Рабочая программа по биологии 6 класс, Сонин

) Цель изучения учебного предмета. Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы; овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Красноподгорная средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

Рассмотрена и одобрена Утверждена директором

на заседании методического образовательного учреждения

объединения. МБОУ «Красноподгорная СОШ»

Руководитель МО _____________Сидорова Н.В.

___________Егорова Г.П. « » ___________20___г

Протокол №

« » __________20___г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Биология» в 6 классе

на 2014-2015 учебный год









Составитель: Кшнякина Елена Сергеевна

учитель биологии МБОУ «Красноподгорная СОШ»







2014г.


Пояснительная записка


1) Цель изучения учебного предмета.

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;

овладение умениями:

применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы,

использовать информацию о современных достижениях в области биологии;

работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

2) Общая характеристика учебного предмета, курса:

- краткая характеристика.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для изучения учебного предмета « Биология» из расчета 1 учебного часа в неделю. C учетом этого составлено календарно-тематическое планирование на 34 часа, включающее вопросы теоретической и практической подготовки учащихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю на протяжении учебного года, 34 часа в год.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

  • деятельный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • усиление воспитывающего потенциала;

  • формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Концептуальной основой курса биологии являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Нормам и правилам отношения к природе, человеку. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии.

Основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основной цели: формирование целостного представления о природе, о ее многообразии и эволюции, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности.

задачи:

  • формирование знаний, умений, навыков по курсу биологии;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

- указание, на основе какой примерной (авторской) рабочей программы составлена рабочая программа:

Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе:

  • Авторская программа основного общего образования по биологии, 6 класс, авторы: Н.И.Сонин, - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2010г

  • Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования приказ МОРМ от 31 марта 2014 года №253;

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).

- какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внес учитель:

Изменений в авторскую программу не внесено.

3) Место учебного предмета в учебном плане, среди других учебных дисциплин на ступени основного общего образования:

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.

4) Результаты освоения курса:

Рабочая программа для 6 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается основные свойства живых организмов, химический состав клеток, строение растительной и животной клеток. Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения, жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их

мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.Дрофа,2013-80 с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты.

В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам. Предусмотрено выполнение лабораторных и практических работ. Часть лабораторных работ, обозначенных в программе, не требует специальных учебных часов, так как они выполняются в ходе урока при изучении новой темы.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучение биологии в 6 классе учащиеся должны:

знать/ понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;

уметь:

объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных,

поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.


Учебно-тематический план

(Биология, 6 класс)

п/п

Раздел. Тема.

Количество часов

Практическая часть

1

Раздел 1: СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

11

7

2

Тема 1.1: Основные свойства живых организмов.

1


3

Тема 1.2. Химический состав клетки.

1

1

4

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток.

2

1

5

Тема 1.4. Деление клетки.

1


6

Тема 1.5. Ткани растений и животных.

2


7

Тема 1.6. Органы и системы органов.

3

5

8

Тема 1.7. Организм как единое целое.

1


9

Раздел 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА.

18

6

10

Тема 2.1. Питание и пищеварение.

2


11

Тема 2.2. Дыхание.

2


12

Тема 2.3.Транспорт веществ в организме.

2

1

13

Тема 2.4. Выделение.

2


14

Тема 2.5. Скелет - опора организма.

1

1

15

Тема 2.6. Движение.

1

1

16

Тема 2.7. Координация и регуляция.

3


17

Тема 2.8. Размножение.

3

1

18

Тема 2.9. Рост и развитие.

2

2

19

Раздел 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА.

2


20

Тема 3.1. Среда обитания организмов. Факторы среды.

1


21

Тема 3.2. Природные сообщества.

1


22

4. ОБОБЩЕНИЕ.

3



Всего

34

13

Содержание учебного предмета

(1 час в неделю; всего 34 часа)

Раздел 1: СТРОЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (11 часов)

Тема 1.1: Чем живое отличается от неживого (1 час)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2: Химический состав клеток (1 час)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные работы: 1.Определение состава семян пшеницы.

Тема 1.3: Строение растительной и животной клеток (2 часа)

Клетка - элементарная единица живого. Ядерные и безъядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторные работы: 2.Строение клеток живых организмов.

Тема 1 4: Деление клетки (1 час)

Деление - важнейшее свойство клеток. Два основных типа деления - митоз и мейоз. Роль хромосом при делении клеток. Одинарный и двойной набор хромосом.

Тема 1.5: Ткани растений и животных (2 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Тема 1.6: Органы и системы органов (4 часа)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист, строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных растений. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторные работы: 3.Корневые системы. 4.Строение почки. 5.Простые и сложные листья. 6.Строение семян. 7.Строение цветка.

Тема 1.7. Организм как единое целое (1 час)

Взаимосвязь клеток, тканей, органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Раздел 2: ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (18 часов)

Тема 2.1: Питание и пищеварение (2 часа)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрации: Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал.

Тема 2.2: Дыхание (2 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрации: Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3: Передвижение веществ в организме (2 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь, ее составные части (плазма, клетки крови).

Лабораторные работы: 8.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений.

Тема 2.4: Выделение (2 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5: Опорные системы (2 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Лабораторные работы: 9.Строение костей животных.

Тема 2.6: Движение (2 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторные работы: 10.Движение инфузории туфельки.

Тема 2.7: Регуляция процессов жизнедеятельности (2 часа)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Тема 2.8: Размножение (3 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Лабораторные работы: 11.Вегетативное размножение растений.

Тема 2.9: Рост и развитие (2 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные работы: 12. Прорастание семян. 13. Прямое и непрямое развитие насекомых.

