• Преподавателю
  • Биология
  • Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий по естествознанию для 5 класса по теме «Океан – главная часть гидросферы. Моря»

Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий по естествознанию для 5 класса по теме «Океан – главная часть гидросферы. Моря»

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»













Методическая разработка урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий

по естествознанию для 5 класса

по теме «Океан - главная часть гидросферы. Моря»









Разработала: Родионова Наталья Петровна,

учитель биологии и естествознания,

первой категории
















Семей, 2016 год

Пояснительная записка


Данный урок относится к циклу уроков естествознания в 5 классе из раздела «Гидросфера Земли». Урок был разработан в рамках менторства под руководством учителя математики и информатики Киселевой Татьяны Викторовны, которая проходила обучение на трехмесячных курсах повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан второго уровня. Целью разработки и проведения уроков было изучение новых подходов в образовании, их применение на практике и отслеживании уровня развития учащихся.

Для проведения уроков выбран 5 класс «А», потому что учащиеся этого класса изучали основы информатики как одной из дисциплин дополнительных платных услуг, предоставляемых школой. Они имеют навыки работы с компьютером. Для проведения урока было использовано групповое обучение, что способствует взаимообучению учащихся, сплочению классного коллектива, позволяет отследить занятость и оценить работу каждого ученика на каждом этапе урока. Роли спикеров и оценщиков были распределены учителем до начала урока, что позволяет развивать лидерские качества у талантливых и одаренных учащихся, повышает их авторитет к классе. Урок включает в себя, согласно технологии развития критического мышления, три основных этапа - вызов, осмысление и рефлексию, что делает логичным и позволяет учащимся участвовать в постановке темы и целей урока, осмысленно изучать материал и учиться применять его на практике. организации занятость микроклимат в коллективе. На уроке были использованы персональные компьютеры, что позволило учащимся пользоваться электронными картами, провести закрепление материала и тут же провести проверку правильности выполнения упражнения, что повышает интерес к уроку. Так же на уроке было проведено формативное и суммативное оценивание, то есть оценивание обучения и оценивание для дальнейшего обучения. Использование оценочных карт и выставление отметок согласно определенным критериям оценивания позволяет учащимся быть максимально активными на уроке, а учителю отследить личностных рост каждого ученика. На уроке были использованы самостоятельная работа с тестом и картой, с последующим составлением кластера и выполнением задания «перепутанные цепочки», с целью обучения учащихся навыкам самостоятельной работы с информационными источниками и дальнейшим дифференцированным использованием полученной информации. Для развития творческих способностей учащихся им было предложено написать эссе, в котором они должны используя рассуждения доказать свою точку зрения о взаимосвязи частей мирового океана, а следовательно сделать вывод о его значении для планеты. Урок был отмечен учащимися как интересный, познавательный, продуктивный, в котором главная роль отведена проявлению личностных качеств каждого ученика.

Поурочный план

Предмет: Естествознание

Класс: 5 «А»

Дата: 20.11.2012

Тема: Океан - главная часть гидросферы. Моря.

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с понятием «океан» и его составными частями, сформировать представление о характерных особенностях4-х океанов.

Развивающая: развивать умения работы с текстом, навыки анализа информации с последующим применением ее для составления кластера, развитие навыков работы с картой и компьютером.

Воспитательная: продолжить формирование научно-материалистической картины мира.

Коммуникативная: развивать лидерские качества у талантливых и одаренных учащихся через взаимообучения и взаимооценивание в группах.

Формы и методы обучения: работа в малых группах, тренинг на создание микроклимата в группе, формативное и суммативное оценивание, работа с тестом, создание кластера, работа с терминами по стратегии «перепутанные цепочки», работа с таблицей.

Оборудование: списки с именами учащихся по группам, вырезанные из бумаги ромашки, теста по материалу предыдущего урока, тексты с информацией об океанах, фломастеры и ватманы, таблицы, термины «море», «залив», «пролив», «окраинное море», «межостровное море», «внутреннее соре» и определения к этим терминам, карта океанов, презентация к уроку, учебники «Естествознания» 5 класс.

