Урок по биологии «Питание как условие дыхания. Пищеварительные системы живых существ»

Тема урока: «Питание как условие дыхания. Пищеварительные системы живых существ». Урок разработан для учеников 7 класса. Тип урока: постановка и решение учебной задачи. В ходе урока ученики открывают новое знание и опробируют его на пмногообразных примерах, которые могут как подтверждать, так и опровергать эти знания. Урок включает следующие этапы: 1. Создание ситуации успеха и актуализации знания – первая учебная ситуация; 2. Постановка проблемы через задание «на разрыв» - вторая учебная ситуация; 3. Формулирование цели и задач – вторая учебная ситуация; 4. Планирование работы – третья учебная ситуация; 5. Решения поставленных задач – четвертая учебная ситуация; 6. Выделение общих принципов структурно-функциональных связей пищеварительной системы - четвертая учебная ситуация; 7. Обсуждение результатов, рефлексия работы – пятая учебная ситуация.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс Раздел 1. Структурно-функциональные отношения в организме.

Тема №2 «Питание как условие дыхания. Пищеварительные системы живых существ»

(6 часов)

Цель темы: организовать понимание структурно-функциональных связей в биологических системах.

Познавательная задача к разделу: Научиться объяснять физиологические процессы, протекающие в живой системе, на основе причинно-следственных связей.

Учебная задача к разделу: Конкретизировать модель структурно-функциональных связей живой системы (модель структурно-функциональных связей была построена в 6 классе).

Тема урока: Пищеварительная система живого существа.

Цель урока:

  1. выяснить связи функций и структур пищеварительной системы живого существа;

  2. формирование навыка устанавливать причинно-следственные связи и выстраивать логические цепочки на примере работы с моделью; формирование навыков работы в команде.

  3. воспитание ответственного отношения к учебному труду, регулирование своей познавательной и учебной деятельности.

Деятельность учителя

Со-держание

Деятельность учеников

Первая учебная ситуация

Цель: организовать ситуацию успеха при восстановлении понимания процесса питания как необходимого условия дыхания живого существа.

Конечный продукт: на схеме живого существа восстановлен смысл питания как необходимого условия жизнедеятельности живого существа.

«Ребята, посмотрите видеофрагмент и сформулируйте тему урока»

Урок начинается с просмотра видеофрагмента youtube.com/watch?v=d_vVsSUm0e0

«Запишите, пожалуйста, тему урока. Оставьте место (одну строчку ниже) в случае, если вы по ходу урока дополните нашу тему».

«Есть ли существа, которые не питаются? Почему?»


«Подобные вопросы обсуждали не только мы с вами.

Прокомментируйте следующие высказывания:

  1. «Принятие пищи - это не только средство для утоления голода и удов­летворения аппетита».

  2. «Когда у вас в крови недостает каких-либо питательных веществ, это отмечается в одном из участков мозга, и вы ощущаете голод».

  3. «Маленькая птичка может умереть от голода примерно через пять дней, а собака - дней через двадцать».

Урок по биологии «Питание как условие дыхания. Пищеварительные системы живых существ»«Как на схеме живого существа, показать биологический смысл процесса питания?»









О2 СО2

Еда непер.о-ки

Н2О Н2О


Ребята просматривают видеофрагмент.

Ответы ребят: «Питание живых существ», «Пищеварение».

Ребята записывают тему урока.

Ответы ребят: «нет, такого не бывает», «они же погибнут», «можно не есть какое-то время, а потом все равно умрет», «когда мы едим мы получаем энергию, согреваемся», «да, в пище же есть калории».

Ребята комментируют высказывания: «пища нам нужна не для удовольствия, пищеварение - необходимый физиологический процесс в организме»; «питаясь, организм получает питательные вещества, которые использует для дыхания»; «в пище есть белки, жиры, углеводы, которые способны расщепляться и давать энергию»; «при поступлении питательных веществ и кислорода в организм происходит окисление кислородом этих питательных веществ, в результате чего образуется энергия, необходимая для жизни», «пища переваривается внутри».

Один из учеников зарисовывает схематично живое существо и показывает биологический смысл процесса питания.

Вторая учебная ситуация

Цель: организовать ситуацию «разрыва» знаний, на основании чего сформулировать цель и поставить познавательную и учебную задачи; формирование навыков работы в команде.

Конечный продукт: сформулирована цель и поставлены познавательная и учебная задачи.

