Рабочая программа внеурочной деятельности ЮНЫЙ ЭКОЛОГ-5КЛкл

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СИМФРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОНСКАЯ ШКОЛА»

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(МБОУ «ДОНСКАЯ ШКОЛА»)

297523, ул. Комсомольская, д. 87, с. Донское, Симферопольский район, Республика Крым



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Для 5а,5б кл.

Срок реализации программы2015 /2019 гг.

Количество часов по учебному плану:


всего - 34ч./год; 1ч./неделю для каждого класса


Рабочую программу составила Головащенко Л.И.

Рассмотрено Утверждено

на заседании ШМО учителей приказ № 204-О от 31.08.15г

природно-научного цикла директор ______Н.В. Мельник

(протокол № 07 от 20.08.15г)

Согласовано

заместитель директора

по ВР _________Л.В.Новик



с.Донское

2015

Пояснительная записка


Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающего поколения экологической культуры. Удовлетворению общественной потребности в действенном экологическом воспитании школьников призвано служить и дополнительное образование. В связи с этим создана программа факультатива «Юный эколог», цель которой - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

Рабочая программа факультативного курса «Экология» для учащихся 5 класса составлена на основе программы для ОУ, 1-11 класс под редакцией С.И.

Беляниной и Ю.И. Буланого 2007г.

Программа предусматривает решение таких задач, как расширение экологических представлений школьников, их конкретизацию, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров; углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям школьников «первичный срез» экологии как науки; обеспечение широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Программа факультатива рассчитана на 3 года обучения. Возраст воспитанников: 10-13 лет. Впрограмме отражены взаимосвязи природы и человека, на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся знакомятся с различными природными системами, изучают их компоненты и особенности функционирования. Природные объекты (сообщество парка) рассматривается как часть среды, окружающей школьника и имеющей для него эстетическое, этическое, познавательное и практическое значение. Каждый год обучения рассчитан на 34 часа. В неделю запланировано проведение одного занятия. Для каждой темы указано количество часов, отведенных на изучение теоретического материала и практических занятий.

В ходе работы факультативаучащиеся приобретают определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. Формы организации и методы работы предусмотрены разнообразные: теоретические занятия, практические работы с гербарными материалами, коллекциями, дополнительной литературой, экскурсии в природу.

В программе первого года обучения выделено четыре темы: «Введение», где учащиеся знакомятся с целями и задачами факультатива, «Что такое экология», где дается понятие о науке и простейшая классификация экологических связей, «Экологическая система - ячейка биосферы», в которой рассматриваются понятия «биосфера» и «экологическая система», а также характеризуются экосистемы водоема, луга, леса, поля. В теме «Экология и люди» рассматривается положительное и отрицательное влияние человека на природу, последствия антропогенного фактора. Для каждой темы указано количество часов, отведенных на изучение теоретического материала и практических занятий. Практическая работа предусматривает проведение экскурсий, викторин, конкурсов рисунков, сочинений и стихов о природе, практических занятий с использованием гербарных материалов и коллекций. В конце учебного года проводится итоговое занятие по обобщению изученного материала в форме КВН на тему: «Я - житель планеты Земля».

В программе второго года обучения предусмотрено изучение пяти тем: «Введение», где учащиеся знакомятся с целями и задачами кружка; «Организмы и окружающая среда»; где раскрывается многообразие живых организмов и их связь с окружающей средой; «Факторы неживой природы», где дается характеристика факторов неживой природы, их влияние на живые организмы, причины загрязнения воды, воздуха и почвы, мероприятия по их охране; «Факторы живой природы», где рассматриваются взаимоотношения между различными организмами. В теме «Организация природы» дается характеристика экологическим связям в живой природе, рассматриваются цепи питания, экологическая пирамида, круговорот веществ в природе. В заключительной теме «Человек и окружающая среда» уделено внимание современному состоянию окружающей среды, экологическим прогнозам.В программе третьего года обучения выделено пять тем: «Экосистема поселка как среда жизни человека», «Сообщество видов парка», «Растения парка и человек», «Животные парка и человек», «Природа парка и отдых жителей поселка».
Прогнозируемый результат К концу первого года обучения учащиеся должны владеть начальными знаниями из области экологии, рядом экологических понятий, начальными навыками практической природоохранной деятельности.К концу второго года обучения учащиеся должны знать о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ, охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.К концу третьего года обучения учащиеся должны расширить и закрепить экологические знания, изучая конкретное природное сообщество (сообщество парка).В целом программа кружка позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надежные основы экологической ответственности школьников.

Первый год обучения-5кл
Тематический план факультатива «Юный эколог»(1- й год обучения)

№ п/п


Название темы

Количество часов, выделяемое на проведение


Общее количество часов

теоретических занятий

экскурсий

практических занятий

1.
2.

3.
4.

Введение
Что такое экология
Экологическая система - ячейка биосферы
Экология и люди
Итого:

1
4

10
10
25

1
-

1
1
3

-
-

3
3
6

2
4

14
14
34


Введение (2 ч.)
Цели и задачи факультатива « Юный эколог». Знакомство с планом работы факультатива пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ.

Экскурсия «Осенние явления в природе»
Что такое экология (4 ч.)
Организм и окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Цели и задачи экологии.

Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.
Экологическая система - ячейка биосферы (14ч.)
Биосфера - живая оболочка Земли. Оболочки Земли (воздушная, водная, каменная). Живые и неживые компоненты биосферы. Распространение живых организмов. Экологическая система - ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Экосистема водоема. Растительный мир водоемов. Животные водоема. Постепенное зарастание водоемов, его причины.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в создании и сохранении рельефа. Насекомые - опылители и растения - пример взаимовыгодного сотрудничества. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом. Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Значение лесных животных. Распространение семян и плодов растений. Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ. Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, выращиваемые на полях. Животные полей. Удобрения поля. Неспособность культурных растений в защите - массовое размножение сорняков и вредителей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Парки и скверы искусственная экосистема. Значение парков для человека

Практические работы

1. Знакомство с растениями и животными экосистемы водоема и экосистемы луга с использованием гербарных материалов, коллекций, рисунков.
2. Знакомство с растениями и животными экосистемы леса с использованием гербарных материалов, коллекций, рисунков.
3. Знакомство с растениями и животными экосистемы поля с использованием гербарных материалов, коллекций, рисунков.
Экскурсия №1

Знакомство с разнообразием экосистем родного края.

Экология и люди (14час. ).
Природа - единое целое. Нарушение взаимосвязей в природе и последствия этих нарушений. Природа человеку: многогранная значимость природы для человека. Человек природе: позитивная и негативная деятельность человека в природе. Правила поведения в природе. Правовые нормы охраны природы. Жизнь и здоровье человека и экология природы.Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных.Представители редких организмов (грибов, растений, животных) Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны. Красная Книга. Заповедные растения Крыма.Виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли( странствующий голубь, тур, тарпан, бизон, дронт, стеллерова корова). Причины их исчезновения.

Редкие виды растений и животных нашего края, их охрана. Заповедные места Крыма.
Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.
Практические работы

4. Викторина на тему: «Экология родного Крыма».
5. Конкурс рисунков на тему: «Цвети, Земля!».
6. Сочинение на тему: «Какой я хочу видеть свою планету».
. Экскурсия «Весенние явления в природе»
Воспитательная работа на каникулах.
1. Пресс-конференция «В гостях у юных натуралистов» (ноябрь).
2. Дидактическая игра «Цветочный магазин» (январь).

3. Экскурсия в природу «В окно повеяло весною» (май)



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ФАКУЛЬТАТИВА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

в 5А,5Б кл. на 2015/19 уч.год

Дата

Кор.

Тема занятия

Кол-во час.

прим

1

Введение(2час.)

1

Введение. Цели и задачи факультатива« Юный эколог». Знакомство с планом работы, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ.

1

2

Экскурсия№1 «Осенние явления в природе»

1

2

Что такое экология (4 ч.)

3

Организм и окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Цели и задачи экологии.

1

4

Простейшая классификация экологических связей:

связи между неживой и живой природой;

5

Связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными

6

Связи между природой и человеком.

3

Экологическая система - ячейка биосферы (14ч.)

7

Биосфера - живая оболочка Земли. Оболочки Земли (воздушная, водная, каменная). Живые и неживые компоненты биосферы

8

Распространение живых организмов. Экологическая система - ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме.

9

Экскурсия №2 «Знакомство с разнообразием экосистем родного края».

10

Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Экосистема водоема. Растительный мир водоемов. Животные водоема. Постепенное зарастание водоемов, его причины.

11

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в создании и сохранении рельефа.

12

Насекомые - опылители и растения - пример взаимовыгодного сотрудничества. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

13

Практическая работа№1

1. Знакомство с растениями и животными экосистемы водоема иэкосистемы луга с использованием гербарных материалов, коллекций, рисунков.

14

Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу).Ярусность в лесу.

15

Значение лесных животных. Распространение семян и плодов растений.

16

Лесные грибы и бактерии в и их роль в замыкании круговорота веществ.

17

Практическая работа№2« Знакомство с растениями и животными экосистемы леса с использованием гербарных материалов, коллекций, рисунков»

18

Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, выращиваемые на полях. Животные полей. Удобрения поля. Неспособность культурных растений в защите - массовое размножение сорняков и вредителей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

19

Практическая работа №3. Знакомство с растениями и животными экосистемы поля с использованием гербарных материалов, коллекций, рисунков.

20

Парки и скверы искусственная экосистема. Значение парков для человека.

4

Экология и люди (14 ч.)

21

Природа - единое целое. Нарушение взаимосвязей в природе и последствия этих нарушений.Природа человеку: многогранная значимость природы для человека. Человек природе: позитивная и негативная деятельность человека в природе. Правила поведения в природе.

22

Правовые нормы охраны природы. Жизнь и здоровье человека и экология

23

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных

24

25

Представители редких организмов (грибов, растений, животных). Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны. Красная Книга

2

26

Заповедные растения Крыма

27

Виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли

(странствующий голубь, тур, тарпан, бизон, дронт, стеллерова корова). Причины их исчезновения

28

Редкие виды растений и животных Крыма, их охрана. Заповедные места Крыма

29

Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы

30

Практическая работа №4 Викторина на тему: «Экология родного Крыма».

31

Практическая работа № 5. Конкурс рисунков на тему: «Цвети, Земля!».

32

Практическая работа № 6 . Сочинение на тему: «Какой я хочу видеть свою планету».

33

Экскурсия №3«Весенние явления в природе»

34

Итоговое занятие






© 2010-2022