Внеклассное мероприятие на тему: ЭРУДИТ

 При формировании познавательных УУД у обучающихся особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству как внеклассные занятия по предмету. Внеклассные мероприятия углубляют и расширяют знания обучающихся, полученные на уроке, повышая их интерес к предмету.  Способствуют развитию логического мышления: позволяют строить логические цепи рассуждений, выдвигать гипотезы и их обосновывать для нахождения правильных способов решения  поставленных задач.Так же внеклассные мероприятия о...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»



Городской конкурс

педагогического мастерства с использованием ИКТ



«Тысяча и одна идея нестандартных внеурочных мероприятий»





Внеклассное мероприятие

по биологии:

СВОЯ ИГРА - «ЭРУДИТ»

7 класс



Разработчик -

учитель высшей

квалификационной категории

Рулева Галина Павловна







г. Череповец, 2012 год.

Пояснительная записка.


При формировании познавательных УУД у обучающихся особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству как внеклассные занятия по предмету. Внеклассные мероприятия углубляют и расширяют знания обучающихся, полученные на уроке, повышая их интерес к предмету. Способствуют развитию логического мышления: позволяют строить логические цепи рассуждений, выдвигать гипотезы и их обосновывать для нахождения правильных способов решения поставленных задач.Так же внеклассные мероприятия обеспечивают формирование коммуникативных УУД, позволяют совместно сотрудничать и оценивать действия партнеров по группе, управлять и корректировать свое поведение, воспитывать ответственность.

Цель внеклассной работы - удовлетворить запросы детей, особо интересующихся биологией. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его - задача учителя. Внеклассная работа не является обязательной для всех обучающихся. Она охватывает, главным образом, тех школьников, которые проявляют особый интерес к предмету. Лишь в массовые формы внеклассной работы вовлекаются все учащиеся школы - это предметные недели.

Целью проведения недели естествознания в школе является активизация познавательной деятельности как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Традиционно неделя естествознания проводится в третьей четверти, в начале февраля. Определение сроков проведения предметных недель определяется на первом заседании МО учителей предметников. В сентябре составляется тематический план недели и определяется круг участников массовых мероприятий.

Проведение массовых общешкольных мероприятий в рамках недели естествознания обязательно связано с индивидуальной и групповой работой по их подготовке и проведению. Содержание внеклассной работы не ограничивается рамками учебной программы, а значит выходит за ее пределы и определяется в основном интересами учащихся. Большинство мероприятий направлено на развитие интеллекта обучающихся, способствуют овладению наиболее эффективными приемами умственной деятельности, формированию таких качеств, как гибкость, критичность самостоятельность мышления. В целях повышения наглядности учебного материала, его интерактивности и доступности для понимания обучающимися, при проведении внеклассных мероприятий используются компьютер и медиапроектор. В рамках недели естествознания проводятся разнообразные внеклассные мероприятия с использованием ИКТ, такие как - «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Как стать отличником?», «Своя игра», «Брейн ринг» (приложение №1).

Содержание внеклассных занятий и формы их проведения должны быть всегда интересны обучающимся. Любое дело, организуемое педагогом с обучающимися, принесет им полное удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого ученика, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Интересы учащихся часто бывают ограничены коллекционированием, любительским отношением к отдельным растениям или какому-либо животному, задача учителя - расширить кругозор учеников, воспитать образованного человека, любящего природу, науку, сформировать исследовательские умения.

Во внеклассной работе выполнению этих требований содействуют элементы занимательности, которые необходимы для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Но неправильно будет основывать внеклассную работу только на принципе занимательности. Внеклассная работа по биологии должна не развлекать ученика, а развивать и совершенствовать его личность. Всякая внеклассная работа должна учитываться и оцениваться учителем. Отдельные ученики или группы, активно принимающие участие во внеклассной работе оцениваются отметками в классном журнале.

При работе с одаренными обучающимися 10 -11 классов в прошлом году проводился курс «Решение биологических задач повышенного уровня сложности» в этом году для обучающихся 7-х классов проводится курс «Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности», которые позволяют развивать у них творческие способности, инициативу, наблюдательность и самодеятельность. Обучающиеся приобретают практические умения и навыки, вырабатывают настойчивость и трудолюбие, получают знания о растениях и животных, что позволяет сформировать у них правильные научные взгляды на природу.

