Рабочая программа по биологии для коррекционной школы VIII вида

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ «Плоскошская специальная школа - интернат»





«Рассмотрено»

Руководитель МО

________/_Суздалева И.Г./

Протокол № ___ от «____»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ГБОУ «Плоскошская специальная школа-интернат»

_____________/Щицова Н.Б./

«____»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «Плоскошская специальная школа-интернат»

_____________/Балакирев В.В./

Приказ № ___ о«____»

________________20___г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету БИОЛОГИЯ

6 - 9 классы



















Учитель: Щипцова Наталья Борисовна

2015г.

1. Пояснительная записка.

Основанием для разработки рабочей программы являются следующие нормативные документы: Закон РФ «Об образовании», положение о рабочей программе педагога ГБОУ «Плоскошская специальная школа-интернат», программа по предмету составлена на основе авторской программы Сивоглазова В. И. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва « Владос» 2000г.
Изучение биологии в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе, научить бережно и ответственно относиться к природной среде, развивать физическую культуру, они учатся грамотному поддержанию своего здоровья и формированию у них здорового образа жизни. А также преподавание биологии в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости.
Цель: изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Задачи курса биологии.
Коррекционно-образовательные:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности




2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках биологии.
На изучение биологии отводится 2 часа в неделю в каждом классе, 68 часов в год.
На уроках биологии используются такие формы организационной работы как урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе, на пришкольном участке), выполнение практических работ.
Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем.
Из наглядных средств используются натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, чучела животных, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, раздаточный материал. Дополнительные пособия - карточки для проверки знаний, карточки-загадки сизображением объектов и явлений природы.

Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с натуральными наглядными пособиями, беседа, работа с учебником, с изобразительными наглядными пособиями, таблицами лабораторные и практические задания. Наблюдения - один из основных методов. В ходе изучения курса биологии учащиеся совершают экскурсии в природу.

2. Содержание курса.

Биология, как учебный предмет, включает разделы:
· « Неживая природа» 6 класс
· «Растения, грибы, бактерии» 7 класс
· « Животные» 8 класс
· « Человек» 9 класс
6 класс « Неживая природа» (68 ч.)
· Природа. (3часа)
· Вода (17 ч.).
· Воздух (15 ч.).
· Полезные ископаемые (21 ч.).
· Почва (12 ч.).
7 класс «Растения, грибы, бактерии» (68 ч.)
· Введение (4 ч.).
· Цветок (7 ч.).
· Семя растения (5 ч.).

· Корень (3ч)

· Лист (7ч)

· Стебель (3ч)

· Растение целостный организм (2ч)

·Многообразие бактерий и грибов (5ч)

· Растения (7ч)

· Однодольные и двудольные растения (18ч)

· практическая работа в саду и с комнатными растениями (7ч)

8 класс « Животные» (68ч.)

· Введение (2ч)
· Беспозвоночные животные черви (2 ч.).

· Беспозвоночные животные насекомые (8ч)
· Позвоночные животные. Рыбы (8ч.).

· Земноводные (3 ч.).

· Пресмыкающиеся (3 ч.).

· Птицы ( 12 ч.).

· Млекопитающие (17 ч.).
· Сельскохозяйственные животные (13 ч.).
9 класс « Человек» (68ч.)
· Общий обзор организма человека (4 ч.).
· Опорно - двигательная система (14 ч.).
· Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система. (9 ч.).
· Дыхательная система (5 ч.).
· Пищеварительная система (13 ч.).
· Мочевыделительная система (2ч.)

· Кожа (6ч)
· Нервная система (6 ч.).
· Органы чувств (7 ч.).
· Охрана здоровья (2 ч.).


3.Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания по неживой природе, сформировать представления о мире.
Учащиеся 1 уровня должны знать:
- отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
-признаки некоторых полезных ископаемых;
-некоторые свойства различных тел.

Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно обращаться с лабораторным оборудованием;

-проводить обработку почвы;
-ухаживать за комнатными растениями.
Учащиеся 2 уровня должны знать:
- отличительные признаки твердых тел, жидкости и газа;
-некоторые свойства различных тел.
Учащиеся должны уметь:
-проводить несложную обработку почвы.
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов, бактерий.
Учащиеся 1 уровня должны знать:
- названия некоторых грибов, растений (по систематическим группам);
-строение цветковых растений;
-биологические особенности, приемы возделывания основных сельскохозяйственных растений (местных);
-особенности ядовитых и съедобных грибов.
Учащиеся 1 уровня должны уметь:
- отличать цветковые растения от других групп растений;
-приводить примеры растений (по группам);
-различать органы цветковых растений;
различать однодольные и двудольные растения, а также по семействам;
-выращивать некоторые растения;
- различать местные растения.
Учащиеся 2 уровня должны знать:
- названия некоторых грибов, растений;
-строение цветковых растений;
-некоторые приемы возделывания местных сельскохозяйственных растений;
-разницу ядовитых и съедобных грибов.
Учащиеся 2 уровня должны уметь:
- отличать цветковые растения от других групп растений;
-приводить примеры растений;
-выращивать некоторые растения;
- различать грибы и растения.
В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира, получают сведения о внешнем и внутреннем строении организма животных и приспособленности их к условиям среды. Учащиеся 1 уровня должны знать:
- основные отличия животных от растений;
-общие признаки животных;
-названия некоторых представителей изученных групп животных, значение животных;
-особенности внешнего и внутреннего строения;
-места обитания, образ жизни и поведение изучаемых животных;
-основные требования ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
Учащиеся 1 уровня должны уметь:
- узнавать изученных животных;
-кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
- устанавливать взаимосвязь между животными и их средой обитания.
Учащиеся 2 уровня должны знать:
-общие признаки животных;
-места обитания, образ жизни и поведение знакомых им животных;
-названия некоторых представителей изученных групп животных (особенно местных), значение животных;
-основные требования ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
Учащиеся 2 уровня должны уметь:
- узнавать изученных животных;
-кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
-проводить несложный уход за домашними животными.
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма.
Учащиеся 1 уровня должны знать:
-названия, внешнее и внутреннее строение, значение и расположение основных органов человека;
-элементарное представление о функциях органов человека;
-вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков;
-основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся 1 уровня должны уметь:
- применять знания в повседневной жизни;
-соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Учащиеся 2 уровня должны знать:
-названия, значение и расположение основных органов человека;
-вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков;
-основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся 2 уровня должны уметь:

- применять знания в повседневной жизни;
-соблюдать санитарно-гигиенические требования.
При оценивании знаний учащихся используется помощь со стороны учителя. Для оценивания знаний учащихся 2 уровня требуется помощь в большем объеме.
4. Критерии оценивания знания учащихся.

Критерии оценивания знания учащихся 1 уровня.

Отметка «5»
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
-полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
-четко и правильно даны определения;
-ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»
-раскрыто основное содержание материала;
-в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения.
-ответ почти самостоятельный;
Отметка «3»
-усвоено основное содержание материала;
-определения понятий не четкие;
-допущены ошибки и неточности в изложении.
Критерии оценивания знания учащихся 2 уровня.
Отметка «5»
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
- раскрыто содержание материала в объеме программы ;
- четко и правильно даны определения с небольшой помощью учителя;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»
-раскрыто основное содержание материала с помощью дополнительных вопросов учителя;
-в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения.
-ответ почти самостоятельный;
Отметка «3»
-усвоено основное содержание материала;
-определения понятий не четкие;
-допущены ошибки и неточности в изложении.

















5. Календарно - тематическое планирование

Биология 6 класс

«Неживая природа»

2 часа в неделю, 68 часов в год

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Общее знакомство с природой /3 часа/

1

Неживая и живая природа

1


2

Твердые тела, жидкости и газы

1


3

Для чего изучают природу

1


Вода /17 часов/

4

Вода в природе

1


5

Вода - жидкость

1


6

Температура воды и её измерение

1


7

Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении

1


8

Изменение уровня воды при замерзании

1


9

Лёд - твёрдое тело

1


10

Превращение воды в пар

1


11

Кипение воды

1


12

Три состояния воды в природе

1


13

Вода-растворитель

1


14

Водные растворы и их использование

1


15

Водные растворы в природе

1


16

Нерастворимые в воде вещества

1


17

Чистая и мутная вода

1


18

Питьевая вода

1


19

Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.

