- Преподавателю
- Биология
- «Значение пищеварения урок биологии
«Значение пищеварения урок биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Подольская С.А. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Знание пищеварения».
Задачи урока:
1. Образовательные: - раскрыть понятия:
«питание, пищеварение, пищевые продукты, питательные вещества, авитаминоз»;
- рассмотреть роль питательных веществ в организме и роль ферментов в пищеварении.
2. Развивающие:
- развивать навыки работы с учебником,
- развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, умение обобщать,
умение рассуждать, доказывать свою точку зрения;
- развивать навыки коммуникативного общения.
3. Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность мышления, бережного отношению к своему здоровью.
Оборудование: учебник, ПК, ИД, флипчарт «Значение пищеварения»,
тесты по теме «Дыхательная система», видеофильм «Пищеварение».
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий.
Методы обучения: поисковые, объяснительно - иллюстративный.
Ход урока:
ɪ. Организационный момент.
ɪɪ. Контроль знаний по теме «Дыхательная система».
Учащиеся повторяют материал параграфа 41 - 43 (1 мин).
Каждому учащемуся раздаются тест (1 - 4 варианты). Тестирование длиться 13 минут (вопросы подобраны из сборников ЕНТ).
Взаимопроверка (коды и шкала оценивания на ИД, учащиеся проверяют работы друг друга и выставляют оценки, которые будут выставлены в журнал).
Фронтальная работа над ошибками (устно).
12 - 13 «+» - «5» 10 - 11 «+» - «4» 6 - 9 «+» - «3» 1 - 5 «+» - «2»
В - 1 1 - С 2 - С 3 - А 4 - А 5 - Е 6 - Е 7 - А 8 - С 9 - В 10 - В 11 - Д 12 - В 13 - С
В - 2 1 -С 2 - А 3 - А 4 - С 5 - Е 6 - Д 7 - Е 8 - С 9 - Д 10 - В 11 - В 12 - С 13 - С
В - 3 1 -А 2 - С 3 - В 4 - В 5 - Д 6 - В 7 - С 8 - С 9 - С 10 - А 11 - А 12 - Е 13 - Е
В - 4 1 -Д 2 - Е 3 - С 4 - Д 5 - В 6 - В 7 - С 8 - А 9 - С 10 - А 11 - А 12 - С 13 - Е
ɪɪɪ. Изучение нового материала.
На доске висят тексты пословиц.
- Ребята, прочитайте несколько пословиц, как вы понимаете их смысл:
«Тощий живот не в пляску, ни в работу», «Сытый голодного не вразумит»,
«Кто ест скоро, тот и работает споро», «Много есть, невелика честь», «Сытое брюхо на учении глухо», «Любимая весть, как скажут, что пора есть», «Добрый повар стоит доктора».
- О чем мы сегодня будем говорить?
На ИД написана тема урока «Значение пищеварения»
Эпиграф урока по теме «Пищеварительная система»
«Полноценное питание - залог здоровья».
Домашнее задание: параграф 44, ответить на вопросы в конце параграфа и на вопросы теста.
Целеполагание:
Задание классу: Используя текст 44, найдите понятия, которые будут рассмотрены сегодня на уроке (работа с текстом, учащиеся называют вводимые на уроке понятия).
На ИД показываются эти понятия: «питание, пищеварение, пищевые продукты, ферменты, питательные вещества, авитаминоз».
Задание классу: В чем вы видите разницу в понятиях «питание», «пищеварение» (обсуждение идет в парах, выслушиваются некоторые догадки учащихся).
На ИД показываются эти понятия:
Питание - прием, переработка и усвоение питательных веществ.
Пищеварение - физическая обработка пищи и химическое расщепление пищи.
- как вы понимаете выражение «физическая обработка пищи»?
- что подразумевается под выражением «химическое расщепление пищи»?
- какое же значение играет питание для человека?
Просмотр видеофрагмента о значении питания. Выслушиваются предположения учащихся, делается вывод.