Обучающиеся принимают активное участие и становятся победителями и призерами разнообразных городских конкурсов, организованными методистами:

  • Череповецкого филиала АОУ ВО ДПО ВИРО - «Пятый элемент», «Путешествие в страну Естествознание»;

  • МОУДО «ДДЮТ им. А.А.Алексеевой»- «Зеленый город», «Мир природы», «Вслед за птицей года», «Зимняя карусель», «Путешествие по Вологодскому краю», «Сезонная мозаика»;

  • конкурсы буклетов, закладок, посвященных 65-летию Дарвинского заповедника.

Большое значение во внеклассной работе имеет выпуск стенгазет, размещение информации на сайте школы, проведение школьных олимпиад, конференций и выставок, выполнение общественно полезных работ (уход за комнатными растениями и работа на пришкольном участке), проведение экскурсий в природу с учащимися.

Представленное внеклассное мероприятие - «Своя игра» напоминает телевизионную версию игры с некоторыми изменениями. Предлагаемое содержание игры разработано для обучающихся 7-х классов, но рассчитано и будет интересно любой категории учащихся.

Игра разработана в MicrosoftPowerPoint (презентация), состоит из трех раундов и проецируется на экран, чтобы была обозреваема для команд участниц и болельщиков.





СВОЯ ИГРА «ЭРУДИТ».

Цель:

Создать условия для формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся.

Задачи:

  1. Способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, расширению кругозора обучающихся.

  2. Создать условия для развития логического мышления, формирования навыков самоанализа, самоконтроля, взаимоконтроля.

  3. Создать условия для воспитания ответственности перед коллективом, критического отношения к достигнутому результату.


Правила игры «Своя игра»:

Правила командной игры похожи на правила телевизионной версии.

  1. Играют одновременно все команды (от трех до пяти).

  2. Игра состоит из 3 раундов. Первый раунд включает три темы, каждая из которых содержит по пять вопросов стоимостью от 1 балла до 5 баллов. Во втором раунде стоимость вопросов увеличивается и составляет от 2б. до 10б. Третий раунд включает пять творческих задач стоимостью каждая по 10 баллов.

  3. В начале каждого раунда объявляются темы и стоимость вопросов (количество баллов, которые можно получить при правильном ответе на вопрос).

  4. Право первого и последующих ходов разыгрывается жребием. И порядок, в котором команды выбирают вопросы, определяется ведущим после жребия, перед началом игры.

  5. Команда, получившая право первого хода выбирает тему и стоимость вопроса, после чего ведущий зачитывает соответствующий вопрос.

  6. Время на обсуждение в первом и втором раундах составляет 15 секунд. По истечении 15-ти секунд команда представитель команды отвечает. В третьем - 1 минута.

  7. В случае правильного ответа команда получает жетон с количеством очков, равное стоимости вопроса.

  8. Если команда не дает ответ - баллы не снимаются и не начисляются за этот вопрос.

  9. При неправильном ответе команда теряет количество очковравное стоимости вопросаи право хода передается следующей команде (баллы снимаются жюри).

  10. Для подсчета баллов, набранных командами, выбирается жюри из старшеклассников.

Оборудование:

Компьютер,

Проектор,

Презентация, подготовленная в MicrosoftPowerPoint,

Приложение №1 - творческие задания командам для третьего тура,

Приложение №2- рейтинговые баллы для команд (жетоны),

Приложение №3- грамоты для победителей и призеров.

Ход игры:


  1. Организационный момент:

    • Представление команд - название, девиз, состав участников.

    • Жеребьевка и определение порядка игры.

    • Знакомство с правилами проведения игры.

    • Представление жюри.

  2. Проведение игры:

Ведущий:

Первый раунд все о насекомых называется: «Насекомые в нашей жизни» включает три темы - это:

№1 - «А бабочка крылышками» - необходимо по формулировке вопроса решить, о какойбабочке идет речь, и дать ее интересное и необычное название.

№2 -«Биологические шарады» - обучающиеся должны отгадать биологические шарады, приведенные на экране. Используя, слайды №15,16 ведущий объясняет, как следует выполнять это задание.

№3 - «Насекомые в загадках» - следует отгадать загадку о насекомых.

Команда, отвечающая по жребию первой, выбирает тему и стоимость вопроса. Через 15-ть секунд команда дает ответ. Если ответ правильный получает жетон, соответствующий стоимости вопроса, если неправильный вопрос переходит к команде следующей за ней по жребию, с команды снимается количество баллов, соответствующее этому вопросу (снимает жюри).

