- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии «Питание как условие дыхания. Пищеварительные системы живых существ»
Урок по биологии «Питание как условие дыхания. Пищеварительные системы живых существ»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фитц И.В. |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
7 класс Раздел 1. Структурно-функциональные отношения в организме.
Тема №2 «Питание как условие дыхания. Пищеварительные системы живых существ»
(6 часов)
Цель темы: организовать понимание структурно-функциональных связей в биологических системах.
Познавательная задача к разделу: Научиться объяснять физиологические процессы, протекающие в живой системе, на основе причинно-следственных связей.
Учебная задача к разделу: Конкретизировать модель структурно-функциональных связей живой системы (модель структурно-функциональных связей была построена в 6 классе).
Тема урока: Пищеварительная система живого существа.
Цель урока:
-
выяснить связи функций и структур пищеварительной системы живого существа;
-
формирование навыка устанавливать причинно-следственные связи и выстраивать логические цепочки на примере работы с моделью; формирование навыков работы в команде.
-
воспитание ответственного отношения к учебному труду, регулирование своей познавательной и учебной деятельности.
Деятельность учителя
Со-держание
Деятельность учеников
Первая учебная ситуация
Цель: организовать ситуацию успеха при восстановлении понимания процесса питания как необходимого условия дыхания живого существа.
Конечный продукт: на схеме живого существа восстановлен смысл питания как необходимого условия жизнедеятельности живого существа.
«Ребята, посмотрите видеофрагмент и сформулируйте тему урока»
Урок начинается с просмотра видеофрагмента youtube.com/watch?v=d_vVsSUm0e0
«Запишите, пожалуйста, тему урока. Оставьте место (одну строчку ниже) в случае, если вы по ходу урока дополните нашу тему».
«Есть ли существа, которые не питаются? Почему?»
«Подобные вопросы обсуждали не только мы с вами.
Прокомментируйте следующие высказывания:
-
«Принятие пищи - это не только средство для утоления голода и удовлетворения аппетита».
-
«Когда у вас в крови недостает каких-либо питательных веществ, это отмечается в одном из участков мозга, и вы ощущаете голод».
-
«Маленькая птичка может умереть от голода примерно через пять дней, а собака - дней через двадцать».
«Как на схеме живого существа, показать биологический смысл процесса питания?»
О2 СО2
Еда непер.о-ки
Н2О Н2О
Ребята просматривают видеофрагмент.
Ответы ребят: «Питание живых существ», «Пищеварение».
Ребята записывают тему урока.
Ответы ребят: «нет, такого не бывает», «они же погибнут», «можно не есть какое-то время, а потом все равно умрет», «когда мы едим мы получаем энергию, согреваемся», «да, в пище же есть калории».
Ребята комментируют высказывания: «пища нам нужна не для удовольствия, пищеварение - необходимый физиологический процесс в организме»; «питаясь, организм получает питательные вещества, которые использует для дыхания»; «в пище есть белки, жиры, углеводы, которые способны расщепляться и давать энергию»; «при поступлении питательных веществ и кислорода в организм происходит окисление кислородом этих питательных веществ, в результате чего образуется энергия, необходимая для жизни», «пища переваривается внутри».
Один из учеников зарисовывает схематично живое существо и показывает биологический смысл процесса питания.
Вторая учебная ситуация
Цель: организовать ситуацию «разрыва» знаний, на основании чего сформулировать цель и поставить познавательную и учебную задачи; формирование навыков работы в команде.
Конечный продукт: сформулирована цель и поставлены познавательная и учебная задачи.
Учитель демонстрирует кусочек хлеба и задает вопрос: «Эта пища усвоится организмом? Где именно? Что для этого нужно?»
«Обсудите в группах следующий вопрос: «Что и где (в каком органе живого существа) должно произойти с кусочком хлеба, чтобы он усвоился организмом (например, у человека)? Ответы запишите в таблицу»
Кусочек хлеба Питательные в-ва, усвоенные организмом
Что происходит?
