- Преподавателю
- Биология
- ПРОГРАММА курса для реализации в 7-8м классе в системе допрофильного модульного обучения «Физиология растений»
ПРОГРАММА курса для реализации в 7-8м классе в системе допрофильного модульного обучения «Физиология растений»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бухарова Ю.А. |
Дата | 29.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза И.В. Королькова»
Рассмотрено и согласовано на заседании
предметного методического объединения
« »_____________200_г. Протокол №____
Рассмотрено и согласовано на заседании ГКП
« »_____________200_г. Протокол №____
Рассмотрено и согласовано на заседании научно -
методического совета
« »_____________200_г. Протокол №____
Утверждаю
Директор образовательного
Учреждения
_________________________
« » ________200_. Приказ №
(печать, подпись)
ПРОГРАММА
курса для реализации в 7-8м классе
в системе допрофильного модульного обучения
«Физиология растений»
(16 часов)
Разработала
Ю.А. Бухарова,
учитель биологии,
первой категории.
Салехард, 2014г
Пояснительная записка
Предлагаемая программа имеет биологическую направленность и предназначена для реализации в системе допрофильного модульного обучения 7-8 классов, предусматривает целенаправленное формирование общих биологических основ теоретических знаний и практических навыков в области физиологии растений.
У учащихся формируются основные знания по постановке эксперимента, основанного на наблюдениях, фиксировании данных, обобщении полученных результатов, умении делать выводы. На теоретическую часть отведено 30 % занятий, чем на практику (70 %), так как главная задача курса - научить учащихся проводить исследования, наблюдения, выполнять лабораторные работы, оформлять результаты практических работ. Учащийся, участвующий в выполнении практических работ, имеет возможность реализовать свои способности.
Курс предполагает рассмотрение вопросов, связанных с работой ботаника, эколога, растениевода, и помогает планировать свою дальнейшую профессиональную деятельность.
Курс «Физиология растений» рассматривает механизмы физиологических процессов, протекающих в растительном организме, и позволяет получить ответы на очень многие вопросы, связанные с глобальной ролью растений в биосфере, практическим значением растений для человека, удивительным многообразием мира растений. Процессы жизнедеятельности растительного организма рассматриваются в их взаимосвязи и зависимости от факторов внешней среды, что позволяет увидеть удивительную сложность и целесообразность структурной и функциональной организации растений.
Актуальность курса связана с необходимостью воспитания у учащихся осознанного понимания своей ответственности за сохранение природных экосистем нашей страны, повышения их продуктивности. Исходя из первостепенного значения растений в любой экосистеме, становится очевидным необходимость понимания того, как растение живет, адаптируется к факторам среды, от чего зависит его продуктивность и что необходимо предпринять для сохранения и приумножения растительных ресурсов в экосистемах любого масштаба. На эти и другие подобные вопросы отвечают материалы предлагаемого курса.
В программе рассматриваются современные представления о сущности обмена веществ, энергии, роста, развития, размножения растений, их адаптации к факторам внешней среды с целью формирования у учащихся понимания механизмов функционирования растительного организма как целостной системы.
Физиология растений, как наука, интегрирует в себе достижения многих смежных наук: химии, физики, молекулярной биологии, генетики, цитологии и т. д. В связи с этим данный курс весьма значим для формирования у учащихся целостного научного представления об организации живой природы, взаимосвязи ее компонентов, а также адекватности своего поведения в окружающем мире.
Физиология растений является экспериментальной наукой, что дает широкие возможности учащимся научиться самостоятельно получать ответы на интересующие их вопросы о жизни растения. Программа предусматривает возможность проведения лабораторных занятий практически по всем разделам курса. При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть весьма полезны при организации исследовательской работы с учащимися.
Цель курса
Формирование знаний о функциях растительного организма, значимости каждой из них для организма в целом, взаимной связи функций и их зависимости от внешних и внутренних факторов. Развитие умений исследовать изучаемые функции у разных растительных организмов.
Задачи курса
Формирование интереса к сущности процессов жизнедеятельности растительного организма как основного элемента биосферы.
Информация о современных достижениях в исследованиях функциональной организации растений, метаболических возможностях, приемах управления продукционным процессом, использовании растений в биотехнологии.
Основные требования к знаниям и умениям
Концепция программы состоит в том, что
- программа предусматривает интегративное осмысление теоретических знаний и практических навыков, учащихся по курсам биологии, экологии;
-
способствует целенаправленному формированию навыков ЗОЖ, помогает профессионально определиться.
