- Преподавателю
- Биология
- Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий по естествознанию для 5 класса по теме «Океан – главная часть гидросферы. Моря»
Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий по естествознанию для 5 класса по теме «Океан – главная часть гидросферы. Моря»
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Родионова Н.П. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Методическая разработка урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий
по естествознанию для 5 класса
по теме «Океан - главная часть гидросферы. Моря»
Разработала: Родионова Наталья Петровна,
учитель биологии и естествознания,
первой категории
Семей, 2016 год
Пояснительная записка
Данный урок относится к циклу уроков естествознания в 5 классе из раздела «Гидросфера Земли». Урок был разработан в рамках менторства под руководством учителя математики и информатики Киселевой Татьяны Викторовны, которая проходила обучение на трехмесячных курсах повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан второго уровня. Целью разработки и проведения уроков было изучение новых подходов в образовании, их применение на практике и отслеживании уровня развития учащихся.
Для проведения уроков выбран 5 класс «А», потому что учащиеся этого класса изучали основы информатики как одной из дисциплин дополнительных платных услуг, предоставляемых школой. Они имеют навыки работы с компьютером. Для проведения урока было использовано групповое обучение, что способствует взаимообучению учащихся, сплочению классного коллектива, позволяет отследить занятость и оценить работу каждого ученика на каждом этапе урока. Роли спикеров и оценщиков были распределены учителем до начала урока, что позволяет развивать лидерские качества у талантливых и одаренных учащихся, повышает их авторитет к классе. Урок включает в себя, согласно технологии развития критического мышления, три основных этапа - вызов, осмысление и рефлексию, что делает логичным и позволяет учащимся участвовать в постановке темы и целей урока, осмысленно изучать материал и учиться применять его на практике. организации занятость микроклимат в коллективе. На уроке были использованы персональные компьютеры, что позволило учащимся пользоваться электронными картами, провести закрепление материала и тут же провести проверку правильности выполнения упражнения, что повышает интерес к уроку. Так же на уроке было проведено формативное и суммативное оценивание, то есть оценивание обучения и оценивание для дальнейшего обучения. Использование оценочных карт и выставление отметок согласно определенным критериям оценивания позволяет учащимся быть максимально активными на уроке, а учителю отследить личностных рост каждого ученика. На уроке были использованы самостоятельная работа с тестом и картой, с последующим составлением кластера и выполнением задания «перепутанные цепочки», с целью обучения учащихся навыкам самостоятельной работы с информационными источниками и дальнейшим дифференцированным использованием полученной информации. Для развития творческих способностей учащихся им было предложено написать эссе, в котором они должны используя рассуждения доказать свою точку зрения о взаимосвязи частей мирового океана, а следовательно сделать вывод о его значении для планеты. Урок был отмечен учащимися как интересный, познавательный, продуктивный, в котором главная роль отведена проявлению личностных качеств каждого ученика.
Поурочный план
Предмет: Естествознание
Класс: 5 «А»
Дата: 20.11.2012
Тема: Океан - главная часть гидросферы. Моря.
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с понятием «океан» и его составными частями, сформировать представление о характерных особенностях4-х океанов.
Развивающая: развивать умения работы с текстом, навыки анализа информации с последующим применением ее для составления кластера, развитие навыков работы с картой и компьютером.
Воспитательная: продолжить формирование научно-материалистической картины мира.
Коммуникативная: развивать лидерские качества у талантливых и одаренных учащихся через взаимообучения и взаимооценивание в группах.
Формы и методы обучения: работа в малых группах, тренинг на создание микроклимата в группе, формативное и суммативное оценивание, работа с тестом, создание кластера, работа с терминами по стратегии «перепутанные цепочки», работа с таблицей.
Оборудование: списки с именами учащихся по группам, вырезанные из бумаги ромашки, теста по материалу предыдущего урока, тексты с информацией об океанах, фломастеры и ватманы, таблицы, термины «море», «залив», «пролив», «окраинное море», «межостровное море», «внутреннее соре» и определения к этим терминам, карта океанов, презентация к уроку, учебники «Естествознания» 5 класс.