Где в организме?
Фиксация возникших трудностей:
-
Переваривание в желудке и усвоение???
-
В кишечнике усвоение????
-
Как питательные вещества попадают в клетки, например, конечностей??????
Ответы ребят: «да», «конечно, мы же едим эти продукты, они перевариваются», «пища переваривается в желудке», «в желудке есть желудочный сок и соляная кислота, которые переваривают пищу»
Ребята выполняют задание в группах, используя бытовой опыт, эрудированность, ранее полученные знания.
Рассуждения ребят в группах: «сначала мы жуем пищу во рту; потом она поступает в желудок, где переваривается; нужное остается, а ненужное выходит через кишечник», «нет, из желудка пища идет в кишечник, а там уже делится на нужное и ненужное», «а еще есть печень, которая помогает переваривать»…
«Почему у вас получились разные ответы?»
«Что будем делать?»
«Кто готов сформулировать цель урока?»
«Для достижения цели, какую задачу необходимо решить?»
«Биологический смысл питания для дождевого червя и воробья отличается?»
«Что даст вам понимание того, как функционирует пищеварительная система?»
Цель: выяснить, как происходит процесс переваривания и усваивания пищи в организме.
Познавательная задача: узнать строение и функционирование пищеварительной системы. Учебная задача: на основе причинно-следственных связей построить схему-рисунок строения пищеварительной системы организма.
Ответы ребят: «мы не знаем, все ли переваривается в желудке», «а как пища попадает к клеткам организма?», «что происходит в кишечнике?»
«надо выяснить, что происходит в органах пищеварительной системы».
Ребята предлагают варианты, из которых выбираются наиболее точные формулировки.
Ответы ребят: «нет, смысл питания один - получение питательных веществ»
«мы узнаем, как устроен организм», «поймем место пищеварительной системы в организме как целостной системе», «поймем, как работает пищеварительная система у всех живых существ», «сможем объяснять особенности строения органов пищеварительной системы, зная их функции».
Ребята записывают цель и задачи урока в тетрадь. Кто желает, дополняет тему урока.
Третья учебная ситуация
Цель: формирования навыка планирования работы.
Конечный продукт: составлен план работы.
«Ребята, опишите последовательность этапов решения задач для достижения цели»
План работы:
-
Изучить органы пищеварительной системы
-
Построить схему-рисунок строения пищеварительной системы организма
-
Объяснить с помощью построенной схемы-рисунка, как происходит процесс переваривания и усвоения пищи в организме
-
Посмотреть на примерах разных классов животных, как работает схема-рисунок строения пищеварительной системы
Ребята работают в индивидуальной форме в течение 5 мин.
После этого в ходе обсуждения составляют один общий план.
Четвертая учебная ситуация
Цель: организовать ситуацию для работы по составлению схемы-рисунка строения пищеварительной системы живого существа на основе причинно-следственных связей.
Конечный продукт: схематический рисунок пищеварительной системы с пониманием причинно-следственных связей структуры и функций.
Учитель организует площадку для выполнения ребятами заданий в разных формах: проведение эксперимента, наблюдение, работа с текстом, работа с цифровыми ресурсами (Приложение 1).
«Ребята, для вас представлен набор практических заданий, которые помогут ответить на поставленные вами вопросы. Последовательность выполнения заданий следующая: 2134
Если при работе у групп возникнет трудность, вы можете обратиться ко мне, я сегодня буду в роли консультанта. Удачи.»
Ребята в группах выполняют практическое задание №2 - проводят опыт и, ожидая результат эксперимента, выполняют индивидуально практическое задание №1
Образовательный результат задания №1: ребята, проводя исследования своей ротовой полости и рассуждая над вопросами задания, определили функции основных структур ротовой полости.
