Конспект урока по биологии на тему Шляпочные грибы (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по биологии в 6-ом классе по теме: «Шляпочные грибы».

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; сформировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; научить правилам сбора грибов, показать роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности.

Оборудование: муляжи шляпочных грибов; рисунки в учебнике; мультимедийный проектор, презентация, видеоролик «Шляпочные грибы».

Тип урока: комбинированный.

Формируемые понятия: шляпочные грибы, грибница, трубчатые и пластинчатые грибы, ядовитые и съедобные грибы;

Ход урока:

I.Оргмомент:

- Здравствуйте, ребята!

- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Хотелось бы, чтобы наш урок вам оказался полезным и впечатления об уроке остались хорошими.

II. Опрос. Обобщение знаний о бактериях

ТЕСТ

1.Какая из перечисленных форм не встречается у бактериальных клеток?

А. шарообразные Б. гантелеобразные

В. Спиралевидные Г. палочковидные

2. В чем отличие клетки бактерии от растительной клетки?

А. в отсутствии клеточной оболочки Б. в отсутствии ядерного вещества

В. в отсутствии цитоплазмы Г. в отсутствии ядра

3. Не является бактериальным заболеванием

А. сибирская язва Б. дизентерия

В. Сальмонеллез Г. грипп

4. Различные болезнетворные бактерии могут поражать

А. только людей Б. только животных

В. только растения Г. всех перечисленных

5. Образование спор у бактерий - это

А. способ размножения Б. способ питания

В. способ расселения Г. способ выживания в неблагоприятных условиях

6. Бактерии относятся к царству

А. растений Б. животных

В. грибов Г. самостоятельному царству

7. Бактерии, вызывающие такое заболевание, как туберкулез, имеют форму

А. вибрионы Б. палочки

В. кокки Г. спириллы

8. Цианобактерии по способу питания являются

А. паразитами Б. сапрофитами

В. хемоавтотрофами Г. фотоавтотрофами

9. Какая бактерия по способу питания сапрофит?

А. палочка Коха Б. холерный вибрион

В. бактерия гниения Г. стрептококки

10. Какие бактерии вступают в симбиоз с корнями бобовых растений?

А. клубеньковые бактерии Б. бактерии гниения

В. цианобактерии Г. молочнокислые бактерии

Немного поговорим о том, что мы уже знаем о грибах, но в необычной форме. Поиграем в био-хлоп. Я называю признаки, а вы, если согласны с высказыванием - хлопаете в ладоши, а если нет, то обходимся без аплодисментов.

Био-хлоп:

- Грибы - это самостоятельное царство живых организмов

- Для грибов характерно автотрофное питание

- все грибы многоклеточные

- грибы размножаются при помощи спор

- тело гриба - это мицелий, состоящий из гифов

- грибы - сапрофиты поселяются в организме животных и растений

- все грибы полезны для человека

- грибы могут портить продукты питания

- оболочки клеток грибов содержат хитин

- грибы могут размножаться частями грибниц

III. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя.

Тема сегодняшнего урока - Шляпочные грибы.

В течение нескольких уроков мы с вами будем изучать удивительный мир грибов.

По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки.

В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы.

Итак, мир грибов очень многообразен и интересен. Известно около 100 000 видов грибов. В этих организмах сочетаются признаки как растений, так и животных. (Запись в тетрадях)

Признаки растений: неподвижность, постоянный рост, питание растворенными веществами, наличие клеточных стенок.

В тоже время грибы несут в себе признаки животных- отсутствие пластид и способности к фотосинтезу, наличие в клеточных стенках особого вещества хитина.

Грибы имеют и признаки, свойственные только им: почти у всех грибов вегетативное тело представляет собой грибницу, или мицелий, состоящий из нитей - гиф. Поэтому грибы стали выделять в отдельное царство живых организмов.

Существует особая наука микология, которая занимается изучением грибов.

Немного истории: В старину 400-500 лет назад, грибы на Руси называли "губами". Кое-где это название и сейчас сохранилось, но только за трутовиками. В 15 веке появилось слово "грибы", родственное слову "горб". Сначала так называли только те из них, которые имели шляпки "горбиком" - например белые грибы. Постепенно значение названия "грибы", расширилось до современных рамок.

Назовите грибы, произрастающие у нас и те, которые вы собирали сами.

Учитель демонстрирует муляжи грибов

2. Особенности строения шляпочных грибов.

а) Рассказ учителя, составление схемы на доске. Конспект урока по биологии на тему Шляпочные грибы (6 класс)

Грибница, или, как ее иначе называют мицелий, по своему строению у всех шляпочных грибов похожа. Под микроскопом видно, что нити мицелия состоят из клеток, расположенных в один ряд, они двухъядерные. А вот плодовые тела очень разнообразны и часто ярко окрашены в лиловый, красный, зеленоватый, ярко- желтый и другие цвета. Однако у грибов никогда не бывает ни хлоропластов, ни других пластид. Фотосинтез у грибов не происходит.

В шляпке два слоя: верхний - покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний -у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других -пластинками (пластинчатые).

