- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Антонова Е.Ю. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
«Проверено»
Рук. МО ______
_______ 2013
«Согласовано»
Председатель МС: ___
протокол от __2013 №
«Утверждаю»
Директор школы: Л.Е. Лапутько
приказ от ____ 2013 №__
Рабочая программа
учебного курса
биология
в 8 классе
Программа рассчитана на 70 часов
Учитель: Е.Ю.Московкина,
учитель биологии
2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
8 КЛАСС
Пояснительная записка
Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая учебная программа: рабочая учебная программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов.
Курс «Биология человека» завершает знакомство учащихся с многообразием организмов на Земле и на более высоком уровне обобщает вопросы строения, функционирования и происхождения живых организмов. А также, он предваряет изучение общих закономерностей существования органического мира в курсе «Общая биология» 9 класса, закрепляя знания учащихся о структурной организации живого организма, особенностях онтогенеза и положениях эволюционной теории.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных; требования к уровню подготовки выпускников. Большинство представленных в программе лабораторных работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени 8 класса общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся понимания значения знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в 8 классе на базовом уровне составляют ведущие идеи - место и роль человека в системе органического мира, строение и процессы жизнеобеспечения организма человека, профилактика заболеваний и меры по сохранению здоровья. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Происхождение человека, Строение и функции организма, Индивидуальное развитие организма.
Цели и задачи: изучение биологии на ступени 8 класса общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о строении органов и систем органов человека; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
-
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей; применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности человеческого организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии; проводить наблюдения за собственным организмом с целью самопознания; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за функционированием своего организма, биологических экспериментов, а также в ходе работы с различными источниками информации;
-
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, в материалистическом происхождении органического мира, в необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; культуры поведения в природе;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер гигиены правил поведения в природе.
Межпредметные связи
Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естествознание».
Уровень программы - базовый. Учитывая продолжительность учебного года (35 недель), планирование составлено на 70 часов в год. Объем учебной нагрузки согласно учебного плана МБОУ СОШ № 1 на 2013/14 учебный год 2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе - 2 часа. Количество часов из федерального компонента БУП 2004 года - 2 часа в неделю.
При изучении организма человека обобщаются и систематизируются полученные школьниками при изучении животных в VII классе знания о биологических особенностях животных (строение и функционирование тканей, органов и систем органов). При рассмотрении происхождения человека используются знания об особенностях строения млекопитающих животных, их функциях, об особенностях развития.
При изучении анализаторов опорными являются познания учащихся о распространении и восприятии звуковых волн, преломлении света, силе притяжения Земли и гравитации, полученные из курса физика VII-VIII классов.
Новизна и особенности программы
Предпочтительной формой организации учебного процесса является урок. Наряду с ним, поскольку курс предполагает знакомство с собственным организмом, важное значение имеют лабораторные работы, проводимые как один из этапов урока. Для осуществления текущего и рубежного контроля усвоения новых знаний предполагается устный опрос, проведение промежуточного и итогового тестирования.
Формы организации работы учащихся:
1.Индивидуальная.
2.Коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
Виды деятельности учащихся:
-
Устные сообщения;
-
Обсуждения;
-
Мини - сочинения;
-
Работа с источниками;
-
Доклады;
-
Защита презентаций;
межпредметные
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета БИОЛОГИЯ на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Общая характеристика учебного предмета
Результаты освоения программы:
Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
У учащихся должны сложиться представления о целостности человеческого организма, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что человек связан с окружающей средой; учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение человека имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого человека свойственна высшая нервная деятельность, обеспечивающая сознательное поведение человека в социальной и природной среде. На конкретном материале учащиеся изучают особенности своего организма, необходимость соблюдения мер гигиены для сохранения здоровья.
ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
знать /понимать
-
признаки биологических объектов: тканей, органов и систем органов;
-
строение биологических объектов: клетки; органов; систем органов;
-
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие
-
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-
биологическую терминологию и символику;
уметь
-
объяснять: взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функции; вклад биологических теорий в формирование представлений о жизнедеятельности человека; единство живой и неживой природы, родство человека с животными; взаимосвязи организма человека и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организма; необходимости сохранения здоровья;
-
находить: в тексте учебника особенности человеческого организма; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию об организме человека;
-
распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человеческого организма;
-
выявлять причины нарушений функционирования органов и систем органов;
-
сравнивать: биологические объекты (ткани и органы, организм человека и животных); процессы (поступления и выделения веществ, ассимиляции и диссимиляции) и делать выводы на основе сравнения;
-
изучать изменения в функционирования органов и систем органов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики заболеваний; соблюдения правил поведения в природной среде;
-
оказания первой помощи при нарушениях работы организма;
-
содержания и разведения домашних животных, ухода за ними;
-
соблюдения правил гигиены для сохранения здоровья.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ:
-
Текущий контроль:
-
работа по карточкам;
-
устный опрос;
-
кодированный диктант;
-
работа с моделями
-
Промежуточный контроль:
-
Зачет по теме;
-
Семинарские занятия;
-
Тестирование;
-
Итоговый контроль:
-
Тестирование с использованием материалов для подготовки к ЕГЭ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1 час
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
I. Происхождение человека 3 часа
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Человеческие расы. Человек как вид. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё.