Ход урока:

I. Подготовительный этап урока

Перед началом урока учащиеся объединяются в группы, согласно спискам, составленным учителем, которые лежат на столах. Группы были составлены с таким расчетом, чтобы в них были талантливые и одаренные учащиеся, слабоуспевающие, активные и малоактивные дети. В списках указаны учащиеся, которые будут на данном уроке спикерами групп и учащееся, которые будут проводит в течение урока суммативное оценивание работы каждого члена группы, использую оценочную карту.

Дата ___________________ Класс _____________________


Фамилия Имя

Участие в выполнении теста

Участие в создании кластера

Участие в составлении определений

Участие в заполнении таблицы

Количество баллов

Оценка

Бегетаров Руслан


Добровольский Михаил


Зацная Алена


Кобзарь Вероника


Мирчева Юлия


Саломатова Наталия



Не участвовал - 0 баллов

Мало участвовал - 1 балл

Активно участвовал - 2 балла

Перевод баллов в оценку:

Оценка «5» - 7-8 баллов

Оценка «4» - 5-6 баллов

Оценка «3» - 3-4 балла

Оценка «2» - меньше 3 баллов

Учитель оглашает и поясняет распределение ролей спикеров и оценщиков каждой группы и напоминает их обязанности. Целью данной работы служит создания условий для развития лидерских качеств у талантливых и одаренных учащихся.

Таблички, расположенные на столе для каждой группы


1 группа

Бегетаров Руслан

Добровольский Михаил

Зацная Алена

Кобзарь Вероника

Мирчева Юлия

Саломатова Наталия


2 группа

Бережнова Ульяна

Дюсенева Махаббат

Зубаирова Милана

Кульбедин Роман

Кожамберлиева Раиля

Морозов Артем

Тютюнькова Ксения


3 группа

Борисенко Ирина

Жамалитдинов Ришат

Казыбаева Карина

Мусабаев Темирлан

Швылова Елизавета

Чикаева Полина


4 группа

Ветрова Анастасия

Зайнетова Марина

Каплина Дарья

Миллер Анастасия

Полевик Влада

Садуев Темирлан

Феденев Даниэль

Далее учитель проводит тренинг «Ромашка» с целью создания комфортного микроклимата внутри каждой группы. Учащимся раздают вырезанные из бумаги ромашки с пронумерованными лепестками.

Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий по естествознанию для 5 класса по теме «Океан – главная часть гидросферы. Моря»





Учитель поясняет правила выполнения тренинга: учащиеся должны написать на каждом лепестке ромашки имена членов их группы. Затем экран учитель выводит слайд с действиями, соответствующими каждому номеру, указанному на лепестке ромашки.


Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий по естествознанию для 5 класса по теме «Океан – главная часть гидросферы. Моря»

II. Этап вызова

Учитель раздает листы-опросники с тестом по материалу предыдущего урока. Каждый вариант ответ к вопросу соответствует букве русского алфавита. Под вопросами имеется таблица, в которую учащиеся вписывают буквы ответом и складывают из них термины «Океан» и «Море», с которыми должны будут познакомиться на уроке.

№ группы __________


Тест «Мировой круговорот воды»


  1. Как называется водная оболочка Земли?

  • Литосфера (А)

  • Атмосфера (С)

  • Гидросфера (О)


  1. Какую часть поверхности Земли занимает вода?

  • Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий по естествознанию для 5 класса по теме «Океан – главная часть гидросферы. Моря»часть (Т)

  • Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий по естествознанию для 5 класса по теме «Океан – главная часть гидросферы. Моря»части (К)

  • Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий по естествознанию для 5 класса по теме «Океан – главная часть гидросферы. Моря»части (И)


  1. Какой воды на Земле больше?

  • Пресной (Я)

  • Соленой (Е)

  • Одинаковое количество пресной и соленой (У)


  1. Где хранятся основные запасы пресной воды?

  • В океане (В)

  • В подземных водах (Л)

  • В айсбергах (А)


  1. Какими свойствами обладает вода?

  • Есть вкус и запах, нет цвета (П)

  • Есть цвет и запах, нет вкуса (М)

  • Нет вкуса, цвета и запаха (Н)


  1. Какими свойствами воды можно объяснить круговорот воды в природе?

