курить или не курить

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Все самое важное и самое главное для ученика

совершается на уроке.

Вот почему урок должен быть не только творческой

мастерской учителя,

но и творческой лабораторией руководителя»

Ю.А. Конаржевский









Семинар - практикум

курить или не курить





Выполнила: учитель биологии

Данченко Т.Н.



















Введение

Представленный семинар - практикум проводится при изучении раздела «Дыхание».

Он развивает интерес к предмету биологии, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Подготовка к семинару приобщает учащихся к чтению научной и научно - популярной литературы, способствует обобщению знаний полученных из разных источников. Формирует у учащихся вкус к самостоятельной работе.

Разработка данного урока имеет межпредметный характер, показывает неразрывную связь двух естественных наук: биологии и химии.



























Методы и технологии, использованные для проведения урока



  1. Объяснительно - иллюстративные методы

  • Рассказ

  • Беседа

  • Сообщения учащихся

  • Демонстрация

  1. Исследовательский (оценка результатов анкетирования)

  2. Технология проблемного обучения (создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение ЗУН, развиваются мыслительные способности).

  • частично-поисковый,

  • практический

  1. Технология педагогической мастерской ( введение учащихся в процесс познания, в поиск знаний, а не прямая передача информации от владеющего к незнающему, сочетание индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества).

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии (использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределить различные виды заданий, определять время подачи различной сложности учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ). Это дает положительные результаты в обучении по вопросам сохранения здоровья и жизни и направляет развитие и воспитание учащихся на защиту от неблагоприятных для здоровья воздействий.



Подготовительный этап к семинару



  1. Создание уголка самоподготовки.

В нем мы помещаем выставку рекомендуемой литературы и рабочий стенд, состоящий из трех отделов:

  1. Инструктивного (были отражены название, структура, цели и задачи семинара, дифференцированные вопросы и задания для участников семинара).

  2. Информационного (помещен материал, из дополнительной литературы (вырезки из журнал и газет)).

  3. Иллюстративного (включает учебные таблицы, плакаты, рисунки).

  1. Проведение консультаций (индивидуальные, групповые, общие, тренировочные). Они обеспечивали руководство и контроль за ходом и результатами подготовки учащихся к семинару.



  1. Перед семинаром была предложена анкета «За здоровый образ жизни», для учащихся 1- 11 кл.

курить или не курить



Тема урока: Курить или не курить

Цель урока: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи урока:

  • Показать учащимся вредное влияние табака на органы и системы органов человека, экспериментальным путем выяснить состав табачного дыма.

  • Научиться предвидеть последствия вредных привычек и узнать механизм их действия, выяснить причины появления вредной привычки (курение).

  • Научить и заставить ребенка сказать «нет», «я знаю, что будет дальше».

  • Воспитывать у учащихся санитарно - гигиенические требования к своему подрастающему организму, и здоровью окружающих.

Тип урока: семинар - практикум.

Учебно - материальное оснащение урока:

  1. Плакаты: «Состав табачного дыма», «Болезни курильщика», «Семейства Крестоцветные. Табак».

  2. Графики: «Курящие родители», «Первая проба сигарет», «Количество курящих учащихся и желающих бросить курить».

  3. Муляжи: сердца, легких, головного мозга.

  4. Для демонстрации опытов: штатив, пробирки, держатель, 2 сигарета, окурок, раствор соды с индикатором, кусочек белой ткани, спички.

  5. Карточки с задачей для участников семинара.

  6. Анкета «За здоровый образ жизни»

Действующие лица: Ведущие, 3 помощника ведущего, врач, химик - лаборант, ученый - ботаник, 2 учителя и Андрюша (в сценке - миниатюре).

Схема класса: У Ч А С Т Н И К И С Е М И Н А Р А

стенд стенд

Демонстрационный

Стол

Ход урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.

Учитель:

- (постановка целей и задач урока перед учащимися)

- Урок проводим под девизом «Береги здоровье смолоду !»



  1. Актуализация познавательной деятельности-1мин. (учитель читает стихотворение собственного сочинения)

«Брось курить и будь здоров»

Много можно написать и стихов и песен

Ну, а тему подобрать сложно, мир ведь тесен.

Подбирая тему я, выбрала куренье,

Потому что, знаю я,

Это увлеченье губит молодежь.