II Строение и функции организма 58 часов
Общий обзор организма1час
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Клеточное строение организма. Ткани 3 часа
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Лаб. раб. №1.Рассматривание микропрепаратов клеток в оптический микроскоп.
№2.Рассматривание микропрепаратов тканей: эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной.
Рефлекторная регуляция органов и систем организма 1 час
Центральная и периферическая части нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лаб. раб. №3.Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Опорно-двигательная система 7 часов
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Динамическая и статическая работа.
Лаб. раб. №4.Микроскопическое строение кости.
№5.Мышцы человеческого тела.
№6. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).
№7. Утомление при статической и динамической работе.
Внутренняя среда организма 7 часов
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции. Свертывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Профилактика. Иммунология на службе здоровья. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Пересадка органов и тканей. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни.
Лаб. раб. №8.Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Кровеносная и лимфатическая система организма 3 часа
Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Гигиена ССС. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Лаб. раб. №9. Функциональная проба: особенности кровотока (положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке, опыты, выясняющие природу пульса, определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа).
№10.Функцион. проба: реакция ССС на дозированную нагрузку.
Дыхательная система 4 часа
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: ЖЕЛ. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь при нарушении дыхания. Клиническая и биологическая смерть. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Лаб.раб. №11. Опыт по обнаружению СО2 в выдыхаемом воздухе.
№12.Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
№13.Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха
Пищеварительная система 6 часов
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения и их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение ЖКИ и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Лаб. раб. №14.Определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании.
№15.Действие ферментов слюны на крахмал.
Обмен веществ и энергии 3 часа
Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лаб.раб. №16.Установление зависимости между нагрузкой и уровнем ЭО по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
№17.Состав-е пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Покровные органы. Теплорегуляция 3 часа
Покровы тела человека. Строение и функции кожи. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение. Терморегуляция организма. Травмы: ожоги, обморожения. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма, при тепловом и солнечном ударе.
Лаб.раб. №18.Рассмотр-е под лупой поверхности кисти.
№19.Опред-е типа кожи.
Выделительная система 2 часа
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Нервная система человека 5 часов
Значение и строение нервной системы. Мозг и психика. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции отделов. Передний мозг. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Соматический и автономный, симпатический и парасимпатический подотделы отделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Лаб.раб. №20.Функциональные пробы: выявление функций отделов гол. мозга.
№21.Штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса автономной нервной системы при раздражении.
Анализаторы 6 часов
Анализаторы и органы чувств, их значение. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Строение и функции сетчатки. Гигиена зрения. Коррекция зрения. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Взаимодействие анализаторов. Слуховой анализатор: строение и функции отделов. Значение слуха. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Лаб.раб. №22.Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика 5 часов
Безусловные и условные рефлексы и торможение. Врожденные и приобретенные программы поведения. Особенности ВНД человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Эмоции и чувства. Внимание: виды и свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения.
Лаб. раб. №23.Выработка навыка зеркального письма.
№24.Изменение числа колебаний образа при непроизвольном и произвольном внимании.
Железы внутренней секреции (эндокринная система) 2 часа
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны: их влияние на рост и развитие, обмен веществ.
III. Индивидуальное развитие организма 5 часов
Мужская и женская половые системы. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Образование и развитие зародыша. Беременность и роды. Биогенетический закон. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные, врождённые и венерические заболевания. Их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Биологическая и социальная зрелость. Индивид и личность. Темперамент и характер. Интересы, склонности, способности.
Резерв времени 3 часа
Учебно-тематическое планирование предмета
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся
уроки
лабораторно-практические работы
Контроль-ные работы
1
Введение
1
1
2
Происхождение человека
4
1
3
Строение и функции организма
58
24
Общий обзор организма
1
1
Клеточное строение организма. Ткани.
3
3
3
Рефлекторная регуляция организма
1
1
1
Опорно-двигательная система
7
7
4
Внутренняя среда организма
7
7
1
Кровеносная и лимфатическая система
Дыхательная система
4
4
3
Пищеварительная система
6
6
2
Обмен веществ и энергии
3
3
2
Покровные органы. Теплорегуляция.
3
3
2
Выделительная система
2
2
Нервная система
5
5
2
Анализаторы
6
6
1
ВНД. Поведение. Психика
5
5
2
ЖВС (эндокринная система)
2
4
Индивидуальное развитие
5
5
5
Повторение и обобщение
2
2
1
Резервное время
1
1
Итого
70
70
24
Календарно-тематическое планирование
№
занятий
Наименование разделов и тем
Количество часов
Календарные сроки
Профориентация
Примечание
1
1
2
3
1
1
2
3
1
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
1
2
3
1
2
3
1
2
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
1
2
1
2
3
4
5
1
2
ВВЕДЕНИЕ. 1 час
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Происхождение человека 3 часа
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Человек как вид.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы.
Строение и функции организма 58 часов
Общий обзор организма 1 час
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Клеточное строение организма. Ткани 3 часа
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки.
Деление. Жизненные процессы клетки Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки.