Учащиеся должны знать:
■ сущность процессов жизнедеятельности растительного организма как важнейшего элемента биосферы;
-
взаимосвязь различных функций растения как целостной системы;
-
основные механизмы адаптации растений к условиям среды и возможности управления продукционным процессом растений.
Учащиеся должны уметь:
проводить наблюдения и эксперименты с использованием растений;
-
представлять результаты наблюдений и экспериментов в виде наглядных таблиц, схем и делать выводы на основе полученных результатов;
-
участвовать в дискуссиях по проблемам курса;
-
использовать полученные знания и навыки в практической деятельности.
Методическое и техническое обеспечение курса:
-
таблицы, рисунки, схемы, фотоматериалы;
-
компьютерное сопровождение программы;
-
материалы и оборудование для проведения лабораторных занятий.
Цели:
-
-
Создать учащимся условия для формирования новых биолого-экологических компетенций, утвердиться и сделать обоснованный выбор своей профессии.
-
-
Формирование интеллектуальных и практических умений в области биологии;
-
Развитие интереса к окружающему миру;
-
Развивать умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
-
Воспитание способностей, умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Задачи курса:
-
Формировать интерес к исследовательской деятельности в области физиологии растений и экологии.
-
Освоить методы практического исследования;
-
Углубить диапазон теоретических знаний и практических навыков в области физиологии растений и экологии.
-
Научиться понимать сложную систему взаимосвязей между человеком и живой природой.
-
Создание условия для развития умений: подбирать, анализировать и систематизировать информацию, грамотно организовывать свою деятельность, принимать решения и выдвигать гипотезы, анализировать полученные результаты.
В качестве основного образовательного результата выступает:
-
Сформированная система базовых ценностей «человек», "природа", «здоровье».
-
Осмысление и усвоение биологических знаний на уровне концепций, фактов, понятий, теорий и законов.
-
Умение оперировать этими понятиями для исследовательского освоения действительности.
Учебно-наглядные пособия:
- Комплекты таблиц по анатомии и физиологии, микробиологии
- Модели объектов живой природы,
- Карты-схемы биологических процессов,
- Листы-конспекты занятий.
Материально-техническое оснащение:
-
Микроскопы
-
Микропрепараты
-
Мультимедиа
-
Видеоматериалы
Механизмы оценки работы учащихся по данному курсу:
- Для теоретической части: знает понятия, умеет оперировать материалом - «зачет». Оценивает учитель.
- Для практической части: оценивается умение давать аргументированную самооценку своей работе
- По данному курсу учащиеся составляют личностно значимые проекты.
Примерные темы проектов:
-
"Приборы для изучения растений"
-
"Микроскопическое строение различных растений"
-
"Фото и видеосъемка различных природных объектов"
Календарно - тематическое планирование
Тема (раздел)
Теория
(часы)
Практика
(часы)
Формы
самостоятельной
деятельности
-
Введение в курс.
1
Выбор темы проекта
-
Физиология растительной клетки
1
1
подбор литературы
-
Фотосинтез
1
1
Составление плана работы по проекту
-
Дыхание растений
1
1
Консультирование с преподавателем о ходе работы над проектом
-
Вода в жизни растений
2
Консультирование с преподавателем о ходе работы над проектом
-
Минеральное питание
1
1
-
Устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды
1
1
-
Рост и развитие растений
1
-
Использование культуры тканей и клеток в биотехнологии
1
-
Итоговое занятие
1
Защита проектов.
Итого:
7
9
Защита проектов
Содержание программы
Введение (1 ч)
Растительный организм - открытая динамическая система. Физиология растений - наука о свойствах и функциях растительного организма как целостной системы на всех уровнях организации: субклеточном, клеточном, организменном, биоценотическом. Взаимообусловленность структурной и функциональной организации растений в условиях постоянного взаимодействия с факторами внешней среды.
47Значение интеграции и регуляции физиологических процессов в течение жизни растения; приспособления растений к окружающим условиям. Физиологические основы продуктивности растений. Задачи физиологии растений и связь с другими науками.
Физиология растительной клетки (2 ч)
Клетка как основная структурная и функциональная единица растительного организма. Современные методы исследования клетки. Специфические особенности структурной организации растительной клетки (наличие пластид, вакуолей и жесткой растительной стенки). Строение клеточной стенки, ее химический состав и основные функции.