Никотин - это не сахар,

Капля лошадь валит с ног,

Выкуренная сигарета сокращает жизни срок.

Дым табачный - хуже яда в окружающей среде,

Раковые заболевания обеспечены тебе.

Мой девиз для всех курцов -

Брось курить и будь здоров!!!



  1. Основная часть урока - 41 мин.

Ведущий: (2 мин.)

курить или не курить

- Я рада видеть Вас на нашем семинаре «Курить или не курить». Я уверена, что тема нашего сегодняшнего разговора для Вас не безынтересна. Нравится это кому-то или нет, но факт остается фактом, курение - проблема номер один в молодежной среде, и не только в России, но и во всем мире. Большинство ученых стран Запада, исследуя, отравляющее действие табачного дыма на организм человека пришли к выводу, что курение - опасный враг для здоровья и жизни человека.

В развитых странах мира за последние 30 лет число курящих сократилось в 2 - 3 раза, чего явно не происходит в нашей стране.

У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. И это не предел. Можно смело сказать, и я думаю, что большинство скажет: «Это модно!». А мы давайте подумаем, модно - ли это? А может быть стоит задуматься над проблемой «Жить или курить», «Курить или не курить».

К сожалению, на этот вопрос многие школьники в подростковом возрасте отвечают утвердительно, не задумываясь о последствиях принятого решения, а чаще всего просто - напросто не знают и не догадываются о них. Чтобы бороться со злом, необходимо иметь как можно больше знаний о его причинах.

Поэтому мы проводим сегодняшний семинар, чтобы ответить на вопросы, которые чаще всего возникают, когда речь заходит о вреде табакокурения.

Ведущий:

- Слово предоставляется врачу, Владиславу Константиновичу.

Врач: (3 мин.)

курить или не курить

Проводит анализ ответов учащихся и построенных графиков, основанных на проведенном анкетировании.

В заключение анализа анкетирования врач сделал следующие выводы:



курить или не курить

- к сожалению, в каждом классе имеются курящие родители. Очень обидно, что количество курящих мам не уступает количеству курящих пап.

курить или не курить

- желание попробовать вкус табака возникает в слишком раннем возрасте, особенно оно велико в 6 -7 лет, 9 лет, 13-14 лет. Что с точки зрения психологии объясняется совпадением этих периодов жизни школьников с возрастными кризисами. Именно в этом возрасте дети наиболее подвержены негативному влиянию.

Согласно анкетированию основными причинами, по которым дети берут в руки зажигалку и сигареты являются следующие факторы:

- за компанию с другом;

- интерес и любопытство;

- заставили;

- не желание быть «белой вороной» среди курящих сверстников.



курить или не курить

- наибольшее количество курящих учащихся приходится на возраст с 12- 16 лет, с 1 кл. по 6 кл. все ребята которые курят, желают (100 %) бросить эту пагубную привычку. Чем старше возраст ребят, тем желание бросить эту пагубную привычку уменьшается, но не исчезает.

Ведущий: ( 1 мин.)

- Послушайте, пожалуйста, ботаническую справку о табаке.

курить или не курить

Ученый - ботаник:

- До конца 15 в. Табак, вероятно, был известен только коренным жителям Американского континента. В древних цивилизациях табачному дыму приписывались магические и целебные свойства. Слово «табак» происходит от названия острова Тобаго. Испанские матросы с экспедицией Колумба завезла листья и семена табака в Европу, и, не смотря на запреты инквизиции, европейцы начали культивировать табак. В России это растение появилось в начале 18 века.

(обращает внимание к таблице «Семейство пасленовых»)

Табак - многолетнее травянистое растение из семейства пасленовых. Ближайшие родственники табака - картофель, баклажаны, перец. Ядовитые растения - белена, дурман, белладонна. Родина табака тропическая Америка. В табаке и табачном дыме содержится около сотни вредных для организма человека веществ. Одним из них является - никотин.



РУБРИКА

«СОСТАВ ТАБАЧНОГО ДЫМА» - 7 мин.

Ведущий:

- А сейчас мы предлагаем рубрику «Состав табачного дыма». Ее ведет химик лаборант Евгения Юрьевна.

(ведет рубрику, используя плакат «Состав табачного дыма» и демонстрирует опыты).

