Урок биологии Носительница жизни. Состав и функции крови. (8 класс)

Цель урока: создать условия для формирования знаний о составе крови и её функциях, роли свёртывания в предохранении организма от кровопотери, значении переливания крови.Оборудование: учебная таблица «Кровь».Ход урока.1.Организационный момент. Приветствие.2.Актуализация знаний.- Ответьте на вопросы:1.) Почему для жизни клеток необходима жидкая среда?2.) Какая жидкость выступает на коже при ссадинах в виде светлых капелек? - Сопоставьте 2 факта:1.) Человек, раненый в ногу или руку, погибает только...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии Носительница жизни. Состав и функции крови. (8 класс)Урок биологии Носительница жизни. Состав и функции крови. (8 класс)Урок биологии Носительница жизни. Состав и функции крови. (8 класс)Урок биологии Носительница жизни. Состав и функции крови. (8 класс)Урок биологии Носительница жизни. Состав и функции крови. (8 класс)Урок биологии Носительница жизни. Состав и функции крови. (8 класс)Урок биологии Носительница жизни. Состав и функции крови. (8 класс)Урок биологии Носительница жизни. Состав и функции крови. (8 класс)Урок биологии Носительница жизни. Состав и функции крови. (8 класс)Урок биологии 8 класс.


Тема: «Носительница жизни». Состав и функции крови.


Цель урока: создать условия для формирования знаний о составе крови и её функциях, роли свёртывания в предохранении организма от кровопотери, значении переливания крови.

Оборудование: учебная таблица «Кровь».

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие.

2.Актуализация знаний.

- Ответьте на вопросы:

1.) Почему для жизни клеток необходима жидкая среда?

2.) Какая жидкость выступает на коже при ссадинах в виде светлых капелек?

- Сопоставьте 2 факта:

1.) Человек, раненый в ногу или руку, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.

2.) Переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти. Подумайте над этими фактами и объясните:

а) почему человек без крови погибает;

б) какое значение имеет кровь в жизни человека?

3. Работа над новым материалом.

(В ходе беседы подходим к выводу о том, что кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как она выполняет разнообразные функции: разносит кислород и питательные вещества, уносит продукты распада, участвует в осуществлении гуморальной регуляции деятельности внутренних органов и т.д.)

- Кровь выполняет ровно столько функций, сколько букв в этом слове:

К - транспортная функция

Р - гуморальная регуляция

О - регуляция гомеостаза

В - регуляция температуры тела

Ь - защитная функция

- Но что мы знаем об этом веществе красного цвета? Из чего состоит кровь?

(Учитель обращает внимание на доску, где изображён опорный конспект)

3

______________ 1мм ________________________

Плазма Форменные элементы

Межклеточное вещество 60% Клетки крови 40%

Минеральные в-ва Органические в-ва Эритроциты -5 млн.шт.

Вода Белки Лейкоциты-5 тысяч шт.

Соли Жиры Тромбоциты- 250 тысяч шт.

Физ. раствор Углеводы

- Общее количество крови в организме человека равно 7% его веса, по объёму это около 5-6 литров у взрослого человека и около 3 литров у подростка. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие её свёртыванию, то образуются два резко отличающиеся друг от друга слоя.

Верхний слой - слегка желтоватая полупрозрачная жидкость - плазма крови.

Нижний слой - осадок тёмно-красного цвета, который образован форменными элементами - клетками крови: эритроцитами, лейкоцитами и тромбоцитами.

Своеобразие крови заключается в том, что она представляет собой соединительную ткань, клетки которой взвешены в жидком промежуточном веществе -плазме. Кроме того, в ней не происходит размножения клеток. Восполнение старых, отмирающих клеток крови новыми осуществляется благодаря процессу кроветворения, происходящему в красном костном мозге, который заполняет пространство между костными перекладинами губчатого вещества всех костей. А разрушение состарившихся и повреждённых эритроцитов происходит в печени и селезёнке.

В плазму крови входит множество простых и сложных веществ. 90% плазмы составляет вода, и только 10% приходится на сухой остаток. Но как разнообразен его состав! Здесь и сложные белки (альбумины, глобулины, фибриноген), жиры, углеводы, металлы и галоиды - все элементы таблицы Менделеева, соли, щёлочи, кислоты, различные газы, витамины, ферменты, гормоны и пр. Каждое из этих веществ имеет определённо важное значение.