1


20

Обобщающий урок «Что мы узнали о воде»

1


Воздух /15 часов/

21

Воздух в природе

1


22

Воздух занимает место

1


23

Воздух сжимаем и упруг

1


24

Воздух- плохой проводник тепла

1


25

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении

1


26

Теплый воздух легче холодного

1


27

Движение воздуха в природе

1


28

Состав воздуха

1


29

Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека

1


30

Углекислый газ

1


31

Применение углекислого газа

1


32

Значение воздуха

1


33

Чистый и загрязненный воздух

1


34

Охрана воздуха

1


35

Обобщающий урок «Что мы узнали о воздухе»

1


Полезные ископаемые /21 час/

36

Что такое полезные ископаемые

1


37

Полезные ископаемые, используемые в строительстве

1


38

Гранит

1


39

Известняки

1


40

Песок и глина

1


41

Горючие полезные ископаемые

1


42

Торф

1


43

Каменный уголь

1


44

Нефть

1


45

Природный газ

1


46

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения

1


47

Калийная соль

1


48

Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения

1


49

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов

1


50

Железные руды

1


51

Чёрные металлы. Чугун

1


52

Сталь

1


53

Медная и алюминиевая руды

1


54

Алюминий

1


55

Медь и олово

1


56

Обобщающий урок «Что мы узнали о полезных ископаемых»

1


Почва /12 часов/

57

Что называют почвой

1


58

Состав почвы

1


59

Перегной- органическая часть почвы

1


60

Песок и глина- минеральная часть почвы

1


61

Минеральные соли в почве

1


62

Различие почв по их составу

1


63

Как проходит вода в разные почвы

1


64

Испарения воды из почвы

1


65

Весенняя (предпосевная) обработка почвы

1


66

Осенняя (основная) обработка почвы

1


67

Охрана почв

1


68

Обобщающий урок «Что мы узнали о почве»

1



БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС

«РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ И БАКТЕРИИ»


(2 часа в неделю, 68 часов)



№ урока

содержание

дата


Введение / 4 часа/


1

Многообразие живой природы


2

Значение растений и их охрана


3

Внешнее строение цветкового растения


4

Л.РАБОТА: «Органы цветкового растения»



Цветок /7 часов/


5

Цветки и соцветия


6

Л.РАБОТА: «Строение цветка»


7

Опыление и оплодотворение цветков


8

Разнообразие плодов и семян


9

Распространение семян


10

ЭКСКУРСИЯ: «Природа ранней осенью»


11

Обобщение и повторение по теме: «Цветение и плодоношение»



Семя растения /5 часов/


12

Л.РАБОТА: «Строение семени с двумя семядолями»


13

Л.РАБОТА: Строение семени с одной семядолей»


14

Условия, необходимые для прорастания семян


15

Всхожесть семян


16

ПР.РАБОТА: «Всхожесть семян»



Корень /3 часа/


17

Разнообразие и значение корней


18

Строение корня


19

Видоизменение корней



Лист /7 часов/


20

Внешнее строение листа


21

Листья простые и сложные


22

Значение листьев в жизни растения


23

Испарение воды листьями


24

Дыхание растений


25

Листопад и его значение


26

Обобщение по теме: «Лист»



Стебель /3 часа/


27

Строение и значение стебля


28

Передвижение в стебле воды с растворенными в ней веществами


29

Разнообразие и видоизменение побегов



Растение целостный организм /2 часа/


30

Взаимосвязь органов растений


31

Взаимосвязь растений с окружающей их средой



Многообразие бактерий и грибов /5 часов/


32

Бактерии, их разнообразие и размножение


33

Значение бактерий в природе


34

Грибы, их строение


35

Разнообразие грибов


36

Обобщение по теме «Грибы и бактерии»



Растения /7 часов/


37

Мхи


38

Торфяной мох сфагнум


39

Папоротники


40

Голосеменные растения


41

Сосна и ель - хвойные деревья


42

Покрытосеменные - это цветковые растения


43

Обобщение по теме: «Растения»



Однодольные и двудольные цветковые растения /18 часов/


44

Различия однодольных и двудольных растений


45

Однодольные растения. Семейство злаки


46

Зерновые хлебные злаки - пшеница, рожь, ячмень


47

зерновые злаки - овес, кукуруза


48

Однодольные растения. Семейство лилейные


49

Лук и чеснок - пищевые лилейные


50

Л.РАБОТА: «Строение луковицы»