Учитель демонстрирует кусочек хлеба и задает вопрос: «Эта пища усвоится организмом? Где именно? Что для этого нужно?»

«Обсудите в группах следующий вопрос: «Что и где (в каком органе живого существа) должно произойти с кусочком хлеба, чтобы он усвоился организмом (например, у человека)? Ответы запишите в таблицу»

Кусочек хлеба Питательные в-ва, усвоенные организмом

Что происходит?

Где в организме?




Фиксация возникших трудностей:


  1. Переваривание в желудке и усвоение???

  2. В кишечнике усвоение????

  3. Как питательные вещества попадают в клетки, например, конечностей??????

Ответы ребят: «да», «конечно, мы же едим эти продукты, они перевариваются», «пища переваривается в желудке», «в желудке есть желудочный сок и соляная кислота, которые переваривают пищу»

Ребята выполняют задание в группах, используя бытовой опыт, эрудированность, ранее полученные знания.

Рассуждения ребят в группах: «сначала мы жуем пищу во рту; потом она поступает в желудок, где переваривается; нужное остается, а ненужное выходит через кишечник», «нет, из желудка пища идет в кишечник, а там уже делится на нужное и ненужное», «а еще есть печень, которая помогает переваривать»…

«Почему у вас получились разные ответы?»


«Что будем делать?»

«Кто готов сформулировать цель урока?»

«Для достижения цели, какую задачу необходимо решить?»

«Биологический смысл питания для дождевого червя и воробья отличается?»

«Что даст вам понимание того, как функционирует пищеварительная система?»




Цель: выяснить, как происходит процесс переваривания и усваивания пищи в организме.

Познавательная задача: узнать строение и функционирование пищеварительной системы. Учебная задача: на основе причинно-следственных связей построить схему-рисунок строения пищеварительной системы организма.

Ответы ребят: «мы не знаем, все ли переваривается в желудке», «а как пища попадает к клеткам организма?», «что происходит в кишечнике?»

«надо выяснить, что происходит в органах пищеварительной системы».

Ребята предлагают варианты, из которых выбираются наиболее точные формулировки.

Ответы ребят: «нет, смысл питания один - получение питательных веществ»

«мы узнаем, как устроен организм», «поймем место пищеварительной системы в организме как целостной системе», «поймем, как работает пищеварительная система у всех живых существ», «сможем объяснять особенности строения органов пищеварительной системы, зная их функции».

Ребята записывают цель и задачи урока в тетрадь. Кто желает, дополняет тему урока.

Третья учебная ситуация

Цель: формирования навыка планирования работы.

Конечный продукт: составлен план работы.

«Ребята, опишите последовательность этапов решения задач для достижения цели»

План работы:

  1. Изучить органы пищеварительной системы

  2. Построить схему-рисунок строения пищеварительной системы организма

  3. Объяснить с помощью построенной схемы-рисунка, как происходит процесс переваривания и усвоения пищи в организме

  4. Посмотреть на примерах разных классов животных, как работает схема-рисунок строения пищеварительной системы

Ребята работают в индивидуальной форме в течение 5 мин.

После этого в ходе обсуждения составляют один общий план.

Четвертая учебная ситуация

Цель: организовать ситуацию для работы по составлению схемы-рисунка строения пищеварительной системы живого существа на основе причинно-следственных связей.

Конечный продукт: схематический рисунок пищеварительной системы с пониманием причинно-следственных связей структуры и функций.

Учитель организует площадку для выполнения ребятами заданий в разных формах: проведение эксперимента, наблюдение, работа с текстом, работа с цифровыми ресурсами (Приложение 1).

«Ребята, для вас представлен набор практических заданий, которые помогут ответить на поставленные вами вопросы. Последовательность выполнения заданий следующая: 2134

Если при работе у групп возникнет трудность, вы можете обратиться ко мне, я сегодня буду в роли консультанта. Удачи.»

Ребята в группах выполняют практическое задание №2 - проводят опыт и, ожидая результат эксперимента, выполняют индивидуально практическое задание №1

Образовательный результат задания №1: ребята, проводя исследования своей ротовой полости и рассуждая над вопросами задания, определили функции основных структур ротовой полости.

Результаты опыта с яйцом: Яйцо из банки с препаратом «мезим форте» должно уменьшиться в размере. Энзимы из препарата воздействуют на молекулы яйца и расщепляют их на более мелкие молекулы, которые растворяются в воде. (Кусочек яйца из другой банки свидетельствует, что яйцо не растворяется в обычной воде и что именно энзимы "поедают " яйцо).