Проведение работ на выбор:
№ 1. Явление плазмолиза и деплазмолиза. № 2. Влияние ионов калия и кальция на вязкость цитоплазмы. № 3. Определение осмотического давления клеточного сока плазмолитическим методом.
Фотосинтез (2 ч)
Современные представления о фотосинтезе как физиологической функции, составляющей основу биоэнергетики Роль фотосинтеза в формировании и эволюции биосферы. Масштабы фотосинтетической деятельности в биосфере в прошлом и настоящем.
Открытие фотосинтеза и история развития представлений о механизме фотосинтеза. Значение работ К А Тимирязева.
Фотосинтез и урожай. Пути повышения интенсивности и продуктивности фотосинтеза.
Проведение работ на выбор
№ 1. Разделение пигментов методом бумажной хромотографии.
№ 2. Оптические свойства хлорофилла.
№ 3. Обнаружение фотосинтеза методом крахмальных проб.
Дыхание растений (2 ч)
Значение дыхания в жизни растительного организма. Связь дыхания с процессом фотосинтеза. Глюкоза как основной субстрат дыхания у растений.
№ 1. Дыхание прорастающих семян.
Вода в жизни растений (2 ч)
Функции воды в растительной клетке. Осмотический механизм поступления в клетку.
Роль растений в круговороте воды в биосфере.
Лабораторные работы
№ 1. Зависимость набухания семян от характера запасных веществ.
№ 2. Определение интенсивности транспирации по уменьшению массы срезанных листьев.
Минеральное питание (2 ч)
Элементный состав растений: макро- и микроэлементы.
Выращивание растений без почвы. Питательные смеси. Физиологические основы применения удобрений.
Лабораторные работы
№ 1. Обнаружение нитратов в растении.
№ 2. Выращивание растений в водной культуре на полной питательной смеси и с исключением отдельных элементов.
Рост и развитие растений (1 ч)
Рост и развитие - наиболее сложные процессы в жизнедеятельности растений, тесно связанные с питанием, водным режимом, транспортом веществ, фотосинтезом, дыханием
Устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды (3 ч)
Понятия «стресс», «адаптация», «устойчивость». Актуальность проблемы устойчивости растений для сельского хозяйства нашей страны.
Лабораторные Работы
№ 1. Защитное действие Сахаров на цитоплазму при
замораживании.
Использование культуры тканей и клеток растений в биотехнологии (1 ч)
Клеточная, генная инженерия. Современные достижения в биотехнологии растении.
Итоговое занятие (1 час). Защита проектов
Учебно-тематический план
№ блока
Название блока
Содержание блока
Форма работы
Виды деятельности на уроке
Контроль
1.
Введение.
Введение в курс. Как изучается природа и ее объекты. Что такое биологический эксперимент и правила его постановки. Почему человеческий фактор является основным, в настоящее время губительно действующим на все живое на Земле?
Данный блок преподается в виде проблемной лекции, также предполагаются задания по работе с дополнительной литературой для подготовки к совместному обсуждению проблем на семинаре.
Обсуждение проблемных вопросов на основе лекции и самостоятельной работы
Доклады
2.
Физиология растительной клетки
Клетка как основная структурная и функциональная единица растительного организма. Современные методы исследования клетки. Специфические особенности структурной организации растительной клетки (наличие пластид, вакуолей и жесткой растительной стенки). Строение клеточной стенки, ее химический состав и основные функции.
Данный блок предполагает теоретические и практические задания.
К рассмотрению теоретических заданий учащиеся готовятся заранее, используя групповую и индивидуальную работу.
Практические задания предполагают групповую работу по алгоритму
-Выявление проблемы.
-Определение цели и путей ее достижения.
-Мотивация
-На основе полученных теоретических знаний планирование работы в группе.
-Составление графика работы, консультирование с преподавателем.
-Вынесение своих работ на общее обсуждение.
Проведение работ на выбор:
№ 1. Явление плазмолиза и деплазмолиза. № 2. Влияние ионов калия и кальция на вязкость цитоплазмы. № 3. Определение осмотического давления клеточного сока плазмолитическим методом.
Защита проектных работ по итогам выполнения практической части блока
3.
Фотосинтез
Современные представления о фотосинтезе как физиологической функции, составляющей основу биоэнергетики Роль фотосинтеза в формировании и эволюции биосферы. Масштабы фотосинтетической деятельности в биосфере в прошлом и настоящем.
