- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по общей биологии 10 класс
Рабочая программа по общей биологии 10 класс
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бысько Н.Н. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Владимировская СОШ»
Согласовано:
заместитель директора по УВР
___________О.Н.Трусова
«____»__________ 2015г.
Утверждаю:
директор
МОУ «Владимировская СОШ» ___________ Н.Н.Бысько
«____»__________ 2015 г.
Рабочая программа
по биологии 10 класс
Учебный год: 2015 - 2016
Учитель:
Бысько Наталья Николаевна
I квалификационная категория
Рассмотрено
на заседании ТМО
протокол № от _____2015 г.
руководитель ТМО:
__________ __________________
подпись расшифровка подписи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по биологии для 10 класса.
Цель:
обеспечение знаний на более высоком уровне, чем в основной школе.
задачи:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции..
Нормативные правовые документы:
Данная рабочая программа составлена на основании: примерной программы основного общего образования по биологии, 2004 г. //сайт МОиН РФ.
Сведения о программе: программы «Биология для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, 2007 г., Просвещение»
Обоснование выбора программы: программа соответствует требованиям федерального компонента Государственнго стандарта общего образования
Информация о внесенных изменениях: изменений в авторскую программу не внесено.
Место и роль учебного курса:
Учебный курс биологии в 10 классе является начальным в курсе биологии средней школы. Преподавание ведется на базовом уровне.
Количество учебных часов: 34
Количество недельных часов: 1
Тематический план
РАЗДЕЛ I. КЛЕТКА - ЕДИНИЦА ЖИВОГО (16ЧАСОВ)
Химический состав клетки
5
Структура и функции клетки
4
Обеспечение клеток энергией
3
Наследственная информация и ее реализация в клетке (часа)
4
РАЗДЕЛ II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6 ЧАСОВ)
Размножение организмов
4
Индивидуальное развитие организмов
2
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (12часов)
Основные закономерности явлений наследственности
5
Закономерности изменчивости
4
Генетика и селекция
3
Итого: 34 часа
Требования к уровню подготовки.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате изучения биологии в 10 11 классах учащиеся должны
понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина), учение В.И. Вернадского о биосфере, сущность законов Г. Менделя, закономерности изменчивости4
строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуру вида и экосистем4
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
знать:
биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;
уметь:
решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны своего здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в СМИ спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.
Список литературы
Учебно-методический комплект для обучающегося:
-
Общая биология. учебн. Для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев и др. - М .: «Просвещение», 2005 г.
Методическая литература:
-
Поурочные разработки к учебнику «Общая биология»/ Сост. И.Ф. Ишкина. - Учитель - АСТ, 2000 г.
-
Биология 11 класс: поурочные планы/ Авт. - сост. О.А. Пустохина. - Волгоргад: Учитель, 2008 г.
-
Уроки биологии в 10 - 11 классах./А.В. Пименов. - Ярослявль. - Академия развития, 2007 г.
Календарно-тематическое планирование
биология 10 КЛАСС
№ урока
Тема
Кол-во часов
Дата
план.
факт.
РАЗДЕЛ I. КЛЕТКА - ЕДИНИЦА ЖИВОГО (16 ЧАСОВ)
Глава I. Химический состав клетки (5 часов)
1
Введение
1. Неорганические соединения
1
1
2
2. Биополимеры. Углеводы. Липиды.
1
2
3
3. Биополимеры. Белки, их строение.
1
3
4
4. Функции белков. Лабораторная работа № 1 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»
1
4
5
5. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты.
6. АТФ и другие органические соединения клетки
1
5
Глава II. Структура и функции клетки (4 часа)
6
7. Клеточная теория. Лабораторная работа № 2 «Строение клетки под микроскопом»
6
7
8. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. ЭПС. Комплекс Гольджи и лизосомы. Лабораторная работа № 3 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
1
7
8
9. Цитоплазма. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения.
1
8
9
10. Ядро. Прокариоты, эукариоты.
1
9
Глава III. Обеспечение клеток энергией (3 часа)
10
11. Фотосинтез
1
10
11
12. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода
1
11
12
13. Биологическое окисление при участии кислорода.
1
12
Глава IV. Наследственная информация и ее реализация в клетке (4 часа)
13
14. Генетическая информация. Удвоение ДНК. 15. Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код.
1
13
14
16. Биосинтез белков
1
14
15
17. Регуляция транскрипции и трансляции
1
15
16
18. Вирусы.
19. Генная и клеточная инженерия
1
16
РАЗДЕЛ II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6 часов)
Глава V. Размножение организмов (4 часа)
17
20. Деление клетки. Митоз..
1
17
18
21. Бесполое и половое размножение
1
18
19
22. Мейоз
1
19
20
23. Образование половых клеток и оплодотворение
1
20
Глава VI. Индивидуальное развитие организмов. (2 часа)
21
24. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов
21
22
25. Организм как единое целое
1
22
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (13 часов)
Глава VII. Основные закономерности явлений наследственности (5 часов)
23
26. Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя.
1
23
24
27. Генотип и фенотип. Аллельные гены
1
24
25
28. Дигибридное скрещивание. III закон Менделя
1
25
26
29. Сцепленное наследование генов
30. Генетика пола
1
26
27
31. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность.
32. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признаков
1
27
Глава VIII. Закономерности изменчивости (4 часа)
28
33. Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Лабораторная работа № 4 «Описание фенотипов комнатных или сельскохозяйственных растений»
1
28
29
34. Мутационная изменчивость Лабораторная работа № 5 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»
1
29
30
35. Наследственная изменчивость человека
1
30
31
36. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека
1
31
Глава IX. Генетика и селекция (3 часа)
32
37, 38. Одомашнивание как первый этап селекции. Методы современной селекции.
1
32
33
39. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции.40. Успехи селекции
1
33
34
Итоговый урок
1
34
Итого часов: 34