Пища - это строительный материал для роста организма и источник энергии.
Задание классу:
Из перечня слов выберите пищевые продукты и питательные вещества, заполните таблицу:
Пищевые продукты
Питательные вещества
Капуста, фасоль, масло, минеральные соли, рис, колбаса, молоко, углевод, хлеб, сало, сливки, жир, белок, витамины, рыба, мясо. (На ИД дан перечень данных слов и образец таблицы.)
Один учащийся выполняет через 2 минуты задание у доски.
Задание классу: Используя слова на ИД, разделите их на органические и неорганические, выпишите из учебника %-ое содержание данных веществ в организме человека.
Вещества
(содержание в организме)
Неорганические Органические
- вода - 60-65% - белки - 15 - 20%
- минеральные соли - 5,8% - жиры - 19%
- углеводы - 0,6%
- Каких веществ больше в организме? Как вы полагаете, каково значение воды?
- Недостаток каких органических веществ особенно опасен для растущего организма?
- Как вы считаете, одинаковые ли функции выполняют белки, жиры и углеводы? А какие именно функции выполняют питательные вещества?
- Мы поговорили практически обо всех веществах, которые должны полноценно содержаться в пище. Но о чем - то мы забыли сказать. О чем?
- Конечно же, это витамины. Какие витамины вы знаете? В каких пищевых продуктах содержание витаминов максимальное?
Задание классу: Выпишите суточную потребность организма в воде, белках, жиров и углеводов.
- Используя рис. 104 на с. 151 приведите примеры пищевых продуктов, которые содержат больше белка, углеводной и жирной пищи.
- обратите внимание на примеры продолжительности жизни человека и животных без пищи при наличии воды.
- человек массой 70 кг - от 30 до 50 дней, собака - до 60 дней, петух - до 34 дней, лошадь - до 24 дней, кошка - до 18 дней, голубь - до 11 дней (на ИД).
Задание классу: Найдите в тексте определение авитаминоз?
На ИД дается условие логической задачи:
«Почему вещества, пригодные для пищи (молоко или куриный бульон), при введении их прямо в кровь, приводят к смерти?»
(учащиеся пользуются текстом учебника, обсуждают в парах, выслушиваются некоторые предположения учащихся).
На ИД выдается ответ слайд «Роль ферментов в пищеварении», где приводятся вопросы:
- что такое фермент, и его функции?
- может ли один фермент переваривать белки, жиры и углеводы?
- какие вещества поступают в кровь без изменений?
(учащиеся пользуются текстом учебника, обсуждают в парах, выслушиваются некоторые предположения учащихся).
На ИД открываются правильные ответы на вопросы.
Ферменты - биокатализаторы - белки, ускоряющие реакции в организме.
Каждый фермент катализирует только один вид реакций.
Витамины, минеральные соли и вода поступают в кровь без изменений.
Ферменты действуют только в определенной химической среде щелочной или кислой.
Наиболее активно действуют ферменты при температуре тела, а при t=70 - 100 разрушаются.
ɪv. Закрепление знаний:
На ИД приведены утверждения:
1. В теле человека менее 50% воды.
2. Животная пища богата жирами.
3. В неизменном виде человек усваивает воду и минеральные соли.
4. Авитаминоз вызван избытком витаминов в организме человека.
5. В процессе механической обработке пища измельчается, увлажняется.
6. Ферменты - это жиры, ускоряющие реакции в организме.
7. Витамины, минеральные соли и вода поступают в кровь без изменений.
- верны ли утверждения? (да, нет)
Итоги урока.
Что нового вы узнали? Что вам понравилось, что показалось интересным? Достигли мы поставленных целей?
Рефлексия:
Составьте синквейн по теме «Пищеварение»
1. Одно существительное.
2. Два прилагательных.
3. Три глагола.
4. Предложение из четырех слов, которые не встречались в 1 - 3 пунктах.
5. Синоним слова «Пищеварение».