- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии для коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по биологии для коррекционной школы VIII вида
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щипцова Н.Б. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГБОУ «Плоскошская специальная школа - интернат»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________/_Суздалева И.Г./
Протокол № ___ от «____»
____________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР ГБОУ «Плоскошская специальная школа-интернат»
_____________/Щицова Н.Б./
«____»____________20___г.
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Плоскошская специальная школа-интернат»
_____________/Балакирев В.В./
Приказ № ___ о«____»
________________20___г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету БИОЛОГИЯ
6 - 9 классы
Учитель: Щипцова Наталья Борисовна
2015г.
1. Пояснительная записка.
Основанием для разработки рабочей программы являются следующие нормативные документы: Закон РФ «Об образовании», положение о рабочей программе педагога ГБОУ «Плоскошская специальная школа-интернат», программа по предмету составлена на основе авторской программы Сивоглазова В. И. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва « Владос» 2000г.
Изучение биологии в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе, научить бережно и ответственно относиться к природной среде, развивать физическую культуру, они учатся грамотному поддержанию своего здоровья и формированию у них здорового образа жизни. А также преподавание биологии в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости.
Цель: изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Задачи курса биологии.
Коррекционно-образовательные:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках биологии.
На изучение биологии отводится 2 часа в неделю в каждом классе, 68 часов в год.
На уроках биологии используются такие формы организационной работы как урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе, на пришкольном участке), выполнение практических работ.
Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем.
Из наглядных средств используются натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, чучела животных, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, раздаточный материал. Дополнительные пособия - карточки для проверки знаний, карточки-загадки сизображением объектов и явлений природы.
Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с натуральными наглядными пособиями, беседа, работа с учебником, с изобразительными наглядными пособиями, таблицами лабораторные и практические задания. Наблюдения - один из основных методов. В ходе изучения курса биологии учащиеся совершают экскурсии в природу.
2. Содержание курса.
Биология, как учебный предмет, включает разделы:
· « Неживая природа» 6 класс
· «Растения, грибы, бактерии» 7 класс
· « Животные» 8 класс
· « Человек» 9 класс
6 класс « Неживая природа» (68 ч.)
· Природа. (3часа)
· Вода (17 ч.).
· Воздух (15 ч.).
· Полезные ископаемые (21 ч.).
· Почва (12 ч.).
7 класс «Растения, грибы, бактерии» (68 ч.)
· Введение (4 ч.).
· Цветок (7 ч.).
· Семя растения (5 ч.).
· Корень (3ч)
· Лист (7ч)
· Стебель (3ч)
· Растение целостный организм (2ч)
·Многообразие бактерий и грибов (5ч)
· Растения (7ч)
· Однодольные и двудольные растения (18ч)
· практическая работа в саду и с комнатными растениями (7ч)
8 класс « Животные» (68ч.)
· Введение (2ч)
· Беспозвоночные животные черви (2 ч.).
· Беспозвоночные животные насекомые (8ч)
· Позвоночные животные. Рыбы (8ч.).
· Земноводные (3 ч.).
· Пресмыкающиеся (3 ч.).
· Птицы ( 12 ч.).
· Млекопитающие (17 ч.).
· Сельскохозяйственные животные (13 ч.).
9 класс « Человек» (68ч.)
· Общий обзор организма человека (4 ч.).
· Опорно - двигательная система (14 ч.).
· Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система. (9 ч.).
· Дыхательная система (5 ч.).
· Пищеварительная система (13 ч.).
· Мочевыделительная система (2ч.)
· Кожа (6ч)
· Нервная система (6 ч.).
· Органы чувств (7 ч.).
· Охрана здоровья (2 ч.).
3.Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания по неживой природе, сформировать представления о мире.
Учащиеся 1 уровня должны знать:
- отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
-признаки некоторых полезных ископаемых;
-некоторые свойства различных тел.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно обращаться с лабораторным оборудованием;
-проводить обработку почвы;
-ухаживать за комнатными растениями.
Учащиеся 2 уровня должны знать:
- отличительные признаки твердых тел, жидкости и газа;
-некоторые свойства различных тел.
Учащиеся должны уметь:
-проводить несложную обработку почвы.
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов, бактерий.
