Программа факультативного курса для 5 (6) классов «Летопись года»

Программа авторского факультативного курса «Летопись года» включает в себя пояснительную записку, описание разделов программы, учебно-тематическое планирование с указанием видов деятельности учащихся, выделением практических работ и экскурсий, домашних заданий по учебному пособию, словарь понятий и терминов, а также список учебной, научно-популярной литературы и периодических изданий, рекомендуемых для учителя и учащихся.Программа рекомендована к использованию в практической деятельности образов...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Т.В. Мамонтова








Летопись года:

традиции, обычаи, приметы, связанные с погодой



Программа факультативного курса для учащихся 5(6) класса

общеобразовательных учреждений






Иркутск 2013

Программа рекомендована к использованию в практической деятельности образовательных учреждений в качестве авторской радикальной решением Областного экспертного совета по инновационной и опытно-экспериментальной деятельности ГУО и ПО Иркутской области (протокол от 28.12.2006 г.)

УДК 20

ББК50

М 22

Мамонтова Т.В. Летопись года: традиции, обычаи, приметы, связанные с погодой. Программа факультативного курса для учащихся 5(6) класса общеобразовательных учреждений. - Иркутск, 2013.

Программа авторского факультативного курса «Летопись года» включает в себя пояснительную записку, описание разделов программы, учебно-тематическое планирование с указанием видов деятельности учащихся, выделением практических работ и экскурсий, домашних заданий по учебному пособию, словарь понятий и терминов, а также список учебной, научно-популярной литературы и периодических изданий, рекомендуемых для учителя и учащихся.

Рецензенты:

Попова Е.А. - старший методист ИКПРО

Пуховская Е.Ю. - заведующая кафедрой истории и географии ИКПРО, профессор, доктор исторических наук.


© Мамонтова Т.В., 2013


Летопись года:

традиции, обычаи, приметы, связанные с погодой

Программа факультативного курса для учащихся 5(6) класса

Пояснительная записка

Место факультатива в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану, изучение факультатива целесообразно в пятом или шестом классе в вариативной части учебного плана. Объём занятий - 34 ч. Факультатив основывается на естественнонаучных знаниях, полученных учащимися в начальной школе, является пропедевтическим по отношению к курсам биологии и географии , способствует развитию универсальных учебных действий.

Общая характеристика факультатива

Социальные и экономические потребности общества выдвигают естественные науки на одно из первых мест среди других наук. Актуальность естественнонаучного образования обусловлена и современными экологическими проблемами. Происходят изменения в содержании и организации образовательного процесса, связанные с усилением его культурологической составляющей и необходимостью реализации личностно-ориентированного подхода.

Данная программа разработана с тем, чтобы снять существующие противоречия:

1 - между потребностью детей младшего подросткового возраста в непосредственном общении с природным окружением и недостаточным количеством часов, выделяемых в основной школе для непосредственных наблюдений в природе;

2 - между психологическими особенностями школьников 5-6 классов (существенная роль конкретно-образных представлений, определенные затруднения в установлении причинно-следственных связей и др.) и традиционно сложившимся содержанием учебной деятельности на данном этапе обучения.

Цель программы - создание условий для формирования умений и навыков непосредственных наблюдений за природными объектами в живой природе в течение года на основе знаний, полученных из русской земледельческой практики и аграрной культуры.

Задачи:

  • формирование у школьников научного миропонимания и культурологических знаний на основе наблюдений за сезонными изменениями в природе и изучения связанных с ними народных примет, обычаев и традиций, расширение кругозора;

  • развитие эмоциональной сферы и таких качеств, как наблюдательности, ответственности, навыков этической культуры, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формирование основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Межпредметный характер содержания, связь с предметами гуманитарного и эстетического циклов - литературой, историей, изобразительным искусством - могут быть использованы для проведения интегрированных уроков и внеурочных мероприятий.

