Рабочая программа по биологии 5 класс по программе Пономарёвой (ФГОС)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 Имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области


УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________ В.В.Кафидова

Приказ № …….. от «……» ………….. 2015 г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии для 5 класса

уровень базовый


срок реализации 2014 - 2015 учебный год



Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5 - 9 классы - М.: Просвещение, 2011 год

(Стандарты второго поколения)

Учебник: Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2012.



Разработчик программы: Филина Елена Валерьевна

учитель биологии первой квалификационной категории








РАССМОТРЕНА: СОГЛАСОВАНА:

на МО учителей биологии Зам.директора по УВР

протокол № 1 от «…..» августа 2014 г ___________ Е.В.Филина

Руководитель ___________________ «……» ………….. 2015 года

Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (второе поколение), в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:

1. Пояснительную записку.

2. Общую характеристику курса биологии.

3. Место курса биологии в базисном учебном плане.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии.

5. Содержание курса биологии.

6. Календарно-тематическое планирование.

7. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса.

8. Планируемые результаты изучения курса биологии.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  2. Учебным планом муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на 2014 - 2015 учебный год.

  3. Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5 - 9 классы - М.: Просвещение, 2011 год





.

1. Цели изучения курса

Компетенции

Общеучебные

- Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных противоречий путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

- Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- Использование приобретенных знаний умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Предметно - ориентированные

Уметь:

- узнавать более распространенные растения и животных своей местности, определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

- сравнивать природные объекты не менее по 3-4 признакам

- описывать по предложенному плану внешний вид изученных организмов

- находить значение указанных терминов в справочной литературе

- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня:

- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами

- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных

- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах

Умения познавательной компетентности учащихся 5 классов.

Сравнивают природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.

Кратко пересказывают учебный текст естественнонаучного характера; отвечают на вопросы по его содержанию; выделяют его главную мысль.

Приводят примеры приспособлений растений и животных к различным условиям средам обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека.

Пользуются приборами для измерения изученных биологических объектов.

Умения информационной компетентности учащихся 5 классов.

Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, словарей, справочников, энциклопедий для выполнения учебных заданий.

Пользуются энциклопедиями и справочниками по нахождению информации для выполнения учебной задачи.

Находят значение указанных терминов в справочной литературе.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  • Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • Работа в малых группах (2-5 человек);

  • Подготовка рефератов;

  • Исследовательская деятельность;

  • Информационно-поисковая деятельность;

  • Выполнение практических и лабораторных работ.

2. Структура курса

№ п/п

Тема (глава)

Количество

часов

Введение

1

1

Биология - наука о живом мире

10

2

Многообразие живых организмов

11

3

Жизнь организмов на планете Земля

8

4

Человек на планете Земля

4

Задание на лето

1

3. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Биология - наука о живом мире

1

2

Многообразие живых организмов

1

3

Жизнь организмов на планете Земля

1

4

Человек на планете Земля

1

ИТОГО: 4

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕСТОВ

№ п/п

Тема

Сроки

проведения

1

Строение увеличительных приборов. Клетка

2

Бактерии

3

Основные признаки царства Растений

4

Основные признаки царства Животных

5

Основные признаки царства Грибы

6

Природные сообщества

ИТОГО: 6

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Сроки

проведения

1

Изучение строения увеличительных приборов

2

Знакомство с клетками растений

3

Знакомство с внешним строением растения

4

Наблюдение за передвижением животных

ИТОГО: 4

4. Дополнительная литература для учащихся:


  1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. - М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

  2. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. - Мн.: Валев, 1995. - 528с.: ил.

  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 1994. - 218с.

  4. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. - 556с.

  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия/ под редакцией Е.М. Ивановой, 2000;

  6. Энциклопедия для детей. Биология/ под редакцией М.Д. Аксеновой - М.: Аванта +, 2001.

MULTIMEDIA - поддержка курса:

  • Интернет-ресурсы:

- bio.1september.ru/ - газета «Биологи» - приложение к «1 сентября»

- bio.nature.ru - научные новости биологии

- edios.ru - Эйдос- центр дистанционного образования





5. Календарно-тематическое планирование курса биологии «Биология» 5 класс.

