Исследовательская работа по биологии Сохраним родной край

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа по биологии Сохраним родной крайМБОУ Воднобуерачная СОШ













Авторы: Гаургов Данил, 3класс

Давыденко Матвей, 4 класс

Макеева Наталья, 3 класс

Тынников Артем,4 класс

Руководители: Джафарова Ольга Михайловна,

Миллер Анжела Павловна,

Шмальц Ирина Владимировна








2015г.


Введение

Цель: Улучшение экологического состояния природного комплекса, прилегающего к с. Воднобуерачное

Задачи:

1. Выявить проблемы и пути решения

2. Организовать деятельность по решению выявленных проблем

3. Подвести промежуточные итоги и наметить направления работы по дальнейшему улучшению экологического состояния поселка

Актуальность: Человек, посмотри по сторонам: это твоя страна, твой город, посёлок, твои поля, реки, озера. И, к сожалению, мусор тоже твой! Мы думаем, у каждого человека возникает внутреннее недовольство, вызванное окружающим мусором, так привычно вписанным в ландшафт лесов, скверов, парков, да и просто жилых дворов.

Вот и мы, когда идем в школу, на речку или просто гуляем, часто видим разноцветье мусора! Он располагается где угодно, только не там, где надо. Интересно: неужели людям приятно смотреть, как посёлок превращается в свалку? Ведь мусор на улицах - это наше отношение к малой родине, к людям, к самому себе. Глядя на всё это, понимаешь, что себя мы просто не уважаем. Но только говорить, о данной проблеме мало, от этого не становится вокруг чище. Эту проблему нужно решать практическими действиями. Настало время придать этому процессу чёткую форму и организацию.

И вот, пришла нам такая идея - привлечь население посёлка к решению этой проблемы. Мы сделаем это сами. А для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь, мы решили подойти к делу по-взрослому. Мы разработаем самый настоящий проект.

Нам предстоит проанализировать ситуацию загрязнения в посёлке и за его пределами, вести пропаганду среди учеников нашей школы, привлечь внимание всех жителей задуматься над проблемой мусора в посёлке и на территории вокруг него, ведь не только у нас возникла эта проблема. А что делается за пределами населенного пункта, как утилизируется мусор и куда вывозится - это более глобальная экологическая проблема.

Мы считаем, что общими усилиями можно если не решить всю проблему, то хотя бы сдвинуть ее с мертвой точки.



Физико-географическая характеристика района исследования:

Воднобуерачное располагается на территории природного парка «Щербаковский», на южной оконечности Приволжской возвышенности в пределах Щербаковской излучины Волги, на границе Волгоградской и Саратовской области, на севере Камышинского района. Северная граница нашего района - знаменитый Даниловский каньон. Склоны каньона, или по-местному буерака, теперь вотчина Воднобуерачного сельского поселения, в составе которого сразу пять сёл и деревень. В каньоне протекает река Даниловка, впадающая в Даниловский залив Волгоградского водохранилища. В вершине залива встречается большое разнообразие рыб. На территории поселения разнообразная флора и фауна, и специфическая растительность

Район является сельскохозяйственным.








Материал и методы исследования


Выявление проблем и путей решения

1 этап: Выявить на территории поселка экологические проблемы с помощью наблюдения и бесед с жителями

2 этап: Выбрать наиболее актуальную проблему через опрос взрослых и учеников

3 этап: Узнать историю появления проблемы, что сделано для ее решения, беседуя с местными жителями и изучая документы

4 этап: Определить возможные пути решения проблемы с помощью мозгового штурма

5 этап: Проанализировать каждый путь, выбрать наиболее оптимальный









1 этап: Выявить на территории поселка экологические проблемы с помощью наблюдения и бесед с местными жителями

  • Опрос местных жителей

Задание: Каждому опросить не менее чем 10 человек с целью определения экологических проблем, результат зафиксировать на своей страничке

Наташа: Я опросила 11 человек и каждый назвал главную проблему по своему мнению: 8 человек назвали загрязнение природы бытовым мусором, 2 человека назвали загрязнение воздуха от сжигания мусора, от машин. А вот, например, моя мама ответила, что главная проблема это загрязнение лесов и их вырубка,папа ответил, что не менее важная проблема это загрязнение окружающей среды. Я согласна и с мнением мамы и папы, но кое-что хочу и от себя добавить, что ещё одна главная проблема это загрязнение рек. Все это приводит к катастрофическим последствиям, а чтобы не было проблем: Берегите МАТЬ ПРИРОДУ!!!