Требования к результатам освоения программы

Метапредметные результаты:

  • формирование умений и навыков непосредственных наблюдений за природными объектами в живой природе;

  • развитие наблюдательности и любознательности;

  • привитие навыков ведения фенологических дневников, работы с дополнительной литературой;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

Предметные результаты:

  • изучение примет, народных традиций, обычаев в жизни человека, связанных с погодой, растениями, животными, как неотъемлемой части народной культуры;

  • формирование знаний о взаимосвязи между явлениями природы;

  • изучение сезонных изменений в природе (фенологии) на основе знаний, полученных из русской земледельческой практики и аграрной культуры.

Личностные результаты:

  • воспитание нравственности, бережного отношения к природе и человеку, его культуре;

  • этическое и экологическое воспитание;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде.

Особенности содержания обучения

Факультатив рассчитан на 34 часа - 1 час в неделю в течение учебного года. Резервное время - 3 часа.

Программа факультатива может реализовываться как в 5-х, так и в 6-х классах.

Программа состоит из введения и четырех разделов:

  • «Осенние изменения в жизни человека и природы»;

  • «Фенологические наблюдения и русский земледельческий календарь зимой»;

  • «Весенние явления в жизни природы и человека»;

  • «Лучшая летопись года» - заключительный раздел, содержащий сравнительный итог собственных наблюдений и народного календаря, выводы, а также анализ работы каждого обучающегося.

Содержание факультативного курса строится на основе деятельностного подхода

Каждый раздел включает практические работы и экскурсии. Практическая работа может иметь характер мероприятия. Например: празднование для птиц, экологический десант и т.п.

Программа предусматривает проведение систематических наблюдений и ведение дневников; экскурсионно-визуальный сбор информации, их камеральную обработку; изучение литературных источников по соответствующим темам.

Предполагается использование разнообразных организационных форм: от индивидуальных до групповых и коллективных, которые основываются на различных видах деятельности: индивидуальной, поисковой, исследовательской, рефлексивной, творческой, коммуникативной.

Особенность программы заключается в привлечении к известным в методике преподавания наблюдениям за природными объектами сведений из народного календаря (месяцеслова), объяснения их естественнонаучной основы, знакомство с культурой народа, получившей выражение в пословицах, обычаях и празднествах. Таким образом, программа факультатива является примером интегрированного учебного курса.

Апробация факультатива и его использование в образовательном процессе проводились в МОУ СОШ №13 п. Новомальтинск (1998-2003 гг.) и в МОУ СОШ №66 г. Иркутска (2004-2013 гг.).

Результаты работы:

  • повысился интерес детей к предметам естественнонаучного цикла;

  • были сформированы навыки проведения наблюдений за изменениями в природе, ведения дневниковых записей, их анализа и прогнозирования;

  • приобретен опыт участия в природоохранных мероприятиях и необходимые для этого навыки;

  • собран большой материал о природе родного края, народных приметах, традициях;

  • при оформлении результатов работы в рисунках, написании мини-сочинений, рассказов, стихов получили развитие творческие способности детей.

В процессе занятий по данной программе целесообразно корректировать учебное содержание в зависимости от погодных условий, в частности в случае невозможности выхода на экскурсии в природу. При этом больше учебного времени уделяется изучению месяцеслова, традициям, пословицам, приметам при сохранении логики и структуры программы.

Основное содержание

Введение (2 ч)

Биоритмы в природе. Сезонные изменения в природе - пример повторяющихся изменений.

Фенология - наука о сезонных изменениях в природе.

Наблюдения за сезонными явлениями - один из важных способов изучения природы.

Традиционные методы изучения природы.

Месяцеслов. Происхождение. Народные приметы и описание погоды в народном календаре. Календарная обрядовая культура народа как форма взаимоотношений человека и природы.

Практическая работа

Организация фенологических наблюдений, знакомство с содержанием дневников наблюдений, правилами работы с ними.

Тема 1. Осенние явления в жизни человека и природы (11 ч)

Состояние природы осенью (снижение высоты солнца, уменьшение дневного времени суток, изменение температурных показателей). Фенологические изменения в живой природе.

Гидрометеорологические наблюдения.

Народная характеристика осенних месяцев Происхождение названий месяцев.

Сентябрь - вечер года.

Осеннее равноденствие и осенние праздники народного календаря. Обычаи, традиции, связанные с осенними явлениями. Гармония сезонного труда и развлечений - нравственная норма в народной жизни.