Химик - лаборант:

курить или не курить

- Проведя анализ табачного дыма, химики установили, что в нем содержится 91 органическое вещество и в процессе термического разложения никотина и других веществ, содержащихся в табаке, образуется от 900 до 1200 твердых и газообразных соединений. - Ребята, давайте посмотрим на примерный состав табачного дыма. (демонстрирует плакат «Состав табачного дыма»)

- А теперь давайте убедимся, наглядно на опыте, в составе табака и докажем содержания в нем - кислоты и никотина. Многие знают, что сода - это соль угольной кислоты и поэтому, взаимодействуя с кислотой, произойдет реакция нейтрализации, т. е. подкрашенная вода должна обесцветиться. Это доказывает, что в состав табачного дыма входит кислота и никотин, которые губят жизнь многим людям.

курить или не курить

ДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТОВ. ОПЫТ № 1: «ОБНАРУЖЕНИЕ В ТАБАЧНОМ ДЫМЕ КИСЛОТ И НИКОТИНА»

Цель опыта: Дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма , выявить в нем наличие кислот, смол, никотина.

Ход опыта: Развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их. В фильтре окурка темно - коричневого цвета осталась часть смол никотина, образующихся при курении. Эти же вещества оседают на стенках альвеол.

Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирки с фильтром от окурка исчезает под действием кислот.

Появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.

ОПЫТ № 2 (дополнительно, проводит учитель)

Оборудование: белая тряпочка, сигарета, спички.

Ход опыта: - Ребята, давайте сделаем исключение из правил нашего урока.

Просим взрослого человека выдохнуть воздух в чистую, белую тряпочку. Вывод: она остается чистой. Затем просим закурить сигарету и выдохнуть воздух с дымом в белую тряпочку. Вывод: на тряпочке остается коричневый налет. Делаем общий вывод.

РУБРИКА

«КУРЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ» - 16 мин.

Ведущий:

- А сейчас мы предлагаем рубрику «Курение и здоровье». Ребята, давайте еще раз послушаем мнение нашего врача Владислава Константиновича.

Врач: ( 2 мин.)

- Так как курение приводит к возникновению заболеваний, не имеющих определенной симптоматики и ясной клинической картины, курильщики уверены, что специфической болезни, возникающей только от курения, не существует. Тем не менее, если курильщик и не страдает бронхитом, туберкулезом, раком легких, гипертонией и т.д., то все равно его организм изнашивается и стареет значительно быстрее, чем организм не курящего человека.

- Давайте обратимся к схеме и посмотрим, какой букет болезней может заработать курильщик.

(врач обращает внимание учащихся к схеме в виде цветка).

курить или не курить

Ведущий:

- Все, что Вы сейчас увидите и услышите, часто происходит в нашей жизни.

Сценка - миниатюра «Курильщик» - 4 мин. ( двое учителей и Андрюша - курильщик выходят с разных сторон класса)

Учитель 1:

Опять Андрюша с сигаретой? А ну, отдай цигарку эту!!! Ты, что не знаешь, что она до невозможности вредна?!

Учитель 2:

Последних пару сантиметров вреднее первых раза в три. Курить вообще предельно вредно - Ты на плакат наш посмотри !

(указывает на схему «Состав табачного дыма»)

Учитель 1:

От этой «милой» сигареты сосудов спазм, гастрит, колит, Вся слизистая рта разъета и развивается бронхит.

Андрюша:

Вы что стращаете меня, как ведьмы злые налетели…, Да я без этого огня и встать - то не могу с постели. Он мне думать помогает, мою активность повышает, В работе - это первый друг! …

Учитель 2:

А ну-ка, брось ее из рук! Да ты хоть сам то понимаешь, Что ерунду нам здесь вещаешь ?

Учитель 1:

Отдай, отдай ее, Андрюша, И нас немножечко послушай.

Андрюша:

К тому же фильтр защитит…

Учитель 2:

Ну как ребенок говорит ! Да фильтр на 25 % лишь поглощает никотин, К тому же с остальным букетом не сможешь справиться один.

Учитель 1:

Полоний, скандий и мышьяк, угарный газ и аммиак, Цианистая кислота, в ней бензопирен и СО2…

Андрюша:

Да что такое? Прекратите! Ах, разболелась голова. Вы, кажется, всерьез хотите совсем свести меня с ума?!

курить или не курить

Учитель 2:

Да мы добра тебе желаем, хотим помочь, а как - не знаем. Ты расскажи-ка лучше нам, как закурил впервые сам.

