• Преподавателю
  • Биология
  • Доклад: Использование активных методов обучения биологии в рамках образовательной деятельности СПО

Доклад: Использование активных методов обучения биологии в рамках образовательной деятельности СПО

     Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества преподавателя и обучающихся, призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями и умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать эт...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное автономное образовательное

Учреждение среднего профессионального образования

«Ютановский агромеханический техникум»



Из опыта работы:


Использование активных методов обучения биологии в рамках

образовательной деятельности СПО


Преподаватель

биологии и химии

Прокофьева Т.П.



2015 год

Использование активных методов обучения биологии в рамках образовательной деятельности СПО.
Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества преподавателя и обучающихся, призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями и умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять - осмыслить - запомнить - применить - проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмысливанием, осмысливание - запоминанием, восприятие, осмысливание и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике. Все названные выше этапы усвоения знаний, умений должны выполняться лично каждый обучающийся, его умственным трудом, хотя и под руководством преподавателя.
Применение термина «активные методы» предполагает существование и неактивных, пассивных методов. Возникает вопрос: что такое активные методы?
Активность (от лат. Actibus - деятельный) - это психическое качество, черта характера, человека, выражающаяся в усиленной деятельности человека.
Познавательная (учебная) активность выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание, бездумное перелистывание книги и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности, о творческом мышлении.
Психологи убеждают, что познавательная активность обучающегося - качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием учебного заведения, товарищей, семьи, труда и других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения преподавателя и стиль его общения с обучающимися на уроке, успеваемость и настроение самого обучающегося (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). Поэтому у одного и того же обучающегося на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой преподаватель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать группу. Подлинное сотрудничество преподавателя и обучающихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность группы.
Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность преподавателя по повышению уровня (степени) учебной активности. Действия преподавателя, которые побуждают к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, являются средствами активизации. Разумеется, степень познавательной активности обучающихся зависит и от них самих, от их воспитанности, волевых усилий, ведь обучающийся не только объект, но и субъект учебного процесса.
Следовательно, активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности обучающихся, побуждают их к старательному учению. При активных методах все обучающиеся группы на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием, внимательно слушают - думая, наблюдают - думая, читают - думая, выполняют практические задания - думая. Итак, активными методами можно считать только те, которые побуждают к активному, старательному учению именно всех обучающихся группы, не только сильных и любознательных, но и слабых, безвольных, ленивых.
В современной педагогике и, в частности, в обучении биологии в условиях СПО используются следующие методы:
1) Словесные:
а) Метод дискуссии - по вопросам преподавателя или студентов, требующих размышлений, обучающиеся на уроке свободно высказывают и внимательно слушают мнения выступающих.
б) Метод самостоятельной работы с учебником - все обучающиеся самостоятельно без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию читаются учебник и преобразовывают текст в план, таблицу, схему и другие формы записи в тетрадях. Такой метод доминирует на особом типе урока - при изучении нового легкого материала без предварительного объяснения его преподавателем.
в) Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами - все обучающиеся самостоятельно, без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию выполняют письменно - графическую работу по биологии творческого характера, используя тексты и другие дидактические материалы в нескольких вариантах.
г) Метод эвристической (поисковой) сократической беседы - обучающиеся решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний в процессе дискуссий, коллективных размышлений, индуктивных и дедуктивных умозаключений, опираясь на свои знания.
д) Метод проблемного изложения - проблемные вопросы решает сам преподаватель, размышляя вслух и этим побуждая во время рассказа аудиторию к логическому мышлению, соучастию в решении проблемы, к добыванию знаний.
е) Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач - все обучающиеся по заданию преподавателя самостоятельно решают расчетные и логические задачи по аналогии или творческого характера. Использование задач экологического, генетического, молекулярно-биологического содержания для закрепления знаний позволяет в новом аспекте рассмотреть изученный материал, активизировать познавательную деятельность обучающихся.
2) Наглядные:
а) Частично поисковый демонстрационный - обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем наблюдения и обсуждения демонстрируемых преподавателем опытов, натуральных объектов, микропрепаратов, моделей и других изобразительных пособий.
б) Частично поисковый демонстрационный метод работы с экранными пособиями - обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем просмотра и обсуждения кино-, диафильмов, слайдов, теле-, видеофильмов.
в) Метод опорных сигналов - педагог демонстрирует плакат с опорными сигналами и объясняет их содержание; обучающиеся копируют, прорабатывают и воспринимают опорные сигналы.
3) Практические:
а) Частично поисковый лабораторный метод - обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента, самонаблюдения или работая с натуральным раздаточным материалом.
б) В последнее время все большее распространение получают такие типы занятий, как занятия - лекции, занятия - семинары, тематические зачеты.
В системе внеурочной работы по биологии сложились и стали традиционными и такие активные формы обучения, как:
Внеклассные занятия (индивидуальная работа, кружки, вечера, КВН, олимпиады, общественные смотры знаний, ролевые игры, экскурсии и т.д)
Итак, успех решения учебно-воспитательных задач, уровень познавательной активности обучающихся в большей степени зависят от использования на уроках методов, методических приемов и средств обучения. Поэтому, выбор методов, приемов и средств обучения, повышающих эффективность учебной деятельности, следует рассматривать как одно из важнейших требований к уроку биологии. При выборе методов и средств обучения следует учитывать различные факторы:
Содержание учебного материала;
Возрастные особенности обучающихся;
Поставленные перед преподавателем задачи на урок;
Оснащенность кабинета биологии учебным материалом;
Наличие раздаточного материала.
Все это даст возможность по мере овладения биологическими понятиями создать необходимую базу для их дальнейшего использования, вооружения учащихся учебными умениями, включить их в познавательную деятельность.
Применение компьютера на уроках биологии новый метод организации активной и осмысленной работы обучающихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют преподавателя, а, наоборот, делают общение с учащимся СПО более содержательным, индивидуальным и деятельным.
Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до обучающихся огромный поток информации. При этом у них развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
В юношеском возрасте наиболее высока потребность обучающихся СПО к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.
Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования педагога и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причем не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.
Таким образом, современные возможности при преподавании биологии в условиях СПО способны оптимизировать совместную деятельность педагога и обучающихся, активное включение последних в учебную деятельность, а значит, более простое, но при этом качественное накопление ими тех знаний, умений и навыков, которые позволят успешно реализоваться выпускникам в профессиональной сфере.

© 2010-2022