Труд человека осенью.

Октябрь - порог зимы.

Приметы, пословицы, поговорки, связанные с осенним состоянием природы. Доказательство правильности поговорки: «Осень - перемен восемь».

Ноябрь - канун зимы.

Зимующие птицы и изменения в их жизни осенью. Синичкин день.

Влияние природы и месяцеслова на культурное развитие человека. Осень в творчестве художников, писателей, поэтов и композиторов.

Анализ фенологических наблюдений за месяц, сезон.

Практические работы (2 ч)

1. Осенняя работа на пришкольном участке (подготовка почвы, сбор плодов и семян растений, уборка территории дендрария школы).

2. Изготовление кормушек для птиц и открытие птичьей столовой на дендрарии школы.

Экскурсии, наблюдения (3 ч)

1. «Прогулка на природу»: знакомство с природными объектами на пришкольном участке, получение навыков наблюдений, выявление положительного и отрицательного отношения человека к природе, результатов этого отношения;

2. «Осенние изменения в природе»: проведение наблюдений за растениями (изменение окраски листьев, начало листопада) и животными ( какие насекомые, птицы встречаются, внешние отличия и поведение). Сбор осенних листьев для гербария. Ведение записей в дневниках наблюдений;

3. «Подготовка растений и животных к зиме»: проведение наблюдений за выбранными объектами природы и общим состоянием природы на участке (какие изменения произошли с момента прошлой экскурсии, какие приспособления есть у живых организмов для перенесения неблагоприятных условий).

Универсальные учебные действия:

проводить наблюдения за природными объектами;

изготавливать простейшие модели кормушек;

описывать в виде мини - сочинения объект изучения;

изучить правила гербаризации растений, плодов и семян;

использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;

вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы в природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);

применять правила поведения в природе;

изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;

Тема 2. Фенологические наблюдения и русский земледельческий календарь зимой (8 ч)

Сезонные изменения в неживой природе, в жизни растений, животных и человека. Связь сезонных изменений с изменениями продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом. Взаимосвязи компонентов неживой природы зимой.

Солнечный год. Зимние наблюдения и месяцеслов.

Народная характеристика зимних месяцев.

Декабрь - ночь года. Самые короткие дни и самые длинные ночи.

Зимнее солнцестояние. Приметные дни декабря, приметы погоды, пословицы и поговорки, отмеченные в народном земледельческом календаре. Солнцеворот.

Поговорка « Солнце - на лето, зима - на мороз». Причинно - следственные связи между явлениями, происходящими в природе.

Январь - зимы государь. Народные праздники: Новый год, Рождество, Крещение. Святки - гармония природы и человека, традиция, соединившая язычество и христианство. Январские морозы.

Февраль - предчувствие весны. Народные эпитеты февраля: лютый, снегосей, бокогреюшко. Приметные дни февраля в месяцеслове, пословицы, традиции. Масленица - праздник встречи весны, солнца. Природоохранные традиции и обычаи, отмеченные в народном календаре. Признаки изменения погоды.

Животные и растения - синоптики. Зимнее творчество поэтов, писателей и художников. Анализ фенологических наблюдений за месяц, сезон.

Практические работы (1 ч)

Изучение народных игр: «Царь горы», «Два мороза», «Золотые ворота», «Сковорода» и др.

Экскурсии (2 ч)

1. «По снежной тропе»: в лес, сад, парк с целью изучения сезонных изменений в природе путем наблюдений за состоянием растений, снежным покровом, выяснением его роли. Виды снежного покрова. Сугроб - дневник погоды, записная книга эколога. Исследование среза сугроба.

2. «Экологический следопыт»: на пришкольный участок, с целью наблюдения состояния природы в конце зимы, атмосферного воздуха и снежного покрова. Выяснение факторов, способствующих их загрязнению.

Универсальные учебные действия:

изучить снежный покров;

исследовать срез сугроба;

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;

соотносить форму и свойства различных природных объектов;

выявлять и описывать разнообразие определенных природных объектов и явлений.