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Виды контроля, измерители

Элементы обязательного минимума образования

Оснащение

Практическая работа

Дом.

задание

Дата

проведения

План

Факт

1

Введение. О чём эта книга?

1

Вводный

Требования к ведению тетрадей, словарей

Вводный

Таблицы, рисунки, изображающие объекты природы

3 стр. читать, подготовить тетрадь для словаря

Глава 1. Биология - наука о живом мире (10 ч)

2

Наука о живой природе.

1

Изучение нового материала

Знать: историю развития современных представлений о живой природе; выдающиеся открытия в биологической науке; роль биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира

Уметь: логически мыслить и оформлять результаты своей мыслительной деятельности.

Фронтальный.

Биология. Многоклеточные организмы. Связь человека с другими живыми существами планеты.

П. 1, ответить на вопросы на стр. 7 (устно),

3

Свойства живого

1

Комбинированный

Знать: историю развития современных представлений о живой природе; выдающиеся открытия в биологической науке; роль биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира

Уметь: выполнять не сложные наблюдения; составлять рассказы биологического содержания

Индивидуальный

Организм, орган. Признаки живого: рост, обмен веществ, раздражимость, развитие.

Иллюстрации, презентация

П. 2, ответить на вопросы на стр. 12

4

Методы изучения природы

1

Комбинированный

Знать методы изучения природы; роль наблюдений при изучении природы, их использование в практической деятельности; суть таких способов изучения природы, как эксперимент и измерение; лабораторное оборудование, используемое в практической деятельности человека;

Уметь выполнять не сложные наблюдения; выполнять не сложные практические работы, фиксировать их результаты в тетрадях; пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами.

Приводить примеры наблюдений, опытов, экспериментов

Индивидуальный.

Наблюдение. Описание. Эксперимент. Сравнение. Моделирование. Лабораторное оборудование (колбы, пробирки, штатив, стеклянные трубки, штатив для пробирок, лабораторный стакан, щипцы, спиртовка и т.д.)

Рисунки, оборудование: лупа, микроскоп, термометр, метр, линейка, секундомер

Практическая работа №1: «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»

П. 3, оформить практ.работу. ответить на вопросы стр.15

5 - 6

Увеличительные приборы

2

Комбинированный

Знать увеличительные приборы; правила работы с увеличительными приборами.

Уметь пользоваться световым микроскопом, лупой.

Индивидуальный.

Строение, принцип и правила работы с микроскопом

Лупы, микроскопы.

Лабораторная работа №1: «Изучение строения увеличительных приборов»

П. 4, отчёт о лаб.работе

7

Строение клетки

1

Комбинированный

Знать историю открытия клетки; роль увеличительных приборов в изучении клеточного строения растений и животных; главные части клетки: питание, дыхание, рост, размножение.

Уметь логически мыслить, анализировать, работать с микроскопом.

Наблюдать за объектами живой природы

фронтальный

Клетка, мембрана, цитоплазма, ядро, функции клетки в организме, многообразие клеток

Микроскопы, микропрепараты, лук, томат (арбуз)

Лабораторная работа №2: «Знакомство с клетками растений»

П. 5 стр. 19 - 21, отчёт о лаб.раб, работа со словарём

*модель клетки

8

Ткани организмов

1

Комбинированный

Знать основные типы тканей растений и животных

Уметь логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Распознавать на различных иллюстрациях виды и типы тканей

Индивидуальный

Ткани растений и животных, их особенности строения в связи с выполняемыми функциями

презентация

П.5 полностью, ответить на вопросы стр.24, термины, материал для хим.состава

9

Химический состав клетки

1

Комбинированный

Знать основные типы тканей растений и животных

Уметь логически мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы.

Проводить простейшие опыты по выявлению химического состава

фронтальный

Вещества. Органические и неорганические вещества, роль различных веществ в клетке

Картофель, йод, мука, семена подсолнечника

Практическая работа №2 «Определение химических веществ в клетке»

П. 6, ответить на вопросы стр.27, оформить практ.раб.