I раунд: «НАСЕКОМЫЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»


Тема №1 - «А бабочка крылышками»

Следует отгадать интересные и необычные названия бабочек:

Баллы

№ слайда

Вопрос

Ответ

5, 6

Круглое смотровое отверстие в двери и дневная бабочка?

Глазок

7, 8

Ямка во льду для рыбалки и ночная бабочка?

Лунка

9, 10

Воинское звание в военно-морском флоте и дневная бабочка?

Адмирал

11, 12

Статуя фантастического существа с телом льва и головой человека и ночная бабочка?

Сфинкс

13, 14

Единоличный глава государства, получивший власть в порядке наследования и дневная бабочка?

Монарх

Тема №2 -«Биологические шарады»

Обучающиеся должны отгадать биологические шарады, например (Слайд №15, 16):

С буквой «В» - ночная птица, а вот с «Ф» - нам спать годится.

С

О

Ф

А

С

О

В

А

Баллы

и

№ слайда


Вопрос


Ответ

17, 18

С буквой «К» - летаю я, кусаю,

А без «К» - уж в море обитаю.

К

О

М

А

Р

О

М

А

Р

19,20

С буквой «Ш» - он над цветком жужжит,

А без «Ш» - на ней корабль сидит.

Ш

М

Е

Л

Ь

М

Е

Л

Ь

21, 22

Вы поверьте сами, коль не верите:

К супу - букву «М» добавьте спереди.

Тут же, всем и каждому знакомое,

Явиться из супа насекомое.

У

Х

А

М

У

Х

А

23, 24

Не то чтоб видом страшен и сердит,

Однако - сплошь и рядом - он зудит.

А если внутрь добавить букву «Ш»,

То станет жизнь совсем не хороша.

К

О

М

А

Р

К

О

Ш

М

А

Р

25, 26

Вовсе не домашняя, но птица

Может в каждом доме очутиться,

После однобуквенной замены

Превратившись в средство гигиены.

С

О

В

А

С

О

Д

А

Тема №3 - «Насекомые в загадках»

Ведущий задает загадку, выбранную командой, соответствующую определенным баллам:

Баллы

№ слайда

Вопрос

Ответ

27, 28

Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком - он поделится медком.

Пчела

29, 30

Кто они? Откуда? Чьи? Льются целые ручьи:

Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке.

Муравьи

31, 32

Спал цветок и вдруг проснулся - больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

Бабочка

33, 34

Пледы ест и одеяла, и шарфы, и все ей мало!

Вот обжора! Чтоб ей лопнуть! Нет пора ее прихлопнуть.

Моль

35, 36

Прозрачнокрылый самолет свой совершает перелет

С розовой кашки на блюдечко ромашки.

Стрекоза

После ответа на все вопросы этого раунда жюри подсчитывают количество баллов, которое набрали команды и объявляют результаты, указывая, сколько штрафных баллов, потеряла команда в этом раунде.

Команды подсчитывают количество баллов по жетонам, которые они набрали, сверяя с результатами жюри и отнимая штрафные баллы.

Ведущий:

Второй раунд называется: «За страницами учебника» и включает три темы - это:

№1 - «Легенды о цветах» - прослушав древнегреческую, христианскую или украинскую легенду необходимо ответить, о каком растении она сложена.

№2 -«Чемпионы животных» - обучающиеся должны решить, о каких рекордах животного мира идет речь. Если называют только животное, получают половину баллов стоимости за этот вопрос. Если подтверждают их рекорды примерами, набирают полное количество баллов.

№3 - «Литературная биология» - ребята должны назвать животных и природные объекты, о которых идет речь в литературных произведениях.

Команда, отвечающая по жребию первой, выбирает тему и стоимость вопроса. Через 15-ть секунд команда дает ответ. Если ответ правильный получает жетон, соответствующий стоимости вопроса, если неправильный вопрос переходит к команде следующей за ней по жребию, с команды снимается количество баллов, соответствующее этому вопросу (снимает жюри).

II раунд: «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА»

Тема №1 - «Легенды о цветах»

Баллы

№ слайда

Вопрос

Ответ

37, 38

Христианская легенда:

Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно и грустно. Тогда несколько снежинок сжалились над ней, упали на землю и превратились в цветы - ***. Увидев их, Ева обрадовалась, повеселела, у нее появилась надежда, и с тех пор этот цветок стал символом радости и надежды.

О каком цветке идет речь?

Подснежники

39, 40

Древнерусская легенда:

Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, который прекрасно играл на гуслях, а он отдал свое сердце красавице Любаве. Грустная Волхова вышла на берег и стала горько плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли *** - символ чистоты, любви и печали.О каком цветке идет речь?