Образовательный результат задания №2: данный эксперимент доказывает, что необходимым этапом усвоения пищи является ее химическое переваривание.

Образовательный результат задания №3: работа с текстом и просмотр цифрового ресурса позволяют понять строение желудка, печени и поджелудочной железы и объяснить механизм функционирования этих органов.

Результаты наблюдения (задание №4): внутренняя стенка кишечника образована складками и густо пронизана капиллярами.

Образовательный результат задания №4: в ходе наблюдения фрагмента стенки кишечника коровы, ребята выделяют особенности строения кишечника. Далее, выполняя задания в карточке, устанавливают причинно-следственные связи между строением кишечника и выполняемыми им функциями.

Ребята приходят к выводу, что складчатая внутренняя поверхность кишечника увеличивает площадь поверхности, а густо пронизанные капилляры позволяют транспортировать питательные вещества в кровь. Таким образом, основная функция кишечника: всасывание питательных веществ в кровь.

Учитель предлагает вернуться и доработать таблицы, которые ребята выполняли в группах.

Учитель организовывает демонстрацию работ и их совместное обсуждение.

Учитель предлагает выполнить задание, используя данные таблицы (Приложение 2).


«Вернитесь к схеме живого существа и отметьте, какую часть схемы мы сегодня конкретизировали?»




Функция ротовой полости - механическое измельчение пищи:

зубы - измельчение пищи, язык - переворачивает пищу, слюна - смачивает пищу



Функция желудка - химическое переваривание с помощью ферментов.

Поджелудочная железа и печень - органы, помогающие переваривать пищу: поджелудочная железа открывает свои протоки в желудок, а печень - в кишечник.


Основная функция кишечника - всасывание. Кишечник имеет складчатую внутреннюю стенку, что увеличивает площадь поверхность и, соответственно, всасывания. Питательные вещества всасываются в кровь через капилляры и транспортируются к клеткам организма.


Что происходит?

Где в организме?

Механическое измельчение

Ротовая полость

Химическое расщепление

Желудок

Всасывание

Кишечник

Урок по биологии «Питание как условие дыхания. Пищеварительные системы живых существ»

Урок по биологии «Питание как условие дыхания. Пищеварительные системы живых существ»

Урок по биологии «Питание как условие дыхания. Пищеварительные системы живых существ»Урок по биологии «Питание как условие дыхания. Пищеварительные системы живых существ»Урок по биологии «Питание как условие дыхания. Пищеварительные системы живых существ»

Ребята выполняют ряд заданий, в ходе которых узнают о структурах пищеварительной системы, особенностях их строения и функционирования.

Результаты и выводы проделанной работы фиксируют в тетради.














Ребята в группах работают с таблицей, отвечая на зафиксированные трудности в начале урока.

Ребята выполняют задание индивидуально, формируя навык схематизации информации.




Ребята отмечают эту область на схеме


Пятая учебная ситуация

Цель: формировать умения анализировать свои действия.

Конечный продукт: осознание учащимися результата урока, поставлена общая (приближенная) цель на следующий урок.

Учитель возвращает ребят к цели и задачам урока и плану работы: «Ребята, что сегодня удалось сделать, чем вы будете заниматься на следующем уроке?»




Урок заканчивается объяснение домашнего задания (Приложение3): «Прочитайте отрывок из книги К.Доннер, отвечая по ходу чтения на вопросы. Восстановив в памяти урок, заполните таблицу:

Какую проблему решал?

Какими способами?

Что узнал/чему научился?

Что буду делать на следующем уроке?


Заполненные таблицы прошу прислать на мою почту за день до следующего урока. Спасибо за работу».

Соотнесение результата работы на уроке с целью и задачами, поставленными в начале; планирование работы следующего урока на основе составленного плана изучения темы.

Ответы ребят: «мы достигли поставленной цели - выяснили, как происходит переваривание пищи в организме, решили учебную задачу: составили схему-рисунок пищеварительной системы», «мы исследовательским и экспериментальным путем установили процесс пищеварения, которые происходят в организме», «на следующем уроке мы уже можем рассматривать, как устройство пищеварительной системы, например, лягушки, основываясь на нашу общую схему»…

Урок по биологии «Питание как условие дыхания. Пищеварительные системы живых существ»Урок по биологии «Питание как условие дыхания. Пищеварительные системы живых существ»Урок по биологии «Питание как условие дыхания. Пищеварительные системы живых существ»

© 2010-2022