урок 3 группа (8класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя школа имени Ж. Тленшина











Методическая разработка урока биологии в 8 классе

по теме: «Строение нервной системы»



















Подготовила по биологии

Шайдарманова А.А









Урок биологии в 8 классе

Тема урока:Строение нервной системы.

Цель урока:

образовательная: способствовать пониманию знаний о функциях и строении спинного мозга, механизма связи головного и спинного мозга, соподчинения их функций; уточнить познания о главных частях центрального отдела

развивающая: продлить обучение умениям отыскивать нужные сведения, открывать причинно-следственные связи;

воспитательная: стимулировать познавательный интерес, продолжать работу по развитию интеллектуальных навыков.

Оборудование и материалы: таблицы «Нервная система человека, нервные клетки», тетрадь с печатной основой, учебник для 8 класса, разноцветные фишки, для деления класса на группы, ватманы, маркеры, фломастеры.
Базовые понятия и термины:нервные клетки, дендрит, нейрон, аксон, рефлекс, условный рефлекс, безусловный рефлекс, рефлекторная дуга

Ход урока

I.Организационный этап.

1.«Собраться вместе - это начало.

Держаться вместе - это прогресс.

Работать вместе - это успех»

Генри Форд.

2.Деление класса на группы

II. Проверка домашнего задания.
Выберите наиболее правильные ответы

1.Слюнные железы относятся к железам:

А. Внешней секреции

В. Смешанной секреции

Б. Внутренней секреции

Г. Пищеварительной системы

2.К железам смешанной секреции относят:

А. Гипофиз

В. Щитовидная железа

Б. Поджелудочная железа

Г. Половые железы

3.Для желёз внутренней секреции характерно то, что:

А. Они не имеют специальных протоков

В. Выделяемый гормон поступает в кровь

Б. Клетки железы соприкасаются со стенкой кровеносного сосуда

Г. Выделяемый гормон поступает в кровь или выводится через специальные протоки

4.Какая из перечисленных функций не свойственна гормонам?

А. Обеспечение механической защиты механизма

В. Контроль процессов обмена веществ

Б. Обеспечение роста и развития организма

Г. Обеспечение адаптации организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды

5.Какой гормон продуцирует поджелудочная железа?

А. Окситоцин

В. Адреналин

Б. Тироксин

Г. Инсулин

6.Укажите гормоны, обладающие противоположным действием и обеспечивающие постоянный уровень содержания глюкозы в крови:

А. Адреналин

В. Соматотропин

Б. Инсулин

Г. Тироксин

7.Железа, выделяющая соматотропин (гормон роста):

А. Поджелудочная железа

В. Яичник

Б. Щитовидная железа

Г. Гипофиз

8.Какой гормон продуцируют надпочечники?

А. Инсулин

В. Нейрогормоны

Б. Адреналин

Г. Тироксин

9.Какой химический элемент является действующим началом в тироксине - гормоне щитовидной железы:

А. Бром

В. Йод

Б. Калий

Г. Железо

10.Какую железу внутренней секреции образно можно назвать «дирижёром оркестра» эндокринных желёз:

А. Щитовидную железу

В. Надпочечники

Б. Гипофиз

Г. Поджелудочную железу

III.Актуализация знаний- Давайте вспомним какие типы НС различают у животных. Беседа:Кишечно-полостные - диффузная.

Черви, членистоногие - узловая.

Позвоночные - трубчатая (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие - головной мозг).

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод:

Чем выше организация животного, тем сложнее деятельность и разнообразнее функции нервной системы.

Сколько типов тканей выделяют у животных?

- Какой тканью образована нервная система?

- Какое строение имеет нервная ткань?

Глубокая осень. Больная девушка, лежа у окна, считает, сколько листьев осталось на оголенных ветвях дерева. «Я умру, - говорит она, - когда упадет последний лист». И вот остается всего один лист. Проходит много дней, и он не падает. Девушка постепенно поправляется. Только тогда узнает она, что сосед - старый художник - нарисовал лист на стене противоположного дома в ту ночь, когда с дерева упал последний лист. Подобный случай мог иметь место в жизни. Девушка могла бы умереть, не будь на дереве последнего листа, поддерживавшего ее надежду выздороветь.

Почему нервная система является дирижером нашего организма?

Она регулирует работу органов, обеспечивая постоянство внутренней среды, согласованную работу органов, приспособление организма как целого к внешней среде, психическую деятельность.