Конспект урока по биологии на тему Шляпочные грибы (6 класс)

Поэтому по строению нижнего слоя шляпки различают трубчатые и пластинчатые грибы. К трубчатым грибам относят - белый гриб, подберезовик, масленок, а к пластинчатым- сыроежки, грузди, волнушки, шампиньоны.

3. Питание шляпочных грибов:

Шляпочные грибы всасывают из почвы воду, минеральные соли, а также органические вещества, образующиеся в почве в результате разложения растительных остатков. Многие шляпочные грибы получают органические вещества из корней деревьев. Грибникам хорошо известно, что почти всегда подберезовики растут под березами, подосиновики в осиновом лесу, а маслята и белые грибы под соснами и лиственницами. Такая связь грибов и деревьев объясняется тем, что мицелий определенных видов грибов вступает в тесный контакт с корнями определенных древесных пород. При этом гифы мицелия оплетают корень и даже проникают внутрь его клеток. Отношения между грибом и деревом "выгодны" для обеих сторон. Корни дерева получают от гриба воду и минеральные соли, а грибы от корней дерева - органические вещества, необходимые для питания и образования плодовых тел. Подобные связи называются симбиозом. (греческое симбиозис- совместная жизнь). Вопрос классу. Приведите пример симбиоза.

Симбиоз мицелия гриба с корнями дерева носит название микориза. (запись в тетради). Образуют микоризу очень многие шляпочные грибы, но не все. Так, не образует микоризу один из самых ценных съедобных грибов - шампиньон. Их издавна разводят в специальных теплицах.

Симбиоз - тесная связь растения и гриба, связь полезна как одному, так и другому.

Грибокорень - проникновение грибницы в корень дерева (микориза)

4. Размножение шляпочных грибов:

Плодовые тела шляпочных грибов служат для образования спор. Трубочки и пластинки позволяют во много раз увеличить поверхность, на которой образуются споры. Даже небольшое плодовое тело образует миллионы спор, а часто их бывает десятки и даже сотни миллионов штук. Споры шляпочных грибов очень мелкие и легкие и переносятся током воздуха. Кроме того, белки и другие мелкие животные, запасая грибы, способствуют распространению спор. Попав в благоприятные условия, то есть теплые и влажные, спора прорастает в гифу. Гифы растут, ветвятся, число клеток у них увеличивается. Постепенно образуется мицелий, состоящий из множества гиф. Грибница- это вегетативная часть гриба. Это белая "паутина", хорошо знакомая грибникам, которую часто можно увидеть в лесу, на опавших сучьях и листьях, на обнаженной почве. Но основная часть мицелия скрыта под поверхностью почвы. Мицелий- это основное состояние гриба. В этом виде гриб может прибывать длительное время, однако для размножения необходимо созревание спор. Там, где грибников слишком много и плодовые тела не успевают дать споры, грибы редеют и даже вовсе исчезают, как например, вблизи городов.

Большинство грибов образуют плодовые тела в конце лета и в начале осени. Но есть и очень ранние грибы. Уже в конце апреля в средней полосе созревают сморчки. Споры, у них образуются не на нижней, а на верхней стороне их сморщенных шляпок.

5. Съедобные и ядовитые грибы.

Ни одна страна в мире не обладает такими запасами разнообразных съедобных грибов как наша. Основными районами их сбора являются лесные массивы центральной полосы страны. Более 200 видов съедобных грибов произрастают в наших лесах, но многие из них не собирают. Это объясняется в первую очередь недостаточными знаниями грибной флоры.

Все съедобные шляпочные грибы делятся на несколько категорий:

  • благородные грибы;

  • "желанные грибы";

  • часто встречающиеся;

  • грибы низшей категории.

К 1-ой категории благородных грибов относят такие как белый гриб, подберезовик. Белый гриб растет в лиственных, хвойных и смешанных лесах, одиночно, но чаще группами, с июня до поздней осени. Шляпка сверху от светло до темно бурой, трубчатый слой у молодого гриба белый, зеленовато- желтая ножка толстая со светлым сетчатым рисунком. Мякоть белая на изломе не меняется. Подберезовик имеет выпуклую шляпку разных оттенков. Мякоть белая. Трубчатый слой серый. Ножка длинная. К этой же категории относятся- подосиновик, масленок, моховик.

2. Желанные" - волнушка, лисичка, рыжик, опенок, поддубовик, груздь, шампиньон.

3. Часто встречаемые - сыроежка, свинуха, чернушка.

4. Грибы низшей категории - валуй, сморчок, рядовка, белянка, горькушка.

Наряду со съедобными грибами встречаются и не съедобные. Это мухоморы с красными и белыми пятнистыми шляпками. Но существуют очень опасные ядовитые грибы- двойники съедобных.

6.Нужно запомнить!!!

Желчный гриб похож на белый, но верхняя часть его пенька покрыта рисунком в виде черной сетки, а мякоть на изломе краснеет.

Ложные лисички похожи на съедобные, но их шляпки ровные, красновато- оранжевые, а не желтые, как у съедобных, из надломленной шляпки ложной лисички выделяется белый сок.