Учащиеся 1 уровня должны знать:
- названия некоторых грибов, растений (по систематическим группам);
-строение цветковых растений;
-биологические особенности, приемы возделывания основных сельскохозяйственных растений (местных);
-особенности ядовитых и съедобных грибов.
Учащиеся 1 уровня должны уметь:
- отличать цветковые растения от других групп растений;
-приводить примеры растений (по группам);
-различать органы цветковых растений;
различать однодольные и двудольные растения, а также по семействам;
-выращивать некоторые растения;
- различать местные растения.
Учащиеся 2 уровня должны знать:
- названия некоторых грибов, растений;
-строение цветковых растений;
-некоторые приемы возделывания местных сельскохозяйственных растений;
-разницу ядовитых и съедобных грибов.
Учащиеся 2 уровня должны уметь:
- отличать цветковые растения от других групп растений;
-приводить примеры растений;
-выращивать некоторые растения;
- различать грибы и растения.
В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира, получают сведения о внешнем и внутреннем строении организма животных и приспособленности их к условиям среды. Учащиеся 1 уровня должны знать:
- основные отличия животных от растений;
-общие признаки животных;
-названия некоторых представителей изученных групп животных, значение животных;
-особенности внешнего и внутреннего строения;
-места обитания, образ жизни и поведение изучаемых животных;
-основные требования ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
Учащиеся 1 уровня должны уметь:
- узнавать изученных животных;
-кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
- устанавливать взаимосвязь между животными и их средой обитания.
Учащиеся 2 уровня должны знать:
-общие признаки животных;
-места обитания, образ жизни и поведение знакомых им животных;
-названия некоторых представителей изученных групп животных (особенно местных), значение животных;
-основные требования ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
Учащиеся 2 уровня должны уметь:
- узнавать изученных животных;
-кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
-проводить несложный уход за домашними животными.
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма.
Учащиеся 1 уровня должны знать:
-названия, внешнее и внутреннее строение, значение и расположение основных органов человека;
-элементарное представление о функциях органов человека;
-вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков;
-основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся 1 уровня должны уметь:
- применять знания в повседневной жизни;
-соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Учащиеся 2 уровня должны знать:
-названия, значение и расположение основных органов человека;
-вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков;
-основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся 2 уровня должны уметь:
- применять знания в повседневной жизни;
-соблюдать санитарно-гигиенические требования.
При оценивании знаний учащихся используется помощь со стороны учителя. Для оценивания знаний учащихся 2 уровня требуется помощь в большем объеме.
4. Критерии оценивания знания учащихся.
Критерии оценивания знания учащихся 1 уровня.
Отметка «5»
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
-полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
-четко и правильно даны определения;
-ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»
-раскрыто основное содержание материала;
-в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения.
-ответ почти самостоятельный;
Отметка «3»
-усвоено основное содержание материала;
-определения понятий не четкие;
-допущены ошибки и неточности в изложении.
Критерии оценивания знания учащихся 2 уровня.
Отметка «5»
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
- раскрыто содержание материала в объеме программы ;
- четко и правильно даны определения с небольшой помощью учителя;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»
-раскрыто основное содержание материала с помощью дополнительных вопросов учителя;
-в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения.
-ответ почти самостоятельный;
Отметка «3»
-усвоено основное содержание материала;
-определения понятий не четкие;
-допущены ошибки и неточности в изложении.
5. Календарно - тематическое планирование
Биология 6 класс
«Неживая природа»
2 часа в неделю, 68 часов в год
№
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Общее знакомство с природой /3 часа/
1
Неживая и живая природа
1
2
Твердые тела, жидкости и газы
1
3
Для чего изучают природу
1
Вода /17 часов/
4
Вода в природе
1
5
Вода - жидкость
1
6
Температура воды и её измерение
1
7
Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении
1
8
Изменение уровня воды при замерзании
1
9
Лёд - твёрдое тело
1
10
Превращение воды в пар
1
11
Кипение воды
1
12
Три состояния воды в природе
1
13
Вода-растворитель
1
14
Водные растворы и их использование
1
15
Водные растворы в природе
1
16
Нерастворимые в воде вещества
1
17
Чистая и мутная вода
1
18
Питьевая вода
1
19
Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.