  • Расширение и сужение (Р)

  • Испарение и конденсация (М)

  • Отсутствие формы и наличие объема (Ф)


  1. Как называют места выхода целебных вод на поверхность воды?

  • Ключи (И)

  • Родники (Ю)

  • Арасаны (О)


  1. В каком агрегатном состоянии находится вода, когда идет град?

  • В жидком (Ы)

  • В твердом (Р)

  • В газообразном (Ш)


  1. Во время какого процесса вода из жидкого состояния переходит в газообразное?

  • В процессе таяния (Г)

  • В процессе замерзания (С)

  • В процессе испарения (Е)

Таблица для ответов:

№ вопроса

1

2

3

4

5


6

7

8

9

Буква



Затем лидер каждой группы зачитывает термины, составленные из букв вариантов ответа. Учащиеся выявляют ошибки и поясняют, где они были допущены. После чего учитель предлагает назвать тему урока и предположить, чем учащиеся будут заниматься на данном уроке, что узнают и чему научаться. После чего учитель выводит на экран тему и цели урока и озвучивает их, а учащиеся записывают в тетрадь.

Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий по естествознанию для 5 класса по теме «Океан – главная часть гидросферы. Моря»Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий по естествознанию для 5 класса по теме «Океан – главная часть гидросферы. Моря»

Целью данного тестового опроса является формативное оценивание знаний предыдущего материала, выявление пробелов в знаниях и их ликвидация.

III. Этап осмысления

Учитель раздает каждой группе тексты на отдельных листочках с информацией об определенном океане.

Тихий океан

Это самый большой океан по площади, объему воды и самый глубокий. Протяженность океана 19,5 тысяч км. Площадь с морями - 179,7 млн км², объём воды - 723,7 млн км3. Он может свободно вместить все материки и острова, которые существуют на Земле, или же Атлантический и Индийский океаны вместе взятые. В Тихом океане расположена глубочайшая впадина Мирового океана - Марианский желоб. Глубина здесь достигает 11 022 м. Средняя глубина океана - около 4 000 м. Соленость воды в Тихом океане колеблется от 0,5 ‰ (промилле, то есть 5 г на 1 литр воды) до 36,5 ‰.

Тихий океан занимает первое место в мире и по количеству находящихся в нем островов. Их насчитывается около 10 000 тысяч. Он является наиболее теплым океаном земного шара. Температура воды на поверхности у экватора 26-29°С, в приполярных областях - 0,5°С. Средняя температура его поверхностных вод на 2°С выше, чем в Атлантическом и Индийском океанах.

Тихий океан самый богатый океан флорой и фауной. В нем обитают около 100 000 видов растений и животных. На просторах тихоокеанских вод встречаются киты, длина которых достигает иногда 30 м, и гигантские акулы длиной более 15 м. На долю этого океана приходиться 60% мирового улова рыбы. Здесь встречается огромное количество разнообразных растений. Очень много больших водорослей. Гигантские бурые водоросли достигают здесь 60 м в длину. Велико значение Тихого океана и как транспортного пути. По океану проходят многие морские пути.



Атлантический океан.


Это второй по величине океан. Его протяженность с севера на ют составляет 16 000 км, а площадь 91,56 км². Максимальная глубина - 8 742м (желоб Пуэрто-Рико), средняя глубина 3600 м. Объем воды 329,7 млн3 В этот океан впадают многие крупные руки. Соленость воды в Атлантическом океане колеблется от 1‰ до 36,9‰ (промилле, то есть 36,9 г соли на 1 литр воды). Средняя температура воды океана составляет 16,5 °С.

Еще одной чертой океана является относительно малое количество островов. Атлантический океан населяют 2000 видов растений и 15 000 видов рыб. Этот океан обладает большими рыбными ресурсами. На его долю приходиться 40% мирового улова рыбы. Разнообразный морской промысел в океане ведут 115 стран мира.

Индийский океан


Он расположен в основном в Южном полушарии. Максимальная глубина достигает 7 7729м в Зондском желобе. Площадь с морями 76,17 млн. км2, объем воды 282,7млн км3. Протяженность около 7 000 км. Индийский океан имеет наименьшее количество островов. Температура воды на большей части поверхности выше 20°С. Соленость воды достигает до 41‰ в Красном море. Средняя температура воды составляет 17°С. Рыболовство распространено в прибрежной зоне, а в южной части - китобойный промысел. На долю Индийского океана приходиться 5% от общего рыбного промысла. В этом океане встречаются почти все виды животных и растений мирового океана, большое разнообразие раков и акул.