51

Двудольные растения. Семейство пасленовые


52

Картофель - пищевое пасленовое растение


53

Л.РАБОТА: «Строение клубня картофеля»


54

Двудольные растения. Семейство бобовые


55

Кормовые бобовые растения


56

Двудольные растения. Семейство розоцветные


57

Биологические особенности растений сада - яблони, малины, земляники


58

Уход за растениями. Сбор урожая плодов и ягод


59

Двудольные растения. Семейство сложноцветные


60

Подсолнечник - важное пищевое сложноцветное растение


61

Обобщение и повторение по теме: «Однодольные и двудольные растения»



Практическая работа в саду и с комнатными растениями

/7 часов/


62

Перевалка и пересадка комнатных растении


63

Работа на пришкольном участке


64

Работа на пришкольном участке


65

Растение живой организм


66

ЭКСКУРСИЯ: «Растения весной»


67

Обобщение по теме «Растение - живой организм»


68

Итоговый урок







БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС

«ЖИВОТНЫЕ»

(2 часа в неделю, 68 часов)

№ урока

содержание

Кол-во часов

дата

Введение /2часа/

1

Многообразие животного мира.

1

2

Значение животных и их охрана

1

Беспозвоночные животные черви /2 часа/

3

Дождевой червь

1

4

Круглые черви- паразиты человека

1

Беспозвоночные животные насекомые /8часов/

5

Внешнее строение и образ жизни.

1

6

Бабочка - капустница

1

7

Яблоновая плодожорка.

1

8

Майский жук.

1

9

Комнатная муха.

1

10

Медоносная пчела.

1

11

Тутовый шелкопряд.

1

12

ЭКСКУРСИЯ в природу для наблюдения за насекомыми.

1

Позвоночные животные Рыбы /8 часов

13

Внешнее строение и скелет рыбы.

1

14

Внутреннее строение рыбы.

1

15

Размножение и развитие рыб.

1

16

Речные рыбы.

1

17

Морские рыбы.

1

18

Рыбный промысел, рыбоводство.

1

19

Рациональное использование и охрана рыб

1

20

Обобщение по теме: «Рыбы»

1

Земноводные /3часа/

21

Среда обитания и внешнее строение лягушки

1

22

Внутреннее строение земноводных.

1

23

Размножение и развитие лягушки

1

Пресмыкающиеся /3 часа

24

Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся

1

25

Внутреннее строение пресмыкающихся

1

26

Размножение и развитие пресмыкающихся

1

Птицы /12 часов/

27

Особенности внешнего строения птиц

1

28

Особенности скелета птицы.

1

29

Особенности внутреннего строения птицы.

1

30

Размножение и развитие птицы.

1

31

Птицы, кормящиеся в воздухе.

1

32

Птицы леса.

1

33

Хищные птицы.

1

34

Птицы пресных водоемов и болот.

1

35

Птицы, обитающие вблизи жилья человека.

1

36

Домашние куры.

1

37

Домашние утки и гуси. Развитие птицеводства

1

38

Обобщение по теме «Птицы».

1

Млекопитающие или звери /17 часов/

39

Внешнее строение млекопитающих

1

40

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих

1

41

Внутреннее строение.

1

42

Грызуны.

1

43

Значение грызунов в природе и жизни человека.

1

44

Зайцеобразные.

1

45

Разведение домашних кроликов.

1

46

Хищные звери.

1

47

Дикие пушные звери.

1

48

Разведение норки на зверофермах.

1

49

Домашние хищные звери

1

50

Ластоногие.

1

51

Китообразные.

1

52

Парнокопытные.

1

53

Непарнокопытные.

1

54

Приматы.

1

55

Обобщение по теме: «Млекопитающие»

1

Сельскохозяйственные млекопитающие /13часов/ (11)

56

Корова.

1

57

Содержание коров на фермах.

1

58

Выращивание телят.

1

59

Овцы. Породы овец.

1

60

Содержание и выращивание ягнят.

1

61

Верблюды.

1

62

Северные олени.

1

63

Домашние свиньи. Содержание свиней на фермах.

1

64

Выращивание поросят.

1

65

Домашние лошади.

1

66

Содержание лошадей и выращивание жеребят.