Белки - «строительный материал» нашего организма. Они участвуют в процессах свёртывания крови, образуют антитела, участвующие в защитных реакциях организма.

Жиры и углеводы - источники энергии.

Соли, щёлочи и кислоты поддерживают постоянство внутренней среды, изменение которой опасно для жизни.

Ферменты, гормоны, витамины обеспечивают правильный обмен веществ в организме, его рост, развитие.

Суммарная концентрация минеральных солей, белков, глюкозы, мочевины и других веществ, растворённых в плазме, создаёт осмотическое давление.

Явление осмоса возникает везде, где имеются два раствора различной концентрации, разделённые полупроницаемой мембраной, через которую легко проходит растворитель (вода), но не проходят молекулы растворённого вещества. В этих условиях растворитель движется в сторону раствора с большей концентрацией растворённого вещества.

Благодаря осмотическому давлению происходит проникновение жидкости через клеточные оболочки, что обеспечивает обмен воды между кровью и тканью.

Солевой раствор, имеющий такое же осмотическое давление, как плазма крови, называют изотоническим раствором. Для человека изотоничен 0,9% раствор поваренной соли.

Солевой раствор, осмотическое давление которого выше, чем осмотическое давление плазмы крови, называют гипертоническим раствором. Если осмотическое давление ниже, чем в плазме крови, то такой раствор называют гипотоническим.

Гипертонический раствор (10% раствор поваренной соли - хлорида натрия) применяют при лечении гнойных ран. Если на рану наложить повязку с гипертоническим раствором, то жидкость из раны будет выходить наружу, на повязку, поскольку концентрация солей в ней выше, чем внутри раны. При этом жидкость будет увлекать за собой гной, микробы, отмершие частицы тканей, и в результате рана скорей очистится и заживёт.

Для нормальной деятельности организма важно не только количественное содержание солей в плазме крови. Чрезвычайно важен и качественный состав этих солей. Сердце, например, остановится, если из протекающей через него жидкости полностью исключить соли кальция, то же произойдёт при избытке солей калия.

Растворы, которые по своему качественному составу и концентрации солей соответствуют составу плазмы, называют физиологическими растворами. Такие жидкости используют для поддержания жизнедеятельности изолированных от тела органов, а также как заменители крови при кровопотерях.

- Как же борется организм человека с кровопотерями?

В процессе свёртывания крови, т.е. в образовании сгустка, закупоривающего отверстие в повреждённом сосуде, активное участие принимают тромбоциты - кровяные пластинки. Своё название тромбоциты получили от греч. «тромбос» - «пробка, затычка, сгусток крови», «цитос» - клетка, дословный первод - «клетки, образующие сгусток крови»

О том, как происходит сложный процесс свёртывания, послушаем сообщение.

Свёртывание крови - это важнейший этап работы системы гемостаза, отвечающий за остановку кровотечения при повреждении сосудистой системы организма. Совокупность взаимодействующих между собой весьма сложным образом различных факторов свёртывания крови образуют систему свёртывания крови.

Собственно свёртыванием крови (гемокоагуляция, коагуляция, плазменный гемостаз, вторичный гемостаз) называют сложный биологический процесс образования в крови нитей белка фибрина, который полимеризуется и образует тромбы, в результате чего кровь теряет текучесть, приобретая творожистую консистенцию. Коагуля́ция - процесс свёртывания крови. При разрушении стенки сосуда, тромбоциты собираются у места травмы и выделяют тромбопластин, который наряду с кальцием, витамином К и протромбином, способствует превращению фибриногена в фибрин. Образуются сети фибрина, где задерживаются форменные элементы крови. Это является сгустком крови - тромбом. Процесс коагуляции длится 3-8 мин.

Давайте пройдемся по истории

1837 год. 18-летняя Александрина Виктория становится королевой Англии. Счастливое замужество рождение семерых детей. Что еще надо молодой женщине? Как гром среди ясного неба прозвучало сообщение врачей - через несколько месяцев после рождения восьмого ребенка - сына Леопольда - мальчик болен неизлечимой болезнью - гемофилией. Виктория удивлена. В 17-ти поколениях ее предков этой болезни не было.