Андрюша:

Дело было вечером…, Делать было нечего. Я с ребятами сидел и на девушек глядел, Что смолили сигаретки, как заправские кокетки. Тут одна и говорит: «На, Андрюша, закури». Сигаретку предложила, зажигалочку включила. Тут - то бес меня попутал - я, конечно, закурил… Силы воли не хватило отказать чертовки милой… , Вот ведь в сети как попал…

Учитель 1:

Друг мой, ты бы лучше взял да и бросил бы курить, Чтоб здоровью не вредить.

Андрюша:

Я умом - то понимаю, что прескверно поступаю… Мне бы мужества набраться и с куреньем распрощаться! Может, брошу как - нибудь…

Учителя:

Ну, ступай! В счастливый путь!

Ведущий: ( 10 мин.)

- Наука стала заниматься изучением проблем, связанных с курением сравнительно недавно, наиболее интенсивно - в последнее десятилетие. Выяснилось:

  1. Нет таких систем органов в теле человека, которые не страдали от курения.

  2. Степень вреда зависит от возраста, в котором человек впервые приобщается к курению, а так же от количества выкуриваемых сигарет.

  3. Страдают чаще всего те, кто пристрастился к курению с малых лет.

- В заключении рубрики послушайте рассказ органов человека о себе, своем самочувствии. Что сказали бы наши органы, если бы умели говорить.

(По очереди выходят учащиеся с муляжами и изображают сердце, легкие и головной мозг (лучше привлечь детей с начальной школы)). После выступления каждого органа, другой ученик рассказывает о влиянии курения на данную систему.



СЕРДЦЕ

Мкурить или не куритьне так плохо, так устало, И нет уж больше сил стучать. Наверное, осталось мало… Могли бы только вы понять - Мне не хватает кислорода, Меня так душит никотин, А этот яд непобедим. Мои сосуды кровяные В дыму сгорают день за днем, И если вы нас не спасете, Мы только от куренья пропадем !!!



Уч - ся:

После каждой выкуренной сигареты происходит спазм кровеносных сосудов, который продолжается 25 - 30 мин. Поэтому у человека, курящего систематически, сосуды находятся в постоянно суженном состоянии. Это значит, что сердце у него все время работает с повышенной нагрузкой, быстрее изнашивается, скорее выходит из строя. Вот модель сердца человека(уч-ся обращает внимание на муляж сердца). Это артерии, которые называются коронарными. Они снабжают кровью само сердце. Сужение их особенно опасно, так как нарушается снабжение самой мышцы питательными веществами и кислородом, возникает омертвление сердечного участка - инфаркт. По статистике у людей, выкуривающих в месяц 38 пачек сигарет, поражена одна коронарная артерия, 45 пачек в месяц -2, 67 пачек в месяц - 3 артерии.







курить или не курить

ЛЕГКИЕ

Ой, мы бедные, сожженные совсем, Мы хотим спросить Вас люди: «А вы курите зачем?» Нас полоний отравляет, Никотин нам - страшный яд, Наши бронхи он сжигает, Кто же в этом виноват? По утрам ужасный кашель Раздирает горло в кровь. Кто же нам теперь поможет, Чтобы стать здоровым вновь! Чтоб вдыхать нам полной грудью Свежий, чистый кислород, Чтобы газом ядовитым, Не давать нам больше ход!!!

Уч - ся:

Органы дыхания первыми принимают на себя табачный штурм. Под влиянием табачных смол погибают реснички клеток, выстилающие стенки носовой полости, трахеи, бронхов, вследствие чего в легких накапливается слизь, появляется кашель и постоянно выделяется мокрота грязно - серого цвета. Легочные пузырьки теряют свою эластичность, резко ухудшается насыщение крови кислородом.

80 % курящих страдают легочными заболеваниями в той или иной форме. Примечательно, что у курящих подростков объем грудной клетки на 20 % меньше, чем у курящих.





курить или не куритьГОЛОВНОЙ МОЗГ

Иссушил меня проклятый злодей . Нету больше светлых идей, Он мои нейроны украл. И на пачку сигарет променял. Я теперь и за долгий срок, Не могу выучить данный урок, И внимание и памяти нет - И все от этих проклятых сигарет. Не искупить виной беду - строг приговор: За страсть к курению пустеет комната ума, Где был мир идей теперь там тьма.