Раздел 3: ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2 часа)

Тема 3.1: Среда обитания. Факторы среды (1 час)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Тема 3.2. Природные сообщества (1 час)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

4. ОБОБЩЕНИЕ (3 часа).

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов.

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс.

(1 час в неделю, всего 34 часа).

п/п


Название раздела, темы урока.

Материал учебника.

Практическая часть.

Дата проведения.


ЦОРы. Оборудование.

План.

Факт.

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (11 часов).

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (1 час).

1.

Чем отличается живое от неживого

Стр. 3-11




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

Тема 1.2. Химический состав клетки (1 час).

2.

Химический состав клетки.

Стр. 12-17




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток (2 часа).

3.

Клетка - элементарная частица живого.

Стр. 16-17




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

4.

Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток.

Стр. 18-23

ЛР №1,2




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

Тема 1.4. Деление клетки (1 час.)

5.

Деление клетки.

Стр. 24-29





Тема 1.5. Ткани растений и животных (2 часа).

6.

Ткани растений.

Стр. 30-31




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

7.

Ткани животных.

Стр. 32-37



Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

Тема 1.6. Органы и системы органов (3 часа).

8.

Строение корня и побега.

Стр. 38-40, 42-43

ЛР №3,4,5.



Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

9.

Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян.

Стр. 40-41, 43-45

ЛР №6,7.




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

10.

Строение органов животного.

Стр. 46-51




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

Тема 1.7. Организм как единое целое (1 час).

11.

Организм как единое целое.

Стр. 52-56




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

Раздел 2. Жизнедеятельность организма (18 часов).

Тема 2.1. Питание и пищеварение (2 часа).

12.

Особенности питания растительного организма.

Фотосинтез и его значение в жизни растений.

Стр. 58-59,64




Уроки КиМ,

CD - диск.

Таблицы.


13.

Особенности питания животных.

Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты.

Стр. 60-64, 65-67




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.


Тема 2.2. Дыхание (2 часа).

14.

Дыхание у растений.

Стр. 68,69




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

15.

Дыхание у животных.

Стр. 68-69, 70-73




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

Тема 2.3. Транспорт веществ в организме (2 часа).

16.

Передвижение веществ в растении.

Стр. 74,77

ЛР №8.



Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

17.

Передвижение веществ в животном организме.

Стр. 74-77, 77-79




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

Тема 2.4. Выделение (2 часа).

18.

Выделение у растений, грибов и животных.

Стр. 80-85




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

19.

Обмен веществ у растений и животных.

Стр. 86-91




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

Тема 2.5. Скелет - опора организма (1 час).

20.

Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма.

Стр. 92-97

ЛР №9.



Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

Тема 2.6. Движение (1 час).

21.

Движение.

Стр. 98-109

ЛР №10.



Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

Тема 2.7. Координация и регуляция (3 часа).

22.

Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость.

Стр. 110-115, 117-119




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

23.

Эндокринная система и её роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных.

Стр. 116




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

24.

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.

Стр. 116-117, 120-121




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

Тема 2.8. Размножение (3 часа).

25.

Размножение, его виды Бесполое размножение.

Стр. 122-127

ЛР №11.



Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

26.

Половое размножение животных.

Стр. 128-133




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

27.

Половое размножение растений.

Стр. 134-139




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

Тема 2.9. Рост и развитие (2 часа).

28.

Рост и развитие растений.

Стр. 140-145

ЛР №12.



Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

29.

Рост и развитие животных.

Стр. 146-151, 152-154

ЛР №13.



Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

Раздел 3. Организм и среда (2 часа).

Тема 3.1. Среда обитания организмов. Факторы среды (1 час).

30.

Среда обитания организмов. Факторы среды.

Стр. 156-163




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

Тема 3.2. Природные сообщества (1 час).

31.

Природные сообщества.

Стр. 164-171




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

4. Обобщение (3 часа).

32.

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов.

Стр. 54-56, 152-154,

172-173




Уроки КиМ, CD -диск. Таблицы.

33

Итоговый тест.

-





34

Итоговый урок.

-






Лабораторные работы по биологии 6 класс


Название работы

Тема

Урок

1

Определение состава семян пшеницы.

Тема 1.2. Химический состав клетки

2

2

Строение клеток живых организмов.


Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток

4

3

Корневые системы.

Тема 1.6. Органы и системы органов

8

4

Строение почки.

8

5

Простые и сложные листья.

8

6

Строение семян.

9

7

Строение цветка.

9

8

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений.

Тема 2.3. Транспорт веществ

в организме

16

9

Строение костей животных.

Тема 2.5. Скелет - опора организма

20

10

Движение инфузории туфельки.

21

11

Вегетативное размножение растений.

Тема 2.8. Размножение

25

12

Прорастание семян.

Тема 2.9. Рост и развитие

28

13

Прямое и непрямое развитие насекомых.

29



Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Перечень оборудования

1.Мультимидийный проектор-1

2.Компьютер-1

3.Экран-1

4.Школьный световой микроскоп-8

5.Оборудование для практических работ

Перечень наглядных и дидактических материалов


Список литературы


1. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина / Авт.-сост.

М.В. Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2005. - 256с.

2. Биология. Живой организм. 6 кл.: Тестовые задания / С.В.Баготский, Л.И.Рубачева, Л.И.Шурхал. М.: Дрофа, 2003. - 192с.

3. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс/Сост. С.Н.Березина. - М.: ВАКО, 2010. 112 с. - (Контрольно-измерительные материалы).

4. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 176с.











© 2010-2022