Ход урока:
I. Подготовительный этап урока
Перед началом урока учащиеся объединяются в группы, согласно спискам, составленным учителем, которые лежат на столах. Группы были составлены с таким расчетом, чтобы в них были талантливые и одаренные учащиеся, слабоуспевающие, активные и малоактивные дети. В списках указаны учащиеся, которые будут на данном уроке спикерами групп и учащееся, которые будут проводит в течение урока суммативное оценивание работы каждого члена группы, использую оценочную карту.
Дата ___________________ Класс _____________________
Фамилия Имя
Участие в выполнении теста
Участие в создании кластера
Участие в составлении определений
Участие в заполнении таблицы
Количество баллов
Оценка
Бегетаров Руслан
Добровольский Михаил
Зацная Алена
Кобзарь Вероника
Мирчева Юлия
Саломатова Наталия
Не участвовал - 0 баллов
Мало участвовал - 1 балл
Активно участвовал - 2 балла
Перевод баллов в оценку:
Оценка «5» - 7-8 баллов
Оценка «4» - 5-6 баллов
Оценка «3» - 3-4 балла
Оценка «2» - меньше 3 баллов
Учитель оглашает и поясняет распределение ролей спикеров и оценщиков каждой группы и напоминает их обязанности. Целью данной работы служит создания условий для развития лидерских качеств у талантливых и одаренных учащихся.
Таблички, расположенные на столе для каждой группы
1 группа
Бегетаров Руслан
Добровольский Михаил
Зацная Алена
Кобзарь Вероника
Мирчева Юлия
Саломатова Наталия
2 группа
Бережнова Ульяна
Дюсенева Махаббат
Зубаирова Милана
Кульбедин Роман
Кожамберлиева Раиля
Морозов Артем
Тютюнькова Ксения
3 группа
Борисенко Ирина
Жамалитдинов Ришат
Казыбаева Карина
Мусабаев Темирлан
Швылова Елизавета
Чикаева Полина
4 группа
Ветрова Анастасия
Зайнетова Марина
Каплина Дарья
Миллер Анастасия
Полевик Влада
Садуев Темирлан
Феденев Даниэль
Далее учитель проводит тренинг «Ромашка» с целью создания комфортного микроклимата внутри каждой группы. Учащимся раздают вырезанные из бумаги ромашки с пронумерованными лепестками.
Учитель поясняет правила выполнения тренинга: учащиеся должны написать на каждом лепестке ромашки имена членов их группы. Затем экран учитель выводит слайд с действиями, соответствующими каждому номеру, указанному на лепестке ромашки.
II. Этап вызова
Учитель раздает листы-опросники с тестом по материалу предыдущего урока. Каждый вариант ответ к вопросу соответствует букве русского алфавита. Под вопросами имеется таблица, в которую учащиеся вписывают буквы ответом и складывают из них термины «Океан» и «Море», с которыми должны будут познакомиться на уроке.
№ группы __________
Тест «Мировой круговорот воды»
-
Как называется водная оболочка Земли?
-
Литосфера (А)
-
Атмосфера (С)
-
Гидросфера (О)
-
Какую часть поверхности Земли занимает вода?
-
часть (Т)
-
части (К)
-
части (И)
-
Какой воды на Земле больше?
-
Пресной (Я)
-
Соленой (Е)
-
Одинаковое количество пресной и соленой (У)
-
Где хранятся основные запасы пресной воды?
-
В океане (В)
-
В подземных водах (Л)
-
В айсбергах (А)
-
Какими свойствами обладает вода?
-
Есть вкус и запах, нет цвета (П)
-
Есть цвет и запах, нет вкуса (М)
-
Нет вкуса, цвета и запаха (Н)
-
Какими свойствами воды можно объяснить круговорот воды в природе?
