Конспект урока по теме Глобальные экологические проблемы

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Методические рекомендации к уроку по биологии в соответствии с требованиями ФГОС»

Учителя биологии МАОУ СОШ №6 г. Сысерти Свердловской области

Долженко Нафисы Хужиновны


Тема урока: « Основные экологические проблемы современности, пути их решения»

Место урока в системе уроков - 3-ий урок в теме « Биосфера, ее структура и функции»

Учебник: Андреева Н.Д. « Общая биология 10-11 класс» М. Мнемозина. 2010г.

Актуальность.

Экологические проблемы современности выходят на первое место, от них зависит само существование человечества .

Цель: Сформировать представление об основных экологических проблемах современности, путях их решения, изучить основные виды экологических загрязнений.

Планируемые результаты:

Предметные: Усвоение понятий «демпферность», «эвтрификация»,«загрязнители», освоение умение классифицировать виды загрязнений. Знание основных экологических проблем современности, путей их решения

Метапредметные: Управление своей деятельностью на уроке, совместные с учителем и одноклассниками действия учащихся, навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя.

Развивать навыки работы с различными источниками информации, умения их преобразовывать информацию из одной формы в другую, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Личностные: Формировать устойчивый познавательный интерес, личностную значимость проблемы.

Условия: классный кабинет

Оборудование: Медиаресурсы, раздаточный материал(папки с различной информацией), альбомные листы (30х20), фломастеры, оценочные листы, 3-х литровая банка с водой, стакан, столовая ложка, пипетка.

Требования к учителю: Информационная культура . Знание основных терминов, проблем, путей их решения. Знание и владение ключевыми компетенциями, различными методами, приемами, технологиями : проблемно- диалогической, работы в группе, метод кластера, ИКТ. Соответствующий внешний вид, хорошее настроение.

Риски: Большой объем материала, использование различной доп. литературы.

Класс состоит из учеников с разной степенью подготовленности, дифференцирован по уровню восприятия большого объема материала, по умению преобразовывать информацию разной формы, по способностям.

Оборудование старое , может подвести, иногда свет отключают в дневное время.

Меры по избеганию рисков: Подготовка дополнительной литературы, рисунков, схем, таблиц, вырезок из газет, статистического материала.

Литература:

1 Учебник: Андреева Н.Д. « Общая биология 10-11 класс» М. Мнемозина. 2010г.

2. Список Интернет-ресурсов по предмету.


  • spheres.ru/


  • mediaterra.ru/project/biology

  • school-collection.edu.ru


  • Российский общеобразовательный портал. school.edu.ru/default.asp

drofa.ru/cat/cat17.htm


  • bio.1september.ru/urok


  • ecosystema.ru/


  • wiki.ipp.ru/indexphp/

Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: Биология. Дата проведения: май 2012 Класс: 11

Тема: Основные экологические проблемы современности, пути их решения.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Комбинированный урок.

Цель: Сформировать представление об основных экологических проблемах современности, путях их решения, изучить основные виды экологических загрязнений.

Задачи:

Образовательные:

  1. Выявить основные виды экологических загрязнений, экологические проблемы и пути их решения

  2. Организовать деятельность учащихся по составлению кластеров.

  3. Познакомить с терминами : « демпферность» , эвтрофикация» , « экологическое равновесие», « загрязнители»

Развивающие:

  1. Развивать навыки работы с различными источниками информации. Выделять сходство и различие в источниках загрязнения разных природных сред.

  2. Развивать практические умения и навыки при выполнении кластеров;

  3. Анализировать информацию, полученную из таблиц папки .

Воспитательные:

1.Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению.

2.Продолжать воспитание экологической культуры и мышления, чувства ответственности за свое поведение в природе..

3.Продолжать воспитание толерантного поведения при работе в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: Усвоение понятий «демпферность», «эвтрификация»,«загрязнители», освоение умение классифицировать виды загрязнений. Знание основных экологических проблем современности, путей их решения

Метапредметные: Управление своей деятельностью на уроке, совместные с учителем и одноклассниками действия учащихся, навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя.

Развивать навыки работы с различными источниками информации, умения их преобразовывать информацию из одной формы в другую, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Личностные: Формировать устойчивый познавательный интерес, личностную значимость проблемы.

Оборудование: Медиаресурсы, раздаточный материал(папки с различной информацией), альбомные листы (30х20), фломастеры, оценочные листы, 3-х литровая банка с водой, стакан, столовая ложка, пипетка.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

  1. Организа-

ционный

Проверка подготовленности к учебному занятию

Приветствие обучающихся, настрой на занятие. Разбивает класс на группы, выбирает экспертов. Раздает раздаточный дидакт-й материал, инструктирует учащихся

Приветствие учителя, настраиваются на изучение биологии. Эксперт записывает Ф.И. членов группы

Включение в ритм работы, готовность к уроку.

2. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности.

Подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач, смотивировать на изучение новой темы.

Задает вопрос классу: «У человечества было 40 тысяч лет для разбега и осталось 40 лет для торможения над пропастью.». О какой пропасти идет речь?

Прочтите статью « Черная хроника» из папки

Какая из катастроф больше вас потрясла?



Учитель предлагает сформулировать тему урока и поставить задачи, отслеживает ответы, корректирует их.

Предлагают ответы.

Предлагают ответы.

Предлагают варианты, записывают тему урока, ставят задачи:


Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, с тем, что еще не изучено; планирование своей деятельности.

Оценка и выделение проблемы

Познавательные: выдвижение предположения, Коммуникативные: обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

Личностные: проявляет устойчивый интерес к поиску решения проблемы.

3. Актуализация знаний.

Дать определение понятию «Экологическое равновесие»,.

Задание всем группам: Воспользуйтесь материалом папки « Экологический балансир» и ответьте, что значит «Экологическое равновесие», сформулируйте определение. Благополучие и равновесие нижних этажей - условие равновесия верхних. Что произошло с появлением человека?


Просматривают справочные материалы, текст учебника, выводят определение как состояние устойчивого взаимодействия между элементами живой и неживой среды. Представитель от группы выступает с ответом. Записывают определение в тетради

(С появлением и деятельностью человека связано нарушение экологического равновесия в природе.

Человек стремится взять от природы больше, чем природа может дать человеку)


Познавательные: выдвижение гипотез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, самостоятельный поиск информации

Коммуникативные: умение выступать с речью, аргументировать свое высказывание.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Дать определение понятия «Загрязнители» .

Предлагает учащимся записать в тетрадях определение. , составить кластер «Виды загрязнителей», используя учебник и таблицу из папки. При возникновении затруднений контролирует процесс.

Записывают определение.Составляют кластер на листах, обсуждают результаты в группе, работают с учебником, справочными таблицами. Выступают с результатом работы. Составляют общий кластер в тетради и на доске - каждая группа свою часть

Познавательные: преобразование табличной и текстовой информации в кластер

5. Осмысление.

Выделить основные экологические проблемы человечества. Пути их решения.


Дополнение

Проблема дефицита воды

Какие экологические проблемы вы можете выделить на современном этапе развития человечества? ( Работа по параграфам 66,67)

Дает задание группам:

1 группа.- выделить основные экологические проблемы атмосферы

2 группа - проблемы гидросферы

3 группа- проблемы загрязнения почв

4 группа -пути решения проблем. Составить кластер.

Если взять всю воду планеты за 3-х литровую банку, то 0,5 стакана -это пресная вода, 1 ст. л. - доступная вода. 1 капля- чистая вода.

Отвечают на (Загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы сокращение биоразнообразия планеты, демографические проблемы.)

Составляют кластеры на альбомных листах, выступают с результатом. Делают выводы , записывают в тетради основные проблемы и пути их решения. Определение понятий демпферность и эвтрификация

Регулятивные: планирование деятельности, постановка цели работы, мобилизация сил, осознание и оценка того, что уже известно, с тем, что подлежит, преодоление трудностей.

Познавательные: установление причинно-следственных связей .

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске новой информации.

6. Первичное закрепление

Отработка и закрепление знаний по теме.

Вам даны 4 гипотезы развития человечества. Соотнести названия гипотез: « Золотой век», «Ад на Земле», «Относительный порядок» , «Зыбкое равновесие» с их характеристикой и представить в виде кластера их особенности..

Работа в группах.

Регулятивные: предвосхищение результата уровня усвоения.

Познавательные: синтез как составление целого из частей, выведение следствий построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: контроль, оценка действий партнера., умение отстаивать мысли, .владение монологической и диалогической речью

7. Информация о домашнем задании

Проверка степени освоения материала, самостоятельная работа ученика.

  1. Выучить виды загрязнителей , проблемы и пути решения проблем по параграфам 66, 67.

  2. Подготовить информацию, презентации -1 группа по демографической проблеме, 2- по охране животных, 3 группа - по охране растений ,4 группа - по охраняемым территориям.

Записывают дом. задание.

Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, ,оценка.

Познавательные: моделирование,, построение логической цепочки рассуждений.

Личностные: проявление собственной идентичности.

8. Рефлексия.

Проверка позиции, личностного отношения

Вопрос: Как вы думаете какое название можно дать современному экологическому состоянию на планете? Какие вы можете предложить меры на уровне нашего города к решению экологических проблем?

Приготовить к сдаче экспертами листков самооценки для выставления оценок.

Предлагают ответы

Познавательные: осознание значения экологически безопасного поведения каждого для решения проблем.

Личностные: осознание своей значимости в этом мире.


































© 2010-2022