Рабочая программа Одарённые дети

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Программа работы с одаренными детьми

на 2015-2016 уч. год

учителя биологии и химии

Зайцевой О.В.










Рабочая программа Одарённые дети.

I. Пояснительная записка

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.

Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

II. Актуализация

В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской деятельности.

При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

III. Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

  3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

  5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с ОД:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;

  • предметные кружки;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы;

  • курсы по выбору;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • исследовательская деятельность и участие в НПК.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  1. С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

  2. В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

  3. Какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие личных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

IV. Цель

Цель программы: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, успешного самоопределения в соответствии со способностями, повышение мотивации к изучению биологии и химии.

V. Задачи

  • изучение природы детской одаренности;

  • выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;

  • использование дифференцированного подхода в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

  • развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся через внеклассную работу.

VI. План работы с одаренными детьми

Мероприятие

Класс

Содержание работы

Сроки проведения

1

Уроки биологии и химии

5-11

1. Дифференцированный подход в обучении.

2. Использование системы заданий повышенной сложности.

3. Внедрение и использование в учебным процессе инновационных образовательных технологий.

4. Задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений; задания на развитие творческого; задания на составление проектов - создание учащимися проектов в результате самостоятельной деятельности; задания на прогнозирование ситуаций.

ежедневно

2

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников (школьный этап)

7-11

  1. Формирование познавательного интереса.

  2. Творческое развитие учащихся.

  3. Индивидуальная работа со способными школьниками.

Сентябрь-октябрь

3

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников (муниципальный этап)

7-11

Ноябрь-декабрь

4

Участие в работе научного общества (НОУ) в учебном году

10-11

  1. Совершенствование навыков научной организации труда.

  2. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

  3. Формирование исследовательских навыков.

  4. Развитие информационной культуры учащихся.

Сентябрь-январь

5

Участие в конкурсах и олимпиадах по биологии различного уровня

5-11

  1. Формирование познавательного интереса.

  2. Творческое развитие учащихся.

  3. Индивидуальная работа со способными школьниками.

В течение года

6

Участие в научно-практических конференциях школьного уровня

10-11

  1. Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

  2. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

  3. Формирование информационной культуры учащихся.

Февраль

7

Проведение предметных недель

5-11

  1. Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

  2. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

  3. Развитие творческих способностей учащихся.

Март

8

Элективные курсы

6,10,11

  1. Учет индивидуальных возможностей учащихся.

  2. Повышение степени самостоятельности учащихся.

  3. Расширение познавательных возможностей учащихся.

  4. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

В течение года

9

Внеурочная деятельность

5

  1. Развитие творческих способностей учащихся.

  2. Содействие в профессиональной ориентации.

  3. Самореализация учащихся во внеклассной работе.

В течение года

VII. Возможные риски

  • неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;

  • рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

VIII. Предполагаемые результаты

  • увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

  • повышение мотивации к изучению биологии и химии;

  • повышение качества образования и воспитания школьников в целом;

  • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;

  • повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.



© 2010-2022