-
Расширение и сужение (Р)
-
Испарение и конденсация (М)
-
Отсутствие формы и наличие объема (Ф)
-
Как называют места выхода целебных вод на поверхность воды?
-
Ключи (И)
-
Родники (Ю)
-
Арасаны (О)
-
В каком агрегатном состоянии находится вода, когда идет град?
-
В жидком (Ы)
-
В твердом (Р)
-
В газообразном (Ш)
-
Во время какого процесса вода из жидкого состояния переходит в газообразное?
-
В процессе таяния (Г)
-
В процессе замерзания (С)
-
В процессе испарения (Е)
Таблица для ответов:
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Буква
Затем лидер каждой группы зачитывает термины, составленные из букв вариантов ответа. Учащиеся выявляют ошибки и поясняют, где они были допущены. После чего учитель предлагает назвать тему урока и предположить, чем учащиеся будут заниматься на данном уроке, что узнают и чему научаться. После чего учитель выводит на экран тему и цели урока и озвучивает их, а учащиеся записывают в тетрадь.
Целью данного тестового опроса является формативное оценивание знаний предыдущего материала, выявление пробелов в знаниях и их ликвидация.
III. Этап осмысления
Учитель раздает каждой группе тексты на отдельных листочках с информацией об определенном океане.
Тихий океан
Это самый большой океан по площади, объему воды и самый глубокий. Протяженность океана 19,5 тысяч км. Площадь с морями - 179,7 млн км², объём воды - 723,7 млн км3. Он может свободно вместить все материки и острова, которые существуют на Земле, или же Атлантический и Индийский океаны вместе взятые. В Тихом океане расположена глубочайшая впадина Мирового океана - Марианский желоб. Глубина здесь достигает 11 022 м. Средняя глубина океана - около 4 000 м. Соленость воды в Тихом океане колеблется от 0,5 ‰ (промилле, то есть 5 г на 1 литр воды) до 36,5 ‰.
Тихий океан занимает первое место в мире и по количеству находящихся в нем островов. Их насчитывается около 10 000 тысяч. Он является наиболее теплым океаном земного шара. Температура воды на поверхности у экватора 26-29°С, в приполярных областях - 0,5°С. Средняя температура его поверхностных вод на 2°С выше, чем в Атлантическом и Индийском океанах.
Тихий океан самый богатый океан флорой и фауной. В нем обитают около 100 000 видов растений и животных. На просторах тихоокеанских вод встречаются киты, длина которых достигает иногда 30 м, и гигантские акулы длиной более 15 м. На долю этого океана приходиться 60% мирового улова рыбы. Здесь встречается огромное количество разнообразных растений. Очень много больших водорослей. Гигантские бурые водоросли достигают здесь 60 м в длину. Велико значение Тихого океана и как транспортного пути. По океану проходят многие морские пути.
Атлантический океан.
Это второй по величине океан. Его протяженность с севера на ют составляет 16 000 км, а площадь 91,56 км². Максимальная глубина - 8 742м (желоб Пуэрто-Рико), средняя глубина 3600 м. Объем воды 329,7 млн3 В этот океан впадают многие крупные руки. Соленость воды в Атлантическом океане колеблется от 1‰ до 36,9‰ (промилле, то есть 36,9 г соли на 1 литр воды). Средняя температура воды океана составляет 16,5 °С.
Еще одной чертой океана является относительно малое количество островов. Атлантический океан населяют 2000 видов растений и 15 000 видов рыб. Этот океан обладает большими рыбными ресурсами. На его долю приходиться 40% мирового улова рыбы. Разнообразный морской промысел в океане ведут 115 стран мира.
Индийский океан
Он расположен в основном в Южном полушарии. Максимальная глубина достигает 7 7729м в Зондском желобе. Площадь с морями 76,17 млн. км2, объем воды 282,7млн км3. Протяженность около 7 000 км. Индийский океан имеет наименьшее количество островов. Температура воды на большей части поверхности выше 20°С. Соленость воды достигает до 41‰ в Красном море. Средняя температура воды составляет 17°С. Рыболовство распространено в прибрежной зоне, а в южной части - китобойный промысел. На долю Индийского океана приходиться 5% от общего рыбного промысла. В этом океане встречаются почти все виды животных и растений мирового океана, большое разнообразие раков и акул.