1
20
Обобщающий урок «Что мы узнали о воде»
1
Воздух /15 часов/
21
Воздух в природе
1
22
Воздух занимает место
1
23
Воздух сжимаем и упруг
1
24
Воздух- плохой проводник тепла
1
25
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении
1
26
Теплый воздух легче холодного
1
27
Движение воздуха в природе
1
28
Состав воздуха
1
29
Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека
1
30
Углекислый газ
1
31
Применение углекислого газа
1
32
Значение воздуха
1
33
Чистый и загрязненный воздух
1
34
Охрана воздуха
1
35
Обобщающий урок «Что мы узнали о воздухе»
1
Полезные ископаемые /21 час/
36
Что такое полезные ископаемые
1
37
Полезные ископаемые, используемые в строительстве
1
38
Гранит
1
39
Известняки
1
40
Песок и глина
1
41
Горючие полезные ископаемые
1
42
Торф
1
43
Каменный уголь
1
44
Нефть
1
45
Природный газ
1
46
Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения
1
47
Калийная соль
1
48
Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения
1
49
Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов
1
50
Железные руды
1
51
Чёрные металлы. Чугун
1
52
Сталь
1
53
Медная и алюминиевая руды
1
54
Алюминий
1
55
Медь и олово
1
56
Обобщающий урок «Что мы узнали о полезных ископаемых»
1
Почва /12 часов/
57
Что называют почвой
1
58
Состав почвы
1
59
Перегной- органическая часть почвы
1
60
Песок и глина- минеральная часть почвы
1
61
Минеральные соли в почве
1
62
Различие почв по их составу
1
63
Как проходит вода в разные почвы
1
64
Испарения воды из почвы
1
65
Весенняя (предпосевная) обработка почвы
1
66
Осенняя (основная) обработка почвы
1
67
Охрана почв
1
68
Обобщающий урок «Что мы узнали о почве»
1
БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС
«РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ И БАКТЕРИИ»
(2 часа в неделю, 68 часов)
№ урока
содержание
дата
Введение / 4 часа/
1
Многообразие живой природы
2
Значение растений и их охрана
3
Внешнее строение цветкового растения
4
Л.РАБОТА: «Органы цветкового растения»
Цветок /7 часов/
5
Цветки и соцветия
6
Л.РАБОТА: «Строение цветка»
7
Опыление и оплодотворение цветков
8
Разнообразие плодов и семян
9
Распространение семян
10
ЭКСКУРСИЯ: «Природа ранней осенью»
11
Обобщение и повторение по теме: «Цветение и плодоношение»
Семя растения /5 часов/
12
Л.РАБОТА: «Строение семени с двумя семядолями»
13
Л.РАБОТА: Строение семени с одной семядолей»
14
Условия, необходимые для прорастания семян
15
Всхожесть семян
16
ПР.РАБОТА: «Всхожесть семян»
Корень /3 часа/
17
Разнообразие и значение корней
18
Строение корня
19
Видоизменение корней
Лист /7 часов/
20
Внешнее строение листа
21
Листья простые и сложные
22
Значение листьев в жизни растения
23
Испарение воды листьями
24
Дыхание растений
25
Листопад и его значение
26
Обобщение по теме: «Лист»
Стебель /3 часа/
27
Строение и значение стебля
28
Передвижение в стебле воды с растворенными в ней веществами
29
Разнообразие и видоизменение побегов
Растение целостный организм /2 часа/
30
Взаимосвязь органов растений
31
Взаимосвязь растений с окружающей их средой
Многообразие бактерий и грибов /5 часов/
32
Бактерии, их разнообразие и размножение
33
Значение бактерий в природе
34
Грибы, их строение
35
Разнообразие грибов
36
Обобщение по теме «Грибы и бактерии»
Растения /7 часов/
37
Мхи
38
Торфяной мох сфагнум
39
Папоротники
40
Голосеменные растения
41
Сосна и ель - хвойные деревья
42
Покрытосеменные - это цветковые растения
43
Обобщение по теме: «Растения»
Однодольные и двудольные цветковые растения /18 часов/
44
Различия однодольных и двудольных растений
45
Однодольные растения. Семейство злаки
46
Зерновые хлебные злаки - пшеница, рожь, ячмень
47
зерновые злаки - овес, кукуруза
48
Однодольные растения. Семейство лилейные
49
Лук и чеснок - пищевые лилейные
50
Л.РАБОТА: «Строение луковицы»
51
Двудольные растения. Семейство пасленовые
52
Картофель - пищевое пасленовое растение
53
Л.РАБОТА: «Строение клубня картофеля»
54
Двудольные растения. Семейство бобовые
55
Кормовые бобовые растения
56
Двудольные растения. Семейство розоцветные
57
Биологические особенности растений сада - яблони, малины, земляники
58
Уход за растениями. Сбор урожая плодов и ягод
59
Двудольные растения. Семейство сложноцветные
60
Подсолнечник - важное пищевое сложноцветное растение
61
Обобщение и повторение по теме: «Однодольные и двудольные растения»
Практическая работа в саду и с комнатными растениями
/7 часов/
62
Перевалка и пересадка комнатных растении
63
Работа на пришкольном участке
64
Работа на пришкольном участке
65
Растение живой организм
66
ЭКСКУРСИЯ: «Растения весной»
67
Обобщение по теме «Растение - живой организм»
68
Итоговый урок
БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС
«ЖИВОТНЫЕ»
(2 часа в неделю, 68 часов)
№ урока
содержание
Кол-во часов
дата
Введение /2часа/
1
Многообразие животного мира.