IV.Изучение нового

Существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Представьте, если бы в нашем организме сокращение и расслабление мышц осуществлялось произвольно, а изменение частоты дыхания и ритма сокращений сердца не было связано с процессами, происходящими в других органах, наша гибель была бы неизбежной. Поэтому трудно переоценить значение нервной системы, которая контролирует функции всех органов нашего организма.

Итак, тема нашего урока «Строение и функции нервной системы» (дети записывают в тетрадях тему урока)

Слайды.(Учащиеся составляют схемы в тетрадях)

1. Функции нервной системы

- Какую роль нервная система играет в организме?

Нервная система - анализирует раздражения, поступающие извне и изнутри организма, и организует соответствующие реакции, приспосабливающие организм к меняющимся условиям жизни

Функции нервной системы

Согласование работы всех органов и систем организма

Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма

Ориентация организма во внешней среде

Служит основой психической деятельности: речь, память, мысли, чувства

2. Строение нервных клеток

- Как называются клеточные элементы нервной системы? Какие функции они выполняют?

Нейрон - это основная структурная и функциональная единица нервной системы. Основные функции восприятие, передача и хранение информации.

Нейроглии - вспомогательные клетки, располагаются между нейронами и составляют межклеточное вещество нервной ткани. Выполняют опорную, защитную и питательную функции.

- Вспомним строение нейрона (к доске ученик)

В нем различают тело - сома, от которого отходят отростки. Один длинный, мало ветвящийся отросток - аксон и много коротких сильно ветвящихся отростков - дендритов. К ним подходят окончания (конечные участки дендритов и аксонов) других нервных клеток. Они подобно антеннам принимают сигналы от аксонов других клеток и передают их соме.

- Что означает слово «дендрит», что общего с деревом?

Название «дендрит» происходит от латинского «дендрон» - дерево. С деревьями дендрит роднит их ветвление, создающее большую поверхность. Это обеспечивает возможность контакта с большим количеством нейронов. (Дендриты способны принимать до 10.000 сигналов от других нервных клеток).

По аксону сигналы идут от нейрона к другим нейронам или органам. Они пронизывают организм, и обеспечивают связь головного и спинного мозга с любым участком тела.

Скопление тел нейронов и дендритов образуют серое вещество в ЦНС.

Скопление аксонов - белое вещество

Электрический сигнал, передающийся по нервным клеткам, называется нервным импульсом

Электрический сигнал, возникающий в нейроне, бежит от концов дендритов к телу клетки, затем пробегает по всей длине аксона к его окончанию (рецептор). Окончания аксонов подходят к другим нервным клеткам, и образует специализированные контакты - синапсы, которые передают нервные импульсы от одной нервной клетки к другой с помощью специальных химических веществ - медиаторов. Молекулы медиатора, запасенные в пузырьках аксонного окончания, выделяются в щель под действием приходящих нервных импульсов.

3. Функции нейронов

Нейроны по выполняемым ими функциям разделяют на чувствительные нейроны, вставочныеи двигательные.

Чувствительные нейроны проводят импульс от рецепторов - нервных окончаний в ЦНС

Двигательныепроводят импульс из ЦНС к органу

Вставочные соединяют между собой чувствительные и двигательные пути

Между чувствительным и двигательным нейроном может быть очень большое количество вставочных нейронов. Они собирают, анализируют информацию, полученную от чувствительных нейронов, и принимают решение о том, каким образом отреагировать на изменившиеся условия.

Нервную систему (по месту расположения) подразделяют нацентральную и периферическую. К центрально нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической - нервы, нервные узлы и нервные окончания.

Нервы - пучки длинных отростков, выходящие за пределы головного и спинного мозга.

Нервные узлы - это скопления тел нейронов вне ЦНС.

Нервные окончания - разветвления отростков нейронов, служат для приема или передачи сигналов.

По функциям нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную)

Соматическая нервная система (от греческого «сома» - тело) регулирует работу скелетных мышц. Благодаря ей организм через органы чувств поддерживает связь с внешней средой. Путем сокращения скелетных мышц выполняются, прежде всего защитные движения. Функции соматической нервно системы подконтрольны нашему сознанию.

Деятельностью внутренних органов управляет автономная или вегетативная нервная система. Ее название происходит от греческого слова «автономия» - самоуправление. Работа этой системы не подчиняется воле человека. Нельзя, например, по желанию ускорить процесс пищеварения или сузить кровеносные сосуды.