Ландыш

41, 42

Украинская легенда:

Молодого статного крестьянского парня Василия полюбила красавица русалка, и он ответил ей взаимностью. Были они очень счастливы, только не могли договориться, где им лучше жить. Русалка звала Василия в милые сердцу прохладные воды реки, а молодой пахарь хотел поселиться у родных полей. Долго они спорили, уговаривали друг друга, но никто не желал уступать. Тогда русалка превратила его в скромный голубой цветок *** надеясь, что голубой цветочек рано или поздно придет в ее водяной дом. Но он крепко держится корнями за пашню и неразлучен с родными полями. О каком цветке идет речь?

Василек

43, 44

Древнегреческая легенда:

Фиванская царица Алкмеда родила от Зевса мальчика Геракла, но, боясь мести Геры - жены Зевса, спрятала младенца в густом кустарнике. Однако Гера случайно обнаружила его и решила покормить грудью. Но маленький Геракл почувствовал в Гере врага и оттолкнул ее. Молоко брызнуло на небо, отчего образовался Млечный Путь, а несколько капель упали на землю и превратились в белые ***.

О каком цветке идет речь?

Лилии

10б

45, 46

Христианская легенда:

Дева Мария, будучи ребенком, как-то смотрела на ночное небо, усеянное сверкающими звездами, и высказала желание: как было бы хорошо, если бы эти звезды стали земными цветами, и она могла с ними играть. И как только звезды услышали это пожелание, они отразились в хрустальных капельках росы, блестевших на земных растениях. На другое утро солнце озарило землю, и все увидели, что она покрыта словно маленькими звездочками - белыми цветочками.

О каких цветах идет речь?

Маргаритки

Тема №2 - «Чемпионы животных»

Баллы

слайда

Вопрос

Ответ

47, 48

Какой из китов самый большой?

Синий кит, или блювал

длина до 133 м, масса до 150 т

49, 50

Кто является чемпионом по бегу вприпрыжку?

Гигантский серый кенгуру, развивает скорость до 64 км/час

51, 52

Какая собака самая тяжелая?

Сенбернар - собака - горноспасатель, весит более 70 кг

53, 54

Какая рыба является рекордсменом по числу откладываемых икринок?

Рыба - луна

За сезон откладывает до 200 - 300 млн. икринок

10б

55, 56

Какая самая большая лягушка в мире?

Голиаф

Длина может достигать 1 м, а масса до 6 кг

Тема №3 - «Литературная биология»

Баллы

слайда

Вопрос

Ответ

57, 58

Какое ученое животное, описанное А.С.Пушкиным,

«и днем и ночью … все ходит по цепи кругом».

Кот

59, 60

В какую птицу оборачивается Финист из русской народной сказки?

Сокол

61, 62

В ее саду черные, как бархат, кусты, на них - большие зеленые колокольцы, в каждом - сурьмяная звездочка. И кто увидит их, тому «белый свет не мил» станет.

Чей это сад?

Хозяйки медной горы

63, 64

Имя какого головоногого моллюска носил подводный корабль капитана Немо из книги Ж.Верна «2000 лье под водой?»

Корабль - «Наутилус»

Головоногий моллюск - наутилус

10б

65, 66

Как звали гуся в рассказе Чехова «Каштанка»?

Иван Иванович

После ответа на все вопросы этого раунда жюри подсчитывают количество баллов, которое набрали команды и объявляют результаты, указывая, сколько штрафных баллов, потеряла команда в этом раунде.

Команды подсчитывают количество баллов по жетонам, которые они набрали, сверяя с результатами жюри и отнимая штрафные баллы.

Ведущий:

В третьем раундекомандам следует решить по одной творческой задаче из пяти на выбор. Выбрав тему команды, получают задания на отдельных листках (приложение №1) и в течение одной минуты должны найти и предложить способы решения проблемы. Оценивается задание от 1 балла до 10 баллов. Во время ответа команд задание проецируется на экране. После ответа команды, другие команды могут дополнять или исправлять, также получая баллы.

III тур - «РЕШИТЬ ТВОРЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ»(слайд №67)


Тема

слайда

Задача

Предполагаемый ответ

«Еда скарабея»

68, 69

Скарабей ест пищу у себя в норке.

Но для того чтобы, поесть ему нужно навоза в 20 раз больше себя! Если тащить большой кусок в норку, жук обессилит, а если таскать понемногу - это займет весь день.