Тема 3. Весенние явления в жизни человека и природы (11 ч)

(11часов из них 4 часа - экскурсии и 2 практические работы)

Биоритмы в природе и в жизни человека весной, их влияние на здоровье человека. Фенологические изменения в живой и неживой природе. Весеннее равноденствие. Взаимосвязь между явлениями, происходящими в природе.

Народная характеристика весенних месяцев.

Март - утро года. Приметы, пословицы, обычаи и обряды Великого поста. Духовный смысл поста в русской народной традиции. Значение праздника Пасхи в дохристианской и христианской традиции.

Сорок сороков - «закликание» весны.

Апрель - цветень, березозол. Таяние снега, накопление влаги в почве, ледоход, половодье.22 апреля - день Земли: очищение земли, посадка деревьев и кустарников. Приметные дни месяца в народном календаре. Благовещение - третья встреча весны.

Май - травень, черемуховые холода.

Обряды и обычаи весенней пахоты и сева. Троица. Прославление расцветающей природы. Труд человека весной.

Весенние природоохранные мероприятия (запрет на охоту и рыболовство, на сбор первоцветов). Экологические традиции и обычаи в народном месяцеслове.

Влияние народного опыта гармоничного взаимодействия с природой на развитие современного человека. Возрождение традиций природосообразного поведения.

Практические работы (2 ч)

1. Экологический десант «Поможем весне».

2. Весенние работы на пришкольном участке.

Экскурсии (4 ч)

1. «Дыхание весны»: пронаблюдать приход весны, стремительные изменения в природе, записать и запомнить их на весь год, проверить народные приметы;

2. «Весеннее настроение»: полюбоваться весенним днем, подышать свежим воздухом, получить эстетическое наслаждение от общения с природой, закрепить навыки поведения в природе и укрепить здоровье. Навыки правильного отдыха на природе;

3. «Зеленый шум»: проведение наблюдений за выбранными объектами природы (какие изменения произошли со времени прошлой экскурсии), закрепление навыка подробного описания объекта, его видовой принадлежности;

4. «На пороге лета»: проследить природные явления, свидетельствующие о конце весны и начале лета, пронаблюдать за цветущими растениями, жизнью насекомых и птиц. Выявить положительное и отрицательное влияние человека на природу, закрепить навыки экологического поведения: «Учимся у наших предков».

Универсальные учебные действия:

провести наблюдения за выбранными объектами природы;

проверить народные приметы;

отработать навыки подробного описания объекта;

закрепить навыки экологического поведения в природе.

Подведем итоги. Обобщение (2 ч)

Обобщение и анализ наблюдений, полученных в течение года. Подведение итогов конкурса: «Юный фенолог»; «Лучшая летопись года»; «Лучший дневник наблюдений» и итогов всей работы за год.

Летние задания:

1 - вести фенологические наблюдения,

2 - подобрать материал о летнем месяцеслове: главные летние праздники, летний солнцеворот, обычаи и обряды, пословицы и поговорки, связанные с природой, погодой и человеком.


Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

Обучающиеся должны знать:

  • место человека в экосистеме Земли, свое место в ней;

  • основные изменения в неживой и живой природе по сезонам года: листопад, заморозок, гроза и др.; признаки наступления сезонов в своей местности; связь сезонных изменений в природе; сезонные заботы людей и природоохранные мероприятия; правила поведения в природе;

  • содержание основных понятий: биоритмы, здоровье, культура, равноденствие, солнцестояние, солнцеворот, сезонность, метеорология, фенология, фенонаблюдения, ледостав, ледоход, растения и животные - синоптики, экология, экскурсия, природа, месяцеслов, приметы, пословицы, традиции, обычаи.