Собирая опята, внимательно осматривайте их пеньки. У съедобных имеется кольцо из пленки на пеньке, а у ложных их нет, и пластинки под шляпкой зеленоватые.

Бледные поганки несколько похожи на шампиньоны, и на сыроежки, но у бледной поганки нижняя сторона шляпки зеленоватая.

Поэтому, чтобы не отравиться грибами будьте внимательны при сборе грибов. Если найдете гриб похожий на ядовитый, если вы сомневаетесь в его съедобности, лучше такой гриб не берите!

7. Осторожно отравление!

И все таки, если произошло отравление ядовитыми грибами или старыми съедобными грибами, а также неправильно заготовленными высушенными или консервированными грибами. Немедленно сделайте следующее:

  • вызвать врача, а до его прихода очистить желудок, положить пострадавшего в кровать, к ногам и животу приложить грелки (не давать спать!);

  • нужно давать пить маленькими глотками подсоленную воду (1 чайную ложку на стакан воды- это несколько ослабит тошноту!):

  • можно давать крепкий чай, черный кофе, мед и молоко;

  • нельзя давать алкоголь, так как спирт содействует быстрому всасыванию ядов грибов;

  • остатки грибов, которые привели к отравлению, нужно передать врачу для исследовании.

8. Признаки отравления:

Признаки могут проявляться не сразу, а через несколько часов.

  • Боль в животе, тошнота, рвота, понос, сильное слюноотделение, холодный пот.

  • Головная боль.

  • Температура тела понижается до 36-35.

  • Пульс слабеет, конечности холодные.

  • Сознание сохраняется, почти всегда.

9. Правила сбора грибов:

Все чаще люди сетуют: разве это грибы, вот раньше… Действительно, "хороших" грибов меньше, найти их труднее. Есть тому несколько причин:

  • Изменение людьми окружающей среды. Загрязнена вода, почва, воздух, свели много лесов, человек быстро меняет условия, в которых длительное время формировалась среда обитания для грибов.

  • Низкая культура грибников:

  • Не ворошите лесную подстилку в поиск мелких грибов. Вы можете разрушить грибницу, и вряд ли вновь найдете здесь грибы.

  • Не уничтожайте незнакомые грибы.

  • Не делайте в лесу тропинок, в плотной почве грибница задыхается и погибает.

  • При сборе грибы осторожно выкручивайте.

Весь урок мы говорили об этих удивительных созданиях природы: на Руси издавна грибы считали здоровой и "пригожей" к здравию пищей, полагая, что они могут заменить мясо и рыбу.

10. Какова же пищевая ценность грибов?

Грибы содержат ценные белки, жиры, углеводы, различные минеральные соли, витамины и по питательности они приравниваются к хорошо выпеченному хлебу, фруктам и овощам. Кроме того грибы содержат гликоген (животный крахмал), и сахара, которые придают грибам сладковатый вкус. Особенно много углеводов в белых грибах, подберезовиках, маслятах. В ножках грибов сахаров больше, чем в шляпках. Азотистых веществ в грибах больше, чем в мясе, горохе, ржи. В шляпке белков больше, чем в ножке. Есть в грибах жиры, провитамин Д и жирные кислоты. В грибах есть ферменты, которые улучшают переваривание пищи. В теле гриба находятся следующие элементы: калий, фосфор, магний, натрий, железо, сера, хлор. Обнаружены в них витамины: А, В, С, Д, РР. По содержанию витамина В грибы не уступают зерновым культурам, витамина РР столько же, сколько в дрожжах и печени, а витамина Д не меньше, чем в сливочном масле. Хорошо подготовленные грибы возбуждают у людей аппетит, хорошее отделение желудочного сока, улучшают работу желез внутренней секреции.

IV. Закрепление.

1. "Заморочки из бочки"

а) Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое - на некотором расстоянии от него. Дайте объяснение этому явлению.

(В сухое лето более влажно под кроной дерева, у ствола, а в сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом).

б) Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы? (Да, т.к. они ядовиты только для определенной группы животных, в том числе и человека )

в) В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом - подберезовиков. Почему? (Наблюдается симбиоз между определенными видами деревьев и грибами.)

2. Ответить на вопросы:

- Как называется сожительство грибов с корнями деревьев ? (Симбиоз)

- Чем питаются грибы ? (Готовыми органическими веществами )

- Как питаются шляпочные грибы? (Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней деревьев)

- Какое микроскопическое строение имеет грибница шляпочных грибов? (Состоит из двуядерных клеток, которые не содержат пластид)

- Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Пенек и шляпка)

- Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики)

- Какие грибы появляются первыми в лесу? (Сморчки)

- Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами (Паразиты)

- Чем клетки гриба отличаются от клеток бактерий? (У них есть ядро)

V. Задание на дом.

Изучить параграф 8, ответить на вопросы в конце параграфа

VI. Рефлексия

«Карта настроения»

В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.

Конспект урока по биологии на тему Шляпочные грибы (6 класс)




VII. Подведение итогов. Выставление оценок.



© 2010-2022