Как быть жуку?

Жук делает шар и катит его!

«Пилюля для пчел»

70, 71

Пчелы иногда болеют. Разработаны лекарства, позволяющие их вылечить. Но есть проблема:

Как это лекарство дать пчеле?

Целому рою пчел?

Пористый шарик, размером с пчелу, пропитанный нужным лекарством, запускается в улей. Пчелы начинают выталкивать посторонний предмет и, при возне с шариками вся семья получает необходимую долю лекарства.

«Пчелы и клевер»

72

Единственные опылители клевера - шмели. Но зачастую шмелей нет в районе засева клевера. Есть же домашние пчелы. Но они имеют маленький хоботок и не могут достать нектар, поэтому не летят на клевер. К тому же рядом есть другие цветы, с которыми у пчел нет трудностей.

Как же быть, ведь клевер надо опылять?

Пчел кормят сахарным сиропом, настоянным на цветках клевера. Пчела начинает летать на клевер и пытается достать нектар и производит опыление.

«Ловля кузнечика»

73, 74

Для ловли рыбы в верхних слоях воды, незаменим кузнечик на крючке. Нот попробуй налови их в летнюю пору: они трещат, прыгают в зеленой траве, а в коробке - ни одного.

Посоветуйте, как рыболову набрать кузнечиков?

Кузнечиков нужно собирать рано утром, по росистой траве - пока не взошло солнышко и не подсушило их крылышки и ножки, они не способны к прыжкам.

«Собираем пыльцу»

75, 76

Пчелы собирают пыльцу с цветков. Было бы здорово, если бы они собирали ее больше.

Что нужно сделать с пчелой, чтобы она собирала больше пыльцы?

Пчелам сообщают электростатический заряд - пыльца будет к ним притягиваться.


  1. Окончание игры:

  • Подсчет членами жюри баллов, которые набрали команды за три раунда

  • Подведение итогов игры и оглашение результатов игры

  • Награждение победителей и призеров грамотами



Литература:

  1. Агеева И.Д.. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 352 с.

  2. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. - СПБ.: ИД «МиМ», Издательство «Паритет», 1999. - 195 с.

  3. Тихонов В.И.. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ. Учебное пособие) - Санкт - Петербург: издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1996. - 105 с.
















































Приложение №1



Задания для творческого тура:



  1. Скарабей ест пищу у себя в норке. Но для того чтобы, поесть ему нужно навоза в 20 раз больше себя! Если тащить большой кусок в норку, жук обессилит, а если таскать понемногу - это займет весь день. Как быть жуку?


  1. Пчелы иногда болеют. Разработаны лекарства, позволяющие их вылечить. Но есть проблема: Как это лекарство дать пчеле? А целому рою пчел?


  1. Единственные опылители клевера - шмели. Но зачастую шмелей нет в районе засева клевера. Есть же домашние пчелы. Но они имеют маленький хоботок и не могут достать нектар, поэтому не летят на клевер. К тому же рядом есть другие цветы, с которыми у пчел нет трудностей. Как же быть, ведь клевер надо опылять?


  1. Для ловли рыбы в верхних слоях воды, незаменим кузнечик на крючке. Но вот попробуй, налови их в летнюю пору: они трещат, прыгают в зеленой траве, а в коробке - ни одного. Посоветуйте, как рыболову набрать кузнечиков


  1. Пчелы собирают пыльцу с цветков. Было бы здорово, если бы они собирали ее больше. Что нужно сделать с пчелой, чтобы она собирала больше пыльцы?






Приложение №2


1 балл


2 балла


2балла


4 балла


3 балла



6 баллов

4балла



8 баллов

5баллов


10 баллов

10баллов


10 баллов









Приложение №3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»



ДИПЛОМ

ПОБЕДИТЕЛЯ

ШКОЛЬНОЙ ИГРЫ ПО БИОЛОГИИ

«ЭРУДИТ»

НАГРАЖДАЕТСЯ

КОМАНДА «_______»

7 «__» класса

Директор школы_____/О.П. Кузнецова/

Учитель______/Г.П. Рулева/



- 2012-

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»



ДИПЛОМ

ПРИЗЕРА

ШКОЛЬНОЙ ИГРЫ ПО БИОЛОГИИ

«ЭРУДИТ»

НАГРАЖДАЕТСЯ

КОМАНДА «_______»

7 «__» класса

Директор школы_____/О.П. Кузнецова/

Учитель______/Г.П. Рулева/

- 2012-

© 2010-2022