  • примеры заботливого отношения человека к природе в прошлом и настоящем;

  • происхождение и особенности христианских и дохристианских праздников: Богоявление, Рождество, Крещение, Коляда, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица;

обучающиеся должны уметь:

  • вести в природе метео- и фенонаблюдения;

  • вести дневник наблюдений; писать мини - сочинения о природе;

  • различать и называть представителей дикорастущих и культурных растений, животных своей местности: насекомых, птиц и др.;

  • объяснять взаимосвязи между явлениями природы; составлять «прогноз» погоды; работать с дополнительной литературой;

  • применять знания народной экологии и личных наблюдений в своей практической деятельности; бережно относиться к природе;

  • оформлять выполненные наблюдения в виде мини-исследования, проекта;

защищать публично свое исследование

Словарь основных понятий и терминов

Антропогенный фактор - любое воздействие на окружающую среду, связанные с деятельностью человека. (Энциклопедия для детей. Экология. - М.: Аванта+, 2004)

Благовещение - христианский праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Благая весть (отсюда - Благовещение) о грядущем рождении Христа. Празднуется 7 апреля. В народе - день Освобождения птиц. (Полная энциклопедия. Православие. - СПб.: Весь, 2007)

Березозол - народное название месяца апреля, связанное с заготовкой березового сока, месяц апрель - «злой» для берез.

Биоритм - периодически повторяющиеся изменения биологических процессов и явлений (сон и бодрствование, спячка у животных, анабиоз у растений и т.д.)

Климат - это режим погоды, наблюдающийся в данной местности в течение длительного времени. (Уотт Ф. Энциклопедия окружающего мира. Погода и климат. - М.: Росмэн, 1997)

Летопись года - описание сезонных явлений в течение года на основе личных наблюдений и месяцеслова.

Масленица - последняя неделя перед Великим постом, когда уже не вкушают мяса, но в течение недели, употребляют в пищу рыбу, яйца, молочные продукты. В церковных книгах она называется Сырной неделей, в народе - честной и широкой, т.к. в эти дни обычно предавались веселым забавам: катаниям на тройках и катанию с гор, уличным гуляниям и пляскам, потехам молодецким, домашним застольям с пивом и блинами. От этого и произошли поговорки: «Не житье, а масленица», «Не все коту масленица - придет Великий пост». Проводы зимы, встреча весны. (Полная энциклопедия. Православие.- С.П.: Весь,2007)

Месяцеслов - народный земледельческий календарь, сборник народных примет, пословиц и поговорок, традиций и обычаев русского народа. (Даль В.И. Пословицы русского народа.- М.: Олма-пресс,1997)

Метеорология - наука, изучающая состав и строение атмосферы и происходящие в ней процессы. (Энциклопедия окружающего мира. Погода и климат. Ф.Уотт.- М:,Росмэн, 1997)

Обычай, обряд -- совокупность действий по поводу событий жизни. (Универсальная школьная энциклопедия. - М.: Аванта+, 2004)

Пост - особое время в жизни верующего - время воздержания, покаяния и усиленных молитв. (Петров пост, Успенский, Рождественский (Филипповский), Великий пост. Однодневные посты: среда и пятница). (Универсальная школьная энциклопедия.- М.: Аванта+, 2004)

Пасха - христианский праздник, день торжества православной веры. Светлое Христово Воскресение. Слово «Пасха» в переводе с еврейского обозначает «избавление», «исход». (Полная энциклопедия. Православие.-С.П.:Весь,2007)

Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы на данной территории в данный момент.

Природные ритмы - это повторение, чередование во времени какого-либо явления (сезонные ритмы, смена дня и ночи и т.д.)

Пословица - образное выражение, фраза, передающая смысл жизненной ситуации через символические образы и сравнения, в отличие от поговорки целостное предложение. (Универсальная школьная энциклопедия.- М.: Аванта+, 2004)

Пословица - это, созданная народом, коротенькая притча, суждение, поучение, состоит из двух частей: общего суждения и толкования, поучения. ( Даль В.И. Пословицы русского народа.- М.: Олма-пресс,1997)

Поговорка - короткое изречение, передающее смысл того или иного явления через меткие сравнения и образные обороты. (Универсальная школьная энциклопедия.- М.: Аванта+, 2004) Поговорка - первая половина пословицы, без притчи и суждения. «Поговорка цветочек, пословица ягодка» (Даль В.И. Пословицы русского народа.- М.: Олма-пресс,1997)

Рождество Христово - празднование дня рождения Христа, официально установлено христианской церковью в 354г. На Руси Рождество отмечается с 10 века, после того, как принято было христианство. Полагается разрешение поста. Был обычай на стол ставить обязательно 12 блюд, например, блины, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок, начиненный кашей, или рождественский гусь, домашние колбасы, жаркое, медовые пряники, колядки, ломанцы с маком. (Полная энциклопедия. Православие.- С.П.:Весь,2007). В народе - Коляда.

