Рабочая программа по биологии 8 класс

Уровень программы - базовый. Учитывая продолжительность учебного года (35 недель), планирование составлено на 70 часов в год. Объем учебной нагрузки согласно учебного плана МБОУ СОШ № 1 на 2013/14 учебный год 2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе - 2 часа. Количество часов из федерального компонента БУП 2004 года – 2 часа в неделю. При изучении организма человека обобщаются и систематизируются полученные школьниками при изучении животных в VII классе ...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»


«Проверено»

Рук. МО ______

_______ 2013

«Согласовано»

Председатель МС: ___

протокол от __2013 №

«Утверждаю»

Директор школы: Л.Е. Лапутько

приказ от ____ 2013 №__






Рабочая программа


учебного курса

биология

в 8 классе



Программа рассчитана на 70 часов

Учитель: Е.Ю.Московкина,

учитель биологии








2013


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

8 КЛАСС


Пояснительная записка

Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая учебная программа: рабочая учебная программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов.

Курс «Биология человека» завершает знакомство учащихся с многообразием организмов на Земле и на более высоком уровне обобщает вопросы строения, функционирования и происхождения живых организмов. А также, он предваряет изучение общих закономерностей существования органического мира в курсе «Общая биология» 9 класса, закрепляя знания учащихся о структурной организации живого организма, особенностях онтогенеза и положениях эволюционной теории.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных; требования к уровню подготовки выпускников. Большинство представленных в программе лабораторных работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени 8 класса общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся понимания значения знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в 8 классе на базовом уровне составляют ведущие идеи - место и роль человека в системе органического мира, строение и процессы жизнеобеспечения организма человека, профилактика заболеваний и меры по сохранению здоровья. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Происхождение человека, Строение и функции организма, Индивидуальное развитие организма.

Цели и задачи: изучение биологии на ступени 8 класса общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о строении органов и систем органов человека; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей; применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности человеческого организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии; проводить наблюдения за собственным организмом с целью самопознания; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за функционированием своего организма, биологических экспериментов, а также в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, в материалистическом происхождении органического мира, в необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер гигиены правил поведения в природе.

Межпредметные связи

Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естествознание».

Уровень программы - базовый. Учитывая продолжительность учебного года (35 недель), планирование составлено на 70 часов в год. Объем учебной нагрузки согласно учебного плана МБОУ СОШ № 1 на 2013/14 учебный год 2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе - 2 часа. Количество часов из федерального компонента БУП 2004 года - 2 часа в неделю.

При изучении организма человека обобщаются и систематизируются полученные школьниками при изучении животных в VII классе знания о биологических особенностях животных (строение и функционирование тканей, органов и систем органов). При рассмотрении происхождения человека используются знания об особенностях строения млекопитающих животных, их функциях, об особенностях развития.

При изучении анализаторов опорными являются познания учащихся о распространении и восприятии звуковых волн, преломлении света, силе притяжения Земли и гравитации, полученные из курса физика VII-VIII классов.

Новизна и особенности программы

Предпочтительной формой организации учебного процесса является урок. Наряду с ним, поскольку курс предполагает знакомство с собственным организмом, важное значение имеют лабораторные работы, проводимые как один из этапов урока. Для осуществления текущего и рубежного контроля усвоения новых знаний предполагается устный опрос, проведение промежуточного и итогового тестирования.

Формы организации работы учащихся:

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

- фронтальная;

- парная;

- групповая.

Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;

  • Обсуждения;

  • Мини - сочинения;

  • Работа с источниками;

  • Доклады;

  • Защита презентаций;

межпредметные

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета БИОЛОГИЯ на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.












































Общая характеристика учебного предмета

Результаты освоения программы:

Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

У учащихся должны сложиться представления о целостности человеческого организма, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что человек связан с окружающей средой; учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение человека имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого человека свойственна высшая нервная деятельность, обеспечивающая сознательное поведение человека в социальной и природной среде. На конкретном материале учащиеся изучают особенности своего организма, необходимость соблюдения мер гигиены для сохранения здоровья.

ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

знать /понимать

  • признаки биологических объектов: тканей, органов и систем органов;

  • строение биологических объектов: клетки; органов; систем органов;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функции; вклад биологических теорий в формирование представлений о жизнедеятельности человека; единство живой и неживой природы, родство человека с животными; взаимосвязи организма человека и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организма; необходимости сохранения здоровья;

  • находить: в тексте учебника особенности человеческого организма; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию об организме человека;

  • распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человеческого организма;

  • выявлять причины нарушений функционирования органов и систем органов;

  • сравнивать: биологические объекты (ткани и органы, организм человека и животных); процессы (поступления и выделения веществ, ассимиляции и диссимиляции) и делать выводы на основе сравнения;

  • изучать изменения в функционирования органов и систем органов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний; соблюдения правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при нарушениях работы организма;

  • содержания и разведения домашних животных, ухода за ними;

  • соблюдения правил гигиены для сохранения здоровья.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ:

  1. Текущий контроль:

  • работа по карточкам;

  • устный опрос;

  • кодированный диктант;

  • работа с моделями

  1. Промежуточный контроль:

  • Зачет по теме;

  • Семинарские занятия;

  • Тестирование;

  1. Итоговый контроль:

  • Тестирование с использованием материалов для подготовки к ЕГЭ.

















































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение 1 час

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

I. Происхождение человека 3 часа

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Человеческие расы. Человек как вид. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё.

II Строение и функции организма 58 часов

Общий обзор организма1час

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Клеточное строение организма. Ткани 3 часа

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Лаб. раб. №1.Рассматривание микропрепаратов клеток в оптический микроскоп.

№2.Рассматривание микропрепаратов тканей: эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной.

Рефлекторная регуляция органов и систем организма 1 час

Центральная и периферическая части нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лаб. раб. №3.Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.

Опорно-двигательная система 7 часов

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Динамическая и статическая работа.

Лаб. раб. №4.Микроскопическое строение кости.

№5.Мышцы человеческого тела.

№6. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).

№7. Утомление при статической и динамической работе.

Внутренняя среда организма 7 часов

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции. Свертывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Профилактика. Иммунология на службе здоровья. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Пересадка органов и тканей. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни.

Лаб. раб. №8.Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Кровеносная и лимфатическая система организма 3 часа

Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Гигиена ССС. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Лаб. раб. №9. Функциональная проба: особенности кровотока (положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке, опыты, выясняющие природу пульса, определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа).

№10.Функцион. проба: реакция ССС на дозированную нагрузку.

Дыхательная система 4 часа

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: ЖЕЛ. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь при нарушении дыхания. Клиническая и биологическая смерть. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Лаб.раб. №11. Опыт по обнаружению СО2 в выдыхаемом воздухе.

№12.Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

№13.Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

Пищеварительная система 6 часов

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения и их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение ЖКИ и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Лаб. раб. №14.Определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании.

№15.Действие ферментов слюны на крахмал.

Обмен веществ и энергии 3 часа

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лаб.раб. №16.Установление зависимости между нагрузкой и уровнем ЭО по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

№17.Состав-е пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Покровные органы. Теплорегуляция 3 часа

Покровы тела человека. Строение и функции кожи. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение. Терморегуляция организма. Травмы: ожоги, обморожения. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма, при тепловом и солнечном ударе.

Лаб.раб. №18.Рассмотр-е под лупой поверхности кисти.

№19.Опред-е типа кожи.

Выделительная система 2 часа

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Нервная система человека 5 часов

Значение и строение нервной системы. Мозг и психика. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции отделов. Передний мозг. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Соматический и автономный, симпатический и парасимпатический подотделы отделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Лаб.раб. №20.Функциональные пробы: выявление функций отделов гол. мозга.

№21.Штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса автономной нервной системы при раздражении.