1
2
Значение животных и их охрана
1
Беспозвоночные животные черви /2 часа/
3
Дождевой червь
1
4
Круглые черви- паразиты человека
1
Беспозвоночные животные насекомые /8часов/
5
Внешнее строение и образ жизни.
1
6
Бабочка - капустница
1
7
Яблоновая плодожорка.
1
8
Майский жук.
1
9
Комнатная муха.
1
10
Медоносная пчела.
1
11
Тутовый шелкопряд.
1
12
ЭКСКУРСИЯ в природу для наблюдения за насекомыми.
1
Позвоночные животные Рыбы /8 часов
13
Внешнее строение и скелет рыбы.
1
14
Внутреннее строение рыбы.
1
15
Размножение и развитие рыб.
1
16
Речные рыбы.
1
17
Морские рыбы.
1
18
Рыбный промысел, рыбоводство.
1
19
Рациональное использование и охрана рыб
1
20
Обобщение по теме: «Рыбы»
1
Земноводные /3часа/
21
Среда обитания и внешнее строение лягушки
1
22
Внутреннее строение земноводных.
1
23
Размножение и развитие лягушки
1
Пресмыкающиеся /3 часа
24
Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся
1
25
Внутреннее строение пресмыкающихся
1
26
Размножение и развитие пресмыкающихся
1
Птицы /12 часов/
27
Особенности внешнего строения птиц
1
28
Особенности скелета птицы.
1
29
Особенности внутреннего строения птицы.
1
30
Размножение и развитие птицы.
1
31
Птицы, кормящиеся в воздухе.
1
32
Птицы леса.
1
33
Хищные птицы.
1
34
Птицы пресных водоемов и болот.
1
35
Птицы, обитающие вблизи жилья человека.
1
36
Домашние куры.
1
37
Домашние утки и гуси. Развитие птицеводства
1
38
Обобщение по теме «Птицы».
1
Млекопитающие или звери /17 часов/
39
Внешнее строение млекопитающих
1
40
Особенности скелета и нервной системы млекопитающих
1
41
Внутреннее строение.
1
42
Грызуны.
1
43
Значение грызунов в природе и жизни человека.
1
44
Зайцеобразные.
1
45
Разведение домашних кроликов.
1
46
Хищные звери.
1
47
Дикие пушные звери.
1
48
Разведение норки на зверофермах.
1
49
Домашние хищные звери
1
50
Ластоногие.
1
51
Китообразные.
1
52
Парнокопытные.
1
53
Непарнокопытные.
1
54
Приматы.
1
55
Обобщение по теме: «Млекопитающие»
1
Сельскохозяйственные млекопитающие /13часов/ (11)
56
Корова.
1
57
Содержание коров на фермах.
1
58
Выращивание телят.
1
59
Овцы. Породы овец.
1
60
Содержание и выращивание ягнят.
1
61
Верблюды.
1
62
Северные олени.
1
63
Домашние свиньи. Содержание свиней на фермах.
1
64
Выращивание поросят.
1
65
Домашние лошади.
1
66
Содержание лошадей и выращивание жеребят.