Традиция - предание, все, что передается то поколения к поколению в устной, письменной или изобразительной форме. Верность традиции гарантирует устойчивость общества. Традиции существуют в любом человеческом обществе, обеспечивая преемственность его устоев, морали и культуры.(Универсальная школьная энциклопедия.- М.: Аванта+, 2004)

Троица - христианский праздник, совершаемый через 7 недель после Святой Пасхи, посвящен воспоминанию сошествия Святого Духа на апостолов, бывшего на 50-й день по Воскресении Христовом (поэтому день Святой Троицы именуется также Пятидесятницей). (Полная энциклопедия. Православие.- С.П.:Весь, 2007) В народе - праздник березки.

Фенология - наука о сезонных явлениях в живой природе, изучающая изменения в растительном и животном мире, обусловленные сменой времен года и погодными условиями.

Христианство - одна из мировых религий, монотеизм (единобожие). Возникновение христианства относится к 1 веку нашей эры(«новая эра» исчисляется от Рождества Христова). Основу его составляет вера в то, что Бог через непорочное зачатие воплотился на земле Иудеи как человек-Иисус Христос (Мессия), принял мученическую смерть на кресте, искупая человеческие грехи, затем воскрес во плоти и вознесся на небеса. Христиане исповедуют веру в Единого и Всеблагого Бога, Творца мира и человека. При этом Бог един в трех лицах (Святая Троица). Существуют три несливающиеся грани единого Божественного Существа - Бог-Отец ( источник мироздания, пребывающий вне мира), Бог-Сын (или Слово Божие, Бог как Деятель в мире, вочеловечившийся в Иисусе Христе) и Святой дух (Дух Божий, творческая сила, наполняющая мир и напрямую связанная с человеческой душой). Святое писание христиан - Библия. Принятие христианства Киевской Русью при князе Владимире I (Святом) в 988г. (Универсальная школьная энциклопедия.- М.: Аванта+, 2004)

Экология - наука о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей средой. (Энциклопедия для детей. Экология.- М.: Аванта+2004)

Экологические факторы - абиотические и биотические компоненты среды обитания; оказывают воздействие на существование и жизнедеятельность организма. (Энциклопедия для детей. Экология.- М.: Аванта+2004)

Язычество - обозначение политеизма в старославянском языке. Слово «язычество» в переводе с греческого «паганизм» («вера народов», по славянски «языков»). Древнеславянское многобожие( поклонение божествам: Перун, Велес, Мать-Земля и др.) (Универсальная школьная энциклопедия.- М.: Аванта+, 2004)

Литература для учителя

1. Бианки В.В. Лесная газета. - Л.: Детская литература, 1963.

2. Блум Ф. Мозг. Разум. Поведение. - М.: Мир,1998.

3. Борисовский А.М. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1985.

4. Даль В. И. Пословицы русского народа. -- М.: Олма - Пресс, 1997.

5. Зверев И. Д. Учебные исследования по экологии в школе.-- М.: Экология и образование,1993.

6. Калинова Г.С. Настольная книга учителя биологии. -- М.: Астрель, 2003.

7. Коломинский Я.Л. Человек: психология. -- М.: Просвещение, 1980.

8. Митупов Ч.Ц., Елаева Н.Г., Елаев Э.Н. Сезонные явления в природе Бурятии. - Улан-Удэ.: Бурятский университет, 2002.

9. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2001.

10. Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. - М.: Новая школа,1993.

11. Поглазова О.Т. Окружающий мир. Программы общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2001.

12. Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе.- М.: Академия, 1999.

13. Санжиева Я.Б. Гумманизация и диалог культур в школьном образовании.- И.: 2001.

14. Хассард Д. Уроки естествознания.- М.: Экология и образование, 2003.

Литература для учащихся представлена в тематическом планировании.



© 2010-2022