Ткани. Образование тканей. Строение и функция нейрона. Синапс.
Рефлекторная регуляция организма 1 час
Центральная и периферическая части нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Опорно-двигательная система 7 часов
Скелет и мышцы, их функции.
Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей.
Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения связанные, с развитием мозга и речи.
Типы соединения костей.
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Работа скелетных мышц и их регуляция.
Динамическая и статическая работа, последствия гиподинамии.
Внутренняя среда организма 7 часов
Компоненты внутренней среды. Гомеостаз.
Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции.
Свертывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Профилактика. Иммунология на службе здоровья. Виды иммунитета.
Тканевая совместимость. Переливание крови. Пересадка органов и тканей.
Защитные барьеры организма. Иммунитет Борьба организма с инфекцией. Воспаление.
Инфекционные и паразитарные болезни.
Кровеносная и лимфатическая система организма 3 ч
Круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов.
Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.
Гигиена ССС. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Дыхательная система 4 часа
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование.
Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания.
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: ЖЕЛ.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания, доврачебная помощь. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Пищеварительная система 6 часов
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения.
Строение и функции пищеварительной системы.
Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы.
Заболевания органов пищеварения и их профилактика. Гигиена органов пищеварения.
Предупреждение ЖКИ и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Обобщение. Особенности и значение пищеварения
Обмен веществ и энергии 3 часа
ОВ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен.
Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Роль ферментов в обмене веществ.
Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания.
Покровные органы. Теплорегуляция 3 часа
Покровы тела человека. Строение и функции кожи.
Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение.
Терморегуляция организма. Травмы: ожоги, обморожения. Доврачебная помощь при охлаждении организма, при тепловом и солнечном ударе.
Выделительная система 2 часа
Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Значение в сохранении гомеостаза организма.
Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Нервная система человека 5 часов
Значение и строение нервной системы. Мозг и психика.
Строение и функции спинного мозга.
Строение головного мозга. Функции отделов.
Передний мозг. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга.
Соматический и автономный, симпатический и парасимпатический подотделы отделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Анализаторы 6 часов
Анализаторы и органы чувств, их значение. Иллюзии и их коррекция.
Зрительный анализатор. Строение и функции сетчатки.
Гигиена зрения. Коррекция зрения.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Взаимодействие анализаторов.
Слуховой анализатор: строение и функции отделов. Значение слуха.
Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
ВНД. Поведение. Психика 5 часов
Безусловные и условные рефлексы и торможение. Врожденные и приобретенные программы поведения.
Особенности ВНД человека: речь и сознание, трудовая деятельность.
Осознанные действия и интуиция. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Эмоции и чувства.
Познавательные процессы. Внимание: виды и свойства. Воспитание внимания, памяти, воли.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения.
ЖВС (эндокринная система) 2 часа
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны: их влияние на рост и развитие, обмен веществ.
Индивидуальное развитие организма 5 часов
Мужская и женская половые системы. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка.
Образование и развитие зародыша. Беременность и роды. Биогенетический закон.
Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные, врождённые и венерические заболевания. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Биологическая и социальная зрелость.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Интересы, склонности, способности.
Резерв времени 1 час
1
5
58
1
3
1
7
7
3
4
6
3
3
3
5
6
5
2
5
2
Учитель биологии, врач
Микробиологи, цитолог
Врач невропатолог
Врач терапевт
Врач терапевт
Геммолог
Врач пульмонолог
Диетолог
Невропатолог
Врач окулист, оттоларинголог
Психолог, психиатр
Врач эндокринолог
Лабораторные работы
№1.Рассматривание клеток в микроскоп.
№2.Рассматривание микропрепаратов тканей:
№3.Самонаблюдение мигательного рефлекса. Коленный рефлекс и др.
№4.Микроскопическое строение кости.
№5.Мышцы человеческого тела.
№6. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).
№7. Утомление при статической и динамической работе.
№8.Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
№9.Функциональные пробы: особенности кровотока.
№10.Функцион. проба: реакция ССС на дозированную нагрузку.
№11. Опыт по обнаружению СО2 в выдыхаемом воздухе.
№12.Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
№13.Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха
№14.Опр-е положения слюнных желёз; дв-е гортани при глотании.
№15.Действие ферментов слюны на крахмал.
№16.Уста-е завис-и м-у нагрузкой и уровнем ЭО.
№17.Состав-е пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
№18.Рассмотр-е под лупой поверхности кисти.
№19.Опред-е типа кожи.
№20.Функциональные пробы: выявление функций отделов гол. мозга.
№21.Тест, определяющий изменение тонуса АНС при раздражении.
№22.Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
№23.Выработка навыка зеркального письма.
№24.Изменение числа колебаний образа при непроизвольном и произвольном внимании.
Учебно - методические средства обучения
-
В. Н. Семенцова. Поурочное планирование. Биология. Технологические карты уроков. 8 класс. С-П. «Паритет», 2002
-
Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.
-
Мультимедийное учебное пособие: электронные уроки и тесты. Биология. Анатомия и физиология человека. М.: «Просвещение-МЕДИА», 2003.
-
МУП. Атлас анатомии человека. М.: «РАВН», 2007