1
67
Животноводческая ферма (виртуальная экскурсия)
1
68
Заключительный урок по курсу «Биология, животные»
1
БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС
«ЧЕЛОВЕК»
2 часа в неделю 66 часов
Тема урока
Кол-во часов
дата
1
Введение
1
2
Место человека среди млекопитающих
1
Общий обзор организма человека 2 часа
3
Строение клеток и тканей организма
1
4
Органы и системы органов человека
1
Опорно - двигательная система 14 часов
5
Скелет человека. Его значение. Основные части скелета
1
6
Состав и строение костей
1
7
Соединение костей
1
8
Череп
1
9
Скелет туловища
1
10
Скелет верхних конечностей
1
11
Скелет нижних конечностей
1
12
Первая помощь при растяжении связок, переломах костей. Вывихах суставов
1
13
Значение и строение мышц
1
14
Основные группы мышц человека
1
15
Работа мышц. Физическое утомление
1
16
Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие
1
17
Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в ее формировании
1
18
Повторение по теме: «Опорно-двигательная система»
1
Кровь и кровообращение. Сердечно -сосудистая система 9 часов
19
Значение крови и кровообращения
1
20
Состав крови
1
21
Органы кровообращения. Сосуды
1
22
Органы кровообращения. Сердце и его работа
1
23
Л/р «Подсчет частоты пульса»
1
24
Большой и малый круги кровообращения
1
25
Сердечно -сосудистые заболевания и их предупреждение
1
26
Первая помощь при кровотечениях
1
27
Повторение по теме: Сердечно -сосудистая система»
1
Дыхательная система 5 часов
28
Дыхание, значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции
1
29
Газообмен в легких и тканях
1
30
Гигиена дыхания
1
31
Болезни органов дыхания и их предупреждения
1
32
Повторение по теме: «Дыхательная система»
1
Пищеварительная система 13 часов
33
Значение питания. Пищевые продукты
1
34
Питательные вещества
1
35
Витамины
1
36
Органы пищеварения
1
37
Ротовая полость. Зубы
1
38
Изменение пищи в желудке
1
39
Изменение пищи в кишечнике. Печень
1
40
Гигиена питания
1
41
Уход за зубами и ротовой полостью
1
42
Предупреждение желудочно -кишечных заболеваний
1
43
Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений
1
44
Пищевые отравления
1
45
Повторение по теме: «Пищеварительная система»
1
Мочевыделительная система 2 часа
46
Почки-органы выделения
1
47
Предупреждение почечных заболеваний
1
Кожа 6 часов
48
Кожа и ее роль в жизни человека
1
49
Уход за кожей
1
50
Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями
1
51
Закаливание организма
1
52
Первая помощь при тепловых и солнечных ударах
1
53
Первая помощь при ожогах и обморожениях
1
Нервная система 6 часов
54
Головной и спинной мозг
1
55
Нервы
1
56
Значение нервной системы
1
57
Режим дня, гигиена труда
1
58
Сон и его значение
1
59
Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему
1
Органы чувств 7часов
60
Органы зрения
1
61
Гигиена зрения
1
62
Органы слуха
1
63
Гигиена слуха
1
64
Органы обоняния
1
65
Органы вкуса
1
66
Повторение по теме: «Органы чувств»
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
1
6.Информационно - методический комплекс
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 6-9 классов. Сборник 1. Издательство М., Владос, 2000 г.
2.Никишов А.И, Биология. Неживая природа. 6 класс.- М., издательство Просвещение ,2011 г.
3. Никишов А.И Рабочая тетрадь по биологии 6 класс издательство Просвещение 2011г.
4. Королева Н.В., Макаревич Е.В., Биология. Растения, грибы, бактерии 7 класс.- М., издательство Владос,2005 г.
5. Никишов А.И., Теремов А. В., Биология. Животные, 8 класс.- М., издательство Просвещение, 2011 г.
6.Никишов А.И. Рабочая тетрадь биология животные 8 класс. М., издательство Просвещение, 2007 г.
7. Соломина Е.Н. Шевырева Т.В. Биология 9 класс. Человек Издательство. Просвещение 2011 г
8. Соломина Е.Н. Шевырева Т.В. Рабочая тетрадь по биологии 9 класс. Человек Издательство. Просвещение 2011 г