1

67

Животноводческая ферма (виртуальная экскурсия)

1

68

Заключительный урок по курсу «Биология, животные»

1

БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС

«ЧЕЛОВЕК»

2 часа в неделю 66 часов


Тема урока

Кол-во часов

дата

1

Введение

1


2

Место человека среди млекопитающих

1


Общий обзор организма человека 2 часа



3

Строение клеток и тканей организма

1


4

Органы и системы органов человека

1


Опорно - двигательная система 14 часов



5

Скелет человека. Его значение. Основные части скелета

1


6

Состав и строение костей

1


7

Соединение костей

1


8

Череп

1


9

Скелет туловища

1


10

Скелет верхних конечностей

1


11

Скелет нижних конечностей

1


12

Первая помощь при растяжении связок, переломах костей. Вывихах суставов

1


13

Значение и строение мышц

1


14

Основные группы мышц человека

1


15

Работа мышц. Физическое утомление

1


16

Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие

1


17

Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в ее формировании

1


18

Повторение по теме: «Опорно-двигательная система»

1


Кровь и кровообращение. Сердечно -сосудистая система 9 часов



19

Значение крови и кровообращения

1


20

Состав крови

1


21

Органы кровообращения. Сосуды

1


22

Органы кровообращения. Сердце и его работа

1


23

Л/р «Подсчет частоты пульса»

1


24

Большой и малый круги кровообращения

1


25

Сердечно -сосудистые заболевания и их предупреждение

1


26

Первая помощь при кровотечениях

1


27

Повторение по теме: Сердечно -сосудистая система»

1


Дыхательная система 5 часов



28

Дыхание, значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции

1


29

Газообмен в легких и тканях

1


30

Гигиена дыхания

1


31

Болезни органов дыхания и их предупреждения

1


32

Повторение по теме: «Дыхательная система»

1


Пищеварительная система 13 часов



33

Значение питания. Пищевые продукты

1


34

Питательные вещества

1


35

Витамины

1


36

Органы пищеварения

1


37

Ротовая полость. Зубы

1


38

Изменение пищи в желудке

1


39

Изменение пищи в кишечнике. Печень

1


40

Гигиена питания

1


41

Уход за зубами и ротовой полостью

1


42

Предупреждение желудочно -кишечных заболеваний

1


43

Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений

1


44

Пищевые отравления

1


45

Повторение по теме: «Пищеварительная система»

1


Мочевыделительная система 2 часа



46

Почки-органы выделения

1


47

Предупреждение почечных заболеваний

1


Кожа 6 часов



48

Кожа и ее роль в жизни человека

1


49

Уход за кожей

1


50

Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями

1


51

Закаливание организма

1


52

Первая помощь при тепловых и солнечных ударах

1


53

Первая помощь при ожогах и обморожениях

1


Нервная система 6 часов



54

Головной и спинной мозг

1


55

Нервы

1


56

Значение нервной системы

1


57

Режим дня, гигиена труда

1


58

Сон и его значение

1


59

Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему

1


Органы чувств 7часов



60

Органы зрения

1


61

Гигиена зрения

1


62

Органы слуха

1


63

Гигиена слуха

1


64

Органы обоняния

1


65

Органы вкуса

1


66

Повторение по теме: «Органы чувств»

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

1


6.Информационно - методический комплекс
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 6-9 классов. Сборник 1. Издательство М., Владос, 2000 г.

2.Никишов А.И, Биология. Неживая природа. 6 класс.- М., издательство Просвещение ,2011 г.

3. Никишов А.И Рабочая тетрадь по биологии 6 класс издательство Просвещение 2011г.
4. Королева Н.В., Макаревич Е.В., Биология. Растения, грибы, бактерии 7 класс.- М., издательство Владос,2005 г.
5. Никишов А.И., Теремов А. В., Биология. Животные, 8 класс.- М., издательство Просвещение, 2011 г.

6.Никишов А.И. Рабочая тетрадь биология животные 8 класс. М., издательство Просвещение, 2007 г.

7. Соломина Е.Н. Шевырева Т.В. Биология 9 класс. Человек Издательство. Просвещение 2011 г

8. Соломина Е.Н. Шевырева Т.В. Рабочая тетрадь по биологии 9 класс. Человек Издательство. Просвещение 2011 г







© 2010-2022