Северный Ледовитый океан


Самый маленький океан на Земле. Площадь 14,75 млн2. Объём воды составляет 18,07 миллионов км³. Он полностью расположен в Северном полушарии. Океан занимает второе место по количеству островов, уступая только Тихому океану. Самая большая глубина океана - 5 527 м. Протяженность океана составляет около 2000 км. Соленость воды колеблется от 26-29 ‰ до 32‰ (промилле, то есть 32 грамма соли на 1 литр воды). Северный Ледовитый океан является самым холодным океаном. Его температура составляет 1-5°С. В океане насчитывается 150 видов рыб. На его долю приходится 1 % рыбного промысла.

Так же учитель обращает внимание учащихся на карты океанов, расположенные на компьютерах, поясняет порядок выполнения работы и правила пользования картами на компьютере.

Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий по естествознанию для 5 класса по теме «Океан – главная часть гидросферы. Моря»

Учащиеся должны в течение 18 минут прочитать тест и, используя карту океанов, должные составить кластер, на котором отображают определенную информацию об океане, согласно критериям, предложенным учителем.

Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий по естествознанию для 5 класса по теме «Океан – главная часть гидросферы. Моря»

Затем лидер каждой группы защищает свою работу у доски и отвечает на вопросы учащихся из других групп. В процессе этой работы у учащихся развивается критическое мышление, они учатся осмысленно читать тест, работать с ним, извлекая нужную информацию, учатся кратко излагать ее составляя опорный конспект, узнаю особенности океанов.

Далее учитель раздает листы с пустой таблицей, в которую нужно вклеить в левую часть - термин, в правую - его определение. Задание учащиеся выполняют, использую текст учебника. Далее они проверяют свои работы, сверяя их с таблицей, выведенной на экран. Ошибки они проговариваю и с помощью других команд, выясняют причину допущения каждой ошибки.

Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий по естествознанию для 5 класса по теме «Океан – главная часть гидросферы. Моря»

IV. Физминутка

Учитель проводит физминутку, используя игру «Море волнуется» для снятия напряжения и усталости, использую переключение на другой вид деятельности.

V. Этап рефлексии

Учитель поясняет правило выполнения задания на закрепления нового материала, которое учащееся выполняют на компьютере. Задание заключается в выборе названия океана, который соответствует определенному параметру. Например, самый соленый, самый глубокий и т.д.


"Самый, самый"






Группа №





Вопрос

Ответ

1

Укажите самый южный океан


2

Укажите самый северный океан


3

Укажите самый большой океан


4

Укажите самый маленький океан


5

Укажите самый длинный океан


6

Укажите самый широкий океан


7

Укажите самый глубокий океан


8

Укажите самый холодный океан


9

Укажите самый теплый океан


10

Укажите самый оледенелый океан


11

Укажите самый соленый океан


12

Укажите океан с самым большим количеством островов

13

Укажите океан с самым богатым животным миром


14

Укажите океан с самым большим запасом рыбных ресурсов

Кликнув на клавишу «проверить» учащиеся получают возможность проверить свою работу тут же на уроке. Они озвучивают допущенные ошибки и с помощью учащихся из других групп, анализируют причину их допущения и отмечают правильный ответ. Цель данного этапа - закрепление знаний учащихся по теме урока и формативное оценивание, которое позволяет учителю оценить глубину усвоения нового материала.

VI. Постановка домашнего задания

Учитель дает домашнее задание: Читать параграфы 21, 22, написать эссе «Самая значимая часть мирового океана». Поясняет его выполнение и порядок проверки домашнего задания на последующих уроках.

VII. Оценивание учащихся

Учитель дает оценку работы каждой команды, поощряет похвалой отличившихся на уроке учеников и группы. Затем оценщики каждой группы зачитывают отметки за работу на уроке каждого члена своей группы, выделяю особенно активных и пассивных на данном уроке учащихся. Учитель выставляет оценки в дневники и делает вывод по уроку.


© 2010-2022