Анализаторы 6 часов

Анализаторы и органы чувств, их значение. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Строение и функции сетчатки. Гигиена зрения. Коррекция зрения. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Взаимодействие анализаторов. Слуховой анализатор: строение и функции отделов. Значение слуха. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Лаб.раб. №22.Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика 5 часов

Безусловные и условные рефлексы и торможение. Врожденные и приобретенные программы поведения. Особенности ВНД человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Эмоции и чувства. Внимание: виды и свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения.

Лаб. раб. №23.Выработка навыка зеркального письма.

№24.Изменение числа колебаний образа при непроизвольном и произвольном внимании.

Железы внутренней секреции (эндокринная система) 2 часа

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны: их влияние на рост и развитие, обмен веществ.

III. Индивидуальное развитие организма 5 часов

Мужская и женская половые системы. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Образование и развитие зародыша. Беременность и роды. Биогенетический закон. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные, врождённые и венерические заболевания. Их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Биологическая и социальная зрелость. Индивид и личность. Темперамент и характер. Интересы, склонности, способности.

Резерв времени 3 часа




















Учебно-тематическое планирование предмета


п/п

Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

В том числе на:

Примерное количе­ство часов на са­мостоятельные работы учащихся

уроки

лабораторно-практические работы

Контроль-ные работы

1

Введение

1

1


2

Происхождение человека

4

1


3

Строение и функции организма

58


24




Общий обзор организма

1

1





Клеточное строение организма. Ткани.

3

3

3




Рефлекторная регуляция организма

1

1

1




Опорно-двигательная система

7

7

4




Внутренняя среда организма

7

7

1




Кровеносная и лимфатическая система







Дыхательная система

4

4

3




Пищеварительная система

6

6

2




Обмен веществ и энергии

3

3

2




Покровные органы. Теплорегуляция.

3

3

2




Выделительная система

2

2





Нервная система

5

5

2




Анализаторы

6

6

1




ВНД. Поведение. Психика

5

5

2




ЖВС (эндокринная система)

2





4

Индивидуальное развитие

5

5




5

Повторение и обобщение

2

2

1




Резервное время

1

1




Итого

70

70

24




Календарно-тематическое планирование


занятий



Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные сроки

Профориентация


Примечание

1

1

2

3

1

1

2

3

1

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3


1

2

3

4


1

2

3

4

5

6

1

2

3

1

2

3


1

2

1

2

3

4

5


1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

1

2


1

2

3

4

5

1

2

ВВЕДЕНИЕ. 1 час

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Происхождение человека 3 часа

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Человек как вид.

Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы.

Строение и функции организма 58 часов

Общий обзор организма 1 час

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Клеточное строение организма. Ткани 3 часа

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки.

Деление. Жизненные процессы клетки Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки.

Ткани. Образование тканей. Строение и функция нейрона. Синапс.

Рефлекторная регуляция организма 1 час

Центральная и периферическая части нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Опорно-двигательная система 7 часов

Скелет и мышцы, их функции.

Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей.

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения связанные, с развитием мозга и речи.

Типы соединения костей.

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Работа скелетных мышц и их регуляция.

Динамическая и статическая работа, последствия гиподинамии.

Внутренняя среда организма 7 часов

Компоненты внутренней среды. Гомеостаз.

Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции.

Свертывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Профилактика. Иммунология на службе здоровья. Виды иммунитета.

Тканевая совместимость. Переливание крови. Пересадка органов и тканей.

Защитные барьеры организма. Иммунитет Борьба организма с инфекцией. Воспаление.

Инфекционные и паразитарные болезни.

Кровеносная и лимфатическая система организма 3 ч

Круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов.

Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.

Гигиена ССС. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Дыхательная система 4 часа

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование.

Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания.

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: ЖЕЛ.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания, доврачебная помощь. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Пищеварительная система 6 часов

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения.

Строение и функции пищеварительной системы.

Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы.

Заболевания органов пищеварения и их профилактика. Гигиена органов пищеварения.