Данил: Начав исследовать экологические проблемы нашего посёлка, я опросил 12 людей о нашей экологической проблеме. Что является самой распространённой проблемой? 6 человек ответили, что самой распространённой проблемой является загрязнение леса мусором, который долго ещё не будет гнить и сделанный из химических веществ, 3 человека ответили напротив, что природе мешает процветать человек, своей неправильной хозяйственной деятельностью. И ещё 3 ответили, что загрязнена, наша любимая река

Артем: Чтобы определиться с самой опасной проблемой в наших лесах, я опросил 10 человек. Мне ответили 6 человек, что это загрязнение бытовым мусором. По всему лесу растут кучи отходов, которые не гниют, это пластмассовые бутылки, банки, пакеты и т.д. Еще 3 сказали, что наши леса стали уже не такими густыми, в них стало меньше животных, так как их не правильно использует человек. И 1 человек сказал, что наша река Волга была более полноводная и в ней было больше рыбы а сейчас её почти нет потому что река стала грязнее.

Матвей: Я Опросил 8 человек: 3 человека cказали, что загрязнение лесов. 4 человека назвали загрязнение рек. И 1 человек назвал пожары, так как пожарной части от нас далеко, и лесничества, которое и тушило лесные пожары, сократили. Хочу сказать немножко о нашем поселке. Наш посёлок загрязняют сами люди, мы каждый год по весне собираем мусор, а потом вывозим его. У нас получается 2 машины!


  • "Разведка боем"

Долго рассуждать нам не пришлось. Прозвучала команда: срочный вызов, и мы отправились спасать наш поселок от мусора. А строили версии и анализировали факты, вели оперативно-розыскные работы мы прямо в процессе экологической акции. Наш фотограф-криминалист фиксировал ход расследования, эксперты проводили экспертизу. Заняты делом были все члены нашей команды!

И вот что мы увидели!

Исследовательская работа по биологии Сохраним родной край

Исследовательская работа по биологии Сохраним родной крайИсследовательская работа по биологии Сохраним родной край



Но больше всего удивил такой факт: в лесах и на территории окрестностей было много мусора, а вот дом у тех, кто организовал эту кучу, ухоженный, красивый. Возник вопрос: почему многие, наводя чистоту у себя дома, устраивают такие свалки на природе? И что делать? Как им объяснить, что так делать нельзя?


Исследовательская работа по биологии Сохраним родной край
























  • Обработка результатов опроса и наблюдений

Что вызывает беспокойство у жителей поселка?

  1. Загрязнение леса бытовыми отходами

  2. Вырубка леса, уничтожающая флору и фауну

  3. Браконьерство в лесу

  4. Пожары в лесу

  5. Загрязнение воздуха от сжигания мусора

  6. Овражная эрозия

2 этап: Выбрать наиболее актуальную проблему из вышеизложенного списка, которую срочно нужно решать.






3 этап: История появления проблемы, причины

Старожилы рассказывают, что раньше не было таких проблем, как вырубка леса и его захламление. В зеленой зоне поселка было много ягодников. Можно было долго ходить по лесным тропинкам, и ни разу не встретить даже ничего из бытовых отходов от жизнедеятельности человека.

Но и в магазинах тогда продавались товары без упаковок, заворачивали в бумагу, домой их покупатели несли в многоразовых сумках или сетках. Напитки продавались в стеклянных бутылках, которые потом сдавались в пункты приема стеклотары. В школах организовывались акции по сбору металлолома и макулатуры, организовывались соревнования, кто больше наберет. Потом все это пускалось в переработку для новых изделий. Было меньше проезжающих машин, из них не выбрасывали мусор в таких количествах. Туристы все убирали за собой. В настоящее же время часто наблюдаются непонимание опасности, неинформированность, экологическая неграмотность жителей нашей страны.

Что уже сделано для решения проблемы

Экологические проблемы поселка ребят нашей школы волнуют давно. Много было сделано нашими предшественниками, они осуществляли проект "Чистый поселок», «Чистый берег», «Живи родник», «Чистый школьный дворик», по его результатам оформляли работу на конкурс. Ученики школы выпускали листовки и распространяли их среди жителей, развешивали плакаты.

Исследовательская работа по биологии Сохраним родной крайИсследовательская работа по биологии Сохраним родной край

Исследовательская работа по биологии Сохраним родной крайИсследовательская работа по биологии Сохраним родной край

Стало уже традицией каждую весну всей школой проводить экологические акции в поселении.

Исследовательская работа по биологии Сохраним родной крайИсследовательская работа по биологии Сохраним родной край

Работа наших предшественников принесла свои плоды: Жители поселка стали меньше захламлять свой поселок. На некоторых улицах жители стали убирать прилегающую к дому территорию.

Работа наших предшественников принесла свои плоды: Жители поселка стали меньше захламлять свой поселок. На некоторых улицах жители стали убирать свободную территорию.

Но однако, не удалось добиться, чтобы были установлены мусорные баки на территории поселка. И продолжали увеличиваться количество и объем несанкционированных свалок в лесной зоне поселка.





4 этап: Определить возможные пути решения проблемы

Для того, чтобы определить возможные пути решения выявленной проблемы, мы организовали "мозговой штурм". Каждый старался высказать как можно большее количество вариантов решения проблемы, и даже фантастичных. Потом мы отобрали на наш взгляд наиболее удачные.