Открытие фотосинтеза и история развития представлений о механизме фотосинтеза. Значение работ К А Тимирязева.
Фотосинтез и урожай. Пути повышения интенсивности и продуктивности фотосинтеза.
Формы работы - практические: на основе рассмотренных вопросов учащимся предлагаются практические работы
Проведение работ на выбор
№ 1. Разделение пигментов методом бумажной хромотографии.
№ 2. Оптические свойства хлорофилла.
№ 3. Обнаружение фотосинтеза методом крахмальных проб.
Защита проектных работ по итогам выполнения практической части блока
4.
Дыхание растений (2 ч)
Значение дыхания в жизни растительного организма. Связь дыхания с процессом фотосинтеза. Глюкоза как основной субстрат дыхания у растений.
Данный блок преподается в виде проблемной лекции, также занятия по работе с дополнительной литературой для подготовки к совместному обсуждению проблем на семинаре, выполнение практических работ
Изучение состава воздуха при дыхании и фотосинтезе у растений при помощи мобильной лаборатории
№ 1. Дыхание прорастающих семян
Защита проектных работ по итогам выполнения практической части блока
Вода в жизни растений
Функции воды в растительной клетке. Осмотический механизм поступления в клетку.
Роль растений в круговороте воды в биосфере.
Данный блок предполагает выполнение практических работ
Лабораторные работы
№ 1. Зависимость набухания семян от характера запасных веществ.
№ 2. Определение интенсивности транспирации по уменьшению массы срезанных листьев.
Защита лабораторных работ по итогам выполнения практической части блока
Минеральное питание
Элементный состав растений: макро- и микроэлементы.
Выращивание растений без почвы. Питательные смеси. Физиологические основы применения удобрений.
Формы работы - практические: на основе рассмотренных вопросов учащимся предлагаются практические работы
Лабораторные работы
№ 1. Обнаружение нитратов в растении.
№ 2. Выращивание растений в водной культуре на полной питательной смеси и с исключением отдельных элементов.
Рост и развитие растений (1 ч)
Рост и развитие - наиболее сложные процессы в жизнедеятельности растений, тесно связанные с питанием, водным режимом, транспортом веществ, фотосинтезом, дыханием
Проблемная лекция
Формулирование проблемных вопросов
Обсуждение проблемных вопросов
Устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды
Понятия «стресс», «адаптация», «устойчивость». Актуальность проблемы устойчивости растений для сельского хозяйства нашей страны.
Формы работы - практические: на основе рассмотренных вопросов учащимся предлагаются практические работы
Лабораторные Работы
№ 1. Защитное действие Сахаров на цитоплазму при
замораживании.
Формы представления результатов работы
Использование культуры тканей и клеток растений в биотехнологии
Клеточная, генная инженерия. Современные достижения в биотехнологии растении.
Проблемная лекция
Формулирование проблемных вопросов
Обсуждение проблемных вопросов
5.
Итоговое занятие
Защита проектов
Защита проектных работ по итогам выполнения практической части блока
Рекомендуемая литература
Литература для учителя
-
Васильева Е. Н. и др. Эксперимент по физиологии растений в средней школе. - М.: Просвещение, 1978.
-
Гэлстон А., Дэвис М., Сэттер Р. Жизнь зеленого растения. - М.: Мир, 1983.
-
Егорова Т. А., Клунова С. М., Живухина Е. А. Основы биотехнологии. - М.: Академия, 2003.
-
Кузнецов В. В., Дмитриева Г. А. Физиология растений. - М.: Высшая школа, 2005.
-
Медведев С. С. Физиология растений. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004.
-
Полевой В. В. Физиология растений. - М.: Высшая школа, 1989.
-
Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1-2. -М.: Мир, 1990.
-
Физиология растений/под ред. И. П. Ермакова. - М.: Академия, 2005.
-
Якушкина Н. А. Физиология растений. - М.: Просвещение, 1993.
Литература для учащихся
-
Артамонов В. И. Занимательная физиология растений. - М.: Агропромиздат, 1991.
-
Виленский Е. Р., Бойко В. В. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1984.
-
Райнботе X. Тайна растений. - М.: Знание, 1979.
-
Скулачев В. Рассказы о биоэнергетике. - М.: Молодая гвардия, 1982.
-
Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2003.
-
Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2005