Северный Ледовитый океан
Самый маленький океан на Земле. Площадь 14,75 млн2. Объём воды составляет 18,07 миллионов км³. Он полностью расположен в Северном полушарии. Океан занимает второе место по количеству островов, уступая только Тихому океану. Самая большая глубина океана - 5 527 м. Протяженность океана составляет около 2000 км. Соленость воды колеблется от 26-29 ‰ до 32‰ (промилле, то есть 32 грамма соли на 1 литр воды). Северный Ледовитый океан является самым холодным океаном. Его температура составляет 1-5°С. В океане насчитывается 150 видов рыб. На его долю приходится 1 % рыбного промысла.
Так же учитель обращает внимание учащихся на карты океанов, расположенные на компьютерах, поясняет порядок выполнения работы и правила пользования картами на компьютере.
Учащиеся должны в течение 18 минут прочитать тест и, используя карту океанов, должные составить кластер, на котором отображают определенную информацию об океане, согласно критериям, предложенным учителем.
Затем лидер каждой группы защищает свою работу у доски и отвечает на вопросы учащихся из других групп. В процессе этой работы у учащихся развивается критическое мышление, они учатся осмысленно читать тест, работать с ним, извлекая нужную информацию, учатся кратко излагать ее составляя опорный конспект, узнаю особенности океанов.
Далее учитель раздает листы с пустой таблицей, в которую нужно вклеить в левую часть - термин, в правую - его определение. Задание учащиеся выполняют, использую текст учебника. Далее они проверяют свои работы, сверяя их с таблицей, выведенной на экран. Ошибки они проговариваю и с помощью других команд, выясняют причину допущения каждой ошибки.
IV. Физминутка
Учитель проводит физминутку, используя игру «Море волнуется» для снятия напряжения и усталости, использую переключение на другой вид деятельности.
V. Этап рефлексии
Учитель поясняет правило выполнения задания на закрепления нового материала, которое учащееся выполняют на компьютере. Задание заключается в выборе названия океана, который соответствует определенному параметру. Например, самый соленый, самый глубокий и т.д.
"Самый, самый"
Группа №
№
Вопрос
Ответ
1
Укажите самый южный океан
2
Укажите самый северный океан
3
Укажите самый большой океан
4
Укажите самый маленький океан
5
Укажите самый длинный океан
6
Укажите самый широкий океан
7
Укажите самый глубокий океан
8
Укажите самый холодный океан
9
Укажите самый теплый океан
10
Укажите самый оледенелый океан
11
Укажите самый соленый океан
12
Укажите океан с самым большим количеством островов
13
Укажите океан с самым богатым животным миром
14
Укажите океан с самым большим запасом рыбных ресурсов
Кликнув на клавишу «проверить» учащиеся получают возможность проверить свою работу тут же на уроке. Они озвучивают допущенные ошибки и с помощью учащихся из других групп, анализируют причину их допущения и отмечают правильный ответ. Цель данного этапа - закрепление знаний учащихся по теме урока и формативное оценивание, которое позволяет учителю оценить глубину усвоения нового материала.
VI. Постановка домашнего задания
Учитель дает домашнее задание: Читать параграфы 21, 22, написать эссе «Самая значимая часть мирового океана». Поясняет его выполнение и порядок проверки домашнего задания на последующих уроках.
VII. Оценивание учащихся
Учитель дает оценку работы каждой команды, поощряет похвалой отличившихся на уроке учеников и группы. Затем оценщики каждой группы зачитывают отметки за работу на уроке каждого члена своей группы, выделяю особенно активных и пассивных на данном уроке учащихся. Учитель выставляет оценки в дневники и делает вывод по уроку.