Результаты опыта с яйцом: Яйцо из банки с препаратом «мезим форте» должно уменьшиться в размере. Энзимы из препарата воздействуют на молекулы яйца и расщепляют их на более мелкие молекулы, которые растворяются в воде. (Кусочек яйца из другой банки свидетельствует, что яйцо не растворяется в обычной воде и что именно энзимы "поедают " яйцо).
Образовательный результат задания №2: данный эксперимент доказывает, что необходимым этапом усвоения пищи является ее химическое переваривание.
Образовательный результат задания №3: работа с текстом и просмотр цифрового ресурса позволяют понять строение желудка, печени и поджелудочной железы и объяснить механизм функционирования этих органов.
Результаты наблюдения (задание №4): внутренняя стенка кишечника образована складками и густо пронизана капиллярами.
Образовательный результат задания №4: в ходе наблюдения фрагмента стенки кишечника коровы, ребята выделяют особенности строения кишечника. Далее, выполняя задания в карточке, устанавливают причинно-следственные связи между строением кишечника и выполняемыми им функциями.
Ребята приходят к выводу, что складчатая внутренняя поверхность кишечника увеличивает площадь поверхности, а густо пронизанные капилляры позволяют транспортировать питательные вещества в кровь. Таким образом, основная функция кишечника: всасывание питательных веществ в кровь.
Учитель предлагает вернуться и доработать таблицы, которые ребята выполняли в группах.
Учитель организовывает демонстрацию работ и их совместное обсуждение.
Учитель предлагает выполнить задание, используя данные таблицы (Приложение 2).
«Вернитесь к схеме живого существа и отметьте, какую часть схемы мы сегодня конкретизировали?»
Функция ротовой полости - механическое измельчение пищи:
зубы - измельчение пищи, язык - переворачивает пищу, слюна - смачивает пищу
Функция желудка - химическое переваривание с помощью ферментов.
Поджелудочная железа и печень - органы, помогающие переваривать пищу: поджелудочная железа открывает свои протоки в желудок, а печень - в кишечник.
Основная функция кишечника - всасывание. Кишечник имеет складчатую внутреннюю стенку, что увеличивает площадь поверхность и, соответственно, всасывания. Питательные вещества всасываются в кровь через капилляры и транспортируются к клеткам организма.
Что происходит?
Где в организме?
Механическое измельчение
Ротовая полость
Химическое расщепление
Желудок
Всасывание
Кишечник
Ребята выполняют ряд заданий, в ходе которых узнают о структурах пищеварительной системы, особенностях их строения и функционирования.
Результаты и выводы проделанной работы фиксируют в тетради.
Ребята в группах работают с таблицей, отвечая на зафиксированные трудности в начале урока.
Ребята выполняют задание индивидуально, формируя навык схематизации информации.
Ребята отмечают эту область на схеме
Пятая учебная ситуация
Цель: формировать умения анализировать свои действия.
Конечный продукт: осознание учащимися результата урока, поставлена общая (приближенная) цель на следующий урок.
Учитель возвращает ребят к цели и задачам урока и плану работы: «Ребята, что сегодня удалось сделать, чем вы будете заниматься на следующем уроке?»
Урок заканчивается объяснение домашнего задания (Приложение3): «Прочитайте отрывок из книги К.Доннер, отвечая по ходу чтения на вопросы. Восстановив в памяти урок, заполните таблицу:
Какую проблему решал?
Какими способами?
Что узнал/чему научился?
Что буду делать на следующем уроке?
Заполненные таблицы прошу прислать на мою почту за день до следующего урока. Спасибо за работу».
Соотнесение результата работы на уроке с целью и задачами, поставленными в начале; планирование работы следующего урока на основе составленного плана изучения темы.
Ответы ребят: «мы достигли поставленной цели - выяснили, как происходит переваривание пищи в организме, решили учебную задачу: составили схему-рисунок пищеварительной системы», «мы исследовательским и экспериментальным путем установили процесс пищеварения, которые происходят в организме», «на следующем уроке мы уже можем рассматривать, как устройство пищеварительной системы, например, лягушки, основываясь на нашу общую схему»…