1 путь Вести разъяснительную работу среди населения, чем опасны свалки мусора в лесу, сколько нужно времени, чтобы перегнил тот мусор, который мы собираем (пластиковые упаковки. стеклянные бутылки и даже окурки от сигарет), какие цветы нельзя рвать в букеты, как правильно собирать лекарственные растения и т.д. Для этого нам самим нужно будет почерпнуть знания от взрослых, из книг, из интернета.

2 путь Организовать работу патриотической и экологической направленности на сайтах школы, класса и в социальных сетях, где созданы группы нашего поселка.

3 путь Составить и распространить памятки, листовки, специальный выпуск школьной газеты.

4 путь Организовать конкурс плакатов, рисунков, выполненных карандашами, красками, а также с помощью компьютерных графических программ

Исследовательская работа по биологии Сохраним родной крайИсследовательская работа по биологии Сохраним родной край

5путь Организовывать экологические акции не только весной, но и осенью. Активно привлекать к этим акциям всех жителей посёлка. Отдельно организовывать экологические рейды около школы, в прилегающем к поселку лесу.

6 путь Организовать зеленый патруль и санитарные рейды с целью установки виновников стихийных свалокИсследовательская работа по биологии Сохраним родной край

7 путь Вести агитацию за использование биоразлагаемых упаковок, возможно обратиться к правительству с предложением обязать все предприятия изготавливать упаковки из материала, которые не уступают по дизайну и удобству пластиковым упаковкам, но в отличие от них перегнивают. Мы знаем, что в настоящее время уже изготавливаются такие биоразлагаемые упаковки, в интернете много материала об этом:
Биораздагаемая добавка

Биоразлагаемые упаковки

Будущее упаковки

Исследовательская работа по биологии Сохраним родной край

На пути к биоразлагаемой упаковке

Пищевая биоразлагаемая упаковка


8 путь Рассмотреть различные способы вторичного использования утильматериала, рекомендовать их жителям, провести конкурс поделок из бросового материала во время летней лагерной смены.

Исследовательская работа по биологии Сохраним родной край

9 путь Организовать мероприятия экологической направленности, подготовить выступление агитбригады

Исследовательская работа по биологии Сохраним родной крайИсследовательская работа по биологии Сохраним родной край





Выводы

Анализ каждого пути, выбор наиболее оптимального

Пути решения

Плюсы

Минусы

Вести разъяснительную работу среди населения

Повысится экологическая грамотность

Не все будут прислушиваться

Организовать работу на сайтах школы и в социальных сетях

Много людей будут видеть информацию об экологии поселка

Много придется сидеть за компьютером

Распространить памятки, листовки и др.

Будем призывать людей беречь природу

Не все будут читать, будут выкидывать

Организовать конкурс плакатов, рисунков

Люди будут задумываться о том, что нарисовано

Трудно в рисунке выразить мысль

Организовывать экологические акции

Будет чисто



Не все будут убираться, а значит и сохранять чистоту

Организовать зеленый патруль

Узнаем, кто делает свалки

Невозможно дежурить постоянно

Агитировать за биоразлагаемые упаковки

Мусор будет быстро перегнивать

Дорогие и нет в продаже

Пропагандировать способы вторичного использования утильматериала

Мусор будет использован, а не выкинут

Не нужно столько вещей из утильматериала, и нужно время для изготовления

Мероприятия экологической направленности

Экологическое воспитание участников мероприятий

Нужна подготовка и привлечение к мероприятиям








Так как экологические акции мы проводим, а люди все равно продолжают мусорить, значит надо им объяснить, почему так нельзя делать, пристыдить, призвать соблюдать чистоту.

Поэтому мы выбрали такой путь, как распространение листовок, буклетов, вывешивание плакатов в видных местах, в том числе на школьных сайтах и в социальных сетях. А чтобы эти плакаты были качественными, нужно организовать конкурс рисунков и плакатов, совместив с экологическим мероприятием


Заключение

Нам необходимо:

1. Изготовление и распространение листовок и буклетов с разъяснениями и призывами беречь природу

2. Организация в школе конкурса плакатов на экологическую тему по номинациям: плакаты рисованные и плакаты, выполненные с помощью компьютерных программ

3. Организация экологических рубрик на школьных сайтах и в социальных сетях.

4. Создание презентации об экологии в с.Воднобуерачное

5. Экологические мероприятия в школе

6. Привлечение к уборке поселка и прилегающей территории леса

Что ожидаем

Повышение экологического образования и воспитания человека

Активное участие всех жителей поселка в экологических акциях

Соблюдение чистоты в поселке и в лесу

Следовательно, улучшение экологической ситуации в лесном массиве, прилегающем к с.Воднобуерачное











© 2010-2022