10

Процессы жизнедеятельности клетки

1

Комбинированный

Знать основные процессы жизнедеятельности клеток

Уметь логически мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы.

Индивидуальный, фронтальный

Особенности живой клетки (дыхание, питание, рост, деление).

презентация

П. 7, сообщения об одном из учёных-биологов прошлого, подготовиться к контр.раб.

11

Обобщающий урок по теме «Биология - наука о живом мире»

1

Применение, контроль, оценка знаний и умений

Знать свойства живого, строение клеток, химический состав клеток; основные типы тканей растений и животных

Индивидуальный

Организм. Орган. Клетка. Свойства живого. Основные методы изучения живого. Процессы жизнедеятельности клеток

Повторить главу 1,творческое задание

Глава 2. Многообразие живых организмов (11 часов)

12

Как классифицируют организмы

1

Изучение нового материала

Знать царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные, простейшие.

Уметь выполнять несложные практические задания; работать с дополнительной литературой и делать небольшие сообщения; формулировать вопросы и отвечать на них.

Фронтальный опрос.

Вид. Царство. Систематика. Вирусы.

Презентация

П. 8, вопросы на стр. 38, сообщение о Д.И.Ивановском, вирусах

13

Царство Бактерий

1

Комбинированный

Знать царства живой природы: бактерии.

Уметь выполнять несложные практические задания; работать с дополнительной литературой и делать небольшие сообщения; формулировать вопросы и отвечать на них.

Индивидуальный опрос.

Прокариоты. Эукариоты. Бактерии. Цианобактерии. Автотрофы и гетеротрофы..

Презентация

П. 9, сообщения о клубеньковых бактериях, молочнокислых бактериях, болезнетворных бактериях

14

Значение бактерий в природе и жизни человека

1

Комбинированный

Знать роль бактерий в природе и в жизни человека.

Уметь работать с дополнительной литературой и делать небольшие сообщения; формулировать вопросы и отвечать на них.

Индивидуальный, тестирование

Симбиоз. Клубеньковые бактерии. Брожение. Молочнокислые и болезнетворные бактерии

Презентация

П.10, вопросы на стр. 45

15-16

Царство Растений

2

Комбинированный

Знать многоклеточные организмы: растения; отличие растений от представителей других царств; многообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и цветковые.

Уметь выполнять не сложные практические работы, фиксировать их результаты в тетрадях.

Распознавать представителей изученного царства на иллюстрациях и в живой природе

Фронтальный опрос.

Основные части растений: корень, побег; слоевище. Споры. Споровые и семенные растения. Голосеменные и цветковые

Презентация, гербарий

Лабораторная работа №3: «Знакомство с внешним строением растения»

П. 11, вопросы на стр. 51, сообщения о представителях различных отделов растений

17

Царство Животных

1

Изучение нового материала

Знать разнообразие животных, их широкое распространение на земном шаре; беспозвоночных и позвоночных животных, их многообразие, отличительные признаки; связь животных с растениями и другими организмами.

Уметь выполнять не сложные наблюдения; выполнять не сложные практические работы, фиксировать их результаты в тетрадях.

Распознавать представителей изученных царств на иллюстрациях и в живой природе

Биологический диктант

Животные. Распространение и разнообразие животных. Группы животных: одно- и многоклеточные. Отличительные особенности беспозвоночных животных. Роль животных в круговороте веществ в природе. Значение животных.

Презентация

Лабораторная работа №4: «Наблюдение за передвижением животных»

П. 12, оформить лаб.раб., сообщения о животных, встречающихся на территории Барышского района или Ульяновской области

18

Царство грибы

1

Комбинированный

Знать многоклеточные организмы: грибы, отличие грибов от растений.

Распознавать представителей изученного царства на иллюстрациях и в живой природе

Тестирование

Грибы. Отличительные особенности грибов.

Презентация.

Муляжи грибов; таблицы «Шляпочные грибы»; гербарные экземпляры растений.