В настоящее время установлено, что ген гемофилии появился у королевы в результате спонтанной мутации, причину которой никто не может объяснить.

Кроме сына Леопольда, умершего в результате несчастного случая - он повредил колено, и внутреннее кровотечение не смогли остановить, злополучный ген получили две из четырех дочерей Виктории - Алиса и Беатрикс, одна из которых стала матерью будущей российской императрицы. Аликс Гессенская боялась родить больного наследника.

Чем же опасна гемофилия? Можно ли ее вылечить?

Урок биологии Носительница жизни. Состав и функции крови. (8 класс)

Противоположностью гемофилии является повышенная свертываемость крови, известная как тромбофлебит. Причин развития этого заболевания много. Опасность появления тромбов заключается в том, что тромб, образовавшись в сосудах головного мозга, может привести к инсульту, в сосудах сердца - к инфаркту.

Можно ли узнать, есть ли у вас предрасположенность к образованию тромбов. Ответьте на некоторые вопросы.

Мысленно ответьте на вопросы, зажимая палец руки при ответе «ДА»:

  1. Вы много времени проводите за компьютером?

  2. Вы ведёте малоподвижный образ жизни?

  3. Вам приходится подолгу стоять на одном месте?

  4. Вы мало ходите пешком?

  5. Вы любите сидеть, положив ногу на ногу?

Если вы ответили "да" хотя бы на два вопроса, значит опасность образования тромбов у вас велика. К счастью, можно предупредить развитие заболевания. Как вы думаете, как?

Система антисвёртывания крови в здоровых сосудах.

Антикоагулянты организма

Гепарин (клетки печени)

Фибринолизин (в сыворотке)

Противотромбин (клетки печени)

Противосвертывающие вещества широко применяются в медицине: для консервации крови, при лечении варикозов, геморроя, для профилактики тромбозов.

Самым древним и самым известным антикоагулянтом является гирудин, выделяемый шейными железами медицинской пиявки

Урок биологии Носительница жизни. Состав и функции крови. (8 класс)Урок биологии Носительница жизни. Состав и функции крови. (8 класс)

Урок биологии Носительница жизни. Состав и функции крови. (8 класс)

Родоначальником гирудотерапии считают грека Никандра из Колофона (200-130 гг. до н.э.). Труды по гирудотерапии (науки о лечении пиявками) писали Гиппократ, Авиценна, Гален. Великий русский хирург Пирогов писал, что "использовал не менее 100 пиявок для лечениях раненых".

Любой врач в России 18-19 веков всегда носил при себе баночку с пиявками. Кровопускание считалось одним из самых эффективных способов лечения.

Какое же действие оказывает гирудин на организм?

  1. Ускоряет образование новой крови.

  2. Уменьшает артериальное давление.

  3. Улучшает кровоснабжение всех органов.

Применяется при заболеваниях: геморроем, гипертонией, сердечно-сосудистой дистонией, тромбофлибитом, при различных опухолях, а также для профилактике инсульта и инфаркта и многих других заболеваний.


4.Закрепление изученного.

1. Каковы функции крови?

2. Каков состав крови?

3. Что такое физиологические растворы, когда они используются?

4. Почему в кровь человеку нельзя вливать воду?

5.Что происходит при свёртывании крови? Какое значение оно имеет для организма человека?

6. Чем опасно заболевание, при котором кровь не свёртывается?

7. Почему раны на морозе долго кровоточат?

5.Рефлексия.

1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2.Что показалось вам наиболее трудным для усвоения?

3. Где в жизни вам могут пригодиться знания, полученные на сегодняшнем уроке?

4. Что бы вы ещё хотели узнать по теме нашего урока?


  1. Домашнее задание.

Учебник с.128-133

Вопросы к теме с. 135

Задание в рабочей тетради № 113, № 114 на с. 75

Интернет-ссылка. school-collection.edu.ru/cataloq (Анатомо-физиологический атлас человека. Внутренняя среда организма.)



© 2010-2022