Предупреждение ЖКИ и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Обобщение. Особенности и значение пищеварения

Обмен веществ и энергии 3 часа

ОВ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен.

Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Роль ферментов в обмене веществ.

Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания.

Покровные органы. Теплорегуляция 3 часа

Покровы тела человека. Строение и функции кожи.

Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение.

Терморегуляция организма. Травмы: ожоги, обморожения. Доврачебная помощь при охлаждении организма, при тепловом и солнечном ударе.

Выделительная система 2 часа

Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Значение в сохранении гомеостаза организма.

Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Нервная система человека 5 часов

Значение и строение нервной системы. Мозг и психика.

Строение и функции спинного мозга.

Строение головного мозга. Функции отделов.

Передний мозг. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга.

Соматический и автономный, симпатический и парасимпатический подотделы отделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Анализаторы 6 часов

Анализаторы и органы чувств, их значение. Иллюзии и их коррекция.

Зрительный анализатор. Строение и функции сетчатки.

Гигиена зрения. Коррекция зрения.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Взаимодействие анализаторов.

Слуховой анализатор: строение и функции отделов. Значение слуха.

Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

ВНД. Поведение. Психика 5 часов

Безусловные и условные рефлексы и торможение. Врожденные и приобретенные программы поведения.

Особенности ВНД человека: речь и сознание, трудовая деятельность.

Осознанные действия и интуиция. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Эмоции и чувства.

Познавательные процессы. Внимание: виды и свойства. Воспитание внимания, памяти, воли.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения.

ЖВС (эндокринная система) 2 часа

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны: их влияние на рост и развитие, обмен веществ.

Индивидуальное развитие организма 5 часов

Мужская и женская половые системы. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка.

Образование и развитие зародыша. Беременность и роды. Биогенетический закон.

Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные, врождённые и венерические заболевания. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Биологическая и социальная зрелость.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Интересы, склонности, способности.

Резерв времени 1 час

1

5


58

1

3


1

7




7




3



4



6




3


3



3


5



6




5




2


5



2

Учитель биологии, врач



Микробиологи, цитолог


Врач невропатолог

Врач терапевт




Врач терапевт




Геммолог



Врач пульмонолог



Диетолог









Невропатолог



Врач окулист, оттоларинголог



Психолог, психиатр



Врач эндокринолог

Лабораторные работы




№1.Рассматривание клеток в микроскоп.

№2.Рассматривание микропрепаратов тканей:

№3.Самонаблюдение мигательного рефлекса. Коленный рефлекс и др.

№4.Микроскопическое строение кости.

№5.Мышцы человеческого тела.

№6. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).

№7. Утомление при статической и динамической работе.

№8.Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.



№9.Функциональные пробы: особенности кровотока.

№10.Функцион. проба: реакция ССС на дозированную нагрузку.

№11. Опыт по обнаружению СО2 в выдыхаемом воздухе.

№12.Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

№13.Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха


№14.Опр-е положения слюнных желёз; дв-е гортани при глотании.

№15.Действие ферментов слюны на крахмал.


№16.Уста-е завис-и м-у нагрузкой и уровнем ЭО.

№17.Состав-е пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

№18.Рассмотр-е под лупой поверхности кисти.

№19.Опред-е типа кожи.



№20.Функциональные пробы: выявление функций отделов гол. мозга.

№21.Тест, определяющий изменение тонуса АНС при раздражении.

№22.Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.


23.Выработка навыка зеркального письма.

№24.Изменение числа колебаний образа при непроизвольном и произвольном внимании.



Учебно - методические средства обучения


  1. В. Н. Семенцова. Поурочное планирование. Биология. Технологические карты уроков. 8 класс. С-П. «Паритет», 2002

  2. Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.

  3. Мультимедийное учебное пособие: электронные уроки и тесты. Биология. Анатомия и физиология человека. М.: «Просвещение-МЕДИА», 2003.

  4. МУП. Атлас анатомии человека. М.: «РАВН», 2007

© 2010-2022