П. 13, вопросы на стр. 60, сообщения о съедобных и ядовитых грибах

19

Многообразие и значение грибов

1

Комбинированный

Знать многообразие грибов; грибы съедобные и ядовитые.

Распознавать представителей изученного царства на иллюстрациях и в живой природе

Индивидуальный

Шляпочные грибы. Плесневые грибы. Дрожжи.

Группы грибов: съедобные (белый гриб, сыроежка, подосиновик, лисички, рыжики), ядовитые (мухомор, бледная поганка, ложный опенок).

Презентация,

Муляжи грибов

П. 14., вопросы на стр.65, рис. Грибов (съедобных и ядовитых)

20

Лишайники

1

Комбинированный

Знать особенности строения и жизнедеятельности лишайников.

Распознавать представителей изученной группы на иллюстрациях и в живой природе

Индивидуальный

Лишайники. Слоевище. Симбиоз

Презентация

П.15, сообщения об интересных фактах о лишайниках

21

Значение живых организмов в природе и жизни человека

1

Обобщающий

Знать значение различных живых организмов в природе; их полезное и вредное влияние на жизнь человека.

Уметь обосновывать роль живых организмов; обобщать, делать соответствующие выводы

Распознавать представителей изученных групп на иллюстрациях и в живой природе

Индивидуальный

Биологическое разнообразие

П. 16, задания на стр.74 (Выскажите своё мнение, Работа с моделями)

22

Обобщающий урок по теме «Многообразие живых организмов»

1

Применение, контроль, оценка знаний и умений

Знать основные царства живой природы, их отличительные особенности; значение в природе и жизни человека

Индивидуальный

Вид. Царства: бактерий, растений, грибов, животных. Систематика. Лишайники.

Повт. Главу 2. Таблица.

Реферат о растениях и животных нашей местности

Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

23

Среды обитания организмов.

1

Изучение нового материала

Знать многообразие сред обитания организмов (наземно-воздушная, водная, почвенная); их роль в жизни организмов; особенности сред и приспособленность растений и животных к жизни в них.

Фронтальный опрос.

Среды обитания организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная. Приспособленность растений и животных к определённой среде обитания.

Презентация

Практическая работа №3: «Знакомство с организмами различных сред обитания»

П. 17, заполнить табл.

24

Экологические факторы

1

Комбинированный

Знать основные группы экологических факторов.

Уметь обосновывать роль экологических факторов в жизни живых организмов;

работать с дополнительной литературой и делать небольшие сообщения; формулировать вопросы и отвечать на них.

Индивидуальный

Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы среды обитания. Их влияние на организмы

Презентация

П. 18, заполнить таблицу

25

Приспособления организмов к жизни в природе

1

Комбинированный

Знать основные группы экологических факторов.

Уметь обосновывать значение приспособленности в жизни организмов;

работать с дополнительной литературой и делать небольшие сообщения; формулировать вопросы и отвечать на них.

Индивидуальный

Приспособленность. Значение приспособленности в жизни живых организмов.

Презентация.

П.19, вопросы

26

Природные сообщества

1

Комбинированный

Знать о движении веществ в природе; основные круговороты веществ; структура природных сообществ.

Уметь составлять простейшие пищевые цепи.

Индивидуальный

Круговорот веществ. Природные сообщества. Пищевые цепи.

Презентация

П. 20, вопрос 3 стр. 87 (письменно), подготовить рассказ о круговороте веществ, *прочитать книгу Ю.Дмитриева «Здравствуй, белка! Как живёшь, крокодил?» об общении живых организмов

27

Природные зоны России

1

Комбинированный

Знать природные зоны России; расположение каждой из природных зон на карте; особенности растительного и животного мира в них; причины (условия) распространения растений и животных на суше.

Индивидуальный

Месторасположение природных зон России. Растительный и животный мир природных зон России.