Автономная система представлена двумя отделами - симпатическим и парасимпатическим. Симпатический отдел (система сложных ситуаций) включается во время интенсивной работы, требующей затраты энергии (что-то услышал неожиданное: расширяются зрачки, возрастает частота сокращений сердца, замедляется деятельность пищеварительной системы, учащается дыхание). Парасимпатический отдел можно назвать системой отбоя. Она возвращает организм в состояние покоя, создает условия для отдыха и восстановления организма.

Основу рефлекторной реакции составляет рефлекторная дуга, которая состоит из чувствительного, одного или нескольких вставочных и двигательного нейронов.

Рефлекторная дуга - путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса. Включает:

Рецептор - воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс

Чувствительный нейрон - передает нервный импульс в ЦНС

Вставочный нейрон - обработка полученной информации, передача информации двигательному нейрону

Двигательный нейрон - несет сигнал к рабочему органу

Реагирует на полученное раздражение

V.Закрепление

Задание №1

Существует расхожая поговорка - "Нервные клетки не восстанавливаются". В этой статье утверждается обратное. Нервные клетки восстанавливаются в любом возрасте.

И старость может быть в радость.

- Нервная ткань восстанавливается в любом возрасте, - заверил известный немецкий нейробиолог профессор Геттингенского университета Гарольд Хютер на прошедшем недавно в Санкт-Петербурге Всемирном конгрессе психиатров. - В 20 лет процесс идет интенсивно, а в 70 - медленно. Ученый привел в пример наблюдения канадских коллег за монахинями преклонного возраста - 100 и более лет. Магнитно-резонансной томографии показала: их мозги в порядке - никаких проявлений старческого слабоумия.

А все дело, по мнению профессора, в образе жизни и мышления этих женщин, которые в буквальном смысле восстанавливают свои мозговые структуры и их проводимость. А происходит подобное чудо благодаря тому, что монахини скромны, имеют устойчивые представления об устройстве мира, активную жизненную позицию и молятся, расчитывая изменить людей к лучшему.

Хютер пояснил, что главный разрушитель нервных клеток - стресс, который еще и подавляет способность мозга к регенерации. А способствует ей гармония с самим собой. И вот что профессор в связи с этим советует: соизмерять мечты с реальностью, уметь организовать свою жизнь, а не плыть, что называется, по течению, понимать смысл жизни - хотя бы собственной, иметь прочные социальные связи - добрые отношения как можно с большим количеством людей - особенно близких.

По словам Хютера, ничто так не способствует восстановлению нервных клеток, как проблема, для которой человек нашел решение. А чтобы проблемы не сильно обременяли, профессор рекомендует чему-нибудь учиться. Даже в преклонном возрасте. Чтобы сохранялся вкус к жизни.

Вопрос №1.1

«Нервная ткань восстанавливается в любом возрасте» сказал ...

A. И.П.Павлов

B. Г.Хютер

C. И.В.Мичурин

D. И.И.Иванов

Вопрос №1.2

Нервная ткань восстанавливается в любом возрасте, - заверил известный немецкий нейробиолог профессор Гарольд Хютер. Согласны ли вы с этим утверждением?

__________________________________________________________________

Вопрос №1.3

Может ли заболеть нервными заболеваниями человек? Да или нет

Нервная клетка восстанавливает в любом возрасте. Да/нет

Нервные клетки не восстанавливаются Да/нет

Разрушитель нервных клеток - стресс Да/нет

Вопрос №1.4

Что профессор советует во избежание стресса, гармоничного развития организма?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос №1.5

Организм человека - это целостная согласованная система, органы которой выполняют необходимые для всего организма функции. А что же регулирует работу различных органов? Что позволяет нам реагировать на изменение условий окружающей среды, откуда мы знаем холодно нам или жарко?

Обоснуйте ответ. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос №1.6

Дайте практические советы для избавления от стресса. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI. Рефлексия:Упражнение «Плюс-минус-интересно».

«+»

что понравилось на уроке,

какая информация может быть полезна

«- »

что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным,

«И»

все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме




VII. Домашнее задание :параграф 25,нарисовать схему рефлекторной дуги

VIII. Итог урока. Оценивание.













Урок биологии в 8 классе

Тема урока:

Строение нервной системы.



Группа №3

Рахметжанова Н.А.

М.Горьковская СОШ Иртышский р-он

Карпбаева Т.Т.СОШ№40 г.Павлодар

Шкляр В.Н.Орловская СОШ

ТугумоваМ.К.Веселая роща СОШ


Нургазина С.Б.

Валихаеновская СОШ

Арынова А.Е.

СОШ №16 г. Экибастуз



Павлодар 2014

© 2010-2022