Уч - ся:

Особенно страдает от курения нервная система подростков. Врачи установили, что курящие ученики более нервные, рассеяны, несообразительны и ленивы. Наибольшее число неуспевающих в тех классах, где курящие ученики.

Во - первых никотин и содержащие в табачном дыме ядовитые вещества нарушают общее состояние организма.

Во - вторых, угарный газ вызывает кислородное голодание нервной ткани, снижает интенсивность нервных импульсов.

В - третьих, изменяется поведение курящих: желание курить появляется часто во время урока, ученик отвлекается, мечтая лишь о том, как он на перемене сделает желанную затяжку табачным дымом. Курящие ученики не ходят во время перемен по коридору. Они проводят свой отдых в облаках табачного дыма.

Ясно, что кроме раздражительности, головной боли, быстрой утомляемости, такой отдых ни чего дать не может.

РУБРИКА

«СТАТИСТИКА.СТАТИСТИКА.СТАТИСТИКА» - 12 мин.

Ведущий: (ведущему помогают три помощника) - 2 мин.

- Послушаем, пожалуй, рубрику «Статистика. Статистика. Статистика» и познакомимся с некоторыми факторами.

Помощник 1:

- У не курящих ребят после преодоления стометровки пульс достигает обычно 120 - 130 ударов в минуту, у курящих - до 180 ударов и более!

Помощник 2:

- Никотин подстегивает сердце, заставляет его учащенно работать: сердце курильщиков сокращается в сутки лишних 20 - 25 тыс. раз!

Помощник 3:

Каждая сигарета сокращает жизнь человека в среднем на 12 минут!

Помощник 1:

- Во время преодоления перевала на Памире на высоте 5 тыс. метров с одним из альпинистов случился обморок. Он был единственным курильщиком в этой группе!

Помощник 2:

- Среди космонавтов нет курящих!

Помощник 3:

- У баскетболистов после одной выкуренной сигареты точность попадания в кольцо ухудшается на 12 %, после двух на 14,5 %!

Помощник 1:

- В Ницце (французский курортный город) проводилось «соревнование» среди отдыхающих - кто больше выкурит сразу сигарет. Победитель выкурил 52 сигареты - похоронен на местном кладбище, второй и третий призеры оказались в клинике, где врачи долго хлопотали над их здоровьем!

Учитель: ( 10 мин.)

- Ребята, а давайте мы с Вами узнаем, сколько примерно денег тратится на сигареты в одной семье, на одного человека. А для этого решите задачу.

(учащиеся получают задачи и листочки бумаги для решения).

Задача:

Определить, сколько своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 10 рублей, ежемесячная зарплата 5000 руб. (в месяце 30 дней)?

-Делаем соответствующие выводы.



  1. Подведение итогов урока - 1 мин.

Учитель:

- Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах. Всемирная Организация Здравоохранения выдвинула тезис (тезис записан на доске):

«Право не курящих на чистый воздух выше

права курящего на курение»

- Не пора ли и нам задуматься серьезно над вопросом «Курить или не курить?» и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому из нас.

- Надеюсь, вы поняли, что вредные привычки нужно изгонять, а здоровый образ жизни всем необходим.

(Ведущие читают стихотворение)

Глаза свои открой! Смотри и повторяй! Наркотики долой! И верность жизни соблюдай!

Глаза свои открой! Смотри и повторяй! Курение долой! И пить не начинай!

Глаза свои открой! Смотри и повторяй! Курить не начинай! Жизнь свою спасай!



  1. Домашнее задание - 1 мин.

Написать письмо - обращение к человеку с вредными привычками.

(домашние задания представлены в виде презентации № 1).































Используемая литература:



  1. С.С. Хортиева «Заболевания органов дыхания». (Волгоград, изд. «Учитель», 2001)



  1. Ю.В. Науменко «Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактике ВИЧ/ СПИДА у подростков в школе». (М.: изд. ООО «Глобус», 2008)



  1. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни». (Волгоград, изд. «Учитель», 2001)



  1. В.В.Балабанова «Открытые уроки по биологии 7 - 9 классы». (Волгоград, изд. «Учитель», 2001)



  1. Научно - методический журнал «Химия в школе». (М.: изд. «Центрхимпресс», 2002, № 7)





курить или не куритькурить или не курить



© 2010-2022