Таблицы с изображением растений и животных различных природных зон; гербарные экземпляры растений; карта «Природные зоны России»

П. 21, вопросы на стр. 93

28

Жизнь на разных материках

1

Изучение нового материала

Знать особенности растительного и животного мира Евразии на примере Китая; своеобразие и животный мир Африки; растительный и животный мир Северной Америки, его особенности; редкие растения и животные Южной Америки; особенности растений и животных Австралии и Антарктиды.

Индивидуальный опрос.

Животный и растительный мир материков Земли. Растительный и животный мир Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии, Антарктиды.

Географическая карта полушарий; карты растительный и животный мир.

П. 22, таблица, сообщения

29

Жизнь в морях и океанах.

1

Комбинированный

Знать о разнообразии растений и животных морей и океанов; о распространении их в прибрежной мелководной части, в толще и на дне, в коралловых рифах; о взаимосвязях и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Фронтальный опрос.

Жизнь в морях и океанах. Сообщество поверхности воды. Сообщество толщи воды. Донное сообщество. Сообщество кораллового рифа. Глубоководное сообщество.

Презентация.

Таблицы и картинки организмов, живущих в морях и океанах.

П.23, сообщения о живых организмах, обитающих в водах Мирового океана, проиллюстрируйте

30

Обобщающие уроки по теме «Жизнь на Земле»

1

Применение, контроль, оценка знаний и умений

Знать отличительные черты живых организмов; их клеточное строение; о средах обитания организмов и их приспособленности к жизни в них; о распределении растений и животных на материках и в океанах в важнейших зонах Земли.

Индивидуальная работа.

Клетка. Оболочка. Цитоплазма. Ядро. Среда обитания. Сообщество. Природная зона. Царства живой природы.

Физическая карта полушарий Земли; таблицы, картины, гербарии, коллекции, влажные препараты, микроскопы, микропрепараты.

Повторить гл.3

Глава 4. Человек на планете Земле (4 часа)

31

Происхождение человека.

1

Изучение нового материала

Знать предков человека, их среду обитания и образ жизни.

Иметь представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении поведении в процессе исторического развития.

Уметь работать с различными источниками знаний (текстом учебника, рисунками, таблицами, муляжами, коллекциями), извлекая из нужную информацию; проявлять творчество и логически мыслить.

Фронтальный опрос.

Предки человека и человекообразных обезьян. Дриопитеки. Австралопитеки. Первые люди. Человек умелый. Человек прямоходящий. Неандерталец. Кроманьонец. Человек разумный.

Презентация.

Картины и таблицы из серии «Происхождение человека».

П. 24, сообщение об одной из стадий развития человека

32

Как человек изменил Землю.

1

Изучение нового материала

Знать последствия влияния человека на природу; экологические проблемы, которые необходимо решать на данном этапе.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него необходимую информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.

Фронтальный опрос.

На протяжении своей истории человечество заметно изменило природу Земли. Возникли и требуют решения экологические проблемы, важнейшие из которых - сохранение всего живого на планете, борьба с уничтожением лесов и наступлением пустынь, защита планеты от всех видов загрязнений.

Географическая карта полушарий Земли; таблицы и картины, иллюстрирующие последствия деятельности человека на живую природу.

П. 25 Подготовить сообщение о кислотных дождях, об озоновой дыре, парниковом эффекте.

33

Жизнь под угрозой.

1

Комбинированный

Знать последствия влияния деятельности человека на живые организмы; конкретные примеры негативной деятельности человека.

Индивидуальный опрос.

Исчезнувшие виды организмов (тарпан, квагга, дронт и др.). Исчезающие и редкие виды. Биологическое разнообразие. Заповедники, национальные парки, зоопарки, ботанические сады.

Картины и таблицы, с изображением редких и исчезающих видов растений и животных.

П. 26, Подготовить сообщение об охраняемых территориях Ульяновской области и России.

34

Меры сохранение жизни на Земле.

1

Комбинированный

Знать основные меры сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ.

Контрольная работа

Негативное влияние деятельности человека на среду обитания организмов. Загрязнение вод. Разрушение почв. Влияние человека на животный мир.

П. 27

35

Задание на лето.

1




© 2010-2022