Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области.
Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время.
Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.
ПРЯМОУГОЛЬНИК:
Временная форма личности, которую могут носить остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни.
Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения.
Поэтому ведущие качества прямоугольника - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость.
Они открыты, для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.
ТРЕУГОЛЬНИК:
Эта форма символизирует лидерство.
Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели.
Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, и, как правило, достигают их.
Они честолюбивы и прагматичны, умеют показать вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных.
Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.
КРУГ:
Самая доброжелательная из пяти фигур.
Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека.
Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную.
Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом.
Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым.
Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.
ЗИГЗАГ:
Фигура, символизирующая творчество.
Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального - вот что нравится Зигзагам.
Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом.
Зигзаг - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур.
Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру!
Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь многих.
-
Проверка домашнего задания: (работа в малых группах) (5 минут)
-
Составьте рассказ из предложенных терминов: семя, 2 семядоли, зародыш семени, эндосперм, 1 семядоля, кожура, фасоль, корешок, стебелек, почечка, запас питательных веществ, пшеница.
Критерии оценки:
-
В рассказе должны быть использованы все слова.
-
Количество предложений - не более 6.
-
Можно использовать другие слова и предлоги.
Дескрипторы оценивания:
Использование терминов в рассказе
Распространенность и правильность предложений и суждений
Степень самостоятельности
Баллы за работу
Использовал все термины
Предложения и суждения правильные.
Работа выполнена самостоятельно
5
Использовал больше половины терминов.
Предложения имеют небольшие стилистические ошибки, но суждения правильные.
Работа выполнена с опорой на подсказку
4
Использовал половину терминов.
Предложения имеют стилистические ошибки, суждения неполные и в них есть ошибки
Работа выполнена с
использованием подсказок
3
Использовал меньше половины терминов
Рассказ составить не смог.
Получились только отдельные списанные фразы.
Работа выполнена с
использованием
списывания готовых ответов
2
Работа в группах завершается зачитыванием рассказов каждой группы, оценивание происходит остальными группами в соответствии с критериями.
3. Изучение нового материала:
1. Введение темы и целей урока «Ситуация яркого пятна».
лист
побег
плод
цветок
корень
стебель
семя
почка
(фронтальная беседа)
-
Что объединяет эти слова?
-
Можно ли эти слова разбить на группы?
-
Какие? Ответ поясните.
-
Как вы думаете, почему слово «корень» выделено?
-
Что бы вы хотели бы узнать о корне и чему научиться на уроке?
(ответы на последний вопрос записываются на ватмане).
Обобщение записей на ватмане - узнать, что такое корень, какие бывают корни, почему все корни разные , научиться сравнивать корни между собой, узнать зачем корень растению.
2. Работа в малых группах над новым теоретическим материалом: (7 минут)
Карточка-задание для работы групп:
-
Прочитайте текст;
-
Найдите определение следующим терминам: корень, корневая система, главный корень, боковой корень, придаточный корень, стержневая корневая система, мочковатая корневая система.
-
Рассмотрите рисунки и подписи к ним. Найдите главный корень, боковой корень, придаточный корень.
-
Сравните рисунки учебника и корни растений, которые вы принесли. Найдите черты сходства и отличия, сделайте выводы.
После выполнения работы каждый должен написать вывод на своем листе. Если ученик сомневается, то учитель дает ему соответствующую подсказку.
Вывод: Все растения имеют или _____________ корневую систему, или __________ корневую систему. Стержневая корневая система состоит из _____________, _________, _______ корней. Мочковатая корневая система состоит из _________, __________ корней. Мочковатую корневую систему имеют ________, _______, _________. Стержневую корневую систему имеют _________, _______, ______.
Взаимопроверка: на слайде высвечивается правильный ответ, за каждый правильный ответ ставится «+».
Критерии оценки: 1 - 2 ошибки - «5»; 3 - 4 ошибок - «4»; 5 - 6 ошибок - «3»; 7 и более ошибок - «2».
Учитель:
Подведем итог проделанной работе. К какому выводу вы пришли? Что удалось выяснить?
Ответы учеников.
После фронтальной беседы учитель просит детей сесть в группы так, чтобы в каждой группе находились ученики с разными фигурками.
-
Выполнение лабораторной работы (15 минут)
-
Каждый ученик получает руководство по выполнению лабораторной работы №6, которое он должен заполнить самостоятельно. После выполнения работы, ученики сдают заполненные руководства на проверку учителю.
-
Активизация мыслительной деятельности - работа в малых группах «Конвейер» (5 минут)
Демонстрация слайдов 1, 2, 3, 4.
-
Проанализируйте слайды и сделайте вывод о функциях (значении) корня в растении.
-
Заполните схему.
Функции корня
Название функции
В чем состоит данная функция
Презентация работы групп: (10 минут)
Дескрипторы оценивания:
Заполнение схемы
(Первая строчка)
Заполнение схемы
(Вторая строчка)
Баллы за работу
Самостоятельно дал точное название функциям
Самостоятельно описал функцию
5
Дал точное название , но использовал текст учебника или наводящие вопросы
Описал функцию, пользуясь текстом учебника.
4
Не смог дать название. Написал описательно
Описал функцию, используя подсказку или списывание готовых ответов
3
-
Рефлексия: (3 минуты формативное оценивание)
- Давайте подведем итоги нашего урока. В начале урока мы записали задачи урока. Посмотрим, чего мы достигли в результате работы: (идет фронтальная беседа по немым слайдам 5, 6).
А теперь посмотрите на доску. Достигли ли мы целей урока?
Суммативное оценивание работы группы:
Терминологический рассказ
Вывод
Лабораторная работа
Степень понятия
о
х
у
п
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
5 группа
Понятийный уровень
-
Домашнее задание: (1 минута) & 7 читать, отработать термины;
продвинутое задание:
-
Аргументировать ответ на вопрос: « Какая существует связь